Валютная система современного мирового хозяйства

Введение


Большое количество промышленно-торговых фирм, банков, правительств и физических лиц осуществляют различные международные валютно-финансовые операции.

Эти операции оказывают существенное влияние на общую эффективность деятельности экономических субъектов. С этим обстоятельством связана актуальность и практическая значимость изучения мировой валютной системы.

Ведь мало кто задумывается, как происходит осуществление валютно-финансовых операций, как, например, одна фирма осуществляет расчеты с другой, с иностранной фирмой. Вроде бы все ясно, заплатила одна другой в долларах США по курсу и все. А вот почему именно в долларах США, а не в своей валюте? На эти вопросы, да и на многие другие можно ответить, подробно изучив развитие мировой валютной системы. Это в полной мере относится и к Республике Узбекистан, внешнеэкономическая деятельность которой и расчеты по ней оказывает существенное воздействие на рост ВВП.

Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. Выбор темы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждая страна стремится к максимальной прибыли с наименьшими затратами.

Целью курсовой работы является изучение состояния МВС и, в частности РУз , основываясь на анализе состояния МВС сегодня и прошлых лет, попытаться определить недостатки функционирования и предложить меры по дальнейшему их реформированию.

Для достижения цели определены следующие задачи: поэтапное изучение форм существования МВС и этапов реформы валютной системы РУз, определение факторов , влияющих на функционирование той или иной системы для правильного анализа недостатков функционирования , на основе вышеперечисленного попытаться сделать заключение о возможной трансформации МВС и реформах валютной системы РУз .


Глава 1. Понятие валютной системы и мировые валютные системы


.1 Парижская валютная система


Валютные отношения - это деятельность, связанная с функционированием международных (мировых) денег . Международные валютные отношения представляют собой совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обеспечивающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Валютная система - форма организации и регулирования валютных отношений, закреплённая национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере. Главная задача международной валютной системы - регулирование сферы международных расчетов и валютных рынков для обеспечения устойчивого экономического роста, сдерживания инфляции, поддержания равновесия внешнеэкономического обмена и платежного оборота разных стран. МВС является одним из важнейших механизмов ,который может содействовать расширению или, наоборот, ограничению международных экономических отношений ,а также в значительной мере влиять на внутреннее денежное обращение. Эволюция функциональных форм мировых денег повторяет с известным отставанием путь развития национальных денег - от золотых к кредитным деньгам. В результате этой закономерности МВС в XX веке стала базироваться на одной или нескольких национальных валютах ведущих стран или международной валютной единице. Закономерности развития валютной системы отражают основные этапы развития национального и мирового хозяйства. При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую.

При изменении структуры мирового хозяйства и соотношения сил на мировой арене происходит замена существующей формы МВС на новую. Появившись в XIX веке, МВС прошла 3 этапа эволюции:

  1. «Золотой стандарт» или Парижская валютная система
  2. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
  3. Ямайская система плавающих валютный курсов.

Система «золотого стандарта»

«Золотой стандарт» возник с началом ухода биметаллической системы, и прекратил свое существование в течение первого месяца мировой войны. Эра золотого стандарта иногда ассоциируется с быстрой индустриализацией и экономическим процветанием.

Начало золотого стандарта было положено Банком Англии в 1821 г. Юридически эта система была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег. По месту оформления соглашения эта система называется также как Парижская валютная система.

Золотой стандарт базировался на следующих структурных принципах:

  1. Его основой являлся золотомонетный стандарт.
  2. Каждая валюта имела золотое содержание. Курс национальных валют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился друг с другом по твердому валютному курсу. Валюты свободно конвертировались в золото. Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах «золотых точек» (максимальные пределы отклонения курса валют от установленного золотого паритета, которые определяются расходами на транспортировку золота за границу). Разновидностями золотого стандарта являются:
  3. Золотомонетный стандарт(он действовал до начала XX в)
  4. Золотослитковый стандарт, при котором золото применялось лишь в международных расчетах (начало XX в - начало первой мировой войны)
  5. Золотовалютный (золотодевизный) стандарт, при котором наряду с золотом в расчетах использовались и валюты стран, входящих в систему золотого стандарта. Он известен еще как Генуэзский (1922 г - начало второй мировой войны).

В период первой мировой войны и особенно во времена Великой депрессии (1929-1934 гг) система золотого стандарта переживала кризисы. Золотомонетный и золотослитковый стандарты изжили себя, так как перестали соответствовать масштабам возросших хозяйственных связей. Из-за высокой инфляции в большинстве стран Европы их валюты стали неконвертируемыми. США превратились в нового финансового лидера, а золотой стандарт видоизменялся.

Генуэзская международная экономическая конференция 1922 года закрепила переход к золотодевизному стандарту, основанному на золоте и ведущих валютах, которые конвертируются в золото. Появились «девизы» - платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов.

Золотодевизный стандарт или, как его еще называют, Генуэзская валютная система, функционировал на следующих принципах:

. Его основой являлись золото и девизы - иностранные валюты. Однако в межвоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен не за одной валютой.

. Сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно, но и косвенно, через иностранные валюты, что позволяло экономить золото государствам, обедневшим во время первой мировой войны.

. Восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов.

. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.

Первыми вышли из системы золотого стандарта аграрные и колониальные страны (1929-1930 гг.), так как резко сократился спрос на сырье на мировом рынке и цены на него понизились на 50-70%. В 1931 г. - Германия, Австрия и Великобритания, так как Германия и Австрия оказались слабым звеном в МВС в связи с отливом иностранных капиталов, уменьшением официального золотого запаса и банкротством банков; Великобритания отменила золотой стандарт из-за ухудшения состояния платежного баланса в связи с резким сокращением экспорта товаров.

В апреле 1933 г. США вышли из системы золотого стандарта; непосредственной причиной отмены послужило значительное и неравномерное падение цен. В 1936 г. Франция отменила золотой стандарт. В результате кризиса золотодевизный стандарт или Генуэзская валютная система утратил относительную эластичность и стабильность. В это время начинают складываться валютные блоки и зоны. Валютный блок - группировка стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношениях от возглавляющей его державы, которая диктует им единую политику в области международных экономических отношений. В это время образовались стерлинговый, долларовый и золотой валютный блоки.

Стерлинговый блок: был образован в 1931 г., в него вошли страны Британского содружества наций (кроме Канады и Ньюфаундленда), территории Гонконг, Египет, Ирак и Португалия. Долларовый блок: возглавляемый США, был создан в 1933 г. В него вошли: Канада, многие страны Центральной и Южной Америки, где господствовал американский капитал. В июне 1933 г. на Лондонской международной экономической конференции страны, стремившиеся сохранить золотой стандарт, создали золотой блок. Это страны: Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, а позже в него вошли Италия, Чехословакия и Польша. Во время второй мировой войны все валютные блоки распались.


.2 Бреттон Вудская валютная система


Бреттон-вудская валютная система. Вторая валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

Вторая МВС базировалась на следующих принципах:

  • Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;
  • Курс ведущей валюты фиксирован к золоту;
  • Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с помощью валютных интервенций;
  • Изменения курсов валют осуществляются посредством девальвации и ревальвации;
  • Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый стандарт - МВС, основанная на господстве доллара (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Доллар - единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было установлено золотое соотношение доллара США : 35 долл. за 1 тройскую унцию. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении фундаментальной несбалансированности баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Доверие к доллару как резервной валюте падает и из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Отчетливо проявляется парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена( эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем вызовет кризис доверия к ней; ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны.) Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению (преимущественно доллара).

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы:

. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста. 2. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют. 3. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх. 4. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют - доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. 5 Поскольку США покрывают дефицит своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию ранка евродолларов. Вначале он поддерживал позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-х годах евродолларовые операции, ускоряя стихийное движение «горячих» денег между странами, обострили валютный кризис 6. Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах. 16 марта 1973 г. Международная конференция подчинила курсы валют законам рынка. С этого времени курсы валют не фиксированы и изменяются под воздействием спроса и предложения. Таким образом, система твердых обменных курсов прекратила свое существование.


