Анализ хозяйственной деятельности "Белита-Витекс"

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники"

Кафедра экономики


Лабораторная работа

Анализ хозяйственной деятельности "Белита-Витекс"


Выполнила: студентка 3 курса

группы, ф-та ИЭ

Горавская Татьяна

Проверил:

Препод. кафедры экономики

Соколов Николай Маркович


Минск 2014

Оглавление


1. Характеристика предприятия. Основные показатели

. Динамический ряд

. Построение трендовой модели

. Анализ конкурентоспособности

5. Сегментация

. Позиционирование

. SWOT-анализ

. Метод фокус-групп

. Метод экспертных оценок

. Определение объема стратифицированной выборки

11. Анкетирование. Разработка анкеты

. Обработка полученных данных при анкетировании

. Проверка гипотезы

Отчет о результатах исследования


1. Характеристика предприятия. Основные показатели


Основные показатели, характеризующие деятельность предприятия СП "БЕЛИТА" ООО ЗАО "ВИТЕКС" представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Основные показатели хозяйственно-сбытовой деятельности СП "БЕЛИТА" ООО ЗАО "ВИТЕКС" [источник данных: отчетные данные предприятия "Белита-Витекс"]

ПоказательОб.Формула расчетаЕд. измер.Периоды (год)20092010201120122013Доля рынка (РБ)ДР%4750,155,356,660ВыручкаВМлрд. бел.руб866,3902,11 2031 489,71 505,2Издержки производстваИПМлрд. Бел.руб802,1806,9890,9963,8970,9Чистая прибыльЧПВ-ИПМлрд. Бел.руб64,295,3312,1525,9534,3Рентабельность продажРЧП/В*100%7,410,625,93235,4


Также необходимо отразить товарные линии предприятия и средние цены на них. Данные отражены в таблице 2.


Таблица 2 - Характеристика товарных линий и средние цены на них [источник данных: www.belita.by]

Ассортиментная группаСредняя цена за единицу продукции,бел. руб.1. Средства по уходу за волосами40 0002. Средства по уходу за кожей31 0003. Средства по уходу по полостью рта20 0004. Декоративная косметика39 0005. Бытовая химия52 0006. Экстракты растений21 0007. Аксессуары9 000Средняя цена за единицу 30 300

Емкость рынка, на основании численности населения Беларуси по возрастным группам (таблица 3), определена в таблице 4.


Таблица 3 - Численность населения по возрастным группам [источник данных: данные Министерства здравоохранения РБ]

Возрастная группаКоличество человекОт 5 до 9 лет459 747От 10 до 14 лет451 056От 15 до 19 лет506 371От 20 до 24 лет711 362От 25 до 29 лет784 095От 30 до 34 лет706 058От 35 до 39 лет662 350От 40 до 44 лет650 438От 45 до 49 лет680 982От 50 до 54 лет776 710От 55 до 59 лет666 209 От 60 до 64 лет553 366От 65 до 69 лет317 172Итого:7 925 916

Таблица 4 - Показатели емкости рынка "Белита-Витекс"

ПоказательОб.Формула расчетаЕд. измеренияЗначениеЧисленность целевой аудиторииNИз табл. 2Млн. Чел.7,93Норма потребления товара в годMИсточник данных: ru.wikipedia.orgШт./Год6Средняя цена за ед. товараCИз табл. 1Бел.руб30 300Емкость рынка в натуральном выраженииЕнМлн. Шт.47,58Емкость рынка в стоимостном выраженииЕсМлрд. бел.руб1 327,14

Основная продукция предприятия "Белита-Витекс", а так же доля каждой группы в общем объеме продаж за 2012 и 2013 гг. представлены на рисунке 1.


Рисунок 1- Доля различных групп продукции в объеме продаж предприятия


Из рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес в объеме продаж предприятия приходится на средства по уходу за волосами (в 2013 году - 43,1%) и средства по уходу за кожей (26% в 2013 году). В сумме они составляют 69,1% в общем объеме продаж компании за 2013 год. Емкость рынка равна 1 327,14 млрд. бел. руб. в год, что в натуральном выражении равно 47,58 млн. штук в год. Доля рынка предприятия равна 60%. Издержки равны 970,9 млрд. бел. руб., а прибыль - 534,3 млрд. бел. руб.


2. Динамический ряд


Для анализа динамического ряда были взяты данные о прибыли из таблицы 1.


