Карьер по добыче щебня


Карьер по добыче щебня


1. Описание предприятия и сферы деятельности


1.1 Описание концепции предприятия


В рамках данного проекта рассматривается одна концепция развития предприятия - предприятие по добыче и оптовой поставке щебня предприятиям, производящим строительные материалы, строительным организациям и ТОО «Тенгизшевройл». Основная цель данного проекта - рост объемов добычи щебня путем увеличения производственных мощностей. Данная концепция предполагает закупку дополнительных единиц техники, объем закупок подробно представлен в главе Инвестиционный план. Добыча щебня будет производиться в карьере, расположенном на земельном участке, площадью 12,52 гектаров, находящемся в собственности предприятия.

Вид деятельности по добыче полезных ископаемых предполагает получение лицензии, но в рамках данного проекта предполагается использование лицензии существующего предприятия, на базе которого планируется реализовывать проект.


1.2 Описание продукции


Продукция, продаваемая предприятием - щебень и бутовый камень, добываемые в карьере. Для того чтобы определить основных потребителей продукции компании, необходимо привести характеристику продукции.

Щебень - это продукт, производимый путем дробления твердой скальной породы с последующим разделением на фракции. Так же щебень можно добывать в карьере путем просеивания породы. Для получения щебня применяют различные горные породы, самой распространенной и широко применяемой является гранит. Щебень также может быть получен при дроблении валунов и гравия. Щебень - это нерудный строительный материал, который используется встроительстве в естественном виде, без выделения из них минералов. Основными свойствами щебня из природных каменных материалов являются: 1. прочность; 2. морозостойкость; 3. лещадность; 4. истинная, средняя и насыпная плотности; 5. водопоглощение и водонасыщение; 6. зерновой состав и форма зерен; 7. активность естественных радионуклидов (радиоактивность). Щебень оценивают по качеству его фракций, образующиеся в результате просеивания щебня - финальной стадии его изготовления. Чем меньше фракция щебня, тем он является дороже в связи с тем, что было затрачено больше работ на его дробление.

Гравийный щебень - щебень, получаемый путем просеивания карьерной породы или путем дробления природной каменной скалы. Гравийный щебень - это один из самых необходимых строительных материалов. Применяется при строительстве автодорог, тротуаров и подъездных участков. Гравийный щебень используется в различных качествах: 1. как заполнитель для бетона и ЖБИ 2. для устройства покрытий и оснований дорожек и площадок 3. используется как балластный слой железнодорожного пути и т.д. Гравийный щебень делится по своему размеру на следующие фракции: 5-10, 5-20, 10-20, 20-40, 0-40, 40-70 мм. Другие фракции щебня встречаются значительно реже.

Готовая продукция ТОО «Мугалжар Нефтестрой» - щебень.


1.3 Потребители продукции


Исходя из приведенных выше характеристик производимой предприятием продукции, формируется список потребителей щебня: 1. производителя цемента, бетона; 2. строительные компании, специализирующие на строительстве жилых и нежилых помещений; 3. строительные компании, специализирующиеся на строительстве и ремонте дорог и дорожных покрытий.

1.4 Стратегия развития бизнеса


В рамках данного проекта предполагается рост объемов добычи существующего предприятия до 1 200 000 куб. м. щебня к 2021 году. Компания является юридическим лицом и действует на основании Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет. Компания имеет все необходимые лицензии и разрешения для ведения данного вида деятельности. Цель реализации проекта: рост объемов добычи, получение максимальной прибыли посредством развития производственной базы.


