Разработка стратегии предприятия

Содержание


Введение3

1. Краткий обзор (резюме) проекта5

1.1 Суть проекта5

2. Инициатор проекта8

2.1. Общие данные8

2.2. Учредители8

2.3. Виды и объемы деятельности9

3. Существо предлагаемого проекта11

3.1. Местонахождение объекта11

3.2. Описание продукта (услуги)11

3.3. Производственные ресурсы14

3.3.1. Производственное оборудование14

3.3.2. Средства доставки17

3.3.3. Материалы и комплектующие19

3.4. Технология производства продукта (оказания услуги)19

3.5. Кадровое обеспечение производства21

3.5.1 Организационная структура предприятия23

3.5.2. Составление матрицы разделения административных задач управления (матрица РАЗУ)24

4. Анализ положения дел в отрасли26

4.1. Динамика развития рынка26

4.2. Спрос на рынке27

5. Обзор рынков сбыта продукции28

5.1. Потенциальная емкость рынка сбыта28

5.2. Конкуренция на рынке сбыта29

5.3. Маркетинговая стратегия проекта30

6. Организационный план32

7. Финансовый план34

7.1. Условия и допущения, принятые для расчета34

7.2. Исходные данные36

7.2.1. Налоговое окружение36

7.2.2. Номенклатура и цены продукции36

7.3. План производства37

7.4. Определение затрат38

7.5.1. Прибыли-убытки42

7.5.2. Дисконтированный Кэш-фло44

7.5.4. Баланс46

7.6 Показатели экономической эффективности50

8. Оценка рисков.55

Заключение.57

Список литературы59


Введение


В современном мире, с появлением научно-технического прогресса, современный человек все больше времени уделяет своему здоровью. И это в первую очередь касается не только занятий спортом, но и повышенному вниманию к своему питанию и продуктам. Тем более, что последние исследования показывают, что от качества воды зависят и качества биохимических процессов в организме человека. Именно поэтому, актуальность темы курсовой работы - разработка бизнес-плана компании по производству чистой воды, является определяющей.

В процессе предпринимательской деятельности предприятие может столкнуться с различными факторами, влияющими на деловую среду. Поэтому, решив начать новое дело или открыть новое направление в уже имеющемся предприятии, предприниматель должен тщательно взвесить все аспекты. Для этого необходимо оценить, как правило, 4-5 наиболее существенных сторон финансово-хозяйственной деятельности нового предприятия.

Во-первых, это маркетинг. Необходимо оценить перспективы новых продуктов и услуг на рынке, их востребованность и тенденции роста. Важно также провести оценку конкурентной среды.

Во-вторых, это финансы. Необходимо просчитать затраты на организацию производства и продвижение нового товара. Определиться с затратами и рассчитать цену, по которой будет продаваться услуги или товар. Определить возможные финансовые риски и спрогнозировать доходы, баланс новой компании и сроки окупаемости.

В-третьих, это производство. Необходимо определиться с системой качества, производственными циклами, закупкой комплектующих, вспомогательных материалов.

В четвертых, это кадры. От качественного подбора персонала зависит 80% успеха!

В-пятых, это внешние факторы влияния. К ним можно отнести политические риски, стабильность государственного устройства и т.п.

В данной работе, автор постарался дать количественную оценку вышеперечисленным факторам и составить бизнес-план с максимальным их учетом.

Содержание работы нашло свое отражение в разделах:

1.Маркетинговое исследование;

2.Производственный план деятельности;

.Кадровое обеспечение;

.Финансовый план деятельности;

.Анализ рисков бизнес-плана.


1. Краткий обзор (резюме) проекта


1.1 Суть проекта

маркетинговый план услуга риск

Реализация данного проекта позволит создать компанию по производству, розливу и доставке чистой воды.

Исходной является водопроводная вода, которая проходит три ступени очистки. В технологическом процессе используются высококачественные расходные материалы.

Водоподготовка и розлив осуществляется на оборудовании одной из крупнейших российских компаний-производителей оборудования для розлива.

Вода разливается в бутыли объемом 19 литров (5 галлонов) и бесплатно доставляются по домам и офисам клиентов. Для удобства пользования 19-литровыми бутылями предлагается специальное оборудование: кулеры, диспенсеры и помпы различных моделей.

Сопутствующая продукция - термоустойчивые стаканчики, подстаканники, и т.д. Производственная мощность: 100 бутылей в час. Срок проекта 3 года.

На начальном этапе арендовано и подготовлено помещение. Сделан заказ на оборудование.

Финансирование производится за счет финансового кредита в размере 5 936 580,89 рублей, сроком на 1079 дней. Годовая ставка за кредит - 15%. Гарантии возврата кредита: поручительство крупной торговой компании и группы физических лиц - учредителей компании. Вложение в проект собственных средств в размере 3 000 000 рублей. Предполагается приобретение оборудования в лизинг:


НазваниеДата приобретенияСуммаСрок лизингаАвтомобиль 105/2010455213,4331Автомобиль 209/2010467762,0526Автомобиль 312/2010474165,0724Автомобиль 404/201148644816Автомобиль 508/2011498781Начальное оборудование09/2010157563335

Реализация проекта осуществляется с 2010 года, на первом этапе - установка оборудования и получение лицензий и разрешений. Нанимается персонал. Второй этап - запуск производства - май 2010 г., выход на производственную мощность - 2012 г.

Проект имеет достаточно высокие показатели эффективности, которые обеспечиваются реальным прогнозом сбыта предоставляемых услуг и показывают обоснованность вложения средств.

Принятая в расчетах ставка дисконтирования равна ставке стоимости заемного капитала - 15%.


Таблица 1.1. Эффективность проекта

ПоказательРублиДоллар СШАСтавка дисконтирования15,000Период окупаемости26 месяцев28 месяцевДисконтированный период окупаемости27 месяцев28 месяцевСредняя норма рентабельности119,22%78,33%Чистый приведенный доход15 757 835402 259Индекс прибыльности2,792,35Внутренняя норма рентабельности109,70%64,92%Модифицированная внутренняя норма рентабельности54,21%32,71%Длительность2,332,30

Таблица 1.2. Финансовые показатели

Показатель201020112012Коэффициент текущей ликвидности (CR), %141,510,4329,9Коэффициент срочной ликвидности (QR), %141,39,8329,1Коэфф. оборачиваем. запасов (ST)166,5176,6213,4Коэфф. оборачиваем. основных средств (FAT)4,114,341,7Коэфф. оборачиваем. активов (TAT)3,611,94,2Суммарные обязательства к активам (TD/TA), %312,8348,627,3Долгоср. обязат. к активам (LTD/TA), %200,3143,10,0Долгоср. обязат. к внеоборотн. акт. (LTD/FA), %269,8170,60,0Суммарные обязательства к собств. кап. (TD/EQ), %-293,1-149,637,5Коэфф. рентабельности валовой прибыли (GPM), %78,086,189,7Коэфф. рентабельности операц. прибыли (OPM), %-1717,4-280,546,3Коэфф. рентабельности чистой прибыли (NPM), %-1717,4-280,539,3Рентабельность оборотных активов (RCA), %-26701,3-19488,4183,3Рентабельность внеоборотных активов (RFA), %-2992,5-3536,81636,3Рентабельность инвестиций (ROI), %-2558,7-2987,7164,9Рентабельность собственного капитала (ROE), %141,510,4329,9

Основные последствия негативных факторов, потенциально способные ухудшить финансовые показатели проекта таковы:

. уменьшение выручки (снижение цен на продукцию и / или объёмов производства);

. увеличение текущих (эксплуатационных) затрат.


2. Инициатор проекта


2.1 Общие данные


Общество с ограниченной ответственностью «Аква-Москва» учреждено физическими лицами 24.12.2006 г., зарегистрировано ИФНС России по Октябрьскому району г. Москва от 24.12.2006 г. Свидетельство о государственной регистрации - серия КВ №57 - 517 от 24.12.2006 г. Свидетельство о постановке на налоговый учет - серия 95 №0054687

от 24.12.2006 г. Адрес: ул. Лазурная, дом 4, Октябрьский район, г. Москва.

Руководитель - Иванов Иван Иванович, директор. Технический директор - Петров Петр Петрович.

Сфера деятельности и отраслевая принадлежность: производство чистой воды, пищевая промышленность.

Опыт работы в сфере деятельности, связанной с предлагаемым проектом:

Петров Петр Петрович - 2002 по 2006 год - Заместитель Генерального Директора ЗАО «Вода»;

Иванов Иван Иванович - опыт работы в отрасли производства и розлива чистой воды 2 года.


2.2 Учредители


Размер уставного капитала: 10 000 рублей

Доля оплаченного капитала: 10 000 рублей


Таблица 2.1. Акционерный капитал

АкционерДатаСумма (руб.)Иванов Иван Иванович09.01.20075 000,00Петров Петр Петрович09.01.20075 000,00

2.3 Виды и объемы деятельности


Таблица 2.2. Основная продукция и услуги

НаименованиеЕдиница измеренияНачало продажКерамический диспенсер в ассортиментешт.01.05.2010Кулер напольный компрессорныйшт.08.06.2010Кулер настольный электронныйшт.01.05.2010Одноразовые стаканчикикомплект08.06.2010Подставка под бутыльшт.01.05.2010Подстаканникшт.01.05.2010Помпа механическаяшт.08.06.2010Ручки для переноса бутылейшт.01.05.2010Санитарная обработка кулерашт.08.06.2010Средство для самостоятельной санитарной обработкишт.08.06.2010Чистая водабутыль01.05.2010

В качестве основных потребителей предполагаются предприятия города Москвы. Компания планирует реализовывать продукцию по следующему графику:


Таблица 2.3. Планируемый объем поставок (шт.)

