Совершенствование управления рентабельностью на примере ОАО "Русская механика"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

Факультет «Экономика и управление»


Дисциплина «Финансовый менеджмент»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: « Совершенствование управления рентабельностью

на примере ОАО «Русская механика»


Выполнил: студент группы 26ЭКК5210

Александронец М.С.

Проверил: к.э.н., доцент Дрок Т.Е.


КАЛИНИНГРАД

г

Содержание


Введение

. Теоретические основы управления рентабельностью предприятия

.1 Сущность и понятие рентабельности предприятия

.2 Показатели рентабельности

.3 Цели, задачи и этапы управления рентабельностью предприятия

. Анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО

«Русская механика

.1 Общая характеристика ОАО «Русская механика

.2 Анализ показателей рентабельности ОАО «Русская механика

.3 Факторный анализ рентабельности предприятия

. Основные направления совершенствования управления

рентабельностью в ОАО «Русская механика

.1 Факторы повышения рентабельности предприятия

.2 Практические рекомендации для повышения рентабельности

ОАО «Русская механика

Заключение

Список использованных источников


Введение


Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать экономическое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства [24].

Актуальность выбранной темы работы очевидна, так как для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Целью написания данной работы является изучение совершенствования управления рентабельностью деятельности предприятия на примере предприятия ОАО «Русская механика».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;

рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;

провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Русская механика»;

предложить мероприятия по совершенствованию управления рентабельностью деятельности предприятия на примере ОАО «Русская механика».

Объектом исследования является предприятие ОАО «Русская механика». Предметом исследования являются показатели рентабельности, характеризующие эффективность деятельности предприятия.

Теоретическую базу курсовой работы составляют учебники и учебные пособия по вопросам теории и практики дисциплины «Финансовый менеджмент» и других смежных дисциплин.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе данной курсовой работы рассмотрены теоретические основы изучения уровня и динамики рентабельности предприятия. Были рассмотрены понятие, цели и методы анализа рентабельности деятельности предприятия. управление рентабельность доходность

Во втором разделе курсовой работы проведен анализ рентабельности деятельности предприятия на примере ОАО «Русская механика». Данный анализ проведен по видам деятельности предприятия, а также факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия.

В заключительной главе обозначены мероприятия по совершенствованию управления рентабельностью деятельности предприятия на примере ОАО «Русская механика».


1. Теоретические основы управления рентабельностью предприятия


.1 Сущность и понятия рентабельности предприятия


Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства [3].

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности). Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал. В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [4].

По мнению других авторов, рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности [16].

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса. Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.


.2 Показатели рентабельности


Показатели рентабельности условно можно разделить на три группы:

.Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства;

.Показатели, характеризующие прибыльность продаж;

.Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют определенные показатели финансовых результатов и рентабельности. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые органы заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т.е. рентабельности предприятия, устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия и рентабельности имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления активизации деятельности организации.

Можно выделить следующие основные принципы формирования показателей рентабельности:

использование в числителе показателей прибыли (прибыли от продаж, прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой (нераспределенной) прибыли);

использование в знаменателе того объекта оценки, эффективность использования которого необходимо определить. При этом название показателя рентабельности соответствует названию объекта оценки. Например, показатель рентабельности, в знаменателе которого стоит собственный капитал, будет называться показателем рентабельности собственного капитала. Исключение составляют два показателя - рентабельность продаж и рентабельность продукции;

обеспечение соответствия показателей в числителе и знаменателе. Чем в большей степени объект оценки охватывает деятельность предприятия, тем больше количество факторов, влияющих на прибыль должно учитываться при её выборе. Например, при оценке эффективности основной деятельности используется прибыль от продаж, а при оценке эффективности использования капитала предприятия - прибыль от обычной деятельности или чистая прибыль;

поскольку прибыль - это показатель за период, то и значение объекта оценки (например, основных средств, имущества, капитала и т.д.) должно быть средним за период (среднегодовая стоимость основных средств, средняя за период величина имущества и капитала и т.д.);

все показатели рентабельности выражаются в процентах.

