Прогнозирование хозяйственно-экономической деятельности предприятия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пермский национальный исследовательский политехнический университет


Курсовая работа

по дисциплине: Экономика фирмы


Пермь, 2012


Введение


Многие люди мечтают открыть свой бизнес, заняться предпринимательской деятельностью, но их останавливает страх потерять вложенные деньги, обанкротиться. Игра «Бизнес-Курс» дает возможность развить навыки управления предприятием, освоить основы бухгалтерского учета, налогообложения и финансового менеджмента.

Игра позволяет научиться принимать управленческие решения в условиях конкуренции. Главной целью игры является изучение основных приемов руководства предприятием в условиях рыночной экономики и анализа факторов, влияющих на финансово-управленческую деятельность предприятия.

Деловая игра дает возможность смоделировать работу предприятия в течение 15 месяцев. На первом этапе моделирования работы предприятия стоит задача развертывания деятельности предприятия и получения первой прибыли. На втором этапе появляются задачи по обеспечению стабильного роста предприятия и укрепления его финансового положения.

Целью данной работы является достижение более глубокого понимания взаимосвязи всех процессов, происходящих на предприятии, выявлении сильных и слабых сторон управления предприятием. Сильных - для их дальнейшего укрепления и развития, слабых - для выявления причин и их устранения.

В соответствии с поставленной целью можно выявить две задачи:

·изучение сущности деятельности предприятия;

·анализ принятия управленческих решений и других возможных исходов.


1. Отчет деятельности предприятия


ЯНВАРЬ 2001:

В первом месяце мы покупаем оборудование, необходимое для производства продукции. Выбираем тип 4/А, так как оно оптимально по стоимости и эффективности. При выборе данного оборудования руководствуемся показателями эффективности (рентабельность 28.68%; прибыль 20 512руб.); технико-организационными показателями (мощность 500 ед./мес.; материалоемкость 1,00; норматив рабочих 50) и стоимости оборудования (71 520руб.). Таким образом, общая стоимость к выплате составляет 85 824 руб.


Рисунок 1. Покупка оборудования в Январе 2001 г.


Прогноз остатка денежных средств на конец месяца составляет 14 176 руб., следовательно, брать кредит нет необходимости.


Рисунок 2. Прогноз остатка денежных средств.


ФЕВРАЛЬ 2001:

Во втором месяце необходимо провести закупку сырья для дальнейшей организации производства. Покупаем сырье типа 3/А, так как оно имеет оптимальное соотношение цены и качества. При выборе сырья необходимо обратить внимание на следующие показатели: цена (8,30 руб.); качество продукции (1,00). Максимальный уровень расхода сырья на данном этапе менять не будем (1,00).


Рисунок 3. Покупка сырья в Феврале 2001 г.


Затем, необходимо проверить прогноз остатка денежных средств на конец месяца. Остаток отрицателен, следовательно, необходимо взять кредит в банке на сумму 10 000руб., сроком на 6 месяцев, процентная ставка по кредиту составляет 37,1% годовых. В итоге, остаток денежных средств на конец месяца равен семи.


Рисунок 4. Прогноз остатка денежных средств.


МАРТ 2001:

В третьем месяце начинается производство продукции. Запас сырья на начало месяца равен 500, очевидно, что к концу месяца, запас готовой продукции будет 500 единиц. Увеличить коэффициент рабочего времени или количество смен мы не может, так как у нас нет излишек сырья в производстве продукции (остаток сырья равен 0).


Рисунок 5. Производство продукции в Марте 2001 г.


Прогноз остатка денежных средств на конец месяца отрицателен. Поэтому мы снова берем кредит. Сумма кредита составляет 26 000руб., срок кредита 6 месяцев, процентная ставка составляет 42,5% годовых. В итоге, остаток денежных средств на конец месяца равен 149.


Рисунок 6. Прогноз остатка денежных средств.


АПРЕЛЬ 2001:

С четвертого месяца начинается реализация продукции на рынке.

На спрос влияют следующие показатели:

·качество продукции;

·цена единицы продукции;

·расходы на рекламу;

·ставка комиссионных по сбыту, %.

Качество нашей продукции составляет 1,00. Расходы на рекламу установим в размере 7 000 руб., а ставку комиссионных по сбыту 7%. Цену за единицу продукции установим 66,00, таким образом, учитывая, что запас продукции составляет 500 ед., выручка от продажи продукции, без учета НДС, будет составлять 33 000.


