Системы управления

Введение


Исследование систем управления является важнейшим фактором научного подхода по совершенствованию управления. Каждый менеджер должен владеть современными приемами и методами исследования систем управления, это и определило актуальность выбора темы курсовой работы «Классификация и характеристика видов исследования систем управления».

Целью курсовой работы является исследование классификаций и характеристик основных видов исследования систем управления.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

·изучить сущность исследования систем управления;

·дать характеристику основных видов исследования систем управления;

·подробно изучить классификацию видов исследования систем управления.

В разработке долгосрочных мероприятий по совершенствованию организации, ее структуры, методов и моделей управления заключена суть системы управления, и ее исследование должно осуществляться на основе системного похода. Тогда выводы, полученные в результате такого исследования, станут реальной основой для возможной реорганизации существующей системы управления.


1. Виды исследования систем управления. их классификация


.1 Определение понятий исследования систем управления

управление стратегический менеджмент

В сравнении с анализом, проектированием или диагностикой такой вид деятельности, как исследования имеет более глубокое содержание и включает в себя более широкий набор методов.

К методам исследования относятся: наблюдение, оценка, проведение экспериментов, классификация, построение показателей, и многое другое.

Процедура исследования включает в себя анализ, но не сводится к нему. Оно представляет собой более высокий уровень творчества человека.

Понимание исследования как закономерного и естественного элемента профессиональной деятельности неуклонно ведет к развитию профессионализма в различных областях деятельности и ее практической эффективности. Исследовательская работа должна все больше становиться одной из основных функций современного менеджера и занимать все больше его рабочего времени.

В основе фундаментальных исследований лежит познание новых законов и закономерностей, при этом возможность практического использования их результатов в ближайшем будущем не является самоцелью. А вот прикладные исследования как раз и проводятся в целях использования достижений фундаментальных исследований и техники для решения определённых практических проблем и задач и включают в себя работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Целесообразно предположить, что для существующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для тех, что создаются изначально - проектирование и внедрение.

Наибольшее количество исследований системы управления можно отнести к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут иметь и эмпирическую и теоретическую направленность. В случае эмпирической направленности результаты исследования получаются при помощи различного рода наблюдений и экспериментов. В случае теоретической направленности через познание явлений, происходящих в системе управления. Выявление характеристик элементов исследуемой системы управления основывается в этом случае на использовании неких абстрактных объектов.

Как правило, исследования системы управления имеют теоретико-эмпирическую направленность. Они направлены на выявление фактического состояния систем, подсистем и элементов, определяют тенденции развития важнейших причинно-следственных связей. Результатом исследований можно считать разработку и реализацию мероприятий по усовершенствованию системы управления.

Комплексное исследование предусматривает изучение совокупности свойств управленческих элементов в их взаимодействии. Практически всеми исследователями комплексное исследование признаётся более прогрессивным. При организации и проведении любого исследования необходимо учитывать целый комплекс характеристик.

Научное исследование - это субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом (учёным, исследователем, группой, коллективом).

Методологическими положениями исследования являются научные, обоснованно сформулированные утверждения о принципах, методах, способах и формах исследовательской работы. Дадим основные определения, относящиеся к исследованию системы управления.

Метод - система правил и приёмов изучения явления, способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо.

Путь исследования - совокупность приёмов, операций теоретического или практического исследования действительности, т.е. способ достижения цели.

Методы исследования - это совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.

Анализ - всесторонний разбор, рассмотрение; метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо, как правило, является составной частью любого исследования.

Анализ, как функция управления, представляет собой относительно обособленный вид управленческой деятельности, включает в себя творческое изучение, систематизацию, обобщение и оценку информации о структуре, общих и специфический свойствах рассматриваемого объекта. Как правило, это осуществляется с целью определения проблем, а так целесообразных путей развития и совершенствования.

Целью исследования можно назвать новый, желаемый, исследовательский результат, который отражает состояние объекта исследования, выраженный качественно или количественно. В этом случае необходимо учитывать сроки его достижения и количество необходимых ресурсов.

Стратегия исследования - общий план правил и направлений ведения исследовательской работы для достижения конкретных целей познавательной деятельности.