.3 Ямайская валютная система


Устройство современной МВС было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы являются плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Основные характеристики Ямайской валютной системы:

1. Система полицентрична, т.е. основана не на одной, а на нескольких ключевых валютах;

. Отменен монетный паритет золота;

. Основным средством международных расчетов стала свободно конвертируемая валюта, а также СДР и резервные позиции в МВФ;

. Не существует пределов колебаний валютных курсов. Курс валют формируется под воздействием спроса и предложения.

. Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют.

. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать его через золото.

. МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный.

Фиксированный валютный курс имеет целый ряд разновидностей:

- курс национальной валюты фиксирован по отношению к одной добровольно выбранной валюте. Курс национальной валюты автоматически изменяется в тех же пропорциях, что и базовый курс. 2 - курс национальной валюты фиксируется к СДР. 3 - «корзинный» валютный курс. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. 4 - курс, рассчитанный на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).

Европейская валютная система (ЕВС) Решением от 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).Это подсистема мировой валютной системы (Ямайской).

валюта курс мировой


1.4 Европейская валютная система


ЕВС базируется на ЭКЮ - европейской валютной единице. Условная стоимость ЭКЮ определяется по методу валютной корзины. Доля валют в корзине ЭКЮ зависит от удельного веса стран в совокупном ВНП государств-членов ЕС.2. В отличие от Ямайской валютной системы, юридически закрепившей демонетизацию золота, ЕВС использует его в качестве реальных резервных активов. Эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний (+/- 2,25% от центрального курса). 4. В ЕВС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефицита платежных . Однако, будучи подсистемой мировой валютной системы, ЕВС испытывает отрицательные последствия нестабильности последней и влияние доллара США .Более 500 крупных международных организаций используют ЭКЮ при предоставлении кредитов. В ЭКЮ совершаются фьючерсные и опционные сделки, которые используются для страхования валютного и процентного риска. Однако , в ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие:1 ЕВС не включает все европейские валюты. 2 Слабость ЕВС обусловлена значительным структурным неравновесием экономики стран-членов.3 Координация экономической политики наталкивается на нежелание стран-членов передавать свои суверенные права наднациональным органам.

Частные ЭКЮ не связаны с официальными ЭКЮ единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.5 Выпуск ЭКЮ довольно скромно влияет на взаимные операции центральных банков стран ЕС. 6 Функционирование ЕВС осложняется внешними факторами. Нестабильность мировой валютной системы и доллара оказывают дестабилизирующее воздействие на ЕВС, продолжая испытывать влияние доллара, так как 60 % международных расчетов в ЕС осуществляется в американской валюте.


Глава 2. Современная валютная система мирового хозяйства


.1 Характеристика современной валютной системы


Характеристика современной валютной системы. Современная архитектура глобальной валютно-финансовой системы характеризуется доминированием Ямайской валютной системы и центральным положением доллара США, выполняющего функции мировой резервной валюты. Это положение стало следствием политического и экономического доминирования США в несоциалистическом мире в годы холодной войны, которое позволило ФРС США присвоить себе функцию монопольной эмиссии мировой валюты. Функционирование современной Ямайской валютной системы противоречиво. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом обстоятельств:

А) со времен Бреттон-Вудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

Б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

В) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов и увеличило их продолжительность.



На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире также вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

В настоящее время многие аналитики говорят об экономическом китайском чуде. После вступления КНР в ВТО в конце 2001 г. оборот внешней торговли и экспорт страны резко возросли. С 2003 г. Китай, обогнав Японию, вышел на третье место в мире по внешнеторговому обороту после США и Германии. В 2008 г. он стал вторым по объему экспорта после Германии. Благодаря увеличивающейся значимости Китая в международной торговле позиция юаня в мире также укрепляется. Более того, иностранные инвестиции Китая осуществляются в юанях. Юань уже находится в списке стабильных валют стран Юго-Восточной Азии. А в тех странах этого региона, где валюта неустойчива и подвержена инфляции, китайский юань становится альтернативной валютой для расчетов и для накопления. Это свидетельствует о том, что юань имеет все шансы стать резервной валютой, хотя Китай и не делал официальных заявлений на этот счет.

В архитектуре современной валютной системы важную роль играет МВФ, являющийся ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере, в которой почти все страны мира работают сообща на благо всех. Главная цель МВФ состоит в сохранении стабильности международной валютной системы - системы обменных курсов и международных платежей. Расчетной единицей МВФ является Специальное право заимствования (СДР).Уставной капитал формируется за счет взносов стран-членов, каждая из которых обычно выплачивает 25% своей квоты в СДР или валюте других членов, а остальные 75% - в национальной валюте. Величина квоты, выраженная в СДР, зависит от доли страны в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей: ВВП, объем текущих операций платежного баланса и официальные золотовалютные резервы. Так как развивающиеся страны располагают в совокупности около 26% голосов, то они не могут оказывать реальное воздействие на реформирование Фонда. С введением системы плавающих валютных курсов МВФ увеличил свою возможность влиять на развитие международной валютно-финансовой системы. Вследствие того, что средством регулирования его воздействия на мировые хозяйственные связи стали кредиты, выдаваемые под макроэкономические программы, Фонд стал более активно воздействовать на внутреннюю экономическую политику стран-членов, получателей его ресурсов, и определять направления развития мировой экономики в целом. МВФ кроме финансовой помощи предоставляется право осуществлять надзор за макроэкономической и валютной политикой стран-членов, в том числе в области установления валютных ограничений. Каждая страна-член обязана по запросу Фонда предоставлять детальную информацию о состоянии реального, денежного, бюджетного и внешнего секторов экономики, включая состояние платежного баланса, а также о структурной политики национального правительства. Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов. Надзорная функция также нацелена на то, чтобы побудить страны к снижению инфляции. Пятого ноября 2010 года Исполнительный совет МВФ утвердил предложения о завершении 14-го Общего пересмотра квот и рекомендовал Совету управляющих, высшему органу, принимающему решения в Фонде, утвердить предложенные меры. Реализация этого пакета реформ приведет к беспрецедентному 100-процентному увеличению совокупных квот и существенному перебалансированию долей квот для более точного отражения меняющихся относительных весов государств-членов МВФ в мировой экономике. В частности, в результате 14-го Общего пересмотра квот: будет увеличен вдвое общий размер квот с приблизительно 238,4 млрд. СДР до приблизительно 476,8 млрд. СДР (около 755,7 млрд. долл. США по текущим обменным курсам); будет перераспределено более 6 процентов долей квот от государств-членов с чрезмерным представительством государствам-членам с недостаточным представительством; будет перераспределено более 6 процентов долей квот динамично растущим странам с формирующимся рынком и развивающимся странам; будут существенно реструктуризованы доли квот. Китай станет третьим по размеру квоты государством-членом МВФ, и четыре страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны (Бразилия, Индия, Китай и Россия) войдут в число 10 крупнейших акционеров Фонда; будут сохранены доли квоты и голосов беднейших государств-членов. Комплексный пересмотр действующей формулы расчета квот будет завершен к январю 2013 года. Срок завершения 15-ого общего пересмотра квот будет перенесен приблизительно на два года раньше, на январь 2014 года. Ожидается, что перебалансирование квот приведет к увеличению долей квот динамично растущих стран в соответствии с их положением в мировой экономике.


.2 Проблемы функционирования современной МВС


Проблема СДР. Итоги функционирования современной девизной валютной системы с 1970 года по 2002 год свидетельствуют о том, что специальные права заимствования (СДР) далеки от того, чтобы выступать в роли мировых денег. Это возможно только в том случае, если они станут эквивалентом интернациональной стоимости. Не достигнута главная цель СДР: они направляются на приобретение конвертируемой валюты не столько в целях покрытия дефицита платежного баланса, сколько для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и интенсивно накапливаются на его счетах, преимущественно в пользу промышленно развитых стран . Кроме того, стандарт СДР - скрытый долларовый стандарт, что ведет к недооценке или переоценке валют.