Рисунок 7. Продажа продукции в Апреле 2001 г.


Для того, чтобы увеличить продажи, а, следовательно, и прибыль, необходимо производить больше продукции. Для этого, необходимо увеличить объем закупок сырья. Максимальный уровень расхода сырья увеличить в три раза, то есть, количество покупаемого сырья будет равняться 1500.


Рисунок 8. Покупка сырья в Апреле 2001 г.


Прогноз остатка денежных средств на конец месяца отрицателен, поэтому мы берем кредит, на сумму 11 000 руб., сроком на 6 месяцев, с процентной ставкой равной 48,1%.

После этого, прогноз остатка денежных средств равен 754.

денежный прогноз планирование производство

Рисунок 9. Прогноз остатка денежных средств.


МАЙ 2001:

В текущем месяце следует увеличить количество производимой продукции. Для этого необходимо увеличить коэффициент рабочего времени и количество смен. Таким образом, объем производства составит 1500.


Рисунок 10. Производство продукции в Мае 2001 г..


После проведенных изменений увеличиваются затраты связанные с оплатой труда. Увеличивается количество рабочих, занятых в производстве, в два раза. К повременной оплате труда добавляется доплата за сверхурочные часы, таким образом, фонд заработной платы на май 2001 г. составляет 18 375 (среднемесячная ставка заработной платы 105).


Рисунок 11. Оплата труда в Мае 2001 г.


В дальнейшем, ориентируясь на уровень производства, мы регулируем уровень спроса с помощью таких показателей, как цена, реклама, ставка комиссионных по сбыту продукции и качество продукции. Результаты урегулирования спроса и предложения приведены в таблице ниже.


Таблица 1. Реализация продукции по месяцам.

МесяцКачество продукцииЦена за ед. продукции, руб.Расходы на рекламу, руб.Ставка комиссионного процента, %Спрос на продукцию, ед.41,0066,007000,007,0087751,0076,008000,007,0086861,0078,0010000,0010,00124071,0080,0012000,0010,00144681,0082,0013000,0010,00159491,0083,0013000,0010,001656101,0085,0013000,0010,001736111,0087,0013000,0010,001799121,0083,0013000,0010,002068131,0087,0015000,0015,002418141,0087,0017000,0015,002503151,0075,0017000,0015,003611

В январе 2002 года необходимо выплатить дивиденды. Так, дивиденды на акцию, максимальные к выплате, за 2001 г. составили 1,83, то есть прибыль за год составила 183 000 руб. Исходя из этого, принимаем решение о выплате дивидендов в размере 160 000 руб.


Рисунок 12. Выплата дивидендов в Январе 2002 г.


2. Отчет на конец игры «Бизнес - Курс»


Сводный отчет за март 2002 года.


Рисунок 13. Сводный отчет за Март 2002 г..


Игровой рейтинг в марте 2002 года.


Рисунок 14. Игровой рейтинг в Марте 2002 г.


Диаграмма 1. Игровой рейтинг в марте 2002 г.


Прогноз денежного потока на апрель 2002 года.


Рисунок 15. Прогноз денежного потока в Марте 2002 г.


3. Анализ капитала


Одна из главных задач предпринимательской деятельности - получение максимальной прибыли на вложенный капитал. Прибыль является одним из основных источников капитала предприятия и необходимым условием его дальнейшего функционирования. Величина прибыли используется в расчете важнейшего финансового показателя, характеризующего эффективность деятельности предприятия или организации, дающего общую оценку его финансового потенциала и перспектив дальнейшего развития - рентабельности.

Одним из важных этапов планирования любой предпринимательской деятельности является анализ безубыточности, т.е. расчет критического объема производства (порога рентабельности) при котором предприятие окупит затраченные средства.

Расчет порога рентабельности:



где

З.пост - постоянные затраты;

Коэф.вал.маржи - коэффициент валовой маржи.



где

В - выручка от реализации продукции;

З.пер - переменные затраты.


Подставив имеющиеся данные в формулы, получим:


(за 1 месяц)

=130348,94(за 12 месяцев)


Таким образом, на начальной стадии производства, чтобы не было убытка, предприятию необходимо реализовать продукции на сумму руб. в месяц. В год эта сумма должна превышать 130348,94 руб.

