Рекрутинг персонала в системе кадрового менеджмента

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра Прикладной экономики и управления персоналом


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Рекрутинг персонала в системе кадрового менеджмента


Работу выполнила

Гакаме М.П.

Научный руководитель

зав. кафедрой ПЭ и УП,

д.э.н., профессор Вукович Г.Г.

Нормоконтролер

доцент кафедры ПЭ и УП,

канд. экон. наук, доц.

Борисов С.А


Краснодар 2014

Содержание


Введение

1.Теоретические аспекты исследования кадрового менеджмента и рекрутинга персонала как его составляющей

1.1 Обзор ключевых теорий кадрового менеджмента и рекрутинга

1.2 Особенности рекрутинга персонала в условиях кризисной экономики РФ

1.3 Рекрутмент как элемент кадрового менеджмента зарубежных компаний

2. Методические подходы к анализу рекрутинга персонала

2.1 Методика подбора и отбора специалистов в системе рекрутинга

2.2 Методика развития и адаптации специалистов в системе рекрутинга

3. Анализ и оценка эффективности технологии рекрутмента, применяемых работниками Холдинговой компании «АНКОР»

3.1 Анализ подбора и отбора специалистов в рекрутинговой компании

3.2 Анализ и оценка технологий развития и адаптации специалистов ХК «АНКОР»

. Основные мероприятия и рекомендации по оптимизации рекрутинг- технологий и расчет экономического эффекта от их внедрения в практическую деятельность Холдинговой компании «АНКОР»

Заключение

Список использованных источников

Приложение


Введение

рекрутинг персонал кадровый менеджмент

В условиях растущей конкуренции за лучшие умы и таланты решающее значение приобретают те кадры, которые ищут кадры. На сегодняшний день проблема подбора и отбора специалистов на предприятиях становится все более актуальной. Руководители ответственно подходят к вопросам формирования трудового коллектива, т.к. от этого во многом зависит успешность деятельности предприятия. Подбор необходимых специалистов является неотъемлемой составляющей успеха любой компании. Услуги рекрутинговых агентств стали эффективным инструментом, напрямую влияющим на успех бизнеса. Подбор специалистов рекрутинговым агентством осуществляется на основе тщательной выборки и оценки резюме в соответствии с требованиями заказчика, что позволяет существенно экономить материальные и временные ресурсы. Сотрудники тщательно изучают потребности заказчика, чтобы предложить оптимальное решение его задач, и уверены, что долгосрочные партнерские отношения с клиентами делают сотрудничество еще более эффективным и успешным. В каждой рекрутинговой компании четко сформированы приемы, способы поиска специалистов, миссия и стратегия деятельности рекрутинговой компании.

Рекрутмент - новое направление в поиске и подборе специалистов, это профессия без границ, океан для творчества. Рекрутмент послужил основой для фундаментальных исследований таких ученых, как Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Беляев С. Множество зарубежных работ посвящено проблеме организации рекрутинговой деятельности. Рекрутинговые агентства на западе выступают в качестве ключевого звена в процессе поиска квалифицированных специалистов.

Цель настоящей дипломной работы состоит в изучении рекрутинга персонала как механизма создания конкурентоспособности специалистов. Задачами по реализации цели выступают систематизация различных взглядов на определение рекрутинга, как инновационной технологии поиска специалистов и его роль в процессе посткризисной модернизации социально-трудовых отношений; рассмотрение рекрутинга как сферы экономической деятельности в РФ и зарубежных странах; исследование методик отбора, подбора персонала, систем адаптации персонала; проведение комплексного анализа методов отбора и подбора персонала как в рекрутинговую компанию АНКОР, так и для клиентов; проведение сравнительного анализа процедур внешней и внутренней адаптации специалистов в Холдинге АНКОР; разработка мероприятий по оптимизации рекрутинг-технологий и расчет их экономического эффекта.

Объектом исследования дипломной работы служит кадровый Холдинг АНКОР. Предметом исследования выступает совокупность социально-трудовых отношений, складывающихся между рекрутинговой компанией и ее клиентами по поводу поиска, отбора и подбора персонала.

Теоретико - методологическую базу работы составляют обобщения и изучение широкого круга существующей отечественной и зарубежной литературы по проблеме кадрового менеджмента и рекрутинга персонала на предприятии.

