Организация логистического процесса

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра "Коммерческая деятельность"


Курсовая работа

по дисциплине "Коммерческая логистика"

на тему "Организация логистического управления"


Выполнил: студент гр. КР-101

Барбаренко С.В.

Проверила: Лобанова Т.М.


Могилёв 2014 г.

Содержание


Введение

1. Место логистического управления на промышленном предприятии

1.1 Понятие и сущность логистического управления

1.2 Показатели эффективности логистического управления

2. Исследование эффективности логистического управления ОАО "ЛЕНТА"

2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО "Лента"

2.2 Анализ эффективности логистического управления

3. Пути повышения эффективности логистического управления

3.1 Направления совершенствования логистического управления на предприятии

3.2 Применение метода адаптивного прогнозирования в сбытовой логистике

3.3 Влияние изменения структуры ассортимента выпускаемой продукции на результат коммерческой деятельности предприятия ОАО "Лента"

Заключение

Список использованных источников

Введение


В последнее время в отечественной и зарубежной практике стала популярной логистическая концепция управления промышленным предприятием. Потребность в использовании логистики на предприятиях связана с эволюцией процесса управления и особенностями производственных процессов промышленных предприятий. Особую актуальность это приобретает в условиях кризиса, когда промышленное предприятие должно так организовать свою деятельность, чтобы минимизировать риски, убытки и расходы, которые связаны с процессами производства, обслуживания, транспортировки.

В рыночной экономике на разных этапах ее развития сложились различные системы управления. В современных условиях одним из основных факторов их эффективного функционирования должны быть принципы оптимизации формирования и выполнения производственно-сбытовой программы, основанной на скользящем планировании по стратегическим направлениям с учетом логистической координации различных потоков, а также налаженного взаимодействия участников системы. Положительное влияние на экономические показатели работы бизнес-групп оказывает интегрированная логистическая система.

Логистический подход к управлению закупочными, внутрипроизводственными и сбытовыми операциями, обеспечивающий скоординированное пространственно-временное и количественное регулирование материальных, финансовых и информационных потоков, имеет целью минимизацию всех видов затрат на продвижение материальных ресурсов и готовой продукции на всех этапах, как внутри бизнес-группы, так и вне ее.

Логистические системы управления производственными и сопряженными с ними процессами должны регулярно корректироваться и модернизироваться с учетом специфики изменений во внешней и внутрикорпоративной среде. [1, c.40]

Исследованию вопросов совершенствования деятельности промышленного предприятия на основе логистической концепции и инструментов логистического управления посвящено много научных работ отечественных и зарубежных ученых и практиков.

Целью данного исследования является выработка рекомендаций по повышению эффективности логистического управлени с целью обеспечения конкурентоспособности анализируемого предприятия (ОАО "Лента").

Поставленная цель предопределила следующие задачи исследования:

) изучить теоретические основы логистического управления, проанализировать мнение авторов о её сущности, выявить влияние на результаты деятельности предприятия;

) систематизировать показатели оценки эффективности существующей системы логистического управления;

) оценить эффективность логистического управления ОАО "Лента";

) предложить экономически и статистически обоснованные направления по совершенствованию логистического управления на предприятии.

Объект исследования - система логистического управления ОАО "Лента"

Предмет исследования - экономические процессы, которые возникают в процессе реализации управления логистикой.

В процессе написания работы использовался теоретический материал отечественных и зарубежных ученых, собран и проанализирован фактический материал по данному вопросу, изложенный в специализированных периодических изданиях, учебных пособиях.

В качестве методологической базы курсовой работы использовались современные принципы научного исследования механизмов логистики, включая такие методы, как сравнительный анализ, статистические методы анализа и прогнозирования.

Информационной базой исследования послужили официальные данные статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности ОАО "Лента", бизнес-план предприятия, материалы периодических изданий.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования предложенных автором предложений для совершенствования управления логистикой на анализируемом предприятии.

логистическое управление ассортимент продукция

1. Место логистического управления на промышленном предприятии


1.1 Понятие и сущность логистического управления


В последние годы в хозяйственной практике ряда стран произошли существенные изменения, стали использоваться новые методы и технологии управления, которые базируются на концепции логистики.

Важнейший аспект логистики - возможность влиять на стратегию и тактику работы предприятия и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на ее конечные цели [2].

Логистика (англ. Logistics) - наука о планировании, контроле и управлении упаковкой, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистическое управление основывается на общей теории менеджмента. В отличие от традиционного логистическое управление требует ориентации всех функций управления в единый критерий эффективности работы предприятия, суть которого заключается в максимизации соотношения совокупных объемов доходов и расходов, а также достижение посредством сбалансирования логистических потоков необходимого уровня адаптивности предприятия к внешним изменениям. Принципиальным отличием логистического управления предприятием от традиционного является обязательное сочетание технологии движения ресурсов с логистическими потоками предприятия, что исключает, с одной стороны, нерациональное формирования и использования ресурсов, а с другой, несвоевременное выполнение обязательств предприятия перед клиентами.

Концепции логистического менеджмента предприятия требуют определенных уточнений и конкретизации, а именно:

объектом логистического управления, является логистический поток как совокупность материального, информационного, финансового и сервисного потоков в конкретной логистической систем вдоль логистической цепи;

логистическое управление должно быть направлено на стратегию формирования эффективных систем, т.е. на формирование полных логистических цепей материальных потоков, требует определенных инвестиций, финансового, кадрового и информационного обеспечения.

Главная идея логистики: все стадии производства (добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление конечной продукции), транспортировки и сбыта рассматриваются как единый процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации [3, c 11-12].

Существуют так называемые "шесть правил логистики", которые описывают конечную цель логистического управления:

. груз - нужный товар;

. качество - необходимого качества;

. количество - в необходимом количестве;

. время - должен быть доставлен в нужное время;

. место - в нужное место;

. затраты - с минимальными затратами.

Функции логистики:

формирование хозяйственных связей по поставщикам товаров или указание услуг;

определение объемов и направлений материального потока;

прогнозные оценки потребности перевозок;

развитие, размещение и организация складского хозяйства;

управление запасами в сфере обращения;

внедрение системы качества на предприятии [2].

Логистический подход к управлению промышленным предприятием нацелен на обеспечение рационализации потоковых процессов в рамках управляемой системы с позиции единой материалопроводящей цепи, интеграция отдельных частей которой осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, методологическом уровнях, а минимизация затрат времени и ресурсов достигается путем оптимизации сквозного управления, информационными и финансовыми потоками.

Логистику разделяют на следующие функциональные разделы:

? логистика материальных запасов,

? транспортная логистика,

? логистика снабжения,

? закупочная логистика,

? логистика информационных потоков,

? производственная логистика,

? логистика распределения, или дистрибутивный менеджмент,

? логистика складского хозяйства,

? логистика сбыта,

? политика цен в логистической системе,

? логистика сервисных услуг,

? логистика проектирования,

? организация логистического управления [4].

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

) снизить запасы на всем пути движения материального потока;

) сократить время прохождения товаров по логистической цепочке;

) снизить транспортные расходы;

) сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Актуальность логистического управления промышленного предприятия видится с различных позиций: трудовой, экономической, информационной, организационно-правовой, технической. Именно технический фактор определяет направленность данного исследования и определяет целесообразность использования логистического подхода к выявлению и минимизации технических рисков на предприятиях.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов. По данным европейской промышленной ассоциации сокращение материальных запасов возможно на 30-70%. А по данным промышленной ассоциации США снижение запасов возможно в пределах 30-50%.

Также с применением логистики сокращается время прохождения товаров по логистической цепочке. Сегодня затраты времени на собственно производство составляют в среднем от двух до пяти процентов от общих временных затрат, а свыше 95% времени приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет:

) снизить себестоимость продукции;

) ускорить оборачиваемость капитала;

) соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени.

Экономический эффект при применении логистики возникает также от снижения транспортных расходов, вызванного оптимизацией маршрутов движения транспорта, и согласования графиков [5, c.11-12].


1.2 Показатели эффективности логистического управления


Существуют различные группировки логистических показателей. Прежде всего, логистические показатели группируют в зависимости от задач, которые могут быть решены с их помощью. Применение систем оценки результатов логистической деятельности призваны решить три основные задачи: мониторинг логистических операций, контроль над ними и оперативное управление. Для этого должны использоваться соответствующие логистические показатели. Мониторинговые показатели позволяют проследить за динамикой работы логистических систем. К типовым мониторинговым логистическим показателям можно отнести уровень сервиса и элементы структуры расходов.