Использование данных принципов позволяет моделировать показатели рентабельности и формировать факторные модели. В своей практической деятельности организации производят расчет нескольких показателей рентабельности:

рентабельности продаж;

рентабельности организации;

рентабельности активов;

рентабельности основного капитала;

рентабельности собственного капитала.

Рентабельность продаж определяется организацией как отношение прибыли к объему реализованной продукции, умноженное на 100%:


Р пр. = П : В x 100%, (1)


где Р пр. - показатель рентабельности продукции (товаров);

П - показатель прибыли от реализации продукции;

В - показатель выручки от реализации продукции (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

Показатель рентабельности продукции находится в прямой зависимости от объема реализуемой продукции, себестоимости этой продукции и полученной в результате этого прибыли. Однако исчисление рентабельности по всей продукции не дает полного представления о рентабельности отдельных изделий организации и об ее резервах.

Если на рентабельность продаж влияют показатели выручки от реализации продукции (товаров) и себестоимость реализованной продукции (товаров), то рентабельность организации зависит не только от этих показателей, но и от процентов к получению и уплате, от доходов от участия в других организациях, операционных и внереализационных доходов и расходов:


Р орг. = П ч. : В x 100%, (2)


где Р орг. - показатель рентабельности организации;

П ч. - чистая прибыль;

Рентабельность капитала определяется в организации как отношение чистой прибыли за отчетный период к стоимости капитала организации на конец отчетного периода, умноженное на 100%. Формула определения рентабельности капитала выглядит следующим образом:


Р к = П ч. : К x 100%, (3)


где Р к - рентабельность капитала;

К - стоимость капитала.

Низкий уровень показателя рентабельности капитала по сравнению с этим показателем у других организаций позволяет сделать вывод о том, что в организации имеет место перевложение капитала в активы или отсутствует спрос на производимую и реализуемую продукцию (товары).

Рентабельность основного капитала определяется организацией как отношение чистой прибыли к основному капиталу, умноженное на 100%:


Р ок. = П ч. : С ок. x 100% , (4)


где Р ок. - рентабельность основного капитала;

П ч. - чистая прибыль;

С ок. - стоимость основного капитала.

При этом чем выше значение указанного показателя, тем эффективнее осуществляется использование основных средств организации. Повышение рентабельности основного капитала при снижении показателя рентабельности активов организации свидетельствует о необоснованном увеличении оборотных средств в результате скопления остатков материально-производственных запасов, готовой продукции и т.д. В этом случае путем проведения дополнительного анализа организация выявляет причины такого положения.

Показатель рентабельности собственного капитала отражает эффективность капитала, инвестированного в организацию за счет собственных источников финансирования. Изменение этого показателя в ряде случаев оказывает непосредственное влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах. Рентабельность собственного капитала определяется по следующей формуле:


Р ск. = П чл. : С ос. x 100%, (5)


где Р ск. - рентабельность собственного капитала;

П чл. - показатель чистой прибыли за ряд лет;

С ос. - средняя стоимость основных средств.

Повышение показателя рентабельности капитала имеет большое значение для улучшения финансового состояния организации [5].


1.3 Цели, задачи и этапы управления рентабельностью предприятия


Управление рентабельностью основывается на том же механизме, что и управлению прибылью. По своей экономической сущности, прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. В свою очередь, управление рентабельностью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.

Целью управления рентабельностью предприятия является определение путей оптимизации величины прибыли как в целом, так и от отдельных видов деятельности. Объектом управления является бухгалтерская прибыль (убыток), представляющая собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [8].

Цикл управления рентабельностью состоит из двух этапов:

.Анализ факторов, влияющих на прибыль и рентабельность.

.Прогнозирование финансовых параметров.

