Создание предприятия в сфере бытовых услуг (салона красоты) в городе Владивосток

Содержание


Введение

. Теоретические основы бизнес-планирования создания нового субъекта хозяйствования

.1 Сущность, цели и задачи формирования бизнес-структуры в сфере услуг

.2 Содержание бизнес-планирования процесса создания нового предприятия

.3 Анализ специфики оказания салонных услуг

. Резюме

.1 Характеристика предприятия «Салона красоты «Стиль»»

2.2 Анализ положения дел в отрасли парикмахерских услуг

2.3 План маркетинга

.4 Производственный план

.5 Организационный план

.6 Финансовый план

Заключение

Список использованных источников


Введение


Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, видеть источники их получения, а также уметь квалифицированно рассчитывать эффективность использования имеющихся ресурсов в работе предприятия. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться долговечного успеха, если не будут профессионально планировать свою будущую деятельность, постоянно собирать, накапливать и анализировать в режиме мониторинга информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. Для этого необходимо на первом этапе составление бизнес-плана, а затем умелое планирование хозяйственных процессов.

Многие предприятия разрабатывают бизнес-планы по собственным методикам и рекомендациям, беря за основу подробные перечни вопросов, на которые следует ответить в данном документе. Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом его руководители собираются достичь своих целей и решить поставленные задачи. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, где оно функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Другими словами в бизнес-плане описываются основные аспекты будущего предприятия, с достаточной полнотой анализируются проблемы, с которыми оно столкнется (или не исключено, что столкнется) и самыми современными методами определяются способы решения этих проблем. Таким образом, бизнес-план - одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная (предпроектная) работа.

Для разработки стратегии развития крупного предприятия создается развернутый бизнес-план. При его подготовке необходимо, прежде всего, решить, какая цель (или цели) преследуется. Необходимо сформулировать эту цель в письменном виде. Цели бизнес-плана могут быть различными, например, получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение направлений и ориентиров самого предприятия в мире бизнеса и т.д.

Бизнес-план предусматривает решение следующих стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации:

организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;

выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя внимание на сильных сторонах и не скрывая слабых;

формирования инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что, во-первых, малый и средний бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только экономики отдельно взятого города, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения. Во-вторых, в условиях соперничества и конкуренции на рынке, именно малый и средний бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

Цель данной работы состоит в разработке бизнес-плана создания предприятия в сфере бытовых услуг (салона красоты) в г. Владивосток.

Объект исследования - особенности разработки бизнес-плана по созданию салона красоты на примере ООО «Стиль». Предмет исследования - бизнес-планирование нового предприятия.

Задачи работы:

) изучить теоретические основы создания нового предприятия и выбрать для него типовые характеристики;

) провести анализ городского рынка для соответствующих услуг;

) с учетом результатов рыночного анализа разработать основные мероприятия необходимые для открытия нового предприятия;

) обосновать эффективность создания предприятия.


1. Теоретические основы бизнес-планирования создания нового субъекта хозяйствования


.1 Сущность, цели и задачи формирования бизнес-структуры в сфере услуг


Бизнес-планирование - важнейший фактор успеха в свободном предпринимательстве. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю, банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальную прибыль разработчикам нового проекта.

Бизнес-планы являются видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых предприятий и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.

Выбранная социально-экономическая цель предприятия на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д.

При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес-проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям.

Бизнес-план представляет собой, документ, который описывает правовые и коммерческие аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска?

Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем отечественным предпринимателям следует также иметь своеобразные техпромфинпланы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на российских предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних, трехлетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

В период становления рыночных отношений среди некоторых наших экономистов стало распространяться суждение о том, что на смену внутрихозяйственному планированию пришло бизнес-планирование. Однако многолетняя практика подтвердила не только возможность, но и необходимость совместного существования этих систем планирования на отечественных предприятиях. Механизм делового рыночного планирования, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений.

Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения. В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта [24].

Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места, как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Сегодня можно сказать, что неустойчивость нашей экономики часто приводит к невозможности осуществлять полноценное планирование. К сожалению, это заблуждение часто используется руководителями для оправдания отсутствия четкой системы планирования. Да, внешняя среда очень подвижна, множество факторов (инфляция, спад производства, налоги и т.д.) делают ситуацию неопределенной. Это, действительно, значительно усложняет систему планирования, но никак не отрицает ее необходимость.

Планировать свой бизнес необходимо по многим причинам. Ведь часто бывает, что технологически бизнес просчитан безупречно. Однако экономические аспекты являются причинами сбоев в технологии бизнеса. Необходимо заранее продумать и спланировать все экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта. Важно предусмотреть все проблемы, связанные с закупками сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий и полуфабрикатов. От этого зависят эффективность производства, размер налога на добавленную стоимость (НДС), оборачиваемость оборотных средств. Очень часто непродуманная политика закупок приводит к переплате НДС, неэффективному использованию оборотных средств.

Часто неправильно спланированные реальные затраты на производство и реализацию продукции приводят к появлению явлений неплатежеспособности хозяйствующих субъектов. Современные средства позволяют преодолеть трудности и повысить эффективность планирования.

Бизнес-планирование является решающим фактором предпринимательского успеха. Если у предпринимателя появилась хорошая идея, и он хочет ее реализовать с целью получения прибыли, ему нужно четко представить, какой нужен стартовый капитал, какие расходы он можете себе позволить и что, в результате, он должен зарабатывать для того, чтобы не «прогореть». Не только не разориться, а наоборот - систематически получать прибыль. Бизнес-планирование позволяет, прежде всего, самому предпринимателю определить, какая последовательность действий является оптимальной и какие затраты необходимы для того, чтобы получить планируемые доходы.

Конечно, бизнес-планирование для разных идей и различных проектов заметно отличается. Скажем, бизнес-планирование создания предприятия, или оказания новых услуг, или проведения консультаций, или рекламной кампании. Все это имеет свою специфику, однако, независимо от того, какое выбрано направление бизнеса, имеется нечто общее, характерное вообще для планирования предпринимательской деятельности.

Грамотный бизнес требует использования достаточно широкого комплекса знаний, поэтому планирование бизнеса не может вестись методами собственного разумения, а должно использовать тот богатейший опыт, который накоплен в течение XX столетия талантливыми предпринимателями, создававшими малые предприятия, постепенно выросшие в крупные производства или промышленные объединения.

Системный подход в бизнес-планировании диктуется рядом соображений. Во-первых, в самом процессе организации, становления и развития малого предприятия заложен очень высокий элемент неопределенности. Во-вторых, наличие конкурентов требует особо внимательного и тщательного отслеживания их особенностей: методов ведения процесса, организации сбыта, качества продукции. В-третьих, у начинающего предпринимателя отсутствует собственный опыт - деловой, профессиональный, а также соответствующие связи с поставщиками и потребителями. Это вынуждает его искать помощь в планировании развития своего предприятия и в определении той ниши, в которой будет функционировать его производство.

В-четвертых, бизнес-планирование с периодической коррекцией, поправками, дополнениями и изменениями в процессе развития предприятия помогает предпринимателю формировать собственное стратегическое мышление, помогает развивать интуицию, творческие способности, видение будущего и его реализации.

В-пятых, бизнес-план помогает максимально предусмотреть все события, как положительные, так и отрицательные, которые могут повлиять на ход организуемого бизнеса.

В-шестых, бизнес-план описывает будущее дело, бизнес, коммерцию на языке, понятном для инвесторов, то есть именно тех, кто будет финансировать этот проект.

Разработка бизнес-плана преследует следующие цели:

) Обеспечить проведение анализа планируемой деятельности будущего или функционирующего предприятия.

