Отраслевые особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг)

СОДЕРЖАНИЕ


Отраслевые особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг)

Список использованных источников


ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)


В целях учета отраслевых особенностей формирования себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии необходимо определить:

- состав затрат, включаемых в себестоимость услуг, оказываемых предприятиями;

- состав затрат, относимых за счет прибыли и других источников;

- классификацию затрат в планировании и бухгалтерском учете;

- состав объектов (наименований) учета производственных затрат и калькулирования себестоимости услуг;

- организацию и методологию учета производственных затрат, калькулирования себестоимости оказываемых услуг;

- порядок отражения в бухгалтерском учете выручки, формирования и отражения налогооблагаемых показателей, сумм налогов, неналоговых платежей и сборов [5].

При формировании затрат предприятий по продукции (работам, услугам), относящимся к различным отраслям (торговля, сельское хозяйство, транспорт и др.), необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями соответствующих отраслей.

Отдельные положения являются неотъемлемым элементом учетной политики предприятия и могут применяться в соответствии с его отраслевыми особенностями, в т.ч.:

- базы распределения косвенных расходов;

- методы учета материальных ресурсов;

- методика распределения отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости по учетным ценам;

- методы начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- особенности начисления износа по основным средствам (использование понижающих или повышающих коэффициентов к нормам амортизационных отчислений);

- особенности начисления износа по нематериальным активам, номенклатура объектов аналитического учета затрат;

- номенклатура статей калькуляции, порядок оценки незавершенного производства;

- методики формирования резервов предстоящих расходов и платежей (по ремонту основных средств, оплате очередных и дополнительных отпусков);

- методики учета расходов будущих периодов (по ремонту основных средств, арендной плате, подписке на справочные, информационные и периодические издания);

- метод учета выручки от реализации услуг [4, с.161].

Напомним, что при ведении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечить соблюдение в течение года принятой учетной политики. Изменение учетной политики оговаривается в пояснительной записке к годовому отчету с указанием возникших вследствие внесения изменений в учетную политику результатов в денежном выражении.

Транспорт

В соответствии с законодательством дополнительно к затратам, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными постановлением Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 210/161/151, в себестоимость продукции (работ, услуг) в организациях, осуществляющих транспортную деятельность, включаются следующие затраты.

Организаций, осуществляющих деятельность железнодорожного транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность:

- стоимость питания, бесплатно предоставляемого работникам ( военизированной охраны Белорусской железной дороги, занятым сопровождением и охраной грузов в вагонах; занятым на работах по ремонту железнодорожных путей, связанных с устранением снежных заносов, последствий наводнений, принимающим участие в ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, восстановительных поездов во время восстановительных работ (включая затраты по доставке питания к месту производства работ);

- не компенсируемые из республиканского бюджета по обеспечению воинских железнодорожных перевозок, предоставляемых органам военных сообщений бесплатно в соответствии с Уставом воинских железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 августа 2000 г. № 1200;

- на содержание медперсонала, привлеченного для проведения осмотра работников, связанных с эксплуатационной деятельностью;

- по укомплектованию восстановительных и пожарных поездов медицинскими средствами для оказания доврачебной помощи пострадавшим;

- по обеспечению органов, подразделений и учреждений транспортной милиции, подразделений на транспорте милиции по организованной преступности и коррупции средствами связи в соответствии с законодательством;

- по содержанию учебных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров организаций Белорусской железной дороги (проводников вагонов, машинистов, помощников машинистов и др.);

- по содержанию комнат и домов отдыха локомотивных бригад в целях соблюдения режима труда и отдыха, установленного законодательством;

- на организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на железнодорожных станциях (вокзалах) в соответствии с санитарными правилами;

- на приобретение нормативно-технической документации для проведения ремонта основных средств;

- на оплату услуг транспортной милиции по договору для охраны общественного порядка в пассажирских и пригородных поездах;

- на обслуживание и ремонт технических средств детской железной дороги (за исключением части, покрываемой доходами, получаемыми от эксплуатации детской железной дороги);

- по установке и подключению к технологической автоматической телефонной станции служебных квартирных телефонов по перечню должностей, связанных с оперативной работой, и расходы за пользование указанными телефонами в пределах установленных лимитов [6].

