Коммуникация в сфере инноваций

Национальный исследовательский университет - Высшая Школа Экономики


Эссе по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему: «Коммуникация в сфере инноваций».


Выполнила:

студентка 3 курса

Кузнецова Е.А.

Проверил:

к.э.н., доцент кафедры управления проектами

Барыкин А.Н.


Москва 2011

1. Коммуникация в сфере инноваций


Начнем, пожалуй, с определения термина «коммуникация». Трактовок данного термина великое множество, но, обобщая все варианты, можно определить коммуникацию не только как процесс обмена информацией между ее участниками, но и как совместную их деятельность, в результате которой вырабатывается общий взгляд на вещи.

Важными аспектами любой коммуникации являются взаимопонимание, общность, отсутствие ярко выраженного негативного отношения к предмету коммуникации со стороны участников и желание обеих сторон содействовать благоприятному исходу данной коммуникации.

Необходимо заметить, что процесс коммуникации в сфере инноваций неразрывно связан с созданием определенного набора терминов, который должен быть доступен не только непосредственным разработчикам нового продукта/услуги, но и широким кругам общества.

Иными словами, здесь нужно говорить о словотворчестве, которое будет реализовываться в двух ключевых направлениях:

·в создании обиходного языка проекта;

·в создании терминологии проекта.

При создании обиходного языка проекта во главе угла будут стоять скорее профессионалы-предметники, нежели инновационный менеджер, ведь им для профессионального общения надо как-то называть новые явления и обстоятельства, возникающие непосредственно в ходе их профессиональной деятельности. Менеджер, скорее всего, будет включен в этот процесс опосредованно, он будет лишь повторять те новые термины, которые родились из уст предметников. Живое творчество профессионалов здесь проявляется в полной мере, и мешать ему не стоит, надо лишь активно и бережно участвовать в нем.

коммуникация информация терминология инновационный презентация

2. Создание терминологии проекта


Создание терминологии проекта, наоборот, требует активного участия инновационного менеджера. В этом процессе он будет играть ведущую роль наряду с наиболее авторитетными специалистами данной области, так как здесь уже недостаточно набора терминов, созданных в узком кругу. В этом случае инновационный менеджер совершает преобразование таких терминов в нечто, более приспособленное к пониманию за пределами группы профессионалов-предметников.

Особого внимания заслуживает тема введения новых терминов в обиход. Внедрение нового слова может произойти как стихийно, так и в результате специальных усилий.

Заставить других людей употреблять такие слова в своем повседневном общении внутри и за пределами организации зачастую бывает очень сложно.

Лучшее решение - использовать новые слова во внутренних документах проекта: инструкциях, распоряжениях, объявлениях, отчетах и т.п. Управлять устной речью других людей трудно, но письменными текстами проекта управлять можно. Эти тексты являются регламентирующими, поэтому возрастет не только частота употребления новых терминов, но и авторитетность их источника.

Любой современный инновационный проект далеко ушел от той стадии, когда новая профессиональная придумка передавалась ученику или последователям посредством личного примера и наблюдения за работой мастера. Это в прошлом. В настоящее время проекты передаются в виде текстов. Причем, точность текста, то есть точность употребляемых терминов - один из самых важных факторов успешной презентации и внедрения инновационных решений.

Требование точности текстовой презентации ужесточается еще и тем, что отчеты инновационных проектов часто содержат новые, ранее не описываемые явления, продукты, новые названия. Любой новый язык удобнее постигать с помощью словаря. Поэтому большинство инновационных проектов нуждается в терминологических словарных справках. Презентация проекта будет более успешной, если в справочном материале будут содержаться словарь, в котором будет присутствовать толкование используемых терминов с правильно составленными определениями.

Понятно, что инновационный процесс сам по себе не гарантирует счастья и процветания. Он должен быть выстроен таким образом, чтобы максимально повысить шансы компании на успех. При этом в инновационный процесс должен быть обязательно встроен механизм для продвижения инновации, обеспечения его поддержки со стороны всех заинтересованных сторон (работники компании, акционеры, потребители, партнеры, инвесторы). Поэтому мы и говорим о презентации инновационного проекта как одной из важнейшей части коммуникационной политики в сфере инноваций. И мне хотелось бы более подробно остановиться на этой теме, но не настолько подробно, чтобы пошагово описывать методику создания такого вида презентации.