1.2 Понятие классификации и виды исследований систем управления


Возьмем в качестве классификационного признака метод исследования. В этом случае исследования можно классифицировать следующим образом:

·по виду исследования бывают: теоретические, экспериментальные и теоретико-экспериментальные исследования;

·по стадиям исследования: поисковые, научно-исследовательские и опытно-промышленные разработки;

·по месту проведения: лабораторные и промышленные;

·по виду исследуемого объекта: натурные и модельные;

·по подходу к объекту исследования: локальные и комплексные;

·по сфере использования результатов: фундаментальные и прикладные.

Познание новых законов и закономерностей является важнейшей задачей фундаментальных исследований. Такие исследования проводятся, как правило, безотносительно к возможности практического использования их результатов в ближайшем будущем. Использование достижений фундаментальных исследований и техники для решения определённых практических проблем и задач является целью прикладных исследований, поэтому прикладные исследования включают в себя в том числе работы по реализации полученных в ходе исследования результатов.

Исследования, безусловно, отличаются друг от друга. Чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности исследование необходимо видеть и понимать это разнообразие. Матрица типологического анализа позволяет упорядочить всю совокупность различных типов исследований. Она представляет собой дихотомическое (связанное, соотносящееся по значению) представление различных типов исследований, которые выделены по различным критериям. Критерии, в свою очередь, отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели проводимого исследования можно выделить практические (прикладного характера) и научно-практические (образовательные). Есть исследования, которые предназначены для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, а есть исследования, которые ориентированы на перспективу (обновление знаний, повышение образовательного уровня).

Можно строить исследования, основываясь на научном анализе, научной методологии, а можно проводить исследования эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший результат.

Типы исследований классифицируются следующим образом:

·по использованию ресурсов: ресурсоёмкие и незначительные по ресурсоёмкости;

·по времени: продолжительные и непродолжительные;

·по информационному обеспечению: исследование основывается на внутренней информации или с привлечением обширной внешней информации;

·по степени организованности и участия персонала: индивидуальные и коллективные;

Так же исследования могут быть спонтанные или специально организованные.


2. Виды исследования систем управления и их характеристика


.1 Структуризация видов исследования систем управления


От того, насколько верно выбраны и использованы методы проведения исследования, зависит эффективность исследования систем управления.

Рациональное применение методов исследования способствует получению достоверных и полных результатов исследования возможных проблем предприятия (организации). Знания, опыт и интуиция специалистов, задействованных в проведении исследования, определяют выбор методов исследования и их интеграцию.

Всю совокупность методов ИСУ можно представить в виде трех больших групп:

·методы формализованного представления систем управления;

·методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

·частные методы исследования.

К первой группе относятся все методы исследования, основанные на использовании математических, экономико-математических методов, а так же и моделей исследования систем управления. Среди методов формализованного представления систем управления можно выделить такие классы как:

·аналитические (методы классической математики: интегральное, вариационное и дифференциальное исчисления, методы поиска экстремумов функций, методы математического программирования, теории игр и т.д.);

·статистические (методы, включающие теоретические разделы математики: математическую статистику, теорию вероятностей, а так же направления прикладной математики, использующие стохастические представления: теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

·теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (эти методы включают в себя разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

·графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа графиков, диаграмм, гистограмм и т.д.).

Из всех перечисленных в настоящее время наибольшее распространение в экономике и менеджменте получили статистические методы и математическое программирование.

Привлекательность методов математического программирования для решения формализованных задач управления, принятия экономических решений разного рода на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, которые явно отличают эти методы от методов классической математики.

С помощью статистических методов на основе выборочного исследования получают статистические закономерности и распространяют их на проявление системы в целом. Такой подход полезен при таких ситуациях, как организация ремонта здания (оборудования), определение степени его износа, настройка и испытание дорогостоящих приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений.

Развитие средств автоматизации привело к росту внимания к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств ускоряет разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования сложных технических устройств и комплексов, а так же языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах.

Для удобства выбора из многообразия применяемых методов формализованного представления систем управления, в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации.

Ко второй группе методов ИСУ относятся методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов и экспертов. В основу этих методов легло использование субъективного опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации. Эта группа включает такие методы, как метод «мозговой атаки» (или - КГИ - коллективной генерации идей»), метод экспертных оценок, методы «Дельфи», метод типа «Сценариев» и типа «Дерева целей», метод синектики, морфологические методы и некоторые другие.

