Анализ места России в мировом процессе глобализации

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. В последние годы в рамках основных экономических проблем заметное место занимают проблемы глобализации современной мировой экономики. С другой стороны, не менее актуальными становятся и вопросы национальной экономической безопасности.

При изучении проблем глобализации мировой экономики мы обычно обращаем внимание на объективную обусловленность этого процесса, но подчеркиваем существование широкого круга противоречий, связанных уже именно с этим явлением. Одним из проявлений такого рода противоречий является факт формирования в последние годы такого течения, вызывающего весьма неоднозначные оценки, как антиглобализм. В большинстве пока еще незначительного числа публикаций, посвященных проблемам антиглобализма, он рассматривается как чисто маргинальное движение. Однако анализ показывает, что корни антиглобализма значительно глубже - они вытекают, прежде всего, из внутренней противоречивости глобализации как универсального явления.

Отношение к глобализации, как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет, в связи с чем немалое внимание в работе уделено исследованию опасностей (угроз), которые несут эти процессы, и возможностей и выгод, возникающих в процессе глобализации.

Объектом курсовой работы является национальная экономика России.

Предметом курсовой работы выступает влияние глобализации на развития стратегии экономики.

Цель работы - анализ места России в мировом процессе глобализации.

Задачи работы:

выявление сущности глобализации и глобализационных процессов;

анализ позитивных и негативных сторон глобализации;

анализ участия России в современных глобализационных процессах, выявление проблем и перспектив.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ


.1 Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики

экономика россия глобализация конкурентоспособность

Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковой. Глобализация международных отношений - это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества.

Процессы глобального развития, в рамках которых структуры национального производства и финансов становятся взаимозависимыми, ускоряются в результате увеличения числа заключенных и реализованных внешних сделок. Глобализация, охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна национальная экономика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и уровня развития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.

Хотя понятие «глобализация» является в последнее время наиболее часто встречающимся в экономической литературе, до полной ясности этого термина как в концептуальном плане, так и в практическом, еще очень далеко. Глобализационные процессы оцениваются неоднозначно. Приведем лишь некоторые точки зрения.

Профессор социологии Калифорнийского университета (США) М. Кастельс определил глобализацию как «новую капиталистическую экономику», перечислив в качестве основных ее характеристик следующие: информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; «эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является глобальной».[1]

Глобализацию ряд специалистов представляет как достаточно узкое понятие: процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные.

В целом глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.[2]

Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:

внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);

международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);

производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.

Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих процессах:

углублении, прежде всего, интернационализации производства, а не обмена, как это имело место ранее. Интернационализация производства проявляется в том, что в создании конечного продукта в разных формах и на разных стадиях участвуют производители многих стран мира. Промежуточные товары и полуфабрикаты занимают все большую долю в мировой торговле и в межкорпоративных трансфертах. Институциональной формой интернационализации производства выступают ТНК;

углублении интернационализации капитала, заключающемся в росте международного движения капитала между странами, прежде всего, в виде прямых инвестиций (причем объемы прямых иностранных инвестиций растут быстрее, чем внешняя торговля и производство), интернационализации фондового рынка;

глобализации производительных сил через обмен средствами производства и научно-техническими, технологическими знаниями, а также в форме международной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные единицы в целостные производственно-потребительские системы; через производственное сотрудничество, международное перемещение производственных ресурсов;

формировании глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного сотрудничества;

усилении интернационализации обмена на основе углубления международного разделения труда, возрастания масштабов и качественного изменения характера традиционной международной торговли овеществленными товарами. Все более важным направлением международного сотрудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства;

увеличении масштабов международной миграции рабочей силы. Выходцы из относительно бедных стран находят применение в качестве неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы в развитых странах. При этом страны, использующие иностранный труд для заполнения определенных ниш на рынке труда, связанных с низко квалифицированной и мало оплачиваемой работой, пытаются удерживать иммиграцию в определенных пределах. В то же время современные телекоммуникационные технологии открывают новые возможности в этой области и позволяют безболезненно ограничить иммиграционные процессы. Любая компания в Европе, Северной Америке или Японии может с легкостью поручить выполнение, например, компьютерных работ исполнителю, находящемуся в другой стране, и незамедлительно получить готовую работу в своем офисе;

растущей интернационализации воздействия производства и потребления на окружающую среду, что вызывает рост потребности в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем современности.

Прогнозируется, что в видимой перспективе глобализация повлечет за собой:

интенсификацию интеграционных региональных процессов;

большую открытость экономических систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельности;

беспрепятственный доступ всем участникам на любые рынки;

универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых операций;

унификацию регулирования и контроля за рынками;

стандартизацию требований к перемещению капитала, инвестиционному процессу и всемирной платежно-расчетной системе.

Глобализация и интеграция - это многоуровневые явления, затрагивающее:

региональную, национальную экономику (макроуровень);

товарные, финансовые и валютные рынки, рынки труда (мезоуровень);

отдельные компании (микроуровень). [3]

На макроэкономическом уровне глобализация проявляется в стремлении государств и интеграционных объединений к экономической активности вне своих границ за счет либерализации торговли, снятия торговых и инвестиционных барьеров, создания зон свободной торговли и т.п. Кроме того, процессы глобализации и интеграции охватывают межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, политического) пространства в крупных регионах мира.

На микроэкономическом уровне глобализация проявляется в расширении деятельности компаний за пределы внутреннего рынка. Большинству крупнейших транснациональных корпораций приходится действовать в глобальных масштабах: их рынком становится любой район с высоким уровнем потребления, они должны быть способны удовлетворять спрос потребителей везде, независимо от границ и национальной принадлежности. Компании мыслят в глобальных категориях покупателей, технологий, издержек, поставок, стратегических альянсов и конкурентов. Различные звенья и стадии проектирования, производства и сбыта продукции размещаются в разных странах, унифицируясь в международном масштабе. Создание и развитие транснациональных фирм позволяет обойти множество барьеров (за счет использования трансфертных поставок, цен, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учета рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.).

