SWOT-анализ компании "Аэрофлот"


SWOT-анализ компании "Аэрофлот"


Введение


В своей работе я выбрала компанию ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», потому что она является лидером воздушных перевозок в РФ, на ее примере можно подробно изучить авиаиндустрию.

Не смотря на то, что эта компания является флагманом нашей экономики, у нее тоже есть свои проблемы, слабые стороны. В этой отрасли последнее время происходят значительные изменения, многие компании уходят с рынка, другие объединяются и образуют альянсы, появляются новые методы видения бизнеса, изменяется законодательство. Все эти новшества характерны не только для России, но и для других стран.

Основные проблемы авиакомпаний:

)Дорогое авиатопливо;

)Дорогостоящее обновление авиапарка;

)Низкая покупательная способность населения России;

)Недостаточная поддержка государством данной отрасли.

Основные проблемы компании Аэрофлот:

)Нехватка летного персонала;

)Проблема подготовки и переподготовки кадров;

)Слишком сложная и запутанная система контроля и информации;

)Долгое принятие решений.

Цель данной работы:

Изучить авиационную отрасль на примере компании ОАО «Аэрофлот»

Задачи:

oСобрать необходимый материал;

oИзучить тенденции и проблемы воздушных перевозок;

oВыявить сильные и слабые стороны организации;

oОпределить воздействие внешней среды на деятельность организации;

oВыработать рекомендации для компании Аэрофлот.

1. Краткое описание организации


Название: ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

Руководство: Савельев Виталий Геннадьевич - Генеральный директор

Отрасль: Воздушный транспорт

Аэропорт базирования - Шереметьево.

Капитализация - 55,5 млрд. руб.

Акционеры:

oФедеральное агентство по управлению федеральным имуществом - 51.173%

oЗакрытое акционерное общество «Депозитарно-Клиринговая Компания» - 23.004%

oОткрытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Национальный Резервный Банк» - 8.953%

oОбщество с ограниченной ответственностью «Аэрофлот-Финанс» - 5.53%

Компания является стратегически важной, поэтому больше 50% акций принадлежит Правительству РФ.

Число сотрудников: 14 500 (в том числе около 2000 летных специалистов)

Аэрофлот - участник глобального альянса Sky Team. Аэрофлот осуществляет собственные рейсы в 97 пунктов 46 стран (по России - 28 пунктов). В России авиакомпания имеет 6 филиалов: в Санкт-Петербурге, Сочи, Магадане, Красноярске, Калининграде и Владивостоке. Приоритетное значение придает развитию внутреннего рынка, прежде всего присутствию в Сибири и на Дальнем Востоке.

Миссия Аэрофлота - помогать пассажирам осуществлять свои жизненные планы и мечты - эффективно работать, приятно отдыхать, встречаться с родными и близкими, открывать для себя новые страны и города.

Долгосрочная цель Аэрофлота - построение глобальной сетевой компании, что предполагает:

oдостижение ведущих позиций по объему перевозок;

oналичие эффективной системы транспортных узлов, включая крупный конкурентоспособный хаб в аэропорту «Шереметьево»;

oдоминирование на внутреннем рынке;

oналичие развитой дальнемагистральной сети;

oлидирующие позиции по качеству продукта.

Дочерние авиакомпании:

«Джеталлианс Восток» (ранее «Аэрофлот Плюс»): 100% акций, чартерные и VIP-перевозки.

«Аэрофлот-Карго»: 100% акций, является банкротом.

«Донавиа»: с 2007 года 100% акций.

В ноябре 2011 года «Аэрофлот» завершил сделку по приобретению у «Ростехнологий» акций пяти авиакомпаний:

«Владивосток Авиа» - 52,1%

«Сахалинские авиатрассы» - 100%

«Россия (авиакомпания)» - 75% минус 1 акция

«Оренбургские авиалинии» - 100%

Совет директоров «Аэрофлота» уже решил, что с учетом значительного расширения группы понадобятся мероприятия по их ребрендингу. Но будет ли разработан единый бренд, пока не определено.

Аэрофлот имеет на балансе 113 авиалайнеров, большую часть которых составляют самолеты семейства А320, А330 и В767


2. Возможности, предоставляемые внешней средой


.Потребители

·Увеличение потребности в авиаперевозках в России (на 13% по сравнению с прошлым годом)

·Сезон отпусков, т.к. скоро начнется лето, и многие пассажиры собираются в отпуск, то компания получит неплохую прибыль;

·Перевоз пассажиров Сочи-2014, Аэрофлот стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Игр 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки», на него придется основной поток пассажиров. Аэрофлот уже сейчас осуществляет перевозки делегаций и комиссий в рамках подготовки к олимпиаде.