Основная цель анализа рентабельности состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по формированию прибыли, изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

анализ динамики, структуры и структурной динамики прибыли от основной деятельности, от финансово-хозяйственной деятельности, от обычной деятельности, чистой прибыли;

анализ влияния факторов на величину прибыли на каждом этапе ее расчета;

расчет и факторный анализ показателей рентабельности;

анализ влияния изменения прибыли на изменение показателей эффективности деятельности предприятия;

анализ использования прибыли предприятия;

оценка динамики доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников;

анализ выполнения плана по использованию прибыли.

Основным источником информации для анализа рентабельности организации является Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Он построен таким образом, что в нем отдельно отражаются доходы и расходы по различным направлениям деятельности организации.

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного распределения применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй - на повышение результатов производства.

Планирование прибыли и рентабельности - это процесс определения и расчета компанией прибыли на основе имеющегося объема производства и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и других расходов.

Планирование прибыли и рентабельности является составной частью финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам


2. Анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Русская механика»


.1 Общая характеристика ОАО «Русская механика»


«Русская механика» - лидер отечественного снегоходостроения, унаследовавший опыт и традиции, накопленные за 40 лет производства техники. Выпуском снегоходной техники предприятие занимается с 1971 года: тогда здесь был разработан и выпущен первый БУРАН. «Русская механика» сегодня - это производство широкой номенклатуры не только снегоходов, но также и мотовездеходной техники всесезонного цикла эксплуатации.

«Русская механика» - это предприятие полного цикла от конструкторских разработок и серийного производства до предпродажной подготовки, реализации и сервисного обслуживания выпускаемой техники. «Русская механика» - это частное предприятие. Производство расположено в городе Рыбинске Ярославской области. Численность персонала - более 700 человек. В производстве техники задействовано 500 единиц оборудования.

Основными видами деятельности общества являются:

разработка и производство снегоходов и другой высокотехнологичной продукции для активного отдыха;

торгово-закупочная деятельность;

внешнеэкономическая деятельность.

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров.

Общее руководство деятельностью общества осуществляет Совет директоров общества.

Компания располагает современной производственно-технической базой, квалифицированным инженерным и рабочим персоналом. Проектирование и изготовление продукции ведутся с использованием передовых технологий.

Конструкторские подразделения ОАО «Русская механика» используют накопленный опыт и современные IT-технологии, работая в режиме сквозного проектирования на базе системы Solid Works, непрерывно ведут работы по модернизации серийной продукции и созданию новых образцов техники.

Технологи компании используют в своей работе систему TechnologiCS на этапе подготовке производства при проектировании оснастки, которая позволяет обеспечить непрерывную информационную поддержку основных бизнес-процессов предприятия, таких как конструкторско-технологическая подготовка, планирование производства, обеспечение производственных подразделений необходимыми ресурсами, оперативное управление производством, контроль производственного процесса и расходования ресурсов, управление качеством и сопровождение выпущенной продукции.

Компания сотрудничает с известными мировыми производителями комплектующих для снегоходов. В снегоходах «Русской механики» применяются: карбюраторы MIKUNI (Япония), зажигание DUCATI (Италия), лыжи CAMOPLAST (США), поршни KÖNIG (Австрия), ремни RUBENA (Чехия), резинотехнические изделия КОК (Тайвань), детали двигателя и трансмиссии для снегоходов фирмы Yang Fa (Китай), комплектующие для мотовездеходов GAMAX (Тайвань).

Новые, современные принципы построения производства и технологическая модернизация позволяют компании сохранять конкурентную, невысокую цену на свою продукцию не в ущерб качеству техники. Парк программного оборудования компании насчитывает 16 станков с ЧПУ, в их числе - обрабатывающие центры и токарные станки.

Конструкторско-производственная база оснащена единственной в России сертифицированной лабораторией по испытаниям снегоходной техники. Испытательный комплекс также сертифицирован на проведение испытаний практически по всей номенклатуре мотовездеходной техники.