Показатели, которые связаны с оценкой вклада логистики в деятельность предприятия, можно разделить на следующие группы:

показатели, характеризующие логистическую систему;

показатели, характеризующие работу логистической системы.

К первой категории можно отнести количественные показатели логистических активов (складов, транспорта, оборудования, запасов).

эффективность логистической системы;

производительность логистической системы;

надежность логистической системы;

гибкость логистической системы.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность деятельности промышленного предприятия. Основными показателями эффективности применения логистики являются:

Сокращение запасов в цепях товародвижения

Максимальное использование площадей и объемов

Ускорение оборачиваемости капитала.

Сокращение транспортных расходов, которые удается достичь за счет высокой согласованности участков в вопросах использования транспорта.

Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Совокупный эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем ценной для рынка способности обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами

В данной работе предлагается основные показатели эффективности свести в таблицу по четырем направлениям: управление ассортимента, обеспеченность товарами, формирование и стимулирование спроса и экономическая эффективность деятельности.

Для более развернутого анализа вводятся следующие обозначения:

Гф - количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн - общее количество групп товаров, ед.

Вф - фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн - количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т.п., ед.

Ро - количество новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки, ед. (табл. 1.1);


Таблица 1.1 - Список показателей эффективности управления ассортиментом

Направление деятельностиПоказатель эффективностиФормулаАссортимент товаров и его формированиеКоэффициент широты Кш = Гф / ГнКоэффициент полноты Кп = Вф / ВнКоэффициент глубины Кг = Рф / РнСтруктура ассортиментауд. доля каждой позицииКоэффициент обновления Ко = Ро / РфКоэффициент устойчивости Ку = 1 - (Р'ф1 + Р'ф2 +. + Р'фn / Рн × n)

В подсистеме материально-технического снабжения включают:

Структурные показатели (количество поставщиков, объем закупаемых ресурсов, количество рекламаций, затраты материально-технического снабжения)

Показатели производительности (сокращение времени поставок, интенсивность движения)

Показатели экономичности (затраты, цена, сохранность ресурсов)

Показатели качества (надежность поставок, уровень обслуживания)

При работе с поставщиками необходимо отслеживать расходы на выполнение заказа, а также установить оптимальный размер заказываемой партии. Данные показатели представлены в таблице.

В торговле не исключено образование запасов. Показатели эффективности использования запасов включают уровень товарных запасов (ТЗ), коэффициент и период оборачиваемости (табл. 1.2).


Таблица 1.2 - Список показателей эффективности управления закупками и запасами

Направление деятельностиПоказатель эффективностиФормулаТоварное предложение и обеспечение товарамиИндекс роста товарооборотаI= (Т21) *100%Оптимальный размер заказаSoпт=Уровень товарных запасовТЗ=ТЗ/Тдн,Затраты на обслуживание заказовЗп = Сэ + Ст + К/ТЗатраты на содержание запасовСхран = Зср × Qоднодн. × МСкорость обращения товаровКоб=Т/ТЗсрПродолжительность оборотаПоб=ТЗсрдн.

Где Т2 - товарооборот в текущем месяце (периоде);

Т1 - товарооборот предшествующего месяца (периода)

О - величина оборота;

Ст - издержки, связанные с доставкой;

Сх - издержки, связанные с хранением.

Сэ - годовые эксплуатационные расходы;

Ст - годовые транспортные расходы;

К - капитальные вложения;

Т - срок окупаемости варианта.

Тдн - дневной товарооборот;однодн - среднедневная реализация;

Зср - средний запас, дней;

М - доля годовых затрат на хранение в стоимости запаса.

Для предприятия, которое реализует свою продукцию без посредников важно стимулировать спрос и контролировать уровень обслуживания покупателей. Несколько показателей этой подсистемы представлены в таблице 1.3.


Таблица 1.3 - Список показателей эффективности обслуживания

Направление деятельностиПоказатель эффективностиФормулаФормирование и стимулирование спросаКоэффициент завершенности покупкиКЗ = NТ: NПКоэффициент выставочной площадиКВ = SВыст: SОбщКоличество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 выставочной площадиКТ = А: SВыстРентабельность рекламных мероприятийР= Пр * 100/Зр

Где NП - число человек, зашедших в магазин за день;Т - число покупок за день;Выст - размер выставочной площади;Общ - размер общей площади магазина;

А - ассортимент магазина;

П - прибыль от рекламных мероприятий;

Зр - затраты на рекламные мероприятия.

В условиях рыночной экономики результаты деятельности предприятия анализируются при помощи системы показателей, главным из которых являются прибыль и рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия.

Основная цель предприятия - это получение прибыли и наиболее эффективное ее использование в интересах предприятия. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы (табл.1.4).


Таблица 1.4 - Список показателей экономической эффективности

Направление деятельностиПоказатель эффективностиФормулаЭкономическая эффективность Прибыль от реализацииПРр = ВРр - С - РР - УРОбщая экономическая рентабельностьР = П / Т * 100Соотношение доходов и расходов по закупке и реализации товаровК = Д/Р

Где ПРр - прибыль от реализации товаров, работ, услуг;

ВРр - выручка от реализации товаров, работ, услуг;

С - себестоимость реализованных товаров, продукции, работ

РР - расходы на реализацию;

УР - управленческие расходы.

П - сумма прибыли (валовой или чистой);

Т - объем товарооборота (без НДС).

Д - доход от реализации

Р - расходы по закупке и реализации


2. Исследование эффективности логистического управления ОАО "ЛЕНТА"


2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО "Лента"


Открытое акционерное общество "Лента" - создано 29 июля 1993 году Решением №11 Комитета по управлению государственным имуществом при Совете Министров Республики Беларусь. Структурно ОАО "Лента" входит в состав концерна "Беллегпром" и является промышленным предприятием текстильно-галантерейной отрасли легкой промышленности.

Главными направлениями производственной деятельности ОАО "Лента" являются:

производство текстильной галантереи;

производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;

производство медицинских перевязочных материалов;

оперативная реализация всей вышеперечисленной продукции;

фирменная торговля;

коммерческая деятельность;

услуги по оформлению интерьеров окон помещений;

внешнеэкономическая деятельность, а также другие виды, перечисленные в уставе общества.

Основными видами выпускаемой продукции ОАО "Лента" являются текстильно-галантерейные изделия, гардинное полотно и гардинные изделия, швейные изделия, медицинские перевязочные материалы.

В настоящее время ОАО "Лента" является ведущим предприятием легкой промышленности Республики Беларусь по производству текстильно-галантерейных изделий: лент; шнуров; тесем; текстильной застежки; гардинного полотна; штучных гардинных изделий (занавески, скатерти, покрывала, накидки, салфетки, воланы); бигуди; повязок нарукавных; погон; бинтов медицинских.

В настоящее время на предприятии действует пять программно-целевых блоков:

)производственный;

2)снабженческо-сбытовой;

)экономический;

)ремонтно-хозяйственный;

)торговый.

Для анализа основных экономических показателей деятельности ОАО "Лента" используются данные статистической и бухгалтерской отчетности, копии которых приведены в приложениях.

В таблице 2.1 отражены основные показатели деятельности предприятия за три года.


