Анализ мирового рынка сельскохозяйственных машин


Курсовая работа

на тему

Понятие и критерии банкротства


Реферат

банкротство реструктуризация судебный

(БАНКРОТСТВО), КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, САНАЦИЯ, МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ, ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА, НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ, ДОЛЖНИК


Объектом исследования является институт банкротства.

Предмет исследования - механизмы финансового оздоровления экономики и вопросы совершенствования банкротства.

Цель работы - изучить процессы досудебного и послесудебного оздоровления экономики предприятий, определить основные направления совершенствования института банкротства.

Методы исследования: общенаучные методы исследования (диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход).

В процессе работы были рассмотрены понятие и содержание банкротства, механизмы досудебного и послесудебного оздоровления предприятий, направления и комплекс конкретных мер по совершенствованию института банкротства в Республике Беларусь.

В результате работы определены основные проблемы функционирования современного института банкротства и выработаны предложения по его совершенствованию.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.


Введение


Как свидетельствует мировая практика, возможность банкротства - неизбежное явление любого современного рынка, в котором несостоятельность является рыночным инструментом перераспределения капитала и отображает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Эффективно и цивилизованно решать проблемы в области обязательственных и долговых отношений во всем мире призван институт экономической несостоятельности (банкротства). Предназначение института банкротства предопределено самой сущностью предпринимательства, которое всегда сопряжено неопределенностью достижения его конечных результатов, а, значит, и с риском потерь.

Институт банкротства является одним из наиболее динамично развивающихся и дискуссионных современных рыночных институтов. Исследуемая проблема профилактики экономической несостоятельности находится в одном ряду с задачами обеспечения национальной экономической безопасности, поскольку касается учета и защиты жизненно важных интересов экономики, государственного бюджета, социальной сферы страны в части недопущения массовых банкротств предприятий и защиты интересов работников при несостоятельности работодателя.

Все вышеперечисленное определило актуальность выбранной темы.

Целью исследования данной курсовой работы является подробное изучение института банкротства, функционирование его механизмов, определение основных направлений и конкретных мер по совершенствованию данного института.

В соответствии с указанной целью определены следующие задачи:

·определение сущности банкротства;

·изучение причин возникновения банкротства предприятий;

·рассмотрение основных процедур оздоровления экономики предприятий;

·уточнение концепции и стратегии совершенствования системы экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь;

·изучение опыта мировых стран в вопросах несостоятельности и банкротства;

·в рамках обозначенной концепции и стратегии определение комплекса мер по совершенствованию института банкротства.

Объектом исследования является институт банкротства.

Предмет исследования - механизмы финансового оздоровления экономики и вопросы совершенствования банкротства.

Методы исследования: общенаучные методы исследования (диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход).

В курсовой работе на основе опыта отечественных исследователей данной проблемы и ближнего зарубежья рассмотрены основные аспекты функционирования института банкротства, проблемы его совершенствования.

Для подробного изложения данной темы были использованы нормативные документы, действующие на территории Республики Беларусь, материалы периодической печати, отражающие суть данной проблемы на современном уровне, учебные пособия отечественных авторов и авторов ближнего зарубежья


1.Банкротство- как один из ключевых элементов рыночной системы


.1 Понятие, сущность и содержание банкротства


Целью функционирования современного государства является обеспечение устойчивого экономического роста, на основе которого возможно осуществление мер по повышению благосостояния населения. Для достижения этой цели каждое государство выстраивает свою индивидуальную экономическую политику, основанную на использовании нормативно-законодательных, экономических и административных инструментов воздействия на фирмы и другие организации в целях наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и максимизации возможного результата. При этом формируется так называемая институциональная среда экономической системы, которая устанавливает своеобразные «правила игры», называемые в современной экономической теории институтами. Если общество и каждый его член правильно понимают предлагаемые правила игры и четко их исполняют, то выбранная правительством стратегия может быть успешно реализована, если же иначе - принимаемые решения редко воплощаются в жизнь.

Институт банкротства является одним из ключевых элементов экономических рыночных систем, так как влияет на формирование макроэкономических пропорций в сфере занятости, социального обеспечения, уровня доходов населения, создания совокупного внутреннего продукта. Процедуры банкротства, по общему господствующему мнению, позволяют передавать неэффективно действующее предприятие предприимчивому и энергичному собственнику, осуществлять финансовое оздоровление и санацию за счет специальных фондов, либо продавать предприятия с аукциона, привлекать иностранных инвесторов и т.д., сохраняя, таким образом, для экономики сами предприятия и переводя их в более конкурентоспособный ранг. [12, с. 59]

Необходимо отметить, что до настоящего времени в науке и практике не выработан устойчивый понятийный аппарат в отношении банкротства, которое часто отождествляют с несостоятельностью и неплатежеспособностью, а иногда даже и убыточностью предприятий. Банкротство - это, прежде всего, экономическая проблема, но решается она в строго очерченных рамках национального законодательства. [7, с.46]

В соответствии с законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" [3] экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с настоящим Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями настоящего Закона. В свою очередь неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Если же проводить грань между банкротством и экономической несостоятельностью, то разница будет в следующем: экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника; банкротство - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя.

