СОДЕРЖАНИЕ
1.Резюме ОАО «КХП им. Григоровича» по производству мюсли
2. Требования к качеству мюсли, особенности
. Рынки сбыта товаров
. Конкуренция на рынках сбыта товаров (услуг)
.План маркетинга
. Производственные мощности предприятия технология производства сухих завтраков - мюсли
. Организационный план
. Оценка риска и страхование
. Финансовый план
. Стратегия финансирования
Список используемой литературы
1. Резюме ОАО «КХП им. Григоровича»
Настоящий проект представляет собой расширение ОАО «КХП им. Григоровича» с целью удовлетворения спроса потребителей на сухие завтраки мюсли и получения прибыли.
Продукция, «КХП им. Григоровича» в частности завтраки мюсли, предназначена для потребления всеми слоями населения. Покупатель охотно приобретает продукцию КХП благодаря высокой питательной ценности и сравнительно низким ценам. Отличительной чертой сухих завтраков мюсли является то, что в технологическом процессе его производства не используются импортные добавки-ароматизаторы. В результате - цена на товар не повышается, а вкусовые качества не уступают другим завтракам мюсли.
Конкурентоспособность продукции обеспечена рядом факторов:
цены ниже, чем у конкурентов;
отличное качество;
использование современных технологий производства.
Завтраки мюсли «КХП им. Григоровича» уже известны рынку и его потребителям. Поэтому для достижения запланированного объёма продаж, для продвижения товара на рынок определяющим является проведение рекламных мероприятий, стимулирующих спрос. Первоначально мы планируем рекламировать нашу продукцию посредством рекламных плакатов. Планируется проведение регулярных дегустаций в магазинах, что является, несомненно, новым и эффективным рекламным приемом.
Открытое акционерное общество "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича" занимается переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продуктов питания.
ОАО "КХП им. Григоровича" является головным предприятием Объединения "Союз-пищепром". Каждый год Объединение завоевывает дипломы и медали, что является лучшим подтверждением высокого качества выпускаемых на предприятиях "СОЮЗ-ПИЩЕПРОМА" товаров. Ассортимент КХП им. Григоровича сегодня - это более тысячи наименований хорошо известных и любимых продуктов питания, которые роднит неизменно высокое качество. Растительные масла первого отжима, обогащенное полезными компонентами яйцо, мясная продукция, хлебобулочные и кондитерские изделия, крупы, макароны, мука, - все это сегодня пользуется большим спросом, этим продуктам доверяют миллионы покупателей.
Главная идея проекта - увеличить производственную мощность предприятия по выпуску нового вида продукта - готовые завтраки мюсли. Основное преимущество - продукция будет выпускаться на самом современном, эффективном оборудовании; из продуктов высшего качества, что улучшит вкусовые качества и повысит производительность труда.
2. Требования к качеству мюсли, особенности
Качество сырья и дизайн упаковки являются теми факторами, которые определяют конкурентоспособность готовой продукции.
Качество злаковых хлопьев контролируется по 10-12 параметрам, основные из которых влажность, мучнистость (способность хлопьев в процессе транспортировки и фасовки превращаться в муку) и развариваемость.
Особенностью, отличающей мюсли от других продуктов на основе зерна (каш), является готовность продукта к употреблению. Это достигается посредством специальной обработки зерна на производстве. Хлопья или зерна обрабатывают инфракрасными лучами, что придает готовому продукту рассыпчатую структуру и возможность употребления без кулинарной обработки, в сыром виде. Данный процесс носит название микронизации и предусматривает интенсивное и очень быстрое нагревание зерна инфракрасными и тепловыми лучами. Микронизация повышает питательную ценность зерна, делая его легкоусваиваемым.
Основные ингредиенты рецептуры возможно смешивать с сушеными фруктами, медом, шоколадом, вареньем, орехами и т.д. Комбинации таких добавок могут быть чрезвычайно разнообразны (обычно, добавки составляют около 30 % состава продукта). В этом смысле мюсли выгодно отличаются от других пищевых продуктов высоким содержанием комплекса полезных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Кроме этого 70 % сырья для мюсли - зерновые культуры, и с ними в организм человека попадают пищевые волокна. Эта особенность дает возможность рекомендовать этот продукт людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, холестеринового обмена, другими нарушениями обмена веществ.
Возможно классифицировать ассортимент, представленных на отечественном рынке смесей мюсли в зависимости от технологии на следующие виды:
-кранч (обжаренные мюсли),
-классические мюсли.
