Методичка
Курсовой проект "Бизнес-план инновации"
1. Структура и содержание бизнес-плана
Бизнес-план - широко распространенный в рыночной экономике инструмент менеджмента Он отображает средства и ресурсы необходимые для достижения стратегической цели фирмы.
Стадии подготовки, разработки и предъявления бизнес-плана имеют практическое значение.
. Подготовка к предпринимательской деятельности предусматривает ответы на следующие вопросы:
.1. Действительно ли хотите заниматься предпринимательством?
.2. Есть ли жизнеспособная инновационная идея производства товара?
.3. Имеются ли источники ресурсов для реализации идеи?
. Разработка бизнес-плана предполагает поиск ответов на вопросы:
.1. Что будет являться товаром?
.2. Кто будет покупать товар?
.3. Каких и сколько ресурсов потребуется для производства товара?
.4. Будет ли от продажи товара прибыль?
. Предъявление бизнес-плана участникам предпринимательской деятельности позволяет:
.1) для самого себя: а) определить путь для достижения цели и обозначить сложности на нам; б) уяснить все функции управления;
.2) для своих партнеров: а) добиться согласия и единства действий; б) определить организационную структуру фирмы и роль каждого для достижения цели;
.3) для инвесторов: а) убедить в серьезности и правомочности затеваемого дела; б) доказать возвратность кредита с оговоренными процентами.
Структура бизнес-плана
Объем всей совокупности бизнес-плана составляет около 50 страниц машинописного текста. Трудоемкость разработки - 40 чел.-ч. Разработчиками могут быть: 1) специалисты консалтинговой фирмы; 2) сами предприниматели; 3) предприниматели с консультацией у специалистов.
Последовательность действий: 1) формирование идеи и поиск информации; 2) разработка документов; 3) корректировки, редактирование и оформление; 4) защита, доказательство.
Причины уклонения от разработки бизнес-плана: 1) " Лучше работать, а не планировать" (лень); 2) "Планирование требует специальных знаний" ( слабая теоретическая подготовка ); 3) " Планирование слишком дорого" скупость).
2. Методика разработки бизнес-плана
Методика предполагает действия в логической последовательности по написанию текстов, проведению расчетов и вычерчиванию схем, таблиц, графиков. Для удобства работы над частями бизнес-плана предполагается поиск и написание ответов на последовательно поставленные вопросы.
Очередность формирования составляющих план частей следующая: 1) "Анализ состояния рынка" (№3); 2) "Описание товара" (№4); 3) "Производственный план" (№5); 4) "План маркетинга; (№6); 5) "Организационный план" (№7); 6) "Финансовый план" (№8); 7) "Оценка риска" (№9); 8) "Приложения" (№10); 9) "Вводная часть" (№2); 10) "Титульный лист" (№1).
Все перечисленные части могут быть сведены в три блока:
а) "Документы, связанные с исследованием рынка" (№№3,4,6);
б) "Производственно-организационные и экономические документы" (№№5,6,7,8);
в)"Документы специального назначения" (№№9,10,2,1).
Основными принципами разработки всего бизнес-плана и отдельных его частей являются: рассмотрение вопросов от общего к частному, от потребностей в товаре к основным его характеристикам и способам продвижения на рынок. Вопросы, на которые необходимо дать ответ, приведены для каждой части бизнес-плана.
. Документы, связанные с исследованием рынка.
)."Анализ состояния рынка":
.1.Какие область, город, район предназначены в качестве рынка предлагаемого товара? 1.2.Каковы географические, экономические социально-демографические характеристики выбранного рынка? 1.3. Какие фирмы уже функционируют на выбранном рынке с аналогичным товаром? 1.4.Какова степень насыщенности рынка товарами-аналогами? 1.5. Каковы тенденции изменения степени насыщенности рынка на ближайшие три года? 1.6. Какова общая тенденция спроса на товары-аналоги? 1.7. Какие фирмы могут стать конкурентами? 1.8. Почему покупатели предпочтут предлагаемый товар? 1.9 Какие покупатели в большей степени заинтересованы в данном товаре?
Кроме текстов в данной части бизнес-плана рекомендуется привести таблицу, характеризующую выбранный сегмент рынка, и график с прогнозом спроса на товары-аналоги.
Таблица 1
бизнес план товар сегмент
2)."Описание товара":
.1.Каково назначение (функция) товара и возможные сферы его использования? 2.2. Каким образом реализуется назначение товара? 2.3.Каковы основные характеристики товара? 2.4. Какие технические, химические и пр. новации делают товар особенным? 2.5. Почему именно данный товар будет пользоваться спросом на выбранном рынке? 2..6. Каков жизненный цикл товара на перспективу 1 - 3 года? 2.7. Какие средства предусмотрены для поддержания устойчивого спроса на товар в рассматриваемом сегменте рынка?
