Анализ внутренних проблем и противоречий Европейского валютного союза

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. СОВРЕМЕННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ СОЮЗЫ. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА

.1 Характеристика современных валютных союзов и их основных элементов

.2 Этапы валютной интеграции в Европе

. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

.1 Выявление основных противоречий внутри Европейского валютного союза

.2 Выгоды и риски стран-участниц Европейского валютного союза

.3 Пути преодоления противоречий и устранения негативных факторов. Современное состояние и прогнозы развития Европейского валютного союза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ


Современное состояние мировой экономики характеризуется интернационализацией производства, интеграцией стран и в целом глобализацией мира.

Созданный в 1999 г. Европейский валютный союз и сформированная в его рамках единая европейская валюта евро являются неотъемлемыми составляющими процесса экономической глобализации. Зона евро играет определяющую роль не только в интеграционном развитии самого ЕС, но и самым активным образом участвует в трансформации международной финансовой системы. Таким образом, рассмотрение проблем валютного союза является актуальной темой на сегодняшний день.

В кратчайшие сроки единая европейская валюта приобрела статус второй по значению мировой валюты. Валютная интеграция в ЕС способствует формированию биполярной мировой валютной системы, развитие которой будет находиться во взаимосвязи с масштабами интернационализации евро. В этой связи, макроэкономическая ситуация в зоне евро способна оказать существенное влияние на архитектуру мировой финансовой системы и затронуть интересы многих ее участников.

Цель работы заключается в рассмотрении основных аспектов теории и практики присоединения новых стран к зоне евро, а также в выявлении внутренних проблем и противоречий Европейского валютного союза.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

изучить специфику принятия новых стран в состав европейского валютного союза и процесс интеграции стран европейского союза;

выявить противоречия, возникающие в валютном союзе;

исследовать преимущества и риски непосредственно для стран ЕС;

охарактеризовать современное состояние Европейского валютного союза.

Объектом исследования является Европейский валютный союз и входящие в него страны-участницы.

Предметом исследования в данном случае являются противоречия, возникающие внутри Европейского валютного союза, а также факторы риска, оказывающие влияние на него.

Полученные выводы и положения могут найти применение при разработке приоритетных направлений сотрудничества России со странами Европы.

1. СОВРЕМЕННЫЕ ВАЛЮТНЫЕ СОЮЗЫ. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА


1.1 Характеристика современных валютных союзов и их основных элементов


Международные валютные отношения - совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией и глобализацией хозяйственных связей.

Международные валютные отношения опосредствуют международные экономические отношения. Их объективной основой является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Состояние валютных отношений зависит от развития экономики национальной и мировой, политической обстановки, соотношения сил между странами и двух тенденций, присущих международным отношениям,- партнерства и противоречий. Поскольку во внешнеэкономических связях, в том числе валютных, переплетаются политика и экономика, дипломатия и коммерция, производство и торговля, валютные отношения занимают особое место в национальном и мировом хозяйстве. Хотя валютные отношения вторичны по отношению к воспроизводству, они обладают относительной самостоятельностью и оказывают на него обратное влияние. В условиях интернационализации и глобализации экономики усиливается зависимость воспроизводства от внешних факторов - динамики мирового производства и торговли, зарубежного уровня науки и техники, миграции иностранных капиталов.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система - форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Это совокупность элементов, которые структурно и функционально взаимосвязаны и участвуют в ее функционировании и управлении. Неотъемлемой частью валютных систем является валютные союзы. Валютный союз - формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют во внутренних расчетах, о создании межнациональных или наднациональных эмиссионных центров, о возможности официального, с согласия страны-эмитента, использования чужой валюты в денежном обращении своей страны. Валютными союзами не являются случаи законодательного разрешения или неформальной практики использования иностранных валют во внутреннем денежном обращении или для проведения ограниченного круга кредитно-денежных операций.

В настоящее время в мире насчитывается около восемнадцати валютных союзов. Рассмотрим некоторые из них.

Денежно-кредитное управление Сингапура

До 1970 года <#"justify">осуществление деятельности как центральный банк <#"justify"> и обслуживание Правительства Сингапура в качестве банкира и финансового агента;

осуществление надзора за финансовыми услугами <#"justify"> и мониторинг финансовой стабильности;

управление валютными резервами <#"justify"> Сингапура;

развитие Сингапура как международного финансового центра.

Эмиссионный институт заморских территорий Франции

Эмиссионный институт заморских территорий Франции - государственная организация Франции <#"justify"> валюты для стран, входящих в Заморские владения Франции <#"justify"> используется во Французской Полинезии <#"justify">Эмиссия валюты французский тихоокеанский франк <#"justify">Банковский надзор в валютной зоне французского тихоокеанского франка;

Осуществление расчетов, в том числе, в части организации расчетов через Банк Франции <#"justify">В отличие от большинства центральных банков <#"justify">Организация Восточных Карибских Государств

Также существуют валютные союзы, имеющие неофициальный статус, например, ОВКГ. Соглашение о создании Организации Восточных Карибских Государств было подписано 18 июня 1981 <#"justify"> г. Административный центр - Морне(Сент-Люсия <#"justify"> Восточно-карибский доллар <#"justify"> в качестве валюты используется доллар США <#"justify">Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки

Экономическое сообщество стран Центральной Африки было образовано в 1994 году <#"justify"> на базе Таможенного и экономического союза Центральной Африки. Основная цель создания Сообщества - содействие региональной интеграции путем гармонизации экономической и валютной политики. Страны - члены союза: Ангола <#"justify"> Франк КФА <#"justify"> аббревиатура КФА складывалась из начальных букв французских слов французские африканские колонии (coloniesfrançaisesdAfrique).