) Определить цели и задачи предприятия, а также мероприятия по их реализации, последовательность оптимизации этих мероприятий и допустимые расходы.

) Составить финансовые прогнозы на основании собственного опыта.

) Установить плановые ориентиры, включая размеры оборотного капитала и точку безубыточности.

) Определить объемы и виды финансирования, наиболее приемлемые для планируемого предприятия.

) Предоставить финансовым учреждениям наиболее полную и убедительную информацию о предприятии, то есть ту информацию, которая необходима для принятия быстрого, точного и благоприятного решения по обеспечению требуемых размеров финансирования [19].

Бизнес-планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших задач, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

1)инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

2)прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

)оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

)координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

)безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

)упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

)контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

)воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

)документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать средства в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть [25].

Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.


.2 Содержание бизнес-планирования процесса создания нового предприятия


Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.

Понятие «бизнес-план» может трактоваться в узком или широком смысле, а его содержание будет зависеть от назначения данного документа. Например, бизнес-планом может быть назван инвестиционный проект, направленный на предоставление информации о проекте потенциальным инвесторам. В некоторых случаях подготовка бизнес-плана является промежуточной стадией разработки проекта, а сам бизнес-план выступает основой для ведения переговоров между держателем проекта и его потенциальными участниками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оценка форм и условий финансирования [23].

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг, как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.

Бизнес-план представляет собой, по определению И.В. Липсица, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения [19]. Бизнес-план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план.

Механизм делового рыночного планирования, как справедливо считает В.М. Попов, включает теорию, методологию и практику планово-управленческой деятельности, охватывающей общие закономерности и российскую специфику рыночных экономических отношений [22]. Изменились ориентиры, методы и инструменты хозяйствования, в основу которых положены рыночные законы спроса и предложения.

В этих условиях деловое планирование или бизнес-планы должны объединить все этапы реализации предпринимательских проектов: от выбора стратегической или тактической цели до ее полной реализации на соответствующем рынке. Бизнес-планирование включает такие этапы, как выбор и обоснование вида деятельности, выявление наиболее реальных проектов ее осуществления, экономическую оценку затрат и результатов, разработку детализированного бизнес-плана, обеспечение выполнения запланированных мероприятий, корректировку плановых показателей и уточнение фактической эффективности использования бизнес-проекта.

Таким образом, практика планирования подтверждает тесное взаимодействие бизнес-планов и социально-экономических планов, сложившихся на российских предприятиях в последние годы. Однако между этими видами планов существуют и различия, свидетельствующие о наличии у каждого из них своего собственного предмета и места, как в сфере внутрифирменного планирования, так и во всей системе рыночного хозяйствования.

Во-первых, бизнес-планирование, в отличие от внутрипроизводственного или корпоративного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как социально-экономическое планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Во-вторых, бизнес-планы разрабатываются на инновационные проекты, четко очерченные временными сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Внутрифирменное планирование производится и осуществляется непрерывно на всех уровнях управления хозяйством. По мере выполнения одного годового плана фирмы после соответствующей корректировки переходят к осуществлению очередного плана и т.д. Бизнес-план имеет не только четкие временные, но и более узкие пространственные границы, тогда как любой внутрифирменный план таких четких ограничений не имеет.

В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.

В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.

В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому в настоящее время требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями [11].

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:

какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и, как он будет изменяться;

какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;

каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;

какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить [10].

На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:

общие исходные данные и условия выполнения проекта;

рынок сбыта продукции и производственная мощность;

материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

местонахождение предприятия и транспортные связи;

проектно-конструкторская документация;

организация предприятия и накладные расходы;

потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;

планирование сроков осуществления проекта;

финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация.

Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское законодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес-планирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в российском предпринимательстве.


.3 Анализ специфики оказания салонных услуг


Количество работающих в сфере парикмахерских услуг является максимальным среди всех подотраслей бытового обслуживания населения. Кроме того, парикмахерские услуги оказывают парикмахеры и косметологи - индивидуалы, практикующие в частном порядке без соблюдения процедуры обязательной регистрации в государственных органах. Это увеличивает фактический объем парикмахерских и косметических услуг, реализованных населению на 25-35%.

Темпы роста объемов реализованных парикмахерских услуг с каждым годом возрастают. С начала 2000 г. российский рынок салонов красоты развивался динамичными темпами - прирост составлял до 25-40% в год. Даже в 2009 году рост в денежном выражении составил 5%. Значительное снижение темпов развития было характерно только для небольших региональных городов, в крупных городах количество салонов красоты продолжало увеличиваться.

Тем не менее, в 2012 году в Приморском крае подотрасль уверенно занимает 4 место на рынке бытового обслуживания населения, представляя 9,9% от общего объема бытовых услуг. Рынок парикмахерских услуг эксперты считают одним из самых стабильных, перспективных и быстро развивающихся в городе [22].

Парикмахерские, как правило, занимают небольшие площади. Большая часть парикмахерских размещается на площадях от 100 кв. метров и более, как правило, на первых этажах жилых домов (встроенно-пристроенные помещения), гостиницах, общежитиях, вокзалах, крупных предприятиях, торговых центрах. Большинство помещений, занимаемых парикмахерскими и косметическими кабинетами, находится в хорошем состоянии. И лишь элитные и дорогие салоны могут позволить себе размещаться в отдельно стоящем здании.

В советские времена на рынке парикмахерских услуг существовало четкое разделение парикмахерских на две неравные группы. К первой относились советские «цирюльни» - дешевые, но с очень низким уровнем сервиса. Ко второй - элитные салоны - с высоким уровнем сервиса и оказываемых услуг, доступные только для малой доли населения из-за своей дороговизны. Поэтому большинство населения обслуживалось в парикмахерских низкого уровня. Таким образом, среди клиентов прочно укрепилось мнение, что только так и могут работать современные парикмахерские.

В последнее время появилась такая тенденция, что надо менять стереотипы клиента относительно парикмахерских. Акцентируется внимание на том, что теперь он может не только получать высококачественную услугу, но и платить за это разумную цену. Таким условиям стали удовлетворять именно парикмахерские среднего уровня, которые в тот момент являлись свободной нишей для предпринимателей в плане организации бизнеса. Многие поняли, что салоны среднего уровня иногда приносят даже более стабильный доход, чем элитные.

Существует несколько типов салонов красоты. По словам специалистов, салоны условно можно разделить на три типа: элитные салоны, салоны среднего класса, салоны низкого уровня. На сегодняшний день наибольший интерес представляют элитный салон и салон среднего уровня, так как именно эти два типа салонов являются наиболее перспективными. Открывать новый салон низкого уровня при современной конкуренции, по заверениям парикмахеров, нецелесообразно [23].

Действительно, цены в таких салонах низкие. Салоны эконом-класса представляют собой обычные парикмахерские, в которых помимо стрижки клиентам предлагают педикюр, маникюр и мелкие косметические услуги. Наценка за услуги здесь небольшая - порядка 30-40%. Однако рынок полностью насыщен салонами такого уровня, а качество работы оставляет желать лучшего.

Салон среднего класса. Салон среднего класса - это достаточно хорошее оборудование, невысокие (по сравнению с элитным салоном) цены, профессиональные мастера. Средний салон может быть более или менее высокого класса. Все зависит от оборудования, профессионализма мастеров, цен на услуги.

Салоны среднего и средневысокого уровня (последние позиционируют себя как салоны для бизнес-клиентов) отличаются от салонов эконом-класса большим набором услуг, в том числе косметических, и более высоким статусом клиентов. Наценка на услуги в них от 100 до 150%. Пятизвездочные салоны класса люкс сегодня позиционируют себя как имиджевые или корпоративные заведения. Наценка в таких салонах 200-250%. В таблице 1 представлен прейскурант цен салона среднего класса в г. Владивосток.


