Эмиссия российских депозитарных расписок
Соколова Ольга
На данном этапе развития российского фондового рынка проблема привлечения иностранных финансовых инструментов становится все более актуальной. Как следствие, вопросы о путях, позволяющих решить возникшую проблему, остаются открытыми. Данная статья посвящена анализу выбранного пути, а именно выпуску российских депозитарных расписок, как возможности отечественных инвесторов вкладывать средства в зарубежные активы. Речь пойдет об особой важности РДР, как средства стабилизации фондового рынка и возможности расширения спектра финансовых инструментов, доступных российским инвесторам. Необходимо также рассмотреть ключевые проблемы выпуска дериватива, связанные с особенностями российского законодательства и экономической среды, и возможные пути их устранения.
Почему РДР необходимы?
Впервые вопрос о выпуске РДР был поднят в 1998 году Денисом Соловьевым, настоящим директором национального депозитарного центра. Он написал научное обоснования для выпуска данного дериватива, акцентируя внимание на перспективе привлечения иностранных эмитентов на отечественный фондовый рынок. В данной работе была проведена аналогия с АДР (Американскими депозитарными расписками), выпускаемыми Банком Нью-Йорка, что позволило изучить уже существующие депозитарные расписки и оценить мировой опыт выпуска данных финансовых инструментов. Однако в 1998 году Россия была скорее заинтересована в привлечении капитала из-за границы за счет эмиссии ценных бумаг и их размещения за рубежом, поэтому работа Соловьева оказалась несколько преждевременной. Тем не менее вопрос о выпуске РДР оставался открытым в течении следующих 10 лет и постоянно обсуждался на "круглых столах" и всевозможных конференциях. За последнее десятилетие Россия имела возможность наблюдать за развитием мирового рынка депозитарных расписок, который начинал приобретать все большую популярность. Приведенная ниже таблица, иллюстрирующая годовое количество и стоимость депозитарных расписок, торгуемых на американском фондовом рынке, является ярким примером успешного функционирования данного финансового инструмента. Как видно из таблицы, количество депозитарных расписок с 1997 до 2012 года увеличилось в 18,5 раз, а стоимость возросла более, чем в 10.
Таблица 1. Депозитарные расписки, торгуемые на фондовом рынке США.
ГодыКоличество (млрд. штук) Стоимость (млрд. долл.) 199712,4503199815,5563199915,9667200028,71185200131,1752200232,1550200333,1630200437,4852200539,21000200652,61500200776,429002008118370020091263500201017442562011201501320122305230
Тем не менее, развитие российского фондового рынка к настоящему моменту уже достигло того уровня, когда инвесторы готовы выходить на международный рынок и инвестировать в зарубежные компании. Данный процесс также важен с точки зрения интеграции России в мировую экономику и растущей потребности отечественных инвесторов в расширении спектра возможных вложений свободных средств.
Круг задач, которые решает РДР, достаточно широк. Рассмотрим конкретные цели, поставленные перед новым для российского фондового рынка финансовым инструментом:
1.Стабильный инвестиционный портфель, поведение которого более предсказуемо. Российский фондовый рынок является волатильным, так как зависит от цен на углеводороды. На данный момент доля акций компаний, занимающихся добычей и обработкой нефти, в российских инвестиционных портфелях составляет в среднем 42%.
Поэтому единственной возможностью стабилизировать портфель и обеспечить рост доходов инвесторов в тот период, когда цены на акции нефтяных компаний падают, является предложение большего количества финансовых инструментов, цены на которые будут расти в тот же период. Таким образом инвесторы смогут диверсифицировать риски, добавляя в свой портфель ценные бумаги иностранных эмитентов. Этот вопрос обсуждался Денисом Соловьевым, заместителем директора Национального депозитарного центра, и Ириной Вахраневой - региональным директором Банка Нью-Йорка в России. Они пришли к единому мнению о том, что РДР могли бы успешно справляться со стабилизацией инвестиционного портфеля до того момента, пока на российский рынок не придут промышленные и работающие в инновационной сфере компании.