Критерий несостоятельности - это презумпция (предположение), но обязательно соответствующая действительным финансовым перспективам должника, это условность, избранная законодателем для решения судом вопроса о несостоятельности должника. Устанавливая тот или иной критерий, государство решает определённые макроэкономические задачи.

Существуют два критерия несостоятельности:

. Критерий "неплатёжеспособности" - это презумпция того, что лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов, если оно не исполняет предъявленные требования в течение определённого срока, независимо от стоимости имущества такого лица. Прекращение лицом платежей по своим долгам является для суда свидетельством несостоятельности, несмотря на то, что если должник продаст своё имущество, он сможет расплатиться со своими кредиторами. Такой критерий применяется в конкурсном праве в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в большинстве западных стран.

Положительная сторона этого критерия состоит в том, что он даёт возможность ускорить принятие судом заявление о признании должника банкротом, что позволяет на более раннем этапе установить контроль за распоряжением должником своих имуществом. Необъективная оценка стоимости активов должника не сможет воспрепятствовать этому. Отрицательные стороны этого критерия - возможность возбуждения дела о банкротстве в отношении вполне состоятельной компании.

. Критерий "неоплатности". Согласно этому подходу, несостоятельным может быть признано только то лицо, всего имущества которого недостаточно для удовлетворения требований его кредиторов, т.е. в случае действительной, а не предполагаемой несостоятельности. В настоящее время критерий неоплатности лежит в основе понятия несостоятельности гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, субъектов естественных монополий, а также, в определённых случаях, например, для кредитных организаций.

Каждому критерию соответствуют определённые признаки несостоятельности, т.е. внешние характеристики финансового состояния должника, установление которых арбитражным судом является основанием для принятия им решения о признании должника банкротом. Это юридические факты, при наличии которых лицо считается неспособным удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Однако как бы ни трактовали понятие банкротства, его сущность везде одинакова и заключается в то, что банкротство представляет собой общественный институт, посредством которого производится урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов в рамках судебных процедур с учетом интересов работников предприятия должника, его собственников, государства и населения региона по месту расположения должника.

Институт банкротства выполняет две основные функции:

)поддержание рыночной конкурентной среды посредством обеспечения расчетов хозяйствующих субъектов по своим обязательствам, их экономической ответственности перед кредиторами вплоть до изъятия собственности и отчуждения бизнеса;

)страхование предпринимательских рисков посредством ограничения ответственности должника величиной вложенных в бизнес средств при отсутствии криминальных проявлений в его деятельности. [7, с.46]

Банкротство предопределено самой сущностью рыночных отношений, которые всегда связаны с риском потерь, неопределенностью достижения поставленных целей или возможностью постановки ошибочных целей. Рисковые ситуации могут возникать на всех стадиях хозяйственного процесса.

Смысл банкротства состоит в том, что из хозяйственного оборота исключается неплатежеспособные предприятия. Поскольку экономическая несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектов хозяйствования, являющихся его контрагентами, то банкротство позволяет субъектам хозяйствования улучшить свои дела и достичь финансовой стабильности.

Без процедуры банкротства экономика не может быть эластичной. Именно экономическая ответственность, формой реализации которой выступает банкротство, заставляет хозяйствующих субъектов работать эффективно (финансовые, трудовые и материальные ресурсы через рыночную инфраструктуру переходят от неэффективно к успешно работающим предприятиям). В этом проявляется жесткость рыночных механизмов регулирования экономических процессов. [15, с. 621]


1.2Причины банкротства. Виды банкротства


Для того чтобы достичь поставленных при проведении процедур банкротства целей, необходимо выявить причины, приводящие предприятия к кризису, а исходя из этого сделать вывод, с каким видом банкротства мы столкнулись и какие меры могут и должны быть предприняты для исправления положения.

Выделяют следующие виды банкротства:

·несчастное банкротство - наступает не по вине должника, а вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не зависящих от его воли и действий (стихийные бедствия, политические потрясения, экономический кризис), и требует оказания специальных мер государственной поддержки или щадящего отношения к предприятию;

·неосторожное банкротство - возникает как результат неэффективной деятельности предприятия, принятия рискованных решений. Обычный и самый распространенный в рыночной экономике вид банкротства;

·ложное (фиктивное) банкротство - возникает в том случае, когда у должника, объявившего о банкротстве, в действительности имеются возможности удовлетворить требования кредиторов. Является уголовным преступлением;

·преднамеренное банкротство - наступает по вине (умыслу) участников, собственников имущества должника или иных лиц, имеющих право давать обязательные для предприятия указания ли возможность иным образом определять его действия. Является уголовным преступлением. [7, с.51]

Банкротство предприятия является результатом одновременного совместного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля «вклада» которых может быть различной (внешние (экзогенные) по отношению к предприятию - на которые оно не может влиять или это влияние может быть незначительным; внутренние (эндогенные) - проявляющиеся в зависимости от организации деятельности предприятия). Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на одну треть причастны внешние факторы и на две трети - внутренние.

Внешние факторы могут быть международными, национальными и рыночными.