Учитывая, что для ТНК (особенно многонациональных и глобальных) внешнеэкономическая деятельность в большинстве случаев имеет более важное значение, чем внутренние операции, они выступают основным субъектом глобализационных процессов. Транснациональные корпорации - это основа глобализации, ее главная движущая сила.[4]

Таким образом, в этих условиях настоятельной потребностью становится формирование единого глобального мирового экономического, правового, информационного, культурного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования, создание единого планетарного рынка товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, экономическое сближение и объединение отдельных стран в единый мировой хозяйственный комплекс.


1.2 Позитивные и негативные последствия глобализации


Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.[5]

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать следующие:

. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны. (Таблица 1)



. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах. [5]

Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

К числу противоречий глобализации можно отнести:

противоречия между странами и/или группами стран - например, противоречия между группой ведущих развитых стран с рыночной экономикой (страны так называемого «золотого миллиарда»), которые получают максимальный экономический эффект от глобализации («глобальный выигрыш»), и остальными странами, прежде всего наименее развитыми; противоречия внутри самой группы ведущих стран мира, возможное появление в перспективе в ней новых государств (например, Китая, Индии);

противоречия между странами (или группами стран) и соответствующими международными институтами (например, МВФ или Всемирной торговой организацией (ВТО);

противоречия между отдельными странами, с одной стороны, и транснациональными корпорациями (ТНК), банками (ТНБ) и мировыми финансовыми центрами (МФЦ) - с другой;

противоречия между самими крупнейшими ТНК, ТНБ и МФЦ.[6]

Эти противоречия проявляются практически во всех формах международных экономических отношений - от международной торговли товарами и услугами до международного информационного бизнеса.

Основной проблемой глобализации является тот факт, что мировое экономическое пространство остается существенно неоднородным из-за увеличения технологического разрыва между странами по сравнению с началом индустриальной эры.

Все страны мира подразделяются на три основные группы: развитые, с переходной экономикой и развивающиеся.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения (свыше 5000 $ США). [7]

К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, которые вместе, занимают более половины площади земной суши и концентрируют около 3/5 мирового населения. На политической карте мира эти страны охватывают обширный пояс, простирающийся в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании к северу и, особенно, к югу от экватора. Некоторые из них (Иран, Таиланд, Эфиопия, Египет, страны Латинской Америки и другие) обладали независимостью еще задолго до второй мировой войны. Но большинство завоевало ее в послевоенный период.

Включение в данную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально-экономическим показателям большинство стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии, безусловно, относятся к экономически развитым. Среди стран СНГ есть и экономически развитые (Россия, вместе с ведущими странами Запада образующая «большую восьмерку» стран мира, Украина и др.), и страны, занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и развивающимися.[8]

Такое же противоречивое положение занимает в этой типологии и Китай, который имеет свои особенности как в политическом строе (социалистическая страна), так и в социально-экономическом развитии. В последнее время Китай, развивающийся очень высокими темпами, стал поистине великой державой не только в мировой политике, но и в мировом хозяйстве. Но душевой ВВП в этой стране с огромным населением составляет всего 500 долларов.

Мировое экономическое пространство остается существенно неоднородным из-за увеличения технологического разрыва между странами по сравнению с началом индустриальной эры. В развитых странах преобладают четвертый и пятый технологические уклады, в странах среднего уровня развития - уклады третий и четвертый, а в странах мировой периферии сохраняются доиндустриальные технологии. На этой почве вырвавшиеся вперед страны, используя наиболее эффективные технологии, экспортируют наукоемкие товары и услуги (например, компьютеры, программное обеспечение, сотовые телефоны, услуги космической связи и т.п.) в страны с низким и средним уровнем развития, получая при этом огромные сверхприбыли.[9]

Глобализационные процессы чаще всего приветствуются в развитых странах и вызывают серьезные опасения в развивающемся мире. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Поэтому одним из основных вопросов, вызывающих наиболее жаркие дискуссии, является: кто оказывается в выигрыше от глобализации?

Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.

Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды.

Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них. Вместо того чтобы уничтожать или ослаблять проявления неравенства, интеграция национальных экономик в мировую систему, напротив, усиливает их и делает во многих отношениях более острыми. Глобализация приводит к углублению неоднородности, к возникновению новой модели мира - мира 20:80, общества одной пятой. 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает лишь пятую часть населения планеты (в том числе США и страны Западной Европы - 70% мировых ресурсов). Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП, на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность всяких обещаний справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся закрепить существующий статус-кво. [10]

Большие опасения вызывает желание США усилить однополярность мира. Не удивительно, что в арабском мире, например, глобализация ассоциируется с «американизацией» мировой системы, «новым колониализмом». Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого».

Неоднородность мира проявляется и в следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли.

Приводятся данные, что от глобализации в конечном итоге выигрывает лишь 14,5% живущих в западном мире, в то время как остаются практически не затронутыми ей такие массивы, как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Образуются также «черные дыры» в постсоветском пространстве, в Африке, в Центральной и Южной Азии.

Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции (а некоторые из них - поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники), оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков.

Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:

увеличение технологического отставания от развитых стран;

рост социально-экономического расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение государственного общества, представляющее собой процесс распада социальных групп, разрыв традиционных связей между людьми, потерю индивидами объективной принадлежности к той или иной общности, чувства причастности к определенной профессиональной или этнической группе);

обнищание основной массы населения;

усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;

ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;

рост внешнего долга, прежде всего, международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.

Серьезным негативным последствием для менее развивающихся стран может быть переход контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам, многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям.

В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, потенциально имеющих место в развитых странах в связи с процессами глобализации, можно назвать следующие:

рост безработицы в результате внедрения новых технологий, что приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, усиливает социальную напряженность;

изменение структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что тяжело ударяет по традиционным отраслям этих стран, вызывая там закрытие многих производств;

возросшая мобильность рабочей силы;

выдвинувшиеся на первый план ТНК нередко ставят собственные интересы выше государственных, в результате чего роль национальных государств ослабевает и часть функций переходит к различным надгосударственным организациям и объединениям.