Добытые и планируемые объемы добычи


В настоящее время предприятие находится на этапе роста и расширения. В рамках развития предприятие предполагает запуск нового инвестиционного проекта, что характеризуется большими затратами на оборудование и иные капитальные затраты, также в этот период очень велики затраты на рекламу предприятия, привлечение внимания потенциальных потребителей. На следующем этапе начинают увеличиваться затраты на текущую деятельность и сводятся к минимуму капитальные затраты, коммерческие расходы достаточно велики, но они направлены на привлечение клиентов, анализ рынка и завоевание определенной доли рынка. Предприятие, также как человек, проходит несколько этапов развития: · Создание предприятия, его становление; · Закупка оборудования; · Запуск оборудования в эксплуатацию; · Заключение договоров с клиентами и поставщиками. · Стадия зрелости или оптимального функционирования; · Рост и расширение деятельности; · Минимизация затрат предприятия; · Достижение высоких показателей качества производимой продукции; · Поиск и привлечение новых клиентов;


2. Организации бизнеса, формы участия в нем, совета директоров, схемы


2.1 Описание существующего предприятия


ТОО «Мугалжар Нефтестрой» работает на рынке добычи нерудных строительных материалов со второго полугодия 2010 года. Специализация предприятия - добыча и переработка нерудных строительных материалов. Запас твердых полезных ископаемых на 04.04.2013 г. - 30 млн. м³.

Для переработки горной массы и производства строительного щебня ТОО «Мугалжар Нефтестрой» использует дробильно-сортировочный комплекс китайско-английской компании DUOLlNG-WATSON МACHINERY Ltd», для отгрузки готовой продукции имеется собственный железнодорожный путь с фронтом погрузки рассчитанным на 25 вагонов. Также имеется электролиния мощностью 35кВ протяженностью 1.5 км. Для осуществления перевозки и погрузочных работ имеется соответствующий парк грузовых автомашин. экскаваторов и погрузчиков, в том числе:

-5 автомашин марки HOWО грузоподъемностью 40 тн

-1 автомашина марки HOWO 25 тн

-3 экскаватора марки С А T 3361) 1. CAT320DL. и Komatsu750PC

-4 not рузчика марки ZL-50G

-1 бульдозер Т-130

Имеется административно-бытовой корпус, в стадии строительства находится второй административно-бытовой корпус, для питания рабочих и ИТР имеется столовая.

Для хранения и ремонта автотранспортной и погрузочной техники имеется гараж и мастерская.

ТОО «Мугалжар Нефтестрой» производит щебень следующих фракций:

которые прошли лабораторные испытания и сертификацию и соответствует ГОСТу 1284-2004 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ».

Щебень 05 (отсев)

Щебень 510 мм

Щебень 520 мм тн

Щебень 1020 мм тн

Щебень 2040 мм тн

Щебень 040 мм тн

Щебень 4070 мм тн

Бутовый камень 20250 мм

Анализ местоположения предприятия Адрес местоположения предприятия: месторождения «Берчегурское - 4» Шалкарского района Актюбинской области. Преимущество местоположения состоит в расположении карьера возле железнодорожной ветки, таким образом ведется беспрепятственная погрузка продукции для реализации в другие области и страны. Карьер находится в 250 км. От обласного центра г. Актобе и в 4 км. от ближайшей железнодорожной станции Бершогыр.


3. Маркетинговый анализ


3.1 Анализ казахстанского рынка нерудных строительных материалов

строительный щебень потребитель организационный

На сегодняшний день, казахстанский рынок нерудных строительных материалов динамично развивается как в количественном, так и в стоимостном выражении. На открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан пятого созыва (02.09.2013 г.) Глава Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил что приоритетом процесса законотворчества должно оставаться правовое обеспечение стабильного экономического роста. «Я неоднократно говорил, что ждать скорого наступления эры всеобщей экономической стабильности беспечно. Вероятность новых глобальных кризисов не уменьшается. Нестабильность цен на экспортную продукцию и сырье - это долговременная тенденция. Уповать только лишь на внешнее кредитование не разумно. Поэтому важно максимально задействовать все внутренние возможности и источники развития.» Президент Казахстана в качестве важнейшей задачи определил также принятие изменений в Закон «О недрах и недропользовании», чтобы кардинально упростить систему предоставления прав на разведку и предотвратить практику непродуктивной спекуляции месторождениями.