Международные факторы складываются под влиянием:

·общеэкономических факторов - экономическая цикличность развития ведущих стран; состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков;

·стабильности международной торговли - зависит от заключения межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах);

·международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за более высоких технологий или более дешевого труда) - организация совместных предприятий, лицензионная торговля, финансовая состоятельность зарубежных партнеров, стратегические формы хозяйствования.

Национальные факторы оказывают достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта и складываются под влиянием:

·политических факторов - политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право и включающие в себя: состояние финансовой системы; отношения к собственности (ее приватизация или национализация); принципы земельной политики государства; отношения государства к предпринимательству; налоговую политику; меры по защите прав потребителей и предпринимателей (ограничение монополизма, защита конкуренции и т.д.);

·экономико-демографических факторов, которые характеризуются: цикличностью экономического развития; уровнем доходов, накоплений населения, т.е. покупательной способностью (уровень цен, возможность получения кредита); предпринимательской активностью.

Рыночные факторы складываются под влиянием:

·психографических факторов, проявляющихся в привычках, традициях норах потребления, предпочтения к одним товарам и отрицательным отношении к другим;

·научно-технических факторов, определяющих все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;

·форм конкуренции, на которые влияют: уровень издержек производства, уровень технологий, качество продукции и уровень маркетинга. [5, с.18-19]

Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства является так называемый технологический разрыв - крупный научно-технический сдвиг (эволюция), при котором, по оценкам специалистов, в семи случаях из десяти предприятия, бывшие лидерами в своей области на определенном рынке, становятся отстающими.

Не менее многочисленны и внутренние факторы (эндогенные) факторы. Их можно сгруппировать по пяти основным группам:

·конкурентная позиция фирмы - цель, отрасль деятельности, традиции, репутация и имидж, квалификационный состав руководства и персонала, доля рынка и стадия жизненного цикла;

·принципы деятельности - форма собственности, организационная структура управления, организация системы управления, инновационная деятельность, организация производства, адаптивность фирмы, форма специализации, концентрация производства, диверсификация производства;

·ресурсы и использование - прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, диверсификация производства;

·маркетинговые стратегии и политика - прогрессивность средств и методов производства, длительность производственного цикла, уровень производственных запасов, оборачиваемость средств;

·финансовая менеджмент - структура баланса, платежеспособность, ликвидность, соотношение собственных и заемных средств, стоимость капитала, структура имущества, инвестиционная привлекательность, доход на акцию, уровень прибыли и рентабельность. [5, с.19-20]

Таким образом, банкротство как институт является неотъемлемой частью рыночной экономики и служит основой социально-экономической и правовой системы. Результатом возникновения банкротства является действие как внешних, так и внутренних факторов. Для достижения поставленных целей, определения и использования каких-либо мер в случае банкротства первоначально определяют его вид, а затем делаются выводы, на основании которых принимаются конкретные решения. В Республике Беларусь создана и функционирует система государственного регулирования процессов банкротства и его инфраструктура.

2.Механизм оздоровления предприятий


2.1Досудебное оздоровление несостоятельных предприятий


В критической ситуации, при которой, даже реализовав все свои активы, предприятие не сможет рассчитываться по своим финансовым обязательствам, создается реальная угроза его ликвидации посредством процедур банкротства. В этой ситуации обычно разрабатывается программа финансового оздоровления предприятия. [6, с. 427]

Одним из основных направлений по финансовому оздоровлению предприятия можно считать разработку мероприятий по снижению величины материально-производственных запасов и повышению ликвидности. Одновременно требуется осуществлять глубокие исследования и разработки мероприятий по повышению уровня реализации продукции; анализ производственных запасов; принимать меры по повышению собственного капитала предприятия и в первую очередь объема собственных оборотных средств, позволяющих оплатить свои краткосрочные обязательства; обеспечивать быструю оборачиваемость капитала; должен быть осуществлен поиск реструктуризации задолженности. Это лишь общие направления работ по предотвращению банкротства.

Предприятию может быть предоставлена досудебная финансовая помощь за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средств кредитора.

Финансовая помощь предоставляется путем отсрочки выполнения обязательств, списания пени по просроченным платежам в бюджет, списания долгов бюджету и банкам, установления пониженных ставок налогов и процентов за пользование кредитом, получения должником кредитов и займов.

Если эти меры не способствуют выходу предприятия из кризисного состояния, в силу вступают судебные процедуры банкротства. При рассмотрении хозяйственным судом дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

·защитный период;

·конкурсное производство;

·мировое соглашение;

·иные процедуры, предусмотренные законом. [6, с. 430]

Процедуры банкротства, как правило, проводятся при участии государства. Его задача состоит в том, чтобы сделать эту процедуру как можно менее болезненно для общества, однако при этом естественный процесс банкротства неэффективных, а порой и убыточных предприятий не должен искусственно сдерживаться через механизм дотаций. В этом случае упускается возможность санации и реструктуризации предприятий и оздоровлении экономики в целом. [15, с. 621]

Защитный период устанавливается хозяйственным судом с момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества предприятия-должника. Продолжительность защитного периода не должна превышать трех месяцев. При введении защитного периода хозяйственным судом назначается временный управляющий, а также принимаются меры по обеспечению требований кредиторов. [15, с. 629]

Анализ производства после установления временным (антикризисным) управляющим достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждений управляющему. В защитный период совершать сделки и исполнять платежные обязательства можно только с письменного соглашения временного управляющего. В этот период предприятие-должник не вправе принимать решения о реорганизации предприятия, его ликвидации, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, эмиссии ценных бумаг, выкупе у акционеров ранее выпущенных акций. [6, с. 430]

По окончании защитного периода временный управляющий представляет в хозяйственный суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

Введение защитного периода не является основанием для отстранения руководителя должника от выполнения его функций. Он продолжает осуществлять свои полномочия, но с ограничениями.

Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

Отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде рассматривается хозяйственным судом с вынесением соответствующего определения, которое может быть обжаловано в установленном законодательном порядке. [4, с. 85]

Хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство, если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер, а также при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства.

Конкурсное производство включает: санацию и ликвидационное производство. Общий срок при проведении санации составляет двадцать два месяца, а при проведении ликвидационного производства - шестнадцать месяцев. Хозяйственный суд вправе продлить или сократить этот срок.


2.2Послесудебное урегулирование деятельности несостоятельного предприятия


По результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйственный суд может вынести:

·решение о банкротстве с санацией;

·решение о банкротстве с ликвидацией должника;

·определение о прекращении производства по делу о банкротстве. [6, с.430]

Санация - это процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов. [15, с. 635]

В процессе санации могут приниматься следующие меры:

·ликвидация дебиторской задолженности;

·исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом;

·предоставлению должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

·перепрофилирование производства;

·закрытие нерентабельных производств;

·продажа части имущества должника;

·уступка требованиям должника;

·предоставления в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;

·продажа предприятия должника;

·применение иных способов. [6, с. 431]

Наиболее радикальным способом санации является реструктуризация производства, под которой понимается изменение производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятия в целях восстановления его рентабельной работы и повышения конкурентоспособности. [15, с. 636]

Если неплатежеспособность носит устойчивый характер, хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство с последующей ликвидацией должника.

Коммерческая организация может быть ликвидирована по решению:

. собственников имущества (учредителей, участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создана эта организация, достижением цели, ради которой она создана, или признанием судом недействительной регистрации данной организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер.

. хозяйственного суда в случаях:

непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признания судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства либо экономической несостоятельности (банкротства) этой организации;

сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления коммерческой организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;

установление фактов, свидетельствующих о том, что ее деятельность была связана с торговлей людьми.

. регистрирующего органа в случаях:

нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством;

препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абзаце втором части второй настоящего подпункта;

систематического грубого нарушения законодательства о труде.

Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляется в установленном законодательством порядке по решению собственников имущества (учредителей, участников), или органа этой организации, уполномоченного на то ее учредительными документами, либо в судебном порядке.

Ликвидация коммерческой организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя:

влекут прекращение их деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами;

включают в себя принятие в установленном порядке учредителями (участниками) либо органом данной организации, уполномоченным на то учредительными документами, или регистрирующим органом, или хозяйственным судом решений о ликвидации этой организации либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя и исключении их из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующий орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, в течение десяти рабочих дней создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя или ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.

В состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из собственников имущества (учредителей, участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты и юристы.

Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа.

Регистрирующий орган назначает председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) из числа ее членов. Председателем ликвидационной комиссии не могут быть собственники имущества (учредители, участники), руководитель ликвидируемой коммерческой организации.

С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор), созданная регистрирующим органом, в соответствии с законодательством:

помещает в газете "Рэспублiка" сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;

составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;

уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации коммерческой организации;

принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;

сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;

оценивает имущество ликвидируемой коммерческой организации;

рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;

обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;

утверждает смету расходов по ликвидации коммерческой организации, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии на период ее работы;

составляет в установленном порядке ликвидационный баланс, в том числе промежуточный, и представляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом о работе ликвидационной комиссии;

осуществляет иные функции в соответствии с законодательством. [18]

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После открытия ликвидационного производства управляющий должен уведомить работников должника о предстоящем увольнении и приступить к продаже имущества на торгах, если хозяйственным судом, собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи. Аналогично осуществляется продажа требований должника. [15, с. 637]

Требования кредиторов ликвидируемого предприятия, согласно закону, удовлетворяются в следующей очередности:

·в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;

·во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту) и выплате вознаграждений по авторским договорам;

·в третью - удовлетворяются требования по обязательным платежам бюджету и фондам;

·в четвертую - требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества;

·в пятую очередь производятся расчеты с иными кредиторами.

В этот период также прекращается начисление процентов, неустойки (штрафов, пени) и иных экономических и финансовых санкций по всем видам задолженности, производится опись (инвентаризация) и оценка всего имущества должника, выполняются другие работы, предусмотренные Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». [6, с. 432]

Расчеты с кредиторами осуществляются на основе реестра требований кредиторов, который ведет управляющий. Имущество должника, оставшееся после полного погашения всех требований кредиторов и проведения необходимых выплат, передается собственнику этого имущества, учредителям (участникам) должника.