2.Возможность осуществления вложений за границу для небольших инвестиционных фондов и частных инвесторов. Так как РДР предполагает осуществление вложений за границу на основании норм национальной правовой системы, то риск подобных инвестиций автоматически снижается, так как права инвестора оказываются под защитой государства. Это является одной из основных причин роста интереса к этому виду финансового инструмента. РДР становится привлекательными не только для крупных компаний, но и для портфельных инвесторов, так как позволяют получать максимальную прибыль с минимальными потерями и рисками. Минимизация потерь в данном случае происходит за счет отсутствие издержек на проведение исследования норм иностранных правовых систем. Денис Соловьев также отмечает рост возможных путей оптимального вложения клиентских активов, что является актуальной задачей для компаний, занимающихся инвестиционной деятельностью.
3.Возврат части потраченных средств. Так как глобализация рынка товаров и услуг происходит быстрее, чем тот же процесс на рынках ценных бумаг, то стоит отметить, что российские резиденты не имеют возможности получения части потраченных на иностранные товары средств обратно в виде дивидендов по акциям, так как они не имеют права вложиться в иностранный финансовый инструмент. Распространение РДР, как возможности инвестировать, например, в те же компании, чьи товары и услуги покупают отечественные инвесторы, позволит получать обратно некоторую часть потраченной суммы.
Из вышесказанного следует, что РДР представляет собой следующую ступень в развитии российского фондового рынка. Так происходит, потому что правительство поставило своей целью создание международного финансового центра, что подразумевает наличие сегмента обращения иностранных ценных бумаг, "мостом" к которому в данном случае выступают РДР.
Проблемы выпуска РДР
Однако при рассмотрении процесса интеграции России в мировой финансовый рынок за счет РДР возникают две основные проблемы: экономическая и правовая.
Экономический аспект проблемы выпуска РДР
В первую очередь стоит задуматься о том, перевешивает ли выгода от открытия российского фондового рынка для иностранных финансовых инструментов издержки реализации такого плана. Выгодой в данном случае действительно является начало интеграции, более стабильные инвестиционные портфели, возможность осуществления вложений за границу для портфельных инвесторов и т.д. Однако выгодой это будет признано лишь тогда, когда остальные факторы, влияющие на формирование сегмента рынка иностранных бумаг, будут полностью учтены. К таким факторам относятся следующие:
·Характеристики иностранных компаний, которые могли бы стать потенциальными эмитентами ценных бумаг, предложенных на российском рынке в виде РДР;
·Характеристики самих финансовых активов, предлагаемых российским инвесторам.
В данный момент российский рынок не является привлекательным для крупных американских и европейских эмитентов, о чем свидетельствует присутствие на отечественном рынке единственного эмитента, предлагающего свои ценные бумаги посредством выпуска РДР. Речь идет о российской компании РУСАЛ, которая занимается производством алюминия и глинозема. Важно отметить, что случай выхода российской компании на отечественный рынок через иностранные биржи является не совсем обычным. Тем не менее, некоторые компании, являющиеся по своей природе российскими, не участвуют в торгах на российских биржах, а сразу выходят на иностранные торговые площадки в процессе "охоты за капиталом". Причиной для возвращения РУСАЛа на российский рынок стала потеря ликвидности на Гонконгской бирже. На следующем графике представлены архивные значения стоимости РДР компании РУСАЛ за все время своего существования. По мнению Марии Ивановой, которая является руководителем депозитарного управления ООО "Дойче Банк", ликвидность РДР данной компании должна была бы превысить ликвидность обыкновенных акций РУСАЛ в ближайшем будущем, что случилось, однако произошедшее увеличение ликвидности не поправило общую ситуацию ухудшения финансового положения компании, которое наблюдается последние три года.
Также основным аргументом против открытия российского рынка для иностранных эмитентов является опасение "утечки капитала из страны". Многие эксперты все еще считают, что проблема притока капитала и возможные пути его привлечения остаются первоочередной задачей России, поэтому расширение спектра финансовых инструментов за счет добавления иностранных ценных бумаг в инвестиционные портфели оказалось бы нецелесообразным.
С экономической точки зрения существует еще одна проблема, связанная непосредственно с расширением круга задач потенциального депозитария РДР, наиболее важной из которых становится создание стратегий, позволяющих получать достаточную выгоду от эмиссии РДР, которая складывается из получения комиссионных и разработки оптимальных тарифных планов по обслуживанию данного финансового инструмента. По мнению Марии Ивановой, решение задачи максимизации прибыли в новых условиях является непростой задачей, которая несет с собой увеличение риска и ответственности, поэтому выбору подходящего депозитария должно уделяться достаточно внимания. Тем не менее, с ее точки зрения, банк-кастодиан не несет никаких дополнительных издержек и круг его задач остается прежним.