С целью максимального удовлетворения запросов потребителей в компании непрерывно идут работы по модернизации существующих моделей снегоходов - внедряются конструктивные решения, улучшающие их потребительские качества. Одна из основных задач компании - предоставление российскому потребителю качественной и доступной по цене продукции, которая будет эффективно конкурировать по всем параметрам - надежности, техническим характеристикам и потребительским качествам - с импортной техникой. Освоение новых продуктов, расширение ассортимента летней продукции позволяет сбалансировать производственные процессы и финансовые потоки вне зависимости от сезона, что обеспечивает стабильность компании [29].


.2 Анализ показателей рентабельности ОАО «Русская механика»


Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных уровней направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами. Показатели рентабельности используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Поскольку получение прибыли является обязательным условием коммерческой деятельности, а финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяется размером полученной прибыли, анализ финансовых результатов становится весьма актуальным.

Анализ показателей рентабельности будет производиться на основании финансовой отчетности, а именно бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках ОАО «Русская механика».

Для проведения анализа составим таблицу 1, используя данные отчетности предприятия 2013 и 2014 годов из формы № 2 (см. Приложение 2).


Таблица 1 Анализ финансовых результатов ООО «Русская механика»

за 2012-2014 годы

Показатель, руб.2012 г.2013 г.2014 г.Изменение Удельный вес, % 2013/20122014/20132013/20122014/2013Выручка 220436119006972012712- 303664112015-13,85,9Себестоимость продаж178489515336561819127-251239285471-14,118,6Валовая прибыль 419466367041193585-52425-173456-12,5-47,2Коммерческие расходы523095198748886-322-3101-0,6-5,9Прибыль от продаж36715731505445699-52103-269355-14,2-85,5Проценты к получению46813586+767-227+1667,427,9Проценты к уплате433436304975851+1970612802+45,520,3Прочие доходы197229174209293493-23020119284-11,768,48Прочие расходы201345196162341647-5183145485-2,674,17Прибыль (убыток) до налогообложения31974423086522280-88879-208585-27,8-90,3Текущий налог на прибыль688634413610760-24727-33376-35,9-75,6Изменение отложенных налоговых обязательств1278-6101-3998+73772103+577,2-34,47Изменение отложенных налоговых активов-13670-37-206107-151,51,53 Чистая прибыль2520231806987485-71325-173213-28,3-95,86 Анализ финансовых результатов работы предприятия за 2012-2014 годы показал, что в 2013 году имеет место снижение выручки от реализации продукции на 13,8% при падении себестоимости на 14,1%, а в 2014 году небольшой рост на 5,9% при росте себестоимости продаж на 18,6% и, как следствие, снижение валовой прибыли соответственно на 12,5% и 47,2%.

Балансовая прибыль также уменьшилась на 27,8% в 2013 году и на 90,3% в 2014 году по сравнению с предыдущим годом. Здесь оказали влияние такие факторы, как рост процентов к уплате, сокращение прочих доходов.

В связи с увеличением общих затрат предприятия чистая прибыль, остающаяся в распоряжения предприятия сократилась на 28,3% по сравнению с предыдущим годом и составила 180,7 тыс. рублей против 252 тыс. рублей в 2012 году, и на 95,86% в 2014 году против 2013 года.

Проведем анализ сводной таблицы 2 показателей рентабельности ОАО «Русская механика» за 2012-2014 годы.


Таблица 2 Анализ показателей рентабельности ОАО «Русская механика»

ПоказательСпособ расчета2012 г.2013 г.2014 г.Изменение 2013/2012Изменение 2014/2013Рентабельность продаж (маржа прибыли)(стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2)16,66%16,58%7,2%-0,08-9,38Общая рентабельность отчетного периода(стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 2110 Ф2)14,51%12,15%1,11%-2,36-11,04Рентабельность собственного капитала(стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1300 Ф1)47,49%31,39%3,22%-16,1-28,17Рентабельность активов (экономическая рентабельность(стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1600 Ф1)23,9%14,7%1,39%-9,2-13,31Фондорентабельность(стр. 2300 Ф2 x 100 %) / (стр. 1100 Ф1)90,10%54,20%5,55%-35,9-48,65Рентабельность основной деятельности(стр. 2200 Ф2 x 100 %) / (стр. 2120 + 2210 + 2220 Ф2)19,98%19,87%7,81%-0,11-12,06Приведенные данные таблицы показывают, что все показатели рентабельности имеют положительные значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.

