Международная миграция

Введение


Процессы глобализации, обострившие неравенство в странах мира, способствовали росту межгосударственных перемещений населения, это привело к формированию принципиально новой миграционной ситуации в XXI веке.

Традиционно считалось, что миграция обеспечивает принимающие общества недостающими трудовыми ресурсами и вносит весомый вклад в их экономическое развитие. Однако теперь, когда отчетливо проступают негативные социально-политические последствия иммиграции - в первую очередь такие, как усиление угрозы терроризма, эрозия национальной идентичности, рост межэтнической конфликтности и политического экстремизма, - все чаще подвергаться сомнению ее, казалось бы, бесспорно позитивный хозяйственный эффект. Сторонники ограничения миграции приписывают ей увеличение безработицы, падение заработков среди коренного населения, повышение социальных расходов, замедление экономического роста и пр.

Международная миграция рабочей силы в ХХ? веке стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах мировой экономики.

Таким образом, одним из важнейших вопросов мировой экономики является проблема международной миграции населения.

Целью данной творческой работы является изучение состояния и проблем международной миграции населения, а так же изучение ее специфики регулирования.

Для выполнения поставленной цели, следует решить следующие задачи:

-рассмотреть международный рынок труда;

-дать характеристику рынка труда в России

-изучить сущность процесса миграции и выявить ее причины;

-определить основные направления и центры международной миграции;

-ознакомиться с принципами межгосударственного регулирования процессов международной миграции;

-рассмотреть особенности регулирования миграции рабочей силы в Российской федерации.

рынок труд международный миграция

1. Международный рынок труда, сущность, особенности развития


.1 Международный рынок труда, сущность, состояние на современном этапе


Международная миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, но, несмотря на масштабы этого явления, современная наука не имеет единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда - форма существования трудовой миграции. Он является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет в данном случае не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей. Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса-предложения рабочей силы.

Формирование международного рынка труда - свидетельство того, что процессы мировой интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперь глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются, прежде всего, совместные межнациональные предприятия, которые во множестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и в рамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы и капитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многим направлениям и прежде всего в области:

·условий труда, способа найма и увольнений работников;

·оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;

·предоставление отпусков, свободных от работы дней;

·продолжительность рабочего времени;

·предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д.

Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковой социальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международный рынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложный социально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мирового сообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграции социального опыта и практики нации .

Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пять крупных международных региональных рынка труда: западноевропейский, ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем в первом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда в рамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения на движение рабочей силы в северных странах Европы.

На данный момент рынок рабочей силы стал неотъемлемой частью современного мира. Экономика как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы зависит от того, насколько интенсивно будет функционировать международный рынок труда, который в настоящее время охватывает весь мир.


.2 Особенности развития рынка труда (на примере России)


Как отмечают российские эксперты, при сохранении нынешних демографических тенденций в 2025 г трудоспособное население России сократится на 12,3% или на 18 млн. человек. Проанализировав диаграмму (Рис 1.) становится очевидно, что без привлечения иностранной рабочей силы нельзя будет поддерживать экономическое развитие России, не говоря уже о её модернизации .

Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы.


Рис 1. Изменение (прирост/убыль) общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 2000-2010 гг. и по прогнозу на 2011-2025 гг .


В целом можно сказать, что миграция в России развивается примерно так же, как во многих развитых странах мира. В настоящее время спрос России на мигрантов в большей мере обусловлен экономическими причинами. В крупнейших российских мегаполисах, регионах с динамично растущей экономикой, пограничных областях, где трудовая миграция бурно развивалась на протяжении первой половины текущего десятилетия, мигранты уже заняли определенные экономические ниши, которые в будущем будут углубляться и расширяться. В таких регионах труд иностранных работников уже сейчас стал структурообразующим фактором экономики, которая не может эффективно функционировать без привлечения мигрантов.

Для России, где спрос на трудовых мигрантов предъявляют в основном неформальные сегменты экономики, актуален вопрос о том, насколько использование труда мигрантов скрывает теневые экономические отношения. Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается, оно превысило 1 млн. человек уже в 2006 году, причем эти люди представляют более чем 40 стран мира.