Организаций, осуществляющих деятельность внутреннего водного транспорта, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность:

- на оплату стоимости ремонта судового инвентаря для обеспечения членам экипажей судов нормальных условий проживания на судне и исполнения трудовых обязанностей (телевизоры, холодильники, стиральные машины и др.);

- на оплату стоимости проезда работников плавсостава к пункту отстоя судов вне базы и к пункту смены экипажей (команд) судов (при наличии подтверждающих документов);

- на оплату стоимости питания, предоставляемого бесплатно членам экипажей судов внутреннего водного транспорта за время нахождения их в эксплуатации (плавании) в пределах утвержденных норм в соответствии с законодательством;

- на получение санитарной книжки судовым поваром, а также стоимость прохождения им санитарного минимума.

Организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность:

- на питание пассажиров на международных и внутренних авиалиниях, учитываемые в стоимости авиабилетов;

- на питание экипажей гражданских воздушных судов и обслуживающего персонала при нахождении в рейсе в пределах утвержденных норм в соответствии с законодательством;

- по предоставлению пассажирам комнат отдыха, матери и ребенка и (или) мест в гостинице, в т.ч. доставка в гостиницу и на вылет, оплата за питание в случае прерывания воздушной перевозки или вынужденной задержки отправления гражданского воздушного судна;

- на периодические издания и санитарно-гигиенические средства для авиапассажиров на борту гражданского воздушного судна;

- на приобретение полетной, а также технологической документации, связанной с эксплуатацией гражданских воздушных судов;

- связанные с продлением ресурсов гражданских воздушных судов и авиадвигателей в соответствии с законодательством;

- по продлению ресурсов средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи и автоматизированных систем регулирования воздушного движения в соответствии с законодательством;

- на медицинское обследование летного состава, бортпроводников, бортоператоров и инженерно-технического персонала, включаемого в задание на полет, в медицинских учреждениях по направлению врачебной летно-экспертной комиссии;

- на содержание медперсонала, осуществляющего медицинский осмотр работников службы движения до начала работы и экипажа гражданского воздушного судна;

- оплата услуг по получению сертификата организациями, осуществляющими медицинское освидетельствование авиационного персонала гражданской авиации;

- на содержание служебных собак, в т.ч. кормление, инвентарное снаряжение, ветеринарное обслуживание в пределах утвержденных норм в соответствии с законодательством.

Организаций, осуществляющих деятельность прочего сухопутного транспорта (автомобильный, городской электрический транспорт и метрополитен), вспомогательную и дополнительную транспортную деятельность:

- по содержанию (оплате услуг) медперсонала, осуществляющего предрейсовый осмотр водителей автомобилей, городского электрического транспорта, машинистов электропоездов, мотовозов метрополитена и их помощников;

- на доплату за работу на полностью амортизированном подвижном составе;

- на надбавку за классность водителям автомобилей, трамваев, троллейбусов, машинистам электропоездов метрополитена;

- на получение санитарных паспортов на автомобили и санитарных книжек водителями, осуществляющими перевозку продуктов, а также стоимость прохождения ими санитарного минимума.

Кроме того, при осуществлении международных перевозок автомобильным транспортом на:

- оплату стоянки автомобиля в пути следования в целях обеспечения соблюдения режима труда и отдыха, установленного законодательством;

- оплату дорожных, экологических, таможенных сборов на территории других государств;

- оплату мойки транспортных средств;

- оформление в установленном порядке документов на перевозку через Государственную границу Республики Беларусь:

- оплату получения разрешений на проезд по территориям иностранных государств;

- приобретение книжек МДП для перевозки грузов и табличек «ТIR»;

- оформление перевозки опасных грузов, на которую требуется специальное разрешение, а также приобретение опознавательных знаков на перевозку этих грузов;

- оплату прохождения ветеринарного и фитосанитарного контроля перевозимых грузов;

- оплату услуг на объектах погранично-таможенного оформления;

- оплату сопровождения товаров и транспортных средств, в т.ч. находящихся под таможенным контролем;

- оплату эвакуации транспортных средств в случаях аварий и технических неисправностей.