В программе «Бизнес - Курс» анализу капитала предприятия посвящены следующие разделы:

·Цена капитала и финансовый рычаг

·Цена дополнительного капитала

Финансовый рычаг - это возможность увеличить прибыль путем использования заемных средств. Он определяет влияние (положительное или отрицательное) заемных средств на доходность предприятия.

Финансовый рычаг используется как инструмент регулирования пропорций между заемными и собственными средствами с целью повышения рентабельности собственных средств.


Рисунок 16. Цена капитала и финансовый рычаг в Марте 2002 г.


Связь между рентабельностью собственного капитала и суммой заемного капитала - прямая, т.е. чем больше денег предприятие берет взаем, тем большую прибыль оно получает с каждого рубля собственного капитала.


4. Анализ хозяйственной деятельности


Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает возможность дать оценку эффективности бизнеса, то есть установить степень эффективности функционирования данного предприятия. Основным принципом эффективности хозяйствования является достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Наиболее обобщающими показателями эффективности являются доходность, прибыльность. Есть частные показатели, характеризующие эффективность отдельных сторон функционирования предприятия.

К этим показателям можно отнести:

·эффективность использования производственных ресурсов, имеющихся в распоряжении организации:

oосновных производственных фондов (здесь показателями служат фондоотдача, фондоемкость);

oтрудовых ресурсов (показатели - рентабельность персонала, производительность труда);

oматериальных ресурсов (показатели - материалоотдача, материалоемкость, прибыль в расчете на один рубль материальных затрат);

·эффективность инвестиционной деятельности организации (показатели - срок окупаемости капитальных вложений, прибыль в расчете на один рубль капитальных вложений);

·эффективность использования активов организации (показатели - оборачиваемость оборотных активов, прибыль в расчете на один рубль стоимости активов, в том числе оборотных и внеоборотных активов, и др.);

·эффективность использования капитала (показатели - чистая прибыль на одну акцию, дивиденды на одну акцию, и др.)

Фактически достигнутые частные показатели эффективности сопоставляются с плановыми показателями, с данными за предыдущие отчетные периоды.

Финансовые показатели.

Показатели ликвидности.

Ликвидность - это способность предприятия ответить по своим краткосрочным обязательствам. При низкой платежеспособности организации можно говорить о ее весьма слабом финансовом положении и невозможности решать большинство возникших вопросов своей деятельности, к примеру, таких как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет надломлено. По-другому ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов предприятия, их способность покрывать долги организации.


Рисунок 17. Показатели ликвидности в Марте 2002 г.


Коэффициент абсолютной ликвидности (АЛ) - это соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. «Быстрооборачиваемые» активы, т. е. наиболее ликвидная часть текущих активов рассчитывается как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами. Теоретически приемлемой величиной считается АЛ не ниже 0,2.

Показатели финансовой устойчивости.

Основной задачей анализа финансовой устойчивости предприятия является оценка степени независимости от заемных источников финансирования.

Коэффициент автономии. Характеризует независимость предприятия от заемных средств и показывает долю собственных средств в общей стоимости всех средств предприятия. Чем выше значение данного коэффициента, тем финансово устойчивее, стабильнее и более независимо от внешних кредиторов предприятие:



Нормативное значение для этого показателя более или равно 0.5.

Коэффициент финансовой зависимости.

Коэффициент финансовой зависимости предприятия означает насколько активы предприятия финансируются за счет заемных средств. Слишком большая доля заемных средств снижает платежеспособность предприятия, подрывает его финансовую устойчивость и соответственно снижает доверие к нему контрагентов и уменьшает вероятность получения кредита. Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гибкость в использовании собственных средств. Рекомендуемое значение коэффициента 0,2 - 0,5.


Рисунок 18. Показатели финансовой устойчивости в Марте 2002 г..


Основные показатели рентабельности.

Показатели рентабельности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Они рассчитываются как относительные показатели финансовых результатов, полученных организацией за отчетный период.


Рисунок 19. Основные показатели рентабельности в Марте 2002 г..