Конкуренты

АэрофлотАК ТрансаэроАвиакомпания ЮТэйр (UTair Aviation JSC)Авиакомпания Сибирь (S7 Airlines)Авиалинии КубаниКапитализация, млн. $1660.56775.07390.46112.72.1Выручка, млн. $5078.91127.451568.881540.25150.75EBITDA (прибыль до уплаты налогов, амортизации), млн. $734.8201.95213.81--Операц. прибыль (EBIT), млн. $522.6110.43108.09117.28-23.51Чистая прибыль, млн. $372.1-62.218.5224.96-26.66Период3 кв. 2010 - 3 кв. 20114 кв. 2008 - 4 кв. 20092 кв. 2010 - 2 кв. 20114 кв. 2010 - 4 кв. 20113 кв. 2010 - 3 кв. 2011

Согласно данным приведенным в таблице можно сказать, что Аэрофлот занимает пока лидирующие положение среди остальных авиакомпаний. Он имеет наибольшую капитализацию и чистую прибыль. Но следует опасаться конкуренции, т.к. S7 развивался довольно быстро, и при довольно низкой капитализации получает неплохую выручку и прибыль, это говорит об эффективных методах управления и экономии.

Некоторые другие конкуренты Аэрофлота, такие как Трансаэро и Авиалинии Кубани, имеют отрицательный баланс. Но даже с учетом этого не стоит списывать их со счетов.

Рассмотрим основных конкурентов в динамике.


Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе международных пассажирских перевозок

NНаименованиеСтрана регистрацииОбъем проданных услуг, млрд. руб.Доля на рынке, %200620072008200920102011*1АэрофлотРоссия87,6 (2009)19,1%18,1%18,6%19,4%19,8%21,8%2ТРАНСАЭРОРоссия35,8 (2009)5,6%7,2%9,7%11,1%11,7%13,2%3S7 + ГлобусРоссия31,9 (2008)12,9%12,6%13,0%12,5%10,4%10,2%4UTairРоссия33,1 (2009)6,4%6,6%6,5%7,8%7,8%8,9%

В динамике Аэрофлот медленно увеличивает свое присутствие на рынке, но увеличение доли его ближайшего конкурента Трансаэро происходит гораздо быстрее. Если тенденция сохранится, то возможно через некоторое время они будут основными конкурентами.

В предыдущей таблицы Трансаэро имел отрицательную прибыль, такое расхождение можно объяснить тем, что для расширения своего присутствия данная компании обновляет свои основные средства, в том числе авиапарк.

S7 пока снижает свою долю присутствия на рынке на 0,2% по сравнению с прошлым годом, а UTair увеличивает на1,1%.

В целом, Аэрофлот имеет некоторый отрыв от других компаний, что делает его лидером национальных перевозок, но не абсолютным лидером. Эти четыре компании контролируют 54,1% международных пассажирских перевозок.


Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе грузовых перевозок на международных направлениях и на внутренних рейсах

NНаименованиеСтрана регистрацииОбъем проданных услуг, млрд. руб.Доля на рынке, %200620072008200920102011*1АэрофлотРоссия-22,7%20,0%19,5%20,0%17,7%16,2%2Air Bridge CargoРоссия39,8 (2009)--16,8%27,8%33,7%37,4%3Волга-ДнепрРоссия24,2%17,417,5%11,8%9,2%6,2%

Аэрофлот уступает свои позиции быстро растущей компании Air Bridge Cargo, которая уже имеет 37,4% рынка. Доля компании Волга-Днепр снижается еще быстрее. В такой ситуации Аэрофлоту необходимо срочно пересмотреть свои основные позиции, улучшить менеджмент и контроль за качеством произведенной услуги. При сохранившейся тенденции Аэрофлот через 5 лет будет иметь 10-12% рынка, Волга-Днепр либо 2-3%, либо полностью уйдет с рынка.

.Поставщики

Возможность взятия основных средств (самолетов) в лизинг, что значительно упрощает работу компании, уменьшает налоги, расходы на ремонт. В последнее время почти вся авиаиндустрия не покупает самолеты, а берет их в лизинг. В связи с упрощенным налогообложением это даже дешевле, чем покупать их на собственные финансовые ресурсы.

В 2007 году Аэрофлот подписал крупные контракты на приобретение 22 дальнемагистральных самолетов Boeing B787 Dreamliner с началом поставок с 2016 года и 22 лайнеров Airbus A350 - с 2018.

.Технологии, научно-технический прогресс

Аэрофлот делает особую ставку на новые информационные технологии, включая электронный билет (с 2006 г.), как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Компания развивает услугу интернет-продаж, предоставляет возможности веб-бронирования, самостоятельной регистрации на рейсы.

Аэрофлот развивает сотрудничество в рамках соглашений о код-шеринге с участниками альянса SkyTeam. Это позволяет расширять географию полетов и предлагать пассажирам дополнительные возможности путешествий.


План работ по разработке и внедрению инновационных решений и участию в НИОКР ОАО «Аэрофлот» на 2011-2013 гг.