Нарастающими темпами в Западном регионе Казахстана идет капитальное строительство, объем строительных инвестиций, освоенный хозяйствующими субъектами западных областей за 2000 год, составил более 131,3 млрд. тенге, из них на долю строительно - монтажных работ приходится 38% от общего объема, что составляет 49,8 млрд. тенге.

Имеющийся производственный потенциал отрасли сегодня используется менее чем наполовину. Во многом это определяется низким техническим уровнем производства и качеством выпускаемой продукции. С другой стороны, при наличии собственных производств по некоторым строительным материалам соответствующего стандартам качества, иностранные инвесторы и отечественные заказчики, проектные и строительно - монтажные организации зачастую практикуют применение аналогичных строительных материалов и изделий импортного производства, что также не способствует развитию отечественного производства.

В результате всего этого только в 2000 году в Западный Казахстан было завезено строительных материалов на сумму примерно 13 млрд. тенге или свыше 90 млн. долларов США.

Техническое перевооружение и строительство за счет собственных средств предприятий осуществляется в основном в сфере малого предпринимательства и в рамках небольших производств. В последние годы в западных областях Казахстана появились производства по выпуску керамической плитки, пластмассовых труб, металлочерепицы, столярных изделий из древесины и пластика, сухих смесей и другой продукции. Однако, доля созданных новых производств в строительной базе региона незначительна, номенклатура и объем производимой ими продукции недостаточна для того, чтобы внести перелом в области обеспечения основных потребностей региона в строительных материалах и ограничения импорта.

Реализация более крупных проектов строительства и реконструкции предприятий тормозится нехваткой собственных средств. Оценивая перспективу развития промышленности стройматериалов, нельзя не упомянуть о территориальных особенностях размещения производительных сил. Расположение и протяженность основных магистралей, высокие транспортные тарифы на перевозку и энергоресурсы увеличивают цену поставляемых строительных материалов из восточных и центральных регионов и тем самым снижают их конкурентоспособность. Данная проблема требует проведения сбалансированной и рациональной экономической политики, включая рациональное размещение производственных мощностей. Перспективы долгосрочного развития Западного Казахстана, стабильный приток и рост инвестиций в капитальное строительство в данном регионе и образование на Западе республики крупного рынка строительной продукции определяют приоритетность развития промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в регионе. Основной задачей для региона на ближайшие годы является привлечение прямых отечественных, иностранных инвестиций и займов для организации производства качественных строительных материалов, изделий и конструкций за счет освоения новых технологий и передовой техники, способных обеспечить в основном внутренний рынок, способствовать сокращению импорта, созданию экспортных возможностей и открытию новых рабочих мест.


.2 Анализ современного состояния промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Западном регионе Казахстана


В свое время в регионе существовала сеть производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, которые размещались исходя из ведомственных интересов с учетом существовавшей союзной кооперации.

Основу промышленности стройматериалов и строй индустрии Актюбинской, Атырауской, Западно - Казахстанской и Мангистауской областей в 1992 году составляли 319 производственных предприятий. В основном они выпускали кирпичи строительные, железобетонные изделия и конструкции, а также имелись предприятия по добыче и переработке природного песка, щебня, гипса, извести, мела и природного облицовочного камня и так далее. Однако основные фонды существовавших предприятий региона по выпуску стройматериалов не обновлялись и оказались морально и физически устаревшими. Вследствие процессов приватизации, нехватки или отсутствия средств и навыков управления в условиях рынка у собственников, а также из-за резкого сокращения инвестиций на развитие производственной базы строительного комплекса, замедлились структурные и технические преобразования действующих производств. Отставание технического перевооружения обусловило недостаточное качество строительных материалов, их низкую конкурентоспособность с импортными материалами, в результате чего для многих предприятий стали характерными простой, банкротство и ликвидация.

В настоящее время данный регион в полном объеме импортирует такую продукцию, как строительное стекло, цемент, облицовочный кирпич, покрытия для полов (линолеум, ламинат, паркет), краски, теплоизоляционные материалы, конструкции из металла и алюминиевых профилей, изделия из полимеров и так далее из-за отсутствия или приостановления их производства.