Коэффициент рентабельности всего капитала позволяет сделать общий вывод о том, насколько хорошо идут дела у предприятия. Он играет важную роль, когда нужно сравнить фирму с ее конкурентами. Сопоставляя свои и чужие коэффициенты рентабельности продаж, можно прогнозировать развитие рынка, а также разрабатывать стратегию продвижения своей продукции.

Чем выше показатель оборотных активов, тем быстрее «крутятся» деньги, материалы и прочее, а значит, чаще поступает выручка и проще получать краткосрочные займы и кредиты. Показатель внеоборотных активов демонстрирует, с какой отдачей организация использует свои основные средства, оправдывают ли себя капиталовложения. Величина этого коэффициента зависит от размеров компании и характера ее деятельности.

Показатели оборачиваемости (деловой активности).

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства.

Коэффициент оборачиваемости запасов показывает количество оборотов материальных ресурсов. Чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной группе активов.


Рисунок 20. Показатели оборачиваемости в Марте 2002 г..


Оборачиваемость собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала компании за расчетный период. Коэффициент характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой - скорость оборота вложенного капитала; с экономической - активность денежных средств, которыми рискует вкладчик.

Формула Дюпона.

Формула Дюпона представляет собой расчета ключевого показателя эффективности деятельности - рентабельности собственного капитала (ROE)-через три концептуальные составляющие: рентабельность продаж, оборачиваемость активов и финансовый леверидж.

(Формула Дюпона) = (Чистая прибыль / Выручка) * (Выручка / Активы) * (Активы / Собственный капитал) = Рентабельность продаж * Оборачиваемость активов * Финансовый леверидж


Формула Дюпона включается три фактора, влияющих на рентабельность собственного капитала:

· операционную эффективность (рентабельность продаж по чистой прибыли);

· эффективность использования всех активов (оборачиваемость активов);

· кредитное плечо, соотношение собственного и заемного капитала (финансовый леверидж);

В случаях, когда у организации неудовлетворительная рентабельность собственного капитала, форума Дюпона помогает выявить, какой из факторов привел к такому результату.


Рисунок 21. Формула Дюпона в Марте 2002 г..


Показатели рыночной активности.

Показатели рыночной активности характеризуют положение акций предприятия на рынке ценных бумаг. При этом выделяют акции первичного и вторичного рынка. При первичном размещении для оценки инвестиционной привлекательности акций используются показатели, характеризующие текущее финансовое состояние предприятия, в том числе показатели:

) финансовой устойчивости;

) ликвидности и платежеспособности;

) оборачиваемости активов и собственного капитала;

) рентабельности.

При оценке акций, обращающихся на вторичном рынке, используются показатели рыночной активности, характеризующие стоимость и степень ликвидности акций, на которые, в свою очередь, оказывает влияние размер дивидендных выплат. Отслеживание приобретенных акций необходимо для правильного выбора времени их продажи в случае потери или, наоборот, для приобретения дополнительного количества акций того же эмитента в случае улучшения их инвестиционных качеств. Являясь акционером, инвестор получает доступ к информации о финансовом положении акционерного предприятия и может рассчитать и проанализировать значения коэффициентов рыночной активности, характеризующих положение акций на рынке ценных бумаг.


Рисунок 22. Показатели рыночной активности в Марте 2002 г..


Индекс Альтмана.

Коэффициент Альтмана позволяет выявить компании, которые в течении двух лет могу стать банкротами.


Рисунок 23. Индекс Альтмана в Марте 2002 г..


Если:

Z > 2.99-Безопасная зона, вероятность банкротства низкая;

.8 < Z < 2.99 - Серая» зона, вероятность банкротства есть;< 1.80 - Критическая зона, вероятность банкротства высокая.

5. Налоговые показатели.


Налоги, относимые на себестоимость.

Источники покрытия налогов:

. включаются в себестоимость:

· Платежи за право пользования недрами, водой.

· Воспроизводство минерально-сырьевой базы

· Лесные подати

· Плата за воду

· Платежи за загрязнение окружающей среды

· земельный налог

Эти платежи, по сути, не налоги, т.к. только общеобязательны. Это как плата за услугу. Не платят их те, кто несёт затраты на себе, ставки дифференцированы по качеству природных ресурсов. Помогают рациональному природопользованию.

· Отчисления на социальные нужды (пенсионный, занятость, ОМС, соцстрах и т.д.)