Таблица 5 - Динамика прибыли на период 2009-2013 гг. [источник данных: таблица 1]

ПредприятиеЧистая прибыль, млрд бел.руб20092010201120122013"Белита-Витекс"62,495,3312,1525,9534,3

График прибыли "Белита-Витекс":


Рисунок 2 - График прибыли предприятия "Белита-Витекс"


Рассчитаем основные статистические показатели, а именно:

·абсолютный прирост ();

·темп роста (;

·темп прироста (

·средний уровень прибыли (;

·средний абсолютный прирост (;

·средний коэффициент роста ();

·средний темп роста ();

·средний темп прироста ().

Полученные данные представлены в таблице 6.


Таблица 6 - Основные статистические показатели динамики прибыли предприятия "Белита-Витекс"

ПоказательЕд. измеренияФормулаГод20092010201120122013?умлрд. бел. руб.ц.-32,9216,8213,88,4б.-32,9249,7463,5471,9%ц.-152,7327,5168,5101,6б.100152,7500,2842,8856,3%ц.-52,7227,568,51,6б.-52,7400,2742,8756,3млрд. бел. руб.306,2млрд. бел. руб.117,9-1,53%153%53


Абсолютный базисный прирост за 5 лет составил 471,9 млрд. бел. руб. Абсолютный цепной прирост в 2013 году составил 8,4 млрд. бел. руб. Темп цепного прироста в 2013 году составил 101,6%. Средний абсолютный прирост за 5 лет составил 117,9 млрд. бел. руб. Средний уровень прибыли за 5 лет - 306,2 млрд. бел. руб. Средний коэффициент роста за данный период составил 1,53. Прибыль увеличивается со средним темпом прироста равным 53%. Средний темп роста - 153%.


. Построение трендовой модели


Цель - спрогнозировать развитие показателя чистой прибыли в период с 2014 по 2016 гг. Из рисунка 2 следует, что необходимо построить линейный тренд. Для этого необходимо рассчитать основные данные для построения тренда, расчет основных показателей которого представлен в таблице 7.


Таблица 7 - Расчет основных показателей

ПоказательОбозначениеФормула расчетаВеличина показателяСредняя объем чистой прибыли, млрд. бел руб.=306Дисперсия51 062Среднеквадратическое отклонение226

Параметры уравнения тренда представлены в таблице 8.


Таблица 8 - Данные для построения тренда

tyt2y2t y162,413893.862.4295,349082190.63312,1997406.4936.34525,9162765712103.65534,325285476.52671.515153055234090022950

a0 + 15a1 = 1530

a0 + 55a1 = 22950= -5 202 , a1 = 1 836


Линия тренда, характеризующая динамику роста чистой прибыли, имеет вид линейной функции:


y = 1836x - 5202


Таблица 9

Прогноз показателя чистой прибыли "Белита-Витекс" на период с 2014 по 2016 гг.

ПоказательОбозн.Формула расчетаВеличина показателя 201420152016Чистая прибыль, млрд бел.рубyy =1836x - 5202, где x - порядковый номер периода581765948

Рассчитаем показатели, характеризующие точность прогноза, а именно:

среднюю абсолютную процентную ошибку ();

средний квадрат ошибки ();

сравнительный показатель точности прогнозов ();

величину достоверности аппроксимации ().

Полученные данные представим в таблице 10.


Таблица 10 - Показатели, характеризующие точность прогноза.

ПоказательЕд. измеренийФормулаЗначение%0,46-0,68-0,02-0,869

Коэффициент достоверности аппроксимации получился равным 0,869. Чем ближе к 1, тем точнее прогноз. Прогноз прибыли предприятия "Белита-Витекс" достаточно точен.

Трендовая модель имеет вид:


Рисунок 3 - Прибыль предприятия "Белита-Витекс" с учетом прогнозных данных.


. Анализ конкурентоспособности


Основными конкурентами "Белита-Витекс" являются:

."Belcosmex" (доля рынка 18%)

."Modum" (доля рынка 15%)

."Floralis" (доля рынка 7%)

Чтобы оценить конкурентоспособность, стоит воспользоваться дифференциальным методом. В качестве наиболее важных факторов нужно использовать ассортимент, качество сырья, прибыль и цену на продукцию.

Оценка ассортимента, качество и цена товаров представлены в балльных оценках.