Согласно Типовому плану счетов информация о затратах по оказанию транспортных услуг учитывается на сч. 20 «Основное производство». На сч. 26 «Общехозяйственные расходы» учитываются расходы транспортных организаций общехозяйственного назначения по управлению, не связанные непосредственно с производственным процессом [6].

В случае если учетной политикой транспортной организации предусмотрено отражение выручки от реализации услуг по факту выполнения услуг и предъявления расчетных документов заказчику, себестоимость реализованных услуг, учитываемая на сч. 20 «Основное производство», списывается в дебет сч. 90 «Реализация». При применении организацией метода учета выручки по факту оплаты оказанных услуг себестоимость транспортных услуг, приходящаяся на оказанные услуги, которые приняты заказчиком (с передачей ему расчетных документов), отражается записью по дебету сч. 45 «Товары отгруженные» и кредиту сч. 20 «Основное производство». Со сч. 45 «Товары отгруженные» по мере расчетов заказчиков за оказанные услуги происходит списание фактической себестоимости в дебет сч. 90 «Реализация».

Независимо от метода отражения выручки закрытие сч. 20 «Основное производство» происходит в части себестоимости оказанных услуг, принятых заказчиком. На сч. 20 «Основное производство» на конец месяца может оставаться сальдо в части себестоимости транспортных услуг, исполнение которых начато в текущем месяце, в котором понесены некоторые расходы по данной перевозке, но завершение которых (а также передача заказчику расчетных документов) состоится в следующих месяцах.

При этом надо отметить, что специфика учета затрат в транспортной деятельности заключается в том, что основная часть прямых затрат формируется при завершении оказания транспортной услуги, т.е. при возвращении автомобиля из рейса. Только в этот момент происходит передача в бухгалтерию таких первичных документов, подтверждающих прямые затраты, как путевой лист автомобиля, авансовый отчет водителя.

В сальдо по дебету сч. 20 «Основное производство» могут учитываться затраты по услуге, которая практически оказана: груз доставлен, автомобиль вернулся из рейса, однако заказчик по тем или иным причинам отказывается принять услугу.

Для правильного определения себестоимости реализованных транспортных услуг организация должна обеспечить аналитический учет этих затрат на сч. 20 «Основное производство». Кроме того, достоверный аналитический учет необходим для целей оперативного и управленческого учета и определения эффективности деятельности в разрезе заказов, рейсов, автомобилей и др.

Для этого по указанным направлениям целесообразно организовать аналитический учет прямых расходов, в которые входят прежде всего затраты на содержание конкретного автомобиля, его амортизация, стоимость израсходованных ГСМ, заработная плата и командировочные расходы водителей.

Общехозяйственные расходы, учитываемые на сч. 26 «Общехозяйственные расходы», относятся в дебет сч. 20 «Основное производство» при закрытии месяца в полном объеме (сч. 26 «Общехозяйственные расходы» сальдо на конец месяца не имеет). Общехозяйственные расходы распределяются внутри сч. 20 «Основное производство» пропорционально критерию, утвержденному учетной политикой. Это могут быть выручка от реализации услуг, прямые расходы, заработная плата водителей и др.

Кроме того, согласно Типовому плану счетов общехозяйственные расходы могут закрываться ежемесячно в качестве условно-постоянных напрямую в дебет сч. 90 «Реализация». Это также должно быть отражено в учетной политике организации. Такая методика закрытия сч. 26 «Общехозяйственные расходы» снижает трудоемкость учетной работы в части себестоимости транспортных услуг, однако усложняет определение полной себестоимости отдельной транспортной услуги в целях экономического анализа, оперативного учета и управленческого учета, строящихся на базе бухгалтерского учета [8].

Как отмечалось выше, если транспортная организация отражает выручку по факту оказания услуг, то вся себестоимость оказанных услуг списывается в дебет сч. 90 «Реализация» и принимает участие в определении финансовых результатов, расчете налогооблагаемой прибыли (в части затрат, учитываемых при налогообложении).

Если организация определяет выручку по факту оплаты оказанных заказчику услуг, то затраты, относящиеся к оказанным услугам, списываются в дебет сч. 45 «Товары отгруженные». Списание фактической себестоимости со сч. 45 «Товары отгруженные» в дебет сч. 90 «Реализация» происходит при поступлении оплаты от заказчика.

Учет на сч. 45 «Товары отгруженные» ведется в разрезе заказчиков по фактической себестоимости оказанных услуг. Для определения фактической себестоимости оплаченных заказчиком (реализованных) услуг необходимо справочно по сч. 45 «Товары отгруженные» организовать учет оказанных услуг исходя из отпускных цен на данные услуги согласно расчетным документам, переданным заказчикам. Суть этого расчета состоит в том, что организация определяет долю себестоимости, приходящейся на реализованные услуги, в общей себестоимости за месяц с учетом переходящих остатков, исходя из соотношения оплаченных в общем объеме оказанных услуг.

Следует отметить, что сумма задолженности по сч. 45 «Товары отгруженные» исходя из отпускных цен, учитываемая справочно, показывает фактическую задолженность заказчика за оказанные услуги, т.к. при учете выручки от реализации по факту оплаты такую задолженность на балансовых счетах учитывать не предусмотрено.

Если стоимость транспортных услуг согласно расчетным документам установлена в иностранной валюте, то при проведении указанного расчета целесообразно переводить стоимость оказанных услуг, выраженную в иностранной валюте, в рублевую оценку исходя из курса Национального банка Республики Беларусь на момент каждой реализации части (либо полной стоимости) транспортной услуги, а также на конец месяца в случае если стоимость услуги (либо ее части) заказчиком в текущем месяце не оплачена [8].

Промышленность

В соответствии с установленным порядком нормированию подлежат все виды сырья и материалов, применяемые при производстве продукции и в других производственных процессах.

Нормирование расхода сырья и материалов осуществляется с целью определения его оптимального количества при закупках, необходимого для изготовления продукции заданного качества в установленные сроки, рационального и эффективного их использования.

Процессы нормирования сырья и материалов и процессы закупок являются составными интегрированной системы менеджмента организации и должны отвечать требованиям СТБ ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 26 сентября 2001 г. № 41.

Руководство организации должно определить в системе менеджмента организации политику в области рационального и бережливого использования материальных ресурсов и поставить задачу организации и постоянного совершенствования порядка нормирования материальных ресурсов, а также задачу разработки критериев выбора поставщика и оценки закупленных материальных ресурсов на соответствие действующим нормативным правовым актам и техническим нормативным правовым актам Республики Беларусь.

Ответственность за организацию работ по нормированию и экономному использованию материальных ресурсов в организации возлагается на ее руководителей – директора, технического директора (или главного инженера) и их заместителей.

Организация и постоянное совершенствование порядка нормирования сырья и материалов включают:

- установление исходных данных, необходимых для расчета норм расхода материалов при разработке технологических процессов;

- определение состава документов, устанавливающих технические и научно обоснованные нормативы расхода материалов;

- расчет норм расхода основных и вспомогательных материалов, необходимых для изготовления изделия или реализации процесса, их хранение и корректировку с использованием информационных технологий и электронных носителей;

- разработку матрицы ответственности процесса нормирования сырья и материалов в организации;

- документирование процедур нормирования сырья и материалов;

- создание информационно-справочных баз и банков данных о применяемых материалах, их характеристиках и свойствах;

- разработку, внедрение и поддержание в актуальном состоянии комплексных интегрированных систем учета, движения сырья и материалов с учетом изменения конструкции изделий и технологических процессов;

- организацию и проведение внутренних аудитов процессов нормирования сырья и материалов в рамках системы менеджмента ресурсов с целью повышения их результативности;

- анализ со стороны руководства эффективности процессов нормирования сырья и материалов и определение направлений их совершенствования;

- разработку системы мотивации рационального использования сырья и материалов;

- периодическую оценку технических решений изделий и отработку их на технологичность с целью снижения удельной материалоемкости на основе внедрения безотходных и малоотходных технологических процессов.

Подетальные (пооперационные) нормы разрабатываются на базе нормативов, принятых в организации.

Нормативы являются поэлементными составляющими норм, характеризующими:

- удельный расход сырья или материалов на единицу массы, площади, объема, длины при выполнении производственных процессов (нанесения покрытий, сварки, пайки и т.д.);

- размеры технологических отходов и потерь сырья и материалов по видам производственных процессов.

Нормативы организации разрабатываются службами главного технолога и главного металлурга с привлечением специалистов соответствующих подразделений и цехов и утверждаются техническим директором (или главным инженером) организации [2, с.89].

Отдельные нормативы (по снижению уровня материалоемкости, условного расхода топлива и др.) доводятся до организаций Министерством промышленности Республики Беларусь на основании разработанных социально-экономических прогнозов развития Республики Беларусь, одобренных Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь.

Нормой расхода является максимально допустимое количество сырья, материалов на производство единицы продукции (работы) с заданными конструкторско-технологическими характеристиками и производственными условиями (факторами).

Подетальные (пооперационные) нормы расхода материалов и покупных комплектующих разрабатываются на базе нормативов, конструкторской и технологической документации службой главного технолога с привлечением специалистов соответствующих подразделений и цехов и утверждаются руководителем организации или техническим директором (главным инженером) в сроки согласно графику подготовки производства.

Специфицированные нормы (подетальные, индивидуальные, а также при необходимости групповые) и на их основе потребность материалов на запланированный объем выпускаемой продукции формируютсяна базе подетальных (пооперационных) норм расхода материалов.

В металлургических производствах допускается классификация норм расхода, установленная действующей системой нормирования материальных ресурсов организации.

Нормы подлежат постоянной корректировке в соответствии с конструктивными изменениями и изменениями в технологических процессах. Все текущие изменения в подетальных (пооперационных, поиздельных) нормах проводятся в сроки, устанавливаемые организацией с учетом наличия имеющихся в производстве заделов материалов (деталей), но не превышающие 30 дней с момента внедрения мероприятия в производство.

На увеличение утвержденных подетальных (пооперационных, поиздельных) норм расхода должны быть оформлены технические обоснования, утверждаемые техническим директором или главным инженером организации.

Методическое руководство и координацию работ по нормированию в организациях осуществляет отдел материальных нормативов или другое структурное подразделение, осуществляющее данные функции.

В составе нормы расхода материалов учитываются:

- полезный расход материала;

- технологические отходы, обусловленные установленной технологией производства;

- неизбежные потери материалов.

Состав нормы расхода устанавливается применительно к особенностям производства данного вида продукции (работы) и документируется в системе менеджмента организации.

При разработке нормативов и установлении состава норм расхода в качестве справочных материалов могут быть использованы нормативные документы отраслей промышленности (электронной, радио, электротехнической, тракторо- и сельхозмашиностроительной, автомобильной, приборостроения, черной металлургии и др.), при этом они должны быть проанализированы на соответствие современным условиям производства.

Допускается применение форм документов для нормирования материалов, разработанных головными организациями отраслей промышленности по принадлежности организаций.

Учет технологических отходов должен быть организован наряду с учетом первоначально используемых материалов.

Записи информации о сырье и материалах в технологических документах должны выполняться в соответствии с ГОСТ 3.1129-93 «Единая система технологической документации. Общие правила записи технологической информации в технологических документах на технологические процессы и операции».

Виды технологических документов, предназначенных для отражения данных о вспомогательных материалах при подетальном нормировании материалов на изделие, операцию или процесс, а также при раскрое, приведены в ГОСТ 3.1102-81 «Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов». Допускается применение форм документов внутризаводской унификации.

При оформлении технологических документов на этапах изготовления опытных образцов и при единичном производстве следует руководствоваться ГОСТ 3.1123-84 «Единая система технологической документации. Формы и правила оформления технологических документов, применяемых при нормировании расхода материалов». Допускается применение форм документов внутризаводской унификации.

Туризм

В соответствии с законодательством к особенностям состава затрат в организациях, осуществляющих туристическую деятельность, включаемых в себестоимость туристических услуг, относятся:

- затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажировку работников по иностранному языку в странах, в которые на основе налаженного делового сотрудничества и контактов организуются туры или из которых принимаются туристы;

- затраты, непосредственно связанные с оказанием туристических услуг во время осуществления тура или в связи с ним, а также при проведении экскурсий:

- расходы, обусловленные предоставлением туристам в пути следования чая, кофе, питьевой воды, одноразовой посуды, санитарно-гигиенических средств (бумажные салфетки, моющие средства для рук и т.п.), периодических изданий (газеты, журналы и т.п.), показом видеофильмов;

- оплата получения разрешений на проезд по территориям иностранных государств;

- оплата дорожных, экологических, таможенных сборов на территории других государств;

- оплата стоянки туристических автобусов в пути следования;

- оплата мойки туристических автобусов в пути их следования по маршруту тура.

Кроме того, расходы на оплату услуг сторонних организаций, обусловленных формированием туров, но не использованных для этих целей по причине невостребованности их туристами в полном объеме (при фрахтовании всей или части вместимости транспортного средства у перевозчика, при бронировании мест размещения и проживания туристов и др.), в себестоимость не включаются [6].

Строительство

В себестоимость строительно-монтажных работ включаются:

- расходы на подготовку строительной площадки, по очистке территории строительства;

- в установленном порядке расходы, связанные со строительством, содержанием, ремонтом, разборкой и перемещением временных титульных и нетитульных зданий и сооружений, временных приспособлений вновь построенных и существующих на строительной площадке постоянных зданий и сооружений, восстановлением и ремонтом их по окончании использования за вычетом стоимости возвратных материалов и деталей, оприходованных от их разборки;

- расходы по благоустройству, уборке и очистке территории строительства: вывоз мусора, прокладка тротуаров, дорожек, устройство площадок, мостиков;

- налоги, сборы и другие обязательные отчисления, уплаченные резидентами Республики Беларусь в бюджет и внебюджетные фонды других государств согласно законодательству этих государств, включаемые в состав себестоимости продукции (работ, услуг), при наличии раздельного учета и документального подтверждения факта их уплаты за рубежом.

К расходам, отражаемым на сч. 90 «Прибыли и убытки», относятся налоги, сборы и другие обязательные отчисления, уплаченные резидентами Республики Беларусь в бюджет и внебюджетные фонды других государств, не учтенные в составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), согласно законодательству этих государств, за исключением налогов и сборов, уплачиваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, при наличии раздельного учета и документального подтверждения факта уплаты налогов, сборов и других обязательных отчислений за рубежом [8].

учет себестоимость бухгалтерский отраслевой


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Асейнов С.А., Григорьева Е.М., Тактаров Г.А. Ценообразование. Москва.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2008. - 192 с.

2. Баздникин А.С. Цены и ценообразование. Москва.: Юрайт, 2008. - 332 с.

3. Ильин В.Н., Плотников А.Н. Сметное ценообразование и нормирование в строительстве. Москва.: Альфа-Пресс, 2008. - 288 с.

4. Липсиц И.В. Ценообразование. Москва.: Магистр, 2009. - 527 с.

5. Постановление Министерства экономики, Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 210/161/151, «Об утверждении в основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23.03.2004 № 41 «Об установлении лимита отнесения имущества к отдельным предметам в составе оборотных средств». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

7. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.07.2007 № 114 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

8. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

9. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.12.2006 № 164 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету ценных бумаг» и «Инструкции о порядке раскрытия информации и представления бухгалтерской отчетности о финансовых инструментах». // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Мн., 2010.

10. Шуляк П.Н. Ценообразование. Москва.: Дашков и К, 2009. - 196 с.

 


Теги: Отраслевые особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг)  Контрольная работа  Антикризисный менеджмент
Просмотров: 24342
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Отраслевые особенности формирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Назад