Таблица 2.1 - Анализ основных технико-экономических показателей

Показатель2011 г2012 г2013 гИзмене-ние 2012 и 2011 гИзмене-ние 2013 и 2012 г123456Валюта баланса, млн р. 122 316189 981218 61667 66528 635Основные средства, млн р. 38 99557 01669 55618 02112 540Запасы готовой продукции, млн р. 16 49942 52842 72226 029194Краткосрочная дебиторская задолженность, млн р. 9 87110 17361 59230251 419Собственный капитал, млн р. 57 81094 269115 85536 45921 586Уставный капитал, млн р. 23 05921 66521 665-1 3940Нераспределенная прибыль, млн р. 1 34832 65446 18831 30613 534-в сопоставимых ценах, млн р. 1 34827 21241 98925 86414 777Долгосрочные обязательства, млн р. 5 4003 5441 816-1 856-1 728Краткосрочные обязательства, млн р. 59 10692 168100 94533 0628 777Выручка от реализации продукции, млн р. 142 291233 449280 79891 15847 349-в сопоставимых ценах. млн р. 142 291194 541255 27152 25060 730Себестоимость реализованной продукции, млн р. 97 847154 547202 24956 70047 702-в сопоставимых ценах. млн р. 97 847128 789183 86330 94255 074Валовая прибыль, млн р. 44 44478 90278 54934 458-353-в сопоставимых ценах, млн р. 44 44465 75271 40821 3085 657Управленческие расходы, млн р. 021 96925 84921 9693 880Расходы на реализацию, млн р. 3 7459 10314 7155 3585 612Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн р. 40 69947 83037 9857 131-9 845-в сопоставимых ценах, млн р. 40 69939 85834 532-841-5 327Налог на прибыль, млн р. 2 7517 5154 6084 764-2 907Чистая прибыль (убыток), млн р. 6 60930 47215 50223 863-14 970-в сопоставимых ценах, млн р. 6 60925 39314 09318 784-11 301Среднесписочная численность сотрудников, чел1 1711 1481 196-2348Рентабельность продаж, %28,620,4813,52-8,1-7Рентабельность производства, %41,5930,918,78-10,6-12Фондовооруженность, р33,349,6658,1516,48

Как видно из таблицы, валюта баланса возросла на 28 635 млн, что свидетельствует по повышении эффективности деятельности предприятия. Наибольшая доля в активе баланса принадлежит краткосрочным активам.

Запасы готовой продукции возросли на 194 млн р. и составили 42 722 млн р, что свидетельствует о необходимости пересмотра политики сбыта и управления ассортиментом.

На предприятии существует краткосрочная дебиторская задолженность в размере 61 592 млн р, следует отметить, что её рост по сравнению с прошлым годом составил 51 419 млн р.

Уставный капитал равен 21 665 млн р. Долгосрочные обязательства предприятия сократились на 1 728 млн р и равны 1 816 млн р. Краткосрочные обязательства в свою очередь равны 100 945 млн р., причем следует отметить их резкий рост в размере 8 777 млн р.

Показатели выручки и себестоимости также возросли. Себестоимость возросла на 47 702 млн р и на отчетную дату составила 202 249 млн р. Валовая прибыль составила 78 549 млн р, что на 353 млн р ниже, чем в прошлом году. Чистая прибыль равна 15 502 млн р.

Численность сотрудников возросла на 48 чел. На отчетный период на предприятии работает 1196 чел.

Сократились показатели рентабельности продаж и производства, что свидетельствует о необходимости пересмотра стратегии предприятия.

В таблице 2.2 анализируются долгосрочные активы ОАО "Лента" в их динамике и структуре.


Таблица 2.2 - Анализ долгосрочных активов ОАО "Лента"

АктивыПоказатели структуры актива в валюте (итоге) балансаНа 31.12.2012 г. На 31.12.2013 г. прирост (+), снижение (-) млн р. удельный вес, %млн р. удельный вес, %млн р. удельный вес, %Долгосрочные активы57 84530,4570 20032,1112 3551,66Основные средства 57 01630,0169 55631,8212 5401,81Нематериаль-ные активы 3000,162760,13-24-0,03Вложения в долгосрочные активы 2200,12590,03-161-0,09Долгосрочные финансовые вложения 3070,163070,14--0,02Отложенные налоговые активы 20,0020,00--0,00Валюта баланса189 981100218 61610028 635Х

Общая сумма долгосрочных активов возросла на 12 355 млн р. и составила 70 200 млн р. Удельный вес долгосрочных активов также возрос - рост составил 1,66% и на отчетную дату уровень долгосрочных активов был равен 32,11%.

Основные средства предприятия возросли на 12 540 млн р.

Динамика и структура краткосрочных активов предприятия отражены в таблице 2.3


Таблица 2.3 - Анализ краткосрочных активов баланса ОАО "Лента"

АктивыПоказатели структуры актива в валюте (итоге) балансаНа 31.12.2012 г. На 31.12.2013 г. прирост (+), снижение (-) млн р. удель-ный вес, %млн р. удель-ный вес, %млн р. удельный вес, %1 2 3 4 5 6 7Краткосрочные активы132 13669,55148 41667,8916 280-1,66Запасы108 13056,9284 26138,54-23 869-18,37в том числе: материалы27 07214,2524 70811,30-2 364-2,95 - незавершенное производство13 5087,1116 8317,703 3230,59-готовая продукция и товары42 52822,3942 72219,54194-2,84 - товары отгруженные25 02213,17---25 022-13,17Расходы будущих периодов2 8741,51300,01-2 844-1,50Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам2 5411,348720,40-1 669-0,94Краткосрочная дебиторская задолженность10 1735,3561 59228,1751 41922,82Краткосрочные финансовые вложения2 8001,47---2 800-1,47Денежные средства и их эквиваленты 5 6152,961 6580,76-3 957-2, 20Прочие краткосрочные активы 30,0030,00--0,00Валюта баланса189 981100218 61610028 635Х

Краткосрочные активы баланса ОАО "Лента" возросли на 16 280 млн р и на конец 2013 года равны 148 416 млн р. Удельный вес краткосрочных активов сократился и равен 67,89 %. Запасы ОАО "Лента" сократились на 23 869 млн р. На 31.12.2013 они равны 84 261 млн р. Удельный вес запасов в активе баланса равен 38,54%. Производственные запасы оцениваются по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) с отражением на счете 10 "Материалы" с применением счета 16 "Отклонение в стоимости материалов". Стоимость производственных запасов. Материалы сократились на 2 364 млн р. и равны 24 708 млн р.

Оценка остатков незавершенного производства производится по стоимости сырья. Незавершенное производство занимает 7,70% активов предприятия и равно 16 831 млн р, что на 3 323 млн р. больше, чем в прошлом году. Готовая продукция на складе оценивается на конец отчетного периода по фактической производственной себестоимости, а в течение месяца в аналитическом учете готовая продукция на складе оценивается по учетным ценам без НДС.

На конец отчетного периода запасы готовой продукции занимали наибольший удельный вес среди всех видов запасов - 19, 54% (абсолютное значение равно 42 722 млн р., что на 194 млн р. больше, чем в прошлом году). Следует отметить, что наблюдается сокращение расходов будущих периодов (на конец 2013 года их сумма была равна 30 млн р.), снижение налогов на добавленную стоимость на 1 669 млн р.

Наличие высокого уровня (22,82%) краткосрочной дебиторской задолженности в размере 51 419 млн р. свидетельствует о недостаточном управлении и работы с дебиторами и вызывает необходимость пересмотра политики в данной области.

Собственный капитал возрос на 21 586 млн р. т равен 115 855 млн р, что составляет 53% в структуре пассива баланса предприятия.

Рост капитала связан, прежде всего, с возросшими на 8 052 млн р. добавочным капиталом и нераспределенной прибылью (увеличилась на 13 534 млн р). Уставный фонд по состоянию на 01.01.2013 года составил 21 665 млн р.

В таблице 2.4 анализируется структура и динамика собственного капитала предприятия.


Таблица 2.4 - Анализ собственного капитала ОАО "Лента"

Собственный капитал и обязательстваНа 31.12.2012 г. На 31.12.2013 г. прирост (+), снижение (-) млн р. удельный вес, %млн р. удельный вес, %млн р. удельный вес, %Собственный капитал94 26949,62115 85552,9921 5863,37Уставный капитал 21 66511,4021 6659,91--1,49Добавочный капитал 39 95021,0348 00221,968 0520,93Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 32 65417, 1946 18821,1313 5343,94Баланс189 981100218 61610028 635Х

Далее в таблице 2.5 анализируются долгосрочные обязательства предприятия


Таблица 2.5 - Анализ долгосрочных обязательств ОАО "Лента"

Собственный капитал и обязательстваНа 31.12.2012 г. На 31.12.2013 г. прирост (+), снижение (-) млн р. удельный вес, %млн р. удельный вес, %млн р. удельный вес, %1234567Долгосрочные обязательства 3 5441,871 8160,83-1 728-1,03Долгосрочные кредиты и займы 3 5441,871 7770,81-1 767-1,05Отложенные налоговые обязательства --390,02390,02Баланс189 981100218 61610028 635Х

На конец 2012 сумма долгосрочных обязательств по кредитам всего составляет 3544 млн р., в т. ч. ОАО Банк развития РБ - 1667 млн р., ОАО АСБ "Беларусбанк" - 1867 млн р.

В 2013 году ОАО "Лента" долгосрочные кредиты и займы не привлекало, погашено основного долга по ранее полученным долгосрочным кредитам на 1 767 млн р.

