Образ России в зарубежных СМИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Сыктывкарский государственный университет"

Институт Гуманитарных Наук

Кафедра лингвистики и межкультурных коммуникаций


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Образ России в зарубежных СМИ

Специальность 031201.65

"Теория и методика преподавания иностранных языков и культур"


Научный руководитель

К. ф. н., доцент О.Г. Минина

Исполнитель:

Студент 355 группы Д.А. Кузнецова


Сыктывкар 2014

Содержание


Введение

Глава 1. Технологии PR менеджмента в зарубежных и отечественных СМИ

1.1 Роль СМИ в формировании общественного мнения

1.2 Политический PR и пропаганда на государственном уровне

Глава 2. Лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа России за рубежом

2.1 Традиционные стереотипы восприятия России

2.2 Образ лидера России

2.3 Лингвистические стратегии формирования положительного образа России

Заключение

Приложения

Введение


Продвижение интересов какой-либо страны на мировой арене всегда имело место в истории, и в настоящее время, когда в результате непрекращающегося процесса миграции можно наблюдать, как размываются границы между различными странами и культурами, формирование собственного позитивного имиджа государства является исключительно важной задачей. В настоящий момент, когда делаются попытки наладить глобальное сотрудничество между государствами, важность национального самоопределения и сохранения национальной идентичности и независимости для любой страны жизненно важно.

Одним из средств отстаивания своих позиций на международной арене мирным путем является целенаправленная информационная поддержка политики государства, осуществляемая через средства массовой информации. Это эффективный способ воздействовать на широкие массы населения как в своей стране, так и за рубежом, создавая нужную пресуппозицию, то есть знания и отношения, в адресате. Данное воздействие осуществляется вербально и невербально - посредством зрительных и звуковых образов.

Тексты СМИ, выполняющие данную функцию, являются поликодовыми или креолизованными, их воздействие более эффективное, нежели воздействие простых печатных текстов. И поэтому структура и эффективность данных текстов представляет большой интерес для лингвистов и политтехнологов. Интересно не только изучение механизмов воздействия данных текстов на аудиторию, но и возможность создавать подобные тексты сознательно планируя определенный перлокутивный эффект.

Актуальность данного исследования заключается в необходимости лингвистического анализа политических текстов, формирующих образ России на Западе (как эксплицитно, так и имплицитно) в настоящий момент становления ее как сильного и авторитетного государства. Это необходимо для объективной оценки отношения Запада к России и формирования адекватного самосознания и самооценки российского населения и государства в целом.

Объектом исследования были выбраны тексты зарубежных СМИ последних 7 лет на английском языке, посвященные описанию и оценке действий России и конкретно В.В. Путина, с которым ассоциируется Россия.

Предметом исследования являются лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа России в зарубежных СМИ.

Цель работы заключается в анализе лингвистических стратегий формирования образа России за рубежом.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

.На основе отечественных и зарубежных исследований рассмотреть роль СМИ в формировании у людей определенных мнений и отношений;

2.Рассмотреть зарубежный опыт PR технологий по продвижению национальных государственных интересов;

.Изучить технологии создания образа президента и кандидата в президенты.

.Рассмотреть лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа России в зарубежных СМИ.

.Предложить собственные стратегии по созданию положительного образа России.

Материалом исследования послужили материалы зарубежных СМИ, посвященные России и президенту В.В. Путину с 2008 по 2014гг. В качестве единицы анализа было принято сверхфразовое единство (СФЕ), имеющее смысловую и композиционную целостность, обладающее интенцией и перлокутивным эффектом, но с вариативной протяженностью. То есть, от фрагмента статьи до рекламного постера или ролика. А также аналитические материалы журнала Форбс, "The Economist", материалы, размещенные в your tube и другие. Всего было исследовано 100 СФЕ.

Методы исследования: метод лингвистического анализа, метод интерпретаций, сравнительно-сопоставительный метод, дескрипторный метод, общефилософские методы анализа и синтеза.

Методологической основой исследования послужили работы Хомского Н., С.Г. Кара-Мурзы, Д.В. Ольшанского, И.Н. Панарина, А.В. Пекодини и других отечественных и зарубежных исследователей.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в попытке анализа лингвистических механизмов построения подобных текстов и их влияния на людей.

Работа имеет практическую значимость и может быть использована в деятельности пиар-менеджеров, имидж-мейкеров, политтехнологов и журналистов. А также в курсах прагматики, теории интерпретации текстов и межкультурной коммуникации.

Структура работы представляет собой введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Результаты исследования были представлены на международной научно-практической конференции "Мультикультурный мир: проблемы взаимопонимания", на международной конференции "Сыктывкарская модель ООН", отражены в ряде публикаций.

россия образ зарубежный политический

Глава 1. Технологии PR менеджмента в зарубежных и отечественных СМИ


.1 Роль СМИ в формировании общественного мнения


Средства массовой информации играют важную роль в формировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, осуществляются через них и с их помощью. Современный мир подчинен правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали СМИ (Орлова, 2010).

Американский исследователь Г. Лассуэлл выделил четыре основные функции средств массовой информации:

наблюдение за миром (сбор и распространение информации);

"редактирование" (отбор и комментирование информации);

формирование общественного мнения;

распространение культуры (Панарин, Панарина, 2003, 110).

Принципы привлечения внимания публики со стороны СМИ:

. Приоритетность и привлекательность темы для народа.

. Неординарность фактов (склонность СМИ к негативной и сенсационной информации).

. Новизна фактов (Панарин, Панарина, 2003, 111).

Следует подчеркнуть, что особенностью средств массовой информации является их способность прямо обратиться к общественности, минуя такие традиционные институты общества, как школа, семья, церковь, политические партии и организации. То есть СМИ выступают в роли активного субъекта политической жизни. Однако внешняя политика не формируется непосредственно СМИ как "четвертой властью" (Марущак, 2012, 93).

Вместе с тем, успех в ее проведении во многом зависит от позиции влиятельных изданий, способных мобилизовать общественное мнение, а также от возможностей и способности политических субъектов (органы исполнительной власти, партии и их фракции в парламентах, экспертное сообщество) задействовать СМИ в реализации своего курса и "раскручивании" своих концепций и подходов к решению международных проблем (Марущак, 2012, 93).

В связи с такой степенью влияния средств массовой информации на восприятие определенной страны в целом (ее политики и культуры) изучение трансформации медиаобраза какого-либо государства (в нашем случае - Российской Федерации) и ее характеристик всегда является актуальным (Марущак, 2012, 93).

Информации в современном обществе, как показывает анализ литературы, отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса (Конюхова, 2005, 71).

Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс (Конюхова, 2005, 71).

Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, - массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу - субъекта-носителя массового сознания (Конюхова, 2005, 71).

В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире "информационных фантомов", насаждаемых СМИ (Конюхова, 2005, 71).

На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу - сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство (Конюхова, 2005, 72).

Широкое разнообразие СМИ (телевидение, пресса, радио, Интернет), казалось бы, должно вести к индивидуализации характера, деятельности и сознания человека, давать ему возможность выбора: смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал или программу, читать или не читать прессу, слушать или не слушать радиопередачи (Конюхова, 2005, 72).

Исследователь проблематики психологического манипулирования в средствах массовой информации психолог Гарифуллин Р.Р. считает, что средства массовой информации - это особое окно в мир. Причем, по его мнению, они искажают реальный образ мира, окружающего человека. Даже если в средствах массовой информации будут работать только порядочные люди, все равно представление о мире будет искажено. Объективно охватить весь мир невозможно. По мнению исследователя, умышленное введение в заблуждение читателей, телезрителей, радиослушателей средствами СМИ сегодня распространенное явление. СМИ блефуют с целью получения экономических и политических дивидендов и официальная реклама им менее выгодна, хотя бы потому, что доходы от нее значительно обрезаются налогами. Это приводит к тому, что скрытая реклама оказывается экономически более выгодной (Лебедев-Любимов, 2002, 267).

Российский психолог Гарифуллин Р.Р. представляет некоторые наиболее распространенные приемы искусственного введения в заблуждение в современных средствах массовой информации (Романюха, 2009).

Это, прежде всего:

·cкрытая реклама;

·одностороннее и избирательное освещение информации (вырывание из контекста и т.д.);

·распространение слухов и "уток" с последующим их опровержением, где, как правило, опровержение будет уже бессильным;

·специальные формы изложения материалов, основанные на психологии чтения и зрительского восприятия (компоновка не связанных друг с другом материалов);

·специально организованные письма и жалобы;

·представление догадок в форме фактов;

·организация искусственных скандалов;

·"случайно найденные, подкинутые" материалы;

·создание определенного имиджа газеты или программы (например, независимая, народная, бесстрашная и т.д.);

·ссылка на компетентные источники;

·представление материалов прошлого как настоящих;

·двойной смысл публикации, передачи;

·прием "промелькнувшей информации";

·информация о слухах (по принципу: "ходят слухи, что…") (Романюха, 2009).