№Наименование темыЦель темыОжидаемый результатИсполнительУправление1.Разработка системы оптимизации управления воздушным движением в зоне аэропорта «Шереметьево».Увеличение количества взлетно-посадочных операций.Достижение уровня пиковых показателей выше существующего на 20-30% в соответствии с лучшей мировой практикой. (В настоящее в Шереметьево осуществляется время 36 ВПО, потребность к 2015 г. - 62, 2020 - 76, 2025 - 85).- Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации (Москва) - Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)2.Разработка системы глобального управления полетами воздушными судами (ВС) ОАО «Аэрофлот» на основе системы ГЛОНАСС. Разработка двухсистемных навигационных устройствОбеспечение точности и устойчивости системы управления полетами.Дублирование системы по отказоустойчивости, повышение уровня безопасности полетов и движения ВС на ВПП. Сокращение издержек за счет случаев повреждения ВС на перроне.- Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва - Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)

.Состояние экономики

год был самым убыточным для авиакомпаний, в 2010 наблюдался бурный рост этой отрасли, сейчас идет умеренный рост. Пока тенденция сохраняется.

.Финансовая система

Возможность заключить с банком договор относительно цен на топливо. Аэрофлот реализует программу «Тенкеринг», согласно которой цена может колебаться лишь в определенном коридоре, при превышении этого коридора банк выплачивает компании издержки, при снижении Аэрофлот выплачивает из сэкономленных денег разницу банку. Сделка рассчитана на три года с выплатами один раз в полгода.

.Действия властей (правовая система и нормативно-технические требования)

·Гармонизация работы московских аэропортов

·Передача Шереметьево и Внуково одному оператору, что соответствует процессам глобализации

·Новые правила полетов по увеличению пропускной способности аэропортов

·Стимулирование региональных перевозок

·Принята Федеральная целевая программа по развитию внутреннего туризма в 2011 г., что поможет развить качество региональных перевозок

.Природные ресурсы и экология

Законодательство относительно экологии в РФ слабое, что дает возможность Аэрофлоту не тратить дополнительные средства на предотвращения загрязнений и выхлопов реакторов.


3. Угрозы со стороны внешней среды


.Потребители

·Низкая покупательная способность населения России

·Рост цен на традиционных курортах

·Конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков

·Сезонность спроса, трудно заранее прогонозировать, что ведет к излишним расходам

.Конкуренты

Усиление конкуренции из-за вступления других участников рынка в глобальные альянсы, сделок m&a, ослабление законодательства относительно иностранных перевозчиков (раньше на российском рынке могли присутствовать только российские авиакомпании)

.Поставщики

Высокие цены на авиатопливо. Аэрофлот может захеджировать только 15% топлива, покупаемого за рубежом.

.Технологии, научно-технический прогресс

Благодаря развитию НТП модели самолетов, которые использует Аэрофлот, устаревают. А обновления парка является довольно затратным и длительным процессом.

.Состояние экономики

год сильно подкосил российскую авиацию, после него многие компании так и не смогли оправиться, авиатопливо остается дорогим.

может стать самым дорогим годом относительно топлива. Это связано с региональным конфликтом в Иране. Весною этого года можно будет ожидать большого скачка цен из-за военной кампании США в Иране. (Иран является крупным экспортером нефти). Уже сейчас идет быстрый рост цен, это связано с наложенными санкциями на Иран относительно реализации его нефтяных ресурсов. Все это негативно скажется на русских перевозчиках, в том числе и на Аэрофлоте, многие компании могут уйти с рынка.

.Финансовая система

·Существуют валютные риски колебания курсов (может повлиять на цену закупаемого топлива и дивиденды по акциям). Не являются серьезными

·Процентный риск (увеличение процентной ставки по кредитам и заимствованием, лизингу)

.Действия властей (правовая система и нормативно-технические требования)

·Большое количество ограничений, налагаемых российскими и международными правовыми нормами (Пр. с 2012 года в РФ только компании, имеющие не меньше десяти лайнеров, имеют право выполнять регулярные рейсы, с будущего - не меньше 20).

·Недостаточная поддержка авиапрома со стороны государства. Пример, компании приходится покупать авиатопливо на внешних рынках в то время, как наша страна является экспортером энергоресурсов. Это связано с высокими внутренними ценами и отсутствием реакции властей. Все это приводит к высоким ценам на билеты и валютным рискам для компании.

·Слабая законодательная и судебная практика

·Отсутствие надлежащего контроля

.Природные ресурсы и экология

Российская Федерация обладает необходимыми природными энергоресурсами для авиаотрасли, но из-за больших цен на внутреннем рынке большинство компаний реализует топливо у иностранных поставщиков.

Законодательство в РФ позволяет Аэрофлоту не беспокоится о состоянии окружающей среды. Но Аэрофлот так же входит в альянс Skyteam, а значит ему приходится выполнять некоторые требования этого альянса относительно загрязнений. Это так же необходимо для привлечения зарубежных инвесторов.


План работ по разработке и внедрению инновационных решений ОАО «Аэрофлот» на 2011-2013 гг.

