Организация стран-экспортеров нефти

Содержание


Введение

. Цели и задачи ОПЕК

. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК

. Россия и ОПЕК

. Связи ОПЕК с другими международными организациями

.1 ОПЕК и Европейский союз

.2 ОПЕК и ВТО

Заключение

страна экспортер нефть


Введение


Проблема энергообеспечения является одной из основных как для каждой страны в отдельности, так и для всего мира в целом. Непосредственное отношение к ней имеют страны - экспортеры нефти, среди которых можно выделить группу, оказавшую огромное влияние на развитие как нефтяной промышленности, так и всего энергетического комплекса мира.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде <#"justify">Отношения в энергетическом секторе между Россией и ОПЕК никогда не были однозначными. Одна «нефтяная война» сменялась другой, возникали противоречия, но современная ситуация складывается так, что Россия и ОПЕК все охотней идут на взаимовыгодный энергодиалог.


1. Цели и задачи ОПЕК


Все двенадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единствен ная из стран, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

На долю ОПЕК сейчас приходится добыча 29 млн. баррелей нефти или около 40 процентов ее мирового производства. По оценкам генсекретаря ОПЕК, эта доля возрастет к 2010 году до 45 процентов и достигнет более 50 процентов к 2020 году.

ОПЕК организована странами нефтеэкспортерами для выполнения следующих основных целей и задач:

1.Координация и унификация нефтяной политики стран - членов;

2.Определение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;

3.Использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;

.Защита интересов стран - производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходов;

5.Обеспечение эффективного, регулярного и рентабельного снабжения нефтью стран - потребителей;

6.Обеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

.Обеспечение охраны окружающей среды;

.Сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

В первые годы существования ОПЕК не смогла осуществить поставленные цели. Но это положение изменилось в 1973 году, когда египетские и сирийские войска напали на израильские позиции. В этой войне, получившей название Йом-Киппур, западный мир поддержал израильскую сторону. В ответ на это ОПЕК объявила первое эмбарго, ограничивающее экспорт нефти в страны Западной Европы и США, что послужило причиной первого в мировой истории нефтяного кризиса. Всего за полгода к началу 1974 года цены на нефть подскочили на 130% и достигли 7 долларов за баррель <#"justify">Таблица. Квоты ОПЕК и добыча нефти по странам, тысячи баррелей в день

СтранаКвота (01/07/05)Добыча (01/07)Возможность добычи <#"justify"> Алжир <#"justify" height="15" src="doc_zip2.jpg" /> <#"justify"> Ангола <#"justify" height="15" src="doc_zip3.jpg" /> <#"justify"> Эквадор <#"justify" height="13" src="doc_zip4.jpg" /> <#"justify"> Иран <#"justify" height="15" src="doc_zip5.jpg" /> <#"justify"> Ирак <#"justify" height="11" src="doc_zip6.jpg" /> <#"justify"> Кувейт <#"justify" height="11" src="doc_zip7.jpg" /> <#"justify"> Ливия <#"justify" height="11" src="doc_zip8.jpg" /> <#"justify"> Нигерия <#"justify" height="9" src="doc_zip9.jpg" /> <#"justify"> Катар <#"justify" height="15" src="doc_zip10.jpg" /> <#"justify"> Саудовская Аравия <#"justify" height="11" src="doc_zip11.jpg" /> <#"justify"> ОАЭ <#"justify" height="15" src="doc_zip12.jpg" /> <#"justify"> Венесуэла <#"justify">2. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК


Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно, что все они на тернистом пути развития встречают одни и те же препятствия. В основном, все эти препятствия связаны с устоявшимся менталитетом народа этих стран. Ведь чрезвычайно нелегко перейти к новому типу общественного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и традиций, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, и, на мой взгляд, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Вот основные проблемы и задачи, которые возникали если не у всех, то у большинства государств-членов ОПЕК. Были сделаны попытки, более или менее удачные, решить их.