К третьей группе относятся частные методы. К группе частных методов прежде всего относится эксперимент или наблюдение.

Наблюдение - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном (специально организованном) эксперименте. Наблюдение непосредственно или опосредованно связано восприятием и отражает объективные связи и отношения изучаемого объекта.

Познавательные возможности метода наблюдения субъективны, результат исследования зависит от характера и интенсивности чувственного восприятия объекта наблюдения, условий наблюдения, качества измерений.

Этапы метода наблюдения:

·регистрация информации;

·классификация научных фактов (новизна зафиксированных фактов, объем информации, особенности свойств и связей);

·сравнение результатов наблюдения с тем, что известно в науке.

На основе реализации метода наблюдения могут быть сформулированы догадки, а затем и рабочие гипотезы.

Наблюдение наиболее элементарный метод, использующийся, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. Это - активный познавательный процесс, основанный на работе органов чувств человека и его прикладную деятельность.

Основной целью наблюдения в исследовании систем управления является проверка той или иной гипотезы или теории, и эта цель существенно влияет на ход исследования. Исследователь не только регистрирует наблюдаемые факты, но и сознательно осуществляет отбор тех из них, в которые либо подтверждают, либо опровергают, его идеи.

Наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.

Наблюдение как средство познания естественной среды дает первичную информацию о мире.

Эксперимент - это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в искусственные условия, которые способствуют обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений объектов. Эксперимент проводится так же в целях проверки истинности теории в отношении этих свойств, связей, отношений. В ходе эксперимента происходит вмешательство в естественные условия деятельности объекта исследований или воспроизведение определенных сторон объектов и явлений в искусственных условиях с цепью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Эксперимент является базой для развития всех отраслей научного анализа. Существует три основные сферы для:

·естественных и технических наук: лабораторный эксперимент;

·прикладных наук: производственный эксперимент;

·управленческих и экономических наук, психологии, социологии социальный: эксперимент.

Являясь важным элементом практики, эксперимент выступает как основа формирования гипотез и теорий и как критерий истинности теоретических знаний. Вместе с тем теория в обязательном порядке выступает как определяющая сторона эксперимента. Все познавательные операции эксперимента исходят из гипотез, теорий.

Перечислим некоторые из них:

·определение целей эксперимента, обоснование условий, которые способствовали бы наиболее полному и всестороннему проявлению свойств, отношений, связей системы и ее компонентов;

·разработка систем показателей, измерителей, ориентиров (для производственных и социальных экспериментов), технических средств и устройств (для технических экспериментов);

·планирование эксперимента;

·наблюдение, измерение, фиксирование обнаруженных свойств, отношений, связей, тенденций развития; статистическая обработка результатов эксперимента;

·контроль эксперимента;

·предварительная классификация и сравнение статистических данных о результатах эксперимента;

·интерпретация (истолкование) результатов эксперимента.

Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведения эксперимента и целей его.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

·в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;

·эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

·важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Характерная особенность эксперимента как специального метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь здесь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Он может осуществить такое вмешательство путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменить условия, в которых происходит этот процесс. И в том и в другом случае результаты испытания точно фиксируются и контролируются.

Классификации эксперимента обширны и позволяют выделить следующие его типы:

·проверочный эксперимент служит для эмпирической проверки той или иной гипотезы или теории;

·поисковые эксперименты служат для сбора необходимой для построения или уточнения некоторой догадки или предположения эмпирической информации;

·мысленный эксперимент - это экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу «а что если…». Его эффективность зависит от соотношения объема и структуры знаний человека, их достаточной концентрации, индивидуальных способностей к творческой деятельности, овладения методологией мысленного экспериментирования. Знания могут давать новые знания. Конечно, до определенного предела и в определенных условиях. В этом суть и значение мысленного эксперимента;

·реальный эксперимент - объектом изучения служит реально существующий предмет или процесс;

·модельный эксперимент проводится на специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции. Сегодня чаще всего используются модели, представленные в компьютерном варианте. Но модельное экспериментирование ограничено возможностями модели, ее совершенством. Ведь не исключено, что модель может «скрывать» многие проблемы реальности, отражать лишь уровень знаний ее создателей и тем самым ограничивать возможности получения новых знаний, решения неизвестных проблем;

·качественные эксперименты проводятся с целью выявления действия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними.