Однако в 2014 году произошло резкое падение показателей рентабельности производства. Так, общая рентабельность отчетного периода за 2014 год составила 1,11% против 12,15% за 2013год. Это значит, что в каждом рубле выручки ОАО «Русская механика» содержалось 1,11 копеек прибыли до налогообложения и процентов к уплате против 12,15 копеек прошлого периода, т.е. прибыль с каждого рубля реализованной продукции снизилась на 11,04 копейки.

Рентабельность продаж снизилась по сравнению с прошлым годом, ее значение уменьшилось на 9,38% и составило 7,2%, т.е. предприятие получило 7,2 копеек прибыли с одного рубля продаж.

Рентабельность основной деятельности уменьшилась на конец 2014 года на 12,06% по сравнению с 2013 годом, т.е. прибыль, получаемая с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции, уменьшилась на 12,06 копейки и составила 7,81 копейки. Снижение прибыли на рубль реализованной продукции свидетельствует о резком снижении спроса на продукцию предприятия. Понижение рентабельности продаж и основной деятельности говорит о том, что руководству предприятия следует пересмотреть отпускную цену продукции в сторону увеличения, или пересмотреть в сторону уменьшения расходы, связанные с производством и реализацией продукции, отнесенные на себестоимость.

Рентабельность собственного капитала в отчетном году по сравнению с предыдущим снизилась на 28,17% . Это свидетельствует о неэффективном использовании собственных средств предприятия.

Рентабельность активов, т.е. доходность вложенных средств в имущество предприятия, по сравнению с предыдущим годом снизилась на 13,31% и составила в отчетном году 13,9%. Также наблюдается уменьшение уровня эффективности использования основных средств (фондорентабельность) на 48,65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вследствие повышения стоимости нематериальных активов, основных средств и понижения суммы чистой прибыли. Связано это с тем, что инвестиции в производство требуют времени для их окупаемости, таким образом, фондорентабельность будет расти по мере отдачи от вложений. Также существенное влияние на показатель фондорентабельности оказало и увеличение стоимости доходных вложений в материальные ценности.

Изменения в уровнях рентабельности за различные периоды времени происходят под действием различных факторов, оказывающих влияние, как на числитель, так и на знаменатель расчетной формулы.

Проанализировав рассчитанные показатели рентабельности исследуемого предприятия, следует отметить, что практически все показатели имеют тенденцию к уменьшению, что позволяет сделать вывод об ухудшении эффективности деятельности предприятия. В отчетном году наблюдается снижение чистой прибыли на 173213 руб. или 95,6%.


.3 Факторный анализ рентабельности предприятия


Проведем факторный анализ рентабельности предприятия. Рентабельность продаж (RП) - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:


, (6)


где В - выручка от реализации;

С - себестоимость продукции;

Укр - коммерческие расходы;

Уупр - управленческие расходы.

Для определения того, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, осуществим следующие расчеты.

. Определим влияние изменения выручки от продажи. Так как управленческие расходы в нашем случае отсутствуют, то формула примет вид:


, (7)


где В1 и В0 - отчетная и базисная выручка от реализации;

С1и С0- отчетная и базисная себестоимость продукции;

УКР1 и УКР0 - отчетные и базисные коммерческие расходы.

Отсюда получаем:


=


. Определим влияние изменения себестоимости от продажи:


, (8)

=


Совокупное влияние факторов составляет:


, (9)

Рентабельность продаж отчетного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошедшего года на 9,4%. Большее влияние на изменение рентабельности продаж оказало повышение себестоимости продаж.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в 2014 году деятельность предприятия была менее эффективна по сравнению с предыдущим годом.