Также можно разделять продукцию по видам добавок (рецептуры) выпускаемых товаров: используемые виды зерна, с экзотическими фруктами, с местными фруктами, с орехами (арахис, миндаль, фундук, кешью и др.) с добавлением шоколада, меда и т.д.
Пищевая ценность различных видов мюсли обусловлена подбором рецептурных компонентов, которые сами по себе относятся к продуктам здорового питания. В смеси они, дополняя друг друга, создают комплексный продукт, содержащий сбалансированное количество витаминов и минеральных веществ на единицу калорийности. Соотношение калорийности и содержания пищевых веществ очень важно для характеристики продуктов здорового питания.
Мюсли характеризуются относительно большим количеством белка (10-13 %), что соответствует сбалансированному рациону питания.
Качество сухофруктов определяется методом обработки сырья: при быстрой жарке во фруктах и ягодах уничтожается большинство полезных для здоровья компонентов; постепенное же просушивание позволяет сохранить в сухофруктах биологически активные соединения, витамины, микроэлементы и минеральные вещества. Кроме того, качественные сухофрукты содержат неперевариваемые пищевые волокна, которые обладают адсорбирующими свойствами (выводят холестерин, токсичные вещества и т.д.)
Таким образом, качество сырья и дизайн упаковки являются теми факторами, которые определяют конкурентоспособность готовой продукции. Качество злаковых хлопьев контролируется по 10-12 параметрам, основные из которых влажность, мучнистость (способность хлопьев в процессе транспортировки и фасовки превращаться в муку) и развариваемость. Особенностью, отличающей мюсли от других продуктов на основе зерна (каш), является готовность продукта к употреблению. Это достигается посредством специальной обработки зерна на производстве.
3.Рынки сбыта товаров
В год 110-летия ОАО КХП им. Григоровича - головного предприятия «СоюзПищепрома», началось позиционирование продукции как Национального Российского Продукта. Это важный этап в оценке роли предприятий Объединения на продовольственном рынке страны. Сегодня каждый четвертый россиянин знает и выбирает продукты питания полезного ассортимента торговых марок «Царь» и «СоюзПищепром».
Анализируя каналы распределения продукции можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно является и покупателем конечной продукции.
Каналы распределения продукции "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича"
Здесь выделяются четыре канала:
. Канал нулевого уровня. Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции минимальна.
Основная часть всей продукции "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича" осуществляется через продуктовые магазины.
Недостатками данного канала является потребность в необходимости широкой рекламы, на продукцию, производимую "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича".
. Бартер на материалы, энергоресурсы. Его достоинство - возможность оплаты, так как нет денежных средств.
. Торговая сеть города Челябинска, при которой реализуется 70% продукции.
. Торговая сеть других населенных пунктов, при которой реализуется 25% продукции.
5. Экспортная политика стала предметом особой профессиональной гордости, сегодня торговые марки Объединения конкурентоспособны в Америке, Индии, Израиле, Китае, Казахстане и Белоруссии.
4.Конкуренция на рынках сбыта товаров (услуг)
«КХП» перейдем к анализу конкурентоспособности предприятия - таблица 1.
Таблица 1
Факторы конкурентоспособности
ФакторыВысокий срок годностиИзвестность маркиДополнитель-ные услугиДоля рынкаСпецифичность производстваХлебокомбинат № 545434Первый хлебокомбинат55555КХП45545Мэри34323Южуралхлеб23224Хлебозавод23324
Основными конкурентами «КХП» - 23 балла являются «Первый хлебокомбинат» - 25 баллов и «Хлебокомбинат» №5 - 20 баллов.
Следовательно, основными целями ОАО «КХП» являются:
-максимальное удовлетворение спроса потребителей;
-завоевание и подержание репутации производителя - поставщика продукции высокого качества;
-создание новых видов продукции в соответствии с ожидаемыми потребностями;
Основой успеха деятельности являются следующие ценности: люди - источник силы, интеллектуального богатства, корпоративной культуры; продукция - конечный результат коллективного труда, источник развития и процветания предприятия.
Достигаются: вовлечением каждого работника в процесс постоянного улучшения качества как продукции, так и своей работы; созданием эффективной системы мотивирования персонала; организацией процесса постоянного обучения, повышение квалификации и общей культуры; созданием в коллективах атмосферы доверия, уважения и взаимопомощи.
Высшее руководство берет на себя ответственность за организацию и управление работой, связанной с функционированием и улучшением системы менеджмента качества.