С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие главные методические приемы, которые повышают эффективность прессы в манипуляции сознанием:

) Фабрикация фактов (прямая ложь): Кара-Мурза подчеркивает, что Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы тотальность воздействия - полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения. Манипуляция несовместима с диалогом и общественными дебатами. Поэтому перестройка в СССР стала беспрецедентной по эффективности программой манипуляции - все средства массовой информации были в руках одного центра и подчинялись единой программе (тоталитарность контроля за прессой в годы перестройки была несравненно полнее, нежели в "годы застоя") (Кара-Мурза, 2000, 195).

Сложность выполнения этого правила прежде всего в том, чтобы создать у адресата иллюзию независимости, иллюзию плюрализма каналов информации. Для этого создается видимость многообразия СМИ по типу организаций, политической окраске, жанрам и стилям - при условии, что реально вся эта система подчиняется единым главным установкам. Идеальный случай - когда удается создать (точнее, допустить создание) радикальных оппозиционных источников информации, которые, однако, ограничивают свою информационную борьбу с режимом вопросами, которые не затрагивают сути главных программ манипуляции. А по остальным проблемам оппозиции разрешается извергать самую непотребную хулу на власть (Кара-Мурза, 2000, 197).

Если по ходу воздействия изоляция адресата нарушается (например, появляется неожиданный неконтролируемый источник информации), то чаще всего операция по манипуляции свертывается, поскольку утрата иллюзии независимости резко усиливает психологическую защиту аудитории. Лучше смириться с потерей затраченных на неудачную попытку средств, нежели усиливать жертву - дороже обойдется при следующих попытках (Кара-Мурза, 2000, 197).

) Отбор событий реальности для сообщений: Хорошо построенной системой СМИ является такая, что при изобилии изданий и передач, разнообразии "позиций" и стилей она создает и использует одни и те же стереотипы и внушает один и тот же набор главных желаний. Различие взглядов конструируется - разрешается быть и буржуазным консерватором, и анархистом, но при условии, что структура мышления у них одинакова (Кара-Мурза, 2000, 197).

Помимо замалчивания "ненужной" информации и создания таким образом "виртуальной" реальности вместо отражения действительности, СМИ широко используют принцип демократии шума - потопление сообщения, которого невозможно избежать, в хаотическом потоке бессмысленной, пустопорожней информации (Кара-Мурза, 2000, 199).

При рассмотрении методов психологического воздействия СМИ чаще всего выявляются достаточно сложные закономерности такого воздействия, их многофакторность. Некоторые ученые высказывают сомнение во всесилии СМИ. Они считают, что в целом люди принимают лишь ту информацию, которая соответствует их личным убеждениям. По некоторым данным, лишь 5-10% аудитории легко меняют свои убеждения (Романюха, 2009).

) Серая и черная пропаганда: Во второй половине ХХ века возник совершенно новый тип общественной жизни - СМИ стали использовать технологии психологической войны. Первоначально, после Первой мировой войны, этим термином обозначали пропаганду, ведущуюся именно во время войны, так что начало психологической войны даже рассматривалось как один из важных признаков перехода от состояния мира к войне. Американский военный словарь 1948 г. дает психологической войне такое определение: "Это планомерные пропагандистские мероприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позиции и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики" (Кара-Мурза, 2000, 199). Психологическая война против СССР стала важной частью холодной войны, что, кстати, является важным признанием того факта, что холодная война не была метафорой (Кара-Мурза, 2000, 200).

В наставлении армии США "Ведение психологической войны" вводятся определения типа операций:

<#"justify">1)Отвлечение внимания: отвлечение граждан от настоящих проблем в обществе, переключая их внимание на малозначащие темы, добиваться того, чтобы у них не было времени на размышления.

2)Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения (другое название: "проблема - реакция - решение"): создание проблемы, рассчитанной на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения, чтобы оно само потребовало от правительства принять меры. Например, организация терактов для принятия законов об усилении мер безопасности граждан.

)Способ постепенного применения: Внедрение какой-либо непопулярной меры постепенно, год за годом.

)Отсрочка исполнения: Другой способ принять непопулярное решение. Добиться от граждан согласия на осуществление его в будущем, и убедить их в необходимости данного шага.

)Обращаться к народу как к малым детям: использование инфантильных доводов, слов и интонаций; в силу внушаемости в реакции и поведении человека будет отсутствовать критическая оценка.

)Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления: воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения.

7)Держать людей в невежестве, культивируя посредственность: добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. "Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8)Усиливать чувство собственной вины: заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий (Хомский, 2011).

Таким образом. Мы видим, что сложившаяся ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в тоже время за их развитием стоит фактор, собственно манипулирующий сознанием масс. Именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций (Конюхова, 2005, 72).


.2 Политический PR и пропаганда на государственном уровне


Существует множество определений понятия PR (public relations):

)Public Relations - всеобъемлющий термин; это система, выполняющая множество задач и функций: коммуникацию, общественные взаимоотношения, производственные отношения, взаимоотношения между сотрудниками, контакты с потребителями, отношения с заказчиками, международные отношения, отношения с инвесторами, процесс управления проблемами, связи с масс-медиа, контакты с прессой, продвижение, паблисити, отношения с акционерами, подготовка текстов публичных выступлений и отношения с посетителями (Из книги "PR: полное руководство", Джо Маркони). [1]

2)Public Relations - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью (Институт общественных отношений (IPR)). [1]

3)Public relations - это функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех или неудача (Из монографии "Эффективные паблик рилейшнз" С. Катлипаа, А. Сентеар и Г. Брума). [1]

)Public relations - это специальная система управления информацией (в том числе социальной), если под управлением понимать процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной, распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения (В.Г. Королько, "Основы паблик рилейшнз"). [1]

)Public relations - это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информации об общественном мнении и оказываю ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности. (Д-р Рекс Херлоу, старейший специалист по PR из Сан-Франциско) [1]

6)Институт PR, созданный в Великобритании еще в феврале 1948 года, принял такое базовое определение: "PR - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью". [1]

На их основе мы можем сформулировать наше собственное определение: PR - это специальная система управления информацией, способствующая налаживанию и поддерживанию доброжелательных и взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью. Она включает в себя множество задач и функций: например, обеспечение руководства организации информацией об общественном мнении и оказание ему помощи в выработке ответных мер; налаживание деятельность руководства в интересах общественности.

Специалист по PR в западных странах обычно выступает в роли советника руководителя и в качестве посредника, помогающего ему перевести личные цели и задачи в разумную, приемлемую для общественности политику. [13, c.326]

Цель PR - установление двустороннего отношения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности (Ольшанский, 2002, 326).

Сам термин public relations ("взаимоотношения с общественностью") впервые был использован в 1807 г. третьим президентом США Т. Джефферсоном. Автор Декларации независимости США считал, что без целенаправленного конструирования отношений с общественностью демократия немыслима (Ольшанский, 2002, 326).

Понятие паблик рилейшнз, еще недавно малоизвестное и непривычное для бывшей советской политической культуры и ментальности, в последние годы буквально ворвалось в нашу жизнь. Данное понятие вошло в моду, стало настоящей визитной карточкой новых времен. Весь цивилизованный мир уже не просто привык к нему, но и превратил паблик рилейшнз в эффективно работающие науку и искусство достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами жизни гражданского общества (Романюха, 2009).

Иногда поверхностный подход к этому направлению деятельности противоречит принципам социальной ответственности институтов гражданского общества, фактически подталкивая к тому, чтобы относиться к общественности как к объекту обмана, манипулирования исключительно в эгоистических интересах субъектов, благоприятный (или неблагоприятный) имидж которых создается любой ценой (Романюха, 2009).

Институциализация цивилизованной профессиональной системы паблик рилейшнз на постсоветском пространстве пробивает себе дорогу через множество объективных и субъективных препятствий. Содержание препятствующих факторов объективного и субъективного характера всегда конкретно историчны. Весомым историческим фактором в этом процессе выступает наследие воздействия пропагандистской машины прошлых лет (Романюха, 2009).

Пропаганда и PR часто рассматриваются вместе, нередко происходит подмена одного понятия другим. Инструментально пропаганда отличается от PR и рекламы тем, что имеет целью изменить ценности, взгляды, убеждения реципиента, т.е. она более идеологична, а значит, поляризована и конфликтна. В свою очередь, чаще всего PR определяют как деятельность по установлению взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью. Это значит, что целью такой деятельности является формирование позитивного образа в виде отношений к определенному субъекту, событию, действию. [2]

Следовательно, пропаганда действует на более глубоком уровне функционирования общества - на уровне производства социального. Ее характеризует иная институциональная система - она действует через институты образования, культуры и искусства, и такие особые структуры как армия, религиозные сообщества, политические организации (Лучкин, 2001).