Продукт / ВариантЕд. изм.1.082.083.084.085.086.087.088.089.0810.0811.0812.08Керамический диспенсер в ассортиментешт.7101418202225Кулер напольный компрессорныйшт.581012151720Кулер настольный электронныйшт.581012151720Одноразовые стаканчикикомплект100120150160170180190Подставка под бутыльшт.20202020202020Подстаканникшт.30303030303030Помпа механическаяшт.10101010101010Ручки для переноса бутылейшт.10101010101010Санитарная обработка кулерашт.24578910Средство для самостоятельной санитарной обработкишт.571013141515Чистая водабутыль350920175027003600440053006200

Таблица 2.4. Планируемый объем поставок (продолжение)

Продукт / ВариантЕд.изм.1 кв. 20112 кв. 20113 кв. 20114 кв. 20112012Керамический диспенсер в ассортиментешт.80100120150780Кулер напольный компрессорныйшт.60606060240Кулер настольный электронныйшт.60606060240Одноразовые стаканчикикомплект64080097010504200Подставка под бутыльшт.60606060240Подстаканникшт.90909090360Помпа механическаяшт.30303030120Ручки для переноса бутылейшт.30303030120Санитарная обработка кулерашт.30303030120Средство для самостоятельной санитарной обработкишт.45454545180Чистая водабутыль27600365604500053802981203. Существо предлагаемого проекта


3.1 Местонахождение объекта


Район: Октябрьский,

улица: Лазурная, дом: 4

Обоснование выбора:

. Близость к потребителям. Расстояние до центра города - 6 км.

. Развитая инфраструктура.

. Относительно небольшая арендная плата.

. Наличие производственных площадей и инфраструктуры.

Для осуществления хозяйственной деятельности предполагается использование помещения 250 м², включая производственное - 150 м² и склад - 70 м², подсобные помещения - 30 м². Капитальный ремонт был произведен в 2006 г. Плата - 400 рублей в месяц за кв. м. Офис в том же здании - 150 м². Плата в месяц за кв. м. - 500 р. Первоначальный срок арены 11 месяцев - с «25» декабря 2007 года по «25» ноября 2010 года. Парковка входит в стоимость сдаваемого в аренду помещения.

Производственное помещение, соответствует требованиям «Санитарных правил для предприятий по обработке и розливу питьевых минеральных вод» №4416-87: обеспечено подведение коммуникаций горячего и холодного водоснабжения, канализации, освещения, вентиляции, отопления; произведена отделка стен помещений кафельной плиткой, изготовлены мозаичных полов, обеспечивающие сток в канализацию. В цехе присутствуют линии для транспортировки готовой продукции.


3.2 Описание продукта (услуги)


Основная продукция - питьевая вода в 19 литровых бутылях. Компания осуществляет производство, розлив и доставку питьевой воды. Питьевая вода имеет нормальный уровень минерализации до 500 мг/л и рекомендована как для питья, так и для приготовления пищи и напитков.

Продукция должна соответствовать ГОСТ Р 52109-2003 «Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия» и ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»

Сырьем является водопроводная вода, которая проходит три ступени очистки. В технологическом процессе используются высококачественные расходные материалы - кокосовые угли с ионами серебра, моющие и дезинфицирующие средства, материалы для водоподготовки. Водоподготовка и розлив осуществляется на оборудовании одной из крупнейшей Российской компании «Оборудование для воды».

Вода разливается в бутыли емкостью 19 литров и бесплатно доставляются по домам и офисам клиентов. Для удобства пользования 19-литровыми бутылями предлагается специальное оборудование: кулеры и помпы различных моделей. Сопутствующая продукция - термоустойчивые стаканчики, подстаканники, и т.п.

Поставляемые кулеры обслуживаются на предприятии, куда согласно графику обработки доставляются машиной, привозящей воду. Также клиентам предлагаются средства для самостоятельной санитарной обработки кулеров, инструкции по обработке прилагаются к аппаратам.


Таблица 3.1. Производство товаров

НаименованиеПроизводственный циклПредел производстваКерамический диспенсер в ассортименте0Без ограниченийКулер напольный компрессорный0Без ограниченийКулер настольный электронный0Без ограниченийОдноразовые стаканчики0Без ограниченийПодставка под бутыль0Без ограниченийПодстаканник0Без ограниченийПомпа механическая0Без ограниченийРучки для переноса бутылей0Без ограниченийСанитарная обработка кулера0Без ограниченийСредство для самостоятельной санитарной обработки0Без ограниченийЧистая вода0Без ограничений

Разрешение на выпуск бутилированной воды выдается на основании получения в Территориальном Управлении Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологических заключений на соответствие требованиям Санитарных правил №4416-87 производственных условий, готовой продукции - на соответствие гигиеническим требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 и согласованной Рабочей программой контроля.

При наличии санитарно-эпидемиологических заключений, начинается процедура получения сертификата соответствия на готовую продукцию в Органе по сертификации пищевых продуктов.

Общие затраты на получение лицензий и разрешения: 45 000 рублей.

Контроль качества сырья, готовой продукции - в соответствии с Рабочей программой, разработанной и согласованной главным государственным врачом Территориального Управления Роспотребнадзора.

Лабораторные исследования, по договору, будут проводиться в аккредитованной лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии г. Москвы. Рабочая программа предусматривает контроль:

органолептических и микробиологических показателей каждой партии готовой продукции;

микробиологических и химических показателей готовой продукции не реже 1 раза в месяц;

токсикологических, радиологических, паразитологических показателей - 1 раз в год.

Стоимость оплаты услуг аккредитованной лаборатории в месяц - 12 000 рублей, или в год - 144 000 рублей.


3.3 Производственные ресурсы


Производственное оборудование

Водоподготовка будет включать в себя прохождение исходного сырья через песочный фильтр, угольный фильтр, фильтр-ловушку.


Таблица 3.2. Оборудование водоподготовки

НазваниеТипЕд. изм.Руб.Адсорбционный (угольный) фильтр + фильтр-ловушкаОборудованиеШт.70 000Песочный фильтрОборудованиеШт.85 000Итого155 000

Розлив воды осуществляет моноблок розлива чистой воды МРВ-100-19; термоусадочная машина для колпачков 19 л. бутылей ТМ-19К; автомат удаления пробок УП-600-19; автомат наружной мойки бутылок ОБ-100-19; транспортер пластинчатый ТП-Ш, длина 3 метра; рольганг РГ, секция 2 м; буферная емкость для очищенной воды; лампа УФО для обеззараживания воды; световая инспекционная панель.


Таблица 3.3. Оборудование по розливу воды

НазваниеТипЕд. изм.Руб.Полуавтомат наружной мойки бутылок ОБ-100-19Оборудованиешт.200 000,00Автомат удаления пробок УП-600-19Оборудованиешт.150 000,00Бак накопительныйОборудованиешт.80 000,00Лампа УФО для обеззараживания водыОборудованиешт.66 300,00Моноблок розлива чистой воды МРВ-100-19Оборудованиешт.617 000,00Рольганг РГ, секция 2 м.Оборудованиешт.38 000,00Световая Инспекционная ПанельОборудованиешт.19 000,00Термоусадочная машина для колпачков 19 л. бутылей ТМ-19КОборудованиешт.118 000,00Транспортер пластинчатый ТП-Ш, длина 3 метраОборудованиешт.128 000,00Итого1 288 300

Таблица 3.4. Монтаж оборудования

НазваниеТипРуб.Услуги по монтажу оборудования и пусконаладочным работам осуществляет производитель - компания «Оборудование для воды»Услуги20000,00

Характеристики производственного оборудования:

Моноблок розлива чистой воды МРВ-100-19

Описание основных блоков машины:

. Блок санитарной обработки обеспечивает мойку, дезинфекцию и ополаскивание водой внутренней поверхности бутылей. Подача растворов и воды осуществляется неподвижными форсунками при давлении не менее 0,2 МПа. Продолжительность стадий может регулироваться.

. Наполнение бутылей регулируется по таймеру.

. Укупорочный блок обеспечивает запрессовку пробки с помощью пневмопривода.

. Сетчатые фильтры рабочих жидкостей для удобной их очистки расположены в специальных выгородках.

Для визуального контроля уровня жидкости в баках предусмотрены водомерные трубки.


Таблица 3.5. Стадии работы моющего блока

Номер стадииСтадияОписание1МойкаОбработка внутренних поверхностей бутылей моющим раствором. Распыление из гидравлической форсунки происходит с давлением не меньше, чем 0,2 МПа2Ополаскивание промежуточноеОполаскивание внутренней поверхности бутылей после моющего раствора3ДезинфекцияМойка бутыли дезинфицирующим раствором4Ополаскивание чистой водойОполаскивание после дезинфицирующего раствораТаблица 3.6. Технические характеристики

МодельМРВ-100-19Производительность, бут/час100Тип машинылинейныйКоличество позиций6Количество рядов1Установленная мощность, кВт8,5Габаритные размеры, мм3985х760х1930Масса, кг850

Термоусадочная машина для колпачков 19 л. бутылей ТМ-19К

ТМ-19К предназначена для термоусадки накидных колпачков. Усадка накидных колпачков осуществляется под воздействием теплоносителя - водяного пара. Встраивается в любую конвейерную систему без конструктивных доработок. Гибко настраивается на скорость конвейера и на тип термоусадочного колпачка.