Таблица 1 - Прейскурант цен салона среднего класса в г. Владивосток

Название услугиЦена (руб.)Парикмахерские услуги-Укладка250-350Стрижкаот 300Окрашиваниеот 450Вечерние и свадебные прическиот 450Маникюр-Маникюр200Дизайн ногтей200Наращивание ногтей1000Педикюр-Педикюр обрезнойот 300Педикюр аппаратныйот 450Косметология-Чистка лица500Лифтингот 350Аппаратная косметологияот 350Маскиот 250

Элитный салон. У парикмахеров существует два подхода к определению элитного салона. Салоны, приведенные для примера, по праву относят себя к почетному разряду элитных салонов по разным критериям. В первом случае играют роль хорошее оборудование, мастера-профессионалы высокого класса, атмосфера работы и т.д. То же самое относится и ко второму типу салонов, но здесь на одном из важных мест стоит такое понятие, как «имя» руководителя салона.

VIP-салоны больше напоминают закрытые клубы для избранных, местоположение исключительно в центре города. Как правило, прайс-лист не ограничивается традиционными услугами. Наценка составляет 300-400%. В элитных салонах предложен весь спектр услуг парикмахера, стилиста, визажиста (помимо основных видов работ: стрижка бороды и усов, вечерний и дневной макияж и т.д.). В таблице 2 представлен прейскурант цен салона элитного класса в г. Владивосток.


Таблица 2 - Прейскурант цен элитного салона красоты по г. Владивосток

Наименование услугиЦена (руб.)Парикмахерские услуги-Стрижка женская800 - 1100Стрижка мужская1100Укладка 600 - 1200Укладка на диффузор 600 - 1000Укладка на бигуди 1000 - 1500Свадебная (вечерняя) прическа 1900 - 2200Химическая завивка 1700 - 2100Маникюр-Классический маникюр900Аппаратный маникюр1050Европейский маникюр900Педикюр-Классический педикюр1200Европейский педикюр1200Аппаратный педикюр1500Косметология-Маски600 - 4800Лифтинг3000 - 4950Аппаратная косметологияОт 1100Чистка лица950 - 2800

Самое главное в организации салона любого уровня то, что необходимо вложение большого количества средств. В первую очередь для приобретения очень хорошего оборудования таких компаний как Gamma & Bross SPA, BEAUTY STAR Maletti Group, PIETRANERA, дорогих расходных материалов производителей из Франции, Италии, Испании и на аренду помещения в престижном месте (хотя есть и счастливые исключения из правила о том, что элитный салон должен располагаться в элитном месте). Во-вторых, оплата персонала, должна быть соответствующей, поскольку понадобятся опытный топ-менеджер и профессиональные мастера.

Подбору кадров надо уделить особенное внимание. Но даже опытных мастеров вам придется переучивать под стиль салона. Это нужно для того, чтобы быть уверенным в каждом из них. Ведь профессиональная стрижка, прическа стоят на втором, третьем месте, на первом - «внимание к клиенту». Под этим понимается способность мастера поддержать разговор с клиентом практически на любую тему. Таким образом, стрижка становится приятным времяпрепровождением, а не обязанностью.

Еще один плюс в пользу опытных мастеров - своя клиентура. Известно, что сейчас у нас возродилась эта традиция, которая в других цивилизованных странах складывалась годами. У мастера, который работает какое-то количество времени, складывается определенный круг «своих клиентов», которые не стригутся ни у кого, кроме своего мастера. Соответственно при переходе из одного салона в другой мастер переводит большую часть своих клиентов на новое место работы. И это не удивительно, ведь за те часы, которые клиент проводит у мастера, они успевают не только познакомиться, но и сдружиться, обменяться телефонами, узнать подробности семейной жизни, эстетическое, философское мировоззрение друг друга.


2. Резюме


Оказание парикмахерских услуг на сегодняшний день, как показали результаты исследования, пользуется большим спросом. Деятельность салона «Стиль» будет ориентирована на жителей города Владивосток, в частности на людей со средним достатком, и также на гостей города - приезжающих на отдых и курортное лечение.

Наиболее экономически эффективным местоположением для салона красоты выбранного формата является спальный район с плотной застройкой. Также эффективным является местоположение рядом с торговыми центрами с высокой проходимостью.

Характеристика целевой аудитории по уровню дохода: создаваемый салон красоты будет позиционироваться как демократичный салон красоты, предлагающий качественные и наиболее востребованные услуги.

При формировании цены на услуги салона красоты ориентиром будут служить цены конкурентов аналогичного формата, а также будет учитываться средний целевой сегмент потребителей и объем затрат предприятия.

Как показали исследования среди конкурентов в салоне-парикмахерской «Шарм» и салоне красоты «Образ» средний оплата на одного клиента парикмахера - 400 рублей, мастера по маникюру - 350 рублей, на мастера педикюра - 500 рублей, поэтому по уровню цен нужно ориентироваться на цены в нем, то есть на средний уровень или чуть ниже среднего. Итак, в нашем будущем салоне красоты мы будем рассчитывать среднюю оплату на одного клиента парикмахера около 300 рублей, на мастера по маникюру - 250 рублей, на мастера педикюра - 400 рублей. Часы работы нашего салона красоты с 9-00 до 21-00, т.е. 12 часов. По данным проведенных исследований в день на одно мастера парикмахера приходится в среднем 10 клиентов, а на мастера маникюра и мастера педикюра 8 клиентов, в связи с тем, что мы только открылись, и многие еще не знают о нашем салоне, то мы планируем в среднем 5 человек на одного мастера парикмахера, и 4 клиента на мастера маникюра и мастера педикюра.

Как показали исследования средняя цена за оказываемую услугу составит 308 рублей, таким образом, выручка в день составит 28*308=10080 рублей, я выручка за месяц составит 10080*30=258720 рублей и выручка за год работы салона красоты будет равна 258720*12=3104640 рублей.

Чистая прибыль =3 104 640 - 2 269 013,6 =835 626,4 рублей.

Для открытия салона красоты потребность в инвестициях на 1 год составляет 2 404 713,6 руб. и включают следующее:

получение сертификата - 3000 руб.;

регистрация юридического лица - 10000 руб.;

фонд заработной платы - 1344000 руб.;

ремонт (350 руб. за кв. метр) - 14000 руб.;

оборудование, мебель - 95700 руб.;

кондиционер - 7000 руб.;

договор на вывоз и утилизацию волос и люминесцентных ламп - 6000 руб.

расходные материалы - 235357 руб.;

расходы на рекламу составят - 120750 руб.;

аренда помещения - 360000 руб.;

налог на прибыль (20%) - 208906,6 руб.

Таким образом, срок окупаемости всего проекта составит: 2404713,6/835626,4=2,9, т.е. инвестиции, вложенные в проект, окупятся за 2,9 года.


.1 Характеристика предприятия «Салона красоты «Стиль»»


Салон красоты «Стиль», Приморский край, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 45.

Суть проекта: предоставление парикмахерских услуг, услуг маникюра, педикюра.

Главной целью салона красоты «Стиль» будет являться удовлетворение потребностей своих клиентов посредством: высоким качеством оказания услуг; использование современного оборудования и расходных материалов; высокого сервиса обслуживания; разнообразия предлагаемых услуг и др.

Персонал салона красоты - 8 человек. График работы - с 9-00 до 21-00.

