Теоретические основы формирования информационной культуры специалиста


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА


В статье проанализированы методологические подходы к исследуемому вопросу формирования информационной культуры специалиста с учетом анализа социально-педагогических проблем интеграции личности в социальную систему в условиях информационного общества, рассмотрена информационная культура как предмет научного анализа.

article analyzes the methodological approaches to the question of the formation of a specialists informational culture and takes into account the analysis of the socio-pedagogical problems of integration of the individual in a social system into an information society, information culture is considered as a subject of scientific analysis.


Развитие информационного общества [15] идет быстрыми темпами, и этот процесс уже не обратим. На пути вхождения в мировое информационное пространство любой страны, существует множество проблем экономического, нравственного, политического, правового, социально-педагогического характера, решение которых должно стать государственной задачей. Именно государство в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве.

На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности, важной социально-образовательной предпосылкой информатизации общества в целом, и системы высшего профессионального образования в частности. В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой информационной картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющемся мире.

Информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т.п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Другими словами, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека и его материальное бытие[2].

Для того чтобы полно раскрыть вопросы целостности личности, необходимо рассмотреть, в какие условия попадает личность в информационном обществе, то есть проанализировать социальные условия, предпосылки и последствия информатизации, выделить отрицательные и положительные стороны и наметить пути решения возникающих проблем. Данное направление нашло отражение в работах зарубежных авторов А. Кинга, Дж. Мартина, А. Мейера, С. Нора, Э. Роджерса и др. Большой вклад в рассмотрении указанных вопросов сделан отечественными авторами Т.В. Дубковой, К.К. Колином, И.С. Мелюхиным, В.Н. Соловьевым и др.

Актуальность проблем, связанных с формированием глобального информационного общества, привлекает к ним закономерный интерес ученых. В последние десятилетия значительно выросло количество международных и отечественных конференций, круглых столов, а также монографий, статей и других публикаций, посвященных исследованию его различных аспектов. Рассмотрению политических аспектов формирующегося мирового общества знания посвящены труды Г.Т. Артамонова, В.А. Васильева, М.С. Вершинина, О.Н. Вершинской, А.В. Волокитина, Т.В. Ершовой, Я.Н. Засурского, Ю.Б. Кашлева, В.Н. Костюка, А.Н. Кочетова, И.Н. Курносова, Л.М. Земляновой, А.И. Лаврикова, А.Г. Лысенко, В.Г. Машлыкина, И.С. Мелюхина, С.А. Модесова, С.И. Паринова, Д.Н. Пескова, С.Т. Петрова, А.И. Ракитова, Ю.А. Савостицкого, Т.Л. Тихоновой, А.А.Чичановского, А.В. Чугунова и др. Вопросы изменения правового статуса человека в условиях глобального информационного общества затрагиваются в работах Л.Л. Ефимовой, Б.В. Кристального, Н.И. Соловяненко, А.А. Стрельцова, М.В. Якушева и др. Экономическая составляющая этого процесса рассматривается, в частности, в публикациях В.С. Жданова, С.В. Фролова, М.В. Шкондина. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности в условиях глобализации поднимаются в работах таких отечественных авторов, как, например, А.И. Байков, Г.В. Емельянов, И.Н. Панарин, А.Н. Райков, Л.А. Сергиенко, А.И. Смирнов, Г.Л.Смолян.

Личности как социальному существу, природе человеческой субъективности и смыслу ее существования посвящены работы И.В. Ватина, Ю.Г. Волкова, А.М. Ковалева, С.А. Левицкого, М.К. Мамардашвили, Т.Ф. Базылевич, В.А. Ядова, О.Ю. Артемовой. А.Н. Леонтьев писал о необходимости рассматривать личность в единстве, но не тождестве, чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды.

Современные западные концепции целостности человека в мире техники и в условиях НТР изучались в трудах Э. Фромма, Г. Элгози, Э. Мунье, Ж. Лакруа (средний человек), Д. Белла, Ж. Казнева, Р. Шамлери и др. Проблема личности в массовом обществе поставлена в трудах X. Ортега-и-Гассета, Э. Фромма, Т. М. Ярошевского. Тема утраченной целостности личности анализировалась в трудах Ж. Маритена, Г.О. Марселя. Социально-философские концепции целостности личности и ее взаимодействие с обществом исследованы в трудах М. Шелера, Г. Плеснера, А. Гелена, А. Бергсона, X. Ортега-и-Гассета, Ж. П. Сартра, Э. Жильсона, Ж. Валлана, М. Хайдеггера, А. Камню, Э. Фромма и др.