С целью повышения обоснованности и наглядности решений, принятых в данной части бизнес-плана, необходимо построить "Профиль характеристик товаров-аналогов" и "График жизненного цикла товара".
Таблица 2.
По логике рассмотрения проблем рынка за частью "Описание товара" должен следовать "План маркетинга". Однако, из-за отсутствия целого ряда характеристик производства товара, возникает необходимость рассмотреть предварительно содержание "Производственного плана".
.Планирующие документы .
Объединяет документы данного блока их планирующая суть процессов производства товара, организации и экономики деятельности фирмы. Они взаимосвязаны и основываются на расчетах по формулам с построением таблиц, графиков и схем.
). "Производственный план":
.1.Какие технологии производства известны? 3.2.Какие затраты необходимы для приобретения или разработку технологии? 3.3. Какова принципиальная схема производства товара? 3.4.Какие производственные площади потребуются и каковы затраты на их приобретение или аренду? 3.5.Какое оборудование необходимо для производства и каковы затраты на приобретение? 3.6. Какие сырье, полуфабрикаты и материалы необходимы для производства и каковы затраты на приобретение? 3.7. Какие организации являются поставщиками сырья, полуфабрикатов и материалов? 3.8. Какие фирмы участвуют в производстве на правах субподряда? 3.9.Какова принципиальная схема взаимодействия фирм, участников данного бизнеса? 3.10. Как будет осуществляться контроль качества товара? 3.11.Рабочие каких профессий потребуются, их количество и ориентировочная заработная плата? 3.12. Какова ориентировочная сумма должностных окладов служащих фирмы?
Производственный план представляет собой совокупность калькуляций, таблиц. циклограмм и сетевую модель, а также планировки помещений и схемы расстановки оборудования.
)."План маркетинга":
.1.Каковы постоянные издержки производства товара, приходящиеся на один месяц? 4.2. Каковы переменные издержки, приходящиеся на единицу товара? 4.3. Какова ориентировочная себестоимость товара? 4.4. На основании каких доводов и чему равна принятая цена единицы товара? 4.5. Чему будет равна точка безубыточности? 4.6. Какова будет ожидаемая прибыль в месяц от продажи товара, количество которого равно мощности основного оборудования? 4.7. Как будет меняться величина прибыли от корректировки величин издержек? 4.8. Какова ценовая политика фирмы на ближайшие 1 - 3 года? 4.9. Какие мероприятия предусматриваются для улучшения характеристик товара? 4.10. Как будет организовано дизайнерское оформление товара? 4.11. Какие формы торговли и расчета будут приняты? 4.12. Какие специальные услуги клиентам будут оказываться? 4.13. Какой вид будет иметь схема продвижения товара на рынок? 4.14. Какими методами предполагается изучение спроса на товар и откликов о его качествах от покупателей? 4.15. Какие формы товарной рекламы будут использовать и ее примерная текстовка? 4.16.Какие специальные знаки должны быть на товаре, их описание и эскизы?
В данной части бизнес-плана приводятся расчеты по формулам, строятся графики, испытываются различные варианты экономических показателей. Главным итогом должны стать цена товара и маркетинговые мероприятия, обеспечивающие прибыльность фирмы.
КП = ПсР / ( Ц - ПрР`)
5). "Организационный план":
.1. Каков организационно-правовой статус фирмы? 5.2. Каков состав учредителей, пайщиков, акционеров и доля участия их в бизнесе? 5.3. Какой вид имеет организационно-производственная структура предприятия ? 5.4. Какова схема организационно-штатной структуры предприятия? 5.5. Какие должности предусматриваются в офисе и обязанности по ним? 5.6. Каков режим труда служащих и их должностные оклады? 5.7.Какие формы обучения служащих и рабочих фирмы будут использоваться? 5.8.Какие методы улаживания трудовых споров предусматриваются в фирме? 5.9. Кто имеет право подписи финансовых документов?
Кроме текстовой части, т.е. ответов на поставленные вопросы, данный раздел плана должен иметь таблицы и рисунки:
). Финансовый план.
Методика работы над этим планом заключается в последовательных расчетах и записи результатов в таблицы.