Также существует группа стан, использующая в качестве общей валюты российский рубль. Данный союз образовался в 2008 г. Он включает в себя три страны Россию, Абхазию и Южную Осетию.

Единая валютная зона, основной валютой которой является южноафриканский ранд, объединяет такие страны как Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР.

Валюта Швейцарский франк объединяет Лихтенштейн и Швейцарию с 1924г., также между странами существует таможенный союз и общий рынок.

Индийская рупия является валютой Бутана Индии и Непала с 1974 г., но в настоящий момент в Непале практически не используется.[5]

Наиболее ярким примером валютной интеграции служит Европейский валютный союз.Данный союз использует основную единую валюту Евро. Это официальная валюта <#"justify"> 17 стран «еврозоны <#"justify"> 2002 года <#"justify"> были введены в наличное обращение банкноты <#"justify"> и монеты <#"justify"> (ЕЦБ), находящимся во Франкфурте, и Европейской системой центральных банков (ЕСЦБ), которая состоит из центральных банков <#"justify"> стран-членов еврозоны. ЕЦБ является независимым центральным банком <#"justify">Все члены Европейского союза имеют право войти в еврозону, если они удовлетворяют определённым требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Европейского союза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условием вступления в союз. Более подробно история валютной интеграции европейских стран рассмотрена в следующем пункте.


1.2 Этапы валютной интеграции в Европе


Характерная черта современности - развитие региональной экономической и валютной интеграции, прежде всего в Западной Европе. Причинами развития интеграционных процессов являются: 1) интернационализация и глобализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов; 2) противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность. Процесс сближения национальных экономик, направленный на образование единого хозяйственного комплекса в рамках группировок, нашел выражение в ЕС. Европейское сообщество - это развитая региональная интеграционная группировка стран Западной Европы. Европейский союз функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. С 1973 г. в ЕС вошли Великобритания, Ирландия, Дания; с 1981 г. - Греция; с 1986 г. - Португалия и Испания, затем Австрия, Швеция, Финляндия. С 1 мая 2004 г. состав Европейского экономического сообщества расширился за счет вступления новых членов -Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии. В 2007 г. к Евросоюзу присоединились Болгария и Румыния. Таким образом, на данный момент 27 стран Западной Европы являются членами Евросоюза.

Основными целями создания ЕС были следующие:

) создать экономический и политический союз на базе межгосударственного регулирования хозяйственной жизни;

) укрепить позиции западноевропейского центра для противоборства с монополиями США и Японии на мировом рынке;

) коллективными усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны - бывшие колонии западноевропейских держав.

Западноевропейская интеграция отличается тремя особенностями. Во-первых, ЕС прошел путь от общего рынка угля, и стали шести стран до интегрированного хозяйственного комплекса и политического союза 27 государств. Во-вторых, институциональная структура ЕС приближена к структуре государства и включает следующие органы:

Европейский совет (с 1974 г. совещания глав государств и правительств стран-членов стали верховным органом ЕС);

Совет министров - законодательный орган;

Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган;

Европейский парламент - консультативный орган, контролирует деятельность КЕС и Совета министров, утверждает бюджет ЕС;

Суд ЕС - орган надзора за соблюдением правовых норм;

Экономический и социальный комитет - консультативный орган в составе представителей предпринимателей, профсоюзов и т.д.

В-третьих, материальной основой интеграционного процесса служат многочисленные совместные фонды, часть которых сформирована за счет общего бюджета ЕС. [3, c.253]

Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютная интеграция - процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Первым валютным союзом был Австро-Германский валютный союз (1857 - 1866 гг.). В 1857 г. Австрия заключила договор с членами Германского таможенного союза, по которому три различные валюты были связаны вместе условленным постоянным обменным курсом и общей единицей учета. Однако выпуск единых денег вместо национальных валют не предполагался. Не было наднационального органа и метода выработки соглашений для решения спорных вопросов в случаях, когда одна из сторон не выполняла взятых на себя обязательств. При отсутствии реальной интеграции банковской и денежной систем союз оставался формальным обязательством поддерживать условленные обменные курсы. В 1866 г. политический конфликт между Австрией и Пруссией перерос в войну и союз распался.

По инициативе Франции в 1865 г. был создан Латинский валютный союз (1865 - 1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла в нем доминирующую роль. Три остальные страны ко времени создания союза приняли французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Целью договора было достижение единообразия чеканки монет, которые должны были взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное средство. Эмиссия ограничивалась в соответствии с формулой, основанной на относительном размере населения каждой страны. Союз не мог быть успешным, так как не были учтены расширяющееся использование банкнот, о которых в договоре не упоминалось, а также временное падение стоимости серебра по отношению к золоту. В 1878 г. союз согласился приостановить чеканку серебряных монет, что фактически означало его конец, хотя формально он пережил первую мировую войну.

Скандинавский валютный союз (1875 - 1917 гг.) образовался в результате заключения соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о выпуске одинаковых монет. Конвенция не содержала положений, касающихся обращения банкнот, хотя последние уже широко использовались в этих странах. Тем не менее, их центральные банки вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их для кредитования текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на операциях с золотом и создав эффективный международный клиринговый механизм, союз успешно просуществовал до первой мировой войны. Первая мировая война расстроила экономическую и финансовую системы скандинавских стран. Несоответствие структур цен в этих странах и значительный приток золота привели к разрушительным последствиям для относительных обменных стоимостей их валют. В 1917 г. страны перешли к использованию во взаимных операциях исключительно золота, что привело к краху союза.

