Учет на предприятии ГСМ, автомобильных шин, АКБ и запасных частей

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 2

1. Краткая характеристика акционерного общества. 3

2. Горюче-смазочные материалы и их роль в обеспечении технологических нужд. 4

3. Горюче-смазочные материалы и их значение в хозяйственной деятельности организации  6

4. Использование на предприятии запасных частей, аккумуляторных батарей и автомобильных шин. 11

5. Государственное регулирование учета автомобильных шин. 17

6. Документальное оформление и учет горюче-смазочных материалов, запасных частей, аккумуляторных батарей и автомобильных шин. 18

Заключение: 25

Список литературы: 26


Введение


При выборе темы курсовой работы мы остановились на учете горюче-смазочных материалов, запасных частей, аккумуляторных батарей и автомобильных шин.

Как известно, при техобслуживании автомобиля при замене запчастей или иных расходных материалов (масло, аккумулятор, шины и др.) следует учитывать, «отработан» ли установленный для них ресурс (норматив).

Согласно Типовому плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 (далее - Инструкция № 89), на субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются готовые детали, узлы, используемые для замены изношенных при проведении ремонтов, а также шины транспортных средств в запасе и обороте. Здесь же учитывается движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей, узлов, агрегатов, создаваемого в ремонтных подразделениях организаций, на технических обменных пунктах и ремонтных заводах. Шины транспортных средств (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Производственные запасы (материалы, топливо, смазочные материалы, запасные части, агрегаты. автомобильные шины и др.) являются предметами труда и предназначены для обеспечения непрерывности процесса производства. С производственными запасами связаны различные хозяйственные операции: приобретение у поставщиков. внутреннее перемещение, отпуск и производство, отпуск на непроизводственные нужды и т. д.


1.  Краткая характеристика акционерного общества


ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 28 марта 1997 года № 80 путем преобразования государственного предприятия строительно-монтажного треста № 16 «Нефтестрой» в соответствии с законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах с дополнительной ответственностью», правовыми актами о приватизации и разгосударствления государственной собственности.

Акционерное общество зарегистрировано 4 июня 1997 года решением Витебского областного исполнительного комитета № 252

Акционерное общество наделено правом юридического лица, свою деятельность осуществляет как генподрядная организация на основе строительного баланса в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь и Уставом, утвержденным общим собранием акционеров ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» 6 марта 2003 года, с изменениями и дополнениями от 5 ноября 2009г.

ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» представляет собой единый производственный комплекс, в состав которого входят, по состоянию на 01.01.2010 г.:

- 3 генподрядных общественных филиала СУ – 121, СУ – 126 и СУ – 155

- Специализированное отдельное управление СУ – 124

- Управление механизации УМ – 141

- Завод крупнопанельного домостроения (КПД)

- Столовая №2

Численность работающих в АО на 01.01.2010 г. – 2037 человек

В настоящее время ОАО «Трест № 16, г. Новополоцк» производит работы в городах Новополоцк, Полоцк, Миоры, Верхнедвинск, Полоцком и Верхнедвинском районах. [Приложение 1]


2. Горюче-смазочные материалы и их роль в обеспечении технологических нужд


Горюче-смазочные материалы (ГСМ) необходимы для технологических нужд, эксплуатации средств, выработки энергии и для отопления зданий. Учет ГСМ ведётся на счете 10/3 «Топливо».

Горюче-смазочные материалы учитываются в местах хранения на карточках или в книгах складского учета отдельно по автомобилям и материально ответственным лицам. Списание осуществляется на основании лимитно-заборных карт или накладных-требований на отпуск материалов. Отпущенные водителю нефтепродукты отражаются в ведомостях учета и в путевых листах. На основании путевых листов в течении месяца ведутся накопительные карточки по учету расхода топлива. В конце месяца делаются замеры топлива в баках и оформляется акт на замер топлива. Затем на основании сверки данных по учету расхода топлива по накопительным карточкам и акта на замер топлива определяется фактически израсходованное топливо по количеству и стоимости. Затем фактически израсходованные ГСМ сравнивают с установленной нормой расхода и выявляют отклонения. Если фактически расход топлива меньше чем по норме, водителю выплачивается премия от суммы экономии топлива. Если допущен перерасход, то он удерживается с водителя. Если организации получают услуги автозаправочной станции и отпуск осуществляется на основании электронных карт, то организация потребитель осуществляет предоплату и на данную сумму АЗС осуществляет отпуск топлива. В конце месяца АЗС предоставляет потребителю справку, в которой дается расшифровка по использованию ГСМ, указывается количество использованных ГСМ и общая стоимость. Если водитель приобретает ГСМ за наличные деньги то ему выдаются денежные средства под отчет, за использование которых он отчитывается авансовым отчетом и прилагает путевые листы подтверждающие расход топлива.