Были использованы работы для проведения исследования, таких ученых как: Н.Е. Яценко, С.А. Карташов, Ю. Долженкова, М.А. Орлова, Е. Ксенофонова, Ю.Г. Одегов, Е.К. Смирницкий, С. Сухорукова, А.П. Егоршин, А. Астафьев, Ю. Рябова, Б.Ю. Хигир и другие.

Нормативно-правовая база данной работы выполнена в соответствии с действующим российским законодательством по проблеме кадрового менеджмента на предприятии (Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации).

Структура дипломной работы: состоит из введения, заключения, четырёх глав. Первая глава посвящена изучению теоретических основ исследования рынка рекрутинга, рассмотрены основные понятия, принципы, барьеры; во второй главе изложены методики подбора, отбора и адаптации специалистов; в третьей главе анализируются изложенные методики подбора, отбора специалистов, производится сравнительный анализ систем внутренней и внешней адаптации специалистов в Холдинге АНКОР. Четвёртая глава посвящена определению мероприятий, направленных на оптимизацию рекрутинг-технологий в Холдинге АНКОР и расчет экономического эффекта от их внедрения.

В работе присутствуют элементы приращения научного знания. Авторами предприняты попытки систематизации основных определений рекрутмента и формулирование на их основе собственного определения. В работе предложена авторская визуализация барьеров, стоящих перед рекрутментом в России. Работа содержит авторский перевод зарубежных литературных источников. Авторами предложены мероприятия по оптимизации рекрутинг-технологий в Холдинге АНКОР и рассчитан экономический эффект от их внедрения.

Рекрутинговая деятельность - деятельность по созданию условий для заполнения вакансий у компании-заказчика компетентными специалистами, соответствующими по своим качествам требованиям заказчика - включает комплекс организационных мероприятий, производимых агентством в интересах организации, сделавшей заказ, заключающийся в формировании и представлении заказчику списка отобранных кандидатов на данную должность с целью последующего приема их на работу.


1 Теоретические аспекты исследования кадрового менеджмента и рекрутинга персонала как его составляющей


.1 Обзор ключевых теорий кадрового менеджменте и рекрутмента


В современных условиях функционирования российской экономики бизнес все больше ощущает необходимость в профессиональном подборе кадров. Практически каждая компания сталкивается с необходимостью привлечения к управлению бизнесом новых профессиональных менеджеров. Поэтому в целях повышения результативности и эффективности поиска и отбора персонала требуются услуги специалистов, которые могут быстро и качественно ее оказать. Эту деятельность осуществляют как специализированные агентства по подбору кадров, так службы управления персоналом на предприятиях. В последние годы стало активно использоваться такое понятие как рекрутинг для обозначения этой деятельности.

Значение слова «рекрутинг» происходит от французского или немецкого «recruit», что в дословном переводе означает «набирать кого-либо», «вербовать», «нанимать на службу за деньги».

Для определения понятия рекрутинга, на наш взгляд, необходимо рассмотреть различные точки зрения на данную тему. Яценко Н.Е. определяет рекрутинг как систему по подбору кадров. Карташов С.А. считает, что рекрутмент в настоящее время является «системой комплектования» современного предприятия персоналом на достаточно жестких обоюдных требованиях. По мнению Долженковой Ю., рекрутинг - это деятельность, состоящая в посредничестве между работодателем (фирмой, имеющей определенные потребности в кадрах) и специалистом, желающим найти или сменить работу.

Мы согласны с данным определением, в котором внимание акцентируется на том, что рекрутинг занимает промежуточное место между товарным предпринимательством и оказанием услуг. С одной стороны, предметом купле-продажи, а соответственно, товаром выступает рабочая сила, кадры. С другой стороны, существенным отличием от товарного бизнеса является то, что товар является настолько автономным, что иногда непонятно, кому что «продают»: сотрудника - компании или компанию - сотруднику.

Рекрутинг - это профессия без границ, океан творчества. Каждый проект уникален, приходится погружаться не только в непосредственный подбор персонала, но и полностью концентрироваться на бизнесе клиента, его потребностях, особенностях корпоративной культуры.

