Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса


Контрольная работа

Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса


. Сущность и этапы развития международного бизнеса


Международный бизнес как область исследований и преподавания вызывает значительные дискуссии. В данном пособии мы исходим из того, что главным действующим субъектом международного бизнеса выступают отдельные фирмы, а государственные и межгосударственные центры власти, вместе с общественными организациями стран, регионов и всего мира, прежде всего, воздействуют на формирование внешней среды международного бизнеса фирм.

В первом приближении международный бизнес можно представить как особую сферу взаимодействия указанных двух типов субъектов:

отдельных фирм и их альянсов, представляющих различные страны;

государственные, межгосударственные и общественные организации различных уровней, представляющие разные страны.

Каждый из субъектов преследует свои интересы, однако в системе «международный бизнес» акцент смещен в пользу интереса бизнеса и его главного субъекта- фирмы, компании. Именно этот корпоративный, предпринимательский, управленческий аспекты в принципе отличают предмет исследований и преподавания сферы международного бизнеса от внешней торговли и международных экономических отношений.

Понятие « международный бизнес» может быть охарактеризовано следующими ключевыми моментами:

А). Международный бизнес( деловая операция), как и внутристрановой бизнес, ориентирован на коммерческий результат, на извлечение прибыли.

Б). Международный бизнес- это, в первую очередь, деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

В). Деловое взаимодействие фирм в сфере международного бизнеса имеет трансграничный характер, опосредуется кросс-валютными и кросс-культурными взаимоотношениями.

Г). Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод из преимуществ межстрановых деловых операций. Сама эта возможность- ключевой момент в понимании природы и специфики международного бизнеса, международного предпринимательства и международного менеджмента- главный мотив в деятельности субъектов международного бизнеса и предпринимательства.

Д). Способность обнаруживать указанные возможности и извлекать из них выгоды характеризует международную конкурентоспособность фирмы и составляет сущность ее предпринимательского потенциала.

Американский исследователь Р.Робинсон выделил пять этапов в историческом развитии международного бизнеса: коммерческая эра; эра экспансии(промышленного освоения); эра концессий; эра национальных государств; эра глобализации.(Таблица 1)


Этапы исторического развития международного бизнеса. Таблица 1

№ПериодЭтапыМотивацияВзаимоотношения «бизнес-власть»11500-1850Коммерческая эра.Поиск личной удачи, учреждались национальные монополии, которые обладали поддержкой собственных правительств.Отстоять суверенитет компании.21850-1914Эра промышленного освоенияПроцесс инвестирования в отдельные отрасли колоний, полезные для промышленности метрополийСкладываются колониальные империи на фоне бурного развития промышленности в метрополиях31914-1945Эра концессий - предоставление местными правительствами концессий западным компаниям.Защита собственных интересов, протекционизм.Западные компании -концессионеры выступают в качестве автономных местных правительств. 41945-1970Национальная эра - развитие рыночной экономики Превращение новых государств в самостоятельных игроков на внешних рынках товаров и капиталов. Развитие международных рынков капитала. Возникновение мультинациональных корпораций (МНК), для которых НИОКР, производство и дистрибьюция являются сферами, охватывающими десятки стран и сотни рынков по всему миру и обеспечивающими им глобальную конкурентоспособностьПолитические изменения в Азии, Африке, Латинской Америке: -возрождение национализма; -стратегия «действуй локально»; -противодействие МНК. Поддержка правительством США экспансии своих МНК на перспективные рынки других стран по всему миру51970 - наше времяГлобальная эра - вызвана ужесточением конкуренции.МНК и ТНК- главные субъекты мультинационального бизнеса. Меняется стратегия - извлечение выгод путем комбинации собственных ключевых компетенций с возможностями ведения бизнеса по всему миру Противостояние сменилось партнерством и взаимодействием МНК и правительства страны размещения.

По своей сути историческое развитие международного бизнеса сводится к нескольким моментам:

Во-первых, выдвижение на роль главных субъектов международного бизнеса фирм, компаний, которые, реализуя свои конкурентные преимущества по всему миру, думают глобально, а действуют локально.