Для приобретения горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) по талонам предприятие заключает договор купли-продажи с продавцом ГСМ, который организует отпуск топлива через определенную сеть АЗС. Перечень АЗС, на которых можно производить заправку, приводится в договоре. Оплатив определенное договором количество топлива соответствующей марки, организация получает талоны, по которым водители будут заправлять автомобили на АЗС.

Если предприятие приобретает литровые талоны (на них указан вид топлива и литраж), то изменение цен, произошедшее после оплаты талонов, никак не повлияет на оценку ГСМ в учете, и топливо будет отражаться по цене его приобретения.

Учет талонов на ГСМ на предприятии должен отражать информацию о талонах, имеющихся в организации и выданных водителям под отчет, о марках топлива, отпускаемого по талонам, и другие данные.

Учет талонов ведется материально ответственным лицом, назначаемым приказом руководителя организации, которое, как правило, осуществляет получение талонов от поставщиков и отпуск их водителям. В случае если талоны на заправку топлива получают другие лица, то они обязаны в день получения этих талонов сдать их материально ответственному лицу для их оприходования и хранения. Получив талоны, материально ответственное лицо на основании товаросопроводительных документов поставщика составляет приходный ордер по форме М-4 согласно Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.07.2007 № 114, и сдает его вместе с другими приходными документами в бухгалтерию организации.


3.  Горюче-смазочные материалы и их значение в хозяйственной деятельности организации


Многие предприятия могут использовать жидкое и газообразное автомобильное топливо. К жидкому топливу относят бензин и дизельное топливо. При поступлении топлива на склад материально ответственное лицо осуществляет приемку по количеству и качеству на основании сопроводительных документов поставщиков.

Во время приемки нефтепродуктов на склад заправщик производит проверку товарных и сопроводительных документов и замера транспортного резервуара, устанавливает количество и массу доставленного нефтепродукта и контролирует наличие в нем подтоварной воды. В случае обнаружения подтоварной воды она полностью сливается.

Хранение горюче-смазочных материалов предприятиями должно осуществляться на специально оборудованных и огражденных нефтескладах, стационарных пунктах заправки транспортных средств. Учет нефтепродуктов в местах хранения ведется материально ответственными лицами в книгах или карточках складского учета раздельно по каждому наименованию и марке горючесмазочных материалов в единицах массы. На основании оформленных в установленном порядке первичных документов по движению горюче-смазочных материалов в карточки заносятся данные по приходу и отпуску нефтепродуктов и выводятся количественные остатки после каждой записи или после записи последней операции дня.

Отпуск со склада горюче-смазочных материалов осуществляется на основании лимитно-заборных карт, накладных на внутреннее перемещение, ведомостей учета их выдачи. Выдача топлива водителям производится в единицах объема (литрах), а смазочных материалов в единицах массы (килограммах). Количество отпущенных водителям нефтепродуктов отражается в ведомости учета выдачи горючесмазочных материалов и путевом листе. В ведомости за полученные нефтепродукты расписывается водитель, а в путевом листе - материально ответственное лицо, отпустившее горюче-смазочные материалы.

На основании первичных документов по движению горюче-смазочных материалов (товарно-транспортных накладных, требований, ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов) материально ответственное лицо составляет отчет о движении горюче-смазочных материалов, который проверяется и подписывается лицом, возглавляющим службу топливно-энергетических ресурсов, или другим лицом, уполномоченным руководителем автотранспортного предприятия. Отчет вместе с документами по приходу и расходу в сроки, установленные руководителем, представляется в бухгалтерию и служит основанием для отражения в учете движения горючесмазочных материалов.

Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов ведется на счете 10 «Материалы», субсчете 3 «Топливе» по видам материалов, местам хранения и материально ответственным лицам по следующим аналитическим счетам:

* 10.31 «Топливо на складах»;

* 10.32 «Топливо в баках транспортных средств»;

*   10.33 «Топливо по кредитным картам»;

*   10.34 «Отработанные нефтепродукты».

На аналитическом счете 10.31 «Топливо на складах» учитывается наличие и движение всех видов горюче-смазочных материалов, полученных для эксплуатации транспортных средств и находящихся на нефтескладах, в пунктах заправки (как стационарных, так и передвижных). Основание для записей по дебету аналитического счета 10.31 «Топливо на складах» являются первичные документы, по которым производится оприходование поступивших горюче-смазочных материалов материально ответственными лицами. По кредиту данного счета производится списание горюче-смазочных материалов с подотчета материально ответственных лиц на основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, требований, лимитно-заборных карт, накладных. При этом делаются следующие записи;

1.       Дебет субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств, в кредит субсчета 10.31 «Топливо на складах» - стоимость отпущенного топлива водителям по учетным ценам на основании ведомостей учета выдачи горюче-смазочных материалов, сверенных с данными путевых листов.

2.       Дебет субсчетов 20.3 «Расходы по эксплуатации транспорта», 23.5 Эксплуатация мелких транспортных, хозяйств», 2.3.3 «Ремонт основных средств», 26.2 «Накладные расходы»:

•  Кредит субсчета 10.31 «Топливо на складах» - стоимость отпущенных смазочных материалов.

•  Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - сумма отклонений в стоимости материалов и транспортно-заготовительных расходов.

Учет нефтепродуктов на аналитическом счете 10.32 «Топливо в баках транспортных средств» ведется по автотранспортному предприятию в целом, автоколоннам, бригадам и т. д. В течение месяца на основании записей в путевых листах после сверки их с ведомостями учета выдачи и возврата топлива заполняется карточка учета расхода топлива, открываемая на каждый автомобиль. На предприятии на одном автомобиле могут работать несколько водителей, а один водитель в течение месяца может работать на нескольких автомобилях, поэтому в карточке по каждому путевому листу указывают фамилию и инициалы водителя. В ней также записывают пробег автомобиля, грузооборот, движение топлива (остаток на начало и конец дня, сколько выдано, возвращено, фактический и нормативный расход) я результат работы (экономия или перерасход топлива).

Остаток топлива в баках автомобилей, учтенный на аналитическом счете 10.32 «Топливо в баках транспортных средств», должен соответствовать наличию топлива в баках, что ежемесячно подтверждается актом снятия остатков в баках автомобилей.

По данным карточек учета расхода топлива и замеров остатков в конце отчетного месяца, подтвержденным актом снятия остатков, определяется стоимость нефтепродуктов, фактически израсходованных при эксплуатации транспортных средств.

На основании данных карточек учета расхода топлива ведутся лицевые карточки водителей, где исходя из путевых листов указывают на каждый день месяца их номера, марку и номер автомобиля, расход топлива по норме и фактически, экономию или перерасход. По данным лицевых карточек водителей в целом за месяц составляется сводная ведомость расхода топлива. В ней указывают фамилию и инициалы водителей, номер и марку автомобилей, остатки топлива на начало и конец месяца, поступление, нормативный и фактический расход, а также экономию и перерасход топлива. Ведомость представляется руководителю автотранспортного предприятия для принятия мер к выявлению и устранению причин перерасхода или нереальной экономии. На основании принятого руководителем предприятия решения стоимость перерасходованного топлива сверх утвержденных норм подлежит взысканию водителей транспортных средств по рыночным ценам.

Водители также могут приобретать топливо на автозаправочной станции (АЗС) за наличный расчет или по кредитным картам. При приобретении топлива за наличный расчет водителям выдаются под отчет денежные средства. За израсходованные денежные средства подотчетное лицо отчитывается путем составления авансового отчета, к которому прилагаются документы АЗС. При этом делаются следующие записи:

•    Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами», кредит счета 50 «Касса» - сумма денежных средств, выданных водителю под отчет.

•    Дебет субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств», кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - стоимость полученного топлива.

• Дебет 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам», кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - сумма НДС.

В случае приобретения топлива по кредитным картам автотранспортное предприятие заключает договор с АЗС и производит предварительную оплату. По окончании отчетного месяца автозаправочная организация представляет автопредприятию документ (компьютерную распечатку) с указанием количества и стоимости отпущенных нефтепродуктов и остатка денежных средств. Данные операции отражаются следующими записями:

• Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 51 «Расчетный счет» — сумма перечисленного аванса.

• Дебет субсчета 10.33 «Топливо по кредитным картам», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - стоимость полученного топлива,

• Дебет счета 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - сумма НДС.

Стоимость горюче-смазочных материалов, фактически израсходованных на эксплуатацию транспортных средств, сравнивается с расходом по норме и списывается в зависимости от направления расходования следующими бухгалтерскими проводками:

1.       Дебет субсчетов 20.3 «Расходы по эксплуатации транспорта». 23.5 «Эксплуатация мелких транспортных хозяйств», 23.3 «Ремонт основных средств», 26.2 «Накладные расходы»:

• Кредит субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств» - стоимость израсходованного топлива в пределах норм по учетным ценам.

•   Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценно- 1с-й» - сумма отклонений в стоимости топлива и транспортно-заготовительных расходов.

2.       Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

•   Кредит субсчета 10.32 «Топливо в баках транспортных средств» - стоимость топлива, израсходованного сверх норм.

•        Кредит счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» - сумма отклонений в стоимости топлива и транспортно-заготовительных расходов.

3.       Дебет субсчетов 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 92.2 «Внереализационные расходы»:

•        Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - фактическая себестоимость недостающего топлива.

•   Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - сумма НДС, относящаяся к перерасходу.

4.       Дебет субсчета 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» - разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и стоимостью топлива по фактической себестоимости.

Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь установлены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобили, автотранспортную технику, суда, машины, механизмы и оборудование в зависимости от марки техники. Данные нормы обязательны для использования всеми владельцами транспортных средств, независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности.


4. Использование на предприятии запасных частей, аккумуляторных батарей и автомобильных шин.


Для поддержания транспортных средств в рабочем состоянии используют запасные части, агрегаты и автомобильные шины. На автотранспортные предприятия запасные части, агрегаты и автомобильные шины могут поступать от поставщиков, в результате разборки списанных автомобилей и прицепов или замены старых на новые.

Поступление новых запасных частей, агрегатов и автомобильных шин от поставщиков оформляется товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1). Бухгалтерский учет приобретаемых ценностей ведется по фактической себестоимости, которая включает покупную стоимость и все расходы, связанные с их приобретением и доставкой.

Запасные части, изготовленные в собственных ремонтных мастерских, принимаются к учету по фактической стоимости их изготовления.

Бывшие в употреблении запасные части и агрегаты отличаются по своему качественному состоянию и подразделяются следующим образом:

•  годные для дальнейшего использования без ремонта;

•  отремонтированные;

•  требующие ремонта;

•  не подлежащие ремонту (металлолом).

Учет и хранение каждого вида запасных частей и агрегатов осуществляется отдельно.

Запасные части и агрегаты, снятые с автомобилей и прицепов и пригодные для дальнейшего использования без ремонта, учитываются по цене новых запасных частей. Запасные части, отремонтированные и пригодные для дальнейшей эксплуатации, а также подлежащие ремонту, могут оцениваться в размерах 50 и 25% соответственно от их учетной цены. Запасные части, не пригодные для эксплуатации, учитываются по цене металлолома.

В местах хранения количественный учет запасных частей и агрегатов ведется в карточках складского учета [Приложение 2] по наименованиям и номенклатурным номерам с указанием учетной цены. Учет аккумуляторов ведется по маркам. Записи в карточку производятся на основании первичных документов по мере их поступления. Движение запасных частей, агрегатов и аккумуляторов на автотранспортном предприятии оформляется накладной на внутреннее перемещение. [Приложение 3]

Для контроля за движением и использованием агрегатов при поступлении на склад им присваивается гаражный номер и открывается карточка учета агрегатов. На все снятые с автомобилей агрегаты составляется дефектная ведомость, в которой указываются степень их износа и потери в ремонте. Те агрегаты, ремонт которых нецелесообразен, раскомплектовываются и приходуются на склад отдельными запасными частями.

Отпуск запасных частей со склада должен осуществляться по требованию гаража или ремонтного цеха только в обмен на изношенные. Без обмена на старые запасные части могут выдаваться со склада в случае аварии, пожара и прочих чрезвычайных обстоятельств, а также при потере запасной части по письменному разрешению руководителя предприятия или главного инженера. При отпуске аккумуляторных батарей со склада к накладной должны прикладываться карточки учета работы аккумуляторных батарей. Для аккумуляторов установлены нормативные сроки эксплуатации.

Учет запасных частей, агрегатов ведется на счете 10 «Материалы», субсчете 5 «Запасные части». При их списании делается следующая запись: дебет субсчетов 20.3 «Расходы по эксплуатации транспорта», 23.3 «Ремонт основных средств», 23.5 «Эксплуатация мелких транспортных хозяйств», 26.2 «Накладные расходы», кредит субсчета 10.5 «Запасные части» - стоимость запасных частей за минусом возвратных отходов.

Учет автомобильных шин (покрышка, камера и ободная лента) на автотранспортных предприятиях имеет свои особенности. Комплект '.

автомобильных шин (по количеству колес) и одно запасное колесо (вместе с шиной), поступающее на предприятие вместе с автомобилем, включаются в первоначальную его стоимость и поэтому учитываются в составе основных средств. Автомобильные шины, приобретаемые предприятием в запас для замены требующих ремонта или пришедших в негодность, учитываются в составе производственных запасов. Поступившие шины имеют маркировку, которая включает название страны-изготовителя, размер, модель, порядковый номер шины, дату изготовления и другие показатели, и классифицируются по следующим признакам:

•  назначение;

•  способ герметизации;

•  конструкция;

•  форма профиля поперечного сечения;

•  рисунок протектора;

•  габариты.

По назначению автомобильные шины подразделяют следующим образом:

•  пневматические для легковых автомобилей;

•  пневматические для грузовых автомобилей;

•  с регулируемым давлением воздуха для грузовых автомобилей. В зависимости от способа герметизации различают следующие шины:

•  камерные;

•  бескамерные;

По конструкции шины делятся на следующие:

•  диагональные;

•  радиальные.

Автомобильные шины в зависимости от формы профиля поперечного сечения (отношение высоты профиля (Н) к его ширине (В) бывают следующие:

•  обычного профиля (Н/В более 0,89);

•  широкопрофильные (Н/В = 0,6 - 0,9);

•  низкопрофильные (Н/В = 0,7 - 0,88);

•  сверхнизкопрофильные (Н/В менее 0,7);

•  арочные (Н/В = 0,39 - 0,5);

•  пневмокатки (Н/В = 0,25 - 0,39).

В зависимости от эксплуатационного назначения шины имеют следующие типы рисунка протектора

• дорожный;

• универсальный;

• рисунок повышенной проходимости;

• зимний;

• направленный;

• всесезонный.

По габаритам шины подразделяют на следующие:

• крупногабаритные;

• среднегабаритные;

• малогабаритные.

Оприходование автомобильных шин на склад автотранспортного предприятия производится материально ответственным лицом на основании товарно-транспортной накладной. Приемка производится в соответствии с существующими положениями и инструкциями о поставке продукции производственно-технического назначения и требованиями государственных стандартов и технических условий с учетом особых условий поставки химической и резинотехнической продукции. Шины одного обозначения поставляются партиями, оформленными одним документом, в котором отражаются следующие данные: наименование предприятия-изготовителя, обозначение шин, количество, обозначение стандарта, подтверждение о соответствии качества шин требованиям стандарта, дата отгрузки. Приемка шин осуществляется в соответствии с сопроводительными транспортными документами, а также документами, удостоверяющими их качество. При установлении во время приемки расхождений по количеству и качеству составляется акт приемки по количеству и качеству в двух экземплярах. Учет и хранение автомобильных шин на складе осуществляется отдельно по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам, размерам, а также степени эксплуатации.

Автомобильные шины отличаются по своему качественному состоянию и в зависимости от степени эксплуатации подразделяются на новые и снятые со списываемых автомобилей или при проведении их ремонта.

Учет автомобильных шин ведется на счете 10 «Материалы», субсчете 5 «Запасные части» по следующей оценке:

•  новые (по цене поставщика);

•  снятые с автомобилей и пригодные для дальнейшего использования без ремонта (по цене, соответствующей их остаточному пробегу);

•  снятые с автомобилей и пригодные для восстановления и ремонта (по цене за единицу, рассчитанной исходя из стоимости 1 т. старых шин (в зависимости от диаметра обода);

•  снятые с автомобилей и отремонтированные (по цене обода стоимости наложенного протектора);

•  снятые с автомобилей и непригодные для восстановления и ремонта (по цене возможного использования или утильных автошин).

На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, открывается карточка учета работы автомобильной шины. В данной карточке указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений), а также ее заводские номера. При этом допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин. Для автомобильных шин. бывших в эксплуатации на другом автомобиле, записывается их предыдущий пробег и одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с небольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу карточки «Техническое состояние шины при установке».

При замене на ходовых колесах запасной или покупной шины водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы автомобильной шины.

Отпуск автомобильных шин со склада производится только в обмен на изношенные. Стоимость выдаваемых шин относится на затраты производства или учитывается за счет ремонтного фонда (если он создается).


5.  Государственное регулирование учета автомобильных шин


Автомобильные шины – одна из основных комплектующих частей автомобиля. В 2010 году несколько изменился порядок учета их работы в организации.

Основным документом, который регулирует порядок использования автомобильных шин, являются Правила эксплуатации автомобильных шин, утвержденные Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.12.2000 №52 (далее правила)

Правилами установлено, что на каждую шину (новую, восстановленную, бывшую в эксплуатации) необходимо заводить карточку учета работы автомобильной шины (положение 17 к правилам (далее карточка)).

С 3 марта 2010 г. В Правила внесены дополнения и изменения (Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 02.02.2010 №8 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2000 г. №52» (Далее – постановление №8)). С этого момента без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на автомобилях, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд. (абз. 2 п. 97 Правил)

До 3 марта 2010 г. В карточку ежемесячно необходимо было записывать пробег автомобиля по спидометру (если не было замены запасной шины) (п. 100 Правил).

Сейчас эти данные можно заносить с любой периодичностью, установленной владельцем транспортного средства (в том числе автотранспортная организация) может установить любой срок, например неделю, две недели, месяц, квартал, пол года или раз в год.

В связи с этим в форме карточки графа «пробег машины за месяц» заменена на пробег машины «с _____ по ______»

Как указывалось выше, для каждой марки машины установлена норма эксплуатационного пробега. Если же нормы по каким-либо автомобильным шинам не утверждены, владельцы транспортных средств определяют временные нормы на основании анализа пробегов списанных шин аналогичной конструкции и соответствующей модели (п. 138 Правил).

В связи с отменой обязательного ведения карточки учета работы автомобильной шины и применения эксплуатационных норм автомобильных шин значительно упростился порядок учета шин в организациях, которые осуществляют перевозки для собственных нужд.

При необходимости снятия шин с эксплуатации комиссия принимает решение о направлении их в ремонт для устранения местных повреждений, на восстановление наложением протектора или о сдаче утиль. В связи с этим составляется акт о снятии шин с эксплуатации (ранее таким актом служила карточка учета), который утверждается руководителем (главным инженером) предприятия (п. 76, 105 Правил).


6.  Документальное оформление и учет горюче-смазочных материалов, запасных частей, аккумуляторных батарей и автомобильных шин


Учет запасных частей, аккумуляторов и шин рекомендуется вести по наименованиям, номенклатурным номерам в разрезе следующих групп:

10-5-1 «Запчасти»;

10-5-2 «Аккумуляторы»;

10-5-3 «Шины»;

10-5-4 «Запчасти и шины, подлежащие восстановлению»;

10-5-5 «Запасные части и детали с остаточным ресурсом».

Рассмотрим, какими документами установлены такие нормативы, как производится документальное оформление поступления и выбытия запасных частей и материалов, а также порядок отражения их в учете.

Учет автомобильных шин.

Порядок приемки, транспортировки, хранения, ухода за автомобильными шинами и учета их работы изложен в Правилах эксплуатации автомобильных шин, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтранса РБ от 16.11.2009 № 96) (далее - Правила № 52).

На каждую шину, установленную на автомобиль при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме согласно приложению 17 к Правилам № 52. Все графы карточки должны быть заполнены. [Приложение 3]

Шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточку учета работы шин со всеми буквами и цифрами. В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом автомобиле, записывается их предыдущий пробег. Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в 2 диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке» согласно приложению 17. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке.

Ежемесячно в карточку учета работы шины вносится фактический пробег автомобиля по спидометру, если не было замены запасной шиной.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля (включая запасную), так как это приводит к начислению пробега на неработающую запасную шину и неправильному определению фактического пробега каждой шины.

Для правильного учета пробега шин работнику, ответственному за учет работы шин, необходимо ежеквартально выборочно проверять по заводским номерам соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, шинам, закрепленным за автомобилем по карточкам учета.

Шины подлежат замене и снятию с учета при достижении нормы эксплуатационного пробега. Но снятие летних шин с автомобиля в начале зимы не влечет вывод их из эксплуатации и сдачу в утиль, если они по техническому состоянию пригодны к дальнейшему использованию. Поскольку в нормативных документах прямо не установлены способы ведения бухгалтерского учета операций по замене сезонных шин, организация вправе самостоятельно разработать порядок их учета и закрепить его в учетной политике.

Если автотранспортное средство используется при перевозке грузов и пассажиров для собственных нужд, то нет необходимости вести карточки учета шин, установленных на этом автотранспортном средстве, а также применять эксплуатационные нормы пробега таких шин.

При этом не важно, что у организации имеется лицензия, на основании которой осуществляется перевозка, главное, чтобы перевозки производились только для собственных нужд. Например, организация, которая имеет лицензию на перевозки, может доставлять запчасти и комплектующие для своих автотранспортных средств. Если автомобиль эксплуатируется только для этих целей и шины, установленные на нем, не могут быть использованы на других автомобилях (не подходят по параметрам), на которых осуществляются коммерческие перевозки, карточки для учета таких шин можно не вести и нормы пробега не применять. Однако указанное является правом, а не обязанностью.

Учет АКБ

Срок службы автомобильного аккумулятора (аккумуляторной батареи (далее - АКБ)) зависит от режимов эксплуатации, особенно от интенсивности эксплуатации, т.е. пробега автомобиля (п.9 Правил эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей, утвержденных постановлением Минтранса РБ от 04.06.2002 № 16 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтранса РБ от 12.10.2007 № 55) (далее - Правила № 16)), что является отличием от срока службы большинства других запасных частей. В связи с этим норматив по сроку службы устанавливается не только с учетом времени, но и с учетом допустимой наработки (пробега) автомобиля за это время. Следовательно, при повышении интенсивности эксплуатации автомобиля срок службы АКБ снижается пропорционально пробегу.

Перед установкой АКБ присваивается номер, соответствующий гаражному номеру автомобиля. На каждую АКБ, устанавливаемую на автомобиль, заводится карточка учета работы АКБ[Приложение 4], в которую из путевых листов заносится пробег (наработка). Карточка хранится у работника, ответственного за учет работы АКБ, и служит главным документом при определении наработки (пробега) и годности АКБ, предъявлении рекламации, списании.

На работка АКБ зависит от интенсивности ее работы. Для всех типов обслуживаемых АКБ при сроке службы 12 месяцев наработка составляет 150 тыс.км, а при сроке службы 24 месяца - 90 тыс.км. Для всех типов необслуживаемых АКБ при сроке службы 18 месяцев наработка должна составить 160 тыс.км, а при сроке службы 48 месяцев - не более 100 тыс.км.

Ответственность за соблюдение правил эксплуатации, ухода за АКБ и учет их работы возлагается на должностное лицо организации, назначенное приказом руководителя организации.

Если АКБ выходит из строя при сроках службы более 24 или 48 месяцев, то ее остаточная стоимость равняется нулю при любой наработке.

Аккумуляторные батареи, отработавшие установленные сроки в соответствующих условиях, могут быть списаны с учетом их фактического состояния и данных учетной карточки. Списывается АКБ комиссией, назначаемой приказом по организации. В данном случае карточка учета является актом списания АКБ и утверждается руководителем или главным инженером организации. Новая АКБ выписывается после представления карточки учета работы списанной АКБ.

Субъекты хозяйствования независимо от форм собственности должны обеспечить сбор и сдачу непригодных к работе АКБ организациям вторсырья (п.56 Правил № 16).

В учете операции по движению АКБ отражаются следующим образом:


Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено поступление на склад АКБ

10-5

60

На сумму НДС, предъявленную поставщиком

18-3

60

Аккумуляторная батарея установлена на автомобиль

23, 26, 96 и др.

10-5

Отражена остаточная стоимость АКБ, непригодной к восстановлению

10-6

23, 26

Согласно Инструкции № 89 на субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.); неисправимого брака; материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы, топливо или запасные части в данной организации (металлолом, утильсырье); изношенных шин и утильной резины и т.п.

Списана стоимость АКБ, сданной в утиль

91

10-6

На сумму поступивших (причитающихся) денежных средств за сданный утиль

51, 62

91

На сумму НДС от стоимости аккумуляторной батареи, сданной в утиль

91

68


Бухгалтерия организации обязана организовать учет АКБ, обеспечивающий их рациональное использование и сохранность.

Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них в автотранспортных предприятиях.

Учет ГСМ

Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л (куб.м сжатого природного газа, далее - СПГ) общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля: масел - в литрах на 100 л (куб.м СПГ) расхода топлива, а смазок - в килограммах на 100 л (куб.м СПГ) расхода топлива. Нормы увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.

Указанные нормы включают в себя замену масла при техническом обслуживании и доливку в процессе эксплуатации.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном 1 заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

Если техобслуживание автомобиля организация производит на станциях техобслуживания, прием автотранспортных средств категории М1 (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения) на ремонт и техническое обслуживание осуществляется по нарядам формы ЗН-1 (постановление Совета Министров РБ от 09.08.1999 № 1238 «Об упорядочении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств»).

Бланк заказа-наряда формы ЗН-1 утвержден приказом Минфина РБ от 30.09.1999 № 267.

Согласно письму Минфина РБ от 26.07.2006 № 15-3/461 «О применении бланка заказа-наряда формы № ЗН-1» бланк формы ЗН-1 обязателен к применению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, независимо от их категорий.

В форме бланка предусмотрены разделы, где отражается использование запасных частей и материалов, оплачиваемых заказчиком, а также использование запасных частей, предоставляемых заказчиком. Движение запчастей исполнителя, использованных при ремонте, отражается как в количественном, так и в стоимостном выражении. Запчасти, принятые от заказчика, отражаются в заказе-наряде только в количественном выражении.

Техническое обслуживание автотранспортных средств может осуществляться с использованием запасных частей и материалов как исполнителя, так и заказчика.


Заключение


Важное значение имеет усовершенствования учета использования запасных частей, горюче-смазочных материалов, АКБ, и автомобильных шин.

Анализ предприятия ОАО «Трест №16, г. Новополоцк» показал, что улучшению ресурсосбережения способствует упорядочение первичной документации, широкое внедрение типовых унифицированных форм, повышение уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ, обеспечение строгого порядка приемки, хранения и расходования запасных частей, топлива и др., ограничение числа должностных лиц, имеющих право подписи документов на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов. Для обеспечения сохранности, правильной приемки, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащенных весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и их расходованием, уделять больше внимания повышению достоверности учета горюче-смазочных материалов, запасных частей, аккумуляторов и автомобильных шин.

Список литературы


1. Бухгалтерский учет на автотранспорте: пособие для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; под общ. ред. Е.В. Курьян. – Гомель: Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2009.

2. Авторский материал ООО «ЮрСпектр», 2010г.

3. Интернет источник: http://buhgalter.by/library/#/data/document/text/id/500062372/

4. Интернет источник: http://buhgalter.by/library/#/data/document/text/id/500074238/


Теги: Учет на предприятии ГСМ, автомобильных шин, АКБ и запасных частей  Курсовая работа (теория)  Антикризисный менеджмент
Просмотров: 49168
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Учет на предприятии ГСМ, автомобильных шин, АКБ и запасных частей
Назад