.1. План доходов и расходов:
) прогнозируется количество продаж товара по каждому месяцу года на основании конфигурации графика "Жизненный цикл товара"; 2) записывается цена на единицу товара по каждому месяцу с учетом прогноза уровня инфляции; 3) рассчитываются переменные расходы на производство товара в рамках каждого месяца планируемого года; 4) определяются затраты каждой составляющей постоянных расходов по каждому месяцу; 5) устанавливается процент налога на добавленную стоимость соответствующий рассматриваемому организационно-правовому статусу фирмы и виду товара; 6) устанавливается процент налога на прибыль, который должен соответствовать характеристикам фирмы и товара; 7) с помощью микрокалькулятора, микро-ЭВМ или ПЭВМ по формулам и разработанным программам определяются: доходы от продаж; валовая прибыль; сумма постоянных расходов; величина налога на добавленную стоимость; величина налога на прибыль; чистая прибыль.
.2. План поступлений и выплат.
Данный документ позволяет планировать денежную наличность. Он разрабатывается на основе "Плана доходов и расходов", но с учетом получения необходимых кредитов в коммерческих банках и их погашения. Должны быть учтены возможные предоплаты, отсроченные платежи, а также продажи товаров в кредит. Методика разработки: 1) заполняется строка "Поступления денежные" как сумма значений в строке "Доходы от продаж" предыдущего плана, величин получения ссуд в коммерческих банках, предоплат и т.п.; 2) записываются из предыдущего плана расходы: переменные, постоянные, величина налога на добавленную стоимость, величина налога на прибыль; 3) дополнительно заносятся в соответствующие месяцы платы за страховку и выплаты долгов; 4) определяется прирост денежной наличности как разность между поступлениями денежными и всеми расходами; 5) устанавливается остаток денег на начало месяца ( он равен остатку на конец предыдущего месяца); 6) определяется остаток денег на конец рассматриваемого месяца как сумма остатка на начало месяца и прироста денежной наличности.
3. Документы специального назначения.
Особенностью документов данной части бизнес-плана является то, что они дополняют основные разделы информацией обосновывающей надежность и респектабельность предпринимательской идеи.
)."Оценка риска".
Вопросы, которые помогают составлению раздела: 1) какие случаи риска могут наступить при разворачивании предпринимательской деятельности? 2) какие наиболее существенные виды риска могут встретиться на стадии производства товара? 3) какие виды риска можно ожидать при реализации товара? 4) каков риск взаимодействия с поставщиками, субподрядчиками и партнерами? 5) какие дестабилизирующие действия можно ожидать от правительства, конкурентов, профсоюзов? 6) какие виды риска следует страховать, на какую сумму и какой срок? 7) какие виды риска требуют организационных мероприятий (каких и когда)? 8) какие виды риска требуют установки технических средств (каких и когда)?
Разработку данного раздела можно осуществлять посредством таблиц, в которые записываются сложные и простые риски, их оценки, а также содержание мероприятий и сроки их проведения.
8). Приложения.
В приложениях должны быть: 1) извлечения статистического характера из газет и журналов; 2) нормативы расходов сырья, материалов и их цены; 3) описания изобретений, передовых технологий, приспособлений, 4) договоры о намерениях и контракты со всеми участниками бизнеса; 5) расчетные формулы и программы на ПЭВМ; 6) графики поставок сырья и реализации товаров.
Основным требованием по размещению документов, таблиц и пр. можно считать следование за разделами и абзацами бизнес-плана. Все материалы приложения нумеруются в соответствии с внесенными в тексты основных разделов пометками.
). Вступительная часть.
Здесь в краткой форме указывается существо бизнес с аргументацией в виде суждений и количественных показателей, которые содержатся в основных разделах бизнес-плана. Следует помнить, что по содержанию вводной части судят о том, стоит ли предлагаемый бизнес серьезного рассмотрения и, следовательно, кредитования. Необходимо четко и убедительно изложить основные аргументы предлагаемого проекта, а именно - чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется вложить, какой ожидаемый спрос на выпускаемый, и почему разработчики бизнес-плана считают, что фирма добьется успеха.
). Титульный лист.
На нем указываются: 1) наименование фирмы и ее местонахождение; 2) имена и адреса учредителей; 3) фамилия, имя, отчество директора фирмы, его местожительства и телефон; 4) суть проекта с наименованием товара и потенциальных покупателей; 5) общая стоимость задуманного бизнеса с указанием величины и источника кредита; 6) наименование частей бизнес-плана, которые составляют коммерческую тайну. Записи делаются по пунктам в сжатой форме.
Создание бизнес-плана инновации - это весьма важный момент на пути создания нового предприятия или организации выпуска нового товара. Эта работа занимает довольно много времени, поскольку план должен быть составлен подробный, хорошо структурированный. Цель и задачи предлагаемого бизнеса должны служить стержнем всей системы инновационного планирования.