Нарастающий импорт строительных материалов привел к спаду производства отечественной строительной продукции и снижению использования производственных мощностей предприятий до 10 - 25%, что стало следствием уменьшения объемов производства строительной продукции в Западном регионе Казахстана. В 2000 году объемы выпуска продукции, производство которых ранее существовало в регионе, составили по абсолютной величине и в процентах к объемам производства в 1991 году по:

природному песку - 220,5 тыс. куб. м или 17,6%;

нерудным материалам - 1951 тыс. куб. м или 44%;

кирпичу силикатному - 16 млн. усл. шт. или 13%;

конструкциям сборным из железобетона - 38,3 тыс. куб. м или 7,3%;

кирпичу строительному - 5 млн. усл. шт. или 2,1%;

извести - 83 тыс. тонн или 87,3%;

краскам - 10 тонн или 0,3%.

Тем не менее тот факт, что по ряду позиций материальной базы строительного комплекса в 1998 году спад производства прекратился, а по некоторым из них наметился рост свидетельствует о том, что часть предприятий отрасли начинает адаптироваться к условиям рынка. Так, индекс роста объемов производства строительной продукции в 1-м квартале 2001 года по отношению к соответствующему периоду 2000 года составил по: нерудным материалам - 252%, природным пескам - 535%, керамическим плиткам - 167%, кирпичу строительному - 104%, сборным конструкциям из железобетона - 594%, кирпичу силикатному - 220% и так далее. Указанный аспект свидетельствует о нарастающей потребности региона в строительных материалах, изделиях и конструкциях.


.3 Импорт и потребность в строительных материалах, изделиях и конструкциях в Западном регионе Казахстана за 2000 год


В настоящее время отечественный рынок заполнен зарубежной продукцией, то есть регионы республики практически стали рынками сбыта для стран - экспортеров строительной продукции. Этот процесс особенно характерен для рассматриваемого региона. Объем импорта строительных материалов в 2000 году по западным областям составил в стоимостном выражении 90,2 млн. долл. США, что соответствует 49,8% от общего объема импорта по республике.

Наибольшие объемы импорта строительных материалов в 2000 году приходятся на Западно - Казахстанскую (41 млн. долл. США) и Атыраускую (31 млн. долл. США) области, далее следуют Мангистауская (11 млн. долл. США) и Актюбинская (7,2 млн. долл. США) области.

Анализ структуры импорта строительных материалов и изделий показывает, что по удельному весу в стоимостном выражении среди импортируемых материалов лидируют металлоконструкции из черного металла (34,3 млн. долл. США), трубы и фитинги из полимеров (11,9 млн. долл. США), цемент (4,6 млн. долл. США), краски (3,2 млн. долл. США), минеральная вата (2,2 млн. долл. США), кирпичи и черепица керамические (4,4 млн. долл. США), изделия из бетона (4,7 млн. долл. США) и другие.


.4 Проблемы развития производства


Анализ состояния предприятий промышленности строительных материалов показывает, что проблемы развития промышленности и повышения конкурентоспособности продукции неразрывно связаны с общими проблемами развития экономики страны и имеют отраслевые специфические особенности.

К главным проблемам можно отнести:

отсутствие оборотных средств и накоплений у предприятий для модернизации и технического перевооружения производств;

ограниченность доступа к финансовым ресурсам из-за высокой степени риска финансирования производства строительных материалов;

территориальные диспропорции в размещении производственных сил промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;

высокие тарифы на энергоресурсы и транспортировку сырья;

недостаточное стимулирование инвестиций для развития импортозамещающих и экспортоориентированных производств;

неразвитость внутригосударственной производственной кооперации;


4. Финансовый план


Описание методологии расчетов. Для оценки финансовой эффективности проекта разработчики пользуются определенной системой показателей, рассчитанных за определенный период работы проекта. Финансовый план проекта составлен на перспективу четырех лет с начала эксплуатации, исходя из среднеотраслевого периода окупаемости долгосрочных вложений. Выбранная нами система показателей является международной и универсальной для оценки всех типов инвестиционных проектов. Она также рекомендована для оценки инвестиционных проектов, проводимых Всемирным Банком (World Bank) во всем мире. Финансовый анализ проекта необходим для оценки финансовой эффективности вложений денежных средств в проект. Необходимо убедиться, что вложение средств в проект является более выгодным, чем альтернативные варианты использования этихсредств. Простейшими альтернативами можно считать следующие:

Расчет точки безубыточности.