Планируется использование программы по подбору причёсок и макияжа, с помощью компьютера, цифрового фотоаппарата и специальной программы. Программа по своей сути уникальна, позволяет экономить время, деньги, красоту и здоровье волос, так как позволяет избежать многочисленных окрашиваний «во все цвета радуги», выдаёт сразу подходящий вариант, советы по уходу. Дополнительная, современная услуга по подбору причёски на компьютере, при этом бесплатная фотография на принтере, по которой тут же в салоне сделают причёску. Фотоснимок клиент заберёт с собой, чтобы потом по нему его стригли в дальнейшем.

Краткосрочная цель: оказание услуг населению, выход и закрепление на рынке салонов красоты города, получение стабильной прибыли.

Долгосрочная цель: расширение спектра предоставляемых услуг, развитие сети одноименных салонов красоты.

Источники финансирования будущего проекта - собственные средства.

При посещении салона красоты «Стиль» посетители смогут получить ряд следующих услуг.

) Парикмахерские:

стрижка модельная, женская;

стрижка модельная, мужская;

стрижка под машинку (мужская);

детская стрижка;

окрашивание волос;

окрашивание волос (без стоимости материала);

мелирование волос;

колорирование волос;

химическая завивка волос;

укладка;

свадебная укладка;

выравнивание волос утюгом;

мытье головы;

комплекс ухаживающих процедур для волос;

сушка волос феном.

) Ногтевой сервис:

маникюр (классический)

аппаратный маникюр;

массаж с ухаживающими средствами;

наращивание гелем и акрилом по форме (аквариум, френч);

наращивание гелем и акрилом на типсах (аквариум, френч);

реставрация ногтей;

ногтевой дизайн;

педикюр (классический);

аппаратный педикюр;

массаж ступней с ухаживающими средствами;

ногтевой дизайн.


.2 Анализ положения дел в отрасли парикмахерских услуг


Парикмахерские услуги относятся к сфере бытовых услуг и принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном быту людей, а, следовательно, являются самыми массовыми в России. Этот сектор услуг занимает наибольший объем на рынке бытового обслуживания населения и на данный момент представлен парикмахерскими, салонами, косметическими кабинетами и другими негосударственными предприятиями, составляющими 1/6 от общего числа предприятий сервиса.

Рассмотрим ситуацию на рынке парикмахерских услуг, сложившуюся в г. Владивосток на начало 2013 года. Общая картина представлена в таблице 3.


Таблица 3 - Динамика развития бытового обслуживания населения (парикмахерские)

Наименование показателя20082009201020112012Число предприятий8386596471Годовой объем услуг (тыс. руб.)149400154800106200115200127800Численность персонала581602413448497Объем ФОТ (тыс. руб.)8366486688594726451271568

Макроокружение создает общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него и для других предприятий границы допустимого и недопустимого. Подобно тому, как атмосфера по-разному действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет на организацию. Макроокружение по отношению к предприятию выступает как причина и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности; как предпосылка, вызывающая необходимость изменений на предприятии. Для оценки макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие положение региона.

По данным Примстата совокупный объем денежных доходов Приморского края за девять месяцев 2013 года составили 298,2 млрд. рублей в месяц, что на 13,7% больше уровня января-сентября 2012 года. Реальные доходы за этот же период увеличились на 6,5%. В структуре доходов преобладали доходы от предпринимательской деятельности. На их долю приходилось 39,2%. По сравнению с девятью месяцами 2012 года объем этих доходов увеличился на 5,5%. Средства, направленные на оплату труда наемных работников, увеличились на 12,6% и составили третью часть доходов.

Социальные трансферты возросли по сравнению с девятью месяцами 2012 года на 34,5%, в том числе на пенсионное обеспечение - в 1,5 раза. На выплату пособий и другой социальной помощи Пенсионный фонд направил средства на 22,5% больше, чем за девять месяцев 2012 года, консолидированный бюджет края - на 7%. В структуре расходов 76,5% приходилось на потребительские расходы, объем которых по сравнению с девятью месяцами 2012 года увеличился на 14,9%.

Географические факторы. При выборе места для салона учитывалось транспортное сообщение с центром и другими районами, проходимость, соседство учреждений, которые посещает большое количество людей. Планируемое место для открытия салона - микрорайон «Центр» вполне соответствует этим пожеланиям: рядом находятся торговый центр, супермаркет, ночной клуб, ряд магазинов, активно ведется строительство новых жилых многоэтажных домов.

Немаловажную роль в развитии малого предпринимательства в сфере бытовых услуг играет экономическое состояние страны. Уровень покупательской способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений. Так как данные услуги не являются жизненно важным, то спрос подвержен сильному влиянию со стороны экономики и других факторов. Крайне необходимые товары и услуги всегда будут на потребительском рынке, а спрос на них будет варьироваться между товарами-заменителями. На покупательской способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы.

На сегодняшний день экономическая ситуация достаточно стабильная, уровень безработицы снижается. В Приморском крае на учете в центре занятости населения в 2013 году состояли 27,0 тыс. человек, из них: 25,9 тыс. граждане, не занятые трудовой деятельностью, 23,7 тыс. - безработные. Численность безработных относительно 2012 года снизилась на 5,9 тысячи или на 20,0 процентов. Уровень регистрируемой безработицы в сравнении с прошлым годом снизился на 0,4 процентных пункта и составил 1,8%.

Текущая ситуация и тенденции развития отрасли. В 1 квартале 2013 года в г. Владивосток действует 72 предприятия по оказанию парикмахерских услуг. В городе рынок «индустрии красоты» сформировался и продолжает увеличиваться количественно. Буквально на каждом углу открываются новые салоны красоты, студии загара, парикмахерские. Складывается мнение, существующие темпы роста чрезмерны. В то же время спрос на данные услуги не удовлетворен. Значительная доля рынка приходится на маленькие салоны. Это объясняется тем, что доходы населения города невелики. Поэтому спрос на дорогие парикмахерские услуги небольшой, т.е. незначительный процент населения может посещать дорогие салоны красоты. Это, конечно, не значит, что новое заведение класса premium создать невозможно. Просто вложенные в него средства будут окупаться достаточно долго: 4-5 лет - вдвое больше среднерыночных показателей для салонов среднего уровня. Следовательно, в настоящее время открытие элитного заведения - это больше фактор престижа, чем прибыльный бизнес. Поэтому спрос на услуги парикмахерских среднего класса возрастает. Общая информация по числу парикмахерских кресел в городе представлена в таблице 4.


Таблица 4 - Число кресел в парикмахерских по городу Владивосток за 2007-2013 года

20092010201120122013 прогнозЗначение показателя за год350255258288297

Прибыль предприятий такого рода увеличивается не только за счет увеличения количества клиентов, но и за счет предложения дорогих услуг. Рост цен в «индустрии красоты» неизбежен, поскольку ценность процедуры в значительной мере определяется уровнем профессионализма специалистов и уровнем сервиса салона. Существующие темпы роста отрасли вызывают нехватку специалистов высокого уровня, что, естественно, поднимает их услуги в цене. За гарантию «качества» услуги, а, следовательно, за свой внешний вид клиенты готовы заплатить высокую цену.

К тому же современный рынок парикмахерских услуг очень динамичен, на него постоянно влияют различные факторы, одним из таких факторов является мода. Каждый сезон появляются новые тенденции. И чтобы предложить своему клиенту оптимальное обслуживание, мастера, прежде всего, стараются придерживаться наиболее современных схем и техник, быть информированными о последних достижениях промышленности и уметь применять эти новинки на практике.