Бельгийско-Люксембургский экономический союз был учрежден в 1921 г. Люксембургский франк был привязан к бельгийскому в отношении один к одному. Во время второй мировой войны оккупированный Люксембург стал частью немецкой валютной зоны, но пересмотренный в 1944 г. договор вновь подтвердил равную стоимость бельгийского и люксембургского франков. В 1981г. более детализированное соглашение определило структуру дальнейшего валютного сотрудничества в рамках данной валютной ассоциации. Бельгийские банкноты и монеты являются законным средством платежа в Люксембурге, тогда как люксембургские банкноты и монеты не служат законным средством платежа в Бельгии, но могут быть обменяны без потерь на бельгийские. Внешняя стоимость ко всем остальным валютам у них одинаковая. Курсовая политика по отношению к валютам третьих стран проводится на основе взаимного соглашения. Несмотря на то, что экономические показатели свидетельствуют о различиях между этими странами, валютный союз действует уже в течение 70 лет. [1,c. 195]

С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская Валютная Система в составе 8 стран: Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания. Механизм ЕВС образовывали три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ; режим совместного колебания валютных курсов - суперзмея, Европейский фонд валютного сотрудничества. ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживала корзина национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависела от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговле.

Режим совместного колебания валютных курсов - "суперзмея". Механизм обменных курсов стран ЕС, который ограничивал изменения валют в пределах 2,25 процента одна относительно другой и в диапазоне не более 15 процентов.

Европейский фонд валютного сотрудничества. Цель этого Фонда была определена как: расширение валютной интеграции в рамках ЕС, а также предоставление кредитов странам ЕС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов. В таком виде европейская змея просуществовала до введения евро, которое заменило собой безналичное ЭКЮ, а затем и наличные национальные валюты стран еврозоны.

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного и экономического союза, которая была разработана комитетом Ж. Делора в апреле 1989 года. План Делора предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия. На основе плана Делора к декабрю 1991 был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза. В феврале 1992 г. договор был ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 года.

В январе 1994 года был создан Европейский валютный институт во Франкфурте, главной целью которого являлась подготовка к организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии единой валюты - евро. Сроки введения единой валюты были одобрены главами государств 15 стран ЕС на заседании Европейского совета в Мадриде в декабре 1995 г. Тогда же было принято решение о названии валюты "евро".

В 1998 г. были выработаны критерии для вступления в Валютный союз:

уровень инфляции не может превышать 1,5 % от уровня трех стран с наименьшими темпами инфляции;

дефицит госбюджета не должен превышать 3 %;

совокупный государственный долг не должен превышать 60 % стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) соответствующего государства;

доходные процентные ставки могут лишь на 2 % превышать процентные ставки по госзаймам в трех странах с самыми стабильными ценами;

национальные валюты должны в течение двух лет без больших колебаний курса быть частью европейской валютной системы.

С 1 января 1999 г. начался процесс введения единой валюты в странах, отвечающих критериям конвергенции.

были установлены не подлежащие пересмотру курсы валют стран-участниц (взаимные и по отношению к "евро");

"евро" стал полноправной валютой и официальная "корзина" валют, по которой исчисляется ЭКЮ, прекратила свое действие;

была выработана и начала применяться единая денежная политика со стороны Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), в которую входят центральные банки стран-участниц и Европейский центральный банк; - страны-участницы стали исчислять размер своего нового государственного долга в "евро";

финансовые рынки были переведены на "евро".

Создание Валютного союза и введение "евро" призвано логически завершить экономическую интеграцию в ЕС. Основные цели создания валютного союза и введения евро заключаются в следующем:

создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро;

ликвидация барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и способствование их интеграции. В результате в Европе должен возникнуть крупнейший в мире финансовый рынок, и евро в перспективе будет претендовать на место ведущей мировой валюты;

облегчение обменов: нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран-участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков;

создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики;

усиление политических позиций ЕС на мировой арене. [2, c. 204]

В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза <#"justify"> удовлетворили маастрихтским критериям <#"justify"> 2001 г. Словения <#"justify"> и Мальта <#"justify"> прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января2008 года <#"justify"> вступила в еврозону 1 января 2009 года, Эстония <#"justify"> - 1 января 2011 года. На данный момент в её состав входят 17 стран-членов.

2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА И ПРОТИВОРЕЧИЯ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ


2.1 Выявление основных противоречий внутри Европейского валютного союза


Теоретически создание валютного союза должно было открыть перед ЕС новые возможности для экономического роста и укрепить позиции Западной Европы на международной арене. Однако на пути реализации этих планов встал ряд существенных препятствий, в том числе и таких, которые отражают общие для ЕС противоречия.

Первое из таких противоречий это соотношение наднациональных и национальных инструментов экономической политики.

Суть проблемы состоит в том, что проведение общей экономической и валютной политики может сузить возможности национальных правительств принимать экстренные и гибкие меры, если экономические трудности в их стране поставят под угрозу социальную стабильность. Кроме того, форсированное сокращение государственных расходов и антиинфляционные мероприятия, почти всегда подрывают инвестиционную активность. Это, в свою очередь, создает реальную угрозу экономическому росту и занятости.