Таким образом, существенной проблемой является то, что неравномерность распределения преимуществ от глобализации наблюдается не только по отдельным странам, но и в разрезе отдельных отраслей. Отрасли, получающие выгоды от внешней торговли, и отрасли, связанные с экспортом, испытывают больший приток капитала и квалифицированной рабочей силы по сравнению с рядом отраслей, которые значительно проигрывают от глобализационных процессов, теряя свои конкурентные преимущества из-за возросшей открытости рынка. Такие отрасли вынуждены прилагать дополнительные усилия, чтобы приспособиться к изменившимся не в их пользу хозяйственным условиям, в них наблюдается отток капиталов, сокращение рабочих мест. Люди теряют работу, они вынуждены искать новые рабочие места, порой требуется их переквалификация. А все это вызывает крупные социальные расходы, причем в короткие сроки. В конечном итоге, конечно же, произойдет перераспределение рабочей силы, но социальные издержки будут очень велики.[11]


1.3 Возможности развития национальной экономики в условиях глобальной конкуренции


Охарактеризованные выше закономерности отражают экономическое развитие передовых стран, задающих траекторию развития мировой экономики. Находясь на «передовой» научно-технического прогресса и формируя воспроизводственные контуры новых технологических укладов, они играют роль «локомотивов» глобального экономического развития, используя в то же время связанные с этим преимущества. Остальные страны вынуждены имитировать достижения мировых лидеров или пользоваться достигнутыми ими результатами, отдавая взамен свои природные ресурсы или дешевый труд. Обмен этот носит неэквивалентный характер - передовые страны реализуют свое технологическое превосходство, навязывая остальному миру удобные и выгодные им правила международного экономического сотрудничества и присваивая интеллектуальную ренту в глобальном масштабе. Вместе с тем в ходе каждого структурного кризиса мировой экономики, сопровождающего процесс замещения доминирующих технологических укладов, открываются новые возможности экономического роста. Страны, лидировавшие в предшествующий период, сталкиваются с обесценением капитала и квалификации, занятых в отраслях устаревающего технологического уклада, в то время как страны, успевшие создать заделы в формировании производственно-технологических систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств. Каждый раз смена доминирующих технологических укладов сопровождается серьезными сдвигами в международном разделении труда, обновлением состава наиболее преуспевающих фирм и ведущих стран.[11]Так, расширение пятого ТУ повлекло существенное обновление списка 500 крупнейших корпораций, ежегодно публикуемого Financial Times. Треть из них составляют кампании, работающие в отраслях пятого ТУ. Еще четверть века назад большинства из них не было на рынке, а сегодня на их долю приходится около 2\3 совокупной стоимости ведущих кампаний мира. Такова динамика структурных изменений современной экономики - фирмы и страны, оседлавшие очередную технологическую волну, получают колоссальную интеллектуальную ренту по мере ее распространения. До сих пор, даже в фазе роста пятого ТУ, в его наиболее динамично развивающихся направлениях рентабельность многократно превосходит среднюю по экономике. К примеру, каждый доллар, вложенный в системы космической связи и телевидения, дает 7 долларов прибыли, а темпы расширения рынка в секторе космической связи превышают 25% в год.О масштабе производительности ключевого фактора пятого ТУ свидетельствует следующий расчет. За 1999г. в мире изготовлено примерно на сумму 800 млн. долл. слитков поликристаллического кремния. Сделанные из них тонкие круглые пластины с десятками микросхем на каждой стоят уже 6 млрд. долл. Нарезанные из пластин и вставленные в корпуса с контактами готовые микросхемы (микропроцессоры, микросхемы памяти, контроллеры и др.) стоят примерно 150 млрд. долл.; а конечный продукт - компьютеры, куда ставят эти микросхемы, - около 750 млрд. долл. То есть один доллар, вложенный в производство кремния для электроники, в конечном итоге оборачивается тысячекратным увеличением добавленной стоимости. Таково преимущество в генерировании доходов у обладателей ключевого фактора доминирующего ТУ.В настоящее время происходит становление нового - шестого - технологического уклада. Сегодня формируются ключевые направления экономического роста в долгосрочной перспективе. Их своевременное развитие закладывает сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию до середины XXI века. Уже сейчас НИОКР, ведущиеся на перспективных направлениях формирования шестого ТУ дают высокую отдачу. Даже в такой традиционно убыточной отрасли, как сельское хозяйство, их рентабельность превышает 50 %. Наряду с развитием охарактеризованных выше ключевых производственно-технических систем шестого технологического уклада среди факторов, определяющих национальные конкурентные преимущества, на передний план выходят: образование и охрана здоровья населения; развитие науки; доступность и наполнение информационной среды; наличие условий для раскрытия созидательных творческих возможностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни. Критическое значение научно-технического прогресса и способности к внедрению новых технологий предопределяет возрастающую роль человеческого фактора в организации производства. Страны, не способные обеспечить всеобщее высшее образования населения, развитие науки и качества информационной среды, будут обречены на роль поставщика природного сырья и человеческого материала для транснациональных корпораций из развитых стран, концентрирующих глобальный интеллектуальный потенциал.Широкое распространение информационных технологий пятого технологического уклада обеспечили технологические возможности интернационализации бизнеса. Глобальная конкуренция ведется уже не столько между странами, сколько между наднациональными воспроизводственными системами, каждая из которых объединяет, с одной стороны, национальные системы образования населения, накопления капитала, организации науки соответствующих стран и, с другой стороны, транснациональные корпорации, работающие в масштабах мирового рынка.

