1.Резюме
Библиотека - один из культурных показателей. Необходимо не только увеличивать количество, но и внимательно следить за качеством этих библиотек. «Библиотека Центральная» - это совершенно новая концепция библиотек и обслуживания таких предприятий.
В планах за наиболее кратчайшие сроки (2 месяца) открыть в центре города новую библиотеку для самых разных читателей, преследующих цель просвещения и познания.
Приведена смета затрат на обслуживание такой библиотеки в год.
Наименование экономических элементовПланируемые затраты, руб.Материальные ресурсы (энергоресурсы, услуги связи, услуги других организаций)783 000Фонд оплаты труда 8 355 000Социальный налог (30%)2 584 300Амортизационное отчисление1 598 500Прочие расходы (реклама)700 000ИТОГО: 13 238 583
Дороговизна проекта объясняется следующим:
) применение информационных технологий и инноваций в сфере ведения баз данных,
) ультрасовременное здание, оснащенное водоочистителями, беспроводным Интернетом, системой обогревания, встроенную в стены здания, способную регулировать температуру внутри него. Экологичная мебель и использование в работе перерабатываемых материалов;
) привлечение молодых кадров и их дальнейшее профессиональное развитие;
) оптимизация сайта под социальные сети (SMO) и поисковая оптимизация (SEO), продвижение в различных СМИ, наиболее используемых основными целевыми сегментами;
) мы хотим разнообразить жизнь нашего города в культурном плане, поэтому в наши задачи входит проведение интересных семинаров, лекций и круглых столов на актуальные для города темы.
Размер инвестирования должен содействовать решению ключевых задач, подкрепляющих реализацию корпоративной миссии - сделать более доступной информацию для всех людей в городе Новосибирск.
Бизнес-план содержит сведения об основных задачах деятельности предприятия:
1)продвижение услуг библиотеки
2)обслуживание читателей в библиотеке
)поддержка сотрудников библиотеки
)финансовое поддержание предприятия.
Разработчики бизнес-плана «Библиотеки Центральной» предложили комплексно новый подход к услугам библиотеки, которые наиболее характерны для быстроразвивающегося города.
. Анализ исходного состояния
Тип рынка
По территориальному признаку: местный. Услуги библиотеки невозможно предоставлять на уровне, например, региональном.
По объектам обмена: рынок товаров и услуг. Естественно, это не финансовый, не рынок производства и не рынок интеллектуальной собственности.
Рынок библиотек в Новосибирске
В настоящий момент в городе Новосибирске, по данным Облстата, находится 82 библиотеки. С учетом того, что населения города составляет 1 475,1 тыс. чел, то получается, что это 17989 человек на каждую библиотеку. Нужно учитывать особенность расположения библиотек. Они все охватывают определенный район, включая школы и детские садики.
Однако, необходимо разделить библиотеки по их специализации. К примеру, отдельно разделяются научные, детские и общие библиотеки. Такие, как, например, ГПНТБ СО РАН. Естественно, услуги такой библиотеки в поиске и предоставлении научной литературы будут преимущественными. Эта библиотека располагает около 14 млн. печатных изданий. Так же на фоне других библиотек, выделяется Новосибирская государственная областная научная библиотека. У это библиотеки мощныйPR. Они постоянно организовывают встречи с докторами наук, поднимают на лекциях самые разнообразные вопросы (наиболее известны лекции в рамках проекта «Родное слово»). У них достаточно эргономичный сайт с приятным интерфейсом, а так же постоянно обновляется блог библиотеки.
3. Характеристика отрасли и продукта
Современный век оправданно называют информационным. И всю информацию нужно где-то хранить. Впредь для этого существовали библиотеки. Помимо информационного, век называют еще и цифровым. Именно поэтому в последнее время можно оценить спадающую популярность обычных библиотек и возрастающую Интернет-ресурсов.
В настоящий момент в городе Новосибирске, по данным Облстата, находится 82 библиотеки. С учетом того, что населения города составляет 1 475,1 тыс. чел, то получается, что это 17989 человек на каждую библиотеку. Цифры субъективно показывают нам, что это недостаточное количество библиотек для такого большого города. Однако стоит учитывать какие и каким образом они преподносят свои услуги. «Библиотека Центральная» - это необычная библиотека. Это совокупность разных способов хранения и передачи информации печатных, письменных и цифровых носителей.
Миссия библиотеки: сделать более доступной информацию для всех людей в городе Новосибирск.
