Финансы в страховании Республики Беларусь

РЕФЕРАТ


Объект исследования - страхование.

Предмет исследования - финансы в страховании Республики Беларусь.

Цель работы: рассмотреть действующие в настоящее время в Республике Беларусь и в зарубежных странах организационно-правовые формы страховых организаций, дать оценку перспективам развития страхования в Беларуси.

Методы исследования: сравнительного анализа, аналитический, описания, классификации, статистический.

Исследования и разработки: проведен анализ действующей практики страхования в Республике Беларусь, в результате которого выделены перспективы развития страхования.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.


ВВЕДЕНИЕ


Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

Однако предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от таких явлений, как кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.

Кроме того, изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связанно с интересами населения, а проблема возмещения потерь для человека всегда была и остается первостепенной.

Многовековой опыт и история страхования убедительно доказали, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Все это свидетельствует об актуальности выбранной темы на данном этапе развития экономики.

Цель работы - рассмотреть действующие в настоящее время в Республике Беларусь и в зарубежных странах организационно-правовые формы страховых организаций, дать оценку перспективам развития страхования в Беларуси

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть основные принципы организации финансов страхования и дать им краткую характеристику;

проанализировать состояние страхового рынка в Республике Беларусь;

выявить перспективы развития страхования в Республике Беларусь.

Объект исследования - страхование.

Предмет исследования - финансы в страховании Республики Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий. Здесь можно отметить таких известных авторов как Зайцева М.А., Щербаков В.А., Федорова Т.А., Шахов В.В., Скамай Л.Г. и т.д. В своих трудах эти и другие авторы в большей степени уделяют внимание теоретическим аспектам страхования. Также использовались законодательные и нормативные акты, ресурсы Интернет, справочники, материалы периодических изданий по теме исследования.


1. Содержание основных принципов финансов страхования


В условиях перехода к рыночной экономике страхование принадлежит к числу наиболее быстро развивающихся отраслей хозяйственной деятельности. Рыночная экономика, и прежде всего негосударственный сектор народного хозяйства, предъявляет спрос на различные виды страхования, так как частная собственность, в отличие от государственной, нуждается во всеобъемлющей страховой защите.

Страхование - это особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам. При этом под перераспределением рисков среди страхователей следует понимать особый процесс, при котором потенциальный риск нанесения ущерба имущественным интересам каждого страхователя распределяется на всех и как следствие - каждый страхователь становится участником компенсации фактически нанесенного ущерба. Ключевым моментом в таких отношениях является уплата страхового взноса (страховой премии) страховщику, обеспечивающему организацию перераспределительного процесса. Однако это не означает, что при недостатке собранных страховых взносов страховщик свободен от компенсации ущерба, нанесенного хозяйствующему субъекту. Особенность страховой деятельности как вида предпринимательства заключается именно в том, что ей присущ известный предпринимательский риск, обусловленный обязанностью страховщика компенсировать оговоренный заранее по причинам возникновения и размеру ущерб, в том числе и за счет собственных источников [2, c.35].

Страхование осуществляется в случаях, когда вероятность наступления рисков может быть оценена и существуют определенные финансовые гарантии со стороны страховщиков о компенсации ущерба.

Страховая деятельность связана с обеспечением страховой защиты носителей имущественных интересов - страхователей - путем перераспределения связанных с их деятельностью страховых рисков. Такое перераспределение возможно только в отношении рисков - случайных событий, наступление которых влечет за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан или нанесение ущерба имуществу, имущественным интересам граждан и юридических лиц и характеризуется одновременно случайностью и вероятностью их наступления. Именно из-за случайности наступления страхового случая из числа рисков, которые могут быть приняты на страхование, исключаются достоверные события.

В ряду основополагающих принципов страхования следует различать экономические принципы функционирования системы страхования и принципы осуществления страховых правоотношений.

К основополагающим экономическим принципам страхования относятся:

) принцип наличия страхового интереса;

) принцип страхуемости риска;

) принцип эквивалентности.