Чтобы соответствовать маастрихтским критериям, многие страны вынуждены частично свернуть социальные программы, что, естественно, натолкнется на протесты населения. Получается, что создание валютного союза уже тогда требовало напряженных усилий и жертв.

Ожидалось, что после образования валютного союза у национальных правительств существенно сузится поле для регулирования экономики. До валютного союза в случае спада они понижали ставку рефинансирования, увеличивали государственные расходы и помощь кризисным регионам. В условиях жесткой бюджетной дисциплины и единой экономической политики такая возможность исчезает или сужается. При этом языковые и культурные барьеры не позволят Европе создать единый рынок труда, аналогичный национальному. По этим, а также по некоторым иным причинам рабочая сила гораздо менее мобильна, чем капитал. Иначе говоря, многие люди, потерявшие работу в своей стране, предпочтут скорее остаться на месте, получая пособия по безработице, чем пуститься на поиски работы в других государствах-членах ЕС.

По мнению экономистов, экономические трудности, которые возникают в отдельных странах в связи с созданием валютного союза, начинают распространяться, и на соседние государства. В условиях исключительно тесных промышленных, финансовых и торговых связей внутри ЕС этот процесс может приобрести характер цепной реакции.

Противоположная точка зрения заключается в том, что валютный союз будет обладать мощным кумулятивным эффектом, и полученные таким образом преимущества с лихвой окупят затраты. Кроме того, предполагается, что высокая конъюнктура в одних странах будет гасить экономические трудности в других. В связи с эти возникает следующая проблема.

Проблема единства и нескольких скоростей. Внутри союза продолжают существовать группировки, отличающиеся друг от друга по уровню своего хозяйственного развития, возможностям экономической политики, мотивам интеграции. Прием новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы ведет к нарастанию такой неоднородности.

Сложность состоит в том, как сочетать рост интеграции вглубь и вширь. Обсуждение этой темы началось в 70-е годы после первого расширения ЕС, когда к Сообществу присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. Еще в 1995 г. была выдвинута идея так называемых концентрических кругов. Согласно этой идеи предлагалось создать модель неравномерного развития интеграции, основанную на индивидуальных программах для каждой из нескольких групп участников ЕС.

Маастрихтский договор стал первым в истории ЕС законодательным актом, предусмотревшим возможность развития интеграции в соответствии с принципом разных скоростей. Сделано это было именно применительно к валютному союзу, поскольку с самого начала было ясно, что выполнить к установленному сроку критерии конвергенции и ввести единую валюту смогут не все участники ЕС.

Интеграция на разных скоростях таит в себе серьезную опасность. До сих пор все участники ЕС продвигались вперед в едином темпе, для новых членов предусматривались адаптационные периоды, по истечении которых на них полностью распространялись все коммунитарные правила и нормы. Это заставляло более слабые страны подтягиваться до уровня основной группы, а само Сообщество разработало и реализовало на практике сложный механизм перераспределения средств в пользу менее благополучных регионов. Теперь же разные скорости могут привести к увеличению разрыва в уровнях экономического развития между странами, и таким образом вступить в противоречие с политикой экономической конвергенции.

Проблема фрагментации ЕС в связи с переходом к единой валюте не ограничивается отношениями между участниками «зоны евро» и остальными государствами Союза. Внутри самого валютного союза возникают более или менее постоянные коалиции. Одна из них - традиционный тандем Германии и Франции, который активно заявляет о себе и в валютной сфере. Поэтому от координации их действий будет во многом зависеть дальнейшая судьба валютной интеграции.

Кроме того, разные скорости способны серьезно изменить существующий внутри ЕС баланс сил. Страны, участвующие в валютном союзе, получают дополнительные шансы для укрепления своих позиций, тогда как государства арьергарда утрачивают часть нынешнего экономического и политического веса.

Баланс издержек и выгод, связанных с учреждением валютного союза, для каждой отдельной страны складывается по-разному. Выполнение программ конвергенции требует особенно крупных усилий от стран, имеющих значительный дефицит госбюджета и государственного долга. А ведь они в основном и составляют относительно слабую в экономическом плане часть ЕС. Существуют опасения, что, если более благополучные страны сравнительно легко перенесут бюджетную диету, то для некоторых это может только усугубить проблемы. Иначе говоря, богатые станут богаче, а бедные - беднее.

Третье противоречие это федерализм и национальный суверенитет. Дальнейшее продвижение по пути интеграции оказывается невозможным без расширения круга вопросов, решаемых на наднациональном уровне, то есть без усиления роли наднациональных органов. Руководство ЕС и государств-членов Союза видит решение проблемы в постепенном расширении практики принятия решений не единогласно, а большинством или квалифицированным большинством. По существу это означает, что передача части национального суверенитета органам ЕС будет осуществляться не добровольно, а принудительно.

Применительно к валютному союзу проблема суверенитета остро обозначилась еще на стадии подготовки Маастрихтского договора. В специально подписанном Протоколе Великобритания оговорила свое право сохранить полномочия в области валютной политики в соответствии с национальным законодательством, а Банк Англии зарезервировал возможность не участвовать в ЕСЦБ.

По ряду других аспектов строительства Валютного союза участники ЕС также занимают противоположные позиции. Одна группа, как правило, во главе с Германией выступает за жесткую общекоммунитарную дисциплину, а другая - за мягкий вариант интеграции. Эти подходы отчетливо проявились, в частности, при подготовке стабилизационного пакта и при решении вопроса о том, будет ли участие страны в механизме регулирования обменных курсов обязательным для введения единой валюты.