На наш взгляд, данные определение не полностью раскрывают суть понятия рекрутинг. По нашему мнению, рекрутинг - это вид предпринимательской деятельности, который состоит в предоставлении услуг по поиску и подбору персонала в целях заполнения вакансий у компании-заказчика.

Орлова М.А. выделяет две основные задачи рекрутинга:

поиск и подбор квалифицированного персонала для работодателя (компании-заказчика);

формирование цивилизованного рынка труда.

На наш взгляд, важнейшая задача рекрутинговых компаний - выстраивать партнерские отношения со своими клиентами, т.е. показывать клиентоориентированность.

Роль рекрутинговых агентств, как связующего звена между соискателями и отделом персонала, сводится к:

экономии времени на поиск и отбор персонала. Т.к. при помощи базы резюме рекрутер может подобрать соответствующих кандидатов в течение часа;

экономии материальных ресурсов (затраты на рекламу в СМИ);

экономии офисной площади.

В то же время в современной практической деятельности понятие «рекрутинг» используют и как технологию поиска и подбора кандидатов, базирующуюся на пассивных методах поиска кандидатов. Его еще называют классическим рекрутингом. Эта технология состоит из следующих этапов:

получение заявки на подбор кандидатов;

описание вакансии;

определение основных направлений поиска и его технологий;

широкий отбор, включающий анализ резюме и телефонное интервью;

собеседование с рекрутером и подготовка к собеседованию с внешним и внутренним заказчиком;

прием и оформление на работу;

адаптация к новому рабочему месту.

Рекрутинг бывает двух видов:

внешний рекрутинг - когда подбором персонала занимается рекрутинговое агентство;

внутренний рекрутинг - когда компания подбирает персонал самостоятельно для нужд своей организации.

Каждая организация самостоятельно определяет пути удовлетворения потребностей в персонале, т.е. имеющиеся вакантные места, которые необходимо заполнить в определенные сроки из внутренних или внешних источников (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 Внутренние источники подбора персонала


Целесообразно рассмотреть источники привлечения персонала организацией из внешней среды (рисунок 1.2).


Рисунок 1.2 Внешние источники подбора персонала

На наш взгляд, целесообразно выделить направления внешнего рекрутинга, базирующиеся на определенных технологиях поиска и подбора.

Классический рекрутмент - вид услуги по подбору персонала среднего звена и квалифицированных рабочих, отличительной чертой которого является массовость поиска и формальный характер подбора, небольшой срок снятия заявки. В настоящее время в России достаточно широкое распространение получает такое направление классического рекрутинга, как проактивный рекрутмент, т.е. подбор персонала с применением элементов прямого поиска. Также весьма распространен был в нашей стране массовый рекрутмент, когда в максимально короткие сроки формируется масштабный по своей численности штат исполнителей.

Прямой поиск - вид услуги, при которой агентство занимается закрытым поиском и подбором специалистов и руководителей среднего и высшего звена, которые имеют постоянное место работы и не занимаются поиском вакансии. Это направление достаточно распространено в РФ, особенно в крупных городах. Для этого вида рекрутинга характерно в последние годы распространение в регионы, что являлось показателем их успешного развития.

Хедхантинг - направление деятельности рекрутингового агентства, занимающееся поиском и подбором руководителей высшего звена, высококвалифицированных специалистов, «переманивают» конкретного человека для компании-заказчика. В настоящее время не существует единой точки зрения, является ли это одним из методов прямого поиска или это самостоятельное направление. За рубежом это считается отдельным направлением. Его особо не рекламируют, а методы, применяемые в данном случае, могут быть не всегда этически безупречными. Хедхандинг еще называют executive search. Наиболее принципиальным является то, что executive search - услуга, когда кандидат заказчику подыскивается не только по формальным, но и по личностным признакам. Это поиск более длительный по времени.

По нашему мнению, executive search - инструмент подбора, а хедхандинг - результат использования этого инструмента.

На наш взгляд, в настоящее время популярность классического направления рекрутмента снизилась. По нашему мнению, направление, базирующееся на прямом поиске персонала в наименьшей степени подвержено воздействию кризиса, т.к. потребность в эксклюзивных, редких и высококвалифицированных специалистах сохраняется.