Учитывая все вышесказанное, общая выгода от интеграции России с мировым фондовым рынком будет скорее положительной. Нельзя также упускать из рассмотрения тот факт, что возможности отечественного фондового рынка ограничены, и рано или поздно потребность во взаимодействии станет ощущаться сильнее, а отсутствие каналов обратной связи с развитыми странами окажется серьезной преградой для дальнейшего развития национальной экономики.
Правовой аспект проблемы выпуска РДР
Особенности российского законодательства таковы, что правовой аспект проблемы выпуска РДР оказался более значимым, нежели экономический. Основным законом, регулирующим выпуск и обращение РДР, является Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 282-ФЗ <#"justify">1.Возможность регулятора контролировать выпуск неспонсируемых расписок;
2.Застрахованность инвесторов.
Однако, по мнению Ирины Вахраневой, регионального директора Банка Нью-Йорка в России, и Сергея Бережного, начальника управления операциями с ценными бумагами в "Дойче Банке", все вышеприведенные требования являются ненужными и замедляющими процесс выхода отечественных инвесторов на иностранные рынки.
В частности Ирина Вахранева аргументирует свое несогласие с подобными требованиями, приводя примеры крупных международных компаний, которые начинали свой путь не имея листинга. Такими были некоторые российские эмитенты в эпоху становления российской биржи. Они выходили сразу на зарубежные фондовые рынки. К таким компаниям можно отнести Peter Hambro Mining, Sibir Energy, X5 Retail Group, Imperial Energy, Aricom и т.д.
Но с другой стороны это полезно для поддержания минимальной ликвидности и с точки зрения уменьшения уровня риска, ведь когда компания котируется на иностранных фондовых биржах, вероятность того, что российский инвестор потеряет деньги уменьшается.
Ярким примером в данном случае являются АДР, которые делятся на разные типы в зависимости от количества листингов и качества отчетности. Чем меньше листингов и чем менее качественная отчетность у компании, тем более ограниченному кругу инвесторов она может предложить купить свои ценные бумаги.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Российский фондовый рынок не является привлекательным как для крупных иностранных эмитентов по понятным причинам, так и для стран СНГ, которые занимаются торговлей американскими и глобальными депозитарными расписками. Именно поэтому правовой аспект проблемы является в данном случае решающим. Ограничивая число потенциальных иностранных эмитентов высокими законодательными требованиями, Россия тем самым снижает вероятность того, что какой-либо иностранный эмитент будет заинтересован в привлечении капитала именно из России. Выдвигая требование об обязательном присутствии листинга и обращении на определенных иностранных фондовых биржах, правительство защищает российских инвесторов, но оно также лишает их разнообразия финансовых инструментов, ради которых изначально РДР и создавались, то есть ставит преграду для потенциально возможных эмитентов, которые, не имея листинга, были бы заинтересованы в выпуске РДР. Таким образом, на начальной стадии развития данного финансового инструмента, выбор должен оставаться за "эмитентом", и только в случае успешного выхода на рынок и дальнейшего развития РДР могут быть внесены поправки в закон, которые будут иметь своей целью защиту отечественных инвесторов от повышенных рисков, связанных с характеристикой эмитентов и эмиссионных бумаг.
российская депозитарная расписка инвестор
Список использованной литературы
1.Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 282-ФЗ <http://www.consultant.ru/document/cons_s_017E48BF62199343A5A836C1434DAC155C7EB3845385D340721AABC426451D98/>).
.Меньшикова Анна "Депозитарные расписки: перспективы развития", 2006.
.Опрос экспертов "В Россию через Гонконг", 2011.
4.RTS биржа "Выпуск российских депозитарных расписок", 2012
5.Moscow Exchange "Innovation in legislation, 2012.
.MMBБ http://www.micex.ru/marketdata/quotes? secid=RUALR <http://www.micex.ru/marketdata/quotes?secid=RUALR>.
7.Медведева М. "Организация в России рынка ценных бумаг иностранного эмитента", 2012.
.Программа на телеканале РБК-ТВ "РДР: задача для депозитария", 2007.
.Соловьев Д. "Российские депозитарные расписки, как способ увеличения ликвидности российского рынка ценных бумаг", 2006.