При ликвидации организации по решению учредителей либо органа этой организации в регистрирующий орган предоставляются: заявление о ликвидации; решение о ликвидации; сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора; сведения о порядке и сроках ликвидации. На основании этих документов регистрирующий орган в десятидневный срок вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации.

При ликвидации по решению регистрирующего органа в течение месяца со дня получения указанного представления регистрирующий орган берет с юридического лица письменное обязательство об устранении не позднее двухмесячного срока нарушений, указанных в представлении. При отказе коммерческой организации от дачи такого обязательства, а также при его невыполнении регистрирующий орган в течение 10 дней принимает решение о его ликвидации. [15, с. 639]

Законодательство о банкротстве предусматривает такую форму урегулирования взаимоотношений кредитора и должника, как мировое соглашение. Оно может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии после погашения задолженности по требованиям первой и второй очереди. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов. Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом.

Мировое соглашение может быть заключено на условиях:

·отсрочка и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;

·уступки требования должника;

·исполнения обязательств должника третьими лицами;

·перевода долга;

·обмена требований кредитора на акции;

·удовлетворение требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.

Мировое соглашение должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках погашения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.

Полномочия управляющего (временного управляющего) прекращаются со дня утверждения хозяйственным судом мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть признано хозяйственным судом недействительным на основании заявления должника, кредитора, уполномоченного органа или протеста прокурора. Однако расторжение мирового соглашения, утвержденного судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. [15, с. 636 - 637]

Ликвидация недееспособных предприятий имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К недостаткам банкротства можно отнести:

·потерю работниками ликвидируемого предприятия рабочих мест и обострение в этой связи социальной сопряженности в обществе;

·потерю кредиторами (банками, инвестиционными компаниями, фондами, государственным бюджетом и т.д.) значительных средств, вложенных в обанкротившееся предприятие;

·распыление и омертвление неликвидного имущества вследствие того, что порой ликвидаторы не могут найти для него покупателей.

Достоинствами банкротства являются:

·закрытие нерентабельных производств, что приводит к снижению издержек и повышению эффективности общественного производства;

·высвобождение ресурсов, вовлеченных в неконкурентоспособное производство;

·ротация менеджерского персонала, обеспечивающая рост квалификации, усиление предприимчивости. Заинтересованности работников аппарата управления и рабочих в конечных результатах своей деятельности;

·приобретение опыта и формирование эффективной инвестиционной политики инвестиционными организациями и т. п. [15, с. 622]

Таким образом, в приведенных алгоритмах досудебного оздоровления неплатежеспособных предприятий и механизмах осуществления послесудебных процедур отчетливо прослеживается роль государства, его регулирующее воздействие на эти сложнейшие процессы. Государство создало инфраструктуру института банкротства и разработало эффективные механизмы, приводящие ее в действие. Это позволяет превратить институт банкротства в институт укрепления национальной экономики, ее реструктуризации и оздоровления.


3.Проблемы дальнейшего совершенствования банкротства


3.1Регулирование института банкротства в мировой практике


В результате развития современного законодательства о банкротстве было создано несколько его различных моделей: радикально прокредиторская (закон РФ 1998 г.), умеренно прокредиторская (английская, закон РФ 2002 г.), нейтральная (американская), умеренно продебиторская (германская), радикально продебиторская (белорусская, французская, японская).

При реализации радикально прокредиторской модели основным мотивом оказываются не макроэкономические задачи, а создание механизма эффективного распределения максимизированных активов должника среди кредиторов.

Умеренно прокредиторская модель ставит своей целью наличие возможности сохранения действующих предприятий. Для этого предусматривается назначение уполномоченного лица, которое решает, каким образом можно максимизировать активы должника. Данная модель на определенном этапе развития экономики весьма эффективна для целей регулирования несостоятельности и выполнения макроэкономических функций, кроме того, вполне устраивает кредиторов, обеспечивая выполнение их интересов.

Радикально продебиторская модель ставит перед собой цель - сохранение в целостности технологического комплекса должника и рабочих мест, что выгодно предприятию и, в определенной мере, экономической системе. Главный недостаток в том, что в некоторых случаях предприятие пытаются сохранять любой ценой.

Умеренно продебиторская модель сочетает в себе две функции: справедливое распределение имущества должника среди кредиторов и выполнение макроэкономических задач. [14, с. 99-100].

Мировая практика предусматривает применение процедуры несостоятельности как для юридических <#"justify">США.

Согласно Кодексу о банкротстве (11 том Свода законов США), в котором представлены все применяемые законы, связанные с банкротством, любая компания в любое время может объявить о банкротстве. Единственное требование - компания должна находиться в США.

Решение о добровольном банкротстве принимается советом директоров, который принимает и вносит в книгу протоколов компании соответствующую резолюцию. Затем заявление о банкротстве подается в местный суд по делам о банкротстве. Эти суды являются отделениями Окружного суда США <#"justify">Австралия.

В Австралии вопросы банкротства и несостоятельности регулируются «Законом о банкротстве» 1966 года (англ. <#"justify">Канада.