Обозначим преимущества прямого рекрутинга:

оперативность - информация о кандидатах поступает через одну неделю с момента поступления заказа;

эксклюзивность - на интервью придут успешные специалисты, заинтересованные предложением о работе;

информативность - информация о кандидате можно узнать задолго до встречи с ним;

профессионализм - работодатель получает готовых специалистов, знающих сферу бизнеса компании-заказчика;

конфиденциальность.

Главная цель рекрутинга - это удовлетворение интересов компании-заказчика в требуемом квалифицированном персонале. Некоторые специалисты считают, что рекрутинговый бизнес негативно сказывается на работниках. Высказываются о том, что деятельность рекрутинговых компаний приводит к увеличению безработицы, высокой текучести кадров, что негативно отражается на профессионализме работников.

По нашему мнению, деятельность рекрутинговых компаний способствует установлению лояльных и цивилизованных отношений между работниками и работодателями, т.к. благодаря рекрутинговым компаниям работник не только может найти работу, но и способ сделать карьеру.

Следует выделить следующие принципы работы рекрутинга:

творчески подходить к поиску хороших кандидатов;

при контакте с потенциальным кандидатом необходимо действовать поэтапно.

сначала необходимо вызвать интерес, потом получать информацию;

получение нескольких имен лучших сотрудников от каждого собеседника;

предварительная оценка кандидата;

определить конкурентные преимущества вакансии;

осуществлять широкий поиск сотрудников.

На наш взгляд, у каждой рекрутинговой компании существуют свои принципы работы, привлечения кадров. Но принципы работы, прежде всего, основаны на удовлетворении потребности клиентов в квалифицированном персонале и оказании содействия кандидатам в приобретении новых профессиональных возможностей.

Рынок российского рекрутмента сформировался относительно недавно. Одновременно с переходом России к товарно-рыночным отношениям: минимум четыре старейшие рекрутинговые компании, успешно существующие на настоящий момент, датируют свое создание 1989 - 1990 гг., однако темпы его развития и роста были неравномерными. Существуют и барьеры, которые препятствуют сегодняшним рекрутинговым российским компаниям выйти на мировой уровень:

функционирование крупнейших мировых рекрутинговых компаний. Очевидно, что рекрутмент на Западе более технологичен в силу своей развитости и более долгой истории существования;

кризис 2008 - 2009 гг., существенно повлиявший на структуру спроса на российском рынке подбора персонала;

негативное влияние на развитие рынка рекрутинговых услуг оказывает отсутствие законодательства в этой сфере. В результате этого возникает недопонимание и проблемы в осуществлении ряда направлений деятельности рекрутинговых агенств.

По нашему мнению, целесообразно определение рекрутинга как вида предпринимательской деятельности, который состоит в предоставлении услуг по поиску и подбору персонала, в целях заполнения вакансий у компании-заказчика. Место рекрутинга в кадровой политике предприятий становится определяющим. Компании все чаще стараются привлечь в свои ряды профессиональных рекрутеров. В свою очередь рекрутинговые агентства должны удовлетворить потребность компании-заказчика в ключевом сотруднике, учитывая стратегические и тактические задачи компании. Но один из главных барьеров, стоящих перед рекрутинговыми агентствами в России - это, прежде всего, отсутствие законодательной базы регулирования данного вида деятельности.


.2Особенности рекрутинга персонала в условиях кризисной экономики РФ


Кризис изменил карту отечественного рекрутмента. Как и предполагали эксперты, выжили лишь сильнейшие, имевшие серьезный кредит доверия со стороны клиентов. Представителям западных компаний, несмотря на весь запас прочности и навыки адаптивности мирового бизнеса, тоже пришлось пройти проверку на стойкость. Часть агентств «законсервировались» - они остаются как бренды, а на самом деле офис распущен, сотрудники сидят по домам, а один человек отвечает на звонки. Часть закрылись - это, как правило, молодые агентства. Стабильные компании сумели удержаться, сократив издержки: расходы на обучение, персонал, рекламу и т.д.

В период кризиса многие остались без работы. В первую очередь это было обусловлено тем, что компании активно избавлялись от кадрового балласта. Но ни одна организация не уволила наиболее ценных и продуктивных сотрудников. Компаниям и сегодня непросто находить «своих» кандидатов. Но докризисный перегрев отчасти снят. По нашему мнению, в долгосрочной перспективе это лучше для всех сторон процесса: рекрутеров, соискателей и работодателей. Рекрутмент сегодня - гораздо более ценная услуга, а значит есть шанс проявиться в консультативности подхода, глубоких знаниях и понимании ситуации.