Таблица 11 - Характеристика ассортимента сравниваемых предприятий

ПоказательЕдиница измеренийПредприятие"Белита-Витекс""Belcosmex""Modum""Floralis"Ассортиментколичество товарных групп7553

Таблица 11.1 - Шкала для оценки ассортимента

ОценкаКоличество товарных групп1<1223344556677889910>10

Таблица 12 - Характеристика средней цены

ПоказательЕдиница измеренийПредприятие"Белита-Витекс""Belcosmex""Modum""Floralis"Средняя цена товараБел.руб.30 30039 80037 40025 800

Таблица 12.1 - Шкала для оценки средней цены

ОценкаСредняя цена, бел. руб.110 000-20 000220 000-30 000330 000-40 000440 000-50 000550 000-60 000660 000-70 000770 000-80 000880 000-90 000990 000-100 00010>100 000

Данные о качестве продукции были получены на основе оставленных отзывов потребителями на сайте www.irecommend.ru


Таблица 13 - Характеристика качества продукции

ПоказательЕдиница измеренийПредприятие"Белита-Витекс""Belcosmex""Modum""Floralis"Количество положительных отзывов за последние 6 месяцевШт.46391226

Таблица 13.1 - Шкала для оценки качества продукции

ОценкаКоличество положительных отзывов, шт.11-526-10311-15416-20521-25626-30731-35836-40941-4510>45На основании приведенных данных необходимо составить характеристику конкурентных предприятий. Данные представлены в таблице 14.


Таблица 14 - Характеристика конкурентных предприятий

ПредприятиеТехнические показателиЭкономические показателиАссортиментКачествоПрибыль, млрд. бел. рубл.Цена товаров"белита-Витекс"710534,33"Belcosmex"58446,83"Мodum" 53218,23"Floralis"36109,82Коэффициент весомости0,30,70,50,5

Рассчитаем основные показатели, характеризующие конкурентоспособность предприятия, а именно:

·групповой показатель ();

·интегральный показатель().


Таблица 15 - Показатели конкурентоспособности

ПоказательФормулаПредприятие"Белита-Витекс""Belcosmex""Modum""Floralis", где - значение единичного показателя, - коэффициент весомостиПо технич. показателям8.746.653.154.83По экономич. показателям.0,980,9250,9150,925-8.56.152.884.46


Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия "Белита-Витекс" равен 8,5, что превышает конкурентоспособность "Belcosmex" в 1,38 раз, "Modum" - в 2,95 раз, а "Floralis" - 1.91. По техническим и экономическим показателям "Белита-Витекс" является лидером, так как групповые показатели выше, чем у конкурентов.


. Сегментация


Цель - определение основного сегмента компании, что позволило бы предприятию понять особенности поведения своего потребителя и разработать эффективные методы сегментационного анализа.

Основными потребителями продукции "Белита-Витекс" является платежеспособное население, которое равно 6717,7 тыс. человек.


Таблица 16 - Разделение платежеспособного населения по доходам [источник данных: данные сайта www.research.by]

Уровень доходовКоличество человек, тыс. чел.Процент от общего количества, %Низкий543,28Средний2892,843Выше среднего3281,748Итого6717,7100

Для наглядности, данные представим на рисунке 4.


Рисунок 4 - Уровень дохода платежеспособного населения.

Также на основании ранее проведенных маркетинговых исследований, можно провести сегментацию по предпочтениям потребителя. Результаты представлены на рисунке 5.


Рисунок 5 - Предпочтения потребителей.


Необходимо построить сетку сегментации, которая представлена в таблице 16.


Таблица 16 - Сетка сегментации

Уровень доходов населенияАссортимент продукцииВсегоПродукция на основе витаминов и минераловПродукция на основе фруктовых ароматов и ароматизаторовПродукция без добавокНизкий3,45,11,19,6Средний17,911,53,633Выше среднего30,720,48,359,4Всего523713100

Рисунок 6 - Сетка сегментации

Получилось 9 сегментов рынка, наиболее привлекательным из которых является - люди, с уровнем дохода выше среднего, предпочитающие продукцию на основе витаминов и минералов. На данный сегмент приходится 30,7% рынка.


. Позиционирование


Для осуществления позиционирования следует использовать данные о цене и качестве продукции, уровень прибыли, которые были получены в таблице 14. Также необходимо перевести данные о прибыли в балльные оценки. В зависимости от уровня прибыли необходимо поставить отметку от 1 до 4 (чем выше прибыль, тем выше оценка). Результаты представлены в таблице 17.


Таблица 17 - Данные для построения карты позиционирования

ПредприятиеАссортиментКачествоПрибыль, млрд. бел. рубл.Баллы в зависимости от прибыли"белита-Витекс"710534,34"Belcosmex"58446,83"Мodum" 53218,22"Floralis"36109,81

Построим пузырьковую диаграмму для иллюстрации позиции каждого из предприятий, которая представлена на рисунке 7.


Рисунок 7 - Карта позиционирования косметической отрасли.

На основании карты позиционирования можно сделать вывод о том, что предприятие "Белита-Витекс" имеет возможность лучше освоить сегмент рынка - производство продукции на основе витаминов и минералов. Потребители воспринимают предприятие "Белита-Витекс", как компанию, выпускающую высококачественную продукцию по приемлемым ценам. Поэтому можно использовать следующие типы позиционирования:

)Позиционировать товары по отличительным качествам;

)Позиционировать по существующим выгодам.