Три таких тесно связанных друг с другом системы (американская, европейская и японская), определяют глобальное экономическое развитие. Они формируют ядро мировой экономической системы, концентрирующее ее интеллектуальный, научно-технический и финансовый потенциал.[12]

Огромное значение государственного стимулирования НТП в обеспечении современного экономического роста определяется объективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, зависимостью от степени развития общей научной среды и информационной инфраструктуры, значительной капиталоемкостью научных исследований, неопределенностью возможностей коммерческой реализации их результатов, требованиями к научной и инженерной квалификации кадров, необходимостью правовой защиты интеллектуальной собственности. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования. Из 500 наиболее крупных и успешных фирм, действующих на мировом рынке, 90% относятся к странам ядра глобальной экономической системы. Они контролируют более половины оборота мировой торговли и финансов, наиболее прибыльные отрасли экономики разных стран, включая добывающую и наукоемкую промышленность, телекоммуникации, производственную инфраструктуру, 4/5 торговли новыми технологиями. Концентрация транснационального капитала и производства достигла качественно нового уровня, позволяющего говорить о становлении нового мирового порядка, в котором определяющую роль начинают играть международный капитал, транснациональные корпорации и международные организации, связанные с ядром мировой экономической системы. Не входящие в него страны образуют периферию, лишенную внутренней целостности и возможностей самостоятельного развития. Отношения между ядром и периферией мировой экономической системы характеризуются неэквивалентным экономическим обменом, при котором находящиеся на периферии страны вынуждены оплачивать интеллектуальную ренту, содержащуюся в импортируемых товарах и услугах, за счет природной ренты и затрат труда, содержащихся в экспортируемых ими сырьевых и низкотехнологических товарах.

Доминируя над периферией, ядро «вытягивает» из нее наиболее качественные ресурсы - лучшие умы, научно-технические достижения, права собственности на наиболее ценные элементы национального богатства периферийных стран. Имея технологические преимущества, страны ядра навязывают периферии удобные им стандарты, закрепляя свое монопольное положение в сфере технологического обмена.

Концентрируя финансовый потенциал, ядро навязывает периферии условия движения капитала и использование своих валют, устанавливая, таким образом, контроль над финансовыми системами периферийных стран и присваивая эмиссионный доход в масштабах мировой экономической системы. Лишенные основных внутренних источников развития страны периферии теряют возможность проведения суверенной экономической политики и управления собственным развитием, превращаясь в экономическое пространство для освоения международным капиталом.[13]Глобальное экономическое развитие определяется сочетанием двух противоречивых тенденций: подчинением мировой экономики интересам транснационального капитала, с одной стороны, и конкуренцией национальных экономических систем - с другой стороны. Эти тенденции переплетаются, создавая в каждой стране уникальное сочетание внешних и внутренних факторов. Разнообразие этих сочетаний простирается от полной зависимости периферийных стран Африки, в экономике которых безраздельно доминирует транснациональный капитал, до мощных национальных экономических систем Японии, Китая, Индии, Евросоюза и США, в которых экономическая политика государства определяется интересами национального капитала и отечественных товаропроизводителей.

Формирование экономической модели каждой страны идет в сложной борьбе и сотрудничестве между представителями транснационального и национального капитала, международными институтами и национальной элитой. Транснациональный капитал стремится к тотальному контролю над мировым рынком и каждой его страновой составляющей, стиранию экономических, культурных и политических границ между нациями, подчиняя своим интересам конкурентные преимущества каждой их них, формируя удобную для себя глобальную информационную, правовую и даже силовую инфраструктуру. Обслуживающие его интересы международные институты стремятся к доминированию над национальными государственными институтами, устранению каких-либо препятствий на путях международного движения капитала, товаров, рабочей силы.

Вместе с тем международные институты и транснациональные корпорации неразрывно связаны с национально-государственными институтами ядра мировой экономической системы, которые обеспечивают поток новых знаний, воспроизводство интеллектуального потенциала и предложение мировых денег. Воспроизводство сложившейся системы глобальных экономических отношений предполагает доминирование ядра над периферией, которое достигается демонтажем ее институтов национального суверенитета. Идеологическим обоснованием этой политики в течение уже многих десятилетий неизменно служит доктрина радикального либерализма. Ослабление и ликвидация национальных институтов государственной власти, политического, идеологического и культурного контроля устраняет препятствия для свободного движения транснационального капитала, подчиняющего своим интересам экономику целых стран и континентов.

Повсеместными политическими требованиями структур, обслуживающих ядро мировой экономической системы, является полная либерализация и дерегулирование экономики, исключение самой возможности проведения целенаправленной структурной, промышленной, инвестиционной политики, а также самостоятельной денежной эмиссии, ее привязки к приобретению одной из мировых валют, эмитируемых денежными властями стран «ядра» (доллар, евро и иена), который таким образом присваивают эмиссионный доход стран периферии, лишая их важнейшего механизма самостоятельного развития.[13]Политическое закрепление доминирования ядра мировой экономической системы достигается путем установления связанными с ним международными организациями внешнего контроля над институтами государственной власти периферийных стран, их замены международным правом и международными институтами. Ключевыми методами в этом процессе являются: втягивание соответствующих стран в режим неэквивалентного внешнеэкономического обмена и долговую зависимость, политическое, идеологическое и материальное подчинение их национальных элит Результатом такой деятельности становится последовательное возрастание роли ядра мировой экономической системы, включающего США, Западную Европу и Японию. Остальной мир делится на страны, пытающиеся стать самостоятельными центрами концентрации капитала, вырастить своих мировых лидеров (новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия) и прорваться таким образом из состояния периферийной зависимости в ядро мировой экономики, и страны-колонии, фактически лишенные национального суверенитета и превращенные в резервуар дешевого сырья и рабочей силы для транснационального капитала.

В отличие от колониализма прошлого, державшегося на военном принуждении со стороны метрополий, современный неоколониализм обеспечивается самими же правительствами и национальными элитами внешне суверенных, но на самом деле полностью зависимых стран. Обремененные неподъемными долгами, управляемые коррумпированными правительствами, не имеющие внутренних источников роста, значительная часть стран Азии, почти все страны Африки и Латинской Америки обречены на жесткую внешнюю зависимость и неэквивалентный экономический обмен.