Таблица 3.7. Технические характеристики

МодельТМ-19КПроизводительность, бут/час600Установленная мощность, кВт7,5Габаритные размеры, мм915х760х1300Масса, кг70

Автомат удаления пробок УП-600-19.

Аппарат предназначен для снятия пробок с горловин бутылей с целью вторичного использования бутылей. В режиме автоматической работы аппарат рассматривается в комплексе с транспортером.

Аппарат устанавливается на транспортер общей поточной линии либо на отдельную секцию. При необходимости аппарат может использоваться вне транспортера в полуавтоматическом режиме. Бутыль попадает в устройство для удаления. На пробку опускается трехлапый захват, снимает пробку с горловины и выбрасывает в специальную емкость для использованных пробок. В случае, если бутыль поступает без пробки, удаление не производится, что предотвращает любые повреждения, царапины, или зазубрины на горлышках бутылей или любые ухудшения механических свойств бутыли в процессе удаления крышек. Устройство для удаления пробок соответствует любым из следующих стандартов: NSF, IBWA, US FDA или UL.


Таблица 3.8. Технические характеристики

МодельУПА-600-19Производительность, бут/час600Установленная мощность, кВт0,2Габаритные размеры, мм635х635х1690Масса, кг70

Полуавтомат наружной мойки бутылок ОБ-100-19

Полуавтомат предназначен для мойки горловины, плечиков, вертикальных стенок и дна 19 л. бутылей. В процессе мойки через специальные форсунки на бутыли подается моющая жидкость под давлением 0,2 МПа. Мойка происходит без нанесения повреждений поверхностям бутылей и фирменным этикеткам. На выходе производится ополаскивание чистой водой. Имеется защита от перегрузки и контроль уровня моющей жидкости в баке.


Таблица 3.9. Приобретение оборудования в лизинг

НазваниеДатаСумма (руб.)СрокПокупка первоначального оборудования09.01.20101 575 633,0635 мес.

Средства доставки

Приобретение пяти автомобилей в лизинг и два автомобиля покупаются. Автомобиль фургон ГАЗ 3302 (грузовой) со специальным кунгом для перевозки чистой воды, вместимость 72 бутыли.

Лизинг автомобилей осуществляется поэтапно, согласно плановому росту объемов продаж и, соответственно, потребности в автомобилях.


Таблица 3.10. Лизинг автомобилей

НазваниеДата приобретенияСуммаСрок лизингаАвтомобиль 105/2010455213,4331Автомобиль 209/2010467762,0526Автомобиль 312/2010474165,0724Автомобиль 404/201148644816Автомобиль 508/20114987818

Таблица 3.11. Покупка автомобилей

НазваниеДлительность, дн.Дата началаДата окончанияСумма (руб.)Покупка автомобиля 63001.11.201101.12.2011440 000Покупка автомобиля 73001.08.201231.08.2012440000Итого880 000

Характеристика автомобилей.

Для управления грузовиками Газель достаточно квалификации водителя легкового автомобиля, на них не распространяется действие дорожных знаков, запрещающих движение обычных грузовиков. Конструкторы грузовика Газель постарались, чтобы водитель получал

удовольствие от езды на этом автомобиле. Передние дисковые тормоза грузовика Газель позволяют не беспокоиться о быстром и безопасном замедлении автомобиля на любой скорости. Небольшое усилие на руле и малый радиус поворота Газели обеспечивают высокую маневренность даже в плотном городском потоке. Модели грузовика Газель с полным приводом незаменимы при эксплуатации на плохих дорожных покрытиях.

ГАЗ 3302 (Грузовой). Кузов: Фургон изотермический сендвич. Снаружи лакированная оцинковка, внутри оцинкованная сталь утеплитель пенополиуретан. Стандартные габаритные размеры 3х1,95х1,8 м. Вместимость: 72 19 литровых бутылей. Двигатель: ЗМЗ-405 (2,5 литра, инжектор).

Материалы и комплектующие


Таблица 3.12. Материалы и комплектующие

НаименованиеЕд. изм.Цена (руб.)Водакуб. м.0,02Дезинфицирующее средство «Neoseptal PE 15»мл0,01Керамический диспенсер в ассорт.шт600Кулер настольныйшт2 000,00Кулеры напольныешт5 000,00Моющее средство «Neomoskan FA 510»мл0,06Одноразовые стаканышт30Подставка под бутыльшт350Помпышт300Пробкашт2Ручки для переноса бутылейшт100Средство для самостоятельной санитарной обработкишт20Стаканодержатель магнитныйшт200ЭлектроэнергиякВт.ч1,2Этикетка (необычный дизайн - отказ от традиционных сине-белых цветов)шт5

3.4 Технология производства продукта (оказания услуги)


Производственная мощность оборудования: 100 бутылей в час. Выход на производственную мощность в 2012 год.

Технологическая схема очистки воды:

песочный фильтр. Цель: фильтрация и удаление посторонних включений, в том числе ржавчины, трехвалентного железа, улучшение органолептических показателей.

угольный фильтр. Цель: фильтрация и адсорбирование углем остаточного активного хлора, органических загрязнений, улучшение органолептических показателей.

картриджный фильтр - ловушка (размеры пор - 100 мкм). Цель: предотвращение риска пропуска угольных частиц.

Лампа УФ для обеззараживания воды.

Технологическая схема розлива:

Накопительная емкость для очищенной и подготовленной воды. Изготовлена из нержавеющей стали. Имеет емкость 12 кубических метров. Специальная автоматика предотвращает перелив емкости перекрывая соленоидные клапаны, выключает подачу воды и обратноосмотическую установку. (Входит в состав линии водоподготовки)

Транспортер пластинчатый ТП-Ш, длина 3 метра.

Автомат удаления пробок УП-600-19 или декаппер. Бутыль попадает в устройство для удаления. На пробку опускается трехлапый захват, снимает пробку с горловины и выбрасывает в специальную емкость для использованых пробок. В случае, если бутыль поступает без пробки, удаление не производится, что предотвращает любые повреждения, царапины, или зазубрины на горлышках бутылей или любые ухудшения механических свойств бутыли в процессе удаления крышек. Устройство для удаления пробок соответствует любым из следующих стандартов: NSF, IBWA, US FDA или UL.

Полуавтомат наружной мойки бутылок ОБ-100-19. Полуавтомат предназначен для мойки горловины, плечиков, вертикальных стенок и дна 19 л. бутылей. В процессе мойки через специальные форсунки на бутыли подается моющая жидкость под давлением 0,2 МПа. Мойка происходит без нанесения повреждений поверхностям бутылей и фирменным этикеткам. На выходе производится ополаскивание чистой водой. Имеется защита от перегрузки и контроль уровня моющей жидкости в баке.

№5 - Аппарат розлива - моноблок розлива чистой воды. Моющий блок обеспечивает мойку, дезинфекцию и ополаскивание водой внутренней поверхности бутылей. Мойка осуществляется неподвижными форсунками при давлении не менее 0,2 МПа. Продолжительность стадий может регулироваться. Количество бесконтактных наливных головок - одна. Укупорочный блок обеспечивает запрессовку пробки пневмоцилиндром. Автоматическое поддержание уровня жидкости и ее температуры в баках моющего и дезинфицирующего растворов.

Термоусадочная машина для колпачков. ТМ-19К предназначена для термоусадки накидных колпачков. Встраивается в любую конвейерную систему без конструктивных доработок. Гибко настраивается на скорость конвейера и на тип термоусадочного колпачка.

Световая инспекционная панель.

Рольганг РГ, секция 2 м.


3.5 Кадровое обеспечение производства


Весь персонал предполагается разделить на управленческий, производственный и маркетинг.


Таблица 3.13. Общий план по персоналу

ДолжностьКоличествоЗарплатаПлатежиУправлениеБухгалтер115 000,00Ежемесячно, с 9 по 36 мес.Главный бухгалтер120 000,00Ежемесячно, с 3 по 36 мес.Директор160 000,00Ежемесячно, весь проектНачальник отдела доставки140 000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Начальник отдела маркетинга140 000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Офис-менеджер115 000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Программист130 000,00Ежемесячно, с 4 по 36 мес.Технический директор145 000,00Ежемесячно, весь проектПроизводствоПервая смена производственные рабочие815 000,00Ежемесячно, с 8 по 36 мес.Вторая смена производственные рабочие815 000,00Ежемесячно, с 18 по 36 мес.Технолог125 000,00Ежемесячно, с 8 по 36 мес.МаркетингВодитель-экспедитор 1218000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Водитель-экспедитор 2218000,00Ежемесячно, с 10 по 36 мес.Водитель-экспедитор 3218000,00Ежемесячно, с 12 по 36 мес.Водитель-экспедитор 4318000,00Ежемесячно, с 16 по 36 мес.Водитель-экспедитор 5218000,00Ежемесячно, с 20 по 36 мес.Водитель-экспедитор 6218000,00Ежемесячно, с 23 по 36 мес.Водитель-экспедитор 7218000,00Ежемесячно, с 32 по 36 мес.Менеджер по продажам330000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Оператор315000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Специалист по прямым продажам135000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.