Срок окупаемости: Продолжительность периода от момента приведения до момента окупаемости.

Накопленное сальдо от производственной деятельности: Доход от продажи продукции за вычетом текущих расходов. Здесь в расчет не берутся капитальные затраты и возможный доход от продажи оборудования по остаточнойстоимости.


.1 План доходов


Объем продаж

В нижеследуещей таблице приведены данные о среднем объеме продаж предприятия на данный момент.


Список производимой продукцииЦена, тгЩебень тенге за тонну1500Вес щебня в 1 вагоне, тонн60Количество вагонов в день, ед25Итого в день, тенге2 250 000Итого в месяц, тенге67 500 000Итого в год, тенге810 000 000

Средний объем продаж щебня в день на данный момент составляет 25 вагонов в день, что в стоимостном выражении составляет 2 250 000 тг. В итоге в месяц поставки составляют около 750 вагонов, что в стоимостном выражении составляет 67 500 000 тг.

В данной таблице приведены данные о планируемом объеме продаж после покупки предприятия с учетом объема реализации по действующему контракту с ТОО «Тенгизшевройл».


Список производимой продукцииЦена, тгЩебень тенге за тонну1500Вес щебня в 1 вагоне, тонн60Количество вагонов в день, ед50Итого в день, тенге4 500 000Итого в месяц, тенге135 000 000Итого в год, тенге1 620 000 000

Из данной таблицы видно как повысится объем продаж при покупке предприятия, соответственно возрастают и чистые прибыли фактически в 2 раза по сравнению с расчетами за прошлые года.

В следующей таблице приведены данные о прибылях и убытках предприятия на настоящий момент и планируемые данные (без учета контрактов ТОО «Батыстрансэкспресс»).

Расчет точки безубыточности

Точка безубыточности - это такой объём продукции, при реализации которого выручка от реализации покрывает совокупные затраты компании. В этой точке выручка не позволяет организации получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Данные для расчета взяты за 2011 год из таблицы данных ТЭО хозяйственной деятельности ТОО «Муголжар Нефтестрой»


Объем реализации, тенге231 920 0002. Объем добычи, кубов260 0003. Цена реализации, тенге8924. Переменные затраты, тенге127 400 0005. Переменные затраты на весь объем производства в год, тенге165 939 6206. Повременная заработная плата (с начислениями) тенге22 830 0008. Амортизация основных средств в год, тенге5 000 000Расчет точки безубыточности1. Исходные данныеНаименованиеПостоянные затраты, тенге22 830 000,00Переменные затраты, тенге165 939 620,00Выручка от продаж, тенге231 920 000,00Выпуск (Объем реализации), кубов260 000,00Средние переменные затраты на единицу продукции638,23Цена за единицу892,00Точка безубыточности в денежном выражении80 247 091,64Точка безубыточности в натуральном выражении, кубов89 963,11


Срок окупаемости можно определить по формуле:


Срок окупаемости = инвестиционные затраты / (чистая прибыль + амортизация) + продолжительность инвестиционной фазы.


