Стратегия развития предприятия

Введение

стратегический экономический среда

В курсовом проекте на основе оценки стратегической позиции предприятия ОАО «Белорецкий хлебокомбинат», использования комплекса маркетинга, методов финансового, инвестиционного и проектного анализа, методологии проектного управления предложен бизнес-план инвестиционного проекта развития предприятия и разработана система управления проектом.

Для оценки стратегической позиции предприятия применены методы PEST и SWOT-анализа.

На основе метода календарного планирования разработан график выполнения работ, определены ключевые события(вехи) для организации контроля основных этапов проекта. Разработана организационная структура управления проектом, матрица ответственности.

Управление проектами - одна из самых быстроразвивающихся управленческих дисциплин нашего времени. В условиях современной экономики, когда конкуренция во всех областях возросла, кажется, до предела, а сроки жизни отдельных товаров исчисляются месяцами и даже неделями, применение технологий управления проектами является необходимым не только для процветания, но и для выживания почти каждого коммерческого предприятия.

Мы живем в развивающейся стране, и для России внедрение современных методов и средств управления проектами имеет особое стратегическое значение. Только научившись эффективно использовать свои ресурсы, мы сможем стать конкурентоспособными на мировом рынке. А чтобы быть успешными мы должны научиться управлять проектами лучше всех, брать лучшее у других, но не слепо копировать. Нам следует научиться быть лидерами

Таким образом, данная курсовая работа посвящена изучению и практическому подтверждению важности и необходимости такой дисциплины, как управление проектами.

Объектом курсовой работы выступит рассматриваемая нами организация «Белорецкий хлебокомбинат», а предметом - проект открытия хлебопекарни на базе уже существующей компании.

Цель данной курсовой работы - разработать проект развития предприятия ОАО «Белорецкий хлебокомбинат».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать ситуацию, сложившуюся на предприятии, и обосновать необходимость осуществление проекта, способного изменить или стабилизировать сложившуюся ситуацию. При этом провести PEST и SWOT- анализы окружения предприятия, рассмотреть результаты маркетинговых исследований и учесть экспертные оценки.

2.Разработать предлагаемый проект в виде бизнес-плана.

.Разработать элементы управления объектом на стадии его реализации :

·сетевой и календарный графики выполнения работ проекта;

·организационную структуру управления проектом и матрицу ответственности;

·систему контроля выполнения проекта, основанную на методе «вех».

Таким образом, исходя из поставленных задач, данный курсовой проект был разбит на 3 главы. Первая глава курсового проекта содержит в себе материал, поясняющий актуальность разрабатываемого проекта. Для этого проведен анализ рассматриваемого предприятия, анализ его окружения.

Во второй главе представлен бизнес-план создания хлебопекарни на базе существующего предприятия, который включает в себя общие положения проекта, описание вида деятельности предприятия, план производства, организационный план, финансовый план, оценка степени риска.

Третья глава включает в себя разработку систем управления проектом на стадии его реализации: календарный план выполнения работ проекта, организационную структуру управления проектом и матрицу ответственности, системы контроля выполнения проекта, основанную на методе «вех».


1.Анализ компании ОАО «белорецкий хлебокомбинат»


.1 Анализ состояния ОАО «Белорецкий хлебокомбинат»


ОАО «Белорецкий хлебокомбинат» образован в 1993 году и специализируется на производстве и продаже хлебобулочных и кондитерских изделий.

На данный момент предприятие находится на стадии ранней зрелости, а значит, что для эффективного функционирования предпринимаются следующие шаги:

использование внутренних возможностей для повышения качества продукции;

расширение сбыта в пределах г. Белорецка и Белорецкого района;

продолжение продвижения продукции предприятия;

организация расширения производства, поиск новых решений

дифференциация и диверсификация производимой продукции

разработка качественно новых видов продукции.

ОАО «Белорецкий хлебокомбинат» производит и продает хлебобулочные и кондитерские изделия высшего сорта, являющиеся товарами первой необходимости и повседневного спроса.

Клиентами предприятия являются жители г.Белорецка с различными уровнями дохода(от низкого до высокого). Следовательно, можно сделать вывод, что цены на продукцию находятся в разумных пределах и производимая продукция является общедоступной для всех жителей города.

Предприятия имеет ряд постоянных поставщиков и оптовых покупателей, с которыми налажен контакт. Проводятся различные рекламные кампании и акции, расширяется ассортимент предлагаемой продукции и др.

Наряду с отсутствием ближайших прямых конкурентов в зоне нахождения хлебокомбината, все перечисленные выше факторы позволяют получать стабильный доход на протяжении 20 лет. Но в то же время перед компанией всегда стоит проблема развития бизнеса.

Таким образом, была предложена идея открытия дополнительной мини-пекарни в центре города по улице Точисского, 23. Для реализации данного проекта у предприятия имеются собственные денежные средства, а также планируется привлечение дополнительного капитала.

Продукция ОАО «Белорецкий хлебокомбинат» несмотря на уже имеющуюся историю и опыт работы, по-прежнему является весьма перспективной для формирования прибыли и, значит, открытие еще одной мини-пекарни увеличит суммарную прибыль организации.


1.2 PEST - анализ

стратегический экономический среда

PEST - анализ - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду организации и получение ключевых ресурсов для ее деятельности. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важны и потребительские предпочтения, которые определяются с помощью социального компонента данного анализа. Целью исследования технологического фактора является выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов. Анализ выполняется по схеме «фактор - предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, а сказуемым - сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения.