Очень часто в своей повседневной жизни мы оказываемся под влиянием пропаганды. Некоторые свои поступки и мнения многие из нас не в состоянии объяснить, но при этом все мы свято верим в правильность тех или иных суждений, в сенсационность некоторых материалов и убеждаем других в том, что сами не видели, а только лишь слышали или читали. И мало кто из нас задумывается о том, что, возможно, нами манипулируют те или иные силы. Так мы попадаемся в хитро расставленные сети пропаганды (Романюха, 2009).

Термином "пропаганда" чаще всего обозначают метод психологического воздействия на население с помощью средств массовой информации и коммуникации. Пропаганда является методом воздействия, выполняющим функцию ценностной регуляции сознания и основана на психологических механизмах сравнения и оценки. Очень часто наряду с термином "пропаганда" используют термин "агитация". Часто в качестве синонимов "пропаганды" используются слова "ложь", "искажение", "манипуляция", "психологическая война <#"justify">Российский политолог и публицист Д.В. Ольшанский считает, что современный политический PR - важнейшая часть более общего и широкого процесса политического консультирования. Политики начинают все яснее и отчетливее понимать, что большая часть их деятельности носит не столько реальный, сколько виртуальный характер. Это означает, что она нуждается не в отдельных PR - акциях и услугах по "раскрутке" политика на начальной стадии карьеры или же в ходе очередной избирательной кампании, а в постоянном РR-сопровождении своей жизни и деятельности (Петровский, 2004).

Украинский ученый и журналист Г.Г. Почепцов, специализирующийся на коммуникативных технологиях, выделяет три этапа по продвижению политика:

)отбор тех характеристик, которые аудитория считает важными для кандидата на данный пост;

2)внедрение этих характеристик в образ кандидата;

)"продажа" этого образа избирателям (Почепцов, 2005, 50).

Г.Г. Почепцов также затрагивает основные этапы проведения политической кампании, введенные западными аналитиками:

.Обращение к созданию имиджа должно начинаться задолго до начала избирательной кампании.

2.Следует сделать акцент на использовании простого языка и па вопросах, волнующих простого гражданина.

.Нельзя обойтись без экспертов, пригашенных со стороны.

.Создание имиджа является дополнением, а не заменителем политики (Почепцов, 2005, 53).

Современный политический PR - это, прежде всего многостороннее политическое консультирование, в основном связанное с информационной сферой, однако при необходимости затрагивающее и более широкий круг вопросов. Поэтому понимание современного политического PR требует расширенного контекста (Петровский, 2004).

В современной обстановке очень важно изучать и учитывать психические состояния, политические настроения народных масс. Исследования общественного мнения дают возможность учитывать не только лежащие на поверхности, но и скрытые психологические тенденции политических процессов, а соответственно этому и избирать такие мероприятия, которые были бы адекватны возникшей ситуации. [15, с.400]

Политика целенаправленного воздействия на общественное мнение предполагает знание настроений широких народных масс, знание реального положения вещей. Отсюда, с одной стороны, информационно-психологическое воздействие по всем возможным каналам, а с другой - тщательное изучение общественного мнения (Панарин, 2006, 400).

Иногда "политический PR" определяют как форму политической деятельности, связанную с организацией и управлением предвыборными кампаниями и приравнивают к избирательным технологиям. В результате политический PR фактически сводится к формированию штаба, подготовке текстов речей и рекламно-агитационной продукции и т.п. (Чубай, 2013, 164).

В настоящее время политику, чтобы добиться успеха, необходимо окружение профессионалов-имиджмейкеров. При современной ситуации, когда политиков значительно больше, чем мест в исполнительной и законодательной власти, гораздо более жесткая конкуренция будет способствовать более высокой профессионализации как политиков, так и имиджмейкеров, а также всему составу команды лидера. Излишняя самоуверенность в политике неуместна (Потемкина, 2006,4).

Создание имиджа невозможно без средств массовой информации, которые представляют собой фокус общественного сознания. Наиболее эффективный путь создания имиджа политика - использование средств массовой коммуникации, высокий профессионализм имиджмейкеров и, разумеется, скорость реакции (Потемкина, 2006,4).

В политике имидж определяет победу на выборах. В последнее время политические лидеры стали обращать внимание на формирование своего имиджа, но немногим удается сотворить его таким, чтобы он завоевал симпатии избирателей. Пока это еще стихийный процесс (Потемкина, 2006,7).

Отличие политической пропаганды от коммерческой, а также от традиционной рекламы, состоит в том, что она не только дает чему-либо положительные оценки, расхваливает, но и может быть построена на негативных оценках, которые пропагандисты дают своим противникам или конкурентам (Романюха, 2009).

Довольно часто в политической пропаганде используются приемы, которые можно было бы назвать "рекламой наоборот". У пропаганды есть свои рекламируемые товары - мнения, стереотипы, образ жизни и т.д. Она продвигает политику государств, правительств, точки зрения на те или иные события, участвует в формировании имиджей, используя при этом как традиционное убеждение, так и методы суггестивного воздействия (Романюха, 2009).

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного стимулирования, когда отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающей среды формируется с помощью стандартизованных упрощенных представлений (стереотипов, имиджей, мифов, слухов), которые внедряются в поток "организованных" новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие (Романюха, 2009).

Существует мнение, что в обществе, развивающемся по законам демократии, эффективнее действуют механизмы логического убеждения. В условиях тирании, диктатуры, монархии народ, не привыкший к мыслительной деятельности, наиболее подвержен внушению. История развития советского государства хорошо подтверждает это положение (Романюха, 2009).

Пропаганда с ее методами была тогда включена в процесс обезличивания людей и огосударствления их сознания. Согласно концепции "винтика и колесика" (человека) в государственном механизме, людям была внушена мысль, выраженная в лозунге: "Незаменимых нет". Пресса, как инструмент пропагандистской машины, с помощью внушения приучала человека к тому, что он обязан партии, государству за счастье быть элементом системы и двигаться к светлому будущему (Романюха, 2009).

По мнению американских психологов Д. Крэча и Р. Крачфилда, под влиянием пропаганды каждый индивид ведет себя так, как если бы его поведение вытекало из его собственных решений. Они считают, что можно манипулировать поведением группы людей так, что каждый ее член будет считать, что он поступает в соответствии с собственными решениями, убеждениями. Под внушением здесь понимают процесс влияния на поведение индивида без предъявления достоверных фактов и логически обоснованных аргументов. Для американской психологии более характерно рассматривать пропаганду, как способ внушающего воздействия, основанного, прежде всего, на эмоциональных, а не рациональных компонентах психики (Романюха, 2006).

Достаточно показательным примером американского подхода к формированию общественного мнения является развернутая в последнее время пропагандистская компания в стране по отношению населения к войне в Ираке, где главенствующим стал лозунг: "Если ты против войны - значит ты не американец". Этот короткий лозунг на самом деле воздействует на познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты психики человека. Таким образом, данное обращение представляет полную структуру из трех взаимосвязанных компонентов, формирующих установку (Романюха, 2009).

На социально-психологическом уровне общественного сознания возникают наиболее устойчивые элементы националистической пропаганды: националистические стереотипы и негативные установки по отношению к другим нациям и народностям. Внушается чувство собственной этнической "исключительности", "превосходства". Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Иногда СМИ выступают проводниками националистических и шовинистических кампаний (Романюха, 2009).

В основе пропаганды лежат определенные ценности и идеология. Ее средства могут варьироваться от обычной тенденциозной информации, до откровенной лжи, но цели всегда заранее определены в пользу пропагандиста (Романюха, 2009).

Любая рекламная деятельность, и пропаганда в том числе, в нормальных экономических и политических условиях сталкиваются с конкуренцией, которая ограничивается законодательной базой и действиями организаций, призванных следить за соблюдением законов. В условиях же психологических войн цели и задачи пропаганды меняются. Она становится мало похожей на рекламу, а превращается в средство психологического уничтожения противника (Лебедев-Любимов, 2002, 262).

Пропагандистские акции в этом случае направлены на то, чтобы воздействовать на низменные чувства людей, пробуждать у них ненависть, страх, ужас, дезорганизовать психику человека. В практике пропаганды сложились определенные принципы ведения психологических войн, которые относят к "черной пропаганде". Существует мнение, что именно отсюда появился в нашей жизни термин "черный PR " (Лебедев-Любимов, 2002, 262).

Многие пропагандисты считают, что пропаганда - это инструмент тотальной политики, такой же, как дипломатия и вооруженные силы. Иными словами, это контроль существующей власти за социально-политическими процессами в обществе, а также распространение идеологии для достижения заранее сформулированных правительством целей (Романюха, 2009).