На предприятии отсутствуют обязательства по лизинговым платежам. Отложенные налоговые обязательства равны 39 млн р.

Динамика и структура краткосрочных обязательств ОАО "Лента" отражены в таблице 2.6.


Таблица 2.6 - Анализ краткосрочных обязательств

Собственный капитал и обязательстваНа 31.12.2012 г. На 31.12.2013 г. прирост (+), снижение (-) млн р. удель-ный вес, %млн р. удель-ный вес, %млн р. удель-ный вес, %1234567Краткосрочные обязательства 92 16848,51100 94546,178 777-2,34Краткосрочные кредиты и займы 63 82833,6070 20932,126 381-1,48Краткосрочная кредиторская задолженность 28 14714,8230 10413,771 957-1,05в том числе: поставщикам, подрядчикам, исполнителям 17 2919,1020 1389,212 8470,11-по авансам полученным 1 1130,594 1641,903 0511,32-по налогам и сборам 5 7693,047270,33-5 042-2,70-по социальному страхованию и обеспечению 700,041730,081030,04-по оплате труда 3 7651,984 2561,95491-0,03 - собственнику имущества (учредителям, участникам) 1380,076460,305080,22-прочим кредиторам10,00---1-0,00Обязательства, предназначен-ные для реализации 1930,103840,181910,07Доходы будущих периодов --2480,112480,11Баланс 189 981100%218 616100%28 635Х

Сумма полученных краткосрочных кредитов и займов в 2013 году составила 70 209 млн р.

За отчетный период предприятие не имело задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, своевременно рассчитывалось за потребляемые энергоресурсы и выплачивало заработную плату работникам.

В таблице 2.7 отражены данные по рассчитанным коэффициентам ликвидности и платежеспособности - финансовые показатели, рассчитываемые на основании отчётности предприятия для определения номинальной способности компании погашать текущую задолженность за счёт имеющихся текущих (оборотных) активов.


Таблица 2.7 - Анализ показателей ликвидности и платежеспособности

Наименование показателяНа начало периодаНа конец периодаНормативКоэффициент текущей ликвидности (К1) 1,431,47К1 >= 1,3К1 =КА=ББ стр.290 КОББ стр.690 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) 0,300,32К2 >= 0,2К2 =СК + ДО-ДА= ББ стр.490 + ББ стр.590 - ББ стр. 190 КАББ стр.290 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) 0,500,47К3 <= 0,85К3 =КО + ДО=ББ стр.690 + ББ стр.590 ИБББ стр.300 Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) 0,090,02Кабсл >= 0,2Кабсл =ФВк + ДС=ББ стр.260 + ББ стр.270 КОББ стр.690 Коэффициент общей оборачиваемости капитала1,501,37-Коок =ОП стр.010 (ББ стр.300 гф.3 + ББ стр.300 гф.4) / 2 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (краткосрочных активов) 2,182,00-Коос =ОП стр.010 (ББ стр.290 гф.3 + ББ стр.290 гф.4) / 2 Коэффициент капитализации1,020,89Ккап <= 1,0Ккап =ББ стр.590 + ББ стр.690 ББ стр.490 Коэффициент финансовой независимости (автономии) 0,500,53Кфн >= 0,4 - 0,6

Показатели финансовой устойчивости по ОАО "Лента" следующие: коэффициент текущей ликвидности - 1,47, при нормативе не менее 1,3, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,32 при нормативе не менее 0,2, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами - 0,47 при нормативе не более 0,85.


2.2 Анализ эффективности логистического управления


Главной задачей развития предприятия является сохранение и усиление позиции общества в конкурентной борьбе на рынках текстильной продукции, а также создание новых видов продукции и завоевание ниш на рынках сбыта этой продукции. для достижения поставленной цели особая роль отводится организации и реализации логистического управления над процессами производства и реализации продукции.

ОАО "Лента" располагает набором технологически связанных производств: лентоткацким, плетельным, гардинным, швейным, красильно-отделочным, производством текстильной застежки "Контакт", медицинских перевязочных материалов.

Структуру основного производственного оборудования в производственных цехах по срокам эксплуатации на 2012 год характеризуют следующие данные: от 1 года до 5 лет - 14,4 %, от 5 до 10 лет - 8,6 %, от 10 до 15 лет - 14,3 %, от 15 до 20 лет - 5,9 % и свыше 20 лет - 56,8 %

В таблице 2.8 представлены данные о плановых и фактических значениях производства продукции, а также анализ выполнения тактического плана по производству.


Таблица 2.8 - Анализ выполнения тактического плана по производству

ПоказательЕд. измеренияпланфактоткл. % вып-нияПроизводство продукции в отпускных ценах млн р. 292 964298 328,65 364,6101,83Гардинное полотнот. м. п. 3 103,33 244,1140,8104,54Штучные гардинные изделия т. шт. 1 714,71 761,4446,74102,73Гардинные изделият. м. кв. 023 041,9--млн р. 53 75453 990,5236,5100,44Комплекты швейных изделийт. шт. -15,3--млн р. -10 270,5--Лентоткацкие изделият. м. 78 35479 705,21 351,2101,72млн р. 113 424,1114 456,71 032,6100,91Плетельные изделият. м. 127 880,5130 168,72 288,2101,79млн р. 47 925,749 178,21 252,5102,61Текстильная застежка "Контакт"т. м. 6 385,36 601,2215,9103,38млн р. 27 667,628 8991 231,4104,45Повязка нарукавнаятыс. шт. 000-млн р. 000-Погонытыс. пар. 268,96274,55,54102,06млн р. 5378,85 509,7130,9102,43Салфетки медицинскиетыс. шт. 9 982,6510 229,8247,15102,48млн р. 4 244,64 393,4148,8103,51Бинты медицинскиет. м. 15 387,715 908,45520,75103,38млн р. 14 697,815 264,1566,3103,85Прочиетыс. шт. 3 764,13 843,27779,177102,10млн р. 16 076,116 461,6385,5102,40

Из таблицы видно, что планы выполнены полностью. Фактическое производство в отпускных ценах равно 298 328,6 млн р, при плановом значении в 292 964 млн р. Процент выполнения плана в целом по производству равен 101,83 %. Наибольший процент по производству принадлежит гардинному полотну (104,54 %), текстильной застежке "Контакт" (104,45 %), бинтам медицинским (103,85 %).

Следует отметить, что продукция ОАО "Лента" используется в швейной, трикотажной, обувной подотраслях легкой промышленности, электротехнической, мебельной, химической и других отраслях промышленности, а также в медицине. Предприятие является лауреатом премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

Однако на изношенном оборудовании, существующем на предприятии, становится все сложнее обеспечить надлежащее качество продукции без увеличения производственных издержек, что в свою очередь самым непосредственным образом сказывается на цене на выпускаемую продукцию и, соответственно, на общую конкурентоспособность предприятия.

В структуре затрат производимой продукции ОАО "Лента" преобладают сырье и материалы - более 50 %, что позволяет отнести производство к материалоемкому (таблица 2.9).


Таблица 2.9 - Анализ затрат на производство продукции в миллионах рублей

Показатель2012 г2013 гИзменениеЗатраты на производство продукции (работ, услуг) 195 281229 05433 773В том числе: материальные затраты125 870137 20411 334из них: сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты108 105117 3609 255из них импортные47 36750 3032 936-топливо1 0931 242149из него импортное9695-1-электрическая энергия6 6017 019418-тепловая энергия4 0404 528488-затраты на оплату труда44 25758 91714 660-отчисления на социальные нужды15 56420 8065 242-амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности 4 6456 3351 690в том числе: амортизация основных средств4 6036 2791 676-амортизация нематериальных активов425614-прочие затраты4 9455 792847-отдельные статьи затрат3 2453 627382

Таким образом видно, что затраты на производство возросли на 33 773 млн р и в 2013 году были равны 229 054 млн р. Наибольший удельный вес принадлежит материалам.

Затраты по материальным ресурсам по сравнению с прошлым годом возросли на 11 334 млн р и были равны 137 204 млн р, в частности, затраты на сырье были равны 117 360 млн р (43 % импортное сырье), топливо - 1 242 млн р (7 % импортное). Амортизация основных средств возросла на 1690 млн р и составила 6 335 млн р.