Последний характеризуется втягиванием периферийных стран в ловушки сырьевой специализации и внешней задолженности. Объективно национальные интересы каждой страны диктуют соответствующие приоритеты международного сотрудничества. В странах, претендующих на самостоятельное развитие, процессы открытия национальных рынков, привлечения иностранного капитала, международной кооперации удерживаются под национальным контролем и сочетаются с защитой внутреннего рынка, ограничением иностранных инвестиций в жизненно важных для реализации национальных интересов сферах, поддержкой отечественных товаропроизводителей и стимулированием повышения их конкурентоспособности, выращиванием собственных предприятий-лидеров, способных успешно конкурировать и выполнять роль «локомотивов» национальной экономики в масштабах мирового рынка. При этом чем больше национальная элита той или иной страны осознает конкурентные преимущества своей экономики и свои национальные интересы, тем больше у нее возможностей для эффективного использования международной кооперации производства в интересах собственного социально-экономического развития.[14] (Рисунок 1)


Рисунок 1 - Прогноз динамики российского экспорта до 2017 года


Преодоление постоянно воспроизводящегося огромного технологического разрыва между ядром и периферией мировой экономической системы требует от развивающихся стран усилий по повышению конкурентоспособности отраслей с высокой добавленной стоимостью, что невозможно без соответствующих мер государственного стимулирования. Особое значение имеет своевременная концентрация национальных ресурсов на становлении ключевых производств нового технологического уклада, что дает возможность отстающим странам вырываться вперед при замещения доминирующих технологических укладов и сопутствующих им структурных кризисов развитых. Единственным выходом из отсталости не догоняющее развитие, а является формирование новых траекторий развития посредством концентрации интеллектуального капитала. Правильное определение приоритетных направлений концентрации национальных ресурсов на своевременном освоении ключевых технологий пятого технологического уклада позволило вырваться из периферийной зависимости азиатским тиграм - Японии, Южной Кореи, Тайваню. Сегодня по этому же пути идут Китай, Индия и Бразилия, осваивая ключевые направления роста как пятого, так и шестого технологических укладов. Это позволяет им не только опережающим образом развивать новые производства, но и воспроизводить на новой технологической основе традиционные, привлекая транснациональный капитал с большей экономической эффективностью. Благодаря сочетанию активной научно-технической и промышленной политики, целенаправленному регулированию внешнеэкономических связей достигается эффект опережающего развития, который позволяет успешным странам подтягиваться из периферии к ядру мировой экономической системы.В отличие от навязываемой МВФ стратегии либерализации экономики, закрепляющей неэквивалентный обмен между ядром и периферией, политика опережающего развития дает возможность вырваться из ловушек периферийной зависимости на магистраль самостоятельного успешного социально-экономического развития. Но для этого развивающимся странам необходимо иметь национальные институты развития, включающие механизмы активной денежной, инвестиционной, инновационной, промышленной и социальной политики. Необходима также способность к концентрации национальных ресурсов, что невозможно без национального суверенитета в сфере природопользования и финансовой политики.

Таким образом, секрет любого «экономического чуда» заключается в правильном выборе и реализации приоритетов развития, реализация которых дает возможность «оседлать» очередную волну экономического роста. Но чтобы это сделать, нужно своевременно создать научно-информационные, производственно-технологические и интеллектуальные заделы в освоении перспективных технологий. Последующее расширение использования последних в масштабах мирового рынка обеспечивает их обладателям возможности сверхбыстрого роста производства и доходов. Но этому предшествует более или менее длительный период накопления преимуществ в неблагоприятной экономической среде. Такое накопление предлагает участие государственных финансовых институтов, способных преодолевать порог синхронных затрат и длительное время осуществлять бесприбыльные инвестиции. Реализация либеральной стратегии для развивающихся стран бесперспективна, так как исключает возможность работы подобных институтов развития. Это хорошо видно по последствиям такой стратегии в нашей стране.[15]

2. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ


.1 Современное экономическое положение России в разрезе глобализационных процессов


Степень и характер включения той или иной страны в мирохозяйственные отношения, прежде всего в международную торговлю, определяются, как известно, рядом экономических факторов. К наиболее значимым из них обычно относят величину экономического потенциала, стадию технико-экономического развития и обеспеченность природными ресурсами (Рисунок 2).


Рисунок 2 - Соотношение денежной базы и валютных резервов России и США


Принято считать, что чем беднее природными ресурсами страна, чем меньше её экономический потенциал и чем выше уровень её технико-экономического развития, тем больше при прочих равных условиях своей продукции она направляет в каналы международного обмена. Упомянутые факторы не в последнюю очередь определяют масштабы и характер присутствия России на мировых рынках. Россия не относится теперь к числу мощных экономически держав: её доля в мировом ВВП равна 2,6%. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами ей приходится развивать, опираясь на деформированную структуру материального производства, гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности. Отмеченные деформации предопределяют структуру внешнеторгового обмена страны. За последнее десятилетие промышленное производство заметно «потяжелело» за счет увеличения в нем доли ТЭК и металлургии и уменьшения доли машиностроения и отраслей, работающих на внутренний рынок. Не в последнюю очередь это связано с востребованностью продукции базовых отраслей на внешнем рынке и неспособностью отечественных производителей потребительских товаров выдерживать зарубежную конкуренцию даже внутри страны. В структуре производства новые современные отрасли микроэлектроника, информатика, биотехнологии занимают незначительное место.[15]

В России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36 природного газа, 12% угля и соответственно 15% и 31% мировой нефте- и газодобычи. В результате роста экспорта и сокращения добычи минеральных ресурсов экспортные квоты России по сырью достигают значительных размеров, а по энергоресурсам в основном превышают среднемировые (газ 32,3% у России и 21,3% в мире; уголь соответственно 13,5 и 12,9; нефтепродукты 26,1 и 20; электроэнергия 4,4 и 2,4%). Очевидно, что в ближайшей перспективе у России нет серьезной альтернативы масштабному экспорту минерально-сырьевых ресурсов. Ресурсный потенциал не представляется конкурентным преимуществом, достаточным для укрепления позиций страны в мировом хозяйстве.

В середине 90-х годов Россия вышла на 2-е место в мире среди экспортеров продукции черных металлов, стала лидером по экспорту алюминия (25% мирового экспорта), никеля (20%), меди (11%). В целом обрабатывающие отрасли, как и отрасли ТЭК, приносят стране примерно половину валютных поступлений. В вывозе обрабатывающих отраслей на внешний рынок преобладает низкотехнологичная (55%) и среднетехнологичная (43%) продукция, а на наукоёмкие изделия приходится всего 1,51%.[16]

Еще одно конкурентное преимущество России - трудовые ресурсы. По оценке швейцарского института Бери, ежегодно проводящего исследования качества рабочей силы в разных странах, Россия находится в середине второй десятки из обследуемых институтом 49 стран по уровню квалификации рабочих, имея 53 балла из 100 возможных. Это благоприятный ресурс в борьбе за место на международных рынках. Правда, вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение заработной платы и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 максимального уровня. Трудовая дисциплина оценивается в 1/3 максимального уровня. Основная масса российской рабочей силы, за исключением работников ВПК, может широко использоваться главным образом в производстве несложных трудоемких видов продукции.[17]

На мировых рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии - 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.

Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности - нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.

Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Доля России в населении мира - 2,5%, в мировых природных ресурсах - 30%, в мировом экспорте - 1,74 % (причем в мировом экспорте высокотехнологичных товаров - 0,7%), в мировом импорте - 0,73%. Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.

Таким образом, Россия интегрируется в мировую экономику, имея деформированную структуру народного хозяйства, стремительно стареющий производственный аппарат и основанные на природных ресурсных факторах конкурентные преимущества. Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности и наличие излишков добываемых природных ископаемых в условиях экономического спада - вот основные причины того, что Россия участвует в международном разделении труда в незавидном качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции.


2.2 Ключевые задачи и основные направления политики развития российской экономики


В сложившихся условиях выход на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, кардинального улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и предпринимательской энергии людей. Несмотря на колоссальные разрушения, российская экономика все еще обладает мощным научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ. Прежде всего, это:

высокий уровень образования населения (по доле лиц с высшим образованием Россия занимает одно из первых мест в мире), и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство, самореализацию личности в интересах общества;

развитый научно-производственный потенциал, наличие зрелых производственно-технологических структур по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов (из 50 современных макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции, Россия обладает 17 и могла бы претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции);

наличие собственных научных школ и уникальных передовых технологий в перспективных направлениях развития четвертого ТУ;

значительные масштабы свободных производственных мощностей в наукоемкой промышленности, позволяющие «оседлать» новую длинную волну экономического развития;

богатые природные ресурсы, обеспечивающие большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях, а также устойчивый приток валютных поступлений;

значительные валютные резервы, позволяющие последовательно наращивать денежное предложение ремонетизируя российскую экономику;

огромная территория и емкий внутренний рынок, обеспечивающие широкое разнообразие жизнедеятельности и потребностей населения;

исторические традиции великой державы и заслуженный мировой авторитет, заставляющий мировое сообщество считаться с российскими национальными интересами;

большой объем несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно удвоить инвестиционную активность.[19]

Объем образующихся и накопленных в российской экономике сбережений вполне достаточен, чтобы обеспечить двукратное увеличение капитальных вложений, необходимое для выхода на режим простого воспроизводства основного капитала в реальном секторе экономики. Так, в 2006 г. валовые национальные сбережения составили 32, 5% от ВВП, в то время как фактический объем валовых накоплений - 21,6%. В 2008 - 35,1% и 21,2% соответственно. Около четверти налоговых доходов федерального бюджета накапливается в Стабилизационном фонде, величина которого к концу этого года достигнет 13% ВВП. Из этого следует, что потенциал сбережений реализуется в инвестициях менее чем наполовину. К этому следует добавить средства в наличной валюте, находящиеся на руках граждан, величина которых оценивается в 50 млрд. долларов. Кроме того, из-за вывоза капитала российская экономика ежегодно теряет еще более 50 млрд. долларов потенциальных инвестиций. Нереализованным остается потенциал ремонетизации российской экономики, который оценивается ТПП в 155-310 млрд. долл.

Исследования состояния имеющегося научно-производственного потенциала свидетельствуют о наличии объективных предпосылок устойчивого и быстрого развития российской экономики в среднесрочной перспективе с темпом не менее 10% прироста ВВП в год и до 25% прироста производственных капитальных вложений на основе активизации ее конкурентных преимуществ и инвестиционных возможностей. Для этого должны быть решены следующие задачи экономической политики.

В технологической области стоит задача формирования и развития производственно-технологических систем шестого и пятого технологических укладов и стимулирования их роста вместе с модернизацией смежных производств. Для этого должны быть решены проблемы выращивания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, осваивающих технологии современного технологического уклада. Одновременно должны быть созданы условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации, создание информационной инфраструктуры.

В институциональной области стоит задача формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбылей от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы современного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в ключевых направлениях их развития, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены меры по формированию институтов развития, реструктуризации неплатежеспособных предприятий, программа приватизации, регулирование внешней торговли, научно-техническая, промышленная, финансовая политика государства.

Те же цели должны определять политику в области совершенствования организационно-производственной структуры экономики. Важно стимулировать такие формы интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций, которые могли бы устойчиво развиваться в условиях жесткой международной конкуренции, обеспечивать непрерывное повышение эффективности производства на основе своевременного освоения новых технологий. Необходимо как можно быстрее ликвидировать отставание в использовании современных технологий управления развитием производства - обеспечить освоение CALS -технологий, методов инновационного менеджмента, введение общепринятых стандартов и протоколов. Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения перечисленных задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма, способствуя преодолению дезинтеграции и демонетизации экономики.[20]Сочетанием мер макроэкономической, структурной и институциональной политики должна быть решена задача преодоления инвестиционного кризиса, предполагающая трехкратное повышение объема инвестиций в развитие производства. На микроуровне необходимо восстановить связь между созидательной общественно полезной деятельностью и доходами хозяйствующих субъектов, создать условия, стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции. Необходимым условием эффективного функционирования механизмов рыночной конкуренции является активизация антимонопольной политики, подавление организованной преступности, декриминализация хозяйственных отношений, упорядочивание процессов ценообразования.

Таким образом, решение перечисленных задач требует повышения эффективности системы государственного управления на основе введения механизмов прямой персональной ответственности носителей государственной власти за результаты их работы на благо общества, политической ответственности Правительства за ежегодные итоги социально-экономического развития страны, преодоления коррупции в государственных органах управления.