К отличительным качествам можно отнести тот факт, что продукция изготавливается лишь из биологически чистых компонентов, что вызывает доверие у потребителей. В качестве выгоды можно использовать то, что продукция полезна и необходима.


. SWOT-анализ


Цель: выявление возможных стратегий развития предприятия "Савушкин продукт".


Таблица 18- Сравнение предприятий

ПоказательЕдиница измеренийПредприятие"Белита-Витекс""Belcosmex""Modum""Floralis"Ассортиментколичество товарных групп7553Средняя цена товаровбел. руб.30 30039 80037 40025 800Инвестиции в основное производство (2013 г.)млрд. бел. руб.104897050Доход от экспорта (2013 г.)млн. $171,4100108,7105Доля рынка%6018157Инвестиционные ресурсы (2013 г.)млн. $3901202033Качествобалл10836Частота внедрения нового оборудования-раз в полгодараз в годраз в 2 годараз в 2 годаУровень конкурентоспособности (интегральный показатель) -8,56,152,884,46Частота введения товаров-новинок-раз в полгодараз в полгодараз в полгодараз в год


Таблица 19- Характеристика факторов, влияющих на деятельность предприятия "Белита-Витекс"

ФакторХарактеристика фактораЕмкость рынка, шт в год47,58Количество производителей молочной продукции в РБ, шт.26Средняя заработная плата населения, тыс. бел. руб.(по данным Комитета Статистики за 2013 год)5 377Количество основных конкурентов3Издержки, млрд бел.руб970,9Частота введения товаров-новинок2 раза в год

Таблица 20- Сильные и слабые стороны предприятия "Белита-Витекс"

Сильные стороныСлабые стороныАссортимент Частое внедрение нового оборудование Инвестиционные ресурсыВысокие издержки Высокая конкуренция

Таблица 21- Возможности предприятия "Белита-Витекс"

ВозможностиХарактеристикаСнижение цены на продукциюСнижение цены на продукцию будет способствовать увеличению числа потребителей.Выход на новые рынкиОсвоение сегмента рынка- производство товаров на основе минералов и витаминов.

Таблица 21- Угрозы предприятия "Белита-Витекс"

УгрозыХарактеристикаНаличие большого количества конкурентовДаже небольшие конкуренты оказывают сильное влияние на деятельность предприятия "Белита-Витекс", так как эти все они занимают достаточно большую долю рынка (40%).Рост цен на сырьеРост цен на сырье будет способствовать увеличению цен, что приведет к уменьшению числа потребителей.Наличие товаров-заменителейТовары-заменители косметической продукции- продукция, изготовленная при использовании иных технологий производства.хозяйственный конкурентоспособность сегментация выборка

Таблица 22- Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка

Возможности: I. Снижение цены на продукцию. II. Выход на новые рынки.Угрозы: I. Наличие большого количества неосновных конкурентов. II. Наличие товаров-заменителей.Сильные стороны: 1. Ассортимент 2. Вкусовые качества 3. Частое внедрение нового оборудования 4. Инвестиционные ресурсыI. Снижение цены возможно за счет частого внедрения нового оборудования, так как это современное оборудование может способствовать снижению затрат сырья, что приводит к снижению издержек. II. Выход на новые рынки возможен за счет частого внедрения нового оборудования, так как новое оборудование позволяет выпускать новую продукцию.I. Благодаря ассортименту и качеству можно выделиться среди большого количества конкурентов, так как это способствует увеличению уровня приверженности потребителей продукции "Белита-Витекс" II. Широкий ассортимент, а также вкусовые качества будут способствовать вытеснению товаров-заменителей, так как потребители предпочитают натуральную продукцию. Слабые стороны: Высокие издержки Высокая конкуренцияI. Снижению цены на продукцию могут помешать высокие издержки, так как издержки оказывают непосредственное влияние на цену. II. Выходу на новые рынки может помешать высокий уровень конкуренции, так как новой продукции будет трудно "пробиться".I. Наличие большого количества конкурентов усугубляется высокой конкуренцией. Высокая конкуренция требует постоянного исследования деятельности конкурентов. II. Наличие товаров-заменителей усугубляется высокими издержками предприятия "белита-Витекс", так как они влияют на цену. Товары-заменители более дешевые, поэтому есть риск перехода потребителей к данной продукции.

Стратегии:

·снижение цены за счет современного оборудования;

·выход на новые рынки за счет современного оборудования;

·выделиться среди конкурентов за счет широкого ассортимента и качества;

·наличие товаров-заменителей компенсировать за счет широкого ассортимента и качества;

·снижению цены могут помешать высокие издержки;

·выход на новые рынки осложняется высоким уровнем конкуренции;

·большое количество конкурентов усугубляется высоким уровнем конкуренции;

·наличие товаров-заменителей усугубляется высокими издержками.