При закупе сырья рассматриваются альтернативные варианты, основанные на выборе поставщиков по следующим показателям: качество товара, цена, близость поставщика, условия оплаты. Сырье и материалы поставляются регулярно. Рационально организованные прямые длительные хозяйственные связи обеспечивают ритмичность производства, позволяют сократить транспортные расходы, обеспечивают производственные запасы.

Со многими поставщиками (предприятиями-изготовителями) у предприятия сложились долговременные и устойчивые связи.

Сведения о поставщиках основного сырья и материалов приведены в таблице 2.10.


Таблица 2.10 - Основные поставщики сырья и материалов для ОАО "Лента"

Наименование сырьяПредприятия - поставщикиУдельный вес, %Пряжа х/бРУП "Гронитекс" г. Гродно РУП "Ветковская хлопкопр. ф-ка" предприятия России и Узбекистана6,5 0,2 3,1Нити полиэфирныеОАО "Могилевхимволокно" РУП СПО "Химволокно" Польша3,7 56,1 2,4Нити полиамидныеОАО "Гродно Химволокно"9,7Россия4,0Польша и Тайвань3,7Нити латексныеМалайзия7,4Прочие-3,2

Каналы распределения продукции на ОАО "Лента" включают:

) напрямую к покупателю;

) через посредников;

) через торговую сеть;

) через фирменные магазины;

) через региональные склады хранения.

Стратегия маркетинга на предприятии включает максимальное внедрение продукции ОАО "Лента" на рынки России, Украины, Польши, стран Балтии, а также увеличение экспорта за счет поиска и укрепления сотрудничества с партнерами из Казахстана, Узбекистана, Армении, Молдовы.

ОАО "Лента" активно продвигает свою продукцию на внешние рынки: Россия, Украина, Молдова, Литва, Латвия, Армения и ряд других стран. В 2012 году прекратилась отгрузка продукции в Польшу, Францию и Финляндию. Однако с 2011 года начались поставки продукции предприятия в Израиль, а с 2012 года - в Англию.

Предприятие экспортоориентировано (более 48 % продукции отгружается на экспорт). Планом на 2013 год было обозначена сумма отгрузки на экспорт (таблица 2.11).


Таблица 2.11 - Анализ тактического плана по отгрузке и экспорту

ПоказательпланфактИзменение% выполненияОтгрузка готовой продукции без НДС, млн р263 516265 4911 975100,749Отгрузка на экспорт, тыс долл. 15 379,815 943,9564,1103,668

Плановый показатель по отгрузке на 2013 год был 263 516 млн р. За отчетный год было отгружено на 265 491 млн р, что на 1 975 млн р превышает плановое значение. В процентном значении выполнение плана составило 100,75 %

Фактически на экспорт было отгружено 15 943,9 тыс долл, при плановом значении 15 379,8 тыс долл. Процент перевыполнения плана равен 3,6 %, что в количественном значении равно 564,1 тыс долл.

В составе ОАО "Лента" имеются предприятия розничной торговли: фирменные магазины "Стужка" в городах Могилев, Минск, Гомель, Мозырь, Брест, Витебск, Бобруйск и Гродно. В наличии розничный магазин в г. Киеве и два розничных магазина в г. Нижний Новгород.

ОАО "Лента" удерживает лидирующую позицию на внутреннем рынке. Рынок Республики Беларусь характеризуется нестабильным спросом, что обусловлено различными конъюнктурными факторами, в том числе модой. По данным бизнес-плана, текстильная галантерея ОАО "Лента" занимает 80% от общей емкости рынка Беларуси. Гардинное полотно и штучные изделия ОАО "Лента" занимают около 40% от общей емкости рынка в РБ.

В таблице 2.12 приведен анализ выполнения тактического плана по сбыту на внутреннем рынке.


Таблица 2.12 - Анализ выполнения тактического плана по сбыту в миллионах рублей

ТоварооборотПланФактИзменение% выполнения"Стужка", г. Могилев5 772,45 702,6-69,898,8 "Стужка", г. Минск5 962,26 267,4305,2105,1"Стужка", г. Бобруйск3 1653 432267108,4"Стужка", г. Гродно1 471,71 596,7125108,5Итого товарооборот: 16 371,316 998,7627,4103,8Филиал г. Гомель розничная торговля5 730,25 851,1120,9 102,1-оптовая торговля10 913,89 714,56-1 199,2489,0Итого по филиалу: 16 64415 565,66-1 078,3493,5Филиал г. Брест розничная торговля1 635,61 667,4631,86101,9 - оптовая торговля7 858,36 302,5-1 555,880,2Итого по филиалу: 9 493,97 969,96-1 523,9483,9Филиал г. Витебск розничная торговля3 4003 518,38118,38103,5 - оптовая торговля8 099,16 991,4-1107,786,3Итого по филиалу: 11 499,110 509,78-989,3291,4Итого по филиалам РБ: 37 63734 045,4-3591,690,5Маг. - склад г. Минск23 003,722 850,8-152,999,3Маг. - склад г. Гродно8 179,77 648,6-531,193,5Итого скл. - магазинам: 31 183,430 499,4-68497,8Итого розница 27 137,128 035,64898,54103,3Итого опт58 054,653 507,86-4 546,7492,2Всего товарооборот85 191,781 543,5-3 648,295,7Фирменные секции 8 9507 422,4-1 527,682,9

Согласно таблице 2.12 наблюдается невыполнение плана по сбыту:

фирменный магазин "Стужка", г. Могилев, процент выполнения 98,8%

оптовая торговля в городах Гомель, Брест, Витебск.

магазины-склады в Минске и Гродно.

Важно отметить, что в целом, процент выполнения плана по розничной торговли равен 103,3 %. В 2013 году в розничной торговле было реализовано 28 035,64 млн р продукции. В свою очередь, в оптовой торговле наблюдается невыполнение плана на 4 546,74 млн р. Процент выполнения плана по оптовой торговле равен 92,2 %.

Недостаточный процент выполнения плана по сбыту также замечен в фирменных секциях - 82,9 %.

С целью анализа ассортимента был использован АВС-анализ. Лидирующую позицию в реализации продукции предприятия ОАО "Лента" занимает продукция гардинной фабрики - лента ременная. Они занимают долю, равную 12,89 % от общей реализации продукции.

Результаты анализа говорят о том, что на предприятии основную часть ассортимента составляют изделия составляющие группу С (31 наименований - 50 %) (табл.2.13).


Таблица 2.13 - ABC анализ ассортимента ОАО "Лента"

Наименование обобщенного ассортиментаОбъем продаж за 2013 год, млн р. Доля в оборотеДоля в обороте с накопительным оборотомАВС Группа12345Л. ременная32 18812,89612,896АШвейные изделия25 88010,36823,264АЛ. эластичная22 6619,07932,343АШтуч. изд. "Контакт"20 6998,29340,636АТ. прикладная15 9856,40447,040АП/Г 14кл. 10 9754,39751,437АЛ. для штор10 2524,10755,544АСалфетка мед. 8 1593,26958,813АЛ. отделочная6 3922,56161,374АШтучн. изделия6 0992,44363,818АШн. отделочн. 5 7052,28666,103АКружева5 6912,28068,383АШн. упаков. 5 3462,14270,525ВПогоны5 2402,09972,624ВБинты трубчатые5 1142,04974,673ВЗаказные изделия 4 5981,84276,515ВЛ. прикладная4 5001,80378,318ВП/Г18кл. 4 4591,78680,105ВЛента для погон4 4011,76381,868ВЗТ "Контакт"4 0201,61183,478ВЛ. окантовочн. 3 4211,37184,849ВЛ. д/элек. - пром. 3 0951,24086,089ВПрочие мед. издел. 3 0311,21487,303ВЛента брючная2 6051,04488,347ВЛ. корсажная2 5691,02989,376ВЛ. саржевая2 4150,96890,344ВМаски гигиенич. 2 1980,88191,224ВЛ. атласная2 0800,83392,058ВШнур шторный1 5970,64092,697ВТ. эластичная1 4950,59993,296ВЛ. декоративн. 1 3700,54993,845ВШн/мокасин1 3470,54094,385СБигуди1 0680,42894,813СШнур обувной1 0630,42695,239ССалфетка мед. стер. 9820,39395,632СЛ. эластичная брет. 9500,38196,013СЛента ушковая9090,36496,377СПовязка нарукав. 7990,32096,697СБинты эластичные7170,28796,984СШн. веретен. 7000,28097,265СТ. отделочная6770,27197,536СТ. вязанная6310,25397,789СШн. эластичн. 5990,24098,029СЛ. веретенная5800,23298,261СЛ. д/з"молния"5530,22298,483СЛ. отд. жаккард. 5150, 20698,689СШнур аркатный4890, 19698,885СЛ фирменная4810, 19399,078СТ. вяз. эласт. 4610,18599,262СЛента обувная3890,15699,418СШнурки3130,12599,544СП/Г 9кл. 3060,12399,666СТ. вязаная окантов. 2060,08399,749СПрочие1940,07899,826СШн. технич. 830,03399,860СШн. плетельн. 710,02899,888СЛента для наград690,02899,916СБинты фиксирующ. 690,02899,943СПояс пожарный 450,01899,961СЛента галун400,01699,977СЛента тафтяная37,30,01599,992СЛ. техническая190,008100,000СВсего249602100--

Результаты анализа обобщены в таблице 2.15, которая составлена на основе данных таблицы 2.15.