Во-вторых, смещение приоритета от простейших форм ведения международного бизнеса фирмами, основанных на экспорте и импорте товаров к сложным формам ведения бизнеса, основанных на прямых зарубежных инвестициях.

В-третьих, превращение сферы международного бизнеса в сферу конкуренции различных предпринимательских установок, идеологий и культур, воплощаемых в конкурентные преимущества фирм и компаний, действующих на национальных, зарубежных и международных рынках товаров, услуг, труда и капитала.

Указанные тенденции:

проявляются в истории эволюции основных теорий международной торговли и международного инвестирования

приводят в конечном итоге к глобализации международного бизнеса.


2. Основные теории международной торговли и международного инвестирования


Теории международной торговли (Схема 1) ранних периодов истории делали акцент на стране или нации и ее внутренне присущих, естественных или приобретенных характеристиках, которые непосредственно определяли страновую конкурентоспособность. Однако, более поздние теории переключили фокус своего внимания в анализе конкурентоспособности на уровень отрасли, фирмы и продукта, поставив в центр внимания вопросы о том, какие условия внутри страны влияют на международную конкурентоспособность ее фирм, как страны, правительства, отраслевые и иные структуры влияют на указанные условия(Таблиц 2). К числу таких наиболее поздних и влиятельных теорий можно отнести теорию внутренней и внешней экономии масштаба П. Кругмана и теорию конкурентных преимуществ наций (стран) М. Портера.

Согласно П.Кругману, внутренняя экономия масштаба связана с размером отдельной фирмы: большая по размеру фирма имеет меньшие издержки на единицу выпускаемой продукции и потенциально имеет возможность создать несовершенный (монополизированный) рынок своей дифференцированной продукции, как на национальном, так и на международном уровне. хема 1

Эволюция теории международной торговли и инвестиций

Меркантилизм

(1500- 1800)

Цель- сделать государство сильным; экономическому базису силы, богатства было придано великое значение. Самой важной формой богатства принято было считать благородные металлы или сокровище; внешняя торговля была для всех самой предпочтительной формой деловой деятельности , обеспечивающей получение богатства в самой желаемой форме.

Теория абсолютного преимущества

Адам Смит (1776)

Каждая страна должна специализироваться в производстве и экспортировать тот продукт, который она производит наиболее эффективно, с наименьшими затратами рабочего времени чем какая либо иная страна.

Теория сравнительного преимущества

Давид Рикардо (1817)

Даже если одна страна самая эффективная в производстве двух продуктов, она должна быть относительно более эффективной в производстве одного продукта. Ей следует специализироваться на производстве такого продукта и экспортировать его в обмен на импорт другого товара.

Теория соотношения факторов производства

Эли Хекшер и Берти Олин(1949-1977)

Если страна обладает относительно других факторов избыточным трудом (избыточным капиталом), то ей следует специализироваться в производстве и экспорте продукта, который требует интенсивного использования труда ( интенсивного использования капитала)

Таблица 2

Теории международной торговли стран и компаний

Теории, основой которых является торговая деятельность страныТеории, основой которых является торговая деятельность компании Элемент анализа: странаЭлемент анализа: компанияВремя появления: до II-ой мировой войныВремя появления: после II-ой мировой войныРазработаны экономистамиРазработаны профессорами бизнес школВ число теорий этого типа входят: - меркантилизм; - теория абсолютных преимуществ; - теория сравнительных преимуществ; -теория обеспечения факторами производства( теория Хекшера-Олина)В число теорий этого типа входят: - теория подобия стран; - теория жизненного цикла продукта; - теория глобальной стратегической конкуренции; - теория конкурентного преимущества стран

Реализация такой возможности основана на обладании фирмой определенных конкурентных преимуществ, прежде всего на ее способности самой устанавливать цены на свою дифференцированную продукцию быть монополистом на своем собственном несовершенном рынке. Определенный набор таких фирм, представляющих какую-то конкретную страну, действующих на рынках других стран, формирует особую конфигурацию сравнительных конкурентных преимуществ данной страны.