Наименование темыЦель темыОжидаемый результатИсполнительЭкологияРазработка и внедрение технологий по снижению выбросов СО2.Обеспечение конкурентоспособности российских ВС в условиях ужесточения европейских правил по выбросам СО2.Сокращение издержек на приобретение квот по выбросам СО2 на специализированных биржах в связи с ростом количества выполняемых полетов. (С 2012 г. АФЛ столкнется с необходимостью приобретения квот при увеличении выбросов СО2 в сравнении с 2010 г.)- Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва - Московский авиационный институтРазработка и внедрение технологий, обеспечивающих снижения уровня шума ВС в зоне аэропортов.Снижение воздействия полетов на окружающую среду.Снижения уровня шума ВС в зоне аэропортов в соответствии с европейскими стандартами.- Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва - Московский авиационный институтРазработка системы энергопитания на борту ВС на основе топливных элементов.Снижение расходов на топливо, снижение уровня негативного влияния на окружающую среду.Повышение рентабельности операционной деятельности за счет сокращение доли ГСМ в издержках производства, снижение выбросов СО2.- Московский авиационный институт Разработка и внедрение технологий по утилизации и вторичному использованию противообледенительной жидкости (ПОЖ).Снижение издержек производства и уровня негативного влияния на окружающую среду.Доведение уровня вторичного использования ПОЖ до 60% в соответствии с лучшими зарубежными практиками.Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва

Перечень источников информации, позволяющих регулярно наблюдать за состоянием возможностей и угроз

1.#"justify">.www.aeroflot.ru

.Журнал АТО (Air Travel Observer)

4.Интернет-журнал Авиаглобус

.Senturia daily. Ежедневная газета об авиации и туризме

.Журнал Космостар

.Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация»


Основные источники информации о состоянии внешней среды

Фактор внешней средыПоказатель, характеризующий состояние фактораИсточник информации о величине показателяПараметры надежности информацииПериодичность контроляКонкуренцияОстрота конкурентной борьбы#"justify">4. Сильные стороны деятельности организации


.Распределение функций, полномочий и ответственности

Основные вопросы решаются на собрании акционеров. К ним относят вопросы размещения акций, будущее развитие организации, вопросы по обновлению авиапарка, вопросы о приобретении других активов.

Главным акционером является государство, поэтому большинство полномочий и ответственности лежит на нем. Государство предоставляет определенные привилегии фирме.

.Система прогнозирования и планирования

Системой прогнозирования и планирования занимается ряд отделов. В их полномочия входят обязанности слежки за конкурирующими фирмами, предоставления информации о последних новшествах и нововведениях, о планируемых законопроектах, о финансовых изменениях на биржах, о поставщиках, о выявлении ошибок с их последующим устранением.

Основные отделы:

üФинансовый отдел прогнозирования

üОтдел маркетинга и лицензирования

üОтдел исследования неисправностей полетов

üОтдел повышения качества обслуживания

Одной из заслуг Аэрофлота является его придирчивое отношения к каким-либо нестыковкам. Каждое упущение, помеха, недоработка тут же полностью проверяется Отделом повышения качества обслуживания. На это идут большие средства, но благодаря этим разработкам Аэрофлот имеет имя безопасного перевозчика.

Финансовый отдел помогает избежать валютных рисков, что крайне важно для такой большой компании с огромной ликвидностью.

.Система мотивации

Основной мотивацией является переподготовка кадров. Летные специалисты получают достойную зарплату.

.Система контроля

Контроль за финансово - хозяйственной деятельностью Общества осуществляется Советом директоров Общества и его комитетом по аудиту, Ревизионной комиссией Общества, департаментом внутреннего аудита Общества, а также аудиторскими организациями (аудиторами) Общества. Наличие специального органа - Ревизионной комиссии, а также привлечение независимой аудиторской организации предусмотрено действующим законодательством, компетенция и порядок их деятельности определены ст. 23 Устава ОАО «Аэрофлот». Для организации внутреннего контроля в Обществе создан департамент внутреннего аудита. В год департаментом проводится около 40 проверок (ревизий) с оформлением соответствующих заключений (актов). По существу проведенных проверок представляются и реализовываются рекомендации, направленные на повышение эффективности существующей системы внутреннего контроля и совершаемых хозяйственных операций.

Аэрофлот располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полётами. Создал высокотехнологичный Ситуационный центр, который в случае сбойной или кризисной ситуаций позволяет эффективно руководить производственными процессами.

.Информационная система. Коммуникации

·Покупка-продажа акций, облигаций и ГДР на рынке ММВБ

·Появились представительства Аэрофлота в социальных сетях «В контакте», Facebook и в системе микроблогов Twitter. Открыты личный блог генерального директора Аэрофлота Виталия Савельева на платформе LiveJournal и микроблог в Twitter.

·Представляют данные о себе на официальном сайте в виде отчетов, финансовых планов

.Корпоративные нормативы и стандарты

В Аэрофлоте действует система экологического управления и производственного экологического контроля, включающая передовые природоохранные технологии и стандарты. Принята Программа энергосбережения и повышения экологической эффективности, полностью соответствующая экологической стратегии IATA.