Значительный интерес для анализа развития информационного общества представляют многочисленные документы ЕС, ООН, ВТО, ЮНЕСКО, декларации и иные итоговые документы саммитов глав государств, совещаний министров по политике в области СМИ, доклады, отчеты и заявления структурных подразделений по вопросам информатизации международных неправительственных организаций.

Ф. Уэбстер[12] полагал, что любое общество (как и любая система) является в той или иной степени информационным, без информации оно просто не могло бы ни возникнуть, ни функционировать.

По мнению М. Кастельса, информация в широком смысле слова, то есть как передача знаний, всегда имела значениие, в то время как термин «информационное общество» указывает на специальные черты современного общества, когда генерирование, обработка и передача информации стали основными источниками производительности [6].

Так, Русяева Е.Ю. приводит следующую схему:


Таблица 1 Вектор эволюционного развития

Индустриальное обществоПостиндустриальное обществоИнформационное общество (ИО)Гармоничное информационное общество (ГИО)Занятость трудоспособных субъектов в промышленном производстве (больше > 50%)Занятость субъектов в информационной сфере деятельности (меньше <50%)Занятость субъектов в информационной сфере деятельности (больше >50%)Занятость субъектов в информационной сфере деятельности (= 90%)До 1960 г.1990 г.2010 г.2050 г.

В таблице показано, что на пути в гармоничном информационном обществе социуму необходимо пройти несколько этапов.

Главные качественные критерии информационного общества:

1. Изменения в характере основного труда, когда креативность, инновационность, производство нового знания и ускорение темпов обмена информацией начинают играть ведущую роль.

. Занятость большей части населения в креативной, инновационной, информационной сферах деятельности.

. Основой становится креативная экономика, основанная на знаниях.

. Происходит ускорение всех процессов в технологических, научных и социальных сферах, связанное со все большим детерминизмом информационных потоков, увеличением роли теоретического знания, глобализацией.

. Активизация человеческого воздействия на природу, ее преобразование, увеличение на Земле искусственной, созданной человеком среды обитания, освоения космоса[10].

Человечество только идет по пути к гармоничному информационному обществу, когда может быть достигнут гармоничный эволюционный потенциал всех членов социо-техноценоз. Здесь главную ценность будут представлять морально-нравственные нормы социума, эволюционный потенциал будет экспоненциально расти за счет информации как нового знания, а сама экономика будет креативной, основанной на знаниях. В связи с этим возникает ряд проблем, и прежде всего это проблема владения информацией и знаниями. Именно теперь начинает в полной мере осуществляться прописная истина: «Владеющие информацией и знаниями владеют миром», то есть управляют им.

Японский экономист Й. Масуда определяет информационное общество как «общество, в котором точкой опоры являются информационные ценности в большей степени, чем материальные ценности, и экономика которого оценивает капитал, воплощенный в знания выше, чем капитал в материальной форме»[7].

Для России, находящейся на перекрестке индустриальной и постиндустриальной эпох, важным (первым) этапом должно стать построение креативной экономики (экономики знаний), основанной на информационно-интеллектуальном ресурсе.

Исследователи отмечают, что настоящее время характеризуется как глобальная информационная революция, которая очень быстро меняет мир, предоставляя человечеству принципиально новые решения и возможности во всех сферах его жизнедеятельности. Но вместе с очевидными благами, которые она уже дала людям, и еще большими ожидаемыми в будущем, информационная революция несет с собой и совершенно новые проблемы. Информационная революция оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности общества, определяет движение к совершенно новому типу общества - информационному, или, как его еще называют, обществу знания.

Социальные изменения, сопровождающие информационную революцию столь же значительны, как процессы технологической и экономической трансформации. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Современное материальное производство и социальная сфера нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации, что невозможно без привлечения специальных технических средств.

Порожденные информационной революцией новейшие способы коммуникационного взаимодействия по своим имманентным возможностям обладают способностью консолидации и дезорганизации жизни социальных сообществ и властных структур и институтов. Именно в коммуникационных сетях срабатывают информационные потоки, связанные с решением разноуровневых проблем того или иного сообщества, через них идет трансляция обнаруживаемых подходов к решению таковых, аккумуляция новых смыслов [9].

В современном мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Поток информации, обрушившийся на человека, привел к информационному кризису, имеющему следующие проявления:

-появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;

-существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

-возникают экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.

Как и всякое другое, исследование процесса развития информационных технологий требует ясной дефиниции используемых понятий. Отсюда возникает закономерный вопрос: что следует понимать под определением информационное общество?