Основной механизм эффективного психологического воздействия в пропаганде состоит в игнорировании очевидных фактов и аргументов противника, в замалчивании и неточном истолковании событий, искажении противоположных мнений, фальсификации. Очень часто используются невыгодные сравнения, которые подкрепляются "объективными фактами" или "достоверными секретными материалами", полученными из неких "компетентных" источников (Лебедев-Любимов, 2002, 264).

Одним из факторов, по мнению некоторых специалистов, влияющим на процесс восприятия содержания пропагандистских сообщений, являются стереотипы <#"justify">Подводя итоги первой главы, стоит отметить, что возможности СМИ настолько велики и разносторонни, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. С помощью экономических рычагов на СМИ можно оказывать необходимое давление в ходе предвыборных кампаний, технологии проведения которых не стоят на месте и продолжают развиваться, и СМИ играет здесь, пожалуй, самую ведущую роль.

Глава 2. Лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа России за рубежом


2.1 Традиционные стереотипы восприятия России


Работать над имиджем страны является важной задачей государства, которое обязано способствовать формированию привлекательного образа страны, как в своих пределах, так и за рубежом. Однако, по мнению Громыко А.А., нельзя путать борьбу с искаженными стереотипами и заведомо ложной информацией и пропагандой своей родной культуры и языка с построением привлекательного, но не всегда правдивого образа какой-либо политической силы (Громыко, 2008, 13). В России по-прежнему не научились продвигать положительные и привлекательные стороны государства, и до сих пор могут путать защиту государственных интересов и защиту интересов отдельных политических групп. Тем не менее, следует упомянуть и некоторые улучшения в этом вопросе, например, успешную пиар-кампанию во время председательства России в "Большой Восьмерке" (Громыко, 2008, 13 - 14).

На складывание образа современной России за рубежом большое влияние оказали такие события недавнего прошлого, как, например, перестройка и ее последствия. Отмеченные новизна, обновление лица страны и во многом её сути не означали, что после распада СССР в декабре 1991 года Россия начала жизнь с чистого листа. Она явилась миру обновлённой и ещё не имеющей чёткого представления о своей новой международной роли. Однако у новой России были свои корни, традиции и наследие. За прошедшие с тех пор годы рождался сплав старого и нового, истории царской, советской и современной. На старые укоренившиеся стереотипы накладывались новые, образуя причудливые образы нашей страны, которые сопровождались смешанными чувствами враждебности и дружелюбия, любопытства и настороженности (Громыко, 2008, 14).

Рассмотрим же, какие стереотипы формировали образ новой России

С Россией у представителей Запада ассоциируются все атрибуты зимы: меха, шубы, водка, чрезмерное потребление которой также оправдывается холодом. Широко распространены и такие как: икра, тройки, самовары, золотые купола (Пузаков, 2008).

Что касается стереотипных западных взглядов на российскую политику, то они остаются неизменными, и выражаются одним словом - деспотизм. Деспотичной России обычно противопоставляется демократичный Запад, что позволяет последнему ощущать преимущество собственного государственного устройства. Основное препятствие в развитии экономики, по мнению западных обозревателей, заключается в национальном характере россиян, то есть в отсутствии индивидуализма, в общественном характере их сознания. Лингвистические иллюстрации есть?

Говоря об основных чертах национального характера жителей России, чаще всего упоминаются следующие: гостеприимство, религиозность, искренность и открытость, доброта и в то же время подозрительность, чувство братства, солидарность, нехватка индивидуализма, терпение, лживость, природная лень, безразличие к политическим свободам, консерватизм мышления, фатализм, легкое безрассудство, беззаботность способность пожертвовать всем за идею или страсть, даже если они не могут принести ничего, кроме вреда (Пузаков, 2008).

В зарубежных СМИ не только подвергаются отрицательной оценке конкретные действия российских политиков, но и формируется негативный образ страны в целом - как агрессивного государства с имперскими замашками. Теме не менее, этот отрицательный образ создается вокруг России политической и, может быть, в какой-то степени исторической, но он не затрагивает такие сферы российской действительности, как культура, обычаи, наследие, спорт, особенности русского народа и т.п. (Алексеева, 2009, 1).

Образ России даже для современных американцев сливается с образом Советского Союза, а риторика "отпора внешнему врагу" стала традиционной для президента в период выборов. Образы, рожденные холодной войной, оказались настолько живучими, что прочно вошли в структуры восприятия США России, стали источником мифотворчества, поддерживающего и завершающего идентичность нации.

В целом, в западных англо - и франкоязычных СМИ создается скорее отрицательный образ России, а основными языковыми средствами формирования этого имиджа служат оценочная лексика, метафоры и языковая игра.

Наиболее часто в зарубежных СМИ встречается Россия, представленная в образе медведя. Опасный и дикий "русский медведь", несомненно, выглядит более выигрышно, чем обычное наименование страны, особенно, если необходимо выставить ее в негативном свете. См. Приложение 1.

Придание звериных черт государству немедленно отражается и на выборе лексики. К примеру, обратимся к нынешним событиям на Украине и роли России в решении вспыхнувшего конфликта. Заголовки британских и американских газет прямо отражают отношение западных властей к нашей стране.

.beware the Russian bear - Бойтесь русского медведя! Статья Джона Фанда для американского сайта nationalview.com [6]. Эпиграф статьи также добавляет: "The wily predator has fooled the U. S. over and over and over" ("Коварный хищник обманывал США снова и снова"). Семантические синонимы "Bear" ("Медведь") и "Predator" ("хищник") предполагают использование лексики, связанной с агрессией и применением грубой силы, а эпитет "wily" ("коварный") - с хитростью и обманом.

Далее в тексте статьи находим [6]:

.Russias invasion of the Ukranian region of Crimea (вторжение России в Крымскую часть Украины) [6]

3.invasion of independent Georgia (вторжение в независимую Грузию) [6]

.the occupation of Crimea (оккупация Крыма) [6]

.Russian aggression (российская агрессия) [6]

Тематическая группа слов - invasion, occupation, aggression - предполагающие применение грубой силы.

6.the Russian Bears ambitions (1) never die (2), they just go into hibernation (3) (Русский медведь не оставляет свои амбиции, он просто решает вернуться к ним позже) [6]. Яркий пример олицетворения - 1 - на сей раз происходит своеобразное "очеловечивание" медведя, придание ему сугубо людских черт. Две метафоры - 2 и 3 - образуют параллельную конструкцию, которую в стилистическом плане можно интерпретировать как указание на предполагаемые реваншистские настроения в российском обществе.

В отношении президента России:

.Putin is unlikely to grab more of Ukraine (Путину вряд ли удастся отхватить еще один кусочек Украины) [6]

8.with Crimea under his control (держа Крым под своим контролем) [6]

.Putin will hold Ukraine in stranglehold (Путин вцепится в Украину мертвой хваткой, Путин возьмет Украину за горло) [6]

.he can credibly threaten (он явно будет угрожать). [6]

Тематическая группа слов вновь отсылает нас к теме применения насилия для достижения своих целей.

Особого внимания хотелось бы удостоить красочную метафору о ностальгии главы российского государства о советском прошлом страны:

.he cant wait to bring the icicles of the Cold War back - он не может дождаться возвращения прохлады Холодной войны (дословно: "сосульки холодной войны"). [6]

В противопоставление дикому русскому медведю автор приводит демократичные страны, статус которых выше в глазах США и предлагает некоторые меры по урегулированию конфликта. Используется тематическая группа слов (independent, independence, freedom) и устойчивое словосочетание (to curb appetite). [6]

12.independent Georgia (независимая Грузия) [6]

13.for Chezh freedom and independence (за свободу и независимость Чехии) [6]

.to curb territorial appetites (поумерить территориальные аппетиты) [6]

Хитрость русского хищника уходит на второй план, невыгодно оттеняя агрессивные черты, уже созданный негативный образ страны становится еще более мрачным. Демонстрируя встречу президентов России и США, автор отмечает, что Путин "с пренебрежением отворачивался от Обамы, воспринимая его как человека, которого можно одурачить и при желании подставить" (оригинальная цитата: Putin has dismissively looked away from Obama, treating him as someone he could dupe or roll over at will). [6]

В конце автор статьи приводит старое изречение, призывая Запад действовать против России в случае необходимости: Fool me once, shame on you - fool me twice, shame on me (Обманешь меня один раз - позор тебе, обманешь меня дважды - позор мне). [6]

В статье Патрика Уинтура для британской газеты The Guardian также используется "звериный образ" России - медведь: [16]

."David Cameron dares to poke the Russian bear" (Дэвиду Кэмерону хватило смелости ткнуть русского медведя). Автор использует модальный глагол dare, с помощью которого автор изображает премьер-министра Великобритании в несколько героическом свете. [16]

Как и в предыдущем случае, можно найти лексику для обозначения варварских действий нашей страны на территории Украины. Добровольное вхождение Крыма в состав России автор рассматривает не иначе как "аннексию" и "интервенцию".