Внешняя экономия масштаба связана с масштабом отраслевого выпуска какой то продукции определенной страны: большие масштабы выпуска предприятиями данной отрасли обеспечивают меньшие издержки на единицу продукции по сравнению с той же самой отраслью меньших размеров других стран. Причем взаимодействие многих фирм отрасли данной страны создает значительный, конкурентный, критический массив, способный доминировать на международной арене. В отличие от внутренней экономии масштаба внешняя экономия масштаба не может создавать несовершенные рынки, но может поддерживать доминирование в соответствующих секторах данной отрасли на мировых рынках.

М. Портер увязывает конкурентоспособность компаний с непрерывными инновациями, которые поддерживаются (или не поддерживаются) страновыми детерминантами конкурентных преимуществ: параметрами факторов производства и спроса; родственными и поддерживающими отраслями; стратегиями и организационными структурами компаний, основывающимися на специфике их конкуренции между собой.

Главной общей особенностью теорий П. Кругмана и М. Портера является не только то, что они поставили преимущества и конкурентоспособность стран в зависимость от их способности обеспечивать формирование отраслей и фирм, обладающих конкурентными преимуществами на отечественных, зарубежных и мировых рынках. Они обнаружили главный мотив ведения компаниями международного бизнеса в любой его форме: возможность эффективно реализовать и развить свои конкурентные преимущества в пространстве межстранового делового взаимодействия.

Именно этот мотив становится доминирующим в последние тридцать лет двадцатого века, что в значительной мере связано с развитием прямого зарубежного инвестирования. Переломным пунктом принято считать доклад Центра ООН по исследованию деятельности транснациональных компаний(ТНК) в 1971 году, в котором сообщалось о том, что объем заграничного производства ТНК впервые в истории превысил объем мирового капиталистического экспорта: соответственно 330 и 310 млрд.долл. США. Именно в этот период ведущая роль в международном бизнесе компаний переходит от экспорта товаров к прямому зарубежному инвестированию-созданию и расширению деловых операций (прежде всего производственной деятельности) в зарубежных странах путем перемещения денежного или реального капитала за рубеж с целью установления контроля над заграничным производством. Причем ПЗИ представляют собой «пакетную сделку», которая включает организацию строительства предприятий, передачу технологии, организационного, управленческого и маркетингового опыта, обучение персонала. «Пакетная сделка» обеспечивает инвестору- как правило им выступает ТНК-право собственности и контроль за деятельностью создаваемого предприятия.

Следует особо отметить, что основные теории прямого зарубежного инвестирования исходят из отмеченного нами выше главного мотива ведения компаниями международного бизнеса. Эти теории можно разбить на три группы.

Первая группа теорий рассматривает компании в качестве «искателей» конкретных конкурентных преимуществ.

В XVIII и XIX веках прямые зарубежные инвестиции рассматривались как инструмент доступа к уникальным и ценным природным ресурсам

В XX веке доступ к природным ресурсам комбинировался с получением других преимуществ. Например, согласно теории Хекшера-Олина, для получения фирмой конкурентных преимуществ следовало осуществлять прямые инвестиции в производство продукции с интенсивным использованием труда в те страны, которые имели, соответственно, самые дешевые трудовые ресурсы. Согласно теории производственного цикла продукции Вернона, компания с помощью зарубежных прямых инвестиций должна перемещать производство продукции из одной страны в другую вслед за переходом преимуществ в страновых условиях производства данной продукции на различных этапах ее зрелости. Например, на стадии нового продукта преимущества имеют страны, обладающие высоким инновационным потенциалом, на стадии промышленного освоения и зрелости этой же самой продукции- страны с развитым промышленным и инженерным потенциалом, наконец, на стадии стандартизованного продукта - преимущества получают страны, имеющие дешевую рабочую силу, обладающие невысокой квалификацией. Следовательно, любая компания для сохранения контроля за производством продукта собственной разработки должна в соответствии со стадиями его зрелости перемещать его с помощью прямых зарубежных инвестиций из одной страны в другую.

Вторая группа рассматривает фирмы в качестве «эксплуататоров» различных элементов рынков несовершенной конкуренции на всем пространстве межстранового делового взаимодействия.