С этой целью проводятся различные выставки-продажи, посвященные парикмахерскому и косметическому делу, в которой могут принимать участие как именитые парикмахеры и косметологи, так и рядовые мастера парикмахерского искусства. Выставки помогают узнавать о новинках этого вида бизнеса, обмениваться опытом. Среди парикмахеров и косметологов участие в выставке является престижным и говорит о высоком уровне профессионализма мастеров. Одним из организаторов таких мероприятий является Союз парикмахеров России. Это и тематические семинары по повышению квалификации, и практические занятия, и профессиональные конкурсы и форумы, и тренировочные сборы по подготовке к участию в конкурсах. В 2014 году состоится XVII Чемпионат России, который пройдет во время фестиваля «Мир Красоты-2014». Будут проведены отборочные региональные туры и конкурсы по парикмахерскому искусству, декоративной косметике, моделированию и дизайну ногтей [21].

Потенциальные потребители продукции. Потенциальными посетителями салона красоты «Стиль» являются жители, в основном прилегающих к салону домов.

Основными мотивами посещения салонов красоты являются:

стремление быть привлекательной, чувствовать себя женщиной (уверенность в себе как в женщине);

возможность снятия напряжения и стресса, «разрядки» и получения энергии;

поддержание «формы», позволяющей чувствовать себя уверенной, в контексте делового общения (чувствовать себя принадлежащей к определенной группе, где существуют установленные нормы, в частности - высокие требования к внешнему виду);

желание сделать приятное для себя (желание потратить время и деньги исключительно на себя, «время для меня одной»);

возможность общения и получение внимания к себе со стороны других, особенно специалистов.

Основными критериями выбора конкретного косметического салона являются: его месторасположение, рекомендации знакомых, которые являются гарантией получения услуг высокого качества и непосредственно само качество услуг.

Потенциальные конкуренты. Одной из характерных черт рыночной экономики является конкуренция. Будущее предприятие планируется расположить по адресу: ул. Октябрьская, 45.

Основными потенциальными конкурентами салона красоты «Стиль» являются расположенные недалеко: салон красоты «Образ» (Октябрьская 446) и салон-парикмахерская «Шарм» (Октябрьская 39). Сначала рассмотрим преимущества салона «Стиль» относительно конкурентов.

В отличие от «Образ» салон-парикмахерская «Шарм» оказывает ограниченное количество услуг. Салон «Образ», в свою очередь, предоставляет большее количество услуг, чем предполагается в «Стиль».

Стоимость же услуг салона-парикмахерской «Шарм» невысокие, у салона красоты «Образ» на порядок выше. Деятельность конкурентов в значительной степени влияет на устанавливаемые цены. Необходимо постоянно следить за тем, как конкуренты реагируют на решения в области ценовой политики, а также за ценами конкурентов. Постепенное повышение цен возможно при появлении достаточного количества постоянных клиентов и увеличении объема предоставляемых услуг.

Некоторые виды услуг, оказываемые салоном-конкурентом «Образ», не входят в спектр услуг «Стиль» (наращивание ресниц, макияж, депиляция, услуги косметолога). Определенную часть потенциальных клиентов, «Стиль» уступает этому конкуренту.

Определённые виды услуг салона «Образ» совпадают с услугами, которые планирует предложить салон «Стиль». Следует обойти конкурентов более широким спектром, предлагаемых услуг. В ближайшем будущем намечено открытие косметологического кабинета в салоне красоты «Стиль».анализ салона красоты «Стиль» (относительно потенциальных конкурентов).

) Сильные стороны:

удачное месторасположение;

спектр предоставляемых услуг больше относительно одного из конкурентов;

создание системы скидок для клиентов, получающих одновременно комплекс услуг; скидки пожилым людям, создание карт постоянных клиентов.

высокое качество используемой продукции.

) Слабые стороны:

наработанная база постоянных клиентов у конкурентов;

конкуренты имеют некоторые виды услуг, которые отсутствуют у салона красоты «Стиль».

) Возможности:

открытие косметологического кабинета. На данном участке района эту услугу никто не предоставляет;

добавить ассортимент косметической продукции в разной ценовой категории и, соответственно, обслуживать дополнительную группу потребителей.

) Угрозы:

быстрое появление новых конкурентов;

изменение потребностей и вкусов потребителей;

новые маркетинговые технологии конкурентов.

Подводя итог положению дел в отрасли, можно сказать, что на сегодняшний день, несмотря на высокую конкуренцию, есть все благоприятные условия для открытия нового салона красоты.

Факторы риска. В процессе деятельности предприятие может столкнуться с различными рисками. Их можно классифицировать следующим образом:

Юридические риски. Связаны с несовершенством законодательства, нечетко оформленными документами, двоякими трактовками законодательства.

Меры по снижению рисков:

Четкая и однозначная формулировка соответствующих статей документов;

Привлечение для оформления документов специалистов, имеющих практический опыт в этой области.

Производственные риски. Связаны со сложностью косметологической техники, быстро движущимся техническим прогрессом в сфере новых технологий в сфере оздоровительных процедур, недостаточно высоким качеством предоставляемых услуг.

Меры по снижению рисков:

Подбор профессиональных кадров;

Постоянное поощрение повышения квалификации работников;

Разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг;

Своевременное выделение достаточных финансовых средств для приобретения необходимого оборудования.

Маркетинговые риски. Связаны с возможными задержками выхода на рынок, неправильным выбором услуг, ошибочным выбором маркетинговой стратегии, ошибками в ценовой политике.

Финансовые, инновационные, социальные и другие виды рисков.

В процессе деятельности у предприятия всегда есть потенциальная возможность потери ресурсов, полной или частичной.

1)Появление нового конкурента.

Меры борьбы:

следить за отношениями с клиентами

качественное выполнение работы

расширение спектра услуг

хорошая реклама

) Стихийные бедствия.

Меры борьбы:

предприятие планирует застраховать имущество, чтобы ущерб, причинённый стихийными бедствиями, не повлиял на дальнейшую деятельность предприятия.

) Кражи.

Меры борьбы:

устройство надёжной системы охраны

страхование имущества

) Неблагоприятные изменения рыночной конъюнктуры.

К неблагоприятным изменениям рыночной конъюнктуры можно отнести падение спроса и снижение цен на услуги, предлагаемые салоном красоты, что может привести к снижению доходов, потери выручки.

Причинами могут быть:

снижение жизненного уровня населения.

Возможные виды риска, связанные с реализацией проекта:

Появление новых конкурентов;

Неплатежеспособность потребителей.

Основными путями снижения степени влияния данных факторов (при их возникновении) являются: снижение издержек производства, расширение ассортимента предлагаемых услуг и улучшение их качества [11].

2.3 План маркетинга


Какие бы разнообразные услуги не предоставлял салон красоты, все теряет смысл, если об этом никто не знает. Услуги необходимо продвигать на рынок. Продвижение - это всевозможные способы, используемые для координации действий сотрудников, связи с клиентами и установления контактов с другими заинтересованными лицами. Необходимо наладить общение не только с клиентами, партнерами, но и внутри - между сотрудниками, важно, чтобы руководство и сотрудники работали в тесном контакте и четко представляли цели и задачи общего бизнеса. Программа продвижения - это способы, используемые для общения с клиентами с целью завоевания их внимания и доверия.

Продвижение услуг салона красоты «Стиль» преследует следующие цели:

повысить интерес клиентов к салону;

добиться максимального постоянства клиентов;

добиться продажи комплекса услуг;

увеличить обороты до максимальной загруженности мест.

Основным способом продвижения является реклама. Не следует ждать, пока клиент случайно наткнется на салон красоты «Стиль», нужно использовать рекламную информацию, которая направит людей именно в этот салон.

На фоне достаточного количества конкурентов необходимо продумать качественную рекламу своих услуг, выделиться чем-то новым или особенно популярным. Необходимо провести грамотную презентацию салона вскоре после его открытия.