Таблица 3.14. Расходы на заработную плату по персоналу. Продолжение

Показатель / Период1 кв. 2011 г.2 кв. 2011 г.3 кв. 2011 г.4 кв. 2011 г.2012 годЗарплата административного персонала, руб991 2581 010 0471 029 1921 048 6994 384 093Зарплата производственного персонала, руб542 387629 375796 167811 2584 223 348Зарплата маркетингового персонала, руб1 039 8861 265 4171 336 0071 409 1156 341 229Итого2 573 5312 904 8393 161 3653 269 07314 948 670

Таблица 3.15. Общий фонд заработной платы по годам, согласно штатному расписанию (руб.)

Должность1 год2 год3 годИтогоБухгалтер60000180000180000420000Главный бухгалтер200000240000240000680000Директор7200007200007200002160000Начальник отдела доставки3200004800004800001280000Начальник отдела маркетинга3200004800004800001280000Офис-менеджер120000180000180000480000Программист270000360000360000990000Технический директор5400005400005400001620000Первая смена производственные рабочие600000144000014400003480000Вторая смена производственные рабочие084000014400002280000Технолог0000Водитель-экспедитор 12880004320004320001152000Водитель-экспедитор 2108000432000432000972000Водитель-экспедитор 336000432000432000900000Водитель-экспедитор 404860006480001134000Водитель-экспедитор 50180000432000612000Водитель-экспедитор 6072000432000504000Водитель-экспедитор 700180000180000Менеджер по продажам450000108000010800002610000Оператор2250005400005400001305000Специалист по прямым продажам1750004200004200001015000Итого443200095340001108800025054000

Организационная структура предприятия


Рисунок 1


Организационная структура является линейно-функциональной и содержит три уровня:

1-руководство и начальники отделов;

2-обслуживающий и вспомогательный персонал (операторы, технологи, программисты, офис-менеджер, бухгалтер)

-рабочие (производство и водители)

Составление матрицы разделения административных задач управления (матрица РАЗУ)

Матрицу РАЗУ составляют для того, чтобы уточнить состав служебных функций, которые должен выполнять управленческий и обслуживающий персонал, и распределить эти функции между отдельными исполнителями и структурными единицами.


Таблица 3.16. Матрица разделения административных задач управления для экономико-финансовой службы фирмы

Служебные функцииДиректорГлавный БухгалтерНачальник отдела доставкиНачальник отдела маркетингаТехнический директорПоиск клиентовКУК-Р-Подписание договоровКУКУСРСОсуществление производственного процессаКСУС -РУИФактические продажиКУСУРУКССкладское хозяйствоСКРКИРКИ-Кадровая политикаКРССССАнализ информации, расчеты, выводы, предоставление результатовКИИИИРазработка вариантов стратегии в соответствии с целями и задачаКУИСССПланирование текущей финансово-хозяйственной деятельностиКССИИИИУчет активов и пассивов предприятияККРИУ---Оценка эффективности деятельности фирмыКИИИИСоставление финансовой отчетности предприятияКУИР---Организация делопроизводстваКУР--СПодготовка образцов документовКУР---

Обозначения к таблице 3.17:

У - утверждение документов;

К - контроль исполнения и координация;

Р - разработка документов;

С - участие в виде согласования;

И- информационное обеспечение.

Последующий анализ составленной матрицы РАЗУ позволяет решить следующие задачи:

установить меру ответственности за исполнение каждой служебной функции со стороны соответствующих подразделений и должностныхлиц;

выявить подразделения и лица, как перегруженные множеством
разнородных функций, так и слабо нагруженные; предложить изменения в организационной структуре по перераспределению функций, укрупнению или разукрупнению подразделений, изменению численности персонала и т.д.;

устранить дублирование в выполнении служебных функций.


4. Анализ положения дел в отрасли


4.1 Динамика развития рынка


При рассмотрении рынка производства и доставке питьевой воды в 19 л бутылях необходимо сегментировать потребителей на домашние хозяйства и фирмы (учреждения) и динамику развития сравнивать по этим двум направлениям.

До последнего времени быстрые темпы роста рынка питьевой воды обеспечивали в основном фирмы. Но скоро правила игры станут диктовать частные лица.

Согласно исследованию журнала «Секрет фирмы» в покупку бутылированной питьевой воды в больших емкостях в 2006 году были вовлечены 17% домохозяйств (в 2003 - 9%, в 2002 г. - 6%, в 2001 г. - 5%).

Хотя доля покупателей данного продукта невысока, но стоит отметить некоторый рост этого показателя по сравнению с 2001-2003 г. Следует отметить, что согласно исследованию, при личном опросе по месту жительства происходит некоторый сдвиг в сторону менее обеспеченных слоев населения, а, значит, можно предположить, что полученная оценка доли покупателей бутылированной питьевой воды может быть несколько занижена.

По разным оценкам, ежегодный рост рынка домашней питьевой воды составляет около 13-15%. Такая динамика должна сохраниться до 2011 г.

Сейчас основными потребителями 19-литровых бутылей являются юридические лица, покупающие воду для офисных кулеров. По сравнению с летом 2003 года, в июле 2004-го месячный объем рынка увеличился на 33% в натуральном выражении и на 39% - в стоимостном, что объясняется повышением интенсивности покупок, увеличением среднего объема покупок, а также общим ростом уровня цен.

4.2 Спрос на рынке


Спрос растет с каждым годом, и одна из причин этого - материальная стабильность, а также неуклонный подход к цивилизованному мышлению по отношению к здоровью. Операторы рынка считают, что сейчас даже трудно оценить возрастную группу потребителя - бутилированной водой пользются все. Конкуренция на рынке есть, но сегодня люди сами в состоянии разобраться в качестве воды различных компаний и в качеств оказываемых услуг. На московском рынке еще есть место. Сегодня его пока хватает всем и об острой конкурентной борьбе говорить не приходится.


5. Обзор рынков сбыта продукции


5.1 Потенциальная емкость рынка сбыта


Рынок закрыт в информационном плане, и потому дать ему точную оценку практически невозможно. Существует несколько экспертных способов оценки рынка в данной ситуации:

. сосчитав количество выездов машин на линию и умножив на количество бутылей в загрузке (в стандартный кунг на базе ГАЗели входят 72 бутыли), получаем дневной оборот компании;

. непосредственное общение с компанией под видом клиентов.

В 2003 году емкость московского рынка питьевой воды превысила 1350 млн. литров (в 2000-м - 530 млн), а в последние два года этот параметр растет лавинообразно. Хотя основные продажи (до 88%) все еще приходятся на питьевые и минеральные воды, фасованные в бутылки емкостью от 0,5 до двух литров, будущее за сервисом доставки воды в 19-литровых бутылях. Оборот крупных компаний этого профиля ежегодно увеличивается на 40-45% (в Европе - на 30%), а у мелких производителей - на 100%.

Существует разделение рынка питьевой воды на три независимые части со своими производителями и потребителями, законами и тенденциями, различающиеся по объему упаковки и характеру целевой аудитории: рынок воды в индивидуальной упаковке, рынок «домашней» воды и рынок «офисной» (или «кулерной») воды.

Компания ориентирована на рынок «офисной» воды, который в настоящее время по оценкам компаний, охвачен на 60-70%, но будет также осуществлять продажи частным лицам


5.2 Конкуренция на рынке сбыта


На московском рынке бутилированной воды силы не равны: 80% принадлежит «Чистой воде». Другим компаниям рассуждать о претензиях на лидерство в таких условиях сложно. Но говорить о позиционировании своей небольшой компании, о выстраивании особых отношений с клиентами вполне разумно.

Сейчас в Москве функционируют следующие наиболее крупные компании:

Безусловный лидер (около 80% рынка) - «Компания Чистая вода» (на рынке уже 8 лет),

«Святой источник» (7 лет),

«Росинка» (6 лет)

«Свежесть» (3 года)

мелкие компании.

«Святой источник», поставляющий водопроводную воду глубокой очистки, позиционируется как подразделение компании Nestle. «Чистая вода» является единственным в Сибири и на Дальнем Востоке членом Международной ассоциации производителей бутилированной воды (IBWA) и обладателем сертификата NSF International на соответствие артезианской

воды глубокой очистки международным стандартам качества. Всего три завода в России, из которых «Чистая вода» - единственный региональный, обладают сертификатом NSF. «Росинка» гордится природной сбалансированностью минерального и солевого состава исправленной артезианской воды. Также «Росинка» разработала новый режим

поставки - в день заказа (обычно на следующий день) и разрабатывает новую технологию - производство воды высшего качества. Компания «Свежесть» поставляет воду, добытую и разлитую в экологически чистых районах Подмосковья. Кроме того, «Свежесть» - единственная компания, которая получила экологический сертификат на продукцию.

Таблица 5.1. Ценовая политика основных конкурентов

КомпанияЦена, руб.Росинка-Новосибирск145Компания «Чистая вода»163Святой источник150

5.3 Маркетинговая стратегия проекта


Цена производимой продукции принимается исходя из ситуации на рынке, учитывая, что она должна компенсировать понесенные издержки и способность формировать прибыль.


Таблица 5.2. Сбыт (Ценообразование)

Продукт / ВариантЦена (руб.)Метод определенияКерамический диспенсер в ассортименте780На уровне конкурентовКулер напольный компрессорный4 500,00На уровне конкурентовКулер настольный электронный2 500,00На уровне конкурентовОдноразовые стаканчики50На уровне конкурентовПодставка под бутыль455На уровне конкурентовПодстаканник400На уровне конкурентовПомпа механическая355На уровне конкурентовРучки для переноса бутылей180На уровне конкурентовСанитарная обработка кулера365На уровне конкурентовСредство для самостоятельной санитарной обработки30На уровне конкурентовЧистая вода154На уровне конкурентов

Продажи будут осуществляться торговыми представителями, call-центр работает с 8:00 до 23:00 часов.