Нестабильность доллара как резервной валюты. Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, разбухание краткосрочной внешней задолженности, уменьшение официального золотого запаса США, инфляция, две девальвации подорвали монопольное положение доллара как резервной валюты в 70-х годах. Формально лишенный этого статуса в результате Ямайской валютной реформы доллар фактически остается ведущим международным платежным и резервным средством, что обусловлено более мощным экономическим, научно-техническим и военным потенциалом США по сравнению с другими странами, их огромными заграничными инвестициями( см. рис 2 ). Зарубежные предприятия американских монополий выпускают больше продукции, чем любая западноевропейская страна или Япония. Это определяет господствующую роль США в международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношениях.Используя положение доллара как резервной валюты, США покрывают дефицит платежного баланса национальной валютой.


Рис 2. Мировые валютные резервы

Источник: МВФ


Режим плавающих валютных курсов. Введение плавающих вместо фиксированных валютных курсов в большинстве стран (с марта 1973 г.) не обеспечило их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютную интервенцию. Этот режим оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями ``горячих'' денег, валютной спекуляцией, способствовать решению проблемы безработицы. На повестке дня - проблема возвращения к стабильным курсовым соотношениям.

Валютные войны . Сегодня Китай, Япония и другие страны мира намеренно снижают курсы валют, чтобы ускорить собственный экономический рост. При этом МВФ и некоторые аналитики предупреждают, что такие действия могут негативно отразиться на других странах мира и замедлить темпы послекризисного восстановления мировой экономики. Сейчас стремительно распространяется угроза «валютных войн». Но настоящим лидером по удержанию низкого курса национальной валюты стал Китай. Несмотря на многочисленные призывы американских и европейских политиков отпустить курс юаня, правительство КНР не стремится сделать курс национальной валюты свободным. Сейчас один доллар можно купить примерно за 6,69 юаня. Причем за последнее время отмечено значительное повышение курса: так с середины 2008 года и до мая 2010 года юань не опускался ниже 6,81 за доллар. Это снижение стало следствием ослабления валютной политики Китая, но юань все равно остается недооцененным, причем по разным оценкам, до 40%. «Гибкость валютного курса всецело отвечает интересам Китая», - так прокомментировал денежную политику страны президент ЕЦБ Жан-Клод Трише. А палата представителей США в конце сентября одобрила введение специальных пошлин на китайские товары, цены которых оказываются меньше из низкой стоимости юаня. Вэнь Джибао, министр финансов КНДР комментирует заявления европейских и американских экономистов: «Не пытайтесь заставить нас переоценить курс юаня. Тогда многие из наших экспортоориентированных предприятий закроются, рабочим-мигрантам придется вернуться в свои деревни. Если Китай столкнется с социальными и экономическими проблемами, то весь мир ждет катастрофа». Если лидеры G20 не согласуют свои действия, начнется классическая гонка курсов валют. Когда какая-нибудь страна впрыскивает слишком много денег в экономику, она тем самым создает для себя односторонние преимущества в международной торговле. Страны, являющиеся ее торговыми партнерами, вынуждены копировать ее действия, чтобы не разбалансировать свою внешнюю торговлю. Так раскручивается инфляционная спираль, вовлекающая все новых участников . Поспешные попытки разных стран провести девальвацию ведут только к одному: все валюты становятся менее стабильными, предупреждает МВФ. Напомним, что 3 ноября 2010г. ФРС США приняла решение о расширении так называемой программы «количественного смягчения» (QE2) - выкупа с рынка казначейских облигаций - в размере $600 млрд. Срок программы составит 8 месяцев. Размер будет регулярно пересматриваться и корректироваться в соответствии с необходимостью. Решение принято, чтобы стимулировать восстановление экономики и гарантировать приемлемые уровни инфляции в долгосрочном периоде. Из всего этого можно сделать вывод, что даже если бы США хотели лишить доллар роли одновременно несущего и разрушительного элемента международной финансовой архитектуры, то остальной мир вряд ли позволил бы это сделать. Это не так уж легко и безопасно, особенно учитывая огромные запасы американской валюты в официальных резервах нефтедобывающих стран, Китая, «азиатских тигров», России, наконец...

Проблема диспропорций. Вторая половина ХХ в. и начало ХХI в. ознаменовались ускорением диспропорциональной динамики составных частей функционального общественного капитала. Его размеры и структура могут быть проиллюстрированы на примере стран «семерки»(см. таблицу 1 ) Структурные сдвиги в функционирующем капитале были ускорены Ямайской валютной реформой 1970-х гг., сопровождавшейся дерегулированием финансовых рынков и банковских систем сначала в США, а в 1980-х гг. и в странах Европы и Азии. Неолиберальная модель развития без должного регулирования открыла дорогу массовым спекуляциям, мошенническим сделкам и криминальным операциям. Такая практика сделала возможным образование «кредитных пузырей» Потребности реальной экономики в денежно-ссудном капитале объективно ограничены размерами основного капитала и применяемой технологией обслуживания оборотного капитала, а также различиями в периодах их кругооборота. Поэтому опережающее накопление денежно-ссудного капитала сопровождается тем, что растет его применение вне сферы товарного производства и обращения. Например, 85-90% операций на фондовых и валютных биржах носят спекулятивный характер и лишь 10-15% связаны с функционированием реальной экономики.


Таблица 1. Соотношение финансовых и материальных активов стран большой семерки

СтраныФинансовые активыМатериальные активыМлрд дол.В % к итогуМлрд дол.В % к итогуСША45 646,066,123 479,033,9Япония14 536,460,39 570,439,7Германия14 536,457,17 452,642,9Великобритания9 822,164,65 392,235,4Франция5 979,146,36 934,753,7Италия6 788,251,76 341,748,7Канада3 008,442,04 154,458,0Источник: МВФ


Все это не могло не привести к ухудшению ситуации в мировой экономике, о чем свидетельствует недавно разразившийся финансово экономический кризис .


.3 МВС и мировой финансово-экономический кризис


В 2000-е годы американцы благодаря растущим доходам стали покупать больше жилья в кредит. В итоге летом 2007-го года разразился кризис ипотечного кредитования в США, который постепенно перекинулся на мировой банковский сектор. Растущие цены на недвижимость в США локомотивом вытаскивали за собой все другие отрасли экономики без исключения. Развитая система ипотеки позволила сформировать в США огромный рынок компаний, торгующих ценными бумагами под обеспечение ипотечных кредитов. В преддверии кризиса низкие номинальные процентные ставки, обильная ликвидность, низкая изменчивость финансовых рынков и общее ощущение самоуспокоенности подталкивали многих инвесторов к принятию более высокого риска. Однако поскольку процентные ставки оставались низкими, а ликвидность обильной, спрос на структурированные кредитные продукты, приносящие более высокую, чем обычно, доходность, продолжался беспрепятственно до середины 2007 года . Как и во многих предыдущих кредитных кризисах, причиной первой серии убытков было ослабление стандартов кредитования во время кредитного ажиотажа. По причине отсутствия точной информации рынок некоторых ценных бумаг причине отсутствия точной информации рынок некоторых ценных бумаг рухнул. Но остается вопрос: когда наконец все включатся в игру, откуда возьмется новый спрос и как поддержать его на прежнем уровне? Никак. Это классический финал развития истории с мыльным пузырем на любом рынке.

На начальном этапе центральные банки оказывали финансовой системе экстренную помощь в пополнении ликвидности, но потребность в ней стала хронической, и у центральных банков появилась необходимость в разработке новых способов ее предоставления. Для того чтобы адаптироваться к продолжавшемуся сокращению ликвидности, ведущие центральные банки, как правило, вносили изменения в свои операции. В ряде случаев для поддержания функционирования межбанковского рынка центральным банкам приходилось принимать новые виды залогового обеспечения, которое иногда было более низкого качества. Особенность кризиса заключается в том, что он начался в финансовой сфере, а затем перерос в кризис экономики. Глубинное его противоречие лежало в диспропорции между спросом и предложением, сопровождавшейся спадом инвестиций, снижением доходов и потребительского спроса, ростом безработицы. Это обусловлено тем, что кругооборот капитала в реальном секторе экономики неотделим от функционирования валютной системы, финансирования основного и оборотного капитала. Испытывая кризис ликвидности и вследствие наличия огромных долларовых резервов и расчетам по внешнеторговым операциям большинства стран , США тем самым втянули в кризис весь остальной мир , который также стал испытывать резкий отток капитала ,сокращение инвестиций и потребительского спроса, увеличение безработицы. Особенностью современного кризиса является его глобальный характер вследствие информационной революции и глобализации мировой экономики.