Можно воспользоваться довольно широким набором средств распространения услуг «индустрии красоты»:

- печать ярких рекламных проспектов и их распространение в близлежащих домах, магазинах, организациях;

размещение рекламных листов на почте, так как доступ во многие подъезды ограничен;

печать купонов на скидку и проведение рекламной акции;

реклама на местном канале телевидения или в печатных СМИ;

- радиореклама;

наружная реклама;

- реклама в интернете.

скидки инвалидам и пожилым людям.

акции, подарки, бонусы;

Необходимо тщательно проработать рекламный текст листовок и визиток. Основная задача составителей рекламного текста здесь заключается в том, чтобы показать отличия рекламируемых услуг «Стиль» от других салонов, сделать акцент на особых преимущества рассматриваемого заведения. В первую очередь, необходимо использовать один из самых недорогих видов рекламы, печатную рассылку. К преимуществам данного вида рекламы можно отнести, не только приемлемые затраты, но и то, что рекламные тексты, во-первых, прочитываются практически всеми получателями, во-вторых, они лучше запоминают прочитанное и, в-третьих, прямая почтовая рассылка осуществляется, как правило, скрытно от завистливых взглядов конкурентов, что не позволяет им предпринять адекватные рекламные и иные меры.

Рядом с предполагаемым местом открытия салоном красоты находятся детская почта и отделение Сбербанка, сотрудниками, которых являются женщины от 25 до 55 лет. Можно адресовать информацию об оказываемых услугах, непосредственно, всему персоналу, предложив, к примеру, 15%-ю скидку, наряду с предварительной бесплатной консультацией.

Реклама в прессе предполагает использование газет, журналов, справочников, альманахов, путеводителей и т.д. Из всех современных средств реклама по телевидению занимает одно из ведущих мест - по охвату информацией потенциальных клиентов. Реклама на улицах, на транспорте, световая реклама - все это разновидности наружной рекламы, которая в отличие от других обладает рядом специфических свойств. Основным из них является то, что наружная реклама способна только напоминать потенциальным клиентам о салоне, но не перечислять виды предоставляемых услуг. Дело в том, что проезжающие или проходящие люди не имеют возможности долго сосредотачиваться на призывах наружной рекламы. Для ее восприятия у них есть лишь доли секунды. Поэтому данная информация должна восприниматься легко и быстро, практически мгновенно.

Раздача визиток в стенах салона недостаточно эффективна, поэтому целесообразно продолжить деятельность в местах большого скопления потенциальных клиентов (торговых центров, заведениях медицинского характера, ресторанах, супермаркетах, солидных организациях и т.д.). Можно стимулировать сбытовые усилия собственно персонала. Необходимо для всех без исключения сотрудников заказать персональные визитные карточки, плюс персональной визитки (в отличие от визитки корпоративной) в том, она несёт на себе печать более близких отношений с клиентами.

Эффективной маркетинговой акцией по привлечению клиентов, может быть программа «Приведи друга». Приводя в салон нового посетителя, клиент получает разовую 50-процентную скидку на обслуживание.

Еще один носитель информации - интернет. Загрузка салонов через интернет сейчас существенно возросла. Из интернета в салоны приходят более знающие, подготовленные клиенты, прочитавшие все подробности о предлагаемых процедурах. Такие клиенты чаще всего становятся постоянными посетителями салона.

Желательно размещать рекламную информацию не в одном рекламном средстве, а в нескольких. Комплексное воздействие рекламной информации способно побудить потенциального клиента к принятию положительного решения посетить данный салон. Необходимо использовать стены своего салона в качестве материала для укрепления доверия к компетенции данного заведения со стороны клиентов. Большим плюсом будет наличие в салоне красоты «Кокетка» на стенах в специальных рамках дипломов мастеров и свидетельства об окончании ими различных специализированных курсов и семинаров. Это производит впечатление на посетителей, т.к. они подолгу не могут оторвать любопытные взгляды от такой стены.

Если будут иметь место, какие-либо публикации или статьи в адрес данного салона, пусть об этом узнают как можно больше клиентов, со стены в холле салона. Даже высокое качество предоставляемых услуг, их разнообразие ничего не стоит, если они не доведены до сознания потенциального клиента. Также немаловажным фактом является то, что люди любят клубы, поэтому необходимо сделать в салоне клубную атмосферу.

Есть один довольно простой способ - всё, что есть внутри помещения, должно нести на себе отпечаток фирмы. Для этого будет разработан логотип, а потом можно будет его повторять - на календарях, салфетках, бумажных полотенцах. Такие приятные мелочи, украшенные узнаваемым принтом и раздавать гостям в качестве сувениров. Такие подарки, хоть и дёшевы по цене, но дороги, по сути.

Начиная со 2 месяца работы предприятия реклама на СТС-канала и на радио будут выходить 10 дней в месяц. Расходы на рекламу за 1 год представлены в таблице 5.


Таблица 5 - Расходы на рекламу за 1 год

Виды рекламы1 кв.2 кв.3 кв.4 кв.ГодТелевидение (руб.)1550090009000900042500Радио (руб.)1375010500105001050045250Печать листовок (руб.)450045004500450018000Изготовление и согласование наружной вывески (руб.)15000---15000Итого (руб.)48750240002400024000120750

Стартовые расходы на рекламу составят 32750 руб. и включают в себя:

а) реклама на СТС-канале:

- изготовление динамического графического логотипа - 7 сек. - 5000 руб.

появление на экране динамического графического логотипа - 300 руб. за один выход с 18.30 до 23.00 (15 дней в месяц - 4500 руб.);

б) реклама на радио «HIT FM»:

изготовление информационного ролика - 1500 руб.

выход в эфир - 10 сек. - 350 - руб. (15 дней в месяц - 5250 руб.);

в) печать рекламных листовок - 1000 шт. - 1500 руб.;

г) изготовление и согласование наружной вывески - 15000 руб.


.4 Производственный план


Помещение. Площадь помещения под салон красоты зависит от количества предлагаемых услуг. Площадь всех помещений регламентируется нормами Роспотребнадзора. Для проведения маникюрных и педикюрных работ может быть предусмотрено общее или раздельное помещение. В холле будет установлена стойка администратора. По установленным санитарным нормам для салона красоты обязательным является наличие вспомогательных помещений (склада, стерилизационной, комнаты отдыха для персонала).

В качестве помещения под салон красоты планируется аренда нежилого помещения на первом этаже многоквартирного дома.

Санитарные нормы предусматривают:

1)на одного парикмахера - площадь 7-8 кв.м.;

2)помещение для посетителей (зал ожидания, гардероб для посетителей) - 3 кв.м. до 10 рабочих мест;

)кабинет маникюра - 6 кв.м.;

)кабинет педикюра - 6 кв.м.;

)помещение для отдыха и приема пищи - 12 кв.м.;

)подсобные помещения, кладовые (кладовые для белья, для уборочного инвентаря - 1,5 кв.м. до 10 рабочих мест;

)помещения для хранения дезинфицирующих, моющих, педикулицидных средств- 1,5 кв.м. до 10 рабочих мест.

Поэтому необходимо помещения для салона красоты общей площадью 40 кв.м.

Предприятие планирует заключить договор на аренду помещения 40 кв.м. с физическим лицом и обязуется ежемесячно выплачивать по 30 000 рублей за аренду (коммунальные услуги включены).

Оборудование. На поставку сырья и расходного материала салон заключит договоры с торговыми организациями, предварительно воспользовавшись услугами юридических лиц.

Для салона будет закуплено профессиональное оборудование:

1)мебель (2 парикмахерских зеркала, маникюрный стол, стойка дл администратора);

2)кресло парикмахерское - 2 шт.;

)тележка парикмахерская - 2 шт.;

)сушуар - 1 шт.;

)стулья - 6 шт.;

)мойка парикмахерская - 1 шт.;

)кресло для педикюра - 1 шт.;

)диван для посетителей - 1 шт.;

)контрольно-кассовый аппарат - 1 шт.