Ч. Киндлебергер(1969) и Р. Кэйвс(1971) указывают на то, что многие действия правительств, связанные с осуществлением социально-экономической политики, создают условия для формирования различных элементов рынков несовершенной конкуренции, затрагивающих как спрос, так и предложение. К таким элементам относятся: тарифы и квоты внешнеторговой политики; налоговая политика и предоставление субсидий; преференции и ограничения в доступе резидентов и нерезидентов к местным финансовым рынкам. В этих условиях прямые зарубежные инвестиции компаний являются способом преодоления барьеров национальных рынков несовершенной конкуренции. Например, правительства многих развивающихся стран широко практиковали использование указанных элементов в рамках политики импортозамещления- политики, нацеленной на ограничение импорта и создание благоприятных условий для роста и развития отечественных компаний. В ответ мультинациональные компании и ТНК обеспечивали себе доступ на рынки стран, проводящих политику импортозамещения, создавая свои собственные предприятия и совместные предприятия с местными партнерами в данных странах путем прямого зарубежного инвестирования.

Следует особо подчеркнуть, что способность МНК и ТНК «эксплуатировать» различные элементы рынков несовершенной конкуренции в международном масштабе основывается на их стремлении получить международные конкурентные преимущества в издержках, экономии масштаба, дифференциации продукции, производственных, управленческих и маркетинговых технологиях, знаниях и навыках, источниках финансирования.

Третья группа теорий рассматривает фирму в качестве «интернализатора»- субъекта осуществляющего интернализацию - особое действие по сохранению производства продукта внутри организационной структуры фирмы с целью защиты своих технических, управленческих ноу-хау и других коммерческих секретов от конкурентов.

В практике ведения международного бизнеса МНК было замечено, что в своем стремлении реализовать свои международные конкурентные преимущества, связанные с обладанием таких нематериальных активов как ноу-хау и особые компетенции сотрудников фирмы, при выборе между такими способами их реализации как лицензионное соглашение или управленческий контракт с зарубежным контрагентом, с одной стороны, и открытием собственного производства за рубежом,- с другой , мультинациональные компании как правило отдают предпочтение собственному производству с использованием ПЗИ.

В исследованиях и работах П. Бакли и М. Кассона (1976), Д. Даннинга (1977) было предложено объяснение указанному явлению. Они выделили ключевые «непередаваемые»(«нетранфсферабельные») источники конкурентных преимуществ- специфическая информация, собственниками(обладателями) и носителями которой являются фирма и ее сотрудники. В современных условиях именно эти специфические нематериальные активы составляют ядро конкурентных преимуществ мультинациональной фирмы в производстве и поставке ее товаров и услуг. Создавая с помощью прямых зарубежных инвестиций свои производственные и бизнес подразделения в других странах, фирма может «интернализовать», т.е. сохранить внутри своей организационной структуры, основное ядро своих конкурентных преимуществ.

Особое место занимает эклектическая теория инвестиций Даннинга.

Теория интернализации раскрывает причины выхода компаний на международный рынок посредством FDI. Однако эта теория не дает ответа на вопрос о том, почему за рубежом следует размещать производственные мощности по выпуску продукции, - независимо от того, принадлежат ли эти мощности самой компании или ее подрядчику. Другими словами, получает ли компания конкурентные преимущества от размещения производства на территории зарубежных стран? Решению этой проблемы посвящена эклектическая теория, разработанная Джоном Даннингом (John Dunning).

Эклектическая теория (eclectic theory) - это универсальная теория прямых иностранных инвестиций, сочетающая в себе анализ следующих трех аспектов ведения бизнеса на рынках зарубежных стран:

преимущества от обладания ценными активами;

преимущества от размещения производства за рубежом и

преимущества от интернализации процесса выпуска продукции или предоставления услуг.

Согласно этой теории, процесс прямого вложения капитала в зарубежные предприятия оказывает влияние, как на международную коммерческую деятельность компании, так и на ее внутрикорпоративную деятельность. В соответствии с эклектической теорией Даннинга ведение бизнеса за рубежом посредством FDI целесообразно в случае выполнения следующих условий.

. Наличие конкурентных преимуществ, обусловленных обладанием ценными активами. Компания должна иметь уникальные конкурентные преимущества, которые позволили бы ей успешно конкурировать с иностранными компаниями на их отечественных рынках. В число активов, которые могут обеспечить такие конкурентные преимущества, входит торговая марка, запатентованная технология, возможность получения экономии от масштаба и т. д. Компания Caterpillar обладает всеми названными тремя преимуществами в конкурентной борьбе, которую она ведет в Бразилии с местными компаниями.