В Канаде банкротство регулируется нормами федерального закона <#"justify">Нидерланды.

Голландский «Кодекс законов о банкротстве» <#"justify">В общемировом сообществе вопросами несостоятельности международных организаций занимается международный институт по вопросам несостоятельности.

Междунаро?дный институ?т по вопро?сам несостоя?тельности (англ. <#"justify">.2 Проблемы и пути совершенствования института банкротства в Республике Беларусь


В Республике Беларусь создана и функционирует система государственного регулирования процессов банкротства и его инфраструктура, определена роль органа государственного управления по делам о банкротстве в общей системе государственных органов и степень его влияния на процессы банкротства через систему соответствующих механизмов государственного антикризисного регулирования. [4, с.70]

Основными элементами системы банкротства в Республике Беларусь являются:

·законодательная база банкротства;

·судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;

·институт специалистов по реализации процедуры банкротства - антикризисных и временных управляющих и т.п.;

·органы государственного управления по делам о банкротстве.

В республике Беларусь законодательная база банкротства представлена Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. и Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротстве)» от 12.11.2003 г.

Специализированную судебную систему, непосредственно осуществляющую судебное производство по делам о банкротстве, в Республике Беларусь образует совокупность хозяйственных судов, действующих в соответствии с Хозяйственным кодексом Республики Беларусь.

Институт специалистов, обеспечивающих реализацию процедур банкротства в Республике Беларусь, включает антикризисных и временных управляющих, их помощников, советников и консультантов.

Органом государственного управления по делам о банкротстве, наделенным регулирующими и надзорными функциями, является Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Среди государственных органов, представляющих в делах о банкротстве интересы государства-кредитора, - налоговая служба, местные исполнительные и распорядительные органы государственной власти. [9, с. 297 - 298]

В Беларуси после Закона 2000г. прошел определенный период времени, который в ноябре 2003г. завершился пересмотром действующего законодательства посредством вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь. Причинами совершенствования второго белорусского закона Департамент по санации и банкротству Министерства экономики видело в следующем: к концу 2003г. в процедурах банкротства находилось более 1000 предприятий, из них более 90 государственных предприятий, на которых было занято 32000 человек, более того, если учесть, что в Беларуси около половины предприятий было неплатежеспособными, то в процедуре банкротства могло оказаться каждое второе предприятие стран, а для малой экономики Беларуси это грозило серьезными последствиями. [14 , с 91].

Институт банкротства в Республике Беларусь существует уже 11 лет - а это достаточно временной промежуток для подведения промежуточных итогов и внесения изменений в Закон для корректировки и уточнения выбранного стратегического курса развития и выбора направлений законодательства Беларуси.

Общее количество, находящихся в производстве хозяйственных судов дел об экономической несостоятельности (банкротстве) по состоянию на 1 декабря 2012 года, составило 1534 дел, из них количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) организаций частной формы собственности - 1494, то есть 97,2 % от общего количества дел об экономической несостоятельности (банкротстве).

Обобщенная информация о делах об экономической несостоятельности (банкротстве) (приложения А) свидетельствует о преобладании количества дел, по которым принято решение о банкротстве с ликвидацией, над количеством дел, по которым вынесено решение об экономической несостоятельности с санацией, более чем в два раза.

Хозяйственными судами Республики Беларусь накапливается эмпирический материал, ведется его анализ и обобщение, формируется библиотека правонарушений в сфере экономической деятельности. Проводимая работа позволяет разработать более действенные профилактические мероприятия по недопущению правонарушений в сфере экономики и совершенствовать процедуру их диагностики, в том числе с учетом влияния "человеческого фактора" - интересов должника, кредиторов, антикризисных управляющих и в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства). [17]

Совершенствование института экономической несостоятельности (банкротства) в современных условиях предполагает стратегические направления и комплекс мер по реформированию белорусского института банкротства с учетом важнейших особенностей развитии современного мирового хозяйства: интеграции, инсайдерской проблемы (внутренней проблемы предприятия) и трансграничной несостоятельности.

Инсайдерская проблема возникает из-за асимметрии интересов, информированности, реальных управленческих полномочий совладельцев и/или менеджеров организации, отдельные из которых занимают доминирующее положение и могут вопреки интересам возглавляемой ими компании извлекать из своего доминирующего положения дополнительные личные выгоды. Предлагаются пути преодоления инсайдерской проблемы:

·повышение ответственности собственника и руководителя должника, а также антикризисного управляющего;

·ограничение масштабов скрытых от внешних субъектов хозяйственных операций;

·снижение доли акций, принадлежащих внешним агентам;

·повышение информационной прозрачности хозяйственной деятельности акционерных обществ;

·создание условий для эффективного участия акционеров в принятии управленческих решений;

·развитие фондового рынка и корпоративного законодательства;

·обеспечение правовой защиты мелких акционеров и т.д.[8, с. 13]

Стратегическим направлением совершенствования института экономической несостоятельности (банкротства) в Беларуси является постепенная его трансформация от радикально продебиторской модели к умеренно продебиторской. Необходимость указанного совершенствования диктуется целым рядом объективных причин, в числе которых: усиление общемировых тенденций к экономической интеграции в рамках процессов глобализации; нарастание интеграционных процессов между Республикой Беларусь и Российской Федерацией; наличие особенного менталитета белорусского народа, которому чужды радикальные крайности.