.Маркетинг (сбыт) и продвижение продукта

Аэрофлот - один из самых известных и узнаваемых брендов, которые ассоциируются с Россией.

Компания Аэрофлот создает имидж глобального национального перевозчика, обеспечивающего безопасный перелет и стабильную финансовую отчетность. И проводит определенные социальные программу, что укрепляет его позиции на рынке, повышает узнаваемость бренда.

Аэрофлот играет активную роль в жизни общества, оказывая постоянную поддержку благотворительным организациям и содействуя проведению социально значимых акций. В 2010 году вошел в топ-10 в Рейтинге социальной ответственности российских компаний, заняв 4-е место. К числу программ и акций с участием Аэрофлота относятся: «По местам боевой славы» - эту акцию в честь Дня Победы Аэрофлот проводит ежегодно с начала десятилетия, помогая ветеранам встретиться со своими боевыми товарищами. В рамках этой программы им предоставляется возможность совершить бесплатные полеты в Европу и самые отдаленные российские города. Чтобы донести наиболее полную информацию о возможностях участия в акции до всех её адресатов - ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей, блокадников, по всей России регулярно проводится широкая информационная кампания. Акция «Мили милосердия» инициирована Аэрофлотом как одна из форм помощи тяжело больным детям. Участники программы «Аэрофлот Бонус» имеют возможность пожертвовать часть накопленных миль в благотворительный фонд «Подари жизнь», одним из учредителей которого является известная актриса Чулпан Хаматова. Эти мили превращаются в авиабилеты для детей, страдающих тяжелыми заболеваниями и направляемых на лечение за границу или в Москву из российских городов. В 2010 году к этому проекту присоединился новый партнер - фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».

Авиакомпания сотрудничает с медицинскими учреждениями в перевозке больных детей в зарубежные клиники.

Аэрофлот поддерживает всероссийскую благотворительную акцию «Поезд надежды», проводимую в рамках социального проекта «Детский вопрос».

Аэрофлот традиционно оказывает всестороннюю поддержку спорту, в том числе Олимпийскому движению. Он стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Олимпийских зимних игр в Сочи 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки» - соответствующее соглашение подписано с Оргкомитетом «Сочи 2014».

Бренд - это не только имиджевая, но и экономическая категория. Согласно исследованию, которое провела британская компания Brand Finance, на конец 2010 года стоимость бренда Аэрофлота составила 1,086 млрд долл. США. Таким образом, Аэрофлот входит в 20-ку наиболее дорогих брендов авиакомпаний мира (самым дорогим среди воздушных перевозчиков является бренд Lufthansa - 3,8 млрд долл. США).

У бренда Аэрофлота очень большой потенциал, который может быть раскрыт с помощью точного позиционирования, грамотной дифференциации от конкурентов и эффективных маркетинговых коммуникаций.

.Производство

·Географическое положение (через Россию проходят пути, которые связывают Европу с Дальним и Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией)

·Разветвленная инфраструктура

·Возможности экономии на масштабах производства

·Новый авиапарк (относительно других российских авиакомпаний, у которых износ на 2010 г. 16,3 года, у Аэрофлота 5 лет)

·Осенью 2009 был открыт новый терминал D в аэропорте Шереметьево, закрепленный за Аэрофлотом

·Соглашение код-шеринг с альянсом SkyTeam, что позволяет производит дополнительные полеты

.Персонал (состояние и управление)

·В 2011 году открыл собственную Авиационную школу с запланированным объемом выпуска 160 пилотов (80 экипажей) в год. Подготовка кадров предусмотрена по 120 авиационным специальностям.

·Приняты социальные программы для привлечения сотрудников. Летным специалистам, приходящим в Аэрофлот с эксплуатации самолетов зарубежного производства, выплачивается материальная помощь.

В Аэрофлоте более 14 тыс. рабочих мест в России и за границей на период 2011 года.


План работ по разработке и внедрению инновационных решений ОАО «Аэрофлот» на 2011-2013 гг.

№Наименование темыЦель темыОжидаемый результатИсполнительОбучение3.Разработка и внедрение системы дистанционного обучения.Обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации летно-техническим составом и бортпроводниками.Повышение качества работы летно-технического состава и уровня безопасности. Сокращение издержек на обучение.- Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА) - Московский государственный университет, - Дальневосточный федеральный университет (Владивосток)4.Разработка технологии смешанной (комбинированной) реальности (КР), совмещающей объекты реального мира и виртуальные, созданные компьютером артефакты.На основании данной технологии разработать и внедрить инновационную методику обучения пилотов и диспетчеров действиям в условиях нештатных ситуаций.Повышение профессионального уровня пилотов и диспетчеров и уровня безопасности полетов.Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)

.Финансы (состояние и управление)

·Устойчивое финансовое положение компании

·Умение привлекать финансовые средства для реализации проектов компании


Производственно-финансовая деятельность гражданской авиации РФ за период 2005-2011 гг.