С учетом полученных результатов перейдем к разработке мероприятий по улучшению финансового состояния организации, повышению уровня прибыльности и рентабельности.


3. Основные направления совершенствования управления рентабельностью ОАО «Русская механика»


.1 Факторы повышения рентабельности предприятия


Повышение рентабельности выпускаемой продукции является одним из важнейших условий увеличения прибыли предприятия и в связи с этим необходимо путем анализа рентабельности производства выявлять причины увеличения объема нерентабельной продукции, оказавшей отрицательное влияние на результат получения прибыли от реализации выпущенной продукции. На изменение прибыли оказывают влияние две группы факторов: внешние и внутренние.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции; улучшение качества продукции; повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования; компетентность руководства и менеджеров; конкурентоспособность продукции; уровень организации производства и труда и др.; производительность труда; состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внутренние факторы делят на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.

Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через качественные изменения: повышение производительности оборудования и его качества; использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки; ускорение оборачиваемости оборотных средств; повышение квалификации и производительности труда персонала; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции; совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

Внешние факторы: конъюнктура рынка; уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы; нормы амортизационных отчислений; природные условия; государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы - ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.

На каждом предприятии должны предусматриваться мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение выпуска продукции; улучшение качества продукции; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификация производства; расширение рынка продаж; рациональное расходование экономических ресурсов; снижение затрат на производство; повышение производительности труда; ликвидация непроизводственных расходов и потерь; повышение технического уровня производства.

В целях повышения уровня рентабельности реализуемой продукции большое значение имеет учет производимых организацией внепроизводственных расходов. С ростом внепроизводственных расходов происходит снижение рентабельности реализованной продукции. Для повышения уровня рентабельности производства необходимо проанализировать все статьи себестоимости, в целях их возможного сокращения, при условии не снижения качества продукции. В частности, начисления стимулирующего характера по оплате труда должны осуществляться при условии роста производительности труда. Сокращение производимых цеховых, общехозяйственных и прочих расходов является резервом снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности производства [3].

В расчетах влияния на себестоимость продукции основных технико-экономических факторов выделяются следующие группы факторов: повышение технического уровня производства; улучшение организации производства и труда; изменение объема и структуры производимой продукции; отраслевые и прочие факторы. Перечень факторов определяется предприятиями с учетом всех технико-экономических и организационных особенностей отраслевой специфики производства. При определении экономии, обусловленной действиями всех технико-экономических факторов (кроме изменения объема производимой продукции и использования основных средств), учитывается снижение только переменных, прямо пропорциональных объему производства расходов.

В группе повышения технического уровня производства выделяют следующие основные факторы: механизацию и автоматизацию производственных процессов, внедрение передовой технологии и автоматизированных систем управления; модернизацию и улучшение эксплуатации применяемой техники и технологии; изменение конструкции и технических характеристик изделий, повышение качества продукции; внедрение новых видов и замена потребляемых сырья, материалов, топлива, энергии; прочие факторы, обеспечивающие повышение технологического уровня производства.

Управление прибылью и рентабельностью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия [20].

Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов и снижение издержек. Так как, нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать, прежде всего, ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны).


3.2 Практические рекомендации для повышения рентабельности ОАО «Русская механика»


Анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия в 2012-2014 годах показал, что основное влияние на изменение показателей рентабельности предприятия оказало уменьшение величины прибыли, на величину которой, в свою очередь, повлияло снижение потребительского спроса. Для исправления сложившейся ситуаций и в дальнейшем руководству компании необходимо в 2015 году принять меры для повышения эффективности финансово-экономической деятельности предприятия:

. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство.

. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции.

Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения товаров от производителя к потребителю. Естественно, что такой подход требует совершенно иного в управлении качеством товара и организации поставок.