Проблема национального суверенитета выходит на передний план и в связи с гармонизацией налоговых систем стран ЕС, которая является непременным условием введения единой валюты. Если не устранить существующие крупные различия в уровнях налогообложения, то в условиях валютного союза они способны дезорганизовать единый рынок капиталов.

Сближение законодательств стран-членов в данной области происходит крайне медленно, в частности, из-за того, что все решения по этой проблематике могут приниматься только единогласно. Единственным существенным шагом в этом направлении стало достигнутое Советом ЭКОФИН соглашение о том, что основная ставка НДС должна во всех странах оставаться в пределах 15-25%.

Стратегические планы руководства ЕС далеко не всегда находят понимание у рядовых граждан Союза. Эта вовсе не новая для европейской интеграции проблема возникла и в контексте перехода к единой валюте. Она заявила о себе практически сразу - как только началась ратификация Маастрихтского договора. Тогда, неожиданно для лидеров ЕС и национальных правительств, в ряде стран население выступило против создания Европейского Союза. В Дании потребовалось проведение повторного референдума, а во Франции перевес сторонников Маастрихта оказался ничтожно малым.

Взаимоотношения между участниками зоны евро и странами, не входящими в ЕС. В частности, оформление отношений между валютным союзом ЕС и международными организациями, действующими в сфере финансов. Кроме того, существует необходимость выработать четкий механизм взаимных расчетов между зоной евро и третьими странами, а также подготовить потенциальных пользователей за пределами ЕС к проведению операций с единой валютой. В противном случае евро может попросту не прижиться на внешних рынках.

Таким образом, на данный момент просматриваются наиболее яркие истоки противоречий и столкновений внутри Европейского валютного союза. Проблема ЕС заключается в слишком интенсивном объединении стран. Причиной этого стало поспешное расширение Евросоюза, в 2004 году ЕС насчитывал 15 стран, в 2007 году сообщество расширилось до 27 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность структуры стран так называемой «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.

Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.

Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной развития противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса.

европейский валютный союз

2.2 Выгоды и риски стран-участниц Европейского валютного союза


Выгоды, которые могут получить страны после введения евро, различны по своему воздействию на развитие экономики разных стран и могут проистекать из разных источников. Обычно специалисты выделяют следующие из них:

рост торговли и конкуренции между странами валютного союза;

устранение волатильности обменных операций и как следствие сокращение трансакционных издержек;

единая денежно-кредитная политика ЕЦБ и как следствие большая макроэкономическая стабильность;

развитие финансовых рынков и снижение ставок по клиентским займам;

преимущество использования валюты с высокой степенью интернационализации.

В краткосрочном периоде от введения евро просматривается исчезновение конверсионных операций в паре национальная валюта-евро. А это означает значительное снижение трансакционных издержек и устранение валютных рисков, что в будущем будет способствовать снижению ставок по клиентским займам. Участие в валютном союзе стимулирует торговлю. Потенциальный прирост внешнеторгового оборота в странах Центральной и Восточной Европы может достигать около 60% по оптимистичному сценарию и около 7% по пессимистическому сценарию для Чехии, Венгрии, Словении и Словакии. Для Польши данные оценки в два раза ниже. Большое значение имеет отсутствие необходимости уплаты премии за валютный риск, что способствует снижению внутренних процентных ставок и росту капиталовложений в экономику страны.

Результаты исследований, проведенные в Польше и Ирландии. Снижение волатильности обменного курса и процентных ставок в стране после введения евро стимулирует приток прямых зарубежных инвестиций. Упрощение сопоставимости цен в рамках валютного союза в долгосрочной перспективе может способствовать росту конкуренции на рынках товаров и услуг, а усиление конкуренции за счет притока иностранного капитала должно способствовать лучшему межотраслевому распределению ресурсов.

Введение единой валюты евро новыми странами-членами ЕС означает в первую очередь то, что на эти государства будет распространяться единая денежно-кредитная политика ЕЦБ. Последствия, происходящие от того, что государства не смогут более осуществлять свою независимую национальную денежно-кредитную политику, являются причиной возникновения издержек для стран валютного союза. Невозможность проводить независимую денежно-кредитную и валютную политику проявляется в том, что власти стран лишаются права по своему усмотрению использовать следующие ключевые инструменты воздействия на экономику страны:

эмиссия денежных средств;

право определять количество денег в обращении;

изменение величины учетной ставки;

регулирование обменного курса единой валюты.

Для сглаживания возможных негативных последствий утраты данных инструментов колоссальное значение имеют корреляция бизнес-циклов, степень подверженности стран асимметричным или симметричным шокам, гибкость рынка труда, особенности налогового регулирования и трансмиссии денежно-кредитной политики.

Корреляция циклов деловой активности или бизнес-циклов играет ключевую роль в определении вероятности, с которой тот или иной асимметричный шок может воздействовать на национальную экономику. Произвести точную оценку корреляции бизнес-циклов для новых стран-членов ЕС с переходной экономикой довольно сложно. Дело в том, что циклическое развитие их экономик характеризуется резким экономическим спадом после распада социалистической системы в 1990-е г., а затем стремительным ростом. Проведенные исследования показывают, что корреляции бизнес-циклов как между самими странами зоны, так и новыми странами ЕС - нет.

