Системный подход в управлении

Введение


Управление в обществе как вид деятельности уже давно существует в обществе в форме синтеза науки и искусства, причем удельный вес научных знаний постоянно возрастает. Изучение научных основ управления персоналом необходимо каждому менеджеру вне зависимости от того, на каком уровне управления и в какой сфере он работает. И руководство огромным предприятием, и руководство небольшим отделом, и управление финансами, и управление маркетингом - все это есть не что иное, как управление людьми, персоналом, занятым данной деятельностью.

Исследование систем управления позволяет менеджеру творчески подойти к своей работе, осуществить научный подход к управлению во всех его проявлениях. На основе системного подхода к рассмотрению характеристик организационных структур анализируются основные направления влияния новых методов и средств управления на систему принятия решений.

Специалистам в области менеджмента, в силу спецификации их деятельности, необходимо быть ознакомленными со всеми возможными методами поиска новых форм организации управления. Этим и подтверждается актуальность работы.

Цель работы - повысить эффективность деятельности фирмы «Вега».

Задачи работы:

изучение теоретического материала,

исследование деятельности предприятия с выявлением проблемной ситуации,

построение проблемного поля,

предложения вариантов решения проблем.

Методологическая база работы представлена такими авторами, как Голубков Е.П., Кричевский А.И. и др.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


1. Теоретические основы системного подхода в управлении


.1 Понятие системного подхода

управление менеджер организационный

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. Однозначного понятия системы не существует. В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность, некоторое единство.

Изучение объектов и явлений как систем вызвало формирование нового подхода в науке - системного подхода. Системный подход - это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Определение понятия «система». В настоящее время нет единства в определении понятия «система». В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система - это элементы и связи (отношения) между ними. Например, основоположник теории систем Людвиг фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих элементов или как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой. А. Холл определяет систему как множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками. Ведутся дискуссии, какой термин- «отношение» или «связь» - лучше употреблять.

Позднее в определениях системы появляется понятие цели. Так, в «Философском словаре» система определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой определенным образом и образующих некоторое целостное единство».

В последнее время в определение понятия системы наряду с элементами, связями и их свойствами и целями начинают включать наблюдателя, хотя впервые на необходимость учета взаимодействия между исследователем и изучаемой системой указал один из основоположников кибернетики У. Р. Эшби

М. Масарович и Я. Такахара в книге «Общая теория систем» считают, что система - «формальная взаимосвязь между наблюдаемыми признаками и свойствами».

В качестве «рабочего» определения понятия системы в литературе по теории систем часто рассматривается следующее:

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

Система - есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.

Система - социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).

Система - гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.

Система - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).

Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают систему или организацию.

Система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность [3, c. 82].

В нашем случае предприятие можно рассматривать как определенную большую систему, основными элементами которой (а значит и объектами организационного управления) выступают: производство; маркетинг и сбыт; финансы; информация; персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством, от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов.

Таким образом, системный подход - это подход к исследованию объекта (автомобилестроительного завода) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта [6, c. 81].

Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его думать о потоках информации, проходящих через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля. Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления [2, c. 75].

Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще не выполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метол к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое - к частичному решению проблем.


1.2 Особенности системы управления организацией


Управление - это процесс распределения и движения указанных выше видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ [9, c. 89].

Система управления должна отвечать современным рыночным условиям:

-обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро изменять ассортимент изделий (услуг);

-быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершено новых видов контроля, организации и разделения труда;

учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений.

учитывать изменение структуры издержек производства;

принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды.

Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые обеспечивают осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяется управляемая и управляемые части.

Часть деловой организации, реализующая функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и представляет собой управляющую систему, обеспечивающую в рамках организации выполнение ряда специфических функций. На сегодня одним из основных принципов построения любых систем является иерархия. В современной теории организации понятие «иерархия» применяется, в основном, для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управление организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение [7, c. 115].

Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей.


2. Анализ проблемной ситуации и разработка вариантов решения


.1 Анализ проблемной ситуации и построение проблемного поля


Компания «Вега» - одна из молодых компаний, но за этот недолгий срок был пройден путь от небольшого производства, выпускающего несколько видов мебели, до современного, оснащенного новым оборудованием, предприятия.

Таким образом, видом деятельности предприятия ООО «Вега» является производство встроенной мебели.

Главный герой - директор ООО «Вега».

Основные стейкхолдеры:

Андрей - сотрудник компании, специалист широкого профиля.