Таким образом, наиболее негативно на работе «КХП» сказывается большое количество конкурентов. Однако преимущественно из-за роста потребительской активности, а также наличии постоянных поставщиков, с которыми поддерживаются хорошие долгосрочные отношения и маловероятности появления новых товаров-заменителей можно оценить состояние предприятия как благополучное. Самое большое воздействие среды с другими факторами, это большое количество конкурентов и совершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса. Совершенствование ассортимента может осуществляться как: сокращение, расширение, стабилизация. Из таблицы следует, что наиболее важными по срочности для являются следующие мероприятия: дальнейшее совершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса; приобретение нового усовершенствованного оборудования; улучшение структуры управления. Чтобы принять решение о проведении одного из вышеперечисленных мероприятий, необходимо проанализировать финансовое состояние ОАО «КХП». Основными конкурентами «КХП» - 23 балла являются «Первый хлебокомбинат» - 25 баллов и «Хлебокомбинат» №5 - 20 баллов. Следовательно, основными целями ОАО «КХП» являются: максимальное удовлетворение спроса потребителей; завоевание и подержание репутации производителя - поставщика продукции высокого качества; создание новых видов продукции в соответствии с ожидаемыми потребностями.
5.План маркетинга
конкуренция сырье упаковка мюсли
Оценим факторы внешней среды, так как необходимо получить прогнозную информацию, а дополнительно - выявить сильные и слабые стороны предприятия.
Основные факторы внешней среды имеют вероятность осуществления каждого события для данного предприятия путём присвоения ему определённого веса от 1 (важнейшее) до 0 (незначительное). Оценка степени влияния фактора - события на предприятие по 5- бальной шкале, где 1-минимальное влияние 5- максимальное влияние фактора.
Взвешенная оценка факторов внешней среды представлена в таблице 2.
Таблица 2
Оценка факторов внешней среды
Факторы внешней средыВесБаллОценкаВозможностиМаловероятность появления новых продуктов заменителей.0,1440,56Наличие постоянных поставщиков.0,1940,76Сложность выхода новых конкурентов на рынок.0,1640,64Большое количество покупателей на рынке0,1330,39Снижение уровня инфляции0,0740,28Технологические нововведения0,0620,12Рост потребительской активности0,1550,75Снижение уровня безработицы0,150,41,003,9Влияние возможностей выше среднегоУгрозыБольшая чувствительность к цене0,1540,6Большое количество конкурентов0,1750,85Структура налогов на рекламу, установленная налоговым законодательством0,1430,42Снижение уровня рождаемости и численности населения0,0620,12Рост цен на электроносители0,1620,32Нестабильность в стране.0,0730,21Высокий контроль государственного качества продукции.0,150,5Сезонность спроса.0,1530,451,003,47Влияние угроз выше среднего
Матрица анализ возможностей и угроз предназначена для суммирования и оценки внешних экономической, политической, социальной, культурной, демографической, правовой, технологической, конкурентной информации.
Наиболее негативно на работе ОАО «КХП» сказывается большое количество конкурентов. Однако преимущественно из-за роста потребительской активности, а также наличии постоянных поставщиков, с которыми поддерживаются хорошие долгосрочные отношения и маловероятности появления новых товаров-заменителей можно оценить состояние предприятия как благополучное.
Выделим наиболее значимые факторы в таблице 3.
Таблица 3
Результаты оценки внешней среды
УгрозыВозможностиБольшое количество конкурентовНаличие постоянных поставщиков, снижение цен на закупку сырья.Большая чувствительность потребителей к ценеРост потребительской активностиВысокий контроль государственного качества продукции.Затруднение выхода новых конкурентов.
Обобщённые данные для внутренней среды предприятия представлены в таблице 4.
Таблица 4
Внутренняя среда организации
СтруктураЦель организации, задачи, миссияОсвобождение руководства от высокого анализа проблем; связанных со специализацией деят; Медленность принятия решения; Недостаточно чёткая ответственностьВедётся расширение клиентурной базы; Трудность осуществления задач, из-за высокого количества конкурентовПерсоналУправлениеВедётся постоянное повышение квалификации персонала. Проводится аттестация среди рабочих основного производства.Дисциплина в коллективе основывается только на сознательности подчиненных Все действия не планируются заранее, а обсуждаются в коллективе Сложность обеспечения услов эффек управления.ТехнологияСовременные технологии Совершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса.
На основе имеющихся факторов внутренней среды, сформируем их оценку, представленную в таблице 5.