Помимо переноса звериных черт на страну можно также обнаружить, что их можно применить и к человеку, а конкретно - к президенту России Владимиру Путину. Более подробный анализ фигуры Путина мы приведем в следующем параграфе.

В графических средствах также широко используются стереотипизированные представления о России. Рассмотрим три наиболее частотных из них.

1.Россия = Медведь

Как мы рассматривали выше, образ медведя был и остается тождественным образу всего государства.

Прежде всего, образ медведя используется в западных СМИ, чтобы подчеркнуть такие черты, как:

·Жестокость и агрессивность

·Решение проблем грубой силой

·Вторжение, насильственное присоединение

·Отсутствие человеческих качеств, звериный облик

·Непомерные амбиции и жадность

Итак, что мы имеем в итоге?

)В статье британской газеты The Economist Russia and Ukraine: Insatiable ("Россия и Украина: ненасытный") [12] текст сопровождается весьма схематичным изображением карты Европы, где показаны лишь Украина и Россия, и западные границы нашей страны отчетливо выстраиваются в профиль ревущего медведя, который, кажется, вот-вот проглотит своего соседа (а Крымский полуостров, кажется, уже находится в пасти русского хищника).

См. Приложение 1, рис.1.

2)Другой вариант, также касающийся ситуации на Украине. Статья сайта www.pri.org <#"justify">В целом, в интернете можно найти большое количество карикатур на Россию в форме медведя, особенно в свете нынешних событий на Украине. Например, рисунок Гэри Варвеля "Украина в зубах Русского медведя" - где наш хищник сжимает в пасти Украину; иранский художник Пайям Бороманд изобразил бывшего президента Украины Виктора Януковича, выглядывающего из танка, находящегося в пасти медведя, подразумевая укрытие российскими властями Януковича после правительственного переворота на Украине и предоставление ему политического убежища в России.

См. Приложение 1, рис.3 и рис.4.

В отличие от следующего образа - Россия = матрешка, образ Россия = медведь уже сам по себе может нести негативное восприятие страны. В случае если и остальные графические средства продуманы и использованы в отрицательном ключе, можно с уверенностью сказать, что непривлекательный образ страны, который иностранцы воспринимают к тому же через призму избитых стереотипов и предубеждений, прочно закрепляется в сознании зарубежных обывателей.

2.Россия = Матрешка

Сам по себе, образ русской матрешки отнюдь не обладает негативными чертами, скорее наоборот - красиво разукрашенная игрушка привлекает внимание иностранцев, а ее необычная внутренняя форма - большая матрешка, внутри которой находятся ее двойники меньшего размера - является своеобразной изюминкой для игрушки. Тем не менее, и в целом привлекательный образ России в виде матрешки можно представить и в негативном свете.

)Один из ярких тому примеров: в 2010 году, в рамках года России - Франции международная правозащитная организация Amnesty International, запустила рекламный ролик со слоганом "Мы не должны позволить обаянию России скрыть ее злодеяния" ("We must not let Russias charm hide its atrocities"). Символом социальной кампании и стал самый популярный для иностранных туристов русский сувенир - матрешка, скрывающая за внешней красочной оболочкой жертв убийств, арестов и цензуры. Под песню на стихи Н. Некрасова "Ой, полна, полна коробушка" ролик демонстрирует, как убитые, арестованные и измученные куклы складываются одна в другую, образуя, в конечном счете, расписную матрешку, красующуюся на прилавке магазина.

См. Приложение 2.

)Другой случай употребления матрешки для негативного изображения России. Три года назад, в декабре 2011 года, за несколько месяцев до проведения очередных президентских выборов в России, на сайте VoxEurope разместили карикатуру под названием "Russian Doll" - в качестве самой маленькой матрешки была изображена небольшая фигура Владимира Путина, которую с автоматами "охраняли" матрешки побольше. Короткая статья под рисунком говорила о принятой ЕС резолюции для проведения честных выборов в России. Очевидно, западные обозреватели были уверены, что тогдашний премьер-министр РФ взял под контроль вооруженные силы страны и готов их использовать для защиты своих собственных личных интересов.

См. Приложение 2, рис.1.

3)В ходе подготовки к Зимним Олимпийским играм в Сочи 2014 года активисты ЛГБТ движения представили на сайте www.change.org <#"justify">См. Приложение 2, рис.2

На основе этих примеров можно заметить что образ России в виде матрешки сам по себе не несет в себе отрицательных черт, но негативный эффект восприятия достигается засчет остальных элементов изображения (например, добавление колючей проволоки в последнем случае), которые вместе образуют целостную законченную картину.

3.Россия = Тюрьма/колючая проволока/наручники

Обычно подобное сравнение используется, чтобы подчеркнуть:

·отсутствие политических свобод

·подавление инакомыслия

Множество изображений подобного типа появилось перед Олимпийскими играми в Сочи. Большую часть составляли пропагандистские изображения, бойкотирующие игры из-за принятого в 2012 году закона о "запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних".

)В статье Джона М. Бекера за 2013 год "Instead of punishing Russia, IOC may punish athletes" (Вместо того, чтобы наказать Россию, МОК может наказать атлетов), посвященной защите прав секс-меньшинств, находим изображение олимпийских колец, представленных в виде пяти петель для повешения; к самому постеру прилагается приветственное слово для гостей олимпиады в Сочи.

См. Приложение 3, рис.1.

)Американский актер-гомосексуалист Джордж Такей разработал логотип и слоган для бойкотирования Олимпийских игр в России. Над слоганом "Say no to Sochi" ("Скажи "нет" Сочи") вновь воплощаются знаменитые олимпийские кольца, на сей раз в виде переплетенных наручников.

См. Приложение 3, рис.2.

)В более ранних материалах, относящихся к временам грузино-осетинского конфликта 2008 года, когда напряжение между странами Запада и Россией достигли критической точки, уже упомянутый нами журнал The Economist опубликовал статью под заглавием "Cold comfort" ("Холодный уют"). Дабы подчеркнуть "преступность" российского режима, авторы статьи прибегает к уже знакомому образу колючей проволоки, которая на сей раз сопровождается другим элементом-стереотипом о России, а именно холодной зимой. В то время как проволоку мы можем интерпретировать как отсутствие гражданских свобод в стране, иней можно отнести к безразличному отношению российских властей к этой проблеме.

См. Приложение 3, рис.3.

На основе этих примеров можно сделать выводы о стереотипном восприятии иностранцами современной России.

Из трех основных стереотипных образов нашей страны - Россия = матрешка, Россия = медведь, Россия = тюрьма - два из трех элементов (медведь и тюрьма) уже сами по себе интерпретируются в негативном ключе. Третий образ-стереотип (матрешка), хоть по природе своей и более-менее положителен, но в случае включения каких-либо отрицательных элементов (см. пример с петицией ЛГБТ движения) также принимает негативный оттенок.

Так как все эти образы, по сути, являются результатом стереотипизированного восприятия страны, то бороться с их полным искоренением бесполезно. Тем не менее, пример с использованием матрешки для создания отрицательного имиджа России может подсказать решение этой проблемы: если можно было добавить негативные элементы в образ, значит, можно достигнуть и обратного эффекта, и добавлять больше позитивных и положительных красок при работе с образами-стереотипами или расширять их и добавлять новые элементы в конечный образ.

См. Приложение 4, таблица.

Подробнее к вопросу о построении позитивного имиджа России мы вернемся в параграфе 3.

2.2 Образ лидера России


Особое значение для политического имиджа нашей страны имеет фактор восприятия руководства Российской Федерации в США, активно пользующиеся поддержкой своих европейских союзников.

В зависимости от изменений, происходящих как в российском, так и в американском обществах, менялось и отношение и к представителю страны. Российские журналисты замечают странную закономерность в этом вопросе: в большинстве публикаций о России главная роль отводится президенту Владимиру Путину.

Если речь идет о западной прессе, то можно утверждать, что президент фактически отождествляется с Россией. Что же касается внешней политики, то почти везде встречаются указания на непосредственные действия президента России.

В американских сюжетах несколько чаще, чем в европейских встречается имя президента США Джорджа Буша. Но даже в этом случае имя президента зачастую употребляли в связке с Белым домом - "администрация Буша". На Владимира Путина в западных СМИ, наоборот, возлагается ответственность практически за все, что происходит в России, а также за действия Москвы за пределами страны.

Образ страны и президента, рисуемый американскими СМИ, представлен скорее в негативном ключе, чем в позитивном. Основными стилистическими средствами формирования данного образа, как и в случае формирования образа всей страны, служат оценочная лексика, метафоры и языковая игра.