Доставка чистой воды и выбранного оборудования будет осуществляться в удобное для клиентов время домой, в офис или на дачу.


Таблица 5.4. Сбыт (Условия оплаты)

Продукт / ВариантОписаниеКерамический диспенсер в ассортиментеПродажа по фактуКулер напольный компрессорныйПродажа по фактуКулер настольный электронныйПродажа по фактуОдноразовые стаканчикиПродажа по фактуПодставка под бутыльПродажа по фактуПодстаканникПродажа по фактуПомпа механическаяПродажа по фактуРучки для переноса бутылейПродажа по фактуСанитарная обработка кулераПродажа по фактуСредство для самостоятельной санитарной обработкиПродажа по фактуЧистая водаПродажа по факту

Таблица 5.4. Сбыт (Запас)

Продукт / ВариантОписаниеКерамический диспенсер в ассортиментеЗапас готовой продукции: 5%Кулер напольный компрессорныйЗапас готовой продукции: 5%Кулер настольный электронныйЗапас готовой продукции: 5%Одноразовые стаканчикиЗапас готовой продукции: 5%Подставка под бутыльЗапас готовой продукции: 5%ПодстаканникЗапас готовой продукции: 5%Помпа механическаяЗапас готовой продукции: 5%Ручки для переноса бутылейЗапас готовой продукции: 5%Санитарная обработка кулераЗапас готовой продукции: 5%Средство для самостоятельной санитарной обработкиЗапас готовой продукции: 5%Чистая водаЗапас готовой продукции: 5%

Бутыль 19 литров является собственностью компании и возвратной тарой. При получении бутыли подписывается акт приема-передачи оборотной тары, при возврате бутыли подписывается акт возврата. Бутыли предоставляются организациям на срок не более 1 месяца.


6. Организационный план


Весь организационный цикл разбивается на несколько крупных этапов.


Таблица 6.1. График реализации проекта

Период (год, кв.)201020112012Этапы реализации проекта123412341234Получение лицензий и др. разрешений***Покупка бутылей**********Строительство и монтаж оборудования**Покупка автомобилей****Производство чистой воды***********

Таблица 6.2. Реализация проекта

НазваниеДлительностьДата началаДата окончанияПокупка бутылей 1501.05.201006.05.2010Покупка бутылей 2501.12.201006.12.2010Покупка бутылей 3501.06.201106.06.2011Покупка бутылей 4501.12.201106.12.2011Покупка бутылей 5501.06.201206.06.2012Получение лицензии и др. разрешений7715.01.201002.04.2010Покупка автомобиля 63001.11.201101.12.2011Покупка автомобиля 73001.08.201231.08.2012Производство [Чистая вода]001.05.2010…Производство [Кулер напольный компрессорный]008.06.2010…Производство [Кулер настольный электронный]008.06.2010…Производство [Одноразовые стаканчики]008.06.2010…Производство [Подстаканник]008.06.2010…Производство [Помпа механическая]008.06.2010…Производство [Санитарная обработка кулера]008.06.2010…Производство [Средство для самостоятельной санитарной обработки]008.06.2010…


7. Финансовый план


7.1 Условия и допущения, принятые для расчета


Оценка эффективности инвестиций в проект, являющийся предметом настоящего бизнес-плана, а также способности заемщика обслужить инвестиционный кредит, осуществлена с помощью финансовой модели.

Периодом планирования (шагом расчета) модели является месяц в 2007 году, квартал в 2010 и 2011 год.

Эффективность проекта оценена в соответствии с международной практикой по двум показателям - чистой текущей стоимости дисконтированных потоков наличности (NPV) и внутренней нормой доходности (IRR).

В основу финансовой модели положены следующие предпосылки:

. финансовый год начинается в январе.

. основная валюта проекта - рубли (руб.). Валюта для расчета на внешнем рынке - Доллар США ($ US).

. Курс на момент ввода: 1 $ US = 26.450 руб.


Таблица 7.1. Темпы роста / падения курса, (руб.)

1 год26,002 год25,003 год24,00

. Ставка дисконтирования денежных потоков принята в размере стоимости заемного капитала - 15%;


Таблица 7.2. Ставка рефинансирования

Валюта1 год2 год3 годРубли10,509,208,00Доллар0,000,000,00Таблица 7.3. Инфляция (%)

Объект1 год2 год3 годСбыт8,57,87,1Прямые издержки8,57,87,1Общие издержки8,57,87,1Зарплата8,57,87,1Недвижимость8,57,87,1

. Источником инвестиций в объеме 4 259 459,59 рублей является банковский кредит с оплатой за пользование заемными средствами в размере 15% годовых.

. Бухгалтерский баланс на начало проекта (01.01.2007) принимается нулевым.

. Все показатели эффективности проекта рассчитываются с учетом выплат, связанных с обслуживанием кредита.

. Цены на сырье и готовую продукцию (при расчетах затрат и доходов) взяты с учетом конъюнктуры соответствующих внутреннего и внешних рынков.

. Все запасы сырья и готовой продукции учитываются по системе LIFO.

. При расчете амортизации приобретенных активов в рамках данного проекта приняты следующие условия:

стоимость оборудования списывается линейным методом;

годовая амортизация оборудования 20%, автомобилей 15%;

срок полезного использования оборудования 5 лет;

ликвидационная стоимость активов принимается за 0 рублей.

. Финансовая модель построена исходя из того, что выход на производственную мощность (80 бутылей в час или 80% от мощности оборудования) запланирован в 2010 году.

Объем производства в первый месяц реализации проекта (мае) - 350 бутылей. К концу 2011 года - 11 250 бутылей в месяц.

Несмотря на это, модель демонстрирует высокую эффективность проекта, что подтверждается следующими показателями:

чистая текущая стоимость дисконтированных потоков наличности за цикл жизни проекта составляет 15 757 835 рублей;

срок окупаемости проекта с учетом дисконтирования всех денежных потоков - 26 месяцев;

внутренняя норма доходности проекта (IRR) составляет 109,70%.

Получив указанный финансовый результат и проанализировав динамику продаж и рост объема выпуска продукции за три года, можно сделать вывод о необходимости технического перевооружения - замены оборудования на более высокопроизводительное с целью наращивания объемов выпускаемой продукции и увеличения оборота. Компания «Оборудование для воды» осуществляет выкуп старого оборудования в зачет поставки нового. На следующем этапе рекомендуется приобретать линию розлива производительностью 450 бутылей в час.


7.2 Исходные данные


Налоговое окружение


Название налогаБазаПериодСтавкаУСНО (доходы-расходы)ПрибыльМесяц15%УСНО (минимальный налог 1%)Объем продажГод1%ЕСНЗарплатаМесяц14.2%

Номенклатура и цены продукции


Продукт / ВариантЦена (руб.)Чистая вода154Помпа механическая355Кулер настольный электронный2 500Кулер напольный компрессорный4 500Санитарная обработка кулера365Средство для самостоятельной санитарной обработки30Одноразовые стаканчики50Подстаканник400Ручки для переноса бутылей180Керамический диспенсер в ассорт.780Подставка под бутыль455

7.3 План производства


Таблица 7.4. Планируемый объем производства (шт.)

Продукт / Вариант1.082.083.084.085.086.087.088.089.0810.0811.0812.08Керамический диспенсер в ассортименте.7101418202225Кулер напольный компрессорный581012151720Кулер настольный электронный581012151720Одноразовые стаканчики100120150160170180190Подставка под бутыль20202020202020Подстаканник30303030303030Помпа механическая10101010101010Ручки для переноса бутылей10101010101010Санитарная обработка кулера24578910Средство для самостоятельной санитарной обработки571013141515Чистая вода350920175027003600440053006200

Таблица 7.5. Планируемый объем производства (шт.), (Продолжение)

Продукт / ВариантЕд. изм.1 кв. 20112 кв. 20113 кв. 20114 кв. 20112012Керамический диспенсер в ассортименте.шт.80100120150780Кулер напольный компрессорныйшт.60606060240Кулер настольный электронныйшт.60606060240Одноразовые стаканчикикомплект64080097010504200Подставка под бутыльшт.60606060240Подстаканникшт.90909090360Помпа механическаяшт.30303030120Ручки для переноса бутылейшт.30303030120Санитарная обработка кулерашт.30303030120Средство для самостоятельной санитарной обработкишт.45454545180Чистая водабутыль2760036560450005380298120

7.4 Определение затрат


Таблица 7.6 Суммарные прямые издержки

Продукт / ВариантЕд.изм.Руб.Керамический диспенсер в ассортиментешт.600Кулер напольный компрессорныйшт.5000Кулер настольный электронныйшт.2000Одноразовые стаканчикикомплект30Подставка под бутыльшт.350Подстаканникшт.200Помпа механическаяшт.300Ручки для переноса бутылейшт.100Санитарная обработка кулерашт.20Средство для самостоятельной санитарной обработкишт.20Чистая водабутыль7,07Таблица 7.7. Прямые издержки Чистая вода

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие7,07Вода0,0191Дезинфицирующее средство «Neoseptal PE 15»10,01Моющее средство «Neomoskan FA 510»10,06Пробка12Этикетка (необычный дизайн - отказ от традиционны15Сдельная зарплата0Другие издержки0Всего7,07

Таблица 7.8. Прямые издержки Помпа механическая

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие300Помпа1300Всего300

Таблица 7.9. Прямые издержки Кулер настольный электронный

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие2000Кулер настольный электронный12000Всего2000