· Дорожные налоги

. Относятся на финансовые результаты: имущество, образование, налог на рекламу, жилфонд.

. Уплачиваемые из прибыли: налог на прибыль, местные налоги (налог на операции с ценными бумагами)

Косвенные потоварные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Источник уплаты - надбавка к цене (кроме акцизов).

Налог на прибыль - существующий во всех странах с рыночной экономикой налог на доходы юридических лиц, взимаемый по пропорциональным ставкам. Объектом налогообложения является валовая прибыль компаний за вычетом отдельных видов расходов и скидок (дивидендов, расходов, на расширение производства, выплат процентов по задолженности, убытков, расходов на научно-исследовательские работы, на рекламу и представительство).


Рисунок 24. Структура налогообложения на Март 2002 г..


Показатели налоговой нагрузки предприятия.

Под налоговой нагрузкой на уровне хозяйствующего субъекта понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. Тяжесть налогообложения учитывает не только налоговая нагрузка, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговую нагрузку.


Рисунок 25. Показатели налоговой нагрузки на Март 2002 г..


. Операционный анализ


Операционный анализ - это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг.

Центральными элементами операционного анализа являются:

·маржинальный доход;

·порог рентабельности или точка безубыточности;

·маржинальный запас прочности = (выручка фактическая - выручка пороговая)/выручка фактическая * 100%;


Рисунок 26. Структура производственных затрат на Март 2002 г..


Структура затрат на производство определяется отношением отдельных элементов к общим затратам. Она зависит от технологических и организационных особенностей производства, специализации производства, специализации предприятия и т. п.

Точка безубыточности и запас финансовой прочности.

Анализ безубыточности является методом, используемым для прогноза периода, когда бизнес будет покрывать свои расходы и начнет приносить прибыль. Анализ безубыточности также позволяет оценить риск потерь из-за недостаточного объема продаж.

Чтобы рассчитать точку безубыточности, необходимо знать постоянные и переменные затраты. Постоянные затраты являются расходами, которые не зависят от объема продаж, например - арендная плата и зарплата административного персонала. Переменные издержки изменяются в зависимости от объема продаж. Например - приобретение и доставка товара.

Запас финансовой прочности - отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах. Таким образом определяется резерв безубыточности продаж.

По международным стандартам, низким считается запас финансовой прочности меньше 30 %.


Рисунок 27. Точка безубыточности и запас финансовой прочности в Марте 2002 г.


Заключение


Деловая игра «Бизнес-Курс» представляет собой уникальный программный продукт для развития навыков управления предприятием в условиях рыночной экономики, изучения основ бухгалтерского учета, налогообложения и финансового менеджмента. В ходе игры появляется возможность подробно изучить управленческую, финансовую и налоговую отчетность, провести анализ разнообразных финансовых показателей и на этой основе принимать управленческие решения.

Кроме того, данная игра является универсальным инструментом изучения и анализа хозяйственных ситуаций на предприятиях, а также подготовки и принятия решений для обеспечения их эффективного функционирования. В рамках деловой игры моделируются сложные комплексные процессы и ситуации и анализируются возможные варианты решения возникающих проблем, устанавливаются коммуникации между участниками и внешней средой, проводятся экспертные оценки управленческих решений и возможные последствия от их реализации. Еще одна сторона игры способствует развитию стратегического мышления.

Внедрение в учебный процесс деловых игр способствует пониманию того как функционирует и развивается предприятие в условиях конкурентной среды.


Список литературы


1.Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Деловая компьютерная игра «Бизнес-курс Корпорация плюс». М.М. Гакашев //Пермь.: ПГТУ,2010. - 49 с./

2.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов Лысенко Д.В. // М.: ИНФРА-М, 2008. - 320 с./

3.Структура капитала корпораций: теория и практика. Рудык Н.Б.// М.: Дело, 2004. - 272 с./

4.Экономический анализ: Учеб. Савицкая Г.В. // М.: Новое знание, 2003. - 640 с./

5.Финансы организаций (предприятий) : учебник А.Н. Гаврилова, А.А. Попов // М.: КНОРУС, 2007. - 608 с./


Теги: Прогнозирование хозяйственно-экономической деятельности предприятия  Бизнес-план  Маркетинг
Просмотров: 6167
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Прогнозирование хозяйственно-экономической деятельности предприятия
Назад