В кризисных условиях страны ЕС предприняли меры по выработке европейского варианта согласованных усилий по выходу из кризиса. При этом выявились немалые расхождения. Если в США модель Дж. Буша основывалась на неолиберальных и монетаристских постулатах в форме прежде всего накачивания государственных средств в банковско-предпринимательские структуры, то в Европе, например, президент Н. Саркози выступил с труднореализуемой моделью «предпринимательского капитализма», отказа от модели «финансового капитализма», т. е. ограничения всесилия финансового капитала, отказа от экономической бесконтрольности, чреватой кризисом. Премьер-министр Великобритании Дж. Браун стремился использовать финансовую поддержку государства для повышения эффективного государственного контроля на основе расширения доли в капитале получателей этой помощи. Министр финансов Германии П. Штайнбрюк раскритиковал безответственную веру в «свободный рынок», модель которого и привела к кризису. При этом обращалось внимание на то, что план оздоровления валютно-финансовой системы и экономики будет реализовываться за счет огромного бюджетного дефицита США и роста государственного долга. Если будет продолжена практика иностранных инвестиций в казначейские облигации, это будет означать финансирование антикризисных мер Вашингтона за счет других стран (Китая, Японии, стран Европы и т. п.) В ЕС первоначальные антикризисные ассигнования оценивались в 600 млрд. дол., но в условиях обострившегося кризиса достигли 1,5 трлн. дол.

Подытоживая, можно сказать, что Ямайская валютная реформа не обеспечила валютную стабилизацию. Кредитные возможности МВФ, несмотря на увеличение кредитов, остаются скромными по сравнению с огромными международными финансовыми потоками и дефицитом платежных балансов. Недовольство стран-партнеров валютным механизмом, позволяющим США осуществлять ``долларовую эксплуатацию'' других государств, усиливает необходимость дальнейшей фундаментальной реформы МВС. Речь идет о поисках путей стабилизации валютных курсов, усилении координации валютно-экономической политики ведущих держав. Но соперничество трех центров лежит в основе валютных противоречий.

Однако в том, что в ближайшей или среднесрочной перспективе доллар сохранит свою роль резервной валюты, нет никаких сомнений. В долгосрочной же перспективе все зависит от дальнейшей политики США, основных членов ЕС и Китая.


.4 Пути трансформации современной валютной системы


В целях преодоления последствий азиатского кризиса мировое сообщество предприняло шаги, направленные на повышение устойчивости международной финансовой системы. Международный валютный фонд выдвинул в этой области ряд инициатив. В частности, в апреле 1998 г. Временный комитет МВФ принял программу деятельности фонда на краткосрочную и среднесрочную перспективу, которая включала следующие пять направлений:

.Являясь главным центром по предупреждению финансовых кризисов, МВФ должен добиваться проведения входящими в него государствами экономической политики, направленной на достижение макроэкономического равновесия. Фонду следует также усилить надзор за финансовыми рынками, чтобы не допустить внезапных всплесков повышения рисков, вызываемых международным движением краткосрочных капиталов. Для этого требуется наделить его полномочиями в области контроля над движением капиталов.

.Правительства развивающихся стран должны выполнять нормы, принятые мировым сообществом, и рекомендации МВФ. В отношении государств, не выполняющих указанных норм и рекомендаций, фондом предусмотрена стратегия нарастающего давления путем выдвижения все более жестких требований.

.Фонд будет оказывать помощь отдельным странам в реформировании финансовых систем, создании институтов регулирования и надзора, соответствующих международным нормам. В настоящее время МВФ занимается внедрением «Основных принципов эффективного банковского контроля», принятых Базельским комитетом. Фондом опубликованы нормативные документы по банковскому учету и отчетности, оценке активов, процедуре банкротства и управления банками. Им разработан для стран-участниц «Кодекс оптимальной политики по обеспечению транспарентности государственных финансов». Подготовлены и распространены аналогичные документы по кредитно-денежной политике. Международное сообщество должно добиваться того, чтобы улучшение качества и обеспечение прозрачности государственного и корпоративного управления стали абсолютным приоритетом для всех стран.

.Фонд намерен активнее привлекать частный сектор к работе по предупреждению и преодолению кризисов и разрабатывает соответствующий механизм, с тем чтобы частные кредиторы получали доступ ко всей имеющейся информации о заемщиках и точнее оценивали кредитные риски. Предусматриваются введение в облигационные контракты пункта об участи сторон в переговорах о реструктуризации займов; расширение участия фонда в финансировании стран, имеющих крупную частную задолженность; разработка процедуры признания несостоятельных банков, действующих на национальных и международных рынках капиталов; предостережение стран-участниц от не соответствующего их финансовом возможностям предоставления государственных гарантий.

.Пересмотр статуса МВФ и других Бреттон-Вудских институтов в целях предоставления им полномочий в области регулирования международного движения капиталов.

Существенная роль в реформировании мировой финансовой системы принадлежит мерам, разработанным министрами финансов и управляющими центральных банков стран «Большой семерки» на совещании в Лондоне в октябре 1998 г. Эти меры предусматривали увеличение капитала МВФ и введение новых видов финансирования (NCF и GCF) в механизм кредитования стран, выполняющих стабилизационные программы. Они предусматривали также повышение транспарентности экономической политики, что предпологает:

)Публикацию статических данных по ключевым показателям в соответствии с кодексом корпоративного поведения;

)Усиление контроля над финансовым сектором;

)Координацию деятельности ключевых международных институтов и государственных органов с целью расширения регламентации управления рисками и пруденциальных норма в финансовых учреждениях государств Группы семи и других стран;

)Требования к оффшорным центрам действовать в соответствии с международными нормами прозрачности.

Особое внимание на совещании было уделено определению конкретных мер по укреплению международной финансовой архитектуры, в том числе вопросам усиления пруденциального надзора в развитых и развивающихся странах, повышению роли МВФ в поддержании стабильности валют развивающихся стран и выработке новых методов противостоянии я финансовым кризисам и снижения наносимого ими ущерба.

Участниками совещания приняли решения провести консультации в целях достижения мировым сообществом консенсуса в отношении проведения указанных мер и выработали основные рекомендации по реформированию Бреттон-Вудских институтов. К главным направлениям реформирования МБРР относятся:

·Совершенствование организационной структуры и оперативной деятельности;

·Повышение внимания к социальным проектам, борьбе с бедностью и коррупцией, распространению передовых знаний и технологий; обеспечение более полного доступа стран-членов МБРР к информационной базе банка; подготовка кадров.

В основу механизма кредитования банком стран, переживающих финансовый кризис, была положена система предоставления экстренных займов на срок до 5 лет с высокой процентной ставкой.

В задачи МБРР входило сотрудничество с другими международными организациями и правительствами в выработке эффективного законодательства по банкротству, а в функции МВФ - продолжение кредитования стран с просроченной задолженностью и определение его условий.

В рамках МВФ предлагалось создать региональные аналоги фонда по типу связанных с МБРР многосторонних региональных банков развития, что позволит в большей степени учитывать национальную специфику стран - реципиентов помощи и более эффективно осуществлять контроль над ее использованием.

Высказывались предположения относительно учреждения специальных фондов для дополнительного финансирования испытывающих финансовый кризис стран в контексте возможных изменений в распределении страновых квот в МВФ, регулярной публикации рейтингов кредитного риска в развивающихся государствах, разграничения расчетных и инвестиционных операций и т.д. Допускалась возможность введения жесткого валютного режима, в частности валютного управления и других ограничений на валютные операции, вплоть до полного отказа от использования национальной валюты и ее замены на иностранную и тщательного мониторинга движения краткосрочного капитала.

Для проведения реформирования и повышения эффективности, доступности, гласности и ответственности МВФ предлагалось создание механизма систематической оценки эффективности операций фонда, его программ, политики и процедур путем привлечения независимых экспертов.