Для достижения поставленной цели в рамках совершенствования указанного института должны быть предприняты следующие меры:

·реформирование института антикризисных управляющих с целью повышения их ответственности и нейтрализации последствий инсайдерской проблемы посредством ужесточения ответственности менеджеров за проведение операций, путем повышения информационной прозрачности компаний, создания института страхования ответственности антикризисных управляющих;

·создание комплексной многокритериальной методики диагностики потенциального банкротства, а также переход в вопросе инициирования дела об экономической несостоятельности от принципа неоплатности к принципу приостановки текущих платежей;

·усиление государственного контроля за реализацией процедур банкротства;

·учет публичных интересов, поскольку для общества целостный производственный комплекс всегда имеет гораздо большую ценность, чем арифметическая сумма полезностей всех его активов;

·совершенствование и дальнейшее развитие рынка ценных бумаг с целью снижения транзакционных издержек и повышения прозрачности бизнеса. [8, с. 13]

Под понятием «трансграничной несостоятельности» понимается ситуация, когда транснациональные корпорации и банки становятся неплатежеспособными. При этом международным критерием банкротства является прекращение платежей компанией одновременно в нескольких странах. Существует два метода регулирования трансграничной несостоятельности, в основе которых лежат:

)теория единого производства, когда все основные конкурсные процедуры проходят в одном месте - в месте регистрации должника или в месте ведения основного бизнеса;

)теория параллельных территориальных производств, когда в отношении субъекта проходят независимые территориальные конкурсные производства в нескольких государствах.

На сегодняшний день все предпринятые в области регулирования трансграничной несостоятельности попытки не дали каких-либо ощутимых результатов. Основная проблема, которая препятствует принятию единой конвенции о трансграничной несостоятельности - это вопрос о применимом праве, т.е. о том, положения системы банкротства какого именно государства должны применяться в случае трансграничной несостоятельности.

При разработке основ института трансграничной несостоятельности необходимо стремиться к достижению концептуального единства и унификации национальных институтов банкротства и придания этому институту наднационального статуса. Указанный процесс должен идти в направлении перехода от существующих в настоящее время принципов функционирования института банкротства на основе теории параллельных территориальных производств к принципам теории единого производства. [8, с. 14]

Основными задачами института банкротства в условиях Беларуси являются:

1)урегулирование взаимоотношений должников и кредиторов. Очищение предприятий от долгов - возврат долгов кредиторам;

2)внесудебное и судебное финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности предприятий, которые могут стать в будущем жизнеспособными экономическими структурами, методами реструктуризации, санации, реформирования;

)ликвидация неэффективных предприятий, которые утратили рынки сбыта и не имеют перспектив для экономического роста;

)социальная защита работников в случае несостоятельности нанимателя;

)вторичное в соответствии с законодательством перераспределение собственности, стимулирующее приход на предприятие эффективного собственника. [4, с. 10]

Таким образом, при совершенствовании института банкротства следует обратить внимание на специфические черты современной мировой экономики, к которым относятся процессы интеграции и глобализации, а также инсайдерская проблема в качестве одного из главных факторов кризиса предприятия как на макро-, так и на микроуровнях. По мнению экспертов в Республике Беларусь необходим переход от радикально продебиторской модели института банкротства к умеренно продебиторской. При реформировании основной упор должен быть сделан на реорганизационные процедуры санации.


Заключение


.Следует признать, что банкротство - это крайняя мера, необходимое лекарство в рыночном механизме, вся жестокость которого объясняется тем, что банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой за результативность хозяйственной деятельности.

.Институт банкротства является одним из ключевых элементов экономических рыночных систем, так как влияет на формирование макроэкономических пропорций в сфере занятости, социального обеспечения, уровня доходов населения, создания совокупного внутреннего продукта.

.Банкротство представляет собой общественный институт, посредством которого производится урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов в рамках судебных процедур с учетом интересов работников предприятия должника, его собственников, государства и населения региона по месту расположения должника.

.Для того чтобы достичь поставленных при проведении процедур банкротства целей, необходимо выявить причины, приводящие предприятия к кризису, а исходя из этого сделать вывод, с каким видом банкротства мы столкнулись и какие меры могут и должны быть предприняты для исправления положения.

.В Республике Беларусь создана и функционирует система государственного регулирования процессов банкротства и его инфраструктура, определена роль органа государственного управления по делам о банкротстве в общей системе государственных органов и степень его влияния на процессы банкротства через систему соответствующих механизмов государственного антикризисного регулирования.

.Предприятию может быть предоставлена досудебная финансовая помощь за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средств кредитора. Если эти меры не способствуют выходу предприятия из кризисного состояния, в силу вступают судебные процедуры банкротства. При рассмотрении хозяйственным судом дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

·защитный период;

·конкурсное производство;

·мировое соглашение;

·иные процедуры, предусмотренные законом.