Таблица 7.10. Прямые издержки Кулер напольный компрессорный

НаименованиеРасход(руб.)Материалы и комплектующие5000Кулер напольный компрессорный15000Всего5000

Таблица 7.11. Прямые издержки Санитарная обработка кулера

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие20Санитарная обработка кулера120Всего20

Таблица 7.12. Прямые издержки Средство для самостоятельной санитарной обработки

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие20Средство для самостоятельной санитарной обработки120Всего20

Таблица 7.13. Прямые издержки Одноразовые стаканчики

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие30Одноразовые стаканчики130Всего30

Таблица 7.14. Прямые издержки Подстаканник

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие200Подстаканник магнитный1200Всего200

Таблица 7.15. Прямые издержки Ручки для переноса бутылей

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие100Ручка для переноса бутылей1100Всего100

Таблица 7.16. Прямые издержки Керамический диспенсер

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие600Керамический диспенсер в ассортименте.1600Всего600

Таблица 7.17. Прямые издержки Подставка под бутыль

НаименованиеРасходРуб.Материалы и комплектующие350Подставка под бутыль1350Всего350Таблица 7.18. Общие издержки

НазваниеСумма (руб.)ПлатежиУправлениеАренда офисного помещения75 000,00Ежемесячно, с 1 по 36 мес.Оплата мобильной связи 13 500,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Оплата мобильной связи 23 500,00Ежемесячно, с 10 по 36 мес.Оплата мобильной связи 33 500,00Ежемесячно, с 12 по 36 мес.Оплата мобильной связи 43 500,00Ежемесячно, с 16 по 36 мес.Оплата мобильной связи 53 500,00Ежемесячно, с 20 по 36 мес.Оплата мобильной связи 63 500,00Ежемесячно, с 23 по 36 мес.Оплата мобильной связи 73 500,00Ежемесячно, с 32 по 36 мес.ПроизводствоАренда подсобных помещений12 000,00Ежемесячно, весь проектАренда производтственного помещения60 000,00Ежемесячно, весь проектАренда складского поемещения28 000,00Ежемесячно, весь проектЗатраты на страховку автомобилей49 500,00По сложной схемеЗатраты на топливо 1 + Затраты на ремонт35 000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Затраты на топливо 2 + Затраты на ремонт40 000,00Ежемесячно, с 13 по 36 мес.Затраты на топливо 3 + Затраты на ремонт45 000,00Ежемесячно, с 22 по 36 мес.Затраты на топливо 4 + Затраты на ремонт50 000,00Ежемесячно, с 32 по 36 мес.Затраты на электроэнергию252 744,00По сложной схемеНепредвиденные расходы15 000,00Ежемесячно, с 5 по 5 мес.Оплата услуг аккредитованной лаборатории12 000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.Прочие расходы42 000,00Ежемесячно, с 5 по 36 мес.МаркетингБесплатные брендированные кулеры15 600,00Ежемесячно, с 5 по 7 мес.Дегустации воды46 250,00Ежемесячно, с 5 по 8 мес.Купоны в телегидах60 000,00Ежемесячно, с 5 по 8 мес.Листовки 10 000 штук - 20074 500,00Ежемесячно, с 5 по 8 мес.Листовки 10 000 штук - 20104 500,00Ежемесячно, с 17 по 20 мес.Листовки 10 000 штук - 20114 500,00Ежемесячно, с 29 по 32 мес.Наружная реклама 200760 000,00Ежемесячно, с 5 по 8 мес.Наружная реклама 201060 000,00Ежемесячно, с 17 по 20 мес.Наружная реклама 201160 000,00Ежемесячно, с 29 по 32 мес.Разработка торговой марки30 000,00Разовый платеж 01.03.2007Сувенирка пакеты20 000,00Раз в год, с 5 по 36 мес.Сувенирка стакан стеклянный30 000,00Ежемесячно, с 5 по 8 мес.ТВ новости (сюжет) 3030 000,00Разовый платеж 01.05.2007Этикетка (необычный дизайн)5Ежемесячно, весь проектТаблица 7.19. Кредиты

НазваниеДатаСумма (руб.)СрокСтавка%Кредит01.01.20105 936 580,891079 дней15,00Собственные средства01.01.20103 000 000,0035 мес.

Таблица 7.20. Лизинг

НазваниеДата приобретенияСуммаСрок лизингаАвтомобиль 105/2010455213,4331Автомобиль 209/2010467762,0526Автомобиль 312/2010474165,0724Автомобиль 404/201148644816Автомобиль 508/20114987818

Прибыли-убытки

Таблица 7.21. Прибыли-убытки (руб.)

Строка1.082.083.084.085.086.087.088.08Валовый объем продаж55 386224 306382 717555 491Налоги с продаж5542 2433 8275 555Чистый объем продаж54 832222 063378 890549 936Материалы и комплектующие3 64272 873104 652131 067Суммарные прямые издержки3 64272 873104 652131 067Валовая прибыль51 190149 190274 237418 869Административные издержки75 00075 51276 02776 54580 66481 21481 76882 326Производственные издержки100 000100 682101 369102 060179 159159 325160 412161 506Маркетинговые издержки5530 4165273 697223 836225 363210 540Зарплата административного персонала119 910120 728144 704180 657293 370295 371297 386299 415Зарплата производственного персонала99 746100 426101 111101 801Зарплата маркетингового персонала241 737243 386245 046246 718Суммарные постоянные издержки294 915296 927352 516359 2681 168 3731 103 5581 111 0861 102 305Амортизация45 01845 01845 01845 01859 70359 70359 70359 703Проценты по кредитам4 90318 54230 76341 133Суммарные непроизводственные издержки45 01845 01845 01845 01864 60678 24590 466100 836Другие издержки57 47412 47412 47412 474570 96316 07716 07716 077Убытки предыдущих периодов397 407751 8251 161 8331 578 5933 331 3454 380 0365 323 428Прибыль до выплаты налога-397 407-751 825-1 161 833-1 578 593-3 331 345-4 380 036-5 323 428-6 123 777Налогооблагаемая прибыль-397 407-751 825-1 161 833-1 578 593-3 331 345-4 380 036-5 323 428-6 123 777Налог на прибыльЧистая прибыль-397 407-751 825-1 161 833-1 578 593-3 331 345-4 380 036-5 323 428-6 123 777Дисконтированный Кэш-фло


Таблица 7.22. Дисконтированный Кэш-фло (руб.)

Строка1.082.083.084.085.086.087.088.08Поступления от продаж55 386224 306382 717555 491Затраты на материалы и комплектующие45045045045043 309117 560142 749165 873Суммарные прямые издержки45045045045043 309117 560142 749165 873Общие издержки175 005176 199207 811178 611533 520464 375467 542454 371Затраты на персонал105 000105 716126 711158 194555 913559 706563 524567 368Суммарные постоянные издержки280 005281 915334 523336 8051 089 4341 024 0801 031 0661 021 739Налоги14 91015 01217 99322 46478 94079 47880 02080 566Кэш-фло от операционной деятельности-295 365-297 377-352 966-359 718-1 156 296-996 812-871 118-712 687Другие издержки подготовительного периода45 000554 886Кэш-фло от инвестиционной деятельности-45 000-554 886Собственный (акционерный) капитал10 000Займы3 000 000392 2581 091 134977 661829 600Выплаты в погашение займовВыплаты процентов по займам4 90318 54230 76341 133Лизинговые платежи57 49257 49257 49257 49275 78075 78075 78075 780Выплаты дивидендовКэш-фло от финансовой деятельности2 952 508-57 492-57 492-57 492311 575996 812871 118712 687Баланс наличности на начало периода2 612 1432 257 2751 846 8171 429 60730 00030 00030 000Баланс наличности на конец периода2 612 1432 257 2751 846 8171 429 60730 00030 00030 00030 000Таблица 7.23. Дисконтированный Кэш-фло (руб.). Продолжение.

Строка9.0810.0811.0812.081 кв. 2011 г.2 кв. 2011 г.3 кв. 2011 г.4 кв. 2011 г2012 годПоступления от продаж729 194880 9771 051 2791 231 3754 575 5046 005 1887 408 2518 857 80344 162 314Затраты на материалы и комплектующие196 981218 727242 404274 629793 579873 838953 8211 033 5674 302 816Суммарные прямые издержки196 981218 727242 404274 629793 579873 838953 8211 033 5674 302 816Общие издержки245 500250 896252 607258 102801 316971 097975 8161 005 9744 191 943Затраты на персонал650 430693 138697 867741 4221 959 5912 211 8632 407 1922 489 2059 897 848Суммарные постоянные издержки895 930944 034950 474999 5252 760 9073 182 9593 383 0083 495 17914 089 790Другие поступленияНалоги92 36198 42699 097105 282322 703314 084341 821353 4674 296 048Кэш-фло от операционной деятельности-456 078-380 210-240 695-148 061698 3151 634 3062 729 6013 975 59021 473 659Затраты на приобретение активов441 944405 026Другие издержки подготовительного периода581 930525 674545 791491 427Поступления от реализации активовПродажа прав собственностиКэш-фло от инвестиционной деятельности-581 930-525 674-987 734-896 453Собственный (акционерный) капиталЗаймы580 244532 729398 192922 53096 34988 200Выплаты в погашение займов293 281647 1962 171 2702 050 4972 268 431Выплаты процентов по займам48 38655 04560 02371 554185 771160 528108 14116 575Лизинговые платежи75 78097 47497 474120 985315 612389 108450 191480 7321 532 769Выплаты дивидендовКэш-фло от финансовой деятельности456 078380 210240 695729 991-698 315-1 108 632-2 729 601-2 547 804-3 801 200Баланс наличности на начало периода30 00030 00030 00030 00030 00030 00030 00030 000412 654Баланс наличности на конец периода30 00030 00030 00030 00030 00030 00030 000470 05217 246 058

Баланс


Таблица 7.25. Баланс (руб.)