Таблица 6 - Перечень приобретаемого имущества

Наименование оборудования, технических средствСпособ полученияСрок поставкиЦена за ед., руб.Кол-во, шт.Стоимость оборудования, руб.1. 2 парикмахерских зеркала, маникюрный стол, стойка для администратора, стеллаж для косметических препаратовИзготовление по заказу14 дней--110002. Кресло для клиента парикмахераПокупка7 дней3000260003. Тележка парикмахерская"То же2000240004. Сушуар""9000190005. Стулья""500630006. Мойка парикмахерская""120001120007. Кресло для педикюра""150001150008. Диван для посетителей""150001150009. Контрольно-кассовый аппарат""1600011600010. Фен для парикмахера"2 дня35001350011. Ножницы"То же12002240012. Машинка для подстрижки""20001200013. Расчёска""120336014. Расчёска""2202440Итого----95700

Инструменты. Чаще всего на работу мастер приходит со своим личным комплектом инструментов, приобретенным на свои деньги. Необходимый набор включает ножницы прямые (3 штуки с полотнами разной длины, с насечками и без), филировочные ножницы (2 шт. с полотнами разной длины и формы), набор расчесок (4 вида) и щеток (3 вида), профессиональную опасную бритву с насадками для стрижки, кисточку и емкость для окраски волос, профессиональный фен (жаропрочный, с длинным соплом, 2-3 скорости, 2 температурных режима, мощность от 1200 Вт), машинку для стрижки волос, электрощипцы (круглые и плоские). Как правило, все это оборудование мастер приобретает сам, и оно является его собственностью. Но необходимо приобрести и дополнительное оборудование и средства.


Таблица 7 - Расходные материалы и инструменты

Наименование оборудования, технических средствСпособ полученияСрок поставкиЦена за ед., (руб.)Кол-во, шт.Стоимость (руб.)1. Красящий порошок для мелирования и осветления волосПокупка2 дня30013002. Краска профессиональная для окрашивания волос"То же982019603. Перчатки для окрашивания волос""252504. Состав для химической завивки волос""32513255. Посуда для окраски, завивки волос""11522306. Плойка для завивки волос""1250112507. Лак для волос""12022408. Средства для укладки волос""13056509. Маски для волос""175352510. Шампуни для разных типов волос""135681011. Бальзамы-ополаскиватели для волос""140456012. Лампа для наращивания""21001210013. Лампа освещения""800180014. Халаты""5004200015. Стерилизатор""18001180016. Гель для наращивания""15602312017. Цветные гели (набор)""38501385018. Типсы набор""13001130019. Клей для типс""250125020. Формы""360136021. Декоративный материал для дизайна""1901190022. Кисточки""160232023. Пилки""120224024. Пилки""100220025. Базовый гель для покрытия""480148026. Жидкое мыло дезинфицирующее""100220027. Препарат для растворения кутикулы""350135028. Масло для размягчения кутикулы""150230029. Препараты для укрепления ногтевой пластины""189356730. Нетканые салфетки""160232031. Лак для ногтей""5620112032. Средство для снятия лака""75215033. Средства по уходу за кожей рук и ног""110444034. Воротнички парикмахерские ""-50026035. Полотенца одноразовые""210 (50 шт.)150630Итого----29157

Расходные материалы. К расходным материалам относятся все средства, которые мастер использует в своей работе: шампуни и бальзамы, жидкости для окраски, завивки и укладки, а также лечения и реабилитации волос. Все это приобретается у специализированных компаний-поставщиков.


.5 Организационный план


Форма собственности - Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Уставной капитал - 10000 руб.

Вид деятельности по ОКВЭД - 93.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Организационная структура управления предприятием подробно показана на рисунке 1.


Рисунок 1 - Организационная структура управления салона красоты

В салоне красоты «Стиль» 4 мастера-универсала, мастер маникюра, мастер педикюра, уборщица. Директор салона исполняет обязанности администратора и бухгалтера. Салон будет работать с 9-00 до 21-00 (без обеда), без выходных. Мастера в салоне работают посменно: первая смена работает с 9-00 до 15-00, вторая смена - с 15-00 до 21-00.

Рабочий день уборщицы не нормирован, поэтому по соглашению она имеет право приходить проводить влажную уборку салона во время смены, т.е. в 15-00 и к концу рабочего дня, т.е. в 20-00. Раз в неделю в ее обязанности входит генеральная уборка. Ниже в таблице 8 указан график работы мастеров.


Таблица 8 - График работы персонала

ПнВтСрЧтПтСбВсПарикмахер 1Вых.9-1515-219-1515-219-1515-21Парикмахер 215-21Вых.15-219-1515-219-1515-21Парикмахер 3Вых.15-219-1515-219-1515-219-15Парикмахер 49-15Вых.9-1515-219-1515-219-15Мастер маникюраВых.15-2015-2013-2013-2012-2012-20Мастер педикюра15-20Вых.15-2013-2013-2012-2012-20

Несомненно, предприятие сильно своим персоналом. Грамотные руководители и квалифицированные исполнители могут вывести из прорыва даже самое неэффективно работающее предприятие, а плохие кадры, наоборот, - разорить процветающее.

Поэтому предприятие планирует принять на работу квалифицированных мастеров. Каждые полгода салон будет предоставлять возможность своим работникам повышать квалификацию, отправлять на различные семинары в города Санкт- Петербурга, Москвы и др. Сумма, которая будет выделяться на это, будет накапливаться в течение 6 месяцев.

В будущем салон планирует открыть мастер-класс, где будут обучаться профессионализму молодые мастера. Это принесет дополнительную прибыль предприятию.

Для получения прогрессивного результата от деятельности салона, мастера должны быть высококвалифицированными работниками.

Оплата труда мастеров. Наиболее распространенной схемой оплаты услуг специалистов является выплата процентов (в среднем - 30 - 40). Однако у «процентной схемы» есть обратная сторона - до тех пор, пока салон не завоюет популярность и не получит стабильный приток клиентов, удержать хороших мастеров при такой системе оплаты нелегко. А потому на начальных этапах необходимо будет платить своим сотрудникам заработную плату независимо от уровня загруженности. Обслуживание посетителей будет происходить по записи администратора. Оплата уборщицы - прямая сдельная, т.е. заработная плата устанавливается по заранее установленной расценке.

Штатное расписание предприятия салона красоты «Стиль» представлено в таблице 9.


Таблица 9 - Штатное расписание салона красоты «Стиль»

№Наименование должностиКол-во единицДолжностной оклад, руб.Р/К (10%), руб.Д/К (30%), руб.ФЗП в месяц, руб.ФЗП в год, руб.1Директор11500015004500210002520002Парикмахер 41000010003000560006720003Мастер по маникюру11000010003000140001680004Мастер по педикюру11000010003000140001680005Уборщица150005001500700084000Итого1344000

Как показали исследования среди конкурентов в салоне-парикмахерской «Шарм» и салоне красоты «Образ» средний оплата на одного клиента парикмахера - 400 рублей, мастера по маникюру - 350 рублей, на мастера педикюра - 500 рублей, поэтому по уровню цен нужно ориентироваться на цены в нем, то есть на средний уровень или чуть ниже среднего. Итак, в нашем будущем салоне красоты мы будем рассчитывать среднюю оплату на одного клиента парикмахера около 300 рублей, на мастера по маникюру - 250 рублей, на мастера педикюра - 400 рублей. Часы работы нашего салона красоты с 9-00 до 21-00, т.е. 12 часов. По данным проведенных исследований в день на одно мастера парикмахера приходится в среднем 10 клиентов, а на мастера маникюра и мастера педикюра 8 клиентов, в связи с тем, что мы только открылись, и многие еще не знают о нашем салоне, то мы планируем в среднем 5 человек на одного мастера парикмахера, и 4 клиента на мастера маникюра и мастера педикюра.