Принцип наличия имущественного интереса. В страховании действует основополагающий принцип: "без интереса нет страхования". Иными словами, когда речь идет, например, о страховании имущества, то подразумевается защита, страхование интереса, связанного с сохранностью данного имущества. Для определения того, существует ли страховой интерес в каждом конкретном случае обращения за страховой защитой, необходимо ответить на вопрос: имеются ли обстоятельства, связанные с существом интереса, могущие причинить вред (ущерб) заинтересованному лицу? Если ответ на вопрос положительный, а это означает, что существует реальная возможность причинения вреда (ущерба), то страховой интерес присутствует и страховая зашита в отношении такого интереса может быть предоставлена [12, c.143]. Законодательно установлена обязательность существования интереса у страхователя (выгодоприобретателя) в сохранении имущества. Эта норма играет важную роль в построении соответствующих страховых отношений. Кроме того, при страховании имущества не допускается назначение лица, не имеющего интереса в сохранении застрахованного имущества, выгодоприобретателем по договору страхования.

Согласно общему правилу страховой интерес должен присутствовать на момент заключения договора страхования (во всех видах страхования, кроме страхования грузов), либо заинтересованное лицо должно иметь страховой интерес на момент наступления страхового случая (в транспортном страховании грузов). В течение периода действия договора страхования страховой интерес может быть утрачен, например, в связи с гибелью имущества по причинам, иным, чем наступление застрахованных событий. В этом случае договор страхования прекращается, но страховая премия, уплаченная страхователем, не возвращается, так как каждый день на протяжении периода действия договора страхования, в течение которого существовал и был защищен страховой защитой страховой интерес, страховщик нес ответственность в полном объеме, и в любой момент мог реализоваться риск, который нес на себе страховщик, как в определенной части, так и в объеме 100% ответственности по договору страхования.

Страхование не допускается в отношении следующих интересов:

1) противоправные интересы. Не допускаются действия физических и юридических лиц, если они осуществляются исключительно с намерением причинить ущерб (вред) другому лицу, а также, если это намерения злоупотребить правом в иных формах;

2) расходы, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников;

3) убытки от участия в играх, лотереях и пари.

Принцип страхуемости риска. Риск лежит в основе страхования и в самом общем виде определяется как вероятность распределения результата хозяйственной деятельности и жизнедеятельности субъекта в областях благоприятных и неблагоприятных отклонений. Неоднозначность и разнообразие указанных результатов вытекают из неопределенности факторов воздействия внешней среды, недостатков информации, свойственных процессу принятия решений, внутренних особенностей субъекта и т.д. Так, неопределенность факторов воздействия внешней среды проявляется в том, что предполагаемые, прогнозируемые результаты от принимаемых субъектом решений и совершения действий не совпадают с реально проявившимися (оказываются недостижимыми или принципиально иными), а случайность проявления указанных факторов состоит в том, что все они проявляются независимо от воли самого субъекта.

В частности, указанные случайные и неопределенные факторы воздействия внешней среды могут обнаруживаться в результате следующих проявлений:

·в природной среде - в виде наводнения, землетрясения, сели, извержения вулкана, цунами, бури и прочих природных опасностей и катастроф;

·в технологической и (или) техногенной среде - в виде аварий в системах жизнеобеспечения предприятия (например, в системах энергоснабжения); аварий в системах обеспечения безопасности различных производств и как результат этого - выбросов загрязняющих веществ и их компонентов; прочих аварий технологического и техногенного характера;

·в общественной (социальной) среде - как действия властей, изменения законодательства, недовольство населения социальными и экономическими условиями жизни, которые могут проявляться локально либо всеобще в виде забастовок, локаутов, гражданских волнений и т.п.;

·в рыночной среде - как формирование отрицательного имиджа предприятия, проявление принципов конкуренции, отзыва продукции с рынка в силу определенных случайных причин ее непригодности к использованию потребителями и т.п.