Строка1.082.083.084.085.086.087.088.08Денежные средства2 612 1432 257 2751 846 8171 429 60730 00030 00030 00030 000Счета к получениюСырье, материалы и комплектующие1273 6564 9896 109Незавершенное производствоЗапасы готовой продукции3 1634 2925 077Банковские вклады и ценные бумагиКраткосрочные предоплаченные расходы4509001 3501 80041 34079 334114 969147 869Суммарные текущие активы2 612 5932 258 1751 848 1671 431 40771 467116 153154 250189 055Основные средства1 575 6421 575 6421 575 6421 575 6422 030 8572 030 8572 030 8572 030 857Накопленная амортизация45 01890 037135 055180 073239 776299 479359 181418 884Остаточная стоимость основных средств:1 530 6241 485 6051 440 5871 395 5691 791 0811 731 3781 671 6751 611 973ЗемляЗдания и сооруженияОборудование1 530 6241 485 6051 440 5871 395 5691 350 5501 305 5321 260 5141 215 495Предоплаченные расходыДругие активы440 531425 846411 162396 478Инвестиции в основные фондыИнвестиции в ценные бумагиИмущество в лизингеСУММАРНЫЙ АКТИВ4 143 2173 743 7803 288 7542 826 9761 862 5471 847 5311 825 9251 801 028Отсроченные налоговые платежи5542 7976 62412 179Краткосрочные займы495 202495 202495 202495 2021 048 9881 738 2781 738 2782 416 004Счета к оплатеПолученные авансыСуммарные краткосрочные обязательства495 202495 202495 202495 2021 049 5421 741 0751 744 9022 428 183Долгосрочные займы4 035 4223 990 4033 945 3853 900 3674 134 3514 476 4925 394 4505 486 622Обыкновенные акцииПривилегированные акцииКапитал внесенный сверх номинала10 00010 00010 00010 00010 00010 00010 00010 000Резервные фондыДобавочный капиталНераспределенная прибыль- 397 407- 751 825-1161 833-1578 593- 3 331 345-4380 036-5323 428- 6 123 777Суммарный собственный капитал- 387 407- 741 825-1151 833-1568 593- 3 321 345-4370 036-5313 428- 6 113 777СУММАРНЫЙ ПАССИВ4 143 2173 743 7803 288 7542 826 9761 862 5471 847 5311 825 9251 801 028

Таблица 7.25. Баланс (руб.) (Продолжение)

Строка9.0810.0811.0812.081 кв. 2011 г.2 кв. 2011 г3 кв. 2011 г4 кв. 2011 г2012 годДенежные средства30 00030 00030 00030 00030 00030 00030 000536 05922 722 328Счета к получениюСырье, материалы и комплектующие7 5928 6369 74411 25412 80514 03815 28616 43221 233Незавершенное производствоЗапасы готовой продукции6 2076 9697 7378 8868 9519 0359 1549 1549 154Банковские вклады и ценные бумагиКраткосрочные предоплаченные расходы178 193206 256231 746254 665309 316337 991342 381322 526Суммарные текущие активы221 991251 861279 226304 805361 073391 064396 820884 17122 752 715Основные средства2 030 8572 498 6212 498 6212 972 7862 972 7863 459 2343 958 0144 466 2491 043 882Накопленная амортизация478 587556 280633 974731 4251 023 7761 389 0951 816 7612 275 60168 678Остаточная стоимость основных средств:1 552 2701 942 3411 864 6472 241 3621 949 0102 070 1392 141 2532 190 648975 203ЗемляЗдания и сооруженияОборудование1 170 4771 125 4581 080 4401 035 422900 367765 312630 257495 202Предоплаченные расходыДругие активы381 793816 882784 2071 205 9401 048 6431 304 8271 510 9961 695 447975 203Инвестиции в основные фондыИнвестиции в ценные бумагиИмущество в лизингеСУММАРНЫЙ АКТИВ1 774 2612 194 2022 143 8742 546 1662 310 0832 461 2032 538 0733 074 81923 727 918Отсроченные налоговые платежи19 47128 28138 79451 10752 618121 678206 873272 899540 308Краткосрочные займы3 179 7614 433 1395 624 1356 650 6946 569 8336 194 5344 040 4851 682 413Счета к оплатеПолученные авансыСуммарные краткосрочные обязательства3 199 2324 461 4205 662 9486 701 8016 622 4526 316 2124 247 3571 955 312540 308Долгосрочные займы5 243 4074 912 8294 042 33243150173 877 0553 730 6383 458 8393 000 000Обыкновенные акцииПривилегированные акцииКапитал внесенный сверх номинала10 00010 00010 00010 00010 00010 00010 00010 00010 000Резервные фондыДобавочный капиталНераспределенная прибыль-6678 377-7 190 047- 7 571 386- 8 480 851- 8 199 423-7 595 464- 5 178 124- 1 890 49223 177 611Суммарный собственный капитал- 6 668 377- 7 180 047- 7 561 386- 8 470 851- 8 189 423-7 585 464-5 168 124- 1 880 49223 187 611СУММАРНЫЙ ПАССИВ1 774 2622 194 2022 143 8942545967!2 310 0832 461 3862 538 0723 074 82023 727 9187.6 Показатели экономической эффективности


Таблица 7.26 Показатели экономической эффективности (по годам)

Показатель201020112012Коэффициент текущей ликвидности (CR), %141,510,4329,9Коэффициент срочной ликвидности (QR), %141,39,8329,1Коэфф. оборачиваем. запасов (ST)166,5176,6213,4Коэфф. оборачиваем. основных средств (FAT)4,114,341,7Коэфф. оборачиваем. активов (TAT)3,611,94,2Суммарные обязательства к активам (TD/TA), %312,8348,627,3Долгоср. обязат. к активам (LTD/TA), %200,3143,10,0Долгоср. обязат. к внеоборотн. акт. (LTD/FA), %269,8170,60,0Суммарные обязательства к собств. кап. (TD/EQ), %-293,1-149,637,5Коэфф. рентабельности валовой прибыли (GPM), %78,086,189,7Коэфф. рентабельности операц. прибыли (OPM), %-1717,4-280,546,3Коэфф. рентабельности чистой прибыли (NPM), %-1717,4-280,539,3Рентабельность оборотных активов (RCA), %-26701,3-19488,4183,3Рентабельность внеоборотных активов (RFA), %-2992,5-3536,81636,3Рентабельность инвестиций (ROI), %-2558,7-2987,7164,9Рентабельность собственного капитала (ROE), %141,510,4329,9

Таблица 7.27 Показатели экономической эффективности (по периодам)

Показатель1.082.083.084.085.086.087.088.08Коэффициент текущей ликвидности (CR), %527,58456,01373,21289,066,816,678,847,79Коэффициент срочной ликвидности (QR), %527,58456,01373,21289,066,86,288,317,73Чистый обороотный капитал (NWC), руб.211739117629721352965936205-978074-1624921-1590652-2239128Чистый обороотный капитал (NWC),$80052653714920433392-34215-55751-53526-73899Коэфф. оборачиваем. запасов (ST)343,77128,24135,32140,6Коэфф. оборачиваем. Дебиторской задолженности (ST)Коэфф. оборачиваем. Кредиторской задолженности (ST)Коэфф. оборачиваем. рабочего капитала(NСT)-0,67-1,64-2,86-2,95Коэфф. оборачиваем. основных средств (FAT)0,371,542,724,09Коэфф. оборачиваем. активов (TAT)0,351,442,493,66Суммарные обязательства к активам (TD/TA), %109,35119,81135,02155,49278,32336,53391439,46Долгоср. обязат. к активам (LTD/TA), %97,4106,59119,97137,97221,97242,3295,44304,64Долгоср. обязат. к внеоборотн. акт. (LTD/FA), %263,65268,6273,87279,48230,83258,55322,7340,37Суммарные обязательства к собств. кап. (TD/EQ), %-1169,47-604,67-385,52-280,22-156,08-142,28-134,36-129,46Коэффициент покрытия процентов (TIE)-678,42-235,22-172,05-147,88Коэфф. рентабельности валовой прибыли (GPM), %93,3667,1872,3876,17Коэфф. рентабельности операц. прибыли (OPM), %-6075,55-1972,43-1405,01-1113,54Коэфф. рентабельности чистой прибыли (NPM), %-6075,55-1972,43-1405,01-1113,54Рентабельность оборотных активов (RCA), %-182,53-399,52-754,37-1323,39-55936,74-45250,09-41414,09-38869,76Рентабельность внеоборотных активов (RFA), %-311,56-607,29-967,8-1357,38-2231,96-3035,76-3821,38-4558,72Рентабельность инвестиций (ROI), %-115,1-240,98-423,93-670,08-2146,32-2844,9-3498,16-4080,19Рентабельность собственного капитала (ROE), %527,58456,01373,51289,066,816,678,847,79

Таблица 7.28 Показатели экономической эффективности (по периодам)