В результате этого высока вероятность того, что новые страны будут подвержены воздействию именно асимметричных шоков, что помимо необходимости использования методов макроэкономического регулирования, которые будут идти вразрез с политикой ЕЦБ, этим странам будет трудно оказывать влияние на решения, принимаемые ЕЦБ. Применительно к корреляции шоков спроса и предложения, наибольшая корреляция шоков спроса с зоной евро была у Кипра, Мальты и Словении - государств, которые первыми выполнили Маастрихтские критерии. Наименьшая корреляция шоков спросов наблюдается в Венгрии и Польше. Корреляция шоков предложения с зоной евро в целом довольно высока и составляет 0,55, что можно рассматривать как положительную тенденцию, поскольку на корреляцию шоков предложения в значительной мере влияет степень гармонизации денежно-кредитной и налоговой политик, а шоки спроса сильнее связаны с влиянием внешних факторов.

Гибкость рынка труда по новым государствам-членам выше, чем по зоне евро, в частности таких его сфер как законодательство по защите занятости, системы выплат пособий по безработице. Эластичность заработной платы обеспечивается за счет переговоров на уровне предприятий, деятельность профсоюзов не оказывает на этот процесс существенного влияния.

В то время как гибкость заработной платы необходима при адаптации к асимметричным шокам, последствия от которых проявляются в среднесрочной и долгосрочной перспективе, проведение тех или иных мер налоговой политики служит для сглаживания последствий от шоков, последствия которых проявляются в краткосрочной перспективе. «Чувствительность» бюджета, как правило, зависит от долей доходов в ВВП и природой шока. Например, при воздействии экономического шока, последствия которого эквивалентны 1% от ВВП, воздействие на бюджет будет составлять величину в 0,42% ВВП в Чехии и Словакии, 0,43% - в Польше, 0,44% в Словении и 0,47% в Венгрии. Объединив оценки «чувствительности» бюджета с действием налоговых мультипликаторов, прогнозируется, что автоматические стабилизаторы будут способны нейтрализовать от 15 до 20% последствий от шоков со стороны спроса.

Успешное функционирование валютного союза возможно лишь при условии того, что экономики стран-членов будут одинаково реагировать на меры денежно-кредитной политики, т.е. не должно быть существенного расхождения в механизмах трансмиссии денежно-кредитной политики в этих странах. В противном случае, общая денежно-кредитная политика окажется неэффективной и может стать причиной возникновения асимметричных шоков. На настоящий момент большинство характеристик банковского сектора новых стран-членов ЕС указывает на то, что существуют препятствия для быстрой трансмиссии денежно-кредитной политики. Возникновение в этом случае дополнительных издержек непосредственно для новых стран при вступлении в валютный союз зависит от характера шока. При симметричном шоке быстрая трансмиссия оказывают ключевое влияние на стабилизацию экономики, но при асимметричном характере воздействия, медленная трансмиссия замедляет действие инструментов ЕЦБ.

В течении какого срока после присоединения к ЕС государство должно осуществить переход на единую валюту, в Договоре о ЕС 1992 г. не указывается. Великобритания и Дания при подписании этого Договора добились получения привилегии, по которой они имеют право не переходить на евро. В Великобритании были разработаны в дополнение к Маастрихтским критериям собственные критерии, выполнение которых должно способствовать защите национальных экономических критериев Великобритании. Данные критерии, которые получили название «пять тестов Гордона Брауна» в честь их разработчика, носят весьма размытый характер, что оставляет за правительством Великобритании возможность политического маневра в вопросе перехода на единую валюту.

В Дании в 2000 г. референдум дал негативный результат, несмотря на активную поддержку перехода на единую валюту со стороны правительства. В целом в 2000 г. председатели Датского экономического совета пришли к заключению, что экономические выгоды и издержки от членства Дании в Валютном союзе оцениваются как незначительные и неопределенные. Несмотря на хорошие ключевые макроэкономические показатели, финансовый кризис оказал заметное негативное воздействие на ситуацию в Дании. Использование национальной валюты не помогло Дании преодолеть последствия кризиса, а еще более усугубило ситуацию.

Швеция подобной оговорки не получила и поэтому рано или поздно обязана отказаться от своей национальной валюты в пользу евро. В 1997 г. Парламент Швеции принял решение не участвовать в МОК-2 (Механизм обменный курсов), что служит формальным основанием для сохранения своей национальной валюты. Негативный результат референдума в 2003 г. был связан с политическими аргументами, нежели экономическими. После начала мирового финансового кризиса в 2008 г. Швеция лучше многих других стран справляется с рецессией во многом благодаря профицитному госбюджету и плавающему обменному курсу кроны.