Показатели2005200620072008200920102011*Пассажирооборот, млрд. пасс. км85,7793,91111,01122,6112,47147,12166,59Перевезено пассажиров, млн. чел.35,0938,0145,1049,845,1156,9564,06Перевезено грузов, тыс. т628,9640,3732,2779,3712,15926,42976,77Доходы авиакомпаний РФ на транспортной работе, млрд. руб.163,6178,7263,7345,5Нет данныхНет данныхНет данныхПрибыль авиакомпаний РФ на транспортной работе, млрд. руб.0,475,202,76-11,7Нет данныхНет данныхНет данных

Производственно-финансовая деятельность авиакомпании Аэрофлот за период 2005-2011 гг.

Показатели2005200620072008200920102011*Пассажирооборот, млрд. пасс. км20,6922,4124,6827,2525,9934,7838,56Перевезено пассажиров, млн. чел.6,677,298,179,278,7611,2912,98Перевезено грузов, и почты тыс. т145,46145,2895,9387,9586,76163,40144,50Доходы SU, млрд. руб.62,8571,3577,0995,0187,64114,45Нет данныхПрибыль SU, млрд. руб.6,037,986,075,811,5512,05Нет данных

Чистая прибыль Группы компаний «Аэрофлот» по итогам первых девяти месяцев 2011 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составила 383,7 млн. долл. США, - на 36,6% больше, чем за аналогичный период 2010 года.


5. Слабые стороны деятельности организации (проблемы)


.Распределение функций, полномочий и ответственности

·Слишком большое количество отделов, путанность с ответственностью

·Государство, имеющие контрольный пакет, не всегда принимает эффективные решения

.Система прогнозирования и планирования

·Большое количество отделов усложняет работу

·Прогнозы не всегда опираются на точные данные

·Прогнозы могут быть неточны в силу специфики отрасли

.Система мотивации

·Низкая зарплата нелетному персоналу

·Отсутствие возможности продвижения по службе

.Система контроля

·Нет точного понимания о полномочиях и правах менеджмента среднего звена

.Информационная система. Коммуникации

·Отсутствие единой информационной системы

·Запутанность и сложность всей информационной системы

.Корпоративные нормативы и стандарты

·Большое количество актов, которым нужно соответствовать

·Строгие требования к качеству и безопасности предоставляемой услуги

.Маркетинг (сбыт)

Недавний скандал с Лебедевым и судебное разбирательство подкосили имидж компании.

Представители ОАО «Аэрофлот» обратились в суд после того, как Лебедев написал в своём блоге, что авиакомпания украла у него деньги. Как утверждал дизайнер, он приобрёл билет на отбывающий рейс, но в посадке на борт ему было отказано, так как регистрация на тот момент уже была закрыта. После этого недовольный блогер начал активную информационную кампанию против «Аэрофлота», в результате компания обратилась в суд.

.Производство

·Неэффективная эксплуатация некоторых линий

·Частые задержки и простои

.Персонал (состояние и управление)

·Плохие условия работы обслуживающего персонала из-за стремления компании экономить.

·Недостаток летного персонала

·Недостаточная начальная подготовка летного персонала

.Финансы (состояние и управление)

·Консолидация активов от госкорпорации «Ростехнологии» повысила долговую нагрузку

·Дорогое обслуживание в аэропорту

·Дорогой сервис обслуживания в связи со статусом компании

·Занижение стоимости на перелеты из-за конкуренции


Применение сильных сторон организации для реализации возможностей и устранения угроз со стороны внешней среды

Сильная сторона организации (ССО)Варианты применения ССО для реализации возможностей, предоставляемых внешней средойВарианты применения ССО для устранения угроз внешней средыПредложения, способствующие лучшему использованию ССОНовый авиапаркМожно использовать как рекламу для привлечения пассажиров, акционеровИспользовать как явное преимущество среди конкурентовПродолжать обновлять авиапарк, создать имидж компании с самым молодым аэрофлотомИмидж национального перевозчикаДополнительная реклама, обеспечения высокого курса акцийУменьшение налогообложенияПродолжить развиваться в том же направленииОткрытие терминала D в аэропорте ШереметьевоУвеличение пассажирооборотаУменьшение простоевЗакрепление этого терминала за компаниейУстойчивое финансовое положениеВозможность легко брать кредитыОтсутствие больших задолжностейЖелательно приобретать основные средства в лизинг, т.к. это является наиболее экономичным способом, способствует снижению издержек, стабильному финансовому положению

Приоритетные направления действий руководства (участников) организации, направленные на разрешение проблем организации

Проблема (слабая сторона) организацииФакторы внешней среды, способствующие разрешению проблемыПредлагаемые измененияЧастые задержки и простоиЗакон об увеличении пропускной способности должен немного улучшить положениеСогласованность действий, ужесточение контроляЗапутанная информационная системаРазвитие НТППрименять более современные информационные, бухгалтерские программыНедостаток летного персоналаГотовится законопроект о привлечении зарубежных специалистовАктивное сотрудничество с летными школами, институтамиОтсутствие точного понимания своих полномочий и обязанностейПроследить как подобные проблемы решают конкурирующие организацииПрописать в инструкции подробно об обязанностях и правах каждого менеджера