Случайность и неопределенность факторов воздействия недостатков (неполноты, недостоверности, неоднозначности) информации или факторов, связанных с внутренними особенностями субъекта, может проявляться в вероятностном распределении возможных результатов принятия решений, отклоняющихся от ожидаемого, прогнозируемого результата.

Риск как вероятность отклонения фактического результата принятия решения от ожидаемого, причем в его отрицательном проявлении, и соответственно как распределение вероятностей неблагоприятных результатов, может быть оценен экономически, а потому наиболее часто используется в страховании. Например, отклонение фактического результата от ожидаемого может проявиться в утрате имущества, в потере дохода предприятия в результате прерывания процесса производственной деятельности, в несении непредвиденных расходов в связи с обязанностью предпринимателя возместить ущерб, причиненный третьим лицам в результате принятых хозяйственных решений, и т.д. Иными словами, для предпринимателя все указанные проявления есть не что иное, как ущерб, который поддается экономической оценке.

Из всего изложенного вытекают общие критерии страхуемости рисков:

а) случайный характер событий (факторов), повлекших возникновение ущерба;

б) возможность экономической оценки риска;

в) однозначность выделения (идентификации) риска;

г) однородность и множественность рисков;

д) субъективность риска.

Случайный характер событий (факторов), повлекших возникновение ущерба является первостепенным критерием в принятии решения страховщиком о том, поддается ли рассматриваемый риск страхованию. Случайный характер проявляется в неизвестности самого факта (например, в страховании имущества, ответственности) и (или) времени возникновения ущерба либо проявления события, влекущего негативный результат (например, в страховании жизни). Следует четко различать случайность как неизвестность факта и времени возникновения негативных проявлений страхового события и возможность их наступления: случайность не отрицает существование возможности. Но случайность - это и неопределенность в отношении величины возможного ущерба. В соответствии с теорией распределения ущербов, которая проявляется в форме убывающей кривой, мелкие и средние ущербы встречаются гораздо чаще, чем крупные.

В теории и практике страхования исследуют и иные проявления ущербов, например, периодичность, с которой в том или ином виде страхования проявляются именно крупные ущербы, характерные или нехарактерные для данного вида страхования. Это, тем не менее, не означает, что если крупный ущерб в страховании, например, от огня или сопутствующих рисков в среднем (конечно, это зависит от типа объекта, принятого на страхование, а также от иных факторов риска) проявляется один раз в пять-шесть лет, то он не может наступить как в последний год такого условно выделенного периода, так и в первый год принятия отдельно взятого риска на страхование. В этом смысле также можно говорить о случайности и неопределенности проявления риска в отношении величины возможного ущерба.

Случайность означает и отсутствие воли страхователя, направленной на наступление события, влекущего негативные последствия. В противном случае речь идет о преднамеренных, осознанных действиях страхователя, направленных на наступление события, застрахованного по страховому полису. А убытки, вызванные преднамеренными действиями, являются основанием освобождения страховщика от обязанности возмещать их. В белорусской правоприменительной практике это единственный случай проявления воли страхователя, который не обладает признаками случайности. Небрежные действия страхователя в этом смысле относятся к категории случайных проявлений, если только законом не предусмотрено иное. И действительно, довольно часто ущербы, возникшие в результате проявления небрежных действий страхователя, возмещаются страховщиками согласно условиям страхового покрытия (например, страхование автогражданской ответственности, страхование ответственности врачей и т.п.). Было бы несправедливо утверждать, что и зарубежная практика столь однозначно относится к понятию небрежности в страховании в смысле проявления принципа случайности событий, влекущих возникновение ущерба. Так, законодательства многих стран (в частности, Германии, Нидерландов, Дании) в этом смысле проводят различия между небрежностью и грубой небрежностью. Грубая небрежность довольно часто приравнивается к неслучайным преднамеренным действиям (в качестве примера может служить страхование строительно-монтажных работ).