Виталий - молодой сотрудник компании, перспективный.

Александр Иванович - работник, проработавший на производстве мебели 30 лет.

Цели и ценности главного героя:

сохранить постоянного клиента и репутацию фирмы,

выполнение заказа и получение прибыли,

избежать нарушений и сбоев производственного процесса.

Ресурсы главного героя:

кадровые

финансовые

срочный заказ


.2 Предложение вариантов решения проблемы


Построение дерева целей представляет собой один из методов системного анализа и основан на применении метода структуризации, т.е. на расчленении исследуемой проблемы на составные элементы с возможной последующей численной оценкой их относительной важности. Одна из главных задач построения дерева целей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов (подцелей) на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчинённость между ними (качественный аспект) [3].

Другая задача - последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня (количественный аспект).

Общими правилами построения дерева целей являются [17]:

-Соподчинённость, т.е. элементы нижнего уровня подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию.

-Сопоставимость, т.е. на каждом уровне рассматриваются подцели, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные в результате детализации по одному принципу.

-Полнота, т.е. дерево на каждом уровне включает все элементы.

-Определённость, т.е. формулировка целей позволяет оценить степень их достижения в количественной или порядковой форме.

-Возможность внесения корректировок.

Если речь идёт о построении полного дерева целей, то на его первом уровне детализация производится исходя из принципа охвата всех сторон деятельности исследуемого объекта. Но чаще дерево целей строится для решения одной конкретной проблемы. В этом случае структурируется только эта сторона деятельности, а другие аспекты могут учитываться в выбранной системе критериев.

Метод построения дерева целей может быть применён к рассматриваемой проблемной ситуации. Для её решения необходимо достичь цели «повысить прибыльность предприятия». Эта общая цель может быть разбита на ряд подцелей, достижение которых обеспечивает реализацию первой, следовательно, в данной ситуации возможно применение метода структуризации.

При построении дерева целей будем основываться на предметном принципе структуризации целей и использовать метод переформулирования проблем в цели.

Наиболее распространенными из анкетных методов являются ранжирование и нормирование. В своей работе мы будем использовать для получения экспертной оценки метод ранжирования, т.к. он является наиболее распространенным и легким в использовании.

При этом последовательность расчетов будет следующая [11]:

-опрос экспертов и формирование матрицы опроса;

-расчет матрицы преобразованных рангов;

-определение коэффициентов относительной важности.

Такая форма получения эмпирической информации для дальнейшего анализа, как экспертный опрос, используется в связи с тем, что нельзя при определении столь важного параметра, как Ков критериев, использовать мнение лишь одного человека. Использование оценок, приведенных различными людьми, позволит снять фактор субъективности при принятии решения [13]. Экспертам будет предложено присвоить каждому критерию значение от 1 до 2, соответствующее степени его важности для выбора альтернатив (для целей первого уровня) и от 0 до 4 (для целей второго).

В качестве экспертов выступали директор предприятия, бухгалтер, сторонние приглашенные эксперты (4 человека)

Рассчитаем КОВ для подцелей первого и второго уровней


Матрица опроса экспертовЭкспертыРанг экспертов для подцелей1.1. Увеличение выручки1.2. Снижение себестоимости121222312412521612Матрица преобразованных ранговЭкспертыРанг экспертов для подцелей1.1. Увеличение выручки1.2. Снижение себестоимости101200310410501610Сумма32КОВ0,60,4Матрица опроса экспертовЭкспертыРанг экспертов для подцелей2.1.2.2.2.3.2.4.142212233133142444115212362131Матрица преобразованных ранговЭкспертыРанг экспертов для подцелей2.1.2.2.2.3.2.4.132202311232301430305132263312Сумма151297КОВ0,350,280,200,16

При методе ранжирования эксперт должен присвоить числовой ранг каждому из приведенных в анкете факторов. Ранг, равный единице, приписывается наиболее важному, фактору, а ранг, равный двум, присваивается следующему по важности фактору и т.д.

Так, в матрицах опроса экспертами были проранжирована важность реализации целей и подцелей. Число рангов при этом равно количеству оцениваемых подцелей.

Например, для подцелей первого уровня их - 2, для второго - уже 4.

При обработке матриц опроса переходят к преобразованным рангам по формуле [10]:

=amax-aij (2.1)


Например, если эксперт 1 присвоил ранг 2 первой подцели, то в матрице преобразованных рангов этой подцели будет соответствовать 0.