На начальном этапе библиотеки, необходимо достичь ряд целей:
1.Увеличение числа абонентов до 1000 человек к концу следующего года;
2.Добиться увеличения финансирования на 10% через год;
.Создать новый план общественных мероприятия на следующий год;
.Сотрудничество со школами и университетами города Новосибирска.
.Привлечение молодых специалистов на работу за счет достойной заработной платы;
.Ежемесячное пополнение книжного фонда.
Данные цели будут достигнуты следующим образом:
1.Активная реклама и PR-мероприятия, которые будут проводиться только для абонементов библиотеки, подтолкнет многих людей на приобретение абонемента.
2.Для того, чтобы увеличивать книжный фонд, улучшать условия труда сотрудников, проводить новые, более качественные и интересные мероприятия, необходимо увеличение бюджета за счет нового спонсора или же за счет государственного бюджета.
.Необходимо сразу за год продумать гибкий план мероприятий. Это позволит узнать какие и в каком количестве ресурсы нам необходимы, а так же какое преимущество мы будем иметь на фоне конкурентов. Для этого необходим мозговой штурм креативной команды, которая может состоять из практически всех штатных сотрудников.
.Сотрудничество со школами и университетами, во-первых, существенно увеличит число абонементов, а во-вторых, зарекомендует библиотеку как отличного партнера. Это хорошо складывается на имидже организации. Сотрудничество со школами и университетами означает интеллектуальный обмен. Ведущие преподаватели школ и университетов могут читать лекции в библиотеке, библиотека же, в свою очередь, может помогать с продвижением и рекламой этих школ и библиотек.
.Молодые специалисты в сфере сервиса, социальной работы, педагогики, психологии и информатики - это прекрасные кандидаты для работы в библиотеке. Набор штата возможно осуществлять в университетах, с которыми мы будем сотрудничать, а так же через Интернет-сайты по поиску работников. Молодых специалистов привлекает не только заработная плата, но и интересная работа. В связи с плотным графиком самых разнообразных мероприятия, эта работа будет несомненно интересна молодым людям. библиотека новосибирск затрата реклама
.Количество и ассортимент книг, периодических изданий, аудиокниг и других материалов расширит число абонементов и увеличит качество обслуживания. Расширение книжного фонда будет происходить за счет книжных дарений (когда кто-то хочет подарить библиотеке свои книги), а так же за счет закупок, которые будут производить специальный отдел.
Организационно-правовая форма: государственное учреждение.
Наименование: государственное учреждение культуры Новосибирской области «Библиотека Центральная»
Для библиотеки выбрана стратегия неограниченного (долговременного) роста.
. План маркетинга
Маркетинговая стратегия: концентрированная. Мы удовлетворяем одну конкретную потребность - потребность в получении информации.
Товарная, коммуникативная и ценовая политика
Для «Библиотеки Центральная» будет создан книжный фонд в размере 13 тысяч, а так же периодические издания в размере 2000. Ежемесячно будет происходить пополнение. Главной задачей фонда является создание большого ассортимента наиболее используемых и популярных книг.
Для создания книжного фонда создан специальный отдел закупок, который отвечает за количество, качество, ассортимент и доступ к книжному фонду.
Каждая книга библиотеки должна быть отмечена специальной наклейкой с логотипом библиотеки. Внутри книги должна быть проставлена печать. Возможен выпуск фирменных обложек и закладок для книг. Это и прорекламирует библиотеку, и сохранит книги в хорошем состоянии.
Услуги библиотек носят особенный характер. По сути, потребитель не должен заканчивать пользоваться библиотекой. В идеале, по возвращении одной книги, он берет другую. Именно поэтому развито постпродажное обслуживание. Как только человек становится абонементом библиотеки - у него появляется личный кабинет на сайте, рассылка на электронный адрес, возможности посещения лекций и встреч.
Библиотека финансируется при поддержке Государства. Именно поэтому цель ценовая политики библиотеки - это обеспечение выживаемости.
Система скидок включает в себя скидки для ветеранов Великой отечественной войны. Размер скидки: 50% на абонемент.
Цель коммуникативной политики - завоевания имиджа современной, высокотехнологичной библиотеки города Новосибирска.
Методы воздействия: реклама, связи с общественностью (блог на платформе BlogSpot, Twitter, Facebook и Vkontakte.ru). Так же следует использовать участие в ярмарках, конкурсах и грантах для библиотек. Таким образом рекомендуя себя не только среди потребителей, но и среди профессионалов. Все каналы взаимодополняемы, следует лишь позаботиться о повышении их совокупного эффекта.