6. Оценка отрасли авиаперевозок

конкурент возможность угроза рынок

Прошедший 2011 год стал удачным для мировой авиации. В целом, отрасль продолжила постепенную трансформацию в сторону новой глобальной структуры, основу которой составят транснациональные авиационные группы. Это проявилось в сделках либо планах сделок M&A, а также в создании новых joint-business проектов между крупнейшими авиакомпаниями мира. По предварительному прогнозу IATA доходы отрасли выросли на 9,1% до 596 млрд. $, количество пассажиров, перевозимых регулярными рейсами, возросло на 5,9%, а перевозимых грузов практически не изменилось - сократилось на 0,7 процента. Существенным моментом, повлиявшим на размер грузопотоков, стала турбулентность экономик США и ЕС, а также события связанные с последствиями крупного землетрясения в Японии. Турбулентность рынков вселяла тревожное ожидание сокращения потребительского спроса из-за вероятности возникновения нового экономического кризиса, а также из-за мер по сокращению бюджета ряда стран мира.

Для российской авиации год оказался также благоприятным. По предварительным расчетам российские авиакомпании перевезли около 64 млн. пассажиров. Это на 12% выше показателей 2010 года (что практически в два раза превысило прогноз ИАТА в среднем по рынку).

Помимо значительного количественного роста пассажиропотока, в отрасли происходили существенные качественные изменения. Эти изменения ведут к переходу российской отрасли на новый этап развития, позволяющий ей использовать преимущества глобализации и уйти от существующей модели развития крупного, но второстепенного региона для мировой отрасли. Ключевыми тенденциями, усиливающими российский рынок стали: продолжение консолидации отрасли, значительные изменения в управлении аэропортами. Группа «Аэрофлот» стала одним из локомотивов положительных изменений российской отрасли.

В сфере консолидации рынка продолжились две положительные тенденции: усиление основных игроков и очистка рынка от малоэффективных небольших авиакомпаний. Доля четырех ведущих российских игроков рынка в первые десять месяцев 2011 года составила 68%, в то время как год назад этот показатель составил лишь 55 процентов. Именно эти участники показали значительный рост пассажиропотока. У остальных участников рынка, за исключением «Уральских авиалиний» и чартерной туристической компании Nordwind, абсолютный прирост пассажиропотока оказался незначительным.

Помимо значительного увеличения пассажиропотока, лидеры рынка проводили внутренние изменения, определяющие их долгосрочное развитие. Среди них выделяются Группа «Аэрофлот» и Группа UTAIR. Группа «Аэрофлот» консолидировала авиакомпании - активы «Ростехнологий» и первой в России перешла к новому качественному этапу развития - мультибрендовой и мультихабовой стратегий. На эту стратегию развития перешли практически все ведущие авиационные Группы мира. Группа UTAIR начинает сотрудничество со Star Alliance. Опыт участия в этом альянсе авиакомпаний масштаба UTAIR означает, что авиакомпания будет придерживаться стратегии крупным региональным перевозчиком. Это входит в благоприятный сценарий развития российского рынка для Группы «Аэрофлот». Усиление крупных игроков и повышение качества конкуренции способствовали дальнейшему исчезновению авиакомпаний, применявших малоэффективные бизнес-модели. Наиболее заметным на рынке стало прекращение работы авиакомпаний «Дагестанские авиалинии» (N2), «Континент» (LK), «Кавминводыавиа» (KV), псевдо low-cost авиакомпании «Скай-экспресс» (XW) и low-cost авиакомпании «Авианова» (AO). Государство также рекомендовало объединиться авиакомпаниям «Татарстан» (U9) и «Акбарс-аэро» (2B), базирующимся в Татарстане.

Происходившие в 2011 году изменения в области управления российскими аэропортами способствовали повышению эффективности российской инфраструктуры, а через это - делали среду работы авиакомпаний на российском рынке более благоприятной. Изменения касались как московского авиаузла, так и крупных по российским масштабам региональных аэропортов.

Центральным событием 2011 года стало начало гармонизации работы московских аэропортов. Она была утрачена еще в начале 90-х годов, что отразилось на качестве конкуренции и способности российских авиакомпаний использовать возможности глобального рынка. В прошлом году государство решило передать управление аэропортами «Шереметьево» и «Внуково» единому оператору. Это соответствует давно установившейся практике развития аэропортов в глобальных городах и способствует развитию глобальных авиакомпаний.

Решение о переходе Star Alliance во «Внуково» выводит конкуренцию на российском уровне на новый уровень развития, но при этом это решение стратегически выгодно Группе «Аэрофлот». Она стимулирует усиление глобальной конкурентоспособности ведущих российских авиакомпаний за счет дальнейшей внутренней консолидации российской отрасли. В области конкуренции за московские пассажиропотоки ситуация значительно не изменится, однако возможности пассажиров российских авиакомпаний, использующих «Домодедово» в качестве транзитной площадки заметно снизятся. Тем самым завершается этап развития московского рынка по схеме противостояния «Аэрофлот» (Шереметево) - пул ведущих авиакомпаний, летающих в «Домодедово».