Таблица 2.15 - Результаты ABC анализа

ГруппаОбъем продаж, млн р. Доля, %А170 68668,38В63 55425,46С15 362,36,15Итого249 602100

В стоимостном выражении основную долю продукции 68,38% выручки составляют изделия, группы А. Количество изделий, входящих в данную группу - 12,19 % от всего количества наименований изделий. Данная группа приносит предприятию наибольший доход (170 686 млн р).

В группу В входит 30,64 % наименований обобщенного ассортимента, что составляет 26 наименований продукции, выпускаемой предприятием. В стоимостном выражении данная группа составляет 63 554 млн р. (25,46 %).

Группа С составляет 6,15 % от всего объема продаж, что равно 15 362,3 млн р. В данную группу входит 31 наименований продукции, что составляет 50 % ассортимента.

Оценим ритмичность реализации в отчетном году (табл.2.16):


Таблица 2.16 - Анализ ритмичности реализации в 2013 г

МесяцРеализацияВыполнение плана,%Засчитывается в показательплан2013млн р%млн р%млн р%12345678январь18 8506,9017 8076,7194,4717 8076,71февраль21 0007,6818 6207,0188,6718 6207,01март23 1608,4719 4927,3484,1619 4927,34апрель23 5008,6022 9028,6397,4622 9028,6май22 0558,0719 7847,4589,7019 7847,45июнь24 1768,8423 6728,9297,9223 6728,84июль23 9008,7426 1169,84109,2723 9008,74август25 5009,3327 23510,26106,8025 5009,33сентябрь21 1007,7221 4168,07101,5021 1007,72октябрь22 0008,0522 2248,37101,0222 0008,05ноябрь24 5008,9623 1218,7194,3723 1218,71декабрь23 6008,6323 1028,7097,8923 1028,63Итого273 341100,00265 491100,0097,13265 49197,13

Крп=? ([ (17 807 - 18 850) 2 + (18 620 - 21 000) 2 + (19 942 - 23 160) 2 + (22 902-23 500) 2 + (19 784-22 055) 2 + (23 672 - 24 176) 2 + (26 116 - 23 900) 2 + (27 235 - 25 500) 2 + (21 416 - 21 100) 2 + (22 224 - 22 000) 2 + (23 121 - 24 500) 2 + (23 102-23 600) 2] /12) / (273 341/ 12) =0,124


Согласно полученным данным, можно сделать вывод о том, что в 2013 году реализация продукции по месяцам в среднем отклонялась от плановых значений на 12,4 %. Таким образом, наблюдается снижение коэффициента ритмичности, что свидетельствует о снижении эффективности и неритмичности реализации, что обусловлено различными факторами, особенно внутренними.

3. Пути повышения эффективности логистического управления


.1 Направления совершенствования логистического управления на предприятии


Исходя из анализа, проведенного в главе 2, можно выделить ряд недостатков, с которые необходимо решать с позиции логистики:

. Материалоёмкость производства и высокий износ основных средств.

. Низкие показатели по сбыту продукции.

На предприятии ОАО "Лента" существуют определенные проблемы со сбытом товаров на внутреннем рынке. Поэтому особое внимание руководству предприятия следует уделить обновлению основных средств, применению передовых коммерческих технологий, маркетинга. Для успешного роста поступлений реализации продукции должны проводиться рыночные исследования по следующим направлениям:

анкетирование потребителей;

мониторинг торговой сети;

сокращение рисков неплатёжеспособности;

освоение новых рынков сбыта;

совершенствование работы маркетинговой службы.

Предлагается использование маркетинговых инструментов:

) Проведение эффективной ценовой политики;

) использование благоприятной конъюнктуры товарного рынка

) развитие информационной деятельности на товарном рынке;

) стимулирование персонала;

) реклама;

) использование скидок.

. Высокая дебиторская задолженность

Согласно отчету в 2012 году дебиторская задолженность была равна 10 173 млн р. В 2013 году наблюдается резкий рост дебиторской задолженности - в отчетном году она равна 61 592 млн р.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность предприятия и определяет кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

Существуют следующие методы работы по возврату долгов:

Ведение переговоров

арбитражный суд

факторинг

коллекторы.

Политика управления <#"center">3.2 Применение метода адаптивного прогнозирования в сбытовой логистике


В настоящее время в практике статистического анализа широкое распространение получили методы адаптивного моделирования и прогнозирования. В производственном менеджменте эти методы используются при прогнозировании спроса на товары и услуги компании. Данные прогнозы играют решающую роль при разработке стратегии предприятия на всех уровнях: планировании объемов производственной деятельности компании, мощностей, трудовых ресурсов, системы снабжения, финансовых и маркетинговых планов.

В практике статистического прогнозирования наиболее часто используются две базовые модели: Брауна и Хольта. Прогнозная оценка Yp (t,k) уровня ряда Y (t+k), вычисляются в момент времени t на k шагов вперед (3.1):

p (t,k) = A0 (t) + A1 (t) ? k, (3.1)


где A0 (t) - оценка текущего (t-го) уровня; A1 (t) - оценка текущего прироста. Далее определяется величина их расхождения (ошибки). При k=1 имеем:


e (t+1) = Y (t+1) - Yp (t,1), (3.2)


В соответствии с этой величиной корректируются параметры модели.

В качестве объекта исследования и адаптивного прогнозирования по модели Хольта, с целью исключить возможное влияние цен были взяты годовые показатели реализации продукции ОАО "Лента" в тыс м (табл.3.1).


Таблица 3.1 - Исходные данные

ГодТыс м2009220 5612010288 2802011284 5062012258 6022013241 455

Для проверки соответствия исходных данных нормальному закону распределения рассчитываются эксцесс (мера скученности) и асимметрия (мера скошенности). Оцениваются статистические показатели для входных данных модели (табл.3.2).


Таблица 3.2 - Итоговая статистика параметров модели

t Y (t) 1234Среднее3Среднее258 680,87Стандартная ошибка0,707Стандартная ошибка12 831,39Медиана3Медиана258 601,602Мода-Мода-Стандартное отклонение1,5811Стандартное отклонение28 691,872Дисперсия выборки2,5Дисперсия выборки823 223 575,6Эксцесс-1,2Эксцесс-1,706Асимметричность0Асимметричность-0,306Интервал4Интервал67 719Минимум1Минимум220 561,1Максимум5Максимум288 280,1Сумма15Сумма1 293 404,377Счет5Счет5

Погрешности асимметрии и эксцесса равны:


S (А) =0,38

S (Е) =2,7


Т. к эксцесс и асимметрия меньше полуторных значений их ошибок, можно сделать вывод о том, что данная выборка соответствует нормальному закону распределения.

Коэффициент вариации для параметра t = 0,23, для параметра Y=0,049.

На основании данных построим модель адаптивного планирования. Прежде всего, оценим начальные значения параметров (табл.3.3):


Таблица 3.3 - Оценка начальных значений параметров модели

tY (t) t-tcp (t-tcp) 2Yt - Ycp (t-tcp) (Yt - Ycp) 1275 193,04-3911 021-33 063,872280 604,81-2416 433-32 866,123220 561,1-11-43 61143 610,644288 280,10024 10805284 5061120 33420 334,356258 60224-5 570-11 140,287241 45539-22 716-68 148,81281 849 202,20280-81 274,11

tcp = 28/7=4

Ycp = 1 849 202,2/7=264 172


Оценка среднего уровня и оценка среднего прироста равны:


a0=Yср-a1*tср= 255 047,81=? [ (t-tcp) (Yt - Ycp)] /? (t-tcp) 2 = 1 211


В модели Хольта коэффициенты модифицируются следующим образом:


A0 (t) = A0 (t-1) + A1 (t-1) + a 1? e (t), (3.3)

A1 (t) = A1 (t-1) +a 1? a 2? e (t); (3.4)


Примем k=1 и ? =0,6 (коэффициент дисконтирования данных, изменяющийся в пределах от 0 до 1), а1=0,4, a2=0,3. Расчет параметров модели приведен в таблице 3.7.