·количественный эксперимент проводится с целью точного измерения всех существенных факторов, влияющих на поведение исследуемого объекта или ход процесса. Проведение такого эксперимента требует использования значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры, а результаты измерений нуждаются в более или менее сложной математической обработке.

Эксперимент - важнейший элемент деятельности менеджера, роль которого особенно возрастает в условиях переходной экономики. Эксперимент, в отличие от наблюдения, является активным методом исследования систем управления.

Проведение экспериментов предполагает:

·планирование и разработку программы (последовательности) экспериментов;

·проектирование экспериментов, включая проектирование имитационных обстановок, систем измерения и сбора, а также обработки информации;

·проведение экспериментов;

·обработку и анализ результатов экспериментов;

·разработку рекомендаций и усовершенствований по результатам экспериментов.

При исследовании систем управления нужно:

·проводить эксперименты и испытания;

·исследовать правильность выбора и разработки методов планирования и управления испытаниями.

До тех пор, пока эксперименты были простыми как с теоретической точки зрения, так и в техническом воплощении, проектирование объектов испытаний и планирование экспериментов осуществлялось эвристически.

Развитие экономики, науки и техники, усложнение объектов и целей экспериментальных исследований привели к удорожанию и росту затрат и росту опасности последствий экспериментов. Некомпетентность персонала при планировании, проведении, обработке и анализе результатов испытаний или неразумное стремление снизить расходы на экспериментальную отработку товара могут породить гораздо больший ущерб, чем экономию, подорвать маркетинговую стратегию фирмы.

В связи с усложнением объектов и ростом масштабов возможных последствий экспериментов представляется необходимым проектировать сам эксперимент.

В процессе исследования систем управления эксперименты могут проводиться в следующем порядке: мысленный эксперимент (верификация экспертом), математическое моделирование, полунатурное моделирование (часть объекта представлена реальными физическими элементами, а другая - их математическими моделями), натурные испытания реальных объектов.

При разработке сложных инновационных товаров (или услуг), до момента выведения их на рынок, на различных этапах разработки в некоторой последовательности могут проводиться соответствующие типы экспериментов:

·на этапе научно-исследовательской работы проводят мысленные эксперименты; разработку компоновки подсистем в составе товара, математическое моделирование выполнения функций, макетирование (приближенное физическое моделирование) наиболее новых и важных технических решений конструкции;

·на этапе чертежа проводят мысленные эксперименты, математическое моделирование работы подсистем, элементов; разработку чертежей; лабораторные испытания элементов и блоков товара;

·на этапе технического проекта разрабатывают чертежи на товар, проводят полунатурное моделирование работы товара в лабораторных условиях;

·на этапе опытно-конструкторских образцов испытаниям подвергаются натурные образцы товара в естественных (натурных) условиях.

Может ставиться задача проектирования объектов испытаний таким образом, чтобы минимизировать затраты времени и средств, учитывать различные сроки создания элементов и блоков. В интересах этого можно разрабатывать некоторую последовательность все усложняющихся объектов испытаний.

При проведении последовательности все усложняющихся испытаний нужно уделить внимание обеспечению сравнимости результатов испытаний на различных этапах разработки. В противном случае часть информации будет потеряна, а эффективность затрат на испытания снижается.

Комплексирование - увеличение числа реализуемых в одном эксперименте функций товара - может позволить:

·сократить число экспериментов в программе испытаний, а следовательно, снизить затраты на испытания и разработку товара в целом;

·проверить переходные режимы, что, в принципе, невозможно сделать при неизменной внешней технической обстановке испытаний;

·повысить безопасность экспериментов.

·система управление исследование моделирование

2.2 Характеристика основных видов исследования систем


Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:

·при совершенствовании системы управления действующей организации;

·при разработке системы управления вновь создающейся организации;

·при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

·при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.

Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.

Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характеризуются как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления научной и практической деятельности:

·результаты деятельности не соответствуют поставленным целям;

·ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях;

·в ходе практической деятельности обнаруживаются факты и данные практического опыта, не укладывающиеся в рамках существующих теоретических представлений;

·одна из новых частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или с другими областями знаний в пределах данной отрасли науки.