. Метод фокус-групп


Цель фокус-группы: выяснить предпочтения людей в продукции "Белита-Витекс"; определить степень влияния цены на выбор потребителей; определить целесообразность выхода на новый сегмент рынка.

Предприятию необходимо выяснить, целесообразно ли снижать цену на продукцию и выходить на новые рынки.

Фокус-группа поможет руководству принять решение относительно того, повлияет ли снижение цены на увеличение количества потребителей, а также, будет ли продукция пользоваться спросом на новом сегменте.

Кроме этого, так как в данной работе необходимо изучить цену товарной линии, фокус-группа призвана ответить на вопрос: "Влияет ли цена косметической продукции на выбор потребителей?"

План фокус группы:

·Место проведения - г. Минск, ул. Менделеева, 50.

·Предполагаемый состав:

üпотенциальные потребители;

üколичество людей- 8 человек;

üмужчины и женщины (50% и 50%);

üвозраст - 16-60 лет;

üсоциальный статус - работающие.

·Обстановка - неофициальная.

·Продолжительность - 2 часа.

·Отбор респондентов:

üотбор потребителей, покупающих косметическую продукцию, в универмагах ("ЦУМ", "ГУМ", "БЕЛАРУСЬ").

·Вопросы для обсуждения:

ü"Как часто Вы покупаете косметическую продукцию?"

ü"Покупаете ли Вы косметическую продукцию на основе витаминов и минералов?"

ü"Как часто Вы покупаете косметическую продукцию на основе витаминов и минералов?"

ü"Знакомы ли Вы с продукцией "Белита-Витекс"?"

ü"Устраивает ли Вас качество продукции "Белита-Витекс"?"

ü"На что Вы обращаете внимание при выборе косметической продукции?"

Для начала необходимо представить состав участников фокус-группы. Данные отражены в таблице 23.


Таблица 23

Данные респондентов

[источник данных: анкеты респондентов]

№Список группы:Дата рожденияПрофессия1Аликов Д.Н.16.12.1985библиотекарьОбъявление,демократические2Васильков Ю.Н.12.12.1982поварОбъявление,оптимистические3Горикова А.С.04.10.1956экономистОбъявление,демократические4Иванов И.И.26.01.1977учительОбъявление,оптимистические5Звездунова Т.М.17.03.1992парикмахерОбъявление,реалистические6Сид С.Н.30.06.1977дизайнерОбъявление,оптимистические7Шихарев Н.Н.18.08.1988программистОбъявление,реалистические8Якушева Т.Т.24.06.1989маркетологОбъявление,оптимистические

Полученные данные представлены в таблицах 24-29


Таблица 24- Частота покупки косметической продукции

Частота покупки косметической продукцииКоличество человек, %2 раза в месяц25Раз в месяц37,5Раз в несколько месяцев37,5

Таблица 25- Использование косметической продукции на основе минералов и витаминов

Отношение к продукции на основе витаминов и минераловПотребляютНе потребляютКоличество человек, %87,512,5

Таблица 26- Частота покупки косметической продукции на основе витаминов и минералов

Частота покупки косметической продукции на основе витаминов и минераловКоличество человек, %2 раза в месяц12,5Раз в месяц50Раз в несколько месяцев37,5

Таблица 27- Знание продукции "Белита-Витекс"

Знание продукции "Белита-Витекс"ПотребляютНе потребляютКоличество человек, %62,537,5

Таблица 28- Отношение к качеству продукции "Белита-Витекс"

Отношение к качеству продукции "Белита-Витекс"УстраиваетНе устраиваетКоличество человек, %7525

Таблица 29- Факторы, влияющие на выбор косметической продукции

ФакторКачествоЦенаУпаковкаСтрану-производителяКоличество людей, %39252115

Фокус-группа показала, что 87,5% людей потребляют косметическую продукцию на основе витаминов и минералов. 12,5% людей покупают косметическую продукцию на основе витаминов и минералов 2 раза в месяц, 50% - раз в несколько месяцев. Наиболее важным фактором, влияющим на выбор косметической продукции, участники фокус-группы считают качество продукции (39%). 75% людей устраивает качество продукции "Белита-Витекс". 25% людей обращает внимание на цену продукции.

На основании фокус-группы можно выделить 4 гипотезы:

Гипотеза 1: предприятию следует выходить на новый сегмент рынка.

Гипотеза 2: снижение цены может способствовать увеличению числа потребителей.