Основные принципы реформирования

На заседании представителей «Большой семерки» в Вашингтоне в апреле 1999 г. директор-распорядитель МВФ М. Камдессю выделил семь основных принципов реформирования мировой финансовой системы, в частности:

·Использование огромного потенциала мировой экономики, развитие новых информационных технологий, экономической и валютной интеграции на основе взвешенного макроэкономического регулирования на страновом уровне, стабилизация курсов валют и финансовых рынков, жесткой бюджетной политики, открытости экономики;

·Придание необходимого импульса экономическому развитию наиболее бедных стран посредством ускорения процесса их интеграции в мировое хозяйство;

·Достижение консенсуса мирового сообщества по вопросу целесообразности более открытого и либерального режима международного движения капиталов при сохранении осторожного и взвешенного подхода к либерализации движения капиталов странами с незрелыми финансовыми рынками;

·Обеспечение прозрачности как фундаментальной основы эффективного управления, успешного экономического развития и рационального поведения рынков;

·Повышение эффективности государственного управления и регулирования в целях оздоровления экономики и гармоничного функционирования демократических режимов. Последнее предполагает стимулирование деятельности частного сектора; расчленения сложившихся монополий; введение более простого и прозрачного режима государственного регулирования; сокращения непроизводительных государственных расходов; увеличение ассигнований на здравоохранение, образование, социальное обеспечение; снижение уровня безработицы; защиту окружающей среды; ведение постоянного диалога со всеми структурами гражданского общества с целью корректировки хода реформ и обеспечения более рационального использования результатов экономического роста;

·Разработка и принятие норм и правил «хорошего поведения». Для восстановления национальных финансовых рынков правительства пострадавших от кризиса стран создали комиссии по регулированию биржевых операций и надзору за деятельностью банков, внедрили правила учета, отчетности, банковские нормативы и др. Аналогичные механизмы регулирования целесообразно создать на всех формирующихся рынках;

·Многосторонний подход к решению финансовых проблем.


Глава 3. Узбекистан в мировой валютной системе


.1 Особенности функционирования национальной валютной системы


«Невозможная триада» Дж.Френкеля: одновременное достижение открытых рынков капиталов, независимая денежно-кредитная политика и фиксированный валютный курс невозможны . Сегодня , на пути к глобализации и интеграции развивающиеся страны довольно часто сталкиваются с подобного рода проблемами . Необходимость проведения собственной ( часто сдерживающей) независимой денежно-кредитной политики в условиях развивающейся мировой торговли и отношений между странами становится трудной задачей . Положение усугубляется развитием в последние десятилетия МВС, ставящей в зависимость экономики развивающихся стран от нестабильности в других государствах и международных рынков . До настоящего времени грамотная политика , проводимая ЦБ РУз совместно с правительством давала положительные эффекты. Однако развивающиеся отношения ставят под вопрос существование сегодняшней НВС.

После ввода в обращение сума Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отмечал: «У нас появился реальный механизм осуществления собственной, независимой от чьей-то воли, финансовой, денежно кредитной да и в целом всей экономической политики, отвечающей интересам народа Узбекистана». В течение сравнительно короткого времени, появляется новый измеритель стоимости, новые цены. Для предотвращения вывоза продуктов из страны в мае 1993 года постановлением КМ РУз «Об упорядочении денежного обращения и усиления защиты потребительского рынка республики» была введена паспортная и купонная система товаров. Такая мера позволила в значительной степени оградить внутренний потребительский рынок от рублевой экспансии. Это был первый шаг на пути к денежной реформе в республике. Система купонов свидетельствовала о том, что несмотря на огромное давление со стороны рублевого пространства, власти страны находили пути защиты интересов народа. В отличие от ближайших соседей - Туркменистана, Казахстана, вводивших национальные валюты в очень сжатые сроки и при условии жесткого ограничения количества обмениваемых советских и российских рублей, сум-купон входил в обращение без ограничения сроков и фактически обмена старых денег на новые. По указу Президента от 16 июня 1994 года, с 1 июля 1994 года на территории Узбекистана введена национальная валюта - сум в соотношении 1000 сум-купонов к одному суму. С этого дня сум стал законным платежным средством в нашей стране, а выпуск сум-купонов прекращен, но они могли обращаться еще до 1 августа. Центральный банк исходит из того, что валютная политика в условиях режима плавающего курсообразования в пределах целевого коридора в наибольшей степени способствует адаптации экономики к меняющимся внешним условиям. Одновременно такая политика формирует условия для сбалансированного решения комплекса других задач макроэкономической политики - поддержание внутренней и внешней конкурентоспособности отечественной продукции на экономически обоснованном уровне, осуществление платежей по внешнему долгу и накопление золотовалютных резервов.

В 2009 году Центральным банком будут широко использоваться рыночные инструменты монетарной политики. В частности, в целях стерилизации избыточной ликвидности на денежном рынке среднемесячный объем операций по привлечению свободных денежных средств коммерческих банков в специальные депозиты и государственные ценные бумаги возрастет в среднем в 1,5 раза. В целях предотвращения инфляционных ожиданий в 2009 году ставка рефинансирования Центрального банка будет удерживаться на уровне 14%.

Общей направленностью валютной политики в истекшем периоде 2008 года, с учетом динамики обменных курсов мировых валют, было удержание обменного курса национальной валюты в пределах целевых параметров и поэтапное снижение уровня ее девальвации. В 2008 году номинальная стоимость доллара США с 1290 сумов в начале года возросла до 1393 сумов в конце года. Такая динамика обменного курса сума обеспечила снижение инфляционного давления в экономике и одновременно сохраняла ценовые условия для конкурентоспособности отечественных товаров на международных товарных рынках. Введение в обращение новой валюты потребовало решения многих проблем, связанных с поддержкой ее стабильности и устойчивости. «Первостепенная задача - сделать нашу валюту крепкой, уважаемой в мире. Обеспечение устойчивости и высокого авторитета сума - общенациональная задача, от решения которой зависят благополучие и достаток всех граждан нашей республики». В этой связи на повестку дня ставятся новые конкретные задачи:

наполнение внутреннего рынка товарами собственного производства, удовлетворяющими все насущные потребности населения, расширение сферы услуг;

обеспечение уважительного отношения к национальной валюте внутри страны, чтобы сум воспринимался как истинный эквивалент трудовых усилий каждого работающего;

проведение сильной антиинфляционной политики.

В заключение еще раз подчеркнем, что важнейшей отличительной чертой денежной реформы в Узбекистане, делающей ее уникальной в истории современных монетарных систем, является ее социальная направленность, ориентация на защиту имущественных интересов населения страны.

При реформировании национальной валютной системы перед монетарными властями республики стояла триединая задача: обеспечить экономическую целесообразность ввода сума, укрепить доверие к новой валюте, защитить интересы народа. Был использован многоходовой, многоступенчатый вариант введения национальной валюты, основанный на постепенном, эволюционном развитии. В этом - главная отличительная черта денежной реформы в Узбекистане, не имеющей аналогов в современной мировой практике. Чрезвычайно существенным моментом можно считать включение в круг приоритетных задач и вопросы социальной защиты населения. В Республике Узбекистан валютные процедуры регулируются законами и подзаконными актами. Установлено, что органами государственного валютного регулирования являются ЦБ и Кабинет Министров руз, который; определяет порядок открытия и ведения счетов в банках на территории Республики Узбекистан в национальной валюте нерезидентами и в иностранной валюте резидентами и нерезидентами; определяет порядок открытия юридическими лицами - резидентами счетов в банках за пределами Республики Узбекистан; определяет порядок покупки и продажи резидентами и нерезидентами иностранной валюты за национальную валюту на территории Республики Узбекистан; проводит все виды валютных операций в Республике Узбекистан и за ее пределами и т.д. Сегодня с уверенность можно говорить о необходимости либерализации рыночных отношений , а следовательно и рынка валюты .


.2 Необходимость и последствия либерализации рынка иностранной валюты


Обеспечение конвертируемости сума по текущим международным операциям имеет первостепенное значение в достижении главной цели реформ - повышения благосостояния народа за счет более эффективного распределения и использования ресурсов, развития экспортного потенциала страны, стимулирования притока иностранных инвестиций, ускорения иностранных инвестиций, ускорения интеграции в мировую экономику. Как показывает мировой опыт, режим валютного рационирования, для которого характерны для которого характерны завышенность официального обменного курса национальной валюты и наличие параллельного валютного рынка, обеспечивает желаемые результаты лишь в определенных условиях.