.Одно из авторитетнейших американских изданий - журнал Time - в 2007 году дало Владимиру Путину титул "Человек года". Несмотря на это, статья, посвященная ему, носит ироничное название "A tsar is born" (Родился царь). Вновь проводя параллель "Государство = президент", нельзя не вспомнить о неоднократных замечаниях американской прессой о российских имперских замашках. [7]

Слово "Царь" несет в себе и другое коннотативное значение: с его помощью рисуется образ человека, крепко держащего в руках бразды правления, который, вероятно, еще долго продержится у власти.

В статье Майкла Вайнса, датируемой 2000 годом, процесс инаугурации второго президента Российской Федерации можно сравнить с венчанием монарха на царство. [15]

."Beneath a gilded sunburst in a gilded palace, his hand on a red, leather-bound copy of the Constitution, Vladimir V. Putin swore an oath today to ''respect and guard the human and civil rights'' of Russia and became, officially at last, its second president". [15]

"В лучах яркого солнца, в золотом дворце, держа руку на красной кожаной копии Конституции, Владимир Владимирович Путин принес клятву "уважать и защищать права человека и права гражданина" в России, и стал, наконец, официально, ее вторым президентом".

Выделенная курсивом тематическая группа слов поддерживают идею сравнения процесса инаугурации президента и коронации монарха. Напомним, что статья датируется 2000 годом - годом прихода Путина к власти в стране. Будучи достаточно неизвестной фигурой в политических кругах на тот момент, он и западным газетам казался человеком, с которым, собственно, можно иметь дело. Отсюда и поток этих хвалебных слов в адрес новоизбранного второго президента России.

В вышеупомянутой статье "Time", много внимания уделяется внешнему виду президента, с помощью которой автор статьи пытается раскрыть характер Путина. В частности, первый абзац посвящается его взгляду.

."No one is born with a stare like Vladimir Putin's", "It's a gaze that says, I'm in charge" [7]

"С таким взглядом, как у него, не рождаются", "этот взгляд говорит: "Главный здесь я".

Отрицательное местоимение "no one" в данном случае подчеркивает исключительность российского президента.

Черты, характерные для его взгляда - холодность, отсутствие эмоций - переносятся и на сам характер президента, разговаривать с которым "не просто утомительно, но и зачастую жутковато" ("talking to the Russian President not just exhausting but often chilling"). [7] С помощью таких эффектов строится образ человека, равнодушного до забот своего народа и удерживающего власть через подавление инакомыслия в стране.

Однако, далее по тексту, подчеркивается типично русская внешность Путина, которая создает при этом обратный эффект - сближение президента со своим народом, их родственность и взаимосвязь.

.Putin is unmistakably Russian, with chiseled facial features and those penetrating eyes. [7]

Сразу видно, что Путин русский, об этом говорят точеные черты его лица и проницательные глаза.

Умело играя словами, автор статьи затем отмечает уверенность и скрытую силу, исходящую от Путина, которая сразу бросается в глаза. Таким образом, демонстрируется и другая сторона его характера - человека, способного защитить и уверенно смотрящего в будущее.

Тема неоднозначных и переменчивых отношений между Россией и США поднимается во многих статьях. В зависимости от изменений менялось и отношение к Путину. Так, в 2000 году, когда он не отрицал возможность вступления России в НАТО, его образ очернялся лишь его службой в КГБ и стремлением остановить чеченских террористов.

В статье бывшего посла США в России Майкла Макфола и Сьюзен Стоунер-Вайс, датируемой 2008 годом, авторы при помощи антитезы сравнивает демократические свободы при Ельцине и Путине. [9]

.…The Russian regime under Yeltsin was unquestionably more democratic than the Russian regime today" [9]

6.Whatever the apparent gains of Russia under Putin, the gains would have been greater if democracy had survived. [9]

"При всех своих изъянах, при Ельцине политический режим в России, несомненно, был более демократическим, чем сегодня"

"Да, при Путине Россия может похвастаться очевидными достижениями, но если бы демократия в стране сохранилась, они были бы еще более впечатляющими".

Использование сравнительной степени прилагательных - more и greater - в первом случае усиленное наречием unquestionably, а во втором - сослагательным наклонением приводят нас к идее о том, что авторы сожалеют об ушедших годах правления Ельцина, которые были катастрофой для России, но, несомненно, демократичными в глазах Запада.

В ряде статей этого же периода можно заметить насмешку американских журналистов по поводу высказываний президента насчет США.

.Так, в статье Time в ответ на предположение президента, что США "нужны вассалы, которыми можно покомандовать" (need "auxiliary subjects to command") и пытаются влиять на внешнюю и внутреннюю политику России, автор с иронией пишет, что "В этот момент кажется, что вены у него на лбу должны лопнуть" (The veins on his forehead seem ready to pop). [7]

8.Другой автор использует более резкие и экспрессивные слова - так, высказываясь о давлении на внутренние дела страны "Путин апеллировал к параноидальному национализму, предупредив о том, что Запад плетет заговоры для подрыва суверенитета России" (Putin struck a note of paranoid nationalism when he warned of Western plots to undermine Russian sovereignty). [9]

Западные авторы также используют прием сравнения в своих статьях. Как мы говорили выше, образ России традиционно ассоциируется с медведем.

.Russia's revival is changing the course of the modern world. After decades of slumbering underachievement, the Bear is back. [7]

Возрождение России изменяет курс современного мира. После многолетней спячки Медведь возвращается.

Самого Путина часто ставят в один ряд с русскими царями.

."He is emerging as an elected emperor, whom many people compare to Peter the Great". [7]

"Он постепенно становится избранным императором, которого многие сравнивают с Петром Великим <#"justify">1)"Hitler Invaded Sudetenland; Now Putin Invades South Ossetia". [10]

Гитлер вторгся в Судетскую область, Путин вторгается в Южную Осетию.

Большое значение американцами уделяется тому, как относятся к Путину сами россияне, и в чем причина его популярности. В данном ключе журналисты опять прибегают к противопоставлению.

2)Having watched Eastern Europe and the Soviet republics slip from Moscow's grip, Russians were happy to keep Chechnya - even a bombed-out Chechnya - in the fold. [7]

"Видя, как Восточная Европа и советские республики ускользают из-под власти Москвы, россияне были счастливы, что Чечня осталась в составе России - пусть и разрушенная до основания".

В статье британского журнала The Economist мы вновь сталкиваемся с восприятием русского президента как угрозы мировому порядку. Путина показывают в крайне негативном свете, которого нужно остановить санкциями, пока он не зашел слишком далеко: [12]

3)Vladimir Putin mauled Georgia (Владимир Путин растерзал Грузию) [12]

4)he gobbled up Crimea (он с жадностью проглотил Крым) [12]

5)now he has infiltrated the eastern Ukraine (теперь он проник в восточную Украину) [12]

6)Mr. Putin is capable of exploiting either anarchy or bloodshed as a pretext to move his troops (Господин Путин способен использовать либо анархию либо кровопролитие как причину ввода своих войск). [12]

Тематическая группа слов вновь отсылает нас к теме агрессии; обратим ваше внимание и на тот факт, что в целом вырисовывается образ дикой страны, возглавляемой к тому же человеком, жаждущем войны.

Употребление метафор также характерно для западной прессы при создании образа президента России.

.Например, описывая действия Путина по усилению собственной власти, автор статьи в Time использует метафорическое сравнение американских властей с кудахтаньем кур. [7] Метафоры выделены жирным начертанием.

"Despite a chorus of disapproving clucks from the West, Putin has shackled the press, muted the opposition, jailed tycoons who don't pledge fealty". [7]

Несмотря на хор неодобрительного кудахтанья со стороны западных стран, Путин заковал в кандалы прессу, заткнул рот оппозиции и посадил в тюрьму тех акул бизнеса, которые отказались дать ему клятву верности.

Или например, в заключении статьи Time автор, отмечая раздраженность президента, называет его "недовольным чем-то хозяином" ("a grudging host"). [7]

В графических средствах, используемых западными СМИ, мы также сталкиваемся с довлеющим негативным восприятием Владимира Путина.

Основную роль, который играет действующий президент России по мнению западных СМИ - диктатор или агрессор. Различные фотомонтажи и карикатуры, которые можно обнаружить в интернете, посвящены именно тому, чтобы показать Путина как человека, предпочитающего использовать лишь грубую силу для решения проблем. Зачастую его сравнивают с другим диктатором XX века - Адольфом Гитлером.

1)Путин - диктатор/злодей

Как мы сказали выше, наиболее частым является сравнение российского президента с Адольфом Гитлером. "На руку" этому сравнению сыграли грузино-осетинский конфликт 2008 года и вхождение Крыма в состав России в марте этого года. На западе уверены, что Путину, как и Гитлеру, не терпится развязать войну и присоединить новые земли к своему государству.

Параллельно образу диктатора можно добавить и образ злодея, действующего, чтобы причинить мир всему человечеству.