2.3 Пути повышения конкурентоспособности экономики России


В последние несколько лет в развитии российской экономики наметились положительные тенденции, опережающие некоторые мировые процессы. Например, к ним относятся темпы прироста мирового валового продукта. В последнее время, благодаря устойчивому экономическому росту повестка дня для бизнеса в России претерпела качественные позитивные изменения: от решения проблемы «выживания» российские предприниматели и страна в целом перешли к решению задач повышения конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в рамках развивающейся интеграции России в глобальной экономической среде. Устойчивый и быстрый экономический рост должен опираться, прежде всего, на повышение конкурентоспособности отечественных производителей, как потребительских товаров, так и товаров производственного назначения. В противном случае российские производители рискуют полностью потерять свой собственный рынок, и он окажется под контролем компаний-импортеров, что составляет реальную угрозу для экономической безопасности страны.

Россия имеет на мировых рынках, как конкурентные преимущества, так и слабости. К конкурентным преимуществам относятся:

а) высокая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами - в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% природного газа, 12% угля;

б) значительный объем накопленных основных производственных фондов и фондов универсального оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации ряда отраслей (хотя значительная их часть имеет большой срок службы и износа);

в) дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;

г) наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей, особенно в ВПК и др.

Следует отметить, что данные преимущества со временем утрачивать характер таковых - природные ресурсы исчерпываются, оборудование и новые технологии устаревают, квалифицированная рабочая сила стареет и эмигрирует.

Вместе с тем, многие российские конкурентные преимущества ограничиваются стратегическими слабостями России, к числу которых можно отнести:

а) слабость системы поддержки конкурентоспособности российского экспорта;

б) резкую переориентацию внешнеэкономических связей на Запад и усиление деформаций в данной сфере (усиление сырьевой ориентации российского экспорта, потеря традиционных рынков сбыта);

в) блокирование входа на рынки, где Россия имеет конкурентные преимущества;

г) конкурентоспособные технологии, используемые в ВПК, ориентированы на производство малых серий изделий при слабом уровне контроля материальных затрат;

д) быстрое снижение внутреннего спроса на наукоемкую продукцию, что разрушает и без того слабую конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на внешний рынок.[21]

Однако в качестве главного тормоза для формирования в России конкурентоспособного частного сектора можно выделить государство - его структуру, размеры, принципы функционирования, отношение чиновников к бизнесу. В контексте международных экономических отношений российское государство представляется неконкурентоспособным вдвойне: оно не обеспечивает общество качественными бюджетными услугами в необходимом объеме и не в состоянии стимулировать развитие частного сектора. Негативное влияние государства на уровень конкурентоспособности страны и частного сектора выражается в:

Неэффективном управлении госсобственностью, неоправданном протекционизме в отношении неконкурентоспособных отраслей и производств.

Сохранении неоправданно обширного сектора «естественных монополий».

Нерациональном расходовании средств в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, ЖКХ, оборона и др.).

Чрезмерном административном регулировании предпринимательской деятельности, высоком уровне административных и налоговых издержек, что особенно негативно сказывается на инвестициях в новые бизнесы.

Незавершенности системы защиты частной собственности, что особенно мешает модернизации старых отраслей.

Нерешенности проблемы эффективного налогового администрирования, что препятствует созданию условий равной конкуренции.

Коррупции и неоправданной вовлеченности чиновников в решение хозяйственных споров.

Самоустранении государства от многих функций по защите отечественных товаропроизводителей, неспособности и нежелании рекламировать страну в качестве привлекательного объекта для инвестиций.

Отсутствии внятной инновационной и промышленной политики.

Отсутствии единого подхода государства к регулированию финансовых рынков (имеет место конкуренция госструктур за контроль над регулированием финансовых рынков).

Эффективное включение России в систему глобальных мирохозяйственных связей требует преодоления структурных деформаций и технической модернизации народного хозяйства. Сегодня повышение темпов роста и эффективности отечественной экономики в определяющей мере зависит от того, насколько быстро и на каком техническом уровне может быть обновлен производственный потенциал страны практически во всех отраслях хозяйства. При этом особенно угрожающее положение сложилось в базовых отраслях промышленности, на которые ложится задача обеспечения поставок основных материальных ресурсов.

Решение поставленной Президентом России задачи форсирования темпов экономического роста, с нашей точки зрения, требует, прежде всего, разработки и реализации промышленной политики, базирующейся на принципах, единых для федерального Центра, органов государственной власти субъектов Федерации и отечественных товаропроизводителей, - принципах, отвечающих реалиям рыночной экономики. Данные принципы по мнению отечественных экономистов должны заключаться в следующем:

Первое - это четкая ориентация на укрепление конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей за счет повышения технического уровня и качества их продукции, развития маркетинговых технологий, сбытовых сетей и других элементов рыночной инфраструктуры при одновременном снижении издержек.

Второе - согласованность государственной промышленной и финансовой политики в их ориентированности на повышение технологической конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, создании для этого реальных действенных стимулов. Далее, необходимо исключить ситуации, при которых государственный протекционизм фактически консервирует устаревшее производство, неэффективные формы его организации. При этом допускается сохранение на период, пока модернизация производства и освоение новых форм повышения конкурентоспособности не станут массовым явлением, традиционных форм государственного протекционизма, но непременно в сочетании со стимулированием использования предприятиями технологических факторов конкурентоспособности.[22]

Необходимы действия, направленные на устранение неравенства условий конкуренции внутри страны, о необходимости которых говорится с первых шагов перехода к рынку. По мнению экспертов международной консалтинговой компании «Мак Кинси», обследовавших положение дел в 10 отраслях российской экономики, именно конкурентное неравенство мешает ее развитию. Отказ от предоставления неэффективным компаниям явных и скрытых льгот и субсидий, позволяющих им по прибыльности опережать эффективные компании, дал бы России возможность выйти на темпы роста до 8% в год, увеличить выпуск импортозамещающей потребительской продукции в пищевой, легкой и автомобильной промышленности. Модернизация 34 старых, но жизнеспособных предприятий, требующая ежегодных инвестиций на уровне 5% от ВВП в течение пяти лет могла бы увеличить, производство на 40%.