Смета затрат на рекламу и выставочную деятельность
Маркетинговое мероприятие%Расходы, руб.Печатная продукция: - буклеты по использованию автоматизированной системы библиотеки - визитки персонала20%10 000Реклама в СМИ - размещение рекламы и информации о библиотеке в справочниках, каталогах и др. СМИ - размещение рекламы в Интернете40%20 000Выставки, презентации - участие в выставке Учсиб40%20 000Итого:100%50 000
5. План производства
Современная библиотека требует инновации. Именно поэтому мы частично автоматизируем рутинные процессы, оснащаем библиотеку беспроводной сетью для доступа в Интернет. За эту часть в нашей работе ответственен системный администратор.
Конечно, для сферы услуг, план производство - это прежде всего процесс обслуживания. За этим процессом будет следить администратор (или по другому, библиотекарь). В его обязанности входит регистрация новых посетителей, информирование о том, как пользоваться библиотекой, подмена персонала на перерывы, если это необходимо, помощь в организации встреч и лекций. Таким образом, необходимо:
создать буклет, где было бы подробно изложена информация о библиотеке, ее контактах и о том, как ей пользоваться
при заполнении данных для абонемента, человека информируют об условиях оплаты и использования услуг библиотеки
описание рутин при ежедневной работе, а так же при организации встреч и лекций.
У библиотеки острая потребность в долгосрочных активах. Потому как потратив на книги определенную сумму, мы пользуемся ими в дальнейшем несколько лет. Оборотные средства не такие большие.
Долгосрочные активыСтоимость единицы, рубКол-во, шт.Стоимость всего, руб.Нематериальные активы: программное обеспечение30 000130 000Основные фонды: Здание 4 000 000 1 4 000 000Компьютеры Книжные полки Стол Стул Ковровое покрытие Принтер, сканер Касса Считыватель информации с карты Wi-Fi роутер Книжный фонд15 000 5 000 3 000 2 500 75 000 7 000 15 000 5 000 30 000 2008 50 32 70 1 3 1 5 1 13 000120 000 250 000 96 000 175 000 75 000 21 000 15 000 25 000 30 000 2 600 000Итого:7 437 000
Виды и наименование ресурсов (оборотные средства)Стоимость, руб.Новые книги Электроэнергия, вода Интернет Бумага Периодика20 000 20 000 5 000 1 000 10 000Итого:56 000
6. Организационная структура управления фирмой
Правовая форма: МУП (Муниципальное унитарное предприятие).
Компания является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании учредительного договора и действующего законодательства Российской Федерации.
Высшим органом управления является Мэрия города Новосибирска. Руководителем является директор.
1)Директор - общее руководство, контроль за выполнением указаний высшего руководства, непосредственное руководство отделом комплектования и пресс-службой;
2)Руководитель отдела администрации - руководство отделом в соответствии с целями предприятия;
)Руководитель научно-производственных отделов - реализация политики предприятия в предоставлении услуг библиотеки населению;
)Комплектовщик - определение фонда библиотеки, его пополнение и контроль за его состоянием;
)Работник пресс-службы - доведение информации до целевой аудитории по средствам СМИ;
)Системный администратор - поддержание в должном состоянии связи в библиотеке, контроль за сайтом и блогом предприятия;
)Менеджер по персоналу - разработка и поддержание политики приема персонала, его обучения и развития;
)Бухгалтер - выполнение основных бухгалтерских функций на предприятии;
)Администратор отдела (художественного и иностранной литературы, научной, периодики) - поддержание порядка в отделе во время работы библиотеки, помощь читателям;
)Администратор детского отдела - поддержание порядка в отделе во время работы библиотеки, помощь самым маленьким читателям, проведение часов чтения.
)Библиотекарь - помощь читателям при поиске книг (подчиняется администратору отдела);
)Кассир - расчет читателей на выходе из библиотеки (подчиняется бухгалтеру).
Кадровая политика фирмы
Основная идея кадровой политики фирмы - дать молодым и талантливым людям пространство для реализации идей, развитие и настоящий жизненный опыт.
Одной из основных задач руководств является уменьшение текучки кадров за счет стабильной заработной платы, интересной работы и поддержания благоприятной атмосферы внутри коллектива.
К руководителям отделов предприятия предъявляются следующие требования:
) компетентность, профессионализм, высокие моральные качества;
) эрудиция и широкий кругозор;
) ответственность за выполнение работы и ее результат;
) коммуникабельность, инициативность;
) высокая степень динамизма, стремление к новому;
) способность к быстрому обучению;
) уважение к мнению других сотрудников вне зависимости от их должности.