Гипотеза 3: люди выбирают косметическую продукцию по характеристикам качества, независимо от ее цены- снижать цену не следует.

Гипотеза 4: предприятию не следует выходить на новый сегмент рынка.


. Метод экспертных оценок


Цель: анализ гипотез, выдвинутых после проведения фокус-группы.

Для осуществления экспертного метода были выбраны 6 экспертов, данные о которых представлены в таблице 30.


Таблица 30

Данные об экспертах [источник данных: анкеты экспертов]

ФИОДолжностьСтаж работы, летЕлизаров С.СМаркетолог4Никишин О.А.Главный технолог10Сато Ю.В.Работник научно-практического центра 1Созонов А.А.Дизайнер8Фиш Е.А.Технолог2Яш Я.В.Работник научно-практического центра6

До начала проведения опроса необходимо рассчитать компетентность каждого участника опроса.



·- компетентность участника;

·- объективная оценка компетентности;

·- субъективная оценка компетентности.

Участникам предложили выставить самим себе оценки (субъективная оценка) в пределах от 1 до 10. Объективная оценка выставлялась модератором. Полученные результаты представлены в табл. 31


Таблица 31- Оценка компетентности экспертов

Номер эксперта1101012780,563870,564880,645890,726890,72Общая компетентность=4,2

Далее участникам предложили проранжировать важность каждой из гипотез.

После анализа работы экспертов составляется таблица оценки факторов экспертами.


Таблица 32- Оценка гипотез экспертами

Гипотезы Эксперты1234Сумма1.Елизаров С.С3213-2.Никишин О.А.2143-3.Сато Ю.В.1243-4.Созонов А.А.1234-5.Фиш Е.А.1234-6.Яш Я.В.1234-Суммарный ранг9111821-Групповая экспертная оценка1,61,92,83,5-Среднее значение оценки1,51,83,03,5-Результ. ранг1234-S361693697

Групповая экспертная оценка:



Таблица 33- Характеристика оценок

ПоказательФормулаЗначениеСреднее значение ряда суммарных рангов, где р- число экспертов, m- количество факторов15Суммарное квадратическое отклонение97,2Коэффициент конкордации0,54Коэффициент координации равен 0,54. Это говорит о том, что у экспертов наблюдается согласованность.


Рисунок 8- Суммарные ранги гипотез


Метод экспертных оценок показал, что наиболее важной гипотезой является гипотеза №1 - предприятию следует выйти и освоить новый рынок.


. Определение объема стратифицированной выборки


На основании проведенной сегментации можно определить 3 страты:

)Люди с низким доходом населения, предпочитающие косметическую продукцию на основе витаминов и минералов.

)Люди со средним доходом населения, предпочитающие косметическую продукцию на основе витаминов и минералов.

)Люди с уровнем дохода выше среднего, предпочитающие косметическую продукцию на основе витаминов и минералов.


Таблица 34 - Основные страты

Страта, №Количество % от общего количества13,4217,9330,7Всего52

Определение необходимого объема выборки каждой страты.

Для этого необходимо воспользоваться следующей формулой:


- число элементов выборки;- число элементов генеральной совокупности;- коэффициент достоверности;- доля единиц, которые имеют данный признак;- доля единиц, не имеющая данный признак;

- предельная ошибка выборки.

Уровень достоверности составляет 90%.

Таким образом, коэффициент достоверности, соответствующий данному уровню достоверности, составляет 1,645.

Предельная ошибка выборки равна 5%.

Таким образом, найдем объем выборки для каждой из страт (табл. 35).


Таблица 35

Объем выборки

СтратаОбъем выборки, чел.114228339Итого81

Объем выборки составляет 81 человек.


11. Анкетирование. Разработка анкеты


Для того чтобы проверить ранее выдвинутую гипотезу необходимо прибегнуть к полевым исследованиям, а именно к проведению опроса.

Опрос будет проводиться в форме анкетирования.

Вопросы и их обоснование представлены в таблице 36.