. Повышение материальной заинтересованности работников в результате своего труда. Для достижения таких результатов должна быть постоянная прибыль, высококачественные работы, получаемая благодаря новейшей технике и высококвалифицированным кадрам.

На деятельность предприятий должно большое внимание оказывать гибкое государственное регулирование с использованием экономических рычагов. В странах Запада государство воздействует на них через систему стимулирующих мер. Ускоренная амортизация обеспечивается за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. Этим методом государство регулирует рентабельность в различных секторах экономики. Наиболее быстрая амортизация предусмотрена в передовых отраслях индустрии. Помимо прочего, такая политика подталкивает предприятия к ускоренному обновлению основного капитала, оборудования, выпускаемой продукции.

Руководству предприятия следует принять меры по недопущению дальнейшего ухудшения финансового состояния и выработать мероприятия по более рациональному управлению капиталом предприятия с целью повышения эффективности финансово-экономической деятельности.


Заключение


Управление рентабельностью предприятия - это анализ всех доходов и расходов предприятия и управленческий учет на данном предприятии, а также конечный результат его финансовой деятельности. Основная цель управления рентабельностью организации - это полное обеспечение руководящего состава предприятия всей необходимой аналитической информацией по вопросам затрат и результатов деятельности данного предприятия в целом и его структурных подразделений в отдельности, которая необходима для принятия руководством тактических, оперативных и стратегических управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и
организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

В современных условиях стремительно начала развиваться экономика страны, основными характеристиками которой является наличие здоровой конкуренции, способность быстрого реагирования на постоянные изменения внешней и внутренней среды, необходимость обеспечения эффективной и качественной деятельности предприятия, основным направлением в системе управления деятельностью любого предприятия является управление рентабельностью предприятия. Любая коммерческая организация преследует цель получения прибыли. Однако полученная сумма прибыли еще ничего не говорит об эффективности функционирования предприятия. Важно и то, что для получения данной суммы прибыли, какие ресурсы были задействованы, сколько средств было при этом потрачено, и какой объем работы был выполнен. Сопоставление прибыли с затратами и авансированными вложениями осуществляется с помощью коэффициентов рентабельности. Показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития предприятия, как в целом, так и с различных сторон. Тема управления рентабельностью предприятия всегда актуальна, так как рентабельность имеет большое значение для принятия решений в области инвестирования, планирования, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Управление рентабельностью предприятия - это анализ всех доходов и расходов предприятия и управленческий учет на данном предприятии, а также конечный результат его финансовой деятельности. Основная цель управления рентабельностью организации - это полное обеспечение руководящего состава предприятия всей необходимой аналитической информацией по вопросам затрат и результатов деятельности данного предприятия в целом и его структурных подразделений в отдельности, которая необходима для принятия руководством тактических, оперативных и стратегических управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления [15].

Для исправления сложившейся ситуаций и в дальнейшем руководству компании необходимо в 2014 году принять меры для повышения эффективности финансово-экономической деятельности предприятия.

Поскольку в расчете любого показателя рентабельности принимает участие прибыль, то для повышения рентабельности предприятия нужно:

увеличить объем товарооборота;

изменить структуру товарооборота; - ускорить продвижение товаров в торговую сеть;

улучшить торгово-технологический процесс продажи товаров;

воздействовать на численность и состав работников, а также задействовать систему экономического стимулирования их труда и поднять производительность труда (возможно, придется повлиять на техническую оснащенность рабочих мест);

увеличить сумму оборотных средств;

проверить порядок ценообразования;

поработать с деловой репутацией предприятия;

снизить текущие расходы, или перейти в режим экономии;

улучшить состояние материально-технической базы предприятия;

организовать работу по своевременному взысканию дебиторской задолженности.