В процессе работы проводится непрерывное обучение всего персонала. Большое внимание уделяется обучению информационных технологий.
Прием на работу осуществляется по конкурсу с двухмесячным испытательным сроком, в ходе которого есть возможность узнать человека многосторонне, раскрыть его творческие возможности, что позволить собрать по-настоящему отличную команду.
Календарный план
Этап/неделя12345678РегистрацияРемонт помещенияНайм и обучение сотрудниковНабор первичного фонда библиотекиРекламаОфициальное открытие
Расчет фонда оплаты труда (месяц)
ДолжностьОкладКол-во штатных единицНадбавки и доплатыИТОГО оплаты трудаДиректор37 00013 00040 000Руководитель отдела администрации30 00013 00033 000Руководитель научно-производственных отделов30 00013 00033 000Комплектовщик20 00033 00069 000Работник пресс-службы21 00023 00048 000Системный администратор25 00015 00030 000Менеджер по персоналу25 00015 00030 000Бухгалтер25 00015 00030 000Администратор отдела20 00062 000132 000Администратор детского отдела20 00032 00066 000Библиотекарь16 00082 000144 000Кассир15 00021 00032 000ИТОГО:687 000
Надбавки и доплаты осуществляются в связи с успешно выполненной работой по достижению основных целей. Указ о ежемесячных надбавках издается директором.
7.План по рискам
Главная опасность:
1)Тотальное уменьшение необходимости в библиотеках => снижение их популярности в связи с увеличением книг в электронном виде;
2)Технический сбой в системе (касается считывающих устройств, сайта и т.д.);
)Урезание бюджета до отсутствия средств на развитие и продвижение библиотеки.
Существуют следующие возможности влияния на риски:
)Привлечение читателей за счет наличия электронных средств считывания информации, возможно развитие в дальнейшем абсолютно электронной библиотеки - выдача электронных книг на правах автора.
2)Сбой технических средств возможен, например, при перепаде электроэнергии. Возможно использовать устройства для экономии электроэнергии для бытовых потребителей и промышленных предприятий. Оно не только снизит перепады электроэнергии, но и сэкономит эту энергию. Стоит такое устройство порядка 2 000 рублей.
)В этом случае необходимо найти возможные пути увеличения прибыли без уменьшения таких издержек как заработная плата. Например, можно продвигать деятельность магазина подержанных книг и прошлых номеров журналов. Можно на время перенести дополнительные услуги в разряд основных - поставить акцент на распечатке, оформлении работ и т.д.
8.Финансовый план
Смета затрат (год)
Наименование экономических элементовПланируемые затраты, руб.Материальные ресурсы (энергоресурсы, услуги связи, услуги других организаций)783 000Фонд оплаты труда 8 355 000Социальный налог (30%)2 584 300Амортизационное отчисление1 598 500Прочие расходы (реклама)700 000ИТОГО: 13 238 583
Финансовые потоки
Назначение платежаВеличина доходов и расходовIIIIIIIV 1 год2 год3 годИнвестицииЗатраты3 369 1503 369 1503 369 1503 369 15013 476 60013 476 60013 476 600Выручка от реализации216 500433 000866 000866 0002 381 0002 600 0003 000 000Прибыль от продаж-11 095 600-10 876 600-10 476 600Налог на прибыль (20%)476 000520 000600 000Чистая прибыль-11 571 600-11 396 600-11 076 600Остаток непокрытых инвестиций11 571 60022 967 200-34 044 480
Выручка от реализации включает в себя:
1)Абонентская плата на год (200 рублей). Допустим, на момент открытия библиотеки у нас будет 500 читателей. Это 100 000 рублей.
2)Планируется выручка с дополнительных услуг. В среднем 50 000 рублей (в месяц)
)Пользование компьютером в библиотеке (50 рублей/час) - 50 000 рублей (в месяц)
)Прибыль магазина журналов и книг в среднем составит за первый месяц 16 500, с учетом стоимости журнала - 30 рублей и книги 50 рублей.
ИТОГО за первый месяц: 216 500
Таблица финансовых потоков наглядно показывает тот факт, что библиотека не в силах окупить себя самостоятельно. С каждым годом ее инвестиции будут с геометрической прогрессией завышать прибыль. Это вполне естественный процесс для бюджетной организации. В любом случае, библиотека в состоянии покрывать часть расходов, например, на дополнительные услуги (уборку помещения) или рекламу.
Именно поэтому невозможно высчитать показатели рентабельности инвестиций, рентабельности продаж, рентабельности затрат, срок окупаемости, а так же расчет точки безубыточности.