Таблица 10 - Расчет доходов салона красоты

Количество клиентовСредняя стоимость услуги (руб.)Выручка (руб.)ДеньМесяцГодмесяцгодПарикмахер 15150180030045000540000Парикмахер 25150180030045000540000Парикмахер 35150180030045000540000Парикмахер 45150180030045000540000Мастер по маникюру4120144025030000360000Мастер по педикюру4120144040048000576000Итого28840100803082587203 104 640

.6 Финансовый план


Расчёт объёмов продаж является ключевым параметром при организации нового предприятия. Однако он не может быть рассчитан идеально точно и имеет всегда ориентировочный характер, так как предугадать потребности потребителей и спрос на выпускаемую предприятием продукцию представляется очень сложной и трудоёмкой задачей.

Для открытия салона красоты потребность в инвестициях на 1 год составляет 2 404 713,6 руб. и включают следующее:

получение сертификата - 3000 руб.;

регистрация юридического лица - 10000 руб.;

фонд заработной платы - 1344000 руб.;

ремонт (350 руб. за кв. метр) - 14000 руб.;

оборудование, мебель - 95700 руб.;

кондиционер - 7000 руб.;

договор на вывоз и утилизацию волос и люминесцентных ламп - 6000 руб.

расходные материалы - 235357 руб.;

расходы на рекламу составят - 120750 руб.;

аренда помещения - 360000 руб.;

налог на прибыль (20%) - 208906,6 руб.


Таблица 11 - Определение чистой прибыли на 1 год

№Наименованиесумма, руб. в год1Доход3 104 6402Расход20601073Прибыль10445334Налог на прибыль (20%)208906,65Чистая прибыль835626,4

Следующим шагом является определение постоянных издержек (TFC) и переменных издержек (TVC) в год:

Постоянные издержки - это затраты предприятия, не зависящие от объема производства. Постоянными затратами являются затраты на содержание зданий, на содержание административного аппарата и т.д. В данном бизнес-плане они включают:

фонд заработной платы - 1344000 руб.;

аренда помещения - 360000 руб.

Итого TFC= 1704000 рублей.

Переменные издержки - затраты <#"justify">расходы на рекламу составят - 120 750 руб.;

расходные материалы - 235 357 руб.;

налог на прибыль (20%) - 208906,6 руб.;

Итого TVC= 565013,6 рублей.

Итого издержки (TC):


TC=TFC+TVC (1)


TC= 1704000 + 565013,6 = 2 269 013,6 рублей.

Определение чистой прибыли салона красоты:


Чистая прибыль =(TR-TC) (2)


Чистая прибыль =3 104 640 - 2 269 013,6 =835 626,4 рублей

Находим срок окупаемости проекта:


(3)


Определяем рентабельность продукции:


(4)


Определение точки безубыточности:


(5)


То есть себестоимость услуг, которые потребляет в среднем один клиент, равна 56,06 рубля. чел.

То есть данный салон красоты за год должны посетить больше чем 6682,3 человека, для того чтобы его деятельность приносила прибыль.



То есть салон красоты должен получить за год своей деятельности прибыль равную 2 058 148,4 руб., чтобы достигнуть уровня безубыточности.


Рисунок 2 - График точки безубыточности салона красоты «Стиль»


Заключение


Бизнес-план - инструмент предпроектных исследований, прединвестиционная стадия формирования концепции проектного предложения, коммерческой целесообразности реализации проекта на конкретной территории в конкретные сроки на основе анализа конъюнктуры рынка и выработки стратегии маркетинга.

Все больший интерес к особенностям разработки бизнес-планов проявляют руководители организаций и предприятий всех форм собственности, предприниматели, банковские и страховые структуры.

Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, однако не зависимо от этого существуют ключевые вопросы, которые необходимо тщательно продумать и осмыслить, а так же в обязательном порядке внести в планирование: описание предприятия (резюме); план маркетинга; производственный план; финансовый план.

Целью данной работы было изучение и разработка всех важных аспектов, учитывающихся при открытии салона красоты на примере салона «Стиль»: порядок государственной регистрации, подготовка необходимых документов, формирование организационной структуры управления салона, разработка бизнес-плана салона.

Были решены следующие задачи:

) определены теоретические основы создания нового предприятия и выбраны для него основные типовые характеристики;

2) проведен анализ особенностей городского рынка для дальнейшей разработки основных мероприятий по организации предприятия в сфере бытовых услуг, анализ сильных и слабых сторон предприятия, анализ оказываемых услуг потенциальных конкурентов;

3) приведены основные документы и нормативные акты для открытия предприятия в парикмахерских услуг;

) с учетом результатов рыночного анализа были разработаны маркетинговый план, организационный план, приведены основные затраты на оборудование и расходные материалы, финансовый план на 1 год, проведен расчет окупаемости проекта.

Приведены основные расчеты окупаемости предлагаемого проекта, т.е. создание салона красоты.

1) Рассчитана рентабельность предприятия (0,27 %)

) Определена точка безубыточности.

) Срок окупаемости проекта (2.9 года) приемлем с точки зрения сравнительной эффективности для капитальных вложений в отрасль. Таким образом, рассчитанные параметры свидетельствуют в пользу принятия проекта.

бизнес парикмахерский финансовый

Список использованных источников


1. Байнарович Н.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.Н. Байнарович. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. - 76с.

. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 512с.

. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2009. - 688с.

. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для студ. вузов / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 296с.: ил. - (Homo fabe).

. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: учебное пособие для вузов / С.В. Галицкая. - М.: Эксмо, 2009. - 652с.

. Ершов А.К. Управление качеством: учебное пособие для вузов / А.К. Ершов. - М.: Логос, 2008. - 288с.

. Кафидов В.В. Управление персоналом: учебное пособие для вузов / В.В. Кафидов. - СПб.: Питер, 2009. - 240с.

. Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту: конспект лекций с задачами и тестами для вузов / В.В. Ковалев. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 448с.

. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер/Ф. Котлер; пер. с англ. О. Литвиновой. - М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 225 с.

. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 480 с.: ил. - (Учебник для вузов).

. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: учебное пособие / Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. - 6-е изд. стереотип. - М.: Академия, 2009. - 207с.

. Основы менеджмента: учебно-методическое пособие / под ред. М.А. Чернышева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 365с.

. Прошкина Т.П. Менеджмент: учебное пособие / Т.П. Прошкина. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2007. - 350с.

. Психология менеджмента: учебное пособие / под ред. В.Л. Полукарова, В.И. Петрушина. - М.: КНОРУС, 2008. - 280с.

. Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия: учебник для вузов / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 296с.

. Сироткин В.Б. Финансовый менеджмент фирмы: учебное пособие для вузов / В.Б. Сироткин. - М.: Высшая школа, 2008. - 320с.

. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом: учебно-практическое пособие / Э.Е.Старобинский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2009. - 384с.

. Терентьева Т.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие / Т.В. Терентьева. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. - 244с.

. Управление организацией: учебник для вузов / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 669с.

. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: учебник для студ. вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 368с.

. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / под ред. Е.И. Шохина. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 480с.


Теги: Создание предприятия в сфере бытовых услуг (салона красоты) в городе Владивосток  Бизнес-план  Менеджмент
Просмотров: 32285
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Создание предприятия в сфере бытовых услуг (салона красоты) в городе Владивосток
Назад