При расчете всех значений матриц опроса, они преобразуются в матрицы преобразованных рангов, для каждого столбца которой определяется сумма [14]:


(2.2)


Например, для подцелей первого уровня сумма первого столбца будет:

å = 0+0+1+1+0+1 = 3

Сумма первого столбца будет:

å = 1+0+0+1+0 =2

Для подцелей второго уровня сумма первого столбца будет:

å = 3+3+2+3+1+3 = 15

å = 2+.+3+0+3+3 = 12

å = 2+1+0+3+2+1 = 9

å = 0+2+1+0+2+2 = 7

При определении коэффициентов относительной важности необходимо суммы всех столбцов сложить.

Коэффициенты относительной важности для подцелей первого уровня составят:

å = 3+2 = 5

А после этого сумму каждого столбца разделить на общую сумму.

Для первого столбца подцелей первого уровня КОВ составит:

КОВ = 3/5 = 0,6

Для второго столбца подцелей первого уровня КОВ составит:

КОВ = 2/5 = 0,4

Коэффициенты относительной важности для подцелей второго уровня составят:

å = 15+12+9+7 = 43

А после этого сумму каждого столбца разделить на общую сумму. Для первого столбца КОВ составит:

КОВ = 15/43 = 0,35

Для второго столбца КОВ составит:

КОВ = 12/43 = 0,28

Для третьего столбца КОВ составит:

КОВ = 9/43 = 0,20

Для четвертого столбца КОВ составит:

КОВ = 7/43 = 0,16

Таким образом, были рассчитаны коэффициенты относительной важности для подцелей первого и второго уровней.

Построив дерево целей, получаем поле сложных проблем, решение которых приведет нас к достижению поставленной главной цели - повышению рождаемости. Однако, каждая проблема нижнего уровня дерева целей, имеет значительное количество вариантов решения. Чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант, используется метод построения дерева решений [8].

При помощи дерева решений структурируется поле вариантов решения поставленных проблем. Причем эти варианты становятся все более конкретными по мере ветвления дерева вниз по уровням. Свойством дерева решений является то, что при его построении используется логика «ИЛИ», т.е. он состоит из альтернативных вариантов решения проблемы, из которых мы выбираем оптимальный. Для выявления оптимального решения используются методы количественной оценки альтернатив решения проблемы.

Таким образом, были разработаны мероприятия для каждой цели нижнего уровня.

В качестве критериев для оценки мероприятий по решению проблемы выполнение срочного заказа в срок предприятия ООО «Вега» будут выступать: финансовые затраты на мероприятие, полученный результат, затраты времени на подготовку и реализацию мероприятия. В таблице 2.1 приведена группировка мероприятий дерева решений в семейства.


Таблица 2.1 - Семейства мероприятий дерева решений

Номер подцелиНомер семействаКоды вершин деревьев мероприятий2.1.12.1., 3.1., 3.2.23.1., 4.1., 4.2.33.2., 4.3., 4.4.2.2.42.2., 3.3., 3.4.53.3., 4.5., 4.6.63.4., 4.7., 4.8.2.3.72.3, 3.5., 3.6.83.5., 4.9., 4.1093.6., 4.11., 4.122.4.102.4., 3.7., 3.8.113.7., 4.13., 4.14.123.8., 4.15., 4.16.

При расчете коэффициентов относительной важности семейств используются те же формулы, что и при расчете коэффициентов относительной важности дерева целей.

Таблица 2.2 - Матрица опроса экспертов (семейство 1)

КритерииРанги экспертов 123456финансовые затраты на мероприятие232223полученный результат343342затраты времени на подготовку и реализацию мероприятия231322

Таблица 2.3 - Матрица преобразованных рангов (семейство 1)

КритерииРанги экспертов СуммаКОВ123456финансовые затраты на мероприятие212221100,38полученный результат10110250,19затраты времени на подготовку и реализацию мероприятия213122110,42

Таблица 2.4 - Матрица опроса экспертов (семейство 2)

КритерииРанги экспертов 123456финансовые затраты на мероприятие232213полученный результат323322затраты времени на подготовку и реализацию мероприятия434432

Таблица 2.5 - Матрица преобразованных рангов (семейство 2)

КритерииРанги экспертов СуммаКОВ123456финансовые затраты на мероприятие212231110,46полученный результат12112290,38затраты времени на подготовку и реализацию мероприятия01001240,17

Аналогично рассчитываются коэффициенты относительной важности критериев для семейств 3-12 дерева решений. В таблице 2.6 приведена сводная таблица КОВ критериев для семейств дерева решений.