В результате данного расчета срок окупаемости составил 4 года: 1200000000 тенге (8 000 000 долл.) / (172 575 760*2 (т.е. +100% прибыли с учетом объема реализации по контрактам ТОО «Батыс транс экспресс») + 5 000 000) + 0,5 = 3,92 (данные взяты из таблицы данных ТЭО хозяйственной деятельности ТОО «Муголжар Нефтестрой» за 2013 год)

Качественный анализ рисков проекта

В данном разделе проводится качественный анализ рисков проекта, и даются общие рекомендации относительно методов борьбы с ними. Риски, связанные с реализацией настоящего проекта, можно разделить на несколькокатегорий. Неспецифические риски К первой группе относятся неспецифические риски, т.е. прямо или косвенно угрожающие практически любому проекту. В этой категории можно выделить макроэкономические риски (ухудшение экономической ситуации в стране, колебания курсов валют и т.д.), административные риски (изменения правил согласования, законодательства ипр.), а также возникновение форс-мажорных обстоятельств. Подробно рассматриватьданную группу рисков не имеет смысла, поскольку снизить их вероятность практическиневозможно. Основным методом борьбы с неспецифическими рисками является страхованиепроекта. Кроме того, частичной защитой от угроз данной категории будет являться гибкость имобильность компании, позволяющие быстро реагировать на изменения и оперативноперестраиваться.

Маркетинговые риски. К третьей категории относятся маркетинговые риски, связанные с возможным негативным влиянием рыночного окружения и концептуальными маркетинговыми просчетами проекта. Среди маркетинговых рисков можно выделить следующие:, связанные с действиями конкурентов. Расчет показателей проекта проводился исходя из допущения, что конкурентная ситуация в ближайшее время принципиально не изменится. Если же действия конкурентов будут активными, это может негативно отразиться на перспективах проекта. х Выход на рынок Вероятность такого сценария Все компании, выходящие на новых игроков. находится на низком уровне в рынок, изначально находятся в связи с тем, что вход ограничен примерно равных условиях. В количеством разработанных конкурентной борьбе выиграет карьеров, логистическими компания, сумевшая обеспечить проблемами в отрасли и себя надежными каналами сбыта перегруженностью железных и грамотной маркетинговой дорог, большими политикой капиталовложениями на этапе создания предприятия.

Переоценка Плана продаж Финансовые показатели проекта довольно сильно зависят от объема продаж. К невыполнению плана продаж могут привести только пробелы в маркетинге, поскольку спрос на продукцию достаточно высок, обладает устойчивой тенденцией к росту. Переоценка спроса. Вероятность данного риска Снизить последствия переоценки существует лишь в случае спроса можно с помощью реализации пессимистичного налаживания эффективных сценария развития экономики, каналов продаж, проведения снижения темпов роста продуманной маркетинговой строительства. стратегии. Однако основные тенденции текущего года свидетельствуют о постепенном выходе экономики из кризиса. Неэффективность Вероятность этого риска низка, Основным методом снижения программы поскольку заниматься данного риска является продвижения продвижением продукции будут проведение дополнительных менеджеры, имеющие большой маркетинговых исследований и опыт работы на рынке. привлечение к проекту опытных специалистов для разработки и реализации маркетинговых мероприятий.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: риски, связанные среализацией проекта, не критичны, и большинство из них можно минимизировать с помощью грамотного управления.

Расчет показателей рентабельности

Рентабельность (нем. rentabel - доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

Рентабельность продаж (ROS) рассчитывается по следующей формуле:


ROS = Прибыль от продаж / выручка * 100%


575 760 / 647 377 920 *100= 26,7%


Показатели рентабельности подтверждают состоятельность проекта и превышают среднеотраслевые показатели рентабельности.


Заключение по инвестиционной привлекательности проекта


Ключевыми факторами, влияющими на инвестиционную и кредитную привлекательность данного проекта являются: Превышение спроса на продукцию над производственными мощностями карьера - что значительно снижает риски реализации данного проекта: Суммарный объем закупок по заключенным контрактам и по контрактам ТОО «Батыс транс экспресс» составляет: 1 200 - 1 300 тыс. куб. м. в год., что является 4% из 30 000 тыс. кубов утвержденных запасов данного месторождения.

Таким образом, существующий спрос и договоренности с заказчиками превышают потребности предприятия, что является очень сильным запасом прочности и снижает риски реализации проекта.


Теги: Карьер по добыче щебня  Бизнес-план  Менеджмент
Просмотров: 32375
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Карьер по добыче щебня
Назад