Таблица 36 - Обоснование вопросов анкеты

№ ВопросЦель вопросаТип вопросаВарианты ответаТип шкалы1Покупаете ли Вы косметическую продукцию отечественного производства?Позволит выяснить, является ли респондент потенциальным потребителем продукции "Белита-Витекс". Дихотомический Закрытый Прямой1) Да 2) НетШкала отношений2Часто ли Вы покупаете косметическую продукцию?Позволит выявить частоту закупок потребителя.Полузакрытый Прямой1) 2 раза в месяц 2) Раз в месяц 3) Раз в несколько месяцев 4) другое___Шкала интервала3Покупаете ли Вы косметическую продукцию на основе витаминов и минералов?Вопрос поможет выяснить, принадлежит ли респондент данному сегменту. Дихотоми-ческий Закрытый Прямой1)Да 2) НетШкала отношений4Что для Вас является определяющим при выборе косметической продукции?Вопрос поможет выяснить факторы, влияющие на выбор косметической продукции.Закрытый прямой1) Качество продукции, цена не так важна. 2) Запоминающаяся упаковка 3) Цена, качество менее важно 4)СоставШкала отношений5Знакомы ли Вы с продукцией "Белита-Витекс?Вопрос поможет выяснить, является ли респондент потребителем продукции "Белита-Витекс".Дихотоми-ческий Закрытый Прямой1) Да 2) НетШкала отношений6Устраивает ли Вас качество продукции "Белита-Витекс"?Вопрос поможет выяснить степень удовлетворения потребителей продукцией "Белита-Витекс"Дихотоми-ческий Закрытый Прямой1) Да 2) НетШкала отношений7Считаете ли Вы целесообразным производить косметическую продукцию на основе витаминов и минералов предприятию "Белита-Витекс"?Вопрос поможет выявить степень заинтересованности потребителей в новой продукции производства "Белита-Витекс"Дихотоми-ческий Закрытый Прямой1) Да 2) Нет 3) Затрудняюсь ответитьШкала отношений8Ваш пол? Вопрос реквизитной части анкеты (паспортичка)Закрытый Прямой1) Мужской 2) ЖенскийШкала наимено-ваний9Ваш возраст?Вопрос реквизитной части анкеты (паспортичка)Закрытый Прямой1) <20 2)20-30 3)31-40 4)41-50 5)>50Шкала интервала10Каков Ваш среднемесячный доход?Вопрос реквизитной части анкеты (паспортичка)Закрытый Прямой1) До 2 млн. руб. 2) до 4 млн. руб. 3) До 6 млн. руб. 4) Выше 6 млн.руб. Шкала интервалаФорма данной анкеты представлена в приложении 1.

План проведения анкетирования:

)Места проведения: универмаги "ЦУМ", "ГУМ", "БЕЛАРУСЬ".

)Количество интервьюеров: 3 человека.

)Форма опроса: анкета.


. Обработка полученных данных при анкетировании


В результате проведения анкетирования было заполнено 81 анкета.

Результаты анкетирования представлены в таблицах 36-45.


Таблица 36

Распределение респондентов по потреблению косметической продукции

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Покупают молочную продукцию7795Не покупают молочную продукцию45Итого81100

Таблица 37

Распределение респондентов по частоте покупки косметической продукции

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Покупают 2 раза в месяц3138Покупают раз в месяц3644Покупают 1 раз в несколько месяцев1113Покупают реже, чем 1 раз в несколько месяцев33Итого81100

Таблица 38

Распределение респондентов по осведомленности о косметической продукции на основе витаминов и минералов

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Покупают7188Не покупают1012Итого81100

Таблица 39

Распределение респондентов по оценкам факторов, влияющих на выбор косметической продукции

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Выбирают по качеству2936Выбирают по упаковке1114Выбирают по цене 2936Выбирают по составу1215Итого81100

Таблица 40

Распределение респондентов по осведомленности о продукции "Белита-Витекс"

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Покупают81100Не покупают00Итого81100

Таблица 41

Распределение респондентов по отношению к качеству продукции "Белита-Витекс"

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Устраивает6997Не устраивает23Итого81100

Таблица 42

Заинтересованность потребителей в выпуске косметической продукции на основе витаминов и минералов "Белита-Витекс"

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Хотят, чтобы продукция выпускалась6479Не хотят, чтобы продукция выпускалась911Затруднились ответить810Итого81100

Таблица 43

Распределение респондентов по полу

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Мужской пол3240Женский пол4960Итого81100

Таблица 44

Распределение потребителей по возрасту

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %Меньше 20 лет 5620-30 182231-40192341-502024Больше 50 лет1923Итого81100

Таблица 45

Распределение респондентов по среднемесячным доходам

Вариант ответаКоличество человекКоличество человек, %До 2 млн. руб.45До 4 млн. руб.3037До 6 млн. руб2733Выше 6 млн. руб.2024Итого81100

13. Проверка гипотезы


По данным анкетирования, косметическую продукцию на основе минералов и витаминов потребляют 97% человек. 44% человек покупают косметическую продукцию раз в месяц, а ключевым фактором при выборе является - качество и цена. Такого мнения придерживаются по 36% человек.


Рисунок 9 - Частота покупки косметической продукции


На рисунке 9 видно, что продукция необходима и пользуется спросом.

% потребителей продукции "Белита-Витекс" считают целесообразным начать выпуск новой продукции на основе витаминов и минералов.


