Созидательная и разрушительная сила конкуренции как условия для выживания и развития отечественного бизнеса


Созидательная и разрушительная сила конкуренции как условия для выживания и развития отечественного бизнеса


Конкуренция как борьба экономических агентов за лучшие условия купли-продажи зародилась с формированием рынка, а история развития рыночных отношений напрямую связана с эволюцией форм конкурентного поведения рыночных субъектов.

Сегодня в экономических науках выделяют такие классификации конкуренции как: ценовая и неценовая, совершенная и несовершенная, отраслевая и межотраслевая, добросовестная и недобросовестная, а также выделяют местную, национальную и международную конкуренцию, что говорит о широком спектре форм и видов деятельности экономических субъектов использующих данный вид экономического поведения.

Можно сказать, что конкуренция как борьба или соперничество за что либо, между субъектами присуще самой человеческой природе, так как определенные формы соперничества проявляются не только в сфере производства и потребления, но и в ходе удовлетворения индивидами социальных и духовных потребностей.

Даже учитывая опыт построения социализма в советский период развития нашей страны, при тотальной национализации собственности на средства производства, сформировать движущие силы развития общественного производства без конкуренции было невозможно, хотя она и использовалась в качественно иной форме, а именно в виде «социалистических соревнований».

Поэтому данное экономическое поведение (конкуренция) всегда находилось в центре внимания ученных, государственных деятелей, и даже противников капитализма. Так, к примеру, В.И. Ленин в своих трудах писал: «Конкуренция является особой формой соревнования, свойственной капиталистическому обществу и состоящей в борьбе отдельных производителей за кусок хлеба и за влияние, за место на рынке» [1, c. 150]. На основании приведенной фразы строилась теория соревнования как специфического социалистического явления.

Социологическое соревнование побуждало массы к состязательности в труде. Оно было основано на отношениях коллективизма, взаимной помощи и сотрудничества. Удачным примером может служить коллектив ленинградского завода «Красный выборжец», который в 1929 году призвал весь рабочий класс вступить в соревнование. Рычагом такого действия были опубликованные работы В.И. Ленина «Как организовать соревнование».

Однако в целом можно сказать, что как таковой конкуренции основанной на борьбе покупателей между товаропроизводителями, учитывающими потребности клиентов в своей производственно-сбытовой деятельности, в советской экономике не наблюдалось, так как все общественное производство было государственное, и монопольное положение последнего на всех рынках напрямую негативно сказывалось на конкурентных характеристиках товарной продукции. Более того отсутствие подлинной рыночной конкуренции среди субъектов экономики лишило непосредственных товаропроизводителей стимулов к расширенному и качественному производству товаров, стало одной из причин товарного дефицита в условиях полной занятости населения в конце 70-х годов двадцатого века, и экономического кризиса России в составе СССР - экономический кризис 1979-1982 гг. [2], и смены командно-административной системы на рыночную экономическую систему.

В конце 20 века, во время демократических изменений, в России произошли глобальные перемены, вызванные экономическими реформами. Их цель заключалась в постройке рыночной экономики основанной на конкуренции.

Современная история развития нашей страны показывает, что конкуренцию по своим возможностям можно сравнить с атомной силой, которая может быть как созидательной, так и разрушительной. Она напрямую зависит от политики государства. Так, к примеру, непродуманные рыночные преобразования в нашей стране, либерализация всех сфер экономической деятельности субъектов (в особенности ценовой политики), открытость границ для импортной продукции и др., привели к высокой инфляции, резкому падению курса рубля, стагнации отечественного производства, банкротству множества российских предприятий, падению уровня жизни населения, росту безработицы, значительному вытеснению отечественной продукции с местных рынков.

Важно отметить, что с переходом на рыночные отношения отечественные предприятия должны были в одночасье приспособиться к новым формам экономической деятельности, конкуренции на основе рыночных законов не только с однотипными местными предприятиями, но и с зарубежными товаропроизводителями, столетиями совершенствующими формы и виды конкурентного поведения.

Особенность современного отношения российского правительства к развитию малого товарного отечественного производства во многом строится на ошибочных лозунгах о саморегулируемости рыночной экономики за счет проявления таких функций рынка как санирующая (ликвидация неконкурентных производств) и адаптационная, являющиеся проявлением конкуренции.

На наш взгляд, в настоящее время государству необходимо стимулировать развитие отечественного производства, способствовать росту конкурентных преимуществ наших товаров, создавая привлекательные условия для переоснащения производственных мощностей, а именно эффективно организовать политику ускоренной амортизации, предоставлять значительные налоговые льготы для субъектов, обновляющих активные основные фонды, предоставлять на эти цели льготные кредиты (беспроцентные) или займы.


Литература

конкуренция экономический рынок

1. Ленин В.И. Как организовать соревнование. Газета «Правда» №17 1929 г.

. Андреев С.Ю. Экономические циклы в современной макроэкономической теории / С.Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №75 (01). С. 732-751. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/01/pdf/20.pdf


Теги: Созидательная и разрушительная сила конкуренции как условия для выживания и развития отечественного бизнеса  Статья  Маркетинг
Просмотров: 32743
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Созидательная и разрушительная сила конкуренции как условия для выживания и развития отечественного бизнеса
Назад