. Наличие преимуществ от размещения производственных мощностей за рубежом. Ведение бизнеса посредством размещения мощностей за рубежом должно быть более выгодным по сравнению с размещением мощностей на отечественных предприятиях. Например, компания Caterpillar выпускает бульдозеры на предприятиях, расположенных в Бразилии, что позволяет ей получать выгоду от более низких затрат на рабочую силу в этой стране, а также избегать высоких тарифных ограничений на экспорт продукции, выпущенной американскими предприятиями компании.

. Наличие преимуществ от интернализации ведения бизнеса. Компании должно быть более выгодно управлять своими предприятиями за рубежом, чем нанимать независимую местную фирму для выполнения соответствующих работ. Осуществление такого контроля дает компании преимущества в следующих случаях: приведение контракта в исполнение, а также отслеживание действий местной компании, предусмотренных в контракте, требует больших затрат; местная компания незаконно присваивает запатентованную технологию; неадекватные действия местной компании наносят вред репутации компании и ее торговой марки. Все эти факторы имеют большое значение для компании Caterpillar.

Таким образом, все рассмотренные нами теории зарубежного прямого инвестирования основываются на ключевом мотиве ведения компаниями современного междунардного бизнеса: использовать пространство междунардного делового общения и взаимодействия для реализации и развития своих конкурентных преимуществ.

Наличие указанного мотива в практических действиях наиболее успешных мультинациональных компаний указывает на то, что фирмы, их менеджеры и основные сотрудники, успешно ведут современный международный бизнес благодаря своему особому предпринимательскому видению и действию. Усиливающаяся международная конкуренция и глобализация международного бизнеса стимулируют и даже принуждают фирмы, компании, их менеджеров и сотрудников осваивать и развивать свое особое, уникальное предпринимательское видение и действие.

Глобальный характер международного бизнеса на современном этапе его развития находит свое выражение в следующих существенных моментах:

). Доступность и всеобщность. Международный бизнес как сфера деловой активности в международном масштабе открывает новые практические возможности для амбициозной с предпринимательским видением фирмы любой страны и открывает для фирм новые невиданные ранее потенциальные поля и комбинации деловой активности.

). Ступенчатость развития. Реализация возможностей, открываемых международным бизнесом доступна фирмам разных стран благодаря разнообразию форм ведения международного бизнеса: от простейших форм обычной зарубежной торговли до высших инвестиционных моделей .

). Технологическая глобализация, основанная на компьютеризации, информатизации, развитии транспорта и логистики, телекоммуникации обеспечила глобализацию международного бизнеса по четырем основным направлениям:

материальные и нематериальные активы можно сравнительно легко перемещать и размещать в различных странах и регионах мира;

управление подразделениями компаний можно осуществлять в режиме реального времени на больших расстояниях;

международный бизнес с помощью телекоммуникаций может охватывать все интересующие его рынки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, информации.

). Финансовая глобализация. Технологическая глобализация, особенно благодаря развитию информационных, телекоммуникационных технологий и интернету, обеспечило создание глобальной общедоступной системы финансовых рынков и институтов функционирующей в режиме реального времени. Указанные процессы породили такое явление как «финансиаризация» - превращение финансового содержания международных деловых операций от замысла до конечного результата в центр, ядро международного бизнеса, вокруг которого обращаются все интересы, решения, стратегии.

). Сложное взаимодействие национального и интернационального. Глобализация по своей сути противоречива: с одной стороны, она сопровождается унификацией и стандартизацией поведения потребителей, бизнесменов, фирм, компаний, с другой - глобальное пространство международного бизнеса становится общедоступной площадкой взаимодействия, сотрудничества и конкуренции различных идеологий, культур и даже цивилизаций. Причем оригинальность и уникальность культурных, идеологических ценностей и установок составляет основу уникальных комбинаций конкурентных преимуществ компаний думающих глобально и действующих локально


. Цели, виды и внешняя среда международного бизнеса


С 70-х годов прошлого века в науке бизнеса и менеджмента прочно утвердилось понятие внешняя среда наряду с понятиями цели и средства фирмы. Стало ясным, что для понимания процессов ведения бизнеса фирмой, ее целей, средств, слагаемых успехов и неудач необходимо фирму рассматривать как открытую систему, находящуюся в особом взаимодействии и единстве с внешней средой. Аналогичный подход целесообразно применить и при анализе международного бизнеса в качестве функционирующей системы. (Схема 2).