Методы управления рентабельностью предприятия вытекают из совокупности показателей, влияющих на ее изменение. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность это относительный показатель. Показатель рентабельности является относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия, то есть характеризует относительную прибыльность этого предприятия. Результаты деятельности предприятия могут быть оценены такими показателями, как объем продаж, затраты и прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятия. Прежде всего, это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства. Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются показатели рентабельности. Таким образом, для грамотного управления рентабельностью предприятия, необходимо управлять показателями, влияющими на ее изменение [15]. И для наиболее правильного и точного управления рентабельностью необходимо оптимизировать все показатели, даже не влияющие на нее напрямую. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что такой показатель как рентабельность помогает оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.


Список использованных источников


1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Под редакцией П.П. Табурчака, В.М. Гумина, М.С. Сапрыкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 352 с.

. Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов - М.: Финансы и статистика, 2011. - 416 с.

. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. - 5-е изд., доп. -М. : Финансы и статистика, 2013. -208 c.

. Банк В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С.В. Банк. - М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011, - 344 с.

. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа [Текст]: учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 222 с.

. Ванхорн, Джеймс, С, Вахович, мл., Джон, М. Основы финансового менеджмента, 13-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2011. - 1232 с.

. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - M.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. -144 с.

. Кальченко О.А. Показатели результативности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности субъектов экономики // Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством».-2014.- № 02(20).

. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. - M.: OOO «ТК Велби», 2010. - 424 с.

. Козлова Е.В. Направления роста прибыли и повышения рентабельности деятельности предприятия, функционирующего в высококонкурентной среде//Вестник Днепропетровского университета. Серия: Экономика.-2015. - №1/2015.

. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, и др. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 672 с.

. Крутин Ю.В. Оценка финансовой устойчивости промышленного предприятия // Вестник удмуртского университета. - 2013. - №2.

. А.С. Кукушкина. Бухгалтерская (финансовая) отчетность - основы анализа финансового состояния организации

. Лапуста, М.Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебник / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина, Л. Г. Скамай. - М.: Инфра-М, 2010. - 575 c.

.Подъяблонская Л.М. Финансовая устойчивость и оценка несостоятельности предприятий /Л.М. Подъяблонская//Финансы. - 2013. - №12. - С. 18 - 20.

. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник /С.М. Пястолов. - М.: Академический Проект, 2011. - 576 с.

.Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. -511 с.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2010.- 479с.

. Саяхова Э.В. Анализ затрат предприятия / Саяхова Э.В., Заманова Р.А. // «Экономика и социум» No2(11), 2014. ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ Россия, г. Уфа

. Старкова Н. А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие /РГАТА им. П. А. Соловьева.- Рыбинск, 2012. - 174 с.

. Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / И.О. Черкасова. - СПб.: Нева, 2011. - 192 с.

. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 415 с.

. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебник /А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 456 с.

. Экономический анализ/под ред. О.Н. Соколовой. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.

. Алтухова М. В. Пример анализа прибыльности и рентабельности. [электронный ресурс]: Справочник экономиста. 2013. № 1. URL: #"justify">. Бузаева Н.А. Анализ прибыльности и рентабельности предприятия.[электронный ресурс]// Научно-исследовательские публикации. 2014. № 4 (8) URL:://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pribylnosti-i-rentabelnosti-predpriyatiya

27. Ильминская С.А. Оценка стоимости предприятия в системе финансового менеджмента предприятия: [электронный ресурс]// Финансовый менеджмент № 1, - 2011г. URL: #"justify">. ОАО «Русская механика»: [электронный ресурс]// URL:#"justify">. Подлевских И. Пути повышения рентабельности: семь проверенных способов, как увеличить прибыль.// Генеральный директор. 2014. № 5 URL:

#"justify">30. Ульянкин А.В. Влияние факторов инновационной активности на рентабельность предприятия: [электронный ресурс]// Креативная экономика, 2013. № 9. URL:http://www.creativeconomy.ru/mag_ce/archive/28937/


Теги: Совершенствование управления рентабельностью на примере ОАО "Русская механика"  Курсовая работа (теория)  Менеджмент
Просмотров: 19456
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Совершенствование управления рентабельностью на примере ОАО "Русская механика"
Назад