На наш взгляд, необходимо рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются российские рекрутинговые агентства, сопоставить специфику их работы в докризисный и кризисный периоды (таблица 1.1).


Таблица 1.1 Проблемы отечественного рекрутингового бизнеса в докризисный и кризисный периоды

ПроблемаДоля респондентов, %2008 г.2009 г.Высокая текучесть кадров в рекрутинговых агенствах4648Отсутствие понимания компаниями сути подбора персонала через рекрутинговое агентство6351Плохая репутация рекрутинговых агентств на рынке труда среди соискателей5242Существование недобросовестных рекрутинговых агентств6253Отсутствие высшего профессионального образования по специализации "рекрутинг"3628Отсутствие законодательной базы4751Отсутствие профессиональных объединений рекрутеров2427Сильная конкуренция между компаниями и агентствами по подбору персонала за привлечение определенного кандидата62-Резкое уменьшение количества заказов в связи с кризисом-87

Рассматривая таблицу 1.1, следует отметить, что до кризиса 63% респондентов в качестве основной выделяли проблему непонимания компаниями-заказчиками сути подбора персонала. Возможно, это обусловлено относительной молодостью этого бизнеса в нашей стране и высокой его концентрацией в центре - более 67% кадровых агентств располагаются в Москве. Но проблемы, характерные для докризисной ситуации, остаются актуальными и сегодня. Единственное различие - это резкое уменьшение заявок по подбору персонала.

Предпринимателей, занимающихся рекрутинговым бизнесом, волнует прежде всего сокращение оборотов, что объясняется, по мнению Куприянова А., изменением приоритетов на рынке труда и направлений работы. Очевидно, что те агентства, которым удалось сохранить свою нишу, рассматриваются гражданами как дополнительная возможность найти работу. Отечественный рекрутинговый бизнес сталкивается с множеством проблем. Одной из самых серьезных выступает текучесть кадров именно в рекрутерских фирмах. Кадры уходят не только из малоизвестных агентств, но и из крупных мировых кадровых агентств. Повысить качество и охват предложения в целом по агентству, наличие региональной сети - вот те цели, которые должны ставить перед собой амбициозные компании.

По нашему мнению, нет ни одной другой профессиональной услуги, которая была бы похожа на работу консультанта по подбору персонала. Поэтому здесь важно не только перенять у Запада технологическую составляющую, но и сделать ставку на специфику российского рынка, деловую культуру нашей страны, выстраивать партнерство на основе клиентоориентированного подхода и через подбор «правильных» кандидатов вести к успеху бизнес клиента в целом.

Рекрутерским фирмам непросто работать с российскими клиентами: к примеру, заполнить вакансию «бухгалтера» оказывается на порядок сложнее и дольше, нежели вакансию «регионального представителя» для иностранной фирмы. Эта проблема возникает из-за отсутствия в России единых требований к должностям и специальностям. В то время как на Западе эти требования давно утверждены.

В России компании зачастую не понимают сути подбора персонала через рекрутинговое агентство и занимаются поиском и подбором самостоятельно, затрачивая гораздо более высокие издержки, чем, если бы они обратились в рекрутинговое агентство. По нашему мнению, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на стоимость подбора персонала компанией самостоятельно и проблемы, возникающие при этом (таблица 1.2).


Таблица 1.2 Факторы, влияющие на стоимость самостоятельного подбора персонала компанией

№ п/пЭтапы поиска и отбораВремяДругие расходыВозникающие проблемы1Принятие решения о вакансии. Формулировка требований к кандидатам1-2 дняинтеллектуальныеСогласование вакансии с начальником может затянуться2Поиск среди знакомых и через сотрудников компании5-10 днейрабочее время сотрудниковПри частом использовании риск по снижению имиджа компании3Поиск по базе данных сведений о ранее рассмотренных кандидатах1-2 дня Низкая доля кандидатов, спустя время желающих идти на вакансию, предложенную ранее4


Теги: Рекрутинг персонала в системе кадрового менеджмента  Диплом  Менеджмент
Просмотров: 27463
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Рекрутинг персонала в системе кадрового менеджмента
Назад