Кроме того на повышение конкурентоспособности московских аэропортов повлияло изменение правил полетов. Оно позволило увеличить пропускную способность аэропортов. Для Аэрофлота это означает увеличение возможностей по работе с транзитными пассажирами. Ситуация в российских регионах также изменялась в положительную сторону. Управление рядом крупных российских аэропортов перешло к специализированным операторам. Среди них были как российские: «Ренова», «Базел», «Новапорт». Продолжилось проникновение ведущих мировых операторов на российский рынок. Вслед за Fraport (аэропорт Пулково - Санкт Петербург), в России начал работать корейский Incheon International (IIAC). Он стал совладельцем аэропорта Хабаровска и разработчиком плана его дальнейшего развития. Российская отрасль медленно уходит от неэффективной модели регионального развития, образовавшейся в 90-х годах. Тогда, в силу глубокого экономического кризиса в стране исчезли межрегиональные пассажиропотоки и около 70-75% пассажиропотока теперь приходится на московский авиаузел. Постепенно начинает расти прямой пассажиропоток, минующий Москву.

Это означает, что через некоторое время Россия получит несколько площадок для развития хабов, а через них региональной деловой активности. Это дополнительный мощный генератор пассажиропотоков. Переход Группы «Аэрофлот» к мультибрендовой стратегии - подготовка к такому развитию событий.

Рост пассажиропотока вне Москвы стимулировался в 2011 году в основном с помощью туристических потоков. Крупные российские туроператоры переходят к сетевой модели развития. Они организуют прямые перелеты на курорты уже из целой серии городов России. Хотя пока большинство из этих маршрутов носит характер нерегулярных полетов. Активное участие в развитии таких маршрутов принимает авиакомпания «Оренэйр», входящая в Группу «Аэрофлот».

Кроме того, государство намерено наращивать поддержку межрегионального сообщения в малонаселенных регионах. Это соответствует общемировой практике. В то же время, к стимулированию региональных перевозок начали подключаться операторы аэропортов. Кроме того, в 2011 году была принята Федеральная целевая программа по развитию внутреннего туризма. Через некоторое время она также окажет благоприятное воздействие на российские межрегиональные туристические потоки.


Заключение


Подведем выводы проделанной работы.

Компания ОАО «Аэрофлот» является лидером воздушных перевозок. Она обладает большим потенциалом. У нее имеется огромный запас ликвидности, новый авиапарк, своя школа подготовки летного персонала, разветвленная инфраструктура, соглашения с альянсом SkyTeam, что дает ей дополнительные преимущества.

В перспективе компанию не ждут серьезные потрясения. Ее основной конкурент Трансаэро развивается стремительно, но он вряд ли сможет догнать Аэрофлот. Компании не стоит слишком опасаться конкуренции, даже не смотря на то, что РФ входит в ВТО, Аэрофлот останется национальным перевозчиком. Это связано со спецификой отрасли, очень сложно будет новым компаниям или уже действующим получить воздушные линии, место в аэропорту, т.к. существуют уже договора и сложились определенные устойчивые связи между существующими авиакомпаниями и аэропортами. Получить новые линии означает вытеснить другую компанию из аэрофлота, а это представляет определенную трудность, особенно вследствие того, что некоторые компании являются акционерами крупных аэропортов.

Даже появление лоу-костов на рынке перевозчиков не создало конкуренции, и эти компании быстро разорились. Это связано с тем, что такого рода организации базируются на отдаленных аэропортах, которых крайне мало в нашей стране. В отдаленных аэропортах плата за обслуживание гораздо ниже, чем в обычных, на этом и экономят авиакомпании по всему миру. Но специфика нашей инфраструктуры не позволяет им существовать долго.

Проанализировав угрозы и возможности внешней среды, можно сказать, что в целом среда благоприятна, отсутствуют ограничения ведения бизнеса, строгие запреты, недоступность ресурсов. Компания может свободно развиваться. Большую поддержку ей оказывает государство.

Проанализировав слабые и сильные стороны деятельности организации, можно сказать, что компания Аэрофлот имеет некоторые внутренние противоречия и проблемы, которые тормозят ее деятельность, мешают развиваться. Но есть и сильные стороны, благодаря которым она и является лидером на авиарынке. К основным ее сильным качествам относят хорошую структуру и грамотное ведение бизнеса.

В данный момент компания считается стратегически важной, поэтому она выполняет определенную социальную роль. Проводит политику поддержания отечественного спорта, социальную помощь детям и ветеранам.

Я считаю, что эта работа помогла мне лучше понять специфику ведения бизнеса в РФ, изучить отрасль авиаперевозок, что поможет мне в профессии.


Теги: SWOT-анализ компании "Аэрофлот"  Контрольная работа  Маркетинг
Просмотров: 5502
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: SWOT-анализ компании "Аэрофлот"
Назад