На Схеме 2 система международного бизнеса представлена двумя блоками: деловые операции (в двух контекстах цель-средства; операционные и функциональные средства, способы ведения бизнеса); факторы внешней среды( в контексте формы- географическая, историческая, политическая, правовая, экономическая, культурная- содержания- набор конкурентных сил, воздействующих на фирму в направлении поиска возможностей, инновационных комбинаций для реализации и развития фирменных конкурентных преимуществ).

Более развернуто основные элементы функционирующей системы международного бизнеса можно представить следующим образом.

Операционные средства (виды) международного бизнеса :

А. Экспорт и импорт товаров

торговля топливно-сырьевыми и сельскохозяйственными товарами;

торговля товарами широкого потребления;

торговля машинами и оборудованием;

встречные поставки;

Б. Экспорт и импорт услуг

лицензирование;

франчайзинг; международный бизнес торговля инвестиция

торговля товарными знаками и знаками обслуживания;

управленческие контракты;

строительство объектов под ключ;

международный инжиниринг;

международный лизинг;

международные страховые и банковские операции;

транспортные услуги и международные перевозки;

международный туризм.

В .Инвестиции

портфельные инвестиции;

прямые инвестиции.

Успешное осуществление любого из названных видов международного бизнеса в решающей степени зависит от факторов внешней среды, особенно от таких ее видов, как политическая, правовая, экономическая и культурная. Поэтому основные виды международного бизнеса( краткая характеристика дана на Слайде 1., Раздел: Дополнительные материалы Темы 1 Учебно-практического издания) и способы их осуществления подробнее будут рассмотрены в следующих темах настоящего курса, а в заключении первой темы остановимся подробнее на характеристике названных видов внешней среды междунардного бизнеса. Любая фирма, открывая свой бизнес в другой стране, должна учесть, прежде всего, особенности политико-экономической системы этой страны. При этом следует обратить внимание на следующие ключевые факторы: форма правления (Слайд 2, Раздел: Дополнительные материалы Темы 1 Учебно-практического издания); социально-политическая стабильность; роль военных кругов; уровень терроризма; тип экономической системы (Слайд 3, Раздел: Дополнительные материалы Темы 1 Учебно-практического издания); внешнеэкономическая стабильность; ограничение на экспорт и импорт; государственные компании.

Любая фирма предпочитает разместить свой бизнес в стране со стабильной и дружественной политической системой. Однако политический риск - риск потери международной фирмой активов, своих доходов, управленческого контроля за своим бизнесом в результате политических действий и событий в принимающей стране- в той или иной степени присутствует в любой стране мира. Поэтому любой фирме ведущей международный бизнес необходимо знать и уметь адаптироваться к политическим рискам. Политические риски могут возникнуть в результате действий официальных органов власти и под воздействием факторов, которые не подконтрольны правительству. Классификация политических рисков по видам факторов и формам проявления приведена на Слайде 4., Раздел: Дополнительные материалы Темы 1 Учебно-практического издания.


Схема 2

Система функционирования международного бизнеса


При анализе экономической среды следует обратить внимание на такие факторы экономического окружения, как: региональная и отраслевая характеристика экономической системы; состояние и тенденции экономического развития; уровень экономической стабильности; основные макроэкономические показатели (ВНП, НД, Индекс цен); денежная и фискальная политика; состояние финансово-кредитной системы; состояние платежного баланса страны; иностранные инвестиции и методы их регулирования; роль международных экономических и финансовых организаций.

Правовая среда, которая окружает фирмы и компании, ведущие международный бизнес, включает в себя две основные составляющие: национальное право и международное право.