Важнейшее из них - низкий коэффициент эластичности экспорта от обменного курса (т.е. Объем экспорта слабо зависит от изменения курса национальной валюты), что может иметь место в странах с высокой долей сырьевого, прежде всего сельскохозяйственного экспорта. Дело в том, что для аграрного сектора в целом характерна низкая ценовая эластичность предложения, связанная как со спецификой сельскохозяйственного производства, так и с особенностями крестьянской психологии. По этой причине, несмотря на завышенность обменного курса, объем экспорта значительно не сокращается. В таких случаях путем административного распределения иностранной валюты официальные власти могут оказать влияние на объем и структуру импорта, добиваясь поставленной цели. Однако подобный валютный режим обеспечивает положительный эффект лишь краткосрочном периоде. Дело том, что в среднесрочный и долгосрочной и долгосрочной перспективе эластичности экспорта от валютного курса неизбежно возрастает. В результате из-за завышенности обменного курса объем экспорта начинает сокращаться, что неизбежно тормозит темпы экономического роста и отрицательно сказывается на импорте инвестиционных ресурсов (экспорт, как известно, является основным источником импорта).

Последствия валютной либерализации. Однако существует целый ряд предпосылок сохранения и том или ином виде валютных ограничений или осторожного отношения к их ликвидации: важно обеспечить защиту национальных рынков от внешнего негативного влияния, связанного, в частности, с наплывом "горячих денег, а также с возможным их оттоком в дальнейшем; из-за волатильности основных курсовых соотношений и котировок мирового финансового рынка предсказуемость международного движения финансовых потоков ухудшилась, что обусловило неустойчивость валютных рынков;большая либерализация движения капиталов на национальном рынке несет с собой дополнительную угрозу экономического и политического давления на них. Это касается в первую очередь стран с формирующимися рынками, на которые в последнее десятилетие устремились финансовые потоки из развитых стран. Либерализация движения капитала может привести к снижению конкурентоспособности национальной банковской системы и финансового сектора экономики в целом.

Основные направления реформы внешнеторговой политики Узбекистана в процессе либерализации экономики. Система валютного регулирования и режим внешней торговли неразрывно связаны между собой, так как в конечном итоге они подчинены одной общей цели - оптимизации. В последние годы состояние платежного баланса позволяет постоянно наращивать валютные резервы Центрального банка примерно на USD 400 млн. В год. Принятые меры позволили Республике Узбекистан с 15 октября 2003 года принять обязательства по разделам 2(а), 3 и 4 Статьи VIII Статей Соглашения МВФ. В качестве критерия либерализации понимается, как правило, идея нейтральности. Программа реформ, позволяющая странам приблизиться к нейтральному торговому режиму, определяется как либерализация; политика, ведущая страну в противоположном направлении, считается отходом от реформ. В настоящее время проблемой либерализации экономики в целом и внешнеторговой политики в частности является существующий валютный режим, который выполняет роль импортного протекционизма, создавая тепличные условия для отечественных производителей, конкурирующих с импортом, и сдерживая развитие экспорта и экспортного потенциала из-за завышенности обменного курса валюты. Как показывает анализ сложившейся ситуации, девальвация курса национальной валюты с 250 до 690 сумов за 1 доллар США практически не оказала никакого влияния на уровень потребительских цен. Это лишний раз подтверждает тезис о том, что цены товаров народного потребления устанавливаются на основе обменного курса параллельного рынка. Следовательно, наиболее существенным результатом действия этого постановления стало фактическое упразднение рентной прибыли импортеров, имеющих доступ к рынку иностранной валюты для импорта товаров народного потребления. Для того, чтобы достичь относительной стабильности национальной валюты и макроэкономической ситуации в целом в процессе либерализации рынка иностранной валюты, на наш взгляд, можно предпринять следующие меры:

.Отменить квотирование продажи иностранной валюты для импорта товаров народного потребления.

2.Отменить требование о предъявлении паспорта для продажи наличной иностранной валюты резидентам Республики Узбекистан в обменных пунктах уполномоченных банков.

3.Отменить ограничения в продаже иностранной валюты.


.3 Факторы, влияющие на переход к свободной конвертации сума


Однако существуют факторы, которые не могут не быть приняты во внимание, оказывающие влияние на валютную систему:

. Конкурентоспособный реальный валютный курс. Большинство программ либерализации начиналось со снижения действующего обменного курса национальной валюты. Обесценение национальной валюты означает повышение цен на конкурентоспособные на мировом рынке товары относительно цен на неконкурентоспособные товары. Изменение в соотношении цен способствует увеличению экспорта и сокращению импорта. Без снижения реального обменного курса либерализация внешнеторговой политики может привести к ухудшению платежного баланса. Там, где позволяют условия, программа либерализации должна начинаться со значительного снижения курса национальной валюты. В конечном итоге, снижение реального обменного курса национальной валюты может уменьшить вероятность отхода от реформ. Если по производству хлопка-волокна Узбекистан занимает 5 место в мире и имеет около 5% его мирового производства экспорту - 2место в мире (после США). Узбекистан может значительно увеличить доходы от экспорта хлопка-волокна путем улучшения его переработки, создания совместных предприятий с иностранными партнерами. Однако для такого рода структурных сдвигов в экспорте продукции необходимо учитывать, что до проведения маркетинга зарубежных рынков требуется еще раз уточнить ценовую конкурентную составляющая продукции хлопкового комплекса, поскольку превышения возможных экспортных цен над мировыми сразу же сделает невозможным поставки продукции на рынки сбыта(см. таблицу 2 ) .


Таблица 2. оценка ценовой конкурентоспособности отдельных видов продукции хлопкового комплекса с учетом экспортных расходов (в пересчете на USD)

№Наименование продукцииМировая ценаЭкспортные расходыЭкспортная цена по курсу 237Соотношение экспортных и мировых ценРазница экспортных и мировых ценХлопок1Хлопко-волокно13183508180,62-500Продукты переработки хлопка2Пряжа хлопчатобумажная1,81,93,552,151,753Ткани0,550,61,12,20,554Ткани хлопчатобумажные суровые0,320,250,651,630,335Швейные изделия4517551,45106Трикотажные изделия2,8131,50,27Нитки хлопчатобумажные0,10,090,162,290,06Продукты, поставляемые хлопководству8Аммиак110120204,42,4294,49Карбамид8560148,11,6863,110Аммиачная селитра75601192,024411Сульфат аммония40601451,7110512Аммофос140602811,27141Таблица 3 . Сравнительные преимущества отдельных видов продукции хлопкового комплекса на мировом рынке (в пересчете на доллары США)

№Наименование продукцииЕд.измеренияВнутренняя цена по курсу 237Мировая ценаСоотношение внутренних и мировых ценРазница внутренних и мировых ценХлопок1Хлопко-волокнот46813180.36850Продукты переработки хлопка2Пряжа хлопчатобумажнаякг1651.80.910.153ТканиВ.м0.50.550.91-0.054Ткани хлопчатобумажные суровыеВ.м0.40.321.250.085Швейные изделияшт38450.84-76Трикотажные изделияшт22.80.71-0.87Нитки хлопчатобумажныем0.070.10.7-0.03Продукты, поставляемые хлопководству8Аммиакт84.41100.77-25.69Карбамидт88.1851.043.110Аммиачная селитрат59750.79-1611Сульфат аммоният85402.14512Аммофост2211401.5981

Из таблицы 5 видно, что хлопковый комплекс Узбекистана имеет преимущества по 10 из 12 рассмотренных видов продукции, из них 3 вида - хлопок-волокно, трикотажные изделия и нитки хлопчатобумажные - конкурентоспособны. Потенциально конкурентоспособными являются остальные 7 видов продукции. Однако наличие преимущества не означает возможность экспорта продукции на мировой рынок. Наряду с тем, что существуют внешние препятствия (такие, как высокая конкуренция и протекционизм внутренних - зарубежных рынков), перед секторами хлопкового комплекса, стоят и внутренние препятствия - сложные макроэкономические условия, отсутствие развитой институциональной инфраструктуры, административное регулирование экспорта и производства, налоговое бремя, инфляция и т.д.

В настоящее время в Узбекистане реализуются меры направленные на дальнейшую либерализацию валютного рынка.

Возможен сценарий значительного повышения официального курса. В этом случае произойдет существенное снижение внутренних цен на товары хлопкового комплекса в долларовом исчислении. Такое снижение может привести ряд товаров к ценовой конкурентоспособности на мировых рынках. Для проверки этой гипотезы нами проведены соответствующие расчеты, в которых в первом случае предполагалось, что курс официальной конвертации установится на уровне условно рыночного курса в 700 сумов за 1 доллар США, во втором случае, учитывая общие тенденции к повышению условно рыночного курса доллара, предусматривался расчет по условно выбранному курсу 1000 сумов за 1 доллар США и, наконец, в третьем случае обратным счетом рассчитывался курс национальной валюты, необходимый для товаров хлопкового комплекса, который составил 1300 сумов за 1 доллар. При этом в расчетах учитывалось, что изменение курса коснется только внутренней цены и не затронет уровня экспортных расходов, которые и в настоящее время оплачивается в долларах США, а следовательно, остаются неизменными.


Таблица 4. Расчет ценовой конкурентоспособности отдельных видов продукции хлопкового комплекса при изменении курсов национальной валюты (в пересчете на доллары США)

№Наименование продукцииМировая ценаЭкспортная цена по курсу 700Соотношение экспортных и мировых ценРазница экспортных и мировых ценЭкспортная цена по курсу 1000Соотношение экспортных и мировых ценРазница экспортных и мировых ценЭкспортная цена по курсу 1300Соотношение экспортных и мировых ценРазница экспортных и мировых ценХлопок1Хлопко-волокно13185080,39-8104610,35-8574350,33-883Продукты переработки хлопка2Ткани хлопчатобумажные суровые0,320,391,20,341,080,020,321,0103Швейные изделия4529,870,66-15,1326,010,58-18,9923,930,53-21,074Трикотажные изделия2,81,680,6-1,121,470,53-1,331,360,49-1,445Нитки хлопчатобумажные0,10,111,140,010,111,070,010,11,030Продукты, поставляемые хлопководству6Карбамид8589,831,064,8380,880,95-4,1276,060,89-8,947Аммиачная селитра7579,981,074,9873,980,99-1,0270,760,94-4,248Аммофос140134,820,96-5,18112,380,8-27,62100,290,72-39,71

Основной вывод из данных таблицы 4, состоит в том, что изменение курса национальной валюты после достижения ею определенных значений уже практически не влияет на ценовую конкурентоспособность продукции хлопкового комплекса. Если повышение официального курса, например, с 237 до его условно рыночного уровня - 700 привело к существенным изменениям в ценовой конкурентоспособности товаров, то дальнейший рост курса практически не меняет (за исключением аммофоса) позиций товаров и их градацию по степени конкурентоспособности. Более того, заметна ярко выраженная тенденция снижения влияния куса валют на конкурентоспособность товаров.


Таблица 5. Конкурентоспособность отдельных видов продукции хлопкового комплекса в зависимости от курса национальной валюты

№Наименование продукцииКонкурентоспособные пр курсеПотенциально конкурентоспособные при курсеНеконкурентоспособные при курсеI врII врIII врI врII врIII врI врII врIII врХлопок1Хлопко-волокно???Продукты переработки хлопка2Пряжа хлопчатобумажная???3Ткани хлопчатобумажные???4Ткани хлопчатобумажные суровые???5Швейные изделия???6Трикотажные изделия???7Нитки хлопчатобумажные???Продукты, поставляемые хлопководству8Аммиак???9Карбамид???10Аммиачная селитра???11Сульфат аммония???12Аммофос???Источник: ЦЭИ РУз


Существование курсового коридора является исключительно важным в проведении такого рода расчетов в масштабах оценки конкурентоспособности отечественных товаров, особенно на современном этапе подготовки к переходу на свободную конвертацию национальной валюты.

Платежный баланс. Либерализация внешнеторговой политики, представляя широкие возможности для импорта, лишает защиты отечественных производителей. Естественным является ухудшения платежного баланса на первых этапах реформ. Однако в ходе реформ в результате девальвации национальной валюты в большинстве стран объем импорта либо не возрастал, либо увеличение импорта способствовало улучшению состояния платежного баланса, так как экспорт возрастал быстрее, и валютные резервы начинали увеличиваться. Существует зависимость между состоянием платежного баланса и программой либерализации. Замедление темпов роста экспорта в большей степени, чем ускорение темпов роста импорта, оказывает негативное воздействие на ситуацию с платежным балансом. Денежные переводы.


Таблица 6. Оценка влияния денежных переводов на динамику отдельных макроэкономических индикаторов в 2002-2006 гг

Наименование индикаторовед.измерения20022003200420052006Сальдо официальных денежных переводов к ВВП% к ВВП1,82,53,54,86,8Рост располагаемых доходовНоминальныйп.п.2,43,34,66,28,8Реальныйп.п.0,60,41,12,33,1Рост денежной массыНоминальныйп.п.15,024,329,131,845,6Реальныйп.п.11,318,021,323,232,7Реальный рост располагаемых доходов населения с учетом реального роста денежной массып.п.2,12,83,95,37,4Дополнительный рост частного потребленияп.п.1,11,72,12,43,5Дополнительный прирост ВВП (за счет расширения спроса)п.п.0,30,40,60,71,0Темпы роста ВВП (факт.)%4,04,27,47,07,3Вклад денежных переводов в прирост ВВП(прирост ВВП=100%)7,510,07,510,113,9Дополнительный прирост инвестицийп.п.0,0-0,5-0,10,80,9Темпы прироста инвестиций (факт.)%3,84,87,35,79,1Вклад денежных переводов в прирост инвестиций(прирост инвест.=100%)0,4-11,2-1,714,511,0Дополнительный прирост инфляциип.п.3,35,36,47,010,0Темпы прироста инфляции (по дефлятору ВВП, факт.)%26,726,715,116,022,0Вклад денежных переводов в прирост инфляции(прирост инфляц.=100%)12,320,042,443,745,5Справочно: М2 (денежная масса)в % к ВВП12,110,312,215,114,9Располагаемый доходв % к ВВП74,275,477,177,577,5

Оценка рисков. Необходимо отметить, что усиление зависимости доходов населения от внешних переводов повышает риски макроэкономической нестабильности: Риск снижения динамики прироста ВВП, риск ускорения девальвации сума, риск роста процентных ставок, риск повышения расходов государственного бюджета на поддержание социальных программ по малообеспеченности и занятости. Возможным изменением может стать реструктуризация потоков трудовых мигрантов в сторону повышения доли квалифицированных специалистов. В данном случае динамика роста денежных переводов в Узбекистан может даже усилиться, поскольку заработки (и, соответственно, денежные переводы) квалифицированных специалистов, как правило, на порядок выше. Наиболее эффективный путь реализации механизма направления денежных переводов в инвестиционное русло- активизация возможностей различных финансовых институтов и инструментов рынков ценных бумаг. В Узбекистане «неофициальная» часть денежных переводов достигает по некоторым оценкам от 50 до 100% (т.е. самопривоз валюты достигает величины перевода денежных переводов по официальным каналам). Т.О., говоря о необходимости направления данных потоков в инвестиционное русло, речь идет, фактически, о том, как сделать «неофициальные» потоки денежных переводов видимыми. Для ответа на вопрос необходимо понимание стимулов, делающих «неофициальные» системы денежных переводов привлекательными(см. таблицу 6 ) .

.Наличие доверия является определяющей характеристикой привлекательности систем «неофициальных» денежных переводов.

.Объем переводов через организованный финансовый рынок значительно возрастет, если он достигнет уровня доверия, характерного для «неофициальных» систем денежных переводов. В настоящее время существует ряд проблем, которые не позволяют этого добиться: валютный контроль; относительно высокие транзакционные издержки осуществления денежных переводов, включая временные задержки; выполнение банками ряда несвойственных функций, в наибольшей степени «питающих» недоверие к банкам.

.Особое значение приобретает внедрение передовых информационных технологий и программного обеспечения для поддержания высокого уровня безопасности передачи. Для этого необходимо разработать автоматизированную программу для осуществления денежных переводов в национальной валюте внутри страны, размер которых возрастет в последние годы, отражая усиление процессов миграции.

.Другая причина наличия «неофициальной» части денежных переводов заключается в том, что банки, являющиеся агентами СДП, не могут обслуживать большинство сельских районов, куда направляются денежные переводы. Поэтому у сельских жителей не остается другого выбора. Решением может стать расширение инфраструктуры рынка денежных переводов посредством допуска кредитных союзов и микрофинансовых организаций, специфика работы которых предполагает, прежде всего, работу в отдаленных сельских районах.

. Еще одним направлением, возможно, в среднесрочном периоде может стать использование будущих потоков денежных переводов в качестве обеспечения (гарантии) для получения заемных средств на международном рынке ссудного капитала для повышения капитализации банковской системы. Механизм в данном случае следующий: банки, выступающие операторами на рынке денежных переводов, выпускают облигации, а в качестве гарантий по ним используют ресурсы, образуемые потоками денежных переводов.


.4 Возможность перехода к свободной конвертации национальной валюты


Либерализация экономики, составной частью которой является либерализация рынка иностранной валюты, требует внесения корректировок и во внешнеторговую политику Узбекистана, что объясняется тем, что существующая внешнеторговая политика подстроена под существующий режим валютного регулирования и административного управления экономикой. В процессе либерализации рекомендуются ввести следующие корректировки во внешнеторговую политику:

В области импортной политики:

  • Перейти к трехуровневой системе установления импортных пошлин. В первую группу, облагаемую по минимальной ставке таможенных пошлин (0-5%), целесообразно включить социально-значимые продовольственные и потребительские товары, инвестиционные товары, а также те товары, которые не производятся в Республике, но имеют важное значение для национальной экономики (например, трубы и лес). Во вторую группу, облагаемую таможенными пошлинами по средней ставке (20-30%), предлагается включить большинство товаров народного потребления, а также комплектующие изделия, аналоги которых производятся в республике. В третью группу, облагаемую таможенными пошлинами по самой высокой ставке (на уровне 50%), предлагается включить так называемые товары роскоши, т.е. Парфюмерию, алкогольную продукцию, а также готовые товары, потребление которых в республике целесообразно ограничить в целях стимулирования собственного производства (аудио- и видеотехника, телевизоры, конфеты и др.).
  • Постепенно, по мере развития внутреннего рынка товаров и услуг и приближения к мировым соотношениям цен торгуемых товаров, унифицировать ставки акцизного налога на импортные товары с акцизным налогом на продукты собственного производства, пересмотрев при этом как перечень товаров, облагаемых акцизным налогом, так и их ставку.
  • Осуществить комплекс мер по развитию конкуренции на рынке импортных товаров, особенно в потребительском секторе и социально-значимых продовольственных товаров. В частности, целесообразно принять меры по стимулированию осуществления экспортно-импортных операций субъектами малого и среднего бизнеса путем отмены 50% сбора на ввоз важнейших товаров, создания механизма доступа частного и малого бизнеса на внутренний валютный рынок.
  • Поэтапно отменить систему лицензирования и квотирования на внутреннем валютном рынке для импорта потребительских товаров;
  • Перейти от регистрации импортных контрактов в Министерстве внешних экономических связей к публикации по основным сырьевым товарам импорта максимально допустимых импортных цен для унифицированных поставок (например, на условиях СIР). Одновременно отменить требование предоставления конкурентных листов, заключений Республиканского центра по изучению конъюнктуры товарных рынков при заключении импортных контрактов или аналогичных учреждений.
  • В области экспортной политики:
  • Отменить акцизные налоги в части деятельности торгово-посреднических фирм, реализующих продукцию малых и средних предприятий;
  • Освободить весь экспорт от уплаты НДС;
  • По мере создания необходимых условий отменить запреты на экспорт товаров;
  • Принять меры по ускорению и повышению эффективности грузопотока в страны СНГ и дальнего зарубежья, с подписанием, при необходимости, соответствующих межправительственных соглашений по тарифам, транзитным пошлинам и т.д.
  • Значительно сократить список товаров, которые разрешается экспортировать только за свободно конвертируемую валюту. В этом перечне могут остаться только сырьевые товары, цена на которые на мировом рынке формируется только в долларах США, т.е. Хлопок-волокно, цветные и драгоценные металлы;
  • Пересмотреть положения, разрешающие принимать иностранную валюту в оплату товаров и услуг на территории республики.
  • В области экономической политики:
  • С целью нейтрализации возможного влияния мировых финансовых, энергетических и других кризисов на национальную экономику разработать меры, четко регламентирующие потоки, связанные с движением капитала в республики и из нее;
  • Принять меры по недопущению и предотвращению вывоза капитала из республики, в том числе нелегальным путем. В частности, целесообразно принять меры по установлению минимальных экспортных цен и по сокращению нерегистрируемого экспорта и импорта. Расширение возможностей для предоставления кредитов в иностранной валюте уполномоченными банками, а также стимулирование инвестиций в национальной валюте;
  • Либерализация валютного рынка и изменение внешнеторгового режима должны быть органично увязаны с мерами внутренней экономической политики. Это включает меры налоговой политики, фискальной политики (сокращение инвестиций, осуществляемых за счет государственных ресурсов), денежно-кредитной политики (устранение различий между наличным и безналичным сумами), а также меры по унификации таможенного режима с соседними странами.
  • Обеспечение конвертируемости сума по текущим международным операциям и принятие соответствующих обязательств потребовали разработки нового проекта Закона Республики Узбекистан О валютном регулировании, в котором были учтены замечания и предложения экспертов Международного валютного фонда. С принятием Закона на декабрьской сессии парламента в 2003 году национальное законодательство по валютному регулированию приведено в соответствие с международной практикой и положениями Статьи VIII Статей Соглашения МВФ.

Поскольку последствия либерализации рынка иностранной валюты во многом зависят от форм и методов ее реализации, возможны три вероятных варианта перехода к свободной конвертации сума по счету текущих операций:

.Немедленная отмена всех существующих на внутреннем валютном рынке ограничений без существенной девальвации обменного курса ЦБ (сценарий сдерживания завышенного обменного курса);

2.Немедленная отмена всех существующих на внутреннем валютном рынке ограничений с существенной девальваций обменного курса ЦБ

.Постепенная отмена валютных ограничений и девальвация обменного курса ЦБ до равновесного уровня.


Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты

.Закон республики Узбекистан от 07.05.1993 г.

.№841-12 «О валютном регулировании»

.Указ президента республики Узбекистан 27.06.2002 г. №уп-3099

.«О дополнительных мерах по упорядочению обращения в республике Узбекистан наличной иностранной валюты»

.Указ президента республики Узбекистан 23.09.1998 г. № уп-2079

.«О мерах по стимулированию вкладов физических лиц в иностранной валюте»

Произведения президента РУз

.Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа // Доклад Президента РУз на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 г. и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 г./ Народное слово от 30 января 2010 г.

.Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране // Доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан/ Народное слово от 13 ноября 2010 г.

.Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества - наш главный приоритет // Доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан/ ИПТД «Узбекистан», 2010

Основная литература

10.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2009. - 213 с.

11.Курс экономики Учеб. для вузов/Под ред. проф. Б.А. Райзберга - 4-е издание, переработанное и дополненное. - М: Инфра-М-2004. - 570 с.

.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. Учебник для Вузов.- 3-е издание, дополненное. - СПб.: Питер, 2009. - 408 с.

.Далимов Р.Т. Моделирование международной экономической интеграции: Ташкент «Университет», 2006.

Дополнительная литература

.Долженкова А.И. Кризисы мировой финансово-кредитной системы .-М:Феникс,2008.-252с.

Интернет-ресурсы

15.www.mf.uz <#"justify">Статьи из журналов:

.Оценка влияния процессов либерализации валютного рынка на конкурентоспособность экспортной продукции хлопкового комплекса.//Экономическое обозрение.-2001.-№9-с.18-31.

.Сиражиддинов Н. На пути к конвертации национальной валюты.//Экономическое обозрение. - 2002.-№8-с.27-33

.Тен В. Особенности введения национальной валюты в республике Узбекистан . // Рынок , деньги , кредит . - 2000.-№7-с.23-25


Теги: Валютная система современного мирового хозяйства  Диплом  Мировая экономика, МЭО
Просмотров: 9218
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Валютная система современного мирового хозяйства
Назад