.К примеру, латвийское издание газеты IR вскоре после вхождения Крыма в состав РФ использовала образ главы России для обложки, добавив характерные усы Гитлера, в виде слова Крым. Читатели сразу же проводят параллель с захватчиком-фюрером. См. Приложение 5, рис.1.

2.Британский The Economist помещает на обложку мартовского издания лицо Владимира Путина на карту Украины, обложка сопровождается названием "Kidnapped by Kremlin" ("Украдено Кремлем"). См. Приложение 5, рис.2.

.Британский еженедельный политический журнал New Statesman выпустил статью под названием "Putins power game" (Силовые игры Путина). На сей раз использовано карикатурное изображение президента России, в советской военной форме и с повязкой с надписью "Украина - это Россия" на предплечье, разминающего кулаки, как перед дракой. См. Приложение 5, рис.3.

.Польская Newsweek надела на главу России смирительную рубашку и поместила на обложку с неоднозначным названием "Империя зла". Это определение, данное Рональдом Рейганом Советскому Союзу в 1985 году, возвращает нас вновь во времена Холодной войны, когда коммунизм по-прежнему был значительной угрозой Западу. Проводится параллель с коммунизмом, на который Прибалтика и Польша по-прежнему смотрят как на нечто равнозначное фашизму. См. Приложение 5, рис.4.

.Австрийское издание NEWS обратилось к образу Джокера - злодея из комиксов про Бэтмена, для изображения Путина, которого в заголовке нелестно окрестило "Врагом мира". См. Приложение 5, рис.5.

Примеров достаточно много, но из них ясно одно: для Запада Владимир Путин представляет угрозу, с которой почти что невозможно бороться. Вероятней всего, надеяться на исчезновение сравнения Путина с Гитлером бесполезно, пока Россия соблюдает свои интересы в СНГ и за рубежом.

2)Путин - царь/правитель

Многолетнее правление Владимира Путина и то, что он практически единолично держит в руках бразды правления, закономерно вызывает ассоциацию с долговременными правителями России - будь то царь или император или генсек партии.

.Авторитетный журнал Times в далеком уже 2007 году объявил Путина "человеком года" и опубликовал статью под звучным названием "Царь родился". Хоть президент и был изображен на обложке без традиционных регалий царской власти - короны, скипетра и державы, но в своем кресле он сел как на троне, а угол съемки - снизу вверх - усугубил впечатление, что Путин словно глядит сверху на своих поданных.

См. Приложение 6, рис.1.

.Не удалось избежать и коммунистической линии: британский the Week поместил на обложку карикатуру с Путиным, копируя знаменитую картину И.М. Тоидзе "Призыв вождя", с Лениным на броневике. Статья The week, однако, озаглавлена "A new cold war?" ("Новая холодная война"?). См. Приложение 6, рис.2.

3.Французский Courrier International провел параллель между Путиным и другим генсеком СССР, а именно - Л.И. Брежневым. Увешанный медалями состарившийся Путин устало смотрит с обложки с названием "Back in USSR" (Обратно в СССР). См. Приложение 6, рис.3.

Следует отметить, что сравнение В.В. Путина с генсеками СССР неизбежно, т.к. публике широко известно о службе нынешнего президента в рядах КГБ. Этот факт его биографии западные журналисты любят иногда вспоминать, ведь на Западе все, что связано с коммунизмом, приравнивается к другому тоталитарному режиму - фашистскому.

3)Путин - преступник

Довольно часто в западной прессе можно столкнуться с изображением Путина как преступника или авантюриста, который ведет игру против некоего врага. Иногда, авторы прибегают к использованию иронии, дабы ослабить основную линию "Путин - диктатор", в которой авторы иногда любят доходить до крайностей, изображая Путина как непобедимого злодея.

.Американский The Week использует карикатуру Путина, играющего сам с собой в шахматы. Авторы не умаляют угрозу, исходящую от Путина в решении украинского кризиса, но в то же время, карикатура понижает градус опасений вокруг образа Путина-диктатора. Название статьи "Putin vs. Ukraine" (Путин против Украины) никак нельзя приравнять, например, "Врага мира". См. Приложение 7, рис.1.

2.Time, однако, выбирает создание образа Путина-преступника, внешне похожее на Путина-диктатора: красный цвет обложки, и лицо Путина, наполовину скрытое изображением митингующей толпы, близко по тематике к первой группе. Название статьи также ослабляет возможную тревогу читателя: "Putins gamble.russias leader seems to hold all the cards in Crimea. But he hasnt won yet" (Авантюра Путина. Российский лидер, кажется, держит все карты в Крыму. Но он все еще не выиграл). См. Приложение 7, рис.2.

.Британский The economist в 2006 году издал статью "Не шутите с Россией": фотоколлаж представляет Владимира Путина в образе чикагского гангстера. Однако, вместо настоящего пистолета в руках у него - пистолет заправочный: на рубеже 2006-2007 годов Запад всерьез опасался привычки российских властей "играть энергетическими мускулами" и шантажировать партнеров угрозой прекращения поставок ресурсов. См. Приложение 7, рис.3.

Как мы видим, образ президента Путина видится западным журналистам в мрачных тонах. Некоторые видят в нем реальную угрозу миру, другие - авантюрного мошенника, с которым невозможно иметь дело. Вкупе с тем, что образ самой России, как мы показали в предыдущем параграфе, основан на стереотипном восприятии нашей страны, ситуация значительно усугубляется из-за негативного образа главы государства. Так как страна и лидер зачастую рассматриваются как единое целое, становится все сложнее наладить работу имиджмейкеров по созданию образа привлекательной России.


2.3 Лингвистические стратегии формирования положительного образа России


В 90-е годы, после распада СССР, отечественные ученые не сильно задумывались о международном имидже России. Изменения в этом вопросе начали происходить в 2000 году, когда В.В. Путин впервые пришел к власти. Стремительное и повсеместное повышение цен на энергоносители обеспечили приток финансовых средств в российский бюджет. Этот финансово-экономический подъем напомнил российскому руководству о роли России на мировой арене, ее участие в важных международных процессах.

На Западе, однако, подобное повышение интереса в возрождении России из руин и пепла, а вместе с ним - улучшение финансового положения в стране вызывало обеспокоенность. С началом второго президентского срока В. Путина усилились критические отзывы о действиях российских властей. Подобная перемена отношения к России дала начало широкому изучению проблемы построения образа государства в мировом сообществе.

Необходимо было противопоставить агрессивному настрою по отношению к внутренней и внешней политики России в информационном пространстве постепенное претворение в жизнь комплекса мер по созданию позитивного образа нашей страны за рубежом. В первую очередь, это было рассчитано на страны Западной Европы и Америки.

Сейчас никак нельзя упустить из виду тот факт, что Россия стала своеобразной ареной борьбы за природные ресурсы, которая в будущем может решить судьбу всего человечества. РФ находится прямо в центре международных противоречий, и чтобы обеспечить себе дальнейшее достойное развитие, необходимо опираться на научно обоснованные теории, в том числе, и по построению своего собственного положительного образа.

В создании преимущественно негативного имиджа России не последнюю роль играют СМИ - эффективнейшие инструменты формирования образа. Именно благодаря СМИ образ нашей страны за последние десять лет в значительной степени ухудшился.

Международный имидж России как экономически и социально отсталой страны по большей части был сформирован в результате информационной войны США против СССР. Парадокс заключается в том, что образ коммунистической "Империи зла" в зарубежных СМИ и общественном мнении был не так негативен, как образ побежденной постсоветской России в 90-е. СССР многие считали правопреемником Российской Империи, а заодно - и богатого культурного наследия. Теперь можно наблюдать обратную тенденцию - противопоставление нынешней России цивилизованному миру.

Исследования показывают, что применение PR технологий может способствовать продвижению позитивного имиджа России в сознание собственной и мировой общественности. Для этого необходимы объединенные усилия в теоретическом и профессиональном плане со стороны таких специалистов, как: социологов, экономистов, психологов, консультантов по предвыборным технологиям, спичрайтеров, политологов и других профессионалов в деле построения положительного образа страны.

Эту программу следует поддерживать органам власти и российского правительства как ключевую задачу по внешней политике, которая поможет наладить более устойчивое и благоприятное, всестороннее вхождение России в глобальное мировое сообщество.

В настоящее время накоплен богатый практический опыт по использованию PR технологий в деятельности органов государственной власти по созданию имиджа страны. Оно строится на трех принципах:

)Необходимо представлять образ страны как некий субъект, которой выполняет определенные функции, главная из которых - власть. Это подразумевает объяснение людям то, чем занимается правительство и президент, каковы их цели и задачи. Иными словами, первый принцип формирования образа напрямую зависит от заинтересованности и информированности граждан.

2)Страна должна иметь свою "репутацию", и неустанно демонстрировать свои положительные черты.

)Последний принцип требует решения непростой задачи, а именно четкого формулирования национальной идеи, которая объединяет нацию и разъясняет саму сущность страны.