Итак, нет сомнений в том, что в инновационном проекте презентация - это основной документ для привлечения инвестиций. Основная задача - продать проект и идею инвестору. Проведение презентации проекта имеет свои особенности. Обычно есть только один шанс презентовать проект инвестору или потенциальному партнеру, а значит, презентация должна быть подготовлена идеально.

Не стоит забывать о том, что какой бы «красивой» ни была презентация, важным является содержание самого инновационного проекта, продуктивность идеи, а также рациональность и оправданность расчетов. Если оперировать только наилучшими показателями проекта, обходить все возможные зоны риска, то это может привести к глубоким разногласиям и конфликтам между разработчиками и инвесторами, потере финансов, времени, перспектив дальнейшего сотрудничества. Серьезные расхождения неизбежно начнутся, когда вдруг выяснится, что реальные показатели эффективности гораздо ниже тех, что были представлены в презентации, что ряд условий не соблюдается, а многие факторы неверны. В результате проект будет либо досрочно прекращен, либо вместо стратегического сотрудничества с инвестором будет краткосрочное взаимодействие и поиск нового инвестора. Но при этом разработчики и собственники проекта теряют главное - свой имидж, историю своих удачных проектов, репутацию, что всегда в деловом мире имело большое значение для привлечения инвестиций.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инвестор выступает не только как источник инвестиций, но и как мощный источник формирования положительной или негативной репутации и имиджа разработчиков и собственников проекта. Поэтому также важно установить обстановку взаимного доверия, открытости и доброжелательности взаимодействия с инвесторами на всех этапах, обеспечения его доступа ко всей необходимой информации, предоставления возможности влиять на ход проекта, в успехе которого он заинтересован не менее, чем разработчики и собственники проекта.

Необходимо заметить, что внутренние и внешние заинтересованные лица не сразу одобрят саму идею новшества, поэтому инновационный менеджер может столкнуться с сопротивлением инновациям, и его задача состоит в нейтрализации этих сопротивлений. Основные причины сопротивления инновациям и пути их нейтрализации:

·Узкособственнический интерес (ожидание отдельными людьми потерь в результате изменений).

Так как такие ожидания не всегда оправданы, инновационный менеджер в рамках своей программы в силах разъяснить реальные последствия изменений и предложить какие-либо компенсационные меры.

·Некорректное понимание ситуации (неверная трактовка намерений руководства, низкая степень доверия к нему или отсутствие его как такового).

Менеджер способен бороться с неправильным пониманием ситуации, активно разъясняя реальную суть инновации, как на коллективных собраниях, так и индивидуально.

·Различная оценка ситуации (сотрудники и руководство различны во мнениях, и, по мнению сотрудников, имеющих важную информацию, руководству такая информация неизвестна).

При высказывании сотрудниками открытого недовольства, можно воспользоваться обычной дискуссией, в результате которой сопротивление инновации будет нейтрализовано. Сотрудники либо убедятся в необоснованности собственных мнений, либо в инновационные планы будут внесены изменения в соответствии с поступившей информацией. Если сотрудники не выражают свое недовольство открыто, инновационный менеджер должен использовать свои дипломатические качества и предотвратить неприятный исход такого настроя у сотрудников.

·Низкая терпимость к изменениям (консерватизм, нежелание что-то менять, опасение того, что после внедрения инновации выявится недостаток знаний и умений).

В данном случае менеджер может повысить терпимость к изменению, разъясняя его пользу для организации в целом и отдельно для каждого ее члена, разбирая должностные обязанности каждого сотрудника после внедрения инновации.

В заключение хочется сказать, что для успешной коммуникации в сфере инноваций сначала необходимо убедиться в отсутствии всякого сопротивления инновациям, а в ином случае нейтрализовать его, и только после этого начинать работать в направлении активного презентования инновационного проекта с целью претворения его в жизнь.


Теги: Коммуникация в сфере инноваций  Эссе  Менеджмент
Просмотров: 5059
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Коммуникация в сфере инноваций
Назад