Таблица 1.1 - PEST- анализ в баллах

ФакторСила возд. (1-5)Важность (1-10)Влияния на стратегию компании1234ПолитическиеИзменение законодательства РФ4832Гос. регул. конкуренции в отрасли5735Государственное влияние на отрасль51050Правительственная стабильность3515ЭкономическиеОбщая хар. экономической ситуации5840Изменение уровня инфляции5735Динамика ставки рефинанс. ЦБ РФ3824Платеж. спрос целевой аудитории51050Новые положения ЦК РФ4832СоциальныеИзменение уровня жизни51050Изменение структуры доходов51050Изм. основных потреб. предпочтений5945Нед. к рекламе конечных потребителей3927ТехнологическиеРазвитие конкурентных технологий177Доступ к технологиям, лицен., патенты3515

В нашем случае анализ проводится методом экспертных оценой. Экспертами выступали специалисты подразделений ОАО «Белорецкий хлебокомбинат». Данные, полученные в результате проведения PEST-анализа, представлены в таблице 1.1. Оценивается вес факторов с точки зрения возможной силы воздействия на деятельность предприятия (от 1 до 5, где 5 - наиболее значимо). Затем устанавливается рейтинг важности факторов(от 1 до 10, где 10 - наиболее важный). И в заключении расчет силы влияния факторов на стратегию предприятия. На основе данных, представленных в таблице 1.1 можно сделать вывод, что наиболее значительное влияние на предприятия оказывают, в основном, социальные факторы( за исключением фактора недоверия к рекламе). Менее важными выступают политические факторы, так как они в меньшей мере воздействуют на рассматриваемое нами предприятие( за исключением государственного влияния в отрасли).

Что касается экономических факторов, то здесь наибольшее воздействие оказывают такие факторы, как общая характеристика экономической ситуации и платежеспособный спрос целевой аудитории.

Из технологических факторов стоит обратить внимание на влияние интернет-технологий, которые в последнее время играют все большую роль в жизни общества.


1.3 SWOT - анализ


SWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на 4 категории : Strengths (Сильные стороны ), Weakness(Слабые стороны), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Он проводится для анализа микросреды предприятия. На первом шаге анализа перечислим сильные стороны(то, в чем предприятие преуспело) и слабые стороны (отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия), а также угрозы и возможности(благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимуществ). Данные занесем в Матрицу SWOT (таблица 1.2.)


Таблица 1.2. - Матрица SWOT - анализа

Сильные стороныСлабые стороны· Высокое качество обслуживание · Продукция является товаром повседневного спроса · Широкая номенклатура производимой продукции · Доверительное отношение потребителей к компании· Слабый маркетинг Устаревшее оборудованиеУгрозыВозможности· Угроза появление на рынке новых конкурентов · Рост цен на сырье· Рост доходов населения Отс. сильных прямых конкурентовПосле того, как были определены сильные и слабые стороны, угрозы и возможности, необходимо провести их количественную оценку.

На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон предприятия, возможностей и слабых сторон.

Если угроза значима для сильных или слабых сторон проекта, то оценка значимости такого сочетания будет высокой (5 баллов), если не значима , то низкой (1 балл). В результате мы получим количественную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон проекта с угрозами и возможностями окружающей среды.

Далее баллы, представленные в таблице 1.3, по всем факторам суммируются и выводится совокупная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей.

Такой анализ позволяет определить, насколько сильны сильные стороны и слабы слабые стороны, исходя из состояние внешней среды и внутреннего состояния. При этом мы можем сравнить количественные оценки сильных сторон между со собой со слабыми сторонами. Так же, как и угрозы можно сравнить между собой и с возможностями.

Таблица 1.3 - Матрица совокупной оценки сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды


В баллах

Сильные стороныСлабые стороныВысокое качество обслуживания15Слабый маркетинг12Продукция является товаром повседневного спр.14Устаревшее оборудование14Широкая номенклатура продукции16Доверительное отношение потребителей к комп.15УгрозыВозможностиСильные стороныСлабые стороныПоявление на рынке новых конкурентов21Рост доходов населения22Рост цен на сырье7Отсутствие сильных прямых конкурентов21Заполнив эту матрицу, можно обнаружить, что :

1.Определены основные направления развития предприятия (ячейка 1, показывающая, как можно воспользоваться открывающимися возможностями);

2.Сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития нашего бизнеса (остальные ячейки таблицы 1.3).

Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты, на основе которых распределяют ресурсы между различными проблемами.

После определения количественных характеристик следует сформулировать проблемы, возникшие на каждой комбинации сильных и слабых сторон предприятия с угрозами и возможностями внешней и внутренней среды. По полученным результатам построим проблемное поле проекта (таблица 1.4).

SWOT - анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы.


Таблица 1.4 - Формирование проблемного поля в рамках SWOT - анализа

Сильные стороныСлабые стороныВысокое качество обслуживанияПродукция - товар повседневного спросаШирокая ном. продукцииДовер. отнош. потребителейСлабый маркетингУстаревшее оборудованиеВозможностиРост доходов населенияПредоставление нового товара с учетов потребностей потребителейОриентация цен на желания и возможности клиентовПлан. бюджета с учетов расходов на рекламу и закупку нового оборуд.Отсут. прямых конкурентов


Теги: Стратегия развития предприятия  Диплом  Маркетинг
Просмотров: 23412
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Стратегия развития предприятия
Назад