3. Россия и ОПЕК


Начиная с 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. За это время стороны наработали позитивный опыт партнерства. Сложился перспективный формат регулярных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран, входящих в эту организацию.

В июле 2002 года между ОПЕК и Россией вспыхнула настоящая «нефтяная война». На фоне падения цен на нефть ОПЕК потребовала от Москвы сократить добычу и продажу своих энергоресурсов на внешнем рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако, по официальным статистическим данным, экспорт нефти из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского кризиса.

В конце 90-х годов Россия нашла оптимальный формат взаимоотношений с ОПЕК. РФ участвует в акциях, например, связанных с квотированием нефтедобычи, и особенно это было актуально в период резкого падения нефтяных цен, в конце 90-х годов. Но делает это Россия исходя из собственных экономических интересов, собственного понимания внешнеэкономической деятельности и экономической политики.

На состоявшейся в конце октября 2004 года в Москве встрече Министра энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко с и.о. Генерального секретаря ОПЕК г-ном Рахмоном вновь была подтверждена готовность России к продолжению консультаций, как в многостороннем, так и в двустороннем формате.

Сегодня ОПЕК легко идет на контакт не только с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с высшими учебными заведениями России, которые готовят профессиональные кадры нового уровня для этого сектора экономики.

Сегодня самым главным вопросом мировой экономики является глобальный рост цен на нефть.

Нефть останется наиболее важным первичным энергоносителем в мире на ближайшие 20-30 лет. По оценкам экспертов потребление сырой нефти в 2007 г. составит порядка 81-82 млн. баррелей в сутки, а к 2025 г. достигнет уровня в 114-115 млн. баррелей в сутки.

Мир стоит перед угрозой «продолжительного нефтяного кризиса» и должен быть готов к тому, что цены на нефть будут высокими в течение длительного периода, сообщил Международный валютный фонд. Это - самое резкое из официальных предупреждений, которые до сих пор звучали в рамках долгосрочных прогнозов для энергетических поставок. Предсказывая рост спроса в развивающихся странах и ограниченное количество новых поставок за пределами ОПЕК после 2010 года, главный экономист МВФ Рагхурам Раджан сказал: «Мы должны быть готовы к жизни при высоких ценах на нефть». А дорогая нефть будет «продолжать представлять серьезную угрозу для мировой экономики», добавил он.

В данной ситуации ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью - стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают устойчивость мировой экономики. И в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях.

Россия уделяет значительное внимание ситуации на нефтяных рынках не только в контактах со странами ОПЕК, но и во взаимодействии с основными странами-потребителями. Для России, это, прежде всего, европейские страны (около 90 процентов экспорта нефти). Так, в рамках Энергодиалога России и Евросоюза страны договорились, в частности, совместно изучить вопрос о влиянии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

На сессии ОПЕК говорили о том, что в этом году Россия планирует добыть 450 миллионов тонн нефти, из которых 225 миллионов тонн пойдет на экспорт. В итоге, за прошлый год в России добыто 458,8 млн. жидких углеводородов. На экспорт ушло - 285 млн. т, что соответствует стратегии, которая оговаривалась с ОПЕК.

Главные официальные лица ТЭК России полагают, что наращивание добычи и экспорта нефти внесет определенный вклад в решение задачи стабилизации мировых цен на нефть. Если ОПЕК сочтет необходимым пересмотреть существующий ценовой коридор, то, по мнению России, следовало бы исходить из баланса интересов производителей и потребителей, а также необходимости сохранения нынешних темпов развития мировой экономики.

марта 2005 Организация стран-экспортеров нефти приняла решение увеличить квоты на добычу и экспорт. И российские официальные власти это решение полностью поддержали. Пока квота будет увеличена на 500 тысяч баррелей в сутки. При этом ОПЕК предполагает в ближайшее время вернуться к этому вопросу, и если цена на нефть уменьшится, увеличить квоту еще больше. И такое увеличение будет происходить до тех пор, пока цена на нефть на мировых рынках не опустится до «приемлемого уровня». Правда, что это за уровень, пока не понятно. Зато в решении есть и другая оговорка: если в результате такой игры с квотами цена нефти не изменится, то игру прекратят.

Такую формулу при регулировании мирового рынка нефти ОПЕК применяет впервые.

Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье.

Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговорённых пределах.

С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности

Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем.

Наша стратегическая цель - содействие обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех участников. Поэтому мы выступили с инициативой по организации регулярного Энергодиалога Россия - ОПЕК. Она базируется на универсальных принципах российского подхода к повышению глобальной энергетической безопасности и не направлена против каких-либо третьих стран и организаций.Заявленной цели можно добиться за счёт расширения участия России в консультативных, информационно-аналитических и других взаимоотношениях ОПЕК с другими странами и организациями, включая Международное энергетическое агентство, также полезно расширение участия ОПЕК в аналогичных консультациях России с другими странами и организациями, включая G8. И, наконец, - это развитие института независимой экспертизы путей и способов решения проблемы устойчивости нефтяного рынка.

К вопросам, подлежащим совместной проработке, в частности относятся: степень обоснованности рекомендаций энергетических агентств и организаций, в том числе МЭА, в рассматриваемой сфере; степень влияния и пути преодоления монополизации сервисных услуг на нефтегазовом рынке; перспективное влияние на мировой рынок нефти новых тенденций и возможностей (развитие добычи на шельфе, добыча и переработка тяжелой нефти, и другие).

Для реализации нашей инициативы планируется заключит Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, которое, в том числе, предусматривает создание механизма координации. Включая, назначение уполномоченных органов. С российской стороны - это Министерство энергетики.

Кроме того, обсуждается вопрос формирования координационной группы из представителей высокого уровня с обеих сторон.На базе этого Соглашения можно вести работу по подготовке и реализации совместных планов, в том числе информационно-аналитическую деятельность, проведение совместных семинаров, конференций и так далее. По их итогам могли бы осуществляться совместные публикации о ходе и результатах Энергодиалога.

Объединение усилий России и ОПЕК позволит реализовать серьезные долгосрочные инициативы, в которых заинтересована каждая из сторон, а также все мировое энергетическое сообщество.


4. Связи ОПЕК с другими международными организациями


.1 ОПЕК и Европейский союз


Главной причиной высоких цен на нефть участники встречи представителей Евросоюза и Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) считают серьезный рост мировой экономики <#"justify">Значение энергетики для экономического развития невозможно переоценить, однако этой проблемой часто пренебрегают на уровне глобальных институтов, а нормы международной торговли в энергетическом секторе практически не действуют. Усилия ВТО, например, прежде всего концентрируются на преодолении барьеров для импорта, в то время как в сфере энергетики ограничения в основном касаются экспорта.

В отличие от других товаров ископаемые виды топлива уникальны. Они обеспечивают большую часть энергии в мире, но представляют собой конечный ресурс. Опасения, связанные с нехваткой ресурсов, заставляют ключевых игроков принимать меры, чтобы обеспечить доступ к источникам энергии. Возможно дальнейшее обострение геополитических конфликтов, в особенности с учетом прогнозов экспертов о росте спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% этого увеличения должны покрыть ископаемые виды топлива.

Важность ископаемых видов топлива для удовлетворения растущего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости этих ресурсов для стран-экспортеров. Последние рассматривают энергетику как важный инструмент собственного развития - во всех аспектах этого понятия. Вследствие этого они часто предпринимают шаги, противоречащие принципам свободной торговли. Исключительность энергетики увеличивается из-за растущей озабоченности, связанной с экологией. Государства, взявшие на себя обязательства по уменьшению выбросов, используют для производства альтернативной энергии субсидии и налоговые льготы <#"justify">Заключение


Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все двенадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Эквадор, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.


Теги: Организация стран-экспортеров нефти  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 38848
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация стран-экспортеров нефти
Назад