Авторы, занятые изучением последнего рассматривают его с различных социальных и даже мировоззренческих позиций. Известный социолог Ф. Уэбстер, проведя анализ разных подходов, вывел пять отличных друг от друга определений информационного общества, связав их с «параметрами идентификации новизны»:

-Технологическое - основанное на идее о социальном переустройстве посредством внедрения в оборот большого объёма технологических инноваций.

-Экономическое - предполагающее «учёт ценности информационной деятельности».

-Связанное со сферой занятости - оценивающее общество с позиции занятости в сфере услуг.

-Пространственное - рассматривающее появление информационных сетей как основной критерий перехода к новому типу цивилизации.

-Культурное - вытекающее из интенсивного роста информации используемой в повседневной жизни[12].

Растущая зависимость общественной и личной практики от информации, необходимость обеспечения всех сторон и сфер жизнедеятельности общества привели к тому, что информация все больше выделяется как особый самостоятельный фактор процесса производства, особая сфера общественного разделения труда - инфосфера и особый вид экономического ресурса - информационный ресурс. Большинство исследователей относят информационный ресурс к числу стратегических, справедливо полагая, что именно он определяет долговременные тенденции развития научно-технического прогресса и общества в целом. В экономическом и политико-экономическом аспектах понятие информационного ресурса нельзя оторвать от главной особенности человечества - целесообразной осознанной деятельности, от общественной практики. С этой точки зрения информационный ресурс есть совокупность научно-технических и научно-гуманитарных знаний, воплотивших производственно-технический и социальный опыт человечества, необходимый для выживания и развития в условиях противоречивого, но взаимосвязанного мира. Информационный ресурс должен обеспечить условия равновесия и прогрессивного развития конкретной социально-экономической системы.

В наше время все в большей мере на первый план выходит информация и знание, используемые в производственной и во всей практической деятельности человека. «Главное значение имеют уже не мускульная сила и не энергия, а информация» - пишет Д. Белл[1].

Знание всегда как бы оживляло материал и энергию, оно всегда было важнейшим фактором материального производства. «Знание и могущество человека совпадают» - утверждает Э. Тоффлер.

На первый план сегодня выдвигается не сбор информации, а умение отыскать во всей массе данных то, что необходимо, верно проанализировать отсеянные сведения и своевременно доставить их нужному заказчику[11].

Боле того, нужно уметь обработать информацию нужным образом, что не менее важно, чем само содержание информации. В информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее, - находим у Э. Дайсона - Сложности нашего общества и возможности «цифрового века» - накладывают соответствующие требования на отдельных людей. Им нужно быть лучше образованными, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Им нужно также иметь подобающее нравственное воспитание, чтобы принимать сложные решения[4].

По мнению С.М. Оленева и Н.А. Слядневой, информация является одним из важных компонентов культуры, ее продуктом, производной культурогенеза, носителем культурного наследия, подсистемой культуры, подчиненной целому, отпечатком с фундаментальной матрицы, рожденной некими более высокими в иерархии цивилизованных ценностей и законов сущностями[8].

Исследователи отмечают, что для ряда стран, которые недавно ощущали недостаток в информации, имели ограничение свободы ее получения, этот факт стал настоящей революцией, и повлиял на все компоненты социальной системы, и в том числе на общение. В развитых странах, таких как США и Япония, изменение системы коммуникации началось уже давно, и за это время сложился принципиально новый образ жизни.

Возникновение «глобальной электронной цивилизации» (Е.Л. Фейнберг), как пространства мирового общения людей, обусловлено природной потребностью человека в социализации. Э. Фромм отмечал: «Присущее человеку стремление к единению с другими коренится в специфических условиях существования рода человеческого и является одной из самых сильных мотиваций поведения человека… Чтобы не чувствовать себя в жесткой изоляции, которая фактически обрекла бы нас на безумие, мы нуждаемся в каком-то новом единстве: это единство со своим ближним и природой»[14]. И, без сомнения, это положительная интенция человечества. Но здесь, думается, логично поставить вопрос: а жизнь в мировом пространстве и участие в глобальных связях оставит ли время для недистанциированного, контактного общения людей. Попадая в глобальное информационное пространство, человек погружается уже в иную - виртуальную - реальность, которую С.С. Хоружий отделял от наличного бытия и трансцендентной реальности[16].

Посредством компьютера образуется трисоставное общение: пользователь - компьютер - внешний мир. И основное условие рационального общения человека с компьютером - алгоритмизация языка, что подразумевает его упрощение, которое происходит за счет минимизации содержания используемых понятий, делая их доступными большинством. Поэтому вводятся некие «мировые интегративные понятийные обозначения»[13]. Именно такой упрощенный язык переносится в язык общения между людьми. Мысль становится универсальной, доступной всем, и в силу этого теряет уникальность, а вместе с тем и ценность в общекультурном значении.