Расширение зоны евро за счет присоединения Словении, Кипра, Мальты Словакии и Эстонии прошло без негативных, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе последствий, как для самих стран, так и для зоны евро в целом. Анализ влияния перехода на единую валюту на макроэкономическую ситуацию в этих государствах осложняется началом мирового финансового кризиса. Однако меры, проводимые ЕЦБ по предоставлению ликвидности, и относительно стабильный курс евро помогли странам противостоять углублению рецессии и массовому банкротству банков. Мировой финансовый кризис стал для стран ЕС по сути симметричным шоком, но с асимметричным воздействием. Страны вне зоны евро, которые не достигли достаточной степени реальной экономической конвергенции с наиболее развитыми членами ЕС, столкнулись с серьезными трудностями. Причем факт того, что они располагают всеми инструментами денежно-кредитной политики и возможностью свободно управлять режимом обменного курса своей национальной валюты, не поставил их в более выгодное положение по сравнению со странами зоны евро. [4]

Расширение европейского валютного союза будет иметь значение для России в первую очередь с точки зрения устойчивости данного объединения. Перед Россией все большую актуальность приобретет вопрос перевода расчетов за поставки российских энергоносителей в Европу на евро. В сфере государственного использования евро основная часть уже пройдена: расширение резервов в евро и использование бивалютной корзины позволили снизить волатильность курса евро-доллар. Переход на евро новых стран ЕС не должен существенным образом повлиять на необходимость значительного пересмотра долей в валютной корзине, объеме резервов и динамике эффективного курса рубля. Доля сделок евро-рубль невелика и представляется полезным эту долю повышать. Данный процесс будет зависеть в первую очередь от экспортных поступлений в евро и доли евро в импорте. Доля евро в активах в связи с расширением зоны евро изменится не сильно.


2.3 Пути преодоления противоречий и устранения негативных факторов. Современное состояние и прогнозы развития Европейского валютного союза


Для детального анализа экономического будущего стран Еврозоны необходимо рассмотреть те факторы, которые окажут влияние на состояние экономики стран Европейского валютного союза в средне и долгосрочной перспективе, общий инвестиционный и финансовый климат, конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, а также внутренние экономические и социальные аспекты - безработицу, уровень инфляции. Такими факторами должны быть усиление процессов экономической консолидации, перспективы евро в качестве международной валюты, экономический потенциал создаваемого союза, а также процесс развития финансовых рынков.

Усиление процессов экономической консолидации. Появление евро существенно усиливает процессы экономической консолидации в Европе. Во-первых, в последние годы произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран Европейского союза: достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют, не входящих в Еврозону стран.

Во-вторых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой Еврозоны - с созданием валютного союза в Европе возникло твердое ядро, члены которого связаны отношениями сильной экономической и политической сплоченности. В-третьих, валютный и таможенный союзы являются центром возросшего притяжения для остальных частей Европы и, прежде всего, для стран Центральной и Восточной Европы. Однако это создает опасность втягивания славянских экономик в сферу влияния стран гигантов ЕС. Опять же славянские страны будут восприниматься исключительно как источник трудовых и энергетических ресурсов. Существует возможность дальнейшей интеграции стран европейского пространства, а по возможности и евро-азиатского пространства. Европейский Союз будет расширяться и далее, и как видно распадаться он не намерен. Наоборот, с каждым годом этот союз становиться все сильнее. [5]

Сейчас, когда в Европе дефолт в ряде стран - членов сообщества, важно понять, что кризис в Испании, одной из самых крупных проблемных стран, не имеет ничего общего с безответственной финансовой политикой. Накануне глобального финансового кризиса у Испании был профицит бюджета, а ее задолженность оставалась небольшой относительно ВВП страны. Испания в данном случае является ярким показательным примером того, какие проблемы возникают при вступлении страны в валютный союз, подобный еврозоне, без одновременной интеграции рынков труда и финансового планирования. Проблемы этого государства начались с экономического бума, спровоцированного главным образом пузырем на рынке жилья, который подпитывался оттоком капитала из Германии. Этот бум привел к росту заработной платы в Испании. Потом пузырь лопнул, и стоимость труда в Испании оказалась переоцененной в сравнении с другими крупными экономиками - например, Германией и Францией. Это вызвало резкий рост безработицы. Попытки испанского правительства обуздать эту тенденцию после обвала, когда доходы падали по всей стране, только усугубили последующий бюджетный дефицит. Экономика Германии была не столь зависима от строительства, а потому пострадала меньше. Из этого следует извлечь урок, что надо диверсифицировать экономический рост и принимать упреждающие меры, чтобы ограничить спекулятивную экономическую активность.[5]

Если бы Испания сохранила свою национальную валюту, то сейчас правительству было бы самое время прибегнуть к девальвации, но с национальной валютой страна рассталась. Испания не похожа не Флориду, которая тоже пострадала от похожего обвала на рынке жилья. Если бы Испания была как Флорида, то ее проблемы не были столь острыми. Например, не был бы столь высоким ее бюджетный дефицит, потому что социальные выплаты финансировались бы из Брюсселя, как в случае Флориды они поступают из Вашингтона. А если бы рабочая сила в Европейском союзе была более мобильна, как в Соединенных Штатах, то многие рабочие могли мигрировать в регионы с более благоприятными перспективами. Это уменьшило бы расходы правительства на выплату пособий по безработице.

Нынешняя ситуация не имеет ничего общего с умением испанского правительства распоряжаться финансами. То, что происходит сейчас с Испанией, отражает внутренние проблемы еврозоны, которая сегодня больше, чем когда-либо, выглядит как непродуманный проект валютного союза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Западноевропейская интеграция отличается тремя особенностями. Во-первых, ЕС прошел путь от общего рынка угля и стали шести стран до интегрированного хозяйственного комплекса и политического союза 27 государств. Во-вторых, институциональная структура ЕС приближена к структуре государства. В-третьих, материальной основой интеграционного процесса служат многочисленные совместные фонды, часть которых сформирована за счет общего бюджета ЕС. Европейскому валютному союзу предшествовали следующие союзы Европы: Австро-Германский валютный союз, Латинский валютный союз, Скандинавский валютный союз, Бельгийско-Люксембургский экономический союз.