Возможность экономической оценки риска предполагает, что последствия реализации риска должны быть объективно измеримы, т.е., с одной стороны, должна существовать возможность определения количественной характеристики вероятностного распределения ущерба, а с другой - возможность оценить максимально вероятный ущерб от реализации риска. Важно учитывать, что установление количественной характеристики вероятностного распределения ущерба носит весьма условный характер, так как довольно часто качество информации о риске неоднородно. И вообще сама информация о риске носит по преимуществу субъективный характер. Более того, чем выше степень новизны риска (например, в фармакологии, генетике, космической промышленности и т.п.), тем ниже качество принимаемых оценок.

Количественный показатель вероятности распределения ущербов проявляется в установлении максимально возможного ущерба. В практике страхования используются различные критерии (базы) определения величины максимально возможного ущерба. Это и критерии "максимально возможного ущерба", и "максимально вероятного ущерба", и "максимально допустимого ущерба", и многие другие. Крупные единичные ущербы встречаются нечасто, однако их последствия для страховой организации могут быть разорительными, поэтому установление максимально возможного ущерба относится, скорее, к технике страхования, а наряду с ней и к критерию страхуемости риска с точки зрения субъективных (финансовых) возможностей каждого конкретного страховщика.

Таким образом, помимо объективных оснований выбора той или иной базы установления максимально возможного ущерба, учитываются и субъективные особенности портфеля страховщика, его структуры и качественного наполнения, структуры и качества перестраховочной защиты и многие другие факторы.

Однозначность выделения (идентификации) риска предполагает, что риски (опасности), принимаемые на страхование, должны иметь четкое определение (идентификацию) в договоре страхования. Конечно, такая идентификация может быть достигнута за счет формирования структуры страховой защиты как на основе "поименованных опасностей", так и на основе страхования "от всех рисков". Так, концепция "поименованных опасностей" предполагает, что покрытие предоставляется лишь от тех опасностей, которые четко и однозначно оговорены в договоре страхования. Например, в договоре страхования от огня и сопутствующих рисков это может быть базовое покрытие "FLExA" (английская аббревиатура от Fire - Lightning - Explosion - Aircraft, что означает "огонь, удар молнии, взрыв, падение летательного объекта или его частей"), залив водопроводной водой, наводнение, землетрясение и т.п. Идея второй концепции заключена в том, что страховая защита предопределяется в отношении "всех опасностей", кроме тех, которые составляют существо исключений, согласованных в договоре страхования. Применение данной концепции формирования страховой защиты все же не означает, что страховщик принимает на страхование совокупно без идентификации все риски, характерные для деятельности страхователя. Ее особенность состоит лишь в том, что указанная идентификация достигается за счет подробных исключений из объема страхового покрытия.

Данный критерий обеспечивает страховщику возможность отклонять требования страхователя о возмещений ущерба, не обоснованные с точки зрения неопределенности причины возникновения ущерба.

Однородность и множественность рисков является одним из определяющих критериев страхования. Страхование как механизм распределения убытков одного субъекта между множеством других субъектов за счет формирования специального фонда из средств, уплачиваемых каждым из данного множества субъектов, позволяет выделить такой критерий, как однородность и множественность рисков. Так, чтобы риск поддавался страхованию, крайне важно, чтобы его можно было отнести к какой-либо категории однородных рисков. Именно этот фактор позволяет применять теорию и практику вероятностного распределения ущербов. Немаловажно, однако, и то, чтобы выделенная группа однородных рисков обладала признаками множественности, т.е. чтобы к ней был применим закон больших чисел. Именно это, с одной стороны, служит предпосылкой оценки вероятности наступления события, а с другой - позволяет облечь такие оценки в механизм страхования, в частности, определить величину страховой премии, уплачиваемой страхователем страховщику за риск, принимаемый страховщиком на страхование. Если множественность однородных идентифицированных рисков достаточна, это позволяет установить приемлемую для потребителя стоимость страховой защиты. В противном случае модель страховой защиты в отношении рисков, не соответствующих данному критерию, может стать идеальной, но не востребованной потребителем по причине ее высокой стоимости.

Применительно к критерию субъективности риска можно говