Изучение маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей

Изучение маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей


В условиях рынка образование стало сферой услуг. Предъявляются новые требования к содержанию образования, все чаще говорится о принципах непрерывности и вариативности образования, переходе к профильному обучению, о введении платных образовательных услуг, об изучении интересов и потребностей детей и родителей. Все это делает сегодня актуальным обращение к образовательному маркетингу.

Что же это такое? Термин «маркетинг» введен в обиход нашего общества совсем недавно.

В переводе с английского языка маркетинг означает «обретение рынка». Вообще, маркетинг является многогранным понятием - это отрасль науки, изучающая рынок; практическая деятельность по продвижению продукции на рынке; философия бизнеса; система управления. Но более лаконичное и емкое определение: маркетинг-это теория как подать и как продать товар.

Существует коммерческий и социальный маркетинг. Цель коммерческого - получение прибыли, а цель социального - достижение социального эффекта.

Маркетинг образовательных услуг направлен на удовлетворение потребностей:

Личности - в образовании

Учебного заведения - в развитии и благосостоянии сотрудников

Общества - в развитии личностного и интеллектуального потенциала

Исследования показывают, что предлагать обществу нужно то, что оно желает, а не навязывать то, что уже имеется.

То есть, к сожалению, в образовательных и досуговых программах чаще всего предлагается то, что умеют делать учреждения.

Например, новогодний праздник проводится по программе, подготовленной автором, а не создается сценарий на основе заказа и предложений потребителя, или организуются занятия в кружках, клубах на основе знаний, умений, навыков педагога.

Вот такие формы деятельности сегодня не позволяют учреждению двигаться вперед, а это позволяет утверждать, что система маркетинга не работает.

В чем же сущность маркетинга?



Маркетинговая деятельность предполагает глубокое изучение рынка потребительских услуг, с целью выявления потенциальных угроз и возможностей учреждения.

На 1 этапе - исследование маркетинговой среды, сбор и обработка информации по изучению интересов и потребностей детей и их родителей (фактических потребителей), определение системы их предпочтений, намерений, мотивации. Это изучение макросреды (внешней среды) и микросреды (внутренней среды). Т.е необходимость изучения влияния многих факторов на жизнедеятельность УДО.

Анализ макросреды включает в себя изучение экономической, политической, демографической ситуаций в районе; правовое регулирование и управление; природную среду и ресурсы; социально-культурную сферу общества; инфраструктуру района; а также изучение рынка труда и рыночные факторы, непосредственно влияющие на деятельность УДО; наличие внешкольных учреждений; наличие внешкольных учреждений; развитие системы дополнительного образования в учреждениях общего образования; выявление потенциальных потребителей, определение их предпочтений и намерений; наличие спортивных сооружений, мест досуга детей и молодежи на территории района и т.п.

Анализ микросреды позволяет:

изучить существующие и потенциальные возможности УДО;

выявить сильные и слабые стороны учреждения, его проблемы;

оценить состав и взаимосвязи главных структур учреждения: учебной, хозяйственной, экономической, управленческой.

Получение и анализ информации способствует обновлению и совершенствованию процесса обучения, расширению поля дополнительных образовательных услуг, дает возможность оценить перспективность, целесообразность и необходимость тех или иных программ, форм и методов работы. Наконец, исследование усиливает творческое начало в работе, позволяя быть на уровне тех задач, которые ставит время.

маркетинг образовательная услуга обучение

Используемая литература


.«Маркетинг в учреждении дополнительного образования детей: старт эксперимента» Е.А. Ганаева, Н.Г. Корнева, Н.К. Антюфеева. Журнал «Дополнительное образование» №9 ,2005 с.3

2.«Маркетинг дополнительного образования» А.Н.Музалевская. Журнал «Дополнительное образование» №7, 2005, с.18

.«Изучение маркетинговой среды УДОД» Т.В.Анджапаридзе. Журнал «Дополнительное образование» №7, 2006, с.33

.«Маркетинг образовательных досуговых услуг в системе дополнительного образования детей» Н.И.Гончарова. Журнал «Бюллетень» №4, 2006, с.7


Теги: Изучение маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей  Статья  Маркетинг
Просмотров: 31834
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Изучение маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей
Назад