Национальное право- свод законов и норм, которые регулируют различные виды деятельности организаций и граждан внутри данной страны. Любая бизнес деятельность, осуществляемая фирмой через национальные границы государств, имеет дело с национальным правом, как страны базирования, так и принимающей страны.

Обычно выделяют три типа национального права:

система обычного права(common law system), базирующаяся на традициях, прецедентах, нравах и обычаях, в которой решающая роль в истолковании закона принадлежит судам. Примерами систем обычного права являются системы США и Великобритании( всего практически применяют данную систему 27 стран). Контракты отличаются большой степенью детализации с упоминанием всех возможных ситуаций;

система гражданского права (civil law system), базирующаяся на детально разработанном комплексе законов, объединенном в кодекс. Кодекс является основой ведения бизнеса. Примеры систем гражданского права- системы Германии, Франции, Японии, России(данная система применяется в 70 странах). Контракты менее детализированы, поскольку многие вопросы включены в гражданский кодекс.

система теократического права(theocratic law system), основанная на религиозных заповедях. Наиболее известным примером является мусульманское право, которому следуют в той или иной степени в 27 странах( Саудовская Аравия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты). Оно основано на исламе и стремится регулировать все стороны жизни, даже при том, что правовые вопросы составляют лишь малую часть этой доктрины. В исламских странах, как правило, существуют правовые системы, представляющие собой смесь исламского права и систем обычного и гражданского права. Их правовые системы часто оказываются уникальным сплавом, основанным на прошлых колониальных связях и исламских принципах.

Важнейшими сферами национального права, воздействующими на компании в принимающих странах являются:

). Коммерческое (договорное) право

).Создание нового дела

). Защита прав собственности

).Налоговое законодательство и стандарты бухгалтерского учета.

).Трудовое законодательство

). Ценообразование

).Антимонопольное законодательство

). Общеправовая среда ( закон об охране окружающей среды; санитарно-гигиенические нормы; правила техники безопасности).

). Инвестиционное право.

). Таможенное законодательство

Международное право- свод правил и норм, которые регулируют действия физических и юридических лиц за пределами государственных границ государств. Традиционно международное право подразделяют на:

частное международное право- вид международного права, имеющего дело преимущественно с правами и обязанностями частными (индивидуальными) и негосударственных организаций в международной сфере ;

публичное международное право- вид международного права, имеющего дело преимущественно с правами и обязанностями государств и межгосударственных организаций в их взаимоотношениях друг с другом.

Общая структура международного права представлена на Слайде 5, Раздел: Дополнительные материалы Темы 1 Учебно-практического издания).

В составе частного международного права ключевое место принадлежит международным контрактам, регулирующим основные трансакции международного бизнеса, и процедурам разрешения споров между сторонами трансакций.

К числу основных трансакций современного международного бизнеса относятся:

).Купля-продажа товаров и услуг:

прямые трансакции между продавцом и покупателем;

косвенные трансакции, использующие посредников ( например, агентов и дистрибьюторов).

). Лицензионное соглашение и франчайзинг- контракт по продаже лицензии (франшизы), позволяющей другой фирме(покупателю) производить и /или продавать продукт или услугу на территории других стран.

). Прямое инвестирование- организация деятельности зарубежного представительства или филиала, создание собственной зарубежной компании или участие в совместном предприятии с другими бизнес или государственными организациями.

В составе публичного международного права важное место принадлежит межгосударственным (международным) организациям- организациям, созданным двумя или большим количеством государств для функций, обеспечивающих удовлетворение их общих интересов. Одной из важнейших функций таких организаций является:

разработка и принятие конвенций, соглашений, регулирующих взаимоотношения основных субъектов международного бизнеса;

выработка унифицированных правил регулирования отдельных аспектов международной экономической деятельности( Слайд 6., Раздел: Дополнительные материалы Темы 1 Учебно-практического издания).;

обобщение и систематизация сложившихся обычаев и обыкновений в международной практике экономического поведения. ( Слайд 7., Раздел: Дополнительные материалы Темы 1 Учебно-практического издания).

Важным аспектом оценки состояния правовой среды международного бизнеса является учет соотношения национального и международного права. В настоящее время это приобретает особую актуальность в связи с:

возрастанием роли и значения международного права под воздействием процессов интернационализации и глобализации мировой экономики;

развитием межправительственных соглашений в качестве относительно новых форм международного права.