Проблема, включая в свое содержание достигнутый уровень знаний, опираясь на них, в то же время выражает их недостаточность, необходимость движения вперед (а иногда - указывает и основные направления преодоления этой недостаточности, пути получения нового знания).

После выбора и формулировки проблемы для исследования, следующим этапом работы исследователя является оценка существующей теории разрешения проблемной ситуации для обоснования актуальности исследований.

Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время.

Объект исследования - это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. По своему содержанию понятие «предмет исследования» значительно уже понятия «объект исследования».

Выбор предмета исследования:

·ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;

·очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрации исследовательского процесса.

Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:

·организационные, экономические (материальные) отношения;

·отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;

·система понятий, категорий, накопленных знаний.

Из предмета исследования вытекают его цели и задачи.

Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Четкой постановкой целей исследования достигается:

·одновременная формулировка проблемы и гипотез о возможных решениях ее, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования;

·определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;

·регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования.

Цели исследования конкретизируются и развиваются в задачах исследования.

·Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

·Вторая - с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

·Третья - со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверкой.

·Четвертая-с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Важную роль в исследованиях систем управления играет гипотеза.

Гипотеза:

·Предположение о существовании явлений, о причинах их возникновения и характере развития.

·Процесс мысли, заключающийся в определенных предположениях, и его доказательство.

·Теория, в которой идея обоснована только до уровня предположения значительной степени вероятности.

Научная гипотеза определяется как обоснованное и доказанное предположение либо о непосредственно не наблюдаемом факте, ли6o о закономерном порядке, объясняющем какую-либо совокупность явлений.

Необходимость возникновения гипотез детерминирована прогрессом науки - открытием новых данных, которые не охватываются имеющимся объяснением фактов, относящихся к той же самой группе.

С этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, опирающегося сперва только на ограниченное количество фактов и наблюдений. Гипотеза - форма развития теории.

Схема возникновения и становления гипотезы следующая.

Специфическими признаками гипотезы являются:

·Адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки - противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены).

·Принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики).

·Полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим - уже известным, но не объясненным в других областях исследования.

·Простота.

·Достоверность.

Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. В этих целях изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

Гипотезы бывают:

а)описательные (предполагается существование какого-либо явления).

б)объяснительные (вскрывающие причины явления).

в)описательно-объяснительные.

К гипотезе предъявляются определенные требования:

·она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

·в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

·при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

·требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.

Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным.

При этом формальными признаками качественной гипотезы являются:

а)адекватность ответа вопросу (иногда исследователи формулируют проблему в одном определенном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);

б)правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

в)проверяемость.

Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения эмпирического исследования.

Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшем предметом исследования.

·Это вероятностное знание.

·Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).

·Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.

·Это знание содержит качественно новые моменты по сравнению с имеющимися.

·Это принципиально проверяемое знание с указанием на способ проверки.

Основные процедуры построения гипотез:

·выдвижение гипотез;

·формулировка (разработка) гипотез;

·проверка гипотез.

Выдвижение гипотез. Выдвижение гипотез есть основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании, которое выступает средством поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в конкретных условиях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.

В исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.

Решения очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза.

Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе - к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.

Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование:

·когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний;

·когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания.

Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический потенциал экономических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, «самовыдвижение» исследовательской мысли и т.п.

В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Цель выдвижения гипотез:

а)сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;

б)обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Требования к выдвижению гипотезы:

·Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна: преемственной с предшествующим знанием; не противоречить фактам науки; оспариваться могут положения и выводы.

·Выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью.

·Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию.

·Выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования.

·Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.

Отвечающие данным требованием гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

Формулировка гипотез. Объяснительная функция гипотезы обуславливает ее формулировку в виде утверждающих и обобщающих суждений. В силу того, что проблема заключает в себе поиск желаемого результата (цель), а гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то проблема - цель - гипотеза должны иметь общие понятия и высказывания о ситуации, подлежащей объяснению.

Поисковая функция гипотезы обуславливает априорные представления исследователя, которые требуют строгой теоретической системы, опирающейся на научно-информационную базу, имеющуюся в данной сфере. Допускается принимать их, в свою очередь, как теоретические знания, достаточные для того, чтобы давать логически связанные объяснения, строить новые выводы, не обращаясь после каждого шага гипотетического мышления к эмпирическому материалу. Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных, не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если исследователь опирается на любые мыслительные предположения.

В процессе формулировки гипотетических утверждений и обобщений необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы собранные в последующем данные обеспечивали эмпирическую проверку гипотез.

Выдвинутые, сформулированные, отобранные и сгруппированные гипотезы включают проблемные вопросы для дальнейшей исследовательской работы, связанной с превращением вероятности разрешения проблемной ситуации в уверенность или опровержение.

От исследователя построение гипотез требует:

·эрудиции и теоретической подготовки;

·умения думать;

·обладания практической сметкой и здравым смыслом;

·умения догадываться (воображения, интуиции).

Проверка гипотез. Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию и ее разрешения.

Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

Говоря о роли исследований в современном менеджменте, нельзя не отметить, что само управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Исследовательский процесс способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.


Заключение


В процессе написания курсовой работы по теме «Классификация и характеристика видов исследования систем управления» мною были изучены теоретические аспекты различных методов исследования систем управления. Основное внимание уделялось таким вопросам, как классификация методов исследования систем управления, определение сущности этих методов и их значение для исследования системы управления конкретной организации. Так же в курсовой работе дано понятие информационных потоков и информационных моделях.

Эффективность исследования системы управления конкретного предприятия зависит, прежде всего, от количества исследуемых его основных параметров и практикуемых методов.

Входе исследования автором было изучено шесть классификационных видов исследования систем управления.

1.По виду исследования:

·Теоретические;

·Экспериментальные;

·Теоретико-экспериментальные исследования.

2.По стадиям исследования:

·Поисковые;

·Научно-исследовательские;

·Опытно-промышленные разработки.

3.По месту проведения:

·Лабораторные;

·Промышленные.

4.По виду исследуемого объекта:

·Натурные;

·Модельные.

5.По подходу к объекту исследования:

·Локальные;

·Комплексные.

6.По сфере использования результатов:

·Фундаментальные;

·Прикладные.

В реалиях сегодняшнего дня современный менеджер обязан не менее 40% рабочего времени и своих усилий направлять на исследовательскую деятельность. Сегодня усложняются условия управления, как и сам человек в своих социально-психологических характеристиках, соответственно, простых управленческих решений не может быть. Нельзя принимать решения, опираясь только на жизненный опыт, интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Для принятия правильных стратегических и тактических управленческих решений необходимо научное исследование проблем, ситуаций, условий, факторов эффективности деятельности организации и ее персонала, необходим обоснованный выбор правильных решений из всего растущего многообразия и количества их вариантов.

Соответственно, исследование систем управления является не только функцией современного менеджмента, но и определяет стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала. В деятельности менеджера, проводимые им исследования, означают научность и искусство управления.

При проведении в организации различных рационализаций, модернизаций и совершенствований управление должно испытывать влияние исследовательского подхода для принятия тех или иных решений Необходимо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. В этом заключается специфика характера исследуемых проблем и методов их изучения для дальнейшего использования полученных результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.д. Так же могут исследоваться комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как свое личное, так и внимание персонала предприятия, является особым искусством управления.

Современный менеджер не обязан быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности. Современный менеджер должен уметь организовать проводимое исследование в целях поиска дополнительных ресурсов повышения эффективности управления на конкретном предприятии.

Таким образом, исследование сегодня выступает как одна из основных функций управления. Оно несет системный подход к управлению, обеспечивающий более высокое качество управленческих решений и является средством совершенствования управления. В современном менеджменте исследование является главным фактором повышения эффективности управления, а, как следствие, главным фактором успеха.


Список использованной литературы


1.Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: 2012

2.Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. - Московская область: Крылья 2012.

.Голубков Е.П. Менеджмент. М.: 2012.

.Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010

.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010

.Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. - М.: ДЕКА 2013.

.Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для ВУЗов. - М.: ГУ ВШЕ, 2012

.Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

.Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.


Теги: Системы управления  Курсовая работа (теория)  Менеджмент
Просмотров: 12310
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Системы управления
Назад