Таблица 2.6 - Сводная таблица КОВ критериев для семейств дерева решений

КритерийЗначения КОВ для семейств123456789101112финансовые затраты на мероприятие0,380,460,250,110,220,340,380,350,420,110,110,11полученный результат0,190,380,380,350,080,060,190,110,090,350,080,12затраты времени на подготовку и реализацию мероприятия0,420,170,180,420,350,180,420,120,140,420,350,42

Таким образом, как видно из таблицы 2.6, при оценке семейств дерева решений для подцели «1» наибольший вес имеют критерии оценки: полученный результат, т.е. повышение доходности предприятия, а также финансовые затраты на ее организацию.

При оценке семейств дерева решений для подцели «2» наибольший вес имеют критерии оценки: финансовые затраты, в также затраты на подготовку и реализацию мероприятий.

При оценке семейств дерева решений для подцели «3» наибольший вес имеют критерии оценки: финансовые затраты на внедрение системы экономии материальных затрат, развитие, а также затраты времени. При оценке семейств дерева решений для подцели «4» наибольший вес имеют критерии оценки: полученный результат, а также затраты времени.

Рассмотрим далее эффективность мероприятий в деревьях целей. Определение эффективных мероприятий в дереве решений для подцели 2.1. приведена ниже.


Таблица 2.7 - Матрица опроса предпочтения альтернатив по критерию «Финансовые затраты на мероприятие»

ЭкспертыРанги альтернатив3.1.3.2.112221312421512612

Таблица 2.8 - Матрица преобразованных рангов и расчет удельных весов

ЭкспертыРанги альтернатив3.1.3.2.110201310401510610Сумма42Веса альтернатив0,670,33

Таблица 2.9 - Матрица опроса предпочтения альтернатив по критерию «Полученный результат»

ЭкспертыРанги альтернатив3.1.3.2.112212321422512621

Таблица 2.10 - Матрица преобразованных рангов и расчет удельных весов

ЭкспертыРанги альтернатив3.1.3.2.110210301400510601Сумма34Веса альтернатив0,430,57

Таблица 2.11 - Матрица опроса предпочтения альтернатив по критерию «Затраты времени на подготовку и реализацию мероприятия»

ЭкспертыРанги альтернатив3.1.3.2.112222311421512611

Таблица 2.12 - Матрица преобразованных рангов и расчет удельных весов

ЭкспертыРанги альтернатив3.1.3.2.110200311401510611Сумма43Веса альтернатив0,570,43

Далее составим сводную таблицу для определения коэффициентов относительной важности решений, таблица 2.13.


Таблица 2.13 - Сводная таблица определения КОВ решений

КритерииКОВ критерияВеса альтернативРасчет КОВ решений3.1.3.2.3.1.3.2.Финансовые затраты0,380,670,330,250,13Затраты времени0,190,430,570,080,11Результативность0,420,570,430,240,18КОВ решений0,580,41

Таким образом, в результате экспертного оценивания разрешения проблемной ситуации в ООО «Вега» были выбраны наиболее значимые для организации мероприятия. В качестве критериев оценки выступали: финансовые затраты, затраты времени, полученный результат.

По мнению экспертов, лучшим вариантом выполнения срочного заказа в срок будет использование гибкого графика работы для надежного работника Андрея.


Заключение


Система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.

Системный подход - это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, исходя из общего предназначения объекта.

Свойства систем сводятся к следующим:

Внешней целостности

Внутренней целостности

Иерархичности

Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые обеспечивают осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяется управляемая и управляемые части.

На сегодня одним из основных принципов построения любых систем является иерархия. В современной теории организации понятие «иерархия» применяется, в основном, для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управление организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.


Список литературы


1.Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 472с.

2.Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Фирма Гардарика, 2011. - 337с.

3.Коротков Э.М. Исследование систем управления. - Москва: «ДеКа», 2012. - 574с.

.Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Системные основы: С.-Петербург: «МиМ», 2010. - 321с.

.Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник для вузов. - Москва: «Экзамен», 2013. - 319с.

.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. -312 с.

.Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. - М.: ДЕЛО, 2010.- 376с.

.Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. - Казань, 2011. -440 с.

.Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М: ИНФРА - М, 2013. -638 с.

. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. - Москва: «ИНФРА-М», 2010. - 118с.


Теги: Системный подход в управлении  Курсовая работа (теория)  Менеджмент
Просмотров: 29473
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Системный подход в управлении
Назад