9.0810.0811.0812.081 кв. 2011 г.2 кв. 2011 г3 кв. 2011 г4 кв. 2011 г2012 годКоэффициент текущей ликвидности (CR), %6,945,654,934,555,066,027,8422,62329,85Коэффициент срочной ликвидности (QR), %6,515,34,624,254,755,667,3621,6329,11Чистый обороотный капитал (NWC), руб.-2973241-4209559-5383702-6396996-6458640-5976941-4664988-18974768715648Чистый обороотный капитал (NWC),$-96371-133641-167631-195352-189888-165987-122576-47860177850Коэфф. оборачиваем. запасов (ST)142,66145,23147,62148,39160,71172,11182,08191,63213,37Коэфф. оборачиваем. Дебиторской задолженности (ST)Коэфф. оборачиваем. Кредиторской задолженности (ST)Коэфф. оборачиваем. рабочего капитала(NСT)-2,91-2,49-2,32-2,29-3,23-4,58-7,23-21,336,7Коэфф. оборачиваем. основных средств (FAT)5,585,396,76,5310,1812,4815,8518,6241,68Коэфф. оборачиваем. активов (TAT)4,884,775,835,758,7210,6213,3614,834,2Суммарные обязательства к активам (TD/TA), %475,84427,23452,7432,68450,8396,62341,5205,427,26Долгоср. обязат. к активам (LTD/TA), %295,53223,9188,55169,47166,25149,62141115,53Долгоср. обязат. к внеоборотн. акт. (LTD/FA), %337,79252,93216,79192,52194,21175,76167,29145,02Суммарные обязательства к собств. кап. (TD/EQ), %-126,61-130,56-128,35-130,06-128,51-133,71-141,41-194,8837,48Коэффициент покрытия процентов (TIE)-137,02-129,62-125,14-117,52-116,91-123,28-146,32-453,25Коэфф. рентабельности валовой прибыли (GPM), %77,2878,3579,3479,5783,5685,7487,0688,0789,71Коэфф. рентабельности операц. прибыли (OPM), %-925,11-824,39-727,48-695,67-483,57-335,57-217,22-85,5645,26Коэфф. рентабельности чистой прибыли (NPM), %-925,11-824,39-727,48-695,67-483,57-335,57-217,22-85,5645,26Рентабельность оборотных активов (RCA), %-36100-34257-32538-33387-29270-23267-18473-6242183Рентабельность внеоборотных активов (RFA), %-5162,8-4442,09-4872,59-4540,45-4923,63-4186,72-3443,83-1593,011636Рентабельность инвестиций (ROI), %-4516,84-3932,21-4237,97-3996,9-4214,673562,13-2902,71-1269,14164Рентабельность собственного капитала (ROE), %6,945,654,934,555,066,027,8422,623298. Оценка рисков


Основные факторы, потенциально способные ухудшить финансовое положение проекта таковы:

. Снижение выручки (изменение цены и / или объемов производства).

. Увеличение текущих (эксплуатационных затрат).

При совместном воздействии изменения объема производства и эксплуатационных затрат инвестиционная привлекательность проекта сохраняется в широком диапазоне их сочетаний. Так, при снижении объемов производства на 10% и увеличении эксплуатационных издержек на 10%, простой срок окупаемости не превышает границу 32 месяцев.

Рассмотрим основные виды рисков на создаваемом производстве и основные пути из решения.

. Политические риски (связанные с нестабильностью налогового, земельного, хозяйственного законодательства РФ).Меры по снижению политических рисков, разработанные компанией:

выработка внутренней налоговой политики

. Юридические риски. Меры по снижению юридических рисков, разработанные компанией:

четкая и однозначная формулировка соответствующих статей в документах;

привлечение для оформления документов специалистов, имеющих практический опыт в этой области;

выделение необходимых финансовых средств для оплаты высококлассных юристов.

. Технические риски. Меры по снижению технических рисков, разработанные компанией:

ускоренная проработка (и получение гарантий от поставщиков) технологической увязки оборудования;

заключение контракта с условием «под ключ», включая все пусконаладочные работы и производство опытной партии.

. Производственные риски. Меры по снижению производственных рисков, разработанные компанией:

четкое календарное производственное планирование;

планирование складских запасов;

внедрение системы контроля качества.

. Внутренний социально-психологический риск. Меры по снижению социально-психологического риска, разработанные компанией:

грамотный подбор персонала;

внедрение системы стимулирования работников;

разработка справедливой системы оплаты труда.

. Маркетинговые риски. Меры по снижению маркетинговых рисков, разработанные компанией:

внедрение и реализация всех предусмотренных маркетинговых мероприятий.

. Финансовые риски. Меры по снижению финансовых рисков, разработанные компанией:

неотложное проведение исследования требований потребительских услуг;

разработка и внедрение системы качества и контроля потребительских услуг на всех стадиях.


Заключение


Бизнес-план является своего рода инструкцией к действиям. Это прогнозный сценарий развития бизнес процессов на предприятии. И от того, насколько качественно составлен бизнес-план зависит успех будущего предприятия.

В заключение хотелось бы отметить, малый срок окупаемости проекта и его финансовую устойчивость под влиянием неблагоприятных факторов.

В процессе составления бизнес-плана использовалась литература по маркетингу, бизнес планированию, учету рисков, бухгалтерскому учету и финансовому анализу.

Главная цель данной работы - создание новой компании по производству чистой воды. Компания получила названия «Аква-Москва». Компания будет заниматься производством, розливом и доставкой чистой воды клиентам.

Основная цель по бизнес-плану - это выход на полную мощность в 2012 году, возврат всех кредитов и получение прибыли.

В результате подготовки были выявлены и оценены:

производственные мощности установки по производству, изучены основные характеристики и технология производства чистой воды;

проведена оценка трудозатрат для предприятия, определены основные функции для работников, на основании составленной матрицы РАЗУ детально изучены и определены функции и основные задачи аппарата управления, определены зоны ответственности и участки контроля по работникам;

детально разработана маркетинговая стратегия продвижения товара, с использованием сувениров, промо-акций, подарков, бонусов и т.п.;

проведен расчет и построена экономическая модель предприятия до срока окупаемости, проведена оценка денежных потоков с учетом методики дисконтирования.

Предприятие рассчитывает на успех благодаря нескольким факторам.

Во-первых, это потенциал рынка. Рынок бутылированной воды в Москве очень большой. Поэтому найти свою нишу и закрепиться на этом рынке вполне решаемая задача в рамках рассматриваемого проекта.

Во-вторых. Используемое в производстве оборудование является высококачественным. Что позволит работать с высоким качеством и без перебоев.

В третьих, проект также считается экономически эффективным, исходя из рассчитанных показателей.

Таким образом, существует высокая вероятность получения положительных и прогнозируемых показателей, отраженных в бизнес-плане, в реальной жизни


Список литературы


1.Экономика предприятия. Учебник./под ред. Волкова О.Н. - М. Инфра-М, 2001.

2.Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 25 реальных образцов бизнес-плана. - 2-е изд. - М.: «Ось-89», 2003. - 576 с.

.Золототоров В.Г. Инвестиционное проектирование. - Минск: «Экоперспектива», 2000.

.Ковелло Дж. А, Хейзелгрен Б.Дж. Бизнес-планы. Полное справочное руководство. Перевод с англ. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2002.

.Кузин Б., Юрьев В., Шахдинаров Г. Методы и модели управления
фирмой. - Сб: Питер, 2001. - 432 с. .Леонтьева А.Д., Тимофеев Н.М. Бизнес-план при экономическом обосновании дипломных проектов производственного направления. - Владимир, ГТУ, 2000.

.Петров К. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами - М.: «Вильямс», 2007, 450 с.

.Сборник бизнес-планов с комментариями и рекомендациями/ под ред. В.М. Попова - М.: АПК и ПРО, 1999.

.Финансовое планирование./под ред. Поукока М.А., Тейлора А.X. М.:Инфра-М, 2001.

.Старик Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов.
Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 2001. - 131 с. .Стоянова Е.С. Финансы маркетинга. - М.: Перспектива, 1999.

.Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1999.

.Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. - М.: Тандем, Экмос, 1999.

.Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобе Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент. - М.: Вильяме, 2005. - 704 с.

.Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. (Пятая редакция) - М.: Экономика, 2005. - 421 с.

.Городецкая Л.А. Бизнес-план малого предприятия. «Финансовая газета. Региональный выпуск», №24, 1999

.Иванов В. Как заинтересовать инвестора. «Финансовый директор», №4, 2007

.Колесов В. Как не ошибиться при составлении бизнес-плана, «Финансовый директор», №5, 2006

.Нерковский К. «Бизнес план - взгляд в будущее», «Финансовый директор», №8, 2006

.Петухов В.В. Вода на благо людям, «Секрет фирмы» №10, 2006

.Пупшис Т.Ф. Бизнес-план для бизнеса, «Современный бухучет», 2006, №3

.Семенов В., Составление типовой модели бизнес-плана «Финансовая газета. Региональный выпуск», №32, 2003

.Сисошвили С. Основы разработки бизнес-плана «АКДИ «Экономика и жизнь», №10, 2004

.Сонин В.А. Конкурс бизнес-планов: ошибки проигравших и уроки победителей «Финансовый директор», №11, 2007

.Щепотьев А.В., Бизнес-план, экономическая целесообразность и законодательная обязанность, Право и экономика», 2010, №1


Теги: Разработка стратегии предприятия  Бизнес-план  Менеджмент
Просмотров: 7451
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Разработка стратегии предприятия
Назад