Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

квотирование лицензирование пошлина внешнеэкономический

Введение

ГЛАВА 1. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности

.1 Государственное регулирование внешней торговли

ГЛАВА 2. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Понятие, виды

.1 Квотирование

.2 Лицензирование

.3 Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


Мерами нетарифного регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза товаров с таможенной территории РФ называются административные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, такие, как, например, лицензирование, квотирование и т.п.

Объектом исследования являются квотирование, лицензирование и специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные пошлины как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Информационная база исследования включает в себя международные правовые акты, федеральное законодательство, нормативные акты, статистические данные.

Целью данной работы является анализ квотирования, лицензирования и специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных пошлин как мера нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Задачи курсовой работы являются:

1.Рассмотреть понятия лицензирование, квотирование, специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

2.Изучить порядок использования.

В качестве источников данной работы использованы основные нормативно-правовые документы ФТС России и Правительства РФ, регламентирующие вопросы, международные соглашения, документы периодической печати.


ГЛАВА 1. НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Государственное регулирование внешней торговли


Важным принципом внешнеторговый деятельности является активное вмешательство государства при проведении валютных операций. С помощью валютной, денежной, налоговой политики, субсидий, лицензированием внешнеторговых операций государство осуществляет регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной политики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках.

Особенно эффективно эти меры действуют в промышленно развитых странах. Например, в большинстве из них экспорт сельскохозяйственных продуктов осуществляется по ценам, не соответствующим издержкам производства, в связи с большим размахом прямой и косвенной государственной помощи сельскохозяйственному сектору для обеспечения его выживания.

В Российской Федерации государственное вмешательство во внешнеторговую деятельность предприятий осуществляется по следующим направлениям:

таможенными тарифами;

нетарифными ограничениями;

контингетированием и лицензированием внешнеэкономических операций;

налоговым законодательством;

системой международных договоров и соглашений;

кредитными мероприятиями;

формированием торгового режима в отношении со странами ближнего зарубежья для защиты экономических интересов России и сохранения рациональных интеграционных связей;

контролем за использованием валютных поступлений для оплаты импорта;

формированием рационального (паритетного) курса рубля, реально отражающего ценовые соотношения внутреннего и мировых рынков и т.д.

Наиболее распространенными ограничениями в сфере внешней торговли являются тарифные пошлины. Таможенные пошлины - это налог, устанавливаемый для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для ослабления национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие - при импорте сырья и материалов.

Часто используемым способом воздействия на внешнеторговую деятельность предприятий являются нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых и косвенных (непрямых) ограничений внешней торговли с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.

Некоторое распространение в современной практике межгосударственного обмена получили контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций, а также введение государственной монополии на некоторые виды операций.

Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. Предельной формой квоты выступает эмбарго, при котором отдельные виды импорта полностью запрещены.

Лицензирование предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей. В некоторых случаях лицензии выступают разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.

К методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.

Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввоза импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.

Кроме того, могут использоваться и другие формы косвенных ограничений - закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и др.

Существенную роль в системе государственного вмешательства в экономику играют средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях в России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям Всемирной торговой организации, определяющей принятый в мировой практике порядок оказания государственной поддержки экспорта. Она включает систему финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения конкурентоспособности их продукции на внешнем и внутреннем рынках.

К ним можно отнести:

предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими коммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных организаций;

гарантирование страхования экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;

прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;

выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т.д.

Следует отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий для их деятельности на внешнем рынке.

ГЛАВА 2. Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Понятие, виды


Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Цели и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями <#"justify">Классификация нетарифных методов

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН <#"justify">Меры прямого ограничения

В отношении торговли с третьими странами на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования. Порядок введения и применения единых мер нетарифного регулирования определяется отдельными соглашениями стран-участниц ТС. Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией таможенного союза.

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование <#"justify">Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР <#"justify">Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.

Различают 3 вида лицензий:

Разовые лицензии - выдаются на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, дают право на экспорт или импорт этого товара в определенном количестве. Период действия лицензии - не более 1 года. - Генеральные лицензии - выдаются участнику ВЭД на основании решения Стороны, на каждый вид ввозимого или вывозимого товара с указанием его количества. Период действия лицензии - не более 1 года. - Исключительные лицензии - предоставляют заявителю исключительное право на экспорт или импорт отдельного вида товара. Срок действия лицензии устанавливается индивидуально. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.

Основными принципами осуществления лицензирования <#"justify">2.3 Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины


Общие принципы применения специальной защитной меры

Специальная защитная мера <#"justify">Антидемпинговые меры

Основания применения антидемпинговой меры

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта <#"justify">Компенсационные меры

Общие принципы применения компенсационной меры

Компенсационная мера <#"justify">Следует отметить, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от ввозных таможенных пошлин.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современной практике регулирования внешней торговли нетарифные меры играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры.

В данной курсовой работе мною рассмотрены многочисленные вопросы, связанные с понятием меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Меры нетарифного регулирования в РФ - ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из - соображений экономической политики РФ; - выполнения международных обязательств РФ; - защиты экономической основы суверенитета РФ; - защиты внутреннего потребительского рынка; - в качестве ответной меры на дискриминационные (или другие ущемляющие интересы российских лиц) акции иностранных государств и их союзов.

В настоящее время под нетарифное ограничения подпадает 23% импорта сырья и более 20% импорта готовой продукции.

Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования ВЭД. Законодательной основой таможенно-тарифного регулирования является закон "о таможенном тарифе" и "Таможенный кодекс Таможенного союза". Данные документы определяют принципы построения системы регулирования, порядок перемещения товаров через границу и взимание таможенных платежей.

Непосредственно регулирование осуществляет Таможенный комитет через системы таможенных управлений, таможни и таможенные посты.

К числу основных режимов относится режим экспорта и режим импорта.

Регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимание таможенных платежей.

Таможенные платежи взимаются до или одновременно с подачей таможенной декларации. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

квотирование лицензирование пошлина внешнеэкономический

1.Таможенный кодекс таможенного союза по сост. На 2010 год.- М.: ООО "Рид Групп", 2010.

2.Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, 25 января 2008 год. <http://customsexpert.ru/spravochnik/zakon/quoto-edinih-merah-netarifnogo.htm>

.Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" <http://customsexpert.ru/spravochnik/zakon/quoto-pravilah-litsenzirovaniya.htm>.

.Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р <http://customsexpert.ru/spravochnik/zakon/quotob-utverzhdenii-perechnya-f.htm>.

.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"

.Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД, А. Д. Ершов, А. И. Роденков, И. Г. Тараторин, Издательство: "Знание" , 2001.

.<http://www.tamognia.ru/>

.<http://www.consultant.ru/>

.<http://www.custom.ru/>


Теги: Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 7860
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Назад