Таблица 3.4 - Оценка параметров модели

tФакт Y (t) a0 (t) a1 (t) Yp (t) Отклонение e (t) 1220 561255 0481 211--2288 280269 3585 141255 53232 7483284 506279 7356 712271 41413 0924258 602276 9203 854282 420-23 8195241 455265 971-587278 461-37 006

Таким образом, на последнем шаге получена модель:


Yp (N+k) = - 587+265971×k

Yp = 265 736 тыс м.


Следующим этапом является оценка качества полученной модели на основе исследования свойств остаточной компоненты e (t) при помощи d - критерия Дарбина - Уотсона (3.5). Результаты приведены в таблице 3.8.


d=? [e (t) - e (t-1) 2] /?e (t) 2 (3.5)


Таблица 3.5 - Промежуточные расчеты

е (t) е (t) - е (t-1) [е (t) - е (t-1)] 2е (t) 2032 747,8910 72 424 307032 747,89-19 656,07386 361 479,91 072 424 30713 091,81-36 910,401 362 377 699171 395 492,9-23 818,59-13 187,18173 901 915,4567 325 268,3-37 005,77-228 730,4452 317 616 3001 369 427 632-265 736,22265 736,2270 615 740 20970 615 740 209Сумма1,25928E+1173 796 312 909

d=1,70. Так как d2 (=1.4) ?d ?2 - модель адекватна;

Соответствие ряда остатков нормальному закону распределения важно с точки зрения правомерности построения доверительных интервалов прогноза. Оценка статистической значимости представлена в таблице 3.6.


Таблица 3.6 - Итоговая статистика параметра модели

Среднее-56 144,178Стандартная ошибка53 868,111Медиана-23 818,590Мода-Стандартное отклонение120 452,759Дисперсия выборки14 508 867 270Эксцесс3,97Асимметричность-1,93Интервал298 484,113Минимум-265 736,22Максимум32 747,890Сумма-280 720,89Счет5

Ошибка ассиметрии равна 0,38, ошибка эксцесса равна 2,7. Следовательно, наблюдаемые значения ниже полуторных значений ошибок, что дает право делать вывод о том, что параметры модели соответствуют нормальному закону распределения.

Далее подсчитывается сумма поворотных точек р. В случайном ряду чисел должно выполняться строгое неравенство (3.6):


р> [ (2n-1) /3-2? (16n-29/90] (3.6)

p>1,82


Математическое ожидание числа поворотных точек описывается формулой 3.7:

(P) = (2/3) (n-2), (3.7)


где n-это количество точек в ряде (в нашем случае 5).

Количество поворотных точек по формуле 3.7 равно 2.

Заключающим этапом является построение прогноза. В моделях скользящего среднего прогнозные точечные оценки Yp (t,k) уровня ряда Y (t+k), вычисляются в момент времени t на k шагов вперед путем подстановки в нее значения k:

p (t,k) = 265 736 тыс м


Рассчитывается доверительный интервал для прогнозируемых значений. Границы доверительного интервала определяются на основе точечной оценки путем вычитания из нее и сложения с ней величины U (k) (3.8):

(k) = Se?1+С (k). (3.8)


Величина С (k) рассчитывается индивидуально для моделей разной степени сложности.

(k) = а / (1+ в) =0,4/1,06=0,37;

Se=??E (t) 2/ (n-1) = 121 487,7;

U (k) = 121 487,7×0,37= 44 950,45;

[265 736 - 44 950,45] ? Yp ? [265 736 +44 950,45];

785,55? Yp ?310 686,45;p ? [220 785,55 тыс м; 310 686,45 тыс м.].


Таким образом можно утверждать, что с вероятностью 95 % реализация в натуральном выражении на прогнозируемый год ожидается в районе 265 736 тыс м. Объём в 220 785,55 тыс м. соответствует пессимистичному прогнозу, предполагается, что ниже этой отметки реализация не снизится. Реализация 310 686,45 тыс м. соответствует оптимистичному прогнозу.

С целью повышения объемов реализации предлагается проводить маркетинговые исследования, осуществлять рекламную деятельность, проводить стимулирование работников. Также важно учитывать риски и проводить по ним страхование.


3.3 Влияние изменения структуры ассортимента выпускаемой продукции на результат коммерческой деятельности предприятия ОАО "Лента"


С учетом АВС анализа были выявлены те позиции товаров, которые приносят наибольшую прибыль предприятию. На предприятии существует необходимость корректировки ассортимента выпускаемой продукции, т.к. не всегда продукция, которая выпускается в наибольшем количестве приносит наибольшую прибыль. Своевременная корректировка позволит выявить недостатки настоящей структуры и устранить их и увеличить эффективность.

Сравнение фактической структуры ассортимента и плановой целесообразно будет представить ее в таблице 3.8 Плановая структура была рассчитана из предположения: увеличить реализацию наиболее продаваемой продукции на 5%. Структура остальной продукции пересчитывалась исходя из плановой выручки из п.3.2 (таблица 3.7)


Таблица 3.7 - Сравнение фактической структуры ассортимента 2013 года и прогнозной в процентах

Наименование ассортиментаФактическая структураПрогнозная структураОтклонение1234Л. д/элек. - пром. 4,995,140,150Л. окантовочн. 2,18722,20,013Л. декоративн. 0,34890,32-0,029Л. атласная0,86860,84-0,029Л. корсажная1,05781,03-0,028Л. эластичная5,25395,4110,158Л. эластичная брет. 0,25330,21-0,043Л. саржевая1,94271,8-0,143Л. отделочная2,88222,75-0,132Л. прикладная3,71353,8990,186Лента обувная0,25740,2-0,057Л. ременная4,07474,2780, 204Л. веретенная0,23260,2-0,033Лента ушковая0,51440,5-0,014Л. д/з"молния"0,65350,55-0,103Лента галун0,01250,01-0,002Л. техническая0,00810,006-0,002Лента для наград0,00560,004-0,002Лента брючная1,71831,8040,086Л. для штор2,77292,5-0,273Л. отд. жаккард. 0,13970,12-0,020Л фирменная0,16150,14-0,021Лента для погон0, 19030,16-0,030Лента тафтяная0,05480,046-0,009Погоны0,11520,1-0,015П/Г 9кл. 0,01260,011-0,002П/Г18кл. 0,08050,06-0,020П/Г 14кл. 0,56330,45-0,113Полотно гард. IKEA0,48930,45-0,039Штучн. изделия0,57460,55-0,025Швейные изделия0,00460,003-0,002Заказные изделия 0,00200,0020,000Кружева0,13720,1-0,037Шн. эластичн. 2,46872,3-0,169Шн. упаков. 0,12120,1-0,021Шн. технич. 1,03691-0,037Шнур обувной10,109010,250,141Шн. отделочн. 1,63821,5-0,138Шн/мокасин2,45632,50,044Шн. веретен. 0,08590,80,714Шн. плетельн. 1,10241,07-0,032Шнур шторный0,27130,2-0,071Шнур аркатный0,49420,4-0,094Шнурки0,23660,2370,000Т. вяз. эласт. 0,78860,75-0,039Т. вязанная0,10590,1-0,006Т. вязаная окантов. 26,519426,750,231Т. прикладная1,44821,4-0,048Т. отделочная1,03671,03-0,007Т. эластичная3,74713,66-0,087ЗТ "Контакт"4,83995,0820,242Штуч. изд. "Контакт"1,26231,23-0,032Повязка нарукав. 0,06640,06-0,006Бигуди0,01680,013-0,004Бинты марлевые0,14730,13-0,017Бинты фиксирующ. 0,63260,61-0,023Бинты эластичные0,57160,55-0,022Бинты трубчатые0,33450,31-0,025Салфетка мед. 1,69711,66-0,037Салфетка мед. стер. 0,48170,454-0,028Маски гигиенич. 0,00440,0040,000Прочие мед. издел. 0,00450,0050,000