Следует отметить, что помимо упрощения языка происходит изменение и самого стиля мышления. Все компьютерные процессы подчинены строгому упорядочиванию, и соответствующее отношение к миру переносится в реальную жизнь. Принятие решений приобретает более жесткий, безусловный характер. Таким образом, выстраивается логично-последовательная цепь: упрощение языка - мысли - действия. Мы погружаемся в пространство мировой инфосферы, которое как заметил Д. Рашкофф, оказалось, живым и все более втягивает нас в себя, заменяя все иные виды общения[3]. И этот реальный факт идет в разрез с общепринятой философской ценностью - ориентацией на нравственные, высоко моральные принципы общения.

Становясь высшей ценностью, информация заставляет человека чувствовать постоянный недостаток в этом продукте нового общества.

Нахождение и потребление информации теперь выходит на первый план будничной действительности людей. Таким образом, человек в большей степени становится потребителем и наблюдателем, а не производителем материальных ценностей реального бытия. И это прекрасно иллюстрирует статистика развитых стран, говорящая о том, что в сфере услуг на сегодняшний день занято около 80% населения.

Человек в информационном обществе, получает статус наблюдателя, который приобретает и трансформирует информацию, являясь, таким образом, третьим интерпретатором текста помимо адресанта и адресата. Наблюдатель имеет свои отличительные признаки: он лишь регистрирует информацию, трансформирует тексты, не формирует систему пресуппозиций (т.к. в эту систему входят отношения и мнения), только накапливает информацию, создает модели на основе списка и фактов; не использует ассоциативно-образные (виртуальные) системы оценки событий[5].

Таким образом, при кажущейся активности в получении информации, владении ею, возможном осмыслении полученных данных, человек остается пассивным объектом, не имеющим реальной значимости. Становится проще манипулировать его остаточными действиями.

В техническом плане современные технологии упрощают труд человека, повышают его продуктивность, нередко и качество. И становится необязательным ежедневно выезжать на работу, складываются предпосылки к оборудованию рабочего места дома, то есть созданию так называемого электронного коттеджа, о котором говорил О. Тоффлер в своих работах. Вероятно, предположить, что пребывание дома помогает человеку больше внимания уделять семье, близким людям, но в тоже время вспоминается народная мудрость «Не бери работу на дом, от этого она только увеличится». Итак, работая на дому, человек находится в окружении людей, но, не принимает участие в общей деятельности, а значит фактически дистанцирован от общества.

И это, вне сомнения, снижает его коммуникативную функцию.

информационный интеллектуальный культура анализ

Литература


1.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 1999. - С. 171.

.Бочан С.А. Проблема личности в информационном обществе: Автореф… канд. философ. наук. - Ростов/наДону, 2007. - С. 4-5.

3.Водянова М.Ю. Трансформация социальной коммуникации в условиях информационного общества // М-лы UIII Международной науч-практ. Конф. «Инновационные процессы в образовании», - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. - С. 20.

.Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета. - М: Бизнес и компьютер, 1998. - С. 121.

.Иванов Н.А. Концепция информационного общества в современной философии. - М., 2005. - С. 60.

.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; / Под ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУВШЭ, 2000. - С.39.

.Красноштанова А.В. К вопросу о формировании информационного каптала в глобальной экономике // Экономический вестник РГУ. № 3. - 2006. С. 173.

.Оленев С.М., Сляднева Н.А. Информационные основы культурогенеза // Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник, № 3-4. -М.: мгук, 1998. - с. 34.

.Павлова Е.Д. Культура и власть в информационном обществе // Вопросы культурологи. - № 7. - 2008. - С. 43.

.Русяева Е.Ю. Макромодель: стратегическая цель управления в информационном обществе // Вопросы культурологи. - № 12. - 2008. - С. 44.

11.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М: ООО "Издательство АСТ", 2001. - С. 522.

.Уэбстер Ф. Теории информационного общества (пер. с англ.) / Уэбстер Ф. М.: Аспект пресс, 2004. - С. 112.

13.Фейнберг Е.Л. Интеллектуальная революция // Вопросы философии. - № 8. - 1986. - С. 43.

.Фромм Э. Иметь или быть? 2-е изд., доп. М., 1990. - С.111.

15.Хартия Глобального информационного общества (Окинава) // Дипломатический вестник. - 2000. - № 8. - С. 51-56.

16.Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальной реальности // Вопросы философии. - № 6. - 1997. - С.64.


Теги: Теоретические основы формирования информационной культуры специалиста  Статья  Менеджмент
Просмотров: 13213
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Теоретические основы формирования информационной культуры специалиста
Назад