Рисунок 10 - Отношение потребителей к выпуску новой продукции "Белита-Витекс".


Таким образом, предприятию "Белита-Витекс" целесообразно выпускать новую продукцию и выходить на новый рынок. Можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась.


Отчет о результатах исследования


В результате изучения технико-экономических показателей можно сделать вывод о том, что предприятие "Белита-Витекс" развивается быстрыми темпами. Основную долю в объеме продаж за 2013 год занимают средства по уходу за волосами (43,1%) и средства по уходу за кожей (26%), что говорит о том, что эти товарные группы пользуются наибольшим спросом у потребителей. На протяжении 5 лет значительно возросла прибыль. Абсолютный прирост за 5 лет составил 471.9 млрд. бел. руб. Абсолютный цепной прирост в 2013 году составил 8,4 млрд. бел. руб. Темп цепного прироста в 2013 году составил 101,6%. Средний абсолютный прирост за 5 лет составил 117,9 млрд. бел. руб. Средний уровень прибыли за 5 лет - 306,2 млрд. бел. руб. Средний коэффициент роста за данный период составил 1,53. Прибыль увеличивается со средним темпом прироста равным 53%. Средний темп роста - 153%. На основании трендовой модели видно, что в ближайшие три года также ожидается рост прибыли. В 2014 году прогнозный уровень прибыли составит 581 млрд. бел. руб.

Анализ конкурентоспособности предприятия показал, что предприятие "Белита-Витекс" отличает широта ассортимента выпускаемой продукции, хорошее качество товара. Интегральный показатель конкурентоспособности "Белита-Витекс" равен 8,5, что превышает конкурентоспособность конкурентоспособность "Belcosmex" в 1,38 раз, "Modum" - в 2,95 раз, а "Floralis" - 1.91. По техническим и экономическим показателям "Белита-Витекс" является лидером, так как групповые показатели выше, чем у конкурентов.

Также было проведено сегментирование рынка. Получилось 9 сегментов рынка, наиболее привлекательным из которых является - люди, с уровнем дохода выше среднего, предпочитающие продукцию на основе витаминов и минералов. На данный сегмент приходится 30,7% рынка.

Позиционирование предприятия показало, что потребители воспринимают предприятие "Белита-Витекс", как компанию, выпускающую высококачественную продукцию по приемлемым ценам. Поэтому можно использовать следующие типы позиционирования:

)Позиционировать товары по отличительным качествам;

)Позиционировать по существующим выгодам.

К отличительным качествам можно отнести тот факт, что продукция изготавливается лишь из биологически чистых компонентов, что вызывает доверие у потребителей. В качестве выгоды можно использовать то, что продукция полезна и необходима.

В результате проведения анализа рыночных возможностей методом SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны рассматриваемого предприятия, также возможности и угрозы. Среди основных сильных сторон можно выделить широкий ассортимент продукции, частое внедрение нового оборудования и использование инвестиционных ресурсов. Кроме этого, у предприятия есть и слабые стороны, а именно высокие издержки и высокий уровень конкуренции. Также были выявлены основные стратегии развития предприятия:

снижение цены за счет современного оборудования;

выход на новые рынки за счет современного оборудования;

выделиться среди конкурентов за счет широкого ассортимента и качества;

наличие товаров-заменителей компенсировать за счет широкого ассортимента и качества;

снижению цены могут помешать высокие издержки;

выход на новые рынки осложняется высоким уровнем конкуренции;

большое количество конкурентов усугубляется высоким уровнем конкуренции;

наличие товаров-заменителей усугубляется высокими издержками.

С помощь метода фокус-групп и экспертных оценок было выдвинуто 4 гипотезы:

Гипотеза 1: предприятию следует выходить на новый сегмент рынка.

Гипотеза 2: снижение цены может способствовать увеличению числа потребителей.

Гипотеза 3: люди выбирают косметическую продукцию по характеристикам качества, независимо от ее цены- снижать цену не следует.

Гипотеза 4: предприятию не следует выходить на новый сегмент рынка.

Метод экспертных оценок помог выявить наиболее значимую гипотезу - предприятию необходимо осваивать новые рынки. Остальные гипотезу были отвергнуты.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу было проведено анкетирование. Но, так как невозможно опросить большое количество людей, была проведена стратифицированная выборка. Необходимо было опросить 81 человека. Анкетирование подтвердило ранее выдвинутую гипотезу.

Из этого следует, что предприятию "Белита-Витекс" необходимо выходить на новый сегмент рынка.


Теги: Анализ хозяйственной деятельности "Белита-Витекс"  Практическое задание  Маркетинг
Просмотров: 32738
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ хозяйственной деятельности "Белита-Витекс"
Назад