Таблица 5 Оценка факторов внутренней среды
Факторы внутренней средыВесБаллОценкаСильные стороныОсвобождение руководства от высокого анализа проблем0,1730,51Ведётся расширение клиентурной базы0,1650,8ведётся постоянное повышение квалификации персонала.0,1540,6Дисциплина в коллективе основывается только на сознательности подчиненных, а не на страхе перед начальством.0,140,3Все действия не планир заранее, а обсуждаются в коллективе.0,1330,39совершенств ассортимента изделий с учётом рыночного спроса.0,1850,9современные технологии0,1140,4413,94Влияние сильных сторон выше среднегоСлабые сторонымедленность принятия решения0,2630,78недостаточно чёткая ответственность.0,1640,64трудность осущест задач, из-за количества конкурентов0,2130,63сложность обеспечения условий эффективности управления.0,240,813,53Влияние слабых сторон выше среднего
Из данной таблицы можно сделать вывод о влиянии основных слабых и сильных сторон, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты оценки внутренней среды ОАО «КХП»
Слабые стороныСильные сторонысложность обеспечения условий эффективности управлениясовершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса.медленность принятия решенияведётся расширение клиентурной базы.недостаточная степень оснащённостиведётся постоянное повышение квалификации персоналаанализ является необходимым и доступным инструментом стратегического управления компании. Матрица SWOT является результатом SWOT-анализа. В ячейках матрицы SWOT располагаются списки факторов, влияющих на положение компании на рынке. Также является информационным полем, которое сформировано либо руководителем компании, либо компетентными служащими предприятия, и служит для принятия стратегических решений.
Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды предприятия. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, и каждая из них включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает предприятие.
По результатам оценки внешней и внутренней среды были выявлены угрозы и возможности, а также сильные и слабые стороны соответственно, что позволило сформировать результирующую матрицу - SWOT, представленную в виде таблицы 7.
Таблица 7
Матрица SWOT ОАО «КХП»
Сильные стороныСлабые стороны1) совершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса; 2) ведётся расширение клиентурной базы; 3) ведётся постоянное повышение квалификации персонала1) сложность обеспечения условий эффективности управления; 2) медленность принятия решения; 3) недостаточная степень оснащённости усовершенствованным оборудованиемВозможностиУгрозы1) наличие постоянных поставщиков, снижение цен на закупку сырья; 2) рост потребительской активности; 3) затруднение выхода новых конкурентов на рынок.1) большое количество конкурентов 2) большая чувствительность потребителей к цене 3) высокий контроль государственного качества продукции
Для описания параметров SWOT модели могут быть использованы качественные и количественные оценки. Вторым шагом SWOT-анализа является количественная оценка взаимовлияния факторов, которая проводится по пятибалльной шкале, где 1- минимальное взаимное влияние факторов; 5 - максимальное взаимное влияние факторов.
Данные представлены в таблице 8
Таблица 8
Количественная оценка взаимовлияния факторов
Сильные стороныСлабые сторонысовершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спросарасширение клиентурной базыпостоянное повышение квалификации персоналаСложность обеспечения условий эффективности управленияМедленность принятия решенияНедостаточная степень оснащённости усовершенствованным оборудованиемугрозыбольшое количество конкурентов543445большая чувствительность потребителей к цене432132высокий государственный контроль качества продукции344445возможностиналичие постоянных поставщиков542232рост потребительской активности552345затруднение выхода новых конкурентов на рынок543335
Далее сформируем совокупную количественную оценку сильных, слабых сторон, угроз и возможностей, представленных в таблице 9 и оценим их значимость в баллах.
Таблица 9
Cовокупная количественная оценка факторов
Сильные стороныСлабые сторонысовершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса.27сложность обеспечения условий эффективности управления.17расширение клиентурной базы.24медленность принятия решения.21постоянное повышение квалификации персонала.16недостаточная степень оснащённости усовершенствованным оборудованием.24угрозывозможностибольшое количество конкурентов.25наличие постоянных поставщиков.18большая чувствительность потребителей к цене.15рост потребительской активности.24высокий контроль государственного качества продукции24затруднение выхода новых конкурентов на рынок23
Из данной таблицы видно, что самое большое воздействие с другими факторами, это большое количество конкурентов и совершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса. Совершенствование ассортимента может осуществляться как: сокращение, расширение, стабилизация.
Путём подсчёта балов по каждому мероприятию, составим их рейтинг, представленный в таблице 10.