По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 7 до 9 млн. человек и как минимум в пять раз превышает данные официальной статистики .

Согласно официальной статистике Федеральной Миграционной Службы, из стран СНГ в 2010 году прибыли 53% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых "нелегалов", поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше.

Особенно много трудовых мигрантов в 2010 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).

Согласно официальным данным, 40% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 30% - в торговле, 10% - в промышленности, 7% - в сельском хозяйстве, 5% - в транспортной отрасли, 8% - в других видах деятельности .

Реальная структура занятости мигрантов несколько отличается от официальных данных из-за сильного недоучета мигрантов в сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений, ЖКХ, работы по дому.

Воздействие иммиграции на условия труда и занятости местного населения уже многие десятилетия находится под пристальным вниманием в развитых обществах, и суждения о нем сложились весьма противоречивые. Широко распространено мнение о его негативном характере, что нередко используется в качестве одного из главных аргументов иммиграционной политики. Однако многочисленные западные исследования свидетельствуют, что влияние иммиграции в целом на рынок труда статистически не значимо, а нередко и позитивно.

Такой характер эффекта иммиграции связан с тем, что в одних случаях экономические мигранты, в силу своей профессии и квалификации, непосредственно конкурируют с местным населением, а в других - заполняют ниши в производственном процессе. А малосущественность воздействия иммиграции в целом на рынок труда можно объяснить его сегментированностью и дифференцированностью сфер занятости местных и иностранных работников и высокой территориальной мобильностью последних.


Таблица 1 "Всероссийская миграция по территориям прибытия и выбытия 2012-2013 гг."

2012г. Городские и сельские поселенияГородские и сельские поселения Российская Федерация3778462929603435736326320182497743055392695563009205547Из федеральных округов Центральный 7835776314784045626289119123897412171134328865 Северо-Западный 4062455176929814113962512620619594566224061 Южный 309682455421698919000416949139211072895426007 Северо-Кавказский23069830428115542800613040967271570053242550 Приволжский 806576876873015718217451159828550959104916269 Уральский 394382257331172216276722943347271154161362785 Сибирский 6057043401315280193073991125422220148318915181 Дальневосточный 24159822953114371425923708640383718273159829 Городские поселенияГородские поселения Российская Федерация16770934885552566891313295023924387918771522180596882Из федеральных округов Центральный 3821662896782676714371636522278800786106090 Северо-Западный 235883362821635488206270313159427045563159 Южный 12588728302107345879465627233563552303397 Северо-Кавказский7334617649614611988275092571449817951190 Приволжский 2851445642720113949418091625372556657643434 Уральский 199358189769024912126012343812458398731742 Сибирский 25098924454112381085915647370126001741598745 Дальневосточный 12432016787911984961126529325561181869125Сельские поселения Российская Федерация96752120790588881804324758021528411449815656556376Из федеральных округов Центральный 1815111572347601386812905534241321891382 Северо-Западный 7393752776307511564282102729771399 Южный 878631005441815964931323097365924541637 Северо-Кавказский7673581033704800341063213999962839888 Приволжский 24799218313591830436731964681938926701518 Уральский 821482334122014003623082714121851487 Сибирский 161421389820441972385155762991414753791 Дальневосточный 559142692113813412471305601231646274 Сельские поселенияГородские поселения Российская Федерация7324811638046406270687459521823075940811184034421Из федеральных округов Центральный 1552571300664285557330138244118018271069 Северо-Западный 71756850351323384515904345738993419 Южный 548324351127140953381420578091011566 Северо-Кавказский385192275862351130075852419288237 Приволжский 169013798327243613115614838930981238812 Уральский 82265367511794761386714323506213424415 Сибирский 118267411814754900167125642052998501637 Дальневосточный 42572283394335317661533491320929266Сельские поселения Российская Федерация40136769339261044387238726101585310747279917868Из федеральных округов Центральный 64643545001803247712442918571806324 Северо-Западный 24669170720195755405101320830284 Южный 4110028358033060834411534625847407 Северо-Кавказский4209824018424504317621165787402235 Приволжский 104427496414022067873908912906819505 Уральский 30611748299994399250424538988141 Сибирский 750271543523157637110511250677051008 Дальневосточный 1879264123789123150918993015164 2013г. Городские и сельские поселенияГородские и сельские поселения Российская Федерация4014620987700486831375650190103773931404643581116214646Из федеральных округов Центральный 84514966705946875332471482944715133531501110060 Северо-Западный 4456865511132533116521630922521673778245332 Южный 339808493471855921270719185139541058991906277 Северо-Кавказский23698133452133313254412909169021383251622667 Приволжский 838831949293487321367519661760948343100796435 Уральский 421004268941378518126840646640286519178172817 Сибирский 6332103737019484240634645129232148949753815698 Дальневосточный 25395123538145931707524428667378118495165360 Городские поселенияГородские поселения Российская Федерация181978052505429598115542954484256233196992232752102855Из федеральных округов Центральный 42221831006331760190068114267659252102107048 Северо-Западный 2653693873518373310079345014578500056324162 Южный 13870331239119046640674267158584651213603 Северо-Кавказский7725819128732813966275952439403916301133 Приволжский 29988861391237001147619391674052464157123624 Уральский 215087199491097910509305025107133066106351792 Сибирский 26808727137147891359117467549126041817298942 Дальневосточный 1331701741211788103961164523225441208372551Сельские поселения Российская Федерация101318722127794518901964946322355311434716119758636Из федеральных округов Центральный 1902061645588494440913755341238320971549 Северо-Западный 7668257946500412884612239746732418 Южный 947071102345566563532672913333123431639 Северо-Кавказский80891956541709755424082266874428811102 Приволжский 25943620740684635088702049751826526591573 Уральский 854602404128313873402998745931963492 Сибирский 167672442726122528465160756881462814064 Дальневосточный 581332766155316862771214597224147799 Сельские поселенияГородские поселения Российская Федерация7684861684246861381420479821895136205611532335155Из федеральных округов Центральный 1642721344414748717940059618120519491127 Северо-Западный 772088751548294306198647577881149642 Южный 61538418513094624250882261826963664 Северо-Кавказский372832375958409228126889383263197 Приволжский 172711797629324302142315151326861057822 Уральский 89273372212555290456016019537364301390 Сибирский 1225314252152159981996278419441023421694 Дальневосточный 436702722106140117981672488329929619Сельские поселения Российская Федерация41316772945277194860538174104632312487184418000Из федеральных округов Центральный 68453579971873265313352991513755336 Северо-Западный 26427183121765848412947203311110 Южный 4486029007903442434041622586763371 Северо-Кавказский4154923848754731309621308666388235 Приволжский 106796482213952081964937162751651416 Уральский 31184819268940456251625124918143 Сибирский 7492015545621946438983125367186998 Дальневосточный 1897863819198220354915287215391