С точки зрения указанных тенденций вопрос соотношения международного и национального права решается, как правило, следующим образом:

международные соглашения определяют общие принципы сотрудничества;

правовое регулирование конкретных отношений, возникающих между субъектами, происходит на основе национального права;

в случае расхождений между национальными нормами права и правилами, предусмотренными международными соглашениями, применяются правила международных соглашений.

Специфика внешней среды международного бизнеса наиболее ярко проявляется в ее социально-культурной составляющей. Учет культурного фактора, т.е. всей системы требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней (или с ней) бизнес становится решающим в успехе субъекта международного бизнеса. Эта проблема остра и актуальна ровно настолько, насколько разнятся культуры страны базирования компании ведущей бизнес и принимающей страны. Более того, кросс-культурные взаимодействия составляют главный источник уникальных комбинаций ключевых компетенций фирмы с возможностями глобальной среды, обеспечивающих решающие конкурентные преимущества фирме.

Культура - разделяемые современниками ценности, установки и убеждения, усваиваемые от предыдущих поколений и передаваемые следующим. В культуре различают: знаково-символическую структуру (язык.); ценностно-нормативные элементы( смысло-жизненные; универсальные -жизнь, здоровье, семья; ценности общественного признания; ценности межличностного общения - честность, искренность; демократические ценности -свобода убеждений, слова, толерантность); нормы как формы существования ценностных отношений.

Культура в качестве такой сложной системы образует мотивационные механизмы поведения людей.(Таблица с различными типами культур).

С прагматической точки зрения при организации международного бизнеса культура важна как фактор,

А).определяющий поведение:

потребителей;

наемного персонала;

собственников капитала, бизнесменов и менеджеров.

Б). формирующий этику и социальную ответственность в международном бизнесе.

В заключении Темы 1 охарактеризуем Концептуальная модель развития современного международного бизнеса

). Главным ядром в функционировании системы международного бизнеса является адаптация целей и средств операционного бизнеса к внешней среде.

). Отличительной особенностью внешней(деловой) среды является ее конкурентный характер в глобальном масштабе(В первом приближении основные факторы международной конкурентной среды указаны на Схеме 2).

). Практическим воплощением такой адаптации являются конкретные стратегии, реализующие и развивающие ключевые компетенции и конкурентные преимущества компаний.

). Ключевой мотив ведения компаниями современного(глобального) международного бизнеса: использовать возможности, которые открывает пространство международного делового общения и взаимодействия для реализации и развития своих ключевых компетенций и конкурентных преимуществ.

). Данный мотив имеет два основных взаимосвязанных источника:

международную конкуренцию.

предпринимательское видение и действие в международном пространстве.

Усиливающаяся международная конкуренция стимулирует развитие предпринимательского видения и действия компаний и фирм на национальных и мировых рынках. В свою очередь, предпринимательское видение и действие обеспечивает успех фирмам в создании и поддержании их конкурентных преимуществ.

Общая точка, в которой сходятся конкуренция и предпринимательство: креативность и инновационность.

Эти две составляющие будут в центре внимания второй темы нашего курса.


Литература


1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя cреда и деловые операции. Пер.с англ., 6-е изд. - М.: Дело Лтд 2003. Гл.1-3.

. Международный менеджмент. Учебник для вузов/Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И. Баркана, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля.- СПб: Издательство «Питер», 2010. Гл.1 с.10-28; Гл.2 с.41-86.

. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес, 4-е изд./Пер. с англ. Под ред. А.Г. Медведева.-СПб.: Питер, 2006.Гл.1, 3, 4, 5,6.

. Кратко И.Г. Международное предпринимательство: Учеб. Пособие.- М.: «ИНФРА-М», 2011. с. 18-20

. Современная внешнеэкономическая деятельность/ Под ред. д.э.н., профессора Б.М. Смитиенко - М.: МГУП, 2010. Гл. 6


Теги: Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса  Контрольная работа  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 2755
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Сущность, этапы развития, цели, виды и внешняя среда международного бизнеса
Назад