Таблица 10
Рейтинг приоритетности решений
РешенияОценкаДальнейшее совершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса25Приобретение нового усовершенствованного оборудования24Улучшение структуры управления20Увеличение объёмов продукции19Увеличение числа квалифицированного управленческого персонала10Освоение новых технологий16Мотивация персонала8Поддержка качества продукции7
Из таблицы следует, что наиболее важными по срочности для осуществления являются следующие мероприятия: дальнейшее совершенствование ассортимента изделий с учётом рыночного спроса; приобретение нового усовершенствованного оборудования; улучшение структуры управления.
Чтобы принять решение о проведении одного из вышеперечисленных мероприятий, необходимо проанализировать финансовое состояние ОАО «КХП»
Изучив и проанализировав внутреннюю и внешнюю среду ОАО
6. Производственные мощности предприятия, технология производства сухих завтраков - мюсли
Ассортимент сухих завтраков, по большому счету, - синтез полета фантазии производителя и его технологических возможностей. Развитым воображением обладают все отечественные производители мюсли, а вот с технологической составляющей дела обстоят иначе.
Технология производства сухих завтраков не так проста, как может показаться непосвященному: в ходе производства хлопьев каждое зернышко претерпевает воздействие нескольких технологических процедур и проходит расстояние до 60 км.
Качество конечного продукта напрямую зависит не только от качества исходного сырья, но и от точного соблюдения установленных параметров технологического процесса. Подготовка к производству зерновой основы и вкусовых добавок происходит по разным схемам.
Основной технологический процесс подготовки фруктовой рассыпки - сушка предварительно помытых и нарезанных плодов. Наиболее высокое качество обеспечивает технология сублимации (обезвоживания) сырья. Но это дорогое удовольствие, и производители ограничиваются обычной сушкой при высоких температурах.
При автоматической фасовке сухофруктов возможны проблемы.
Инжир, например, фасовать в автомате почти невозможно: на ягоду налипает что угодно и механический паковщик не справляется с работой. Сушеные смоквы либо дополнительно досушивают, либо фасуют вручную.
Зерно дополнительно пропаривают, предварительно варят, сплющивают, вспучивают, экструдируют и т.п. Один из наиболее эффективных способов подготовки - вспучивание. Увлажненное зерно быстро подогревают при помощи либо токов высокой частоты, либо мощного потока инфракрасного излучения. Вспучивание происходит также при резком перепаде давления от высокого к нормальному или даже чрезвычайно низкому.
Процесс приготовления мюсли из готовых компонентов достаточно прост. Ингредиенты взвешивают и дозируют по рецептуре. Зерно закладывают в так называемый дражировочный барабан и перемешивают. После этого смесь фасуют в полипропиленовые пакеты и туда же «дофасовывают» заранее приготовленную фруктовую рассыпку. Зерновая смесь движется по одному конвейеру, вкусовые добавки - по другому. В момент фасовки транспортеры соединяются, и в результате получается готовая продукция.
Последняя стадия технологического процесса - запаивание полипропиленовых пакетов, наклейка этикеток и укладка в картонные короба.
Технологическое оборудование для изготовления мюсли представлено в таблице 11.
Таблица 11
Технологическое оборудование для изготовления мюсли
Наименование оборудованияХарактеристикаВибрационный фидер и загрузочный конвейерПредназначен для загрузки сырья в смеситель с ленточной мешалкой, снабжен решеткой для просеивания и отфильтровывания поступающего сырья. Скорость загрузки регулируется на вибрационном фидере. Загрузочный конвейер состоит из пластиковой транспортерной лентыСмеситель с ленточной мешалкойПолностью смешивает все ингредиенты перед их поступлением в бункер-накопитель. Крышка имеет магнитный предохранитель, который останавливает работу агрегата при открытом положении. Смесь поступает дальше через пневматический клапан, контролируемый оператором.Цепной транспортер и бункер-накопительКовшовый элеватор доставляет продукт из смесителя в бункер-накопительУстановка-дозаторСостоит из 3 отдельных частей, максимальная вместительность каждой составляет 1 кг. При фасовке по 750 г производительность оборудования - 12 упаковок/мин. Управление осуществляется посредством программируемого интерфейса.Устройство для формирования, фасовки и запайки в пакетыУстройство формирует пакет из пленки, на бобинах, наполняет его из дозатора, запаивает и обрезает. Возможны 4 варианта размера пакета.МеталлодетекторОтбракованные образцы удаляются посредством струи сжатого воздухаУпаковочная машинаФасует пакеты в коробки