.Институт банкротства в Республике Беларусь существует уже семь лет - а это достаточно временной промежуток для подведения промежуточных итогов и внесения изменений в Закон для корректировки и уточнения выбранного стратегического курса развития и выбора направлений законодательства Беларуси.

8.При совершенствовании института банкротства следует обратить внимание на специфические черты современной мировой экономики, к которым относятся процессы интеграции и глобализации, а также инсайдерская проблема в качестве одного из главных факторов кризиса предприятия как на макро-, так и на микроуровнях. По мнению экспертов в Республике Беларусь необходим переход от радикально продебиторской модели института банкротства к умеренно продебиторской. При реформировании основной упор должен быть сделан на реорганизационные процедуры санации.


Список использованных источников


1.Актуальные проблемы развития промышленных предприятий: теория и практика: сб. науч. тр.; Под ред. Л.Н. Нехорошевой. Мн.: БГЭУ, 2009. 571 с.

.Бланк И.А. Антикризисное финансовое управление предприятием. К.: Эльга, Ника-центр, 2008. 672 с.

.Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» № 423-З (в ред. Закона от 29 июня 2006 г. №137) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - № 8, 2/932

.Мыцких Н.П. Профилактика экономической несостоятельности: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 2008. 229с.

.Основы антикризисного управления предприятиями: Учеб. / Н.Н. Кожевников. М., 2008. 496 с.

.Попов Е.М. Финансы предприятий: Учеб. пособие. Мн.: Выш. шк., 2008. 573 с.

.Смольский А.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2007, 101 с.

.Силюк Т.С. Эволюция и тенденции развития института экономической несостоятельности (банкротства): Автореф. дис. … канд. экон. наук: 06.10.06 / БГУ. Мн., 2010. 22 с.

9.Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, М. К. Фисенко. Мн.: БГЭУ, 2007. 351 с.

10.Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - № 127, 1/5085.

.Финансы предприятий: Учеб. / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко и др.; Под общ. ред. Л.Г. Колпиной. Мн.: Выш. шк., 2006. 336 с.

.Черновалов А.В. Институт банкротства в Республике Беларусь: история возникновения и проблемы развития // Финансы и кредит. 2009. № 21. С. 59-65.

.Черновалов А.В. «Коузианство» и проблемы экономического анализа института банкротства // Финансы и кредит. 2009. № 34. С. 47-50.

.Черновалов А.В. Теория институтов рынка (Антикризисное регулирование): монография. Брест: БрГУ, 2009. 177 с.

.Экономика предприятия: Учеб. / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан и др.; Под общ.ред. А.И. Ильина. М.: Новое знание, 2007. 698 с.


Приложения


Приложение А


Данные о банкротстве субъектов хозяйствования, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны по состоянию на 01.12.2012


Банкротство государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, градообразующих, бюджетообразующих организаций

Общее количество дел40Количество организаций, в отношении которых принято решение о банкротстве с санацией8Количество организаций, в отношении которых принято решение о банкротстве с ликвидацией27Количество организаций, в отношении которых не принято решение о банкротстве5Высший ХозяйстСудХозяйст суд Брестск.областиХозяйств. суд Витебской областиХозяйств.суд Гомельск. областиХозяйств.суд Гродненс.областиХозяйств суд Могилевс.областиХозяйств.суд Минской областиХозяйст.суд г. Минска084123328

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Общее количество дел0Количество организаций, в отношении которых принято решение о банкротстве с санациейКоличество организаций, в отношении которых принято решение о банкротстве с ликвидацией0Количество организаций, в отношении которых не принято решение о банкротстве

Сводная таблица по банкротству организаций, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны

Общее количество дел40Количество организаций, в отношении которых принято решение о банкротстве с санацией8Количество организаций, в отношении которых принято решение о банкротстве с ликвидацией27Количество организаций, в отношении которых не принято решение о банкротстве5Высший ХозяйстСудХозяйств. суд Брестск. областиХозяйств. суд Витебск областиХозяйств.суд Гомельск. областиХозяйств.суд Гродненс.областиХозяйствсуд Могилевс.областиХозяйств.суд Минской областиХозяйст.суд г. Минска084123328

Банкротство организаций частной формы собственности


Общее количество дел - 1494

Высший ХозяйстСудХозяйств. суд Брестск. областиХозяйств. суд Витебск областиХозяйств.суд Гомельск. областиХозяйств.суд Гродненс.областиХозяйствсуд Могилевс.областиХозяйств.суд Минской областиХозяйст.суд г. Минска11131031367291175803

Сводная таблица по всем делам о банкротстве, находящимся в производстве хозяйственных судов


Общее количество дел - 1534

Высший ХозяйстСудХозяйств. суд Брестск. областиХозяйств. суд Витебск областиХозяйств.суд Гомельск. областиХозяйств.суд Гродненс.областиХозяйствсуд Могилевс.областиХозяйств.суд Минской областиХозяйст.суд г. Минска11211071487594177811Примечание. Источник: [17]


Теги: Анализ мирового рынка сельскохозяйственных машин  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 31590
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ мирового рынка сельскохозяйственных машин
Назад