Как мы упомянули, СМИ являются главным мерилом, ключевым элементом в создании образа государства. При создании положительного имиджа страны при помощи языковых средств не стоит заново изобретать колесо, так как вполне допустимо, по нашему мнению, использование тех же средств, которыми оперируют западные журналисты при формировании образа России. Сравнительная и оценочная лексика, употребление метафор, на которые мы обращали внимание в предыдущих параграфах, также могут использовать и наши специалисты, лишь с учетом одной детали: необходимо поменять их окраску с отрицательного на положительный.

В качестве примера рассмотрим, как отражается в зарубежных СМИ процесс вхождения Крыма в состав России: подавляющее большинство использует термин "annexation " - аннексия, который трактуется не иначе, как "насильственное присоединение", и сразу же создается образ государства-агрессора. При создании положительного образа целесообразно заменить термин "annexation" на "accession" - вхождение, что подразумевает добровольный характер действия.

Другим ключевым моментом является то, что необходимо создавать этот новый положительный образ России в рамках следующих направлений:

. Стабильное положение России во всех сферах общественной жизни, устойчивость ее внутренней системы власти и управления, открытость России для международного сотрудничества;

. Привлекательность российской экономической системы для зарубежных инвесторов, которая подразумевает не только усовершенствование государственных механизмов обеспечения их прав и гарантий на территории России, но и правильным преподнесение потенциальным инвесторам информации и акцентирование их внимания на явные преимущества сотрудничества с Россией.

. Добродетельные и образованные российские люди, не имеющие ничего общего с характеристикой как отстающего и "вечно догоняющего".

Например, если мы пишем в ключе первого направления - стабильности, необходимо использование соответствующих языковых средств: в нашем случае это, скорее всего, использование таких эпитетов как надежный, устойчивый, доверительный.

Помимо этого, желательно отойти от использования стереотипных образов восприятия России или главы государства. Как мы показали в двух предыдущих параграфах, стереотипы, вкупе с негативно окрашенными языковыми средствами, способны сформировать целиком и полностью отрицательный имидж государства.

Что касается графических средств формирования положительного образа, то следует принять во внимание тот факт, что, если на бумаге шанс отказаться от использования стереотипов более высок, то в невербальной коммуникации восприятие РФ зачастую не может обойтись без стереотипов.

В подобных случаях необходимо решить проблему использования стереотипов нетрадиционным способом. Так как стереотипы едва ли поддаются изменению в сознании людей, необходимо посмотреть на них с другой стороны и постараться "расширить" их - добавить новые черты или добавить положительные краски в сам образ стереотипа.

Отличным примером хорошо продуманной работы имиджмейкеров является та же Олимпиада в Сочи. На церемонии открытия и закрытия игр перед организаторами стояла сложная задача - необходимо было представить Россию в ином свете, отличном от образа построенного СМИ для иностранцев, однако далеко отходить от традиционного образа, который близок самим россиянам, было невозможным.

Задача осложнялась и некоторыми неоднозначными событиями в истории России, например Сталинская диктатура в 30-е и 40-е годы 20 века. Также уникальное географическое положение России - и в Европе, и в Азии - обязано было представить как западную, так и восточную сущность России.

Создателям шоу необходимо было подчеркнуть также и державность России, показать ее в виде империи, что также вызывало трудности, ведь империя обычно предполагает определенную долю милитаризма. Вместо военной тематики, был сделан упор на культурную империю и делался акцент на искусстве.

Так, вместо войн 1812 года был показан бал Наташи Ростовой, а в неоднозначно принимаемом на Западе советском периоде - проблема решилась при помощи движения авангардистов в 20 - 30-х годах XX века.

Организаторы также подчеркнули такие важные для россиян моменты, как: Россия - страна больших просторов, Россия - многонациональное государство и Россия православная. В "Русской азбуке" было представлено большинство ассоциаций, связанных с Россией, однако стоит признать, что они были блестяще обыграны нестандартным образом - так, букву Ы - представляло слово мы, твердый знак - Пушкин, а последнюю букву в алфавите неожиданно представило само название России.

См. Приложение 8, рис.1 и 2.

Что касается более стереотипных образов - например, образа медведя - организаторы решили не отказываться от него и использовать его в качестве талисмана игр, однако при этом расширив образ - к олимпийскому мишке добавили также леопарда и зайца - своеобразная отсылка к русской тройке.

Как мы видим, создание положительного образа России за рубежом является достаточно кропотливой и трудоемкой работой. Ситуация осложняется тем, что в самих странах Запада, этот образ, благодаря многолетней пропаганде, которая часто повторяет слоганы времен холодной войны, и нелестным статьям в СМИ, хорошо закрепился в сознании граждан.

В нашей стране количество высококвалифицированных специалистов-имиджмейкеров в сфере СМИ невелико, по сравнению со странами Европы и Северной Америки. На решение этой проблемы уйдет не один год, и за это время вполне могут появится новые средства для создания образа государства или ведения информационной войны.

Заключение


В ходе проделанной работы была рассмотрены лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа России в зарубежных СМИ.

В процессе анализа материалов были рассмотрены различные концепции о роли СМИ в формировании у людей отношения к своей собственной стране и ее президенту. Были изучены идеи таких видных ученых как, С.Г. Кары-Мурзы, Панарина И.Н., Романюхи С.А., Ноама Хомского и других. Нами были рассмотрены различные подходы к определению понятия "Public relations", на основе которых мы сформировали свое собственное определение. Помимо этого, были изучены технологии создания образа президента и кандидата в президенты.

В рамках второй главы нами были рассмотрены лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа России в зарубежных СМИ. На основе текстов последних 7 лет на английском языке, посвященным описанию и оценке действий России и конкретно В.В. Путина, с которым ассоциируется Россия мы выявили, что эти два образа по большей части являются негативными. Ситуация отчасти усугубляется тем, что на Западе образ России и образ ее президента являются практически тождественными. Действия В.В. Путина на мировой арене сопоставляются, таким образом, с действиями самой России.

Для каждого из образов нашей страны и президента были найдены три наиболее встречающихся клише и стереотипов. В случае России это - Россия = медведь, Россия = матрешка и Россия = Тюрьма. Образ Владимира Путина отражается в трех аспектах: Путин = диктатор, Путин = царь и Путин = преступник.

Основными языковыми средствами для создания этих двух образов, используемыми западными авторами, являются: оценочная лексика; языковая игра; из фигур речи - метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, антитезы; в синтаксисе имеют место быть параллельные конструкции.

Языковые средства, используемые при создании образа России, зачастую подпитываются стереотипами о нашей стране в сознании иностранцев. Вместе, они способны создать точную и ясную картину государства, которая закрепляется в представлении зарубежных читателей.

Так, например, образ России, который в свете драматических событий на Украине приобрел зловещий характер - с частым использованием стереотипов и отождествлением России с медведем, за рубежом формируется имидж России как дикой, опасной и далекой от цивилизации страной. Вдобавок к этому, все чаше и чаще образ Владимира Путина стал трактоваться именно в диктаторском ключе.

При выработке стратегий построения положительного имиджа России мы пришли к выводу, что самым подходящим решением этой проблемы является оперирование теми же языковыми средствами и приемами, которые используются западными журналистами, сменив их тональность с отрицательного на положительный. Следует работать над международным имиджем России в рамках таких направлений, как: стабильность России как делового партнера, финансовая привлекательность российской экономической системы и богатые культурные традиции нашей страны.

В заключении, стоит отметить, что имидж России в зарубежных СМИ уже закрепился в своем негативном ключе. Образ страны с имперскими замашками, во главе которой стоит жестокий тиран, не может не тревожить. Западное общество, читая подобные статьи, формирует точный и ясный образ врага, с которым необходимо бороться. Между Россией и Америкой так называемая "информационная война" ведется, почти не прекращаясь. К чему приведет такое противостояние, и какие средства будут еще использованы в будущем, покажет время.


Список литературы


1.Алексеева А.А. Образ современной России в отечественных и зарубежных СМИ. Новосибирский Государственный Университет, 2009.

2.Алтунян Александр. Лозунг в политическом дискурсе. Режим доступа: #"center">Приложение 4


Стереотипные образы России

Россия = матрешкаРоссия = медведьРоссия = тюрьмаСам образ по себе не обладает негативными чертами Отрицательный эффект достигается засчет других негативных элементов изображения. Подчеркивает следующие черты: Жестокость и агрессивность Решение проблем грубой силой Вторжение, насильственное присоединение Отсутствие человеческих качеств, звериный облик Непомерные амбиции и жадность Образ медведя, чаще всего, уже сам по себе несет негативную окраску. Используется, чтобы обратить внимание на: отсутствие политических свобод подавление инакомыслия


Теги: Образ России в зарубежных СМИ  Диплом  Маркетинг
Просмотров: 17104
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Образ России в зарубежных СМИ
Назад