На основании таблицы 3.8 рассчитаем резерв роста выручки за счет изменения структуры ассортимента (табл.3.9)


Таблица 3.8 - Резерв роста выручки за счет изменения структуры ассортимента

№ПродукцияОптовая ценаОбъем реализации продукции, ед. Выручка в плановых ценах, млн р. Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. рПлан ФактПлан Факт123456781Л. д/элек. - пром. 0,314 154,3112 0214 246,2943 0951 1512Л. окантовочн. 0,66 057,9645 268,43 634,7783 4214283Л. декоративн. 1,6881,1584840,41 4101 3701724Л. атласная1,02 313,0412 092,32 3132 0802605Л. корсажная1,02 836,2292 547,92 8362 5693226Л. эластичная1,814 900,8312 65526 82122 6612 8387Л. эластичная брет. 1,6578,2602610,19259501198Л. саржевая0,54 956,5164 679,52 4782 4153029Л. отделочная0,97 572,4556 942,66 8156 39280110Л. прикладная0,510 736,94894553684 50056411Лента обувная0,6550,724619,93303894912Л. ременная3,311 781,23981538 87832 1884 03113Л. веретенная1,0550,724560,35515807314Лента ушковая0,71 376,811 23996490911415Л. д/з"молния"0,41 514,4911 574,16065536916Лента галун1,327,5362303640517Л. техническая1,016,5217219,51719218Лента для наград5,111,0144813,65669919Лента брючная0,64 968,162413929812 60532620Л. для штор1,56 884,056 679,210 32610 2521 28421Л. отд. жаккард. 1,5330,4344336,64965156422Л фирменная1,2385,5068388,94634816023Лента для погон9,6440,5792458,442304 40155124Лента тафтяная0,3126,66651323837,3525Погоны18,9275,362277,652045 24065626П/Г 9кл. 10,130,2898230,43063063827П/Г18кл. 23,0165,2172193,93 8004 45955828П/Г 14кл. 8,11 239,1291 356,810 037109 751 37529Штучн. изделия5,21 239,1291 178,764436 09976430Швейные изделия18,71 514,4911 38428 32125 8803 24131Заказные изделия 414,28,2608611,13 4224 59857632Кружева1185,75,4872194,86 5065 69171333Шн. эластичн. 1,8275,362330,44965997534Шн. упаков. 0,96 333,3265 946,55 7005 34667035Шн. технич. 0,3275,36229283831036Шнур обувной0,42 753,622497,61 1011 06313337Шн. отделочн. 0,228 224,61243505 6455 70571438Шн/мокасин0,34130,43394612391 34716939Шн. веретен. 0,16 884,055916,66887008840Шн. плетельн. 0,32 202,89620766171941Шнур шторный0,62 946,3732655,517681 59720042Шнур аркатный0,7550,724653,63864896143Шнурки0,31101,4481190,53303133944Т. вяз. эласт. 0,8651,3786569,85214615845Т. вязанная0,32065,2151899,56206317946Т. вязаная окантов. 0,8275,362255,12202062647Т. прикладная0,373659,34638792209815 985200248Т. отделочная0,23855,0683488,37716778549Т. эластичная0,62836,2292497,217021 49518750ЗТ "Контакт"0,410078,25902640314 02050351Штуч. изд. "Контакт"1,813993,44116582518820 699259252Повязка нарукав. 0,33386,9533040,6101679910053Бигуди6,7165,2172159,911071 06813454Бинты фиксирующ. 1,735,7970640,56169955Бинты эластичные2,0357,9706354,97167179056Бинты трубчатые3,41 679,7081 523,75 7115 11464057Салфетка мед. 5,91 514,4911 376,98 9358 1591 02258Салфетка мед. стер. 1,2853,6222805,81 02498212359Маски гигиенич. 0,54 571,0094 087,82 2862 19827560Прочие мед. издел. 2,61 250,1431 160,43 2503 03138061Пояс пожарный 4,212,2310,75145662Прочие17,812,4610,922219424Итого выручка275 362249602,325 760

На основании таблицы 3.8 можно сделать вывод о том, что резерв роста выручки составляет 25 760 млн р. Именно на эту сумму возрастет выручка предприятия за счет изменения структуры ассортимента. Выручка достигнет спланированной в п.3.2 величины в размере 275 362 млн р.


Заключение


Логистика - наука о планировании, контроле и управлении упаковкой, транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия; внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

В современных условиях одним из основных факторов их эффективного функционирования должны быть принципы оптимизации формирования и выполнения производственно-сбытовой программы, основанной на скользящем планировании по стратегическим направлениям с учетом логистической координации различных потоков, а также налаженного взаимодействия участников системы. Положительное влияние на экономические показатели работы бизнес-групп оказывает интегрированная логистическая система.

Анализируемое предприятие ОАО "Лента" - ведущее предприятие легкой промышленности Республики Беларусь по производству текстильно-галантерейных изделий.

Главными направлениями производственной деятельности ОАО "Лента" являются:

производство текстильной галантереи;

производство готовых текстильных изделий, кроме одежды;

производство медицинских перевязочных материалов;

оперативная реализация всей вышеперечисленной продукции;

фирменная торговля;

коммерческая деятельность;

услуги по оформлению интерьеров окон помещений;

внешнеэкономическая деятельность, а также другие виды, перечисленные в уставе общества.

Основными видами выпускаемой продукции ОАО "Лента" являются текстильно-галантерейные изделия, гардинное полотно и гардинные изделия, швейные изделия, медицинские перевязочные материалы.

Наблюдается рост выручки по годом в размере 71 408 млн р. На отчетную дату выручка равна 304 857 млн р. Отмечается снижение прибыли от реализации, прежде всего, за счет роста себестоимости реализованной продукции. Чистая прибыль сократилась на 13 126 млн р. и равна 17 616 млн р. Уровень прибыли в выручке составляет 5,7 %.

Наличие высокого уровня (22,82 %) краткосрочной дебиторской задолженности в размере 51 419 млн р. говорит о недостаточном управлении и работы с расчетной дисциплиной.

За отчетный период предприятие не имело задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, своевременно рассчитывалось за потребляемые энергоресурсы и выплачивало заработную плату работникам.

Коэффициент текущей ликвидности - 1,47, при нормативе не менее 1,3, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,32 при нормативе не менее 0,2, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами - 0,47 при нормативе не более 0,85.

Изучен ассортимент в разрезе наиболее продаваемых ассортиментных групп путем проведения АВС-анализа. Лидирующую позицию в реализации продукции предприятия ОАО "Лента" занимает продукция гардинной фабрики - лента ременная.

В стоимостном выражении основную долю продукции 68,38 % выручки составляют изделия, группы А. Количество изделий, входящих в данную группу - 12,19 % от всего количества наименований изделий. Данная группа приносит предприятию наибольший доход (170 686 млн р).

В группу В входит 30,64 % наименований обобщенного ассортимента, что составляет 26 наименований продукции, выпускаемой предприятием. В стоимостном выражении данная группа составляет 63 554 млн р. (25,46 %).

Группа С составляет 6,15 % от всего объема продаж, что равно 15 362,3 млн р. В данную группу входит 31 наименований продукции, что составляет 50 % ассортимента.

В 2013 году реализация продукции по месяцам в среднем отклонялась от плановых значений на 12,4 %.

Основная задача, стоящая перед предприятием - удержать достигнутую долю рынка за счет ценовой политики, внедрения новых изделий и технологий. Необходимо повышение качества производимой продукции, разработка и внедрение эффективных маркетинговых мероприятий и согласования работы с предприятиями концерна "Беллегпром".

Исходя из результатов адаптивного прогнозирования можно утверждать, что с вероятностью 95 % реализация в натуральном выражении на прогнозируемый год ожидается в районе 265 736 тыс м. Достижению намеченного прогноза способствует пересчитанная в работе ассортиментная структура.

Список использованных источников


1. Некоторые аспекты логистической координации в деятельности бизнес-структур, Логистика, 2012 (№11) - с.40-41

. Логистика на предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Гаджинский, А.М. Практикум по логистике / А.М. Гаджинский. - 8-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2012. - 312 с.

. Основы логистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">. Корсаков А.А. Логистика / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2005. - 37с.

. Гаджинский, А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. - 228 с.


Теги: Организация логистического процесса  Курсовая работа (теория)  Маркетинг
Просмотров: 40898
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация логистического процесса
Назад