2. Международная трудовая миграция, влияние на экономику страны


.1 Сущность и причины миграции рабочей силы


Миграция (лат. migratio, от migro - перехожу, переселяюсь) - это перемещение, переселение людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Миграции можно классифицировать по различным признакам: по характеру, направлениям, срокам. (Рис 2.)


Рис 2. Классификация различных видов миграций


Как видно из схемы миграция, как процесс имеет различные классификации, а так же она оказывает влияние на многие сферы жизни, поэтому существуют различные подходы к изучению миграции:

vДемографический подход: изучает миграцию с точки зрения воспроизводства и сохранения человеческих популяций, их численности, половозрастной структуры. Процессы, происходящие в этой области, тесно связаны с демографической безопасностью страны.

vЭкономический подход: наиболее универсальный подход. Рассматривает миграцию как один из важнейших регуляторов численности трудоспособного населения, который стимулирует здоровую конкуренцию на рынке рабочей силы. Большинство видов миграций обусловлены экономической необходимостью и в той или иной мере связаны с рынком труда.

vЮридический подход: определяет правовой статус разных категорий мигрантов. Направлен на разработку правовых норм и законодательных актов, регулирование основных прав мигрантов.

vСоциологический подход: основное внимание уделяет проблемам, связанным с адаптацией мигрантов к новым условиям жизни.

vИсторический подход: исследования истории миграционных движений того или иного региона с применением историко-демографических исследований, описывающих миграцию в контексте исторической эволюции демографических процессов.

vПсихологический подход: основной акцент падает на мотивационную природу миграции. Миграция рассматривается как способ удовлетворения ряда социальных потребностей, в том числе и потребности в самоутверждении .