Следует отказаться категорически от фрагментарного подхода к процессу развития инновационного подхода в России. Для реализации этого принципа необходим комплекс мер для создания эффективной отечественной системы управления инновациями. Общим принципом для всей политики должно быть ее системное объединение в виде общенациональной стратегии конкурентоспособности страны, призванной создать необходимые предпосылки для выработки общей позиции как государственных, так и корпоративных структур, интегрировать усилия всего российского общества для достижения общенациональных целей. Основой этого направления должна явиться государственная стратегия экономической безопасности России до 2020 года, в которой необходимо еще более четко обозначить роль и функции государственных структур в области повышения конкурентоспособности отечественного производства не только в рамках отдельных предприятий, но и воспроизводства базы российской хозяйственной системы в целом.

Таким образом, наряду с повышением конкурентоспособности упрочению позиций страны в мировом хозяйстве способствовало бы также совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей с учетом задач структурной перестройки и повышения эффективности народного хозяйства. Этот механизм следовало бы настроить так, чтобы, с одной стороны, не возникали дополнительные препятствия для экспорта и импорта товаров и услуг, а с другой усиливалась бы выборочная поддержка отдельных секторов отечественного производства и внутреннего рынка с помощью общепринятых инструментов. Определенное усиление защиты этих секторов необходимо для того, чтобы помочь встать на ноги предприятиям секторам и отраслям потенциально способным выдерживать конкуренцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

В последние полтора-два десятилетия стремительно набирает силу процесс глобализации хозяйственной жизни. Количественно это находит выражение в опережающих динамику производства темпах роста международного обмена товарами, услугами и капиталом. Качественная сторона нарастающей интернационализации - усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами.

Стремительный рост объемов и разнообразия мирохозяйственных связей, сопровождающийся усилением экономической взаимозависимости стран мира составляет суть процесса, который принято именовать глобализацией мировой экономики. В результате формируется относительно целостная экономическая система, которая практически охватывает территорию всей планеты и диктует собственные правила игры национальным хозяйствам.

Феномен глобализации начинает выходить за чисто экономические рамки и оказывать заметное влияние на все сферы в настоящее общественной деятельности политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировом развитии в XXI в, даст заметный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.

Как образно отмечает ряд авторов, джин глобализации вырвался на свободу и не стоит пытаться снова загнать его в бутылку. Странам необходимо адекватно реагировать на глобализационные процессы, чтобы адаптироваться к новым условиям и воспользоваться шансами, которые предоставляет интернационализация мировой экономики.

Процесс глобализации, наиболее активизирующийся в последние два десятилетия, таит в себе немало неясностей и противоречий, становится предметом острых дискуссий в академических и деловых кругах. Основное противоречие - противоречие между достаточно узкой группой ведущих стран современного мира (которых нередко объединяют понятием «страны золотого миллиарда») и значительным числом наименее развитых стран, находящихся в настоящее время на периферии мирового хозяйства и не имеющих фактических перспектив для выхода из такого депрессивного состояния.

Глобализация мировой экономики и антиглобализм как весьма противоречивое и неоднозначное явление ставят целый ряд вопросов и перед нашей страной. Основной угрозой здесь является включение России в глобализационные процессы только в качестве поставщика энергосырья. При сохранении нынешних условий заметное повышение национальной конкурентоспособности маловероятно. Первыми шагами в этом направлении, по мнению экономистов, могли бы стать действия, направленные на устранение неравенства условий конкуренции внутри страны.

Следующие необходимые шаги связаны с усилением государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих нормальную работу рыночных механизмов. Сильные институты могли бы позволить устранить наиболее серьезные аномалии экономической среды, в том числе резкие различия прибыльности в производственной, финансовой и торгово-посреднической сферах деятельности; чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия; дороговизну кредита. В ближайшей перспективе России предстоит наладить процесс воспроизводства в условиях рынка, который в предыдущие годы так и не сложился. Решение этой задачи требует обеспечения стабильности и прозрачности законодательства по борьбе с коррупцией и экономической преступностью.

Подводя итоги работы, выскажем мнение, что задачу включения в глобальную экономику, можно успешно решить только при согласовании целенаправленных, и результативных действиях государства и отечественного бизнеса, причем не только во внешнеэкономической сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Белозеров И.П. Экономическая безопасность России // Материалы конференции «Реформы в России - история и современность». - 29.03.2012.

2.Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. Учебное пособие. - Ростов-н/Д., Феникс. 2011.

.Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 5.

.Большой экономический словарь/Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2012.

.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика: Учебник. 2011.

.Владимирова И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия.// Менеджмент в России. - 2008. - №3.

.Евстигнеева Л.П.. Евстигнеев Р.И. Экономическая глобализация и постмодерн // Общественные науки и современность. - 2009. - №1.

.Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Трансформационный потенциал российской экономики // Общественные науки и современность. - 2009. - №2.

.Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Экономическая география. - Ростов н/Д: Феникс, 2011.

.Зотова Н. Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности. // Национальная безопасность. - 2011. - №8-9.

.Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. //Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №2.

.Кузнецова Т.А., Шалелашвили Д.М. Глобализация мировой экономики, антиглобализм и проблемы экономической безопасности России.// Вопросы экономики. - 2012. - №4.

.Леонтьев В. Будущее мировой экономики. - М.: Прогресс 1979.

.Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию/Пер. с нем. - М.: Издательский дом «АЛЬПИНА», 2012.

.Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия.// Наследие. - 2009. - №1.

.Современная экономика. Лекционный курс. Под ред. проф. Мамедова О.Ю. - Ростов-на/Д, Феникс, 2010.

.Современная экономика. Семинарские занятия. Под ред. проф. Мамедова О.Ю. - Ростов-н/Д, Феникс. 2010.

.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2012.

.Черногорцев С.Н. Анализ конкурентоспособности предприятия. - М., 2011.

.Экономическая энциклопедия/ Гл. ред. Л.И.Абалкин. - М.: Наука 2012.

.Экономическая теория: общие основы и особенности России: учебное пособие/Под. ред. Ларионова И.К. - М., 2010.

22.Экономическая теория: экзаменационные ответы/ Под. ред. Белокрыловой О.С. - М., 2010.

23.Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации.


Теги: Анализ места России в мировом процессе глобализации  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 51276
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ места России в мировом процессе глобализации
Назад