Наиболее ярким примером валютной интеграции служит Европейский валютный союз. Данный союз использует основную единую валюту Евро. Это официальная валюта <#"justify"> 17 стран «еврозоны <#"justify">создание крупнейшего мирового экономического и финансового центра, ключевым инструментом которого становится новая валюта евро;

ликвидация барьеров между западноевропейскими финансовыми рынками и способствование их интеграции;

создание противовеса влиянию США, долларизации мировой экономики;

усиление политических позиций ЕС на мировой арене.

На основе проведенного исследования Европейского валютного союза можно сделать следующие выводы, относительно его развития и функционирования.

Специфика принятия новых стран в состав европейского валютного союза и процесс интеграции стран европейского союза. В Европейском валютном союзе существует перечень определенных критериев для вступления в Валютный союз, которые были приняты на основании Маастрихского договора. Согласно этим критериям, в стране, вступающей в Валютный союз должны соблюдаться несколько условий:

уровень инфляции не может превышать 1,5 % от уровня трех стран с наименьшими темпами инфляции;

дефицит госбюджета не должен превышать 3 %;

совокупный государственный долг не должен превышать 60 % стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) соответствующего государства;

доходные процентные ставки могут лишь на 2 % превышать процентные ставки по госзаймам в трех странах с самыми стабильными ценами;

национальные валюты должны в течение двух лет без больших колебаний курса быть частью европейской валютной системы.

На данный момент в состав Европейского валютного союза входят 17 стран.

Как у любой системы, у Европейского Валютного союза есть свои факторы риска, и противоречия. Первое из таких противоречий это соотношение наднациональных и национальных инструментов экономической политики. Суть проблемы состоит в том, что проведение общей экономической и валютной политики может сузить возможности национальных правительств принимать экстренные и гибкие меры, если экономические трудности в их стране поставят под угрозу социальную стабильность. Кроме того, форсированное сокращение государственных расходов и антиинфляционные мероприятия, почти всегда подрывают инвестиционную активность. Это, в свою очередь, создает реальную угрозу экономическому росту и занятости.

Вторая проблема это проблема единства и нескольких скоростей. Внутри союза продолжают существовать группировки, отличающиеся друг от друга по уровню своего хозяйственного развития, возможностям экономической политики, мотивам интеграции. Прием новых членов из числа стран Центральной и Восточной Европы ведет к нарастанию такой неоднородности.

Третья проблема национального суверенитета выходит на передний план и в связи с гармонизацией налоговых систем стран ЕС, которая является непременным условием введения единой валюты. Если не устранить существующие крупные различия в уровнях налогообложения, то в условиях валютного союза они способны дезорганизовать единый рынок капиталов.

Таким образом, на данный момент просматриваются наиболее яркие истоки противоречий и столкновений внутри Европейского валютного союза. Проблема ЕС заключается в слишком интенсивном объединении стран. Причиной этого стало поспешное расширение Евросоюза, в 2004 году ЕС насчитывал 15 стран, в 2007 году сообщество расширилось до 27 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность структуры стран так называемой «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.

Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.

Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной развития противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса.

Выгоды и риски стран Европейского Валютного союза.

Специалисты обычно выделяют следующие выгоды для стран-участниц Европейского Валютного союза:

рост торговли и конкуренции между странами валютного союза;

устранение волатильности обменных операций и как следствие сокращение трансакционных издержек;

единая денежно-кредитная политика ЕЦБ и как следствие большая макроэкономическая стабильность;

развитие финансовых рынков и снижение ставок по клиентским займам;

преимущество использования валюты с высокой степенью интернационализации.

Баланс издержек и выгод, связанных с учреждением валютного союза, для каждой отдельной страны складывается по-разному. Выполнение программ конвергенции требует особенно крупных усилий от стран, имеющих значительный дефицит госбюджета и государственного долга. А ведь они в основном и составляют относительно слабую в экономическом плане часть ЕС.

Введение единой валюты евро новыми странами-членами ЕС означает в первую очередь то, что на эти государства будет распространяться единая денежно-кредитная политика ЕЦБ. Последствия, происходящие от того, что государства не смогут более осуществлять свою независимую национальную денежно-кредитную политику, являются причиной возникновения издержек для стран валютного союза. Невозможность проводить независимую денежно-кредитную и валютную политику проявляется в том, что власти стран лишаются права по своему усмотрению использовать следующие ключевые инструменты воздействия на экономику страны:

эмиссия денежных средств;

право определять количество денег в обращении;

изменение величины учетной ставки;

регулирование обменного курса единой валюты.

Успешное функционирование валютного союза возможно лишь при условии того, что экономики стран-членов будут одинаково реагировать на меры денежно-кредитной политики, т.е. не должно быть существенного расхождения в механизмах трансмиссии денежно-кредитной политики в этих странах. В противном случае, общая денежно-кредитная политика окажется неэффективной и может стать причиной возникновения асимметричных шоков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Цибулина А.Н. Расширение зоны евро // Европейская интеграция: учебник под ред. О.В. Буториной. - М.: Деловая литература, 2011. - 0,4 п.л.

2.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч.- Ч. П. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов.- М.: Междунар. Отношения.

3.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: М43 Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика.

4.<#"justify">5.<http://www.ng.ru/krugman/2010-02-15>


Теги: Анализ внутренних проблем и противоречий Европейского валютного союза  Курсовая работа (теория)  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 41646
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ внутренних проблем и противоречий Европейского валютного союза
Назад