В 2011 году по оценки международной ассоциации миграции населения, число международных мигрантов в мире составляет 214 миллионов человек. Другими словами, каждый из 33 человек в современном мире является мигрантом.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и не экономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Рассмотрим некоторые экономические причины:

1.потребности развития производительных сил, перерастающих национальные рамки;

2.быстрый рост международного разделения труда;

.рост взаимозависимости национальных хозяйств;

.сближение национально-экономических и политических структур;

.складывающийся региональный хозяйственный комплекс;

.экологический кризис во всем мире, особенно болезненно складывающийся в условиях географической тесноты в Западной Европе;

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени - служащие, специалисты и ученые.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни .


Табл.2 "Международная миграция рабочей силы 2004-2013"

2004200520062007200820092010201120122013Прибыло в Российскую Федерацию - всего119157177230186380286956281614279907191656356535417681482241в том числе: из стран СНГ 105488163101170851263277261170261495171940310549363955422738Азербайджан25844600890020968233312287414500223162228723453Армения305775811294930751352163575319890327473697842361Беларусь5650679756196030586555174894101821656415748Казахстан40150519453860640258399643883027862364744550651958Киргизия9511155921566924731240142326520901415623459730388Республика Молдова48166569864914090155191643311814195782359428666Таджикистан33394717652317309207172702818188350874167451011Туркмения3734410440894846396233362283452454425986Узбекистан149483043637126528024351842539241006449387902118130Украина17699307603272151492490644592027508435864941155037из стран дальнего зарубежья 13669141291552923679204441841219716459865372659503Абхазия..................814242924873001Австралия423028383139498378113Австрия21245350353745607084Афганистан556086212278217236604727799Бангладеш12131525221816514438Болгария125118109207190174214371353419Венгрия24171129213437686156Вьетнам48114157921714950921329436533852Германия3117302529003164313425852621452042394166Греция182200176260289240298614835995Грузия48865497680610595880674545245732577287665Египет16191851649692228247250Замбия6291731-3978130277Израиль14861004105310941002861814124010911132Индия2554721076672110139010681451Иордания25263352334461145121145Испания4349353991108140201253364Италия344644152126129163250365426Йемен57871481656123147Канада87997711810598110192207226Китай212432499168711777701380706385478149Корейская Народно-Демократическая Республика252736310759194841685023Куба12171244363039576789Латвия819726766887716664811135014271484Ливан26275443434145108105110Литва339360371537455443433790770892Марокко16385132212472293517819Монголия20313336305243164252341Нигерия30271816181522128172257Норвегия11212850483735625163Пакистан819163635324570110138Палестина61312272620358891106Перу161712118710353144Польша4855489610097105187200217Республика Корея3453321013645156165662554Сербия.........115110124159600576943Сирийская Арабская Республика56686793125891504519611406Соединенное Королевство (Великобритания)3740341008092125166182221США5183964115785515756539471122954Турция7786172315373443562183222522755Финляндия141129137172174141178266342429Франция5140541447296150322326352Чешская Республика382439625766112157193192Швеция16233239303744699588Эстония446432347508476538637158815371475Южная Осетия..................33657672662Япония15221810833406087120235другие страны4365975666455296231522313742985899Выбыло из Российской Федерации - всего7979569798540614701339508324583357836774122751186382 в том числе : в страны СНГ 362773541834669307262554220326212062256895572147853Азербайджан1336127413661355125811301111125541856207Армения65462068672810329836981000498010182Беларусь56716034631853023954257328992622631512031Казахстан125041243711948102117483723273296176884311802Киргизия6564736056686486746419761048910576Республика Молдова90778663662955164861777149498038Таджикистан54943442446463761069410701028117362Туркмения168125112111906210519115552165Узбекистан71759564872294867783422073155950864Украина1311512640119261053689415737627863001241618626в страны дальнего зарубежья 43518343801939216287139661213212372142062717938529Абхазия..................82175951992Австралия167209167139202172184249220255Австрия122144961207199102108122141Белиз2229551927222211567Бельгия55657062867015715296118Болгария160124116132163125110194222268Венгрия27423339163128313840Вьетнам164542223121329512582355Германия318762145882296486491641153725381537813979Греция157155139116988092105148226Грузия7406915936035726294594168011553Дания49585958526353543640Израиль1733174514081202104089494797711041090Индия1013281925917439311146Иордания2932162191924197687Испания372320348388348318296405405403Италия240249293254254265300370362390Канада783628552571516457497471494536Китай15445619656535724850743587527Корейская Народно-Демократическая Республика85341921515216033891Латвия226211223271226167139181431556Ливан26333914142024224349Литва282213228276215173153173268339Марокко32242017872022267476Монголия344317291720181889201Нидерланды9110812811788759196116117Новая Зеландия7767928910571981058779Норвегия165166173158184134173231175214Пакистан1322113-63132827Палестина101946611463857Польша57768477101748181114133Португалия1491589184806273654253Республика Корея9584617649566068136474Сербия.........1325294363309248Сирийская Арабская Республика5554423824242252158441Соединенное Королевство (Великобритания)165234271227224197257298242255США2919404031092108172214401461142215611485Турция608578788110114725210371494Финляндия910737695692620685517480572715Франция190204209221253198268272447326Чешская Республика193215324372401288309298292281Швейцария6057628980768911712596Швеция158110132137157102128136113122Эстония265225270280301223206266613726Южная Осетия..................1046168387Япония545075877360768586134другие страны51267751141741438551298926113940


3. Регулирование международной миграции


3.1 Межгосударственная система международного регулирования миграции рабочей силы


Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:

·двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;

·деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира "на основе социальной справедливости" и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства - от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

1.разработка конвенций и рекомендаций о труде;

2.оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;

.обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:

·обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;

·в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;

·содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;

·проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:

·способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

·способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

·организовывать перемещение беженцев и др.

Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

Двусторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии - Министерство труда, а в Швейцарии - Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.


.2 Регулирование миграции рабочей силы в России


Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации - комплекс административно-правовых и социально-экономических мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов, создание условий для их перемещения в направлениях, отвечающих текущим и перспективным потребностям страны, улучшение демографической ситуации и сохранение территориальной целостности Российской Федерации;

В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет Федеральная миграционная служба, созданная Указом Президента РФ .

Цель регулирования миграционных процессов в Российской Федерации - обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества.

Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

¾приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

¾защита геополитических интересов Российской Федерации;

обеспечение баланса прав и законных интересов местного населения, мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Российской Федерации;

¾сочетание интересов личности и государства;

¾дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;

¾взаимодействие законодательных (представительных) органов и органов исполнительной власти с общественными объединениями;

¾приоритетное оказание государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных мигрантов, стимулирование добровольного переселения и создания условий для самообеспечения мигрантов;

¾защита национального рынка труда, протекционизм в отношении граждан Российской Федерации.

Законодательство РФ в отношении вопросов миграции населения, а также проблем гражданства, изменения правового статуса, пересечения государственной границы иностранными гражданами регулируется целым рядом законов и подзаконных актов. Перечислим основные из них, обязательные для исполнения на всей территории РФ:

¾Федеральный закон (ФЗ) от 31.05.2002г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации (РФ)" и ФЗ от 3.01.2006 г. N 5-Ф3 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве РФ""

¾ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"

¾ФЗ от 15.08.1996г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" и ФЗ от 10.01.2003г. №7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"

¾ФЗ от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ"

¾ФЗ от 24.05.1999г. №99-ФЗ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом"

Несмотря на многообразие законов, они не способны в целом решить множественные проблемы в области миграции, которые появляются на практике.

Так, по данным статистики, иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.


Табл.3 "Численность вынужденных переселенцев и беженцев"

20062007200820092010201120122013Всего с начала регистрации (на 1 января 2014 г.)2)в том числевынужденные переселенцы (с 1 июля 1992 г.)беженцы (с 20 марта 1993 г.) из них ранее постоянно проживали на территории: Азербайджана18372641293823757 Армении31---4--1616- Беларуси--1--1----- Грузии16876287264531257600753565 Казахстана11071866265678745774277411 Киргизии10818111191114704664 Латвии43-3413166651 Литвы8---1-2-1313- Республики Молдова331227--1601591 России3)6876649138333695186017292217201694649464-Таджикистана2713271516142361319130811 Туркмении611-1712122141141- Узбекистана54294360313851383403338419 Украины8-1210123-98935 Эстонии-32261--3030- на другой территории или территория не указана3479245142991621029956244518 4)

) Граждане Российской Федерации и иностранные граждане, получившие соответствующий официальный статус в территориальных органах Федеральной миграционной службы.

) Без снятых с учета.

) С 1995 г. не включены сведения о вынужденно переселившихся в Республику Ингушетия из Республики Северная Осетия - Алания, а также об обратившихся в территориальные органы ФМС России в связи с событиями 1994-1996 гг. в Чеченской Республике и контртеррористической операцией в ней в 1999 г.

) Из них 475 человек ранее постоянно проживали на территории Афганистана; 10 человек - на территории Египта, 6 человек - на территории Ливана; по 4 человека - на территории Бангладеш, Исламской Республики Иран и США; 3 человека - на территории Сербии; по 2 человека - на территории Ирака, Корейской Народно-Демократической Республики; 0ккупированной Палестинской территории и Сирийской Арабской Республики; по 1 человеку - на территории Китая, Судана, Эритреи и др.

К основным методам регулирования миграции относится квотирование. Впервые он вводится в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". С этого момента ежегодно устанавливаются: квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание.

Миграционная квота - это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти в виде абсолютной или относительной величины.

Миграционная квота на 2011 год составляет 1 745 584 мест, что значительно меньше квоты 2010 года, составляющей 1 944 356 мест. А квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составила в 2010 году 160 000 мест.

ФМС предложило отказаться от миграционных квот. Это конечно вопрос дискуссионный. По их мнению, отмена квотирования поможет привлечь на рынок труда в Россию высококвалифицированных иностранцев, однако нормы и правила для неквалифицированных иностранцев будут изменены и усовершенствованы. Эксперты отмечают, что отмена квот может стать поворотным моментом новой миграционной политики России. Этой концепции предстоит определить будущее рынка труда в стране. Будет ли он построен на дешевой рабочей силе или выстроиться в соответствии с инновационной политикой государства, привлекая как российских, так и иностранных высококвалифицированных специалистов .

Обеспечение легитимного поля международной миграции в России и рациональное использование имеющейся у мигрантов квалификации может быть достигнуто только с помощью разумной, стратегически выверенной миграционной политики в отношении международной миграции, не допускающей триумфа националистического атавизма над логикой экономического развития.


Заключение


Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России и стран зарубежья.

Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

И так, миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более, чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Она ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах.

В рамках творческой работы, можно сделать вывод, что миграция в России не многим отличается от миграционных процессах в других странах. Главной особенностью является наличие такого явления, как "утечка умов", то есть эмиграции из России высококвалифицированных кадров, в основном это научные работники. И хотя в России сформировано законодательство, которое направлено на регулирование миграционных процессов, эту проблему в ближайшее время вряд ли удастся решить. России необходима качественная модернизация и экономической, и научной, и социальной и других сфер жизни.


Список использованных источников


1.Международные экономические отношения: учебное пособие / Авдокушин Е.Ф. М.: ИВЦ Маркетинг, 2007. 296 с.

.Мировая экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2007. 860 с.

.Мировая экономика: учебник / Кудров В.М. М.: БЕК, 2009. 464 с.

.Мировая экономика: учебное пособие / Ломакин В.К. М.: ЮНИТИ, 2005. 727с.

.Мировая экономика: учебник / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова. М.: Проспект, 2007. 240 с.

.Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / Симионов Ю.Ф., Лыкова О.А. М. : Феникс, 2007. - 505с.

.Алешковский И., Ионцев В. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире // Век глобализации. 2008. №2 С. 13-18.

.Орешкин В.И. Россия в международной миграции трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3. С .74 - 89

.Демографический ежегодник России 2010: - статистический сборник, Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

.Законы РФ, связанные с иммиграцией / http: www.migracio.ru

.Федеральная служба государственной статистики /http://www.gks.ru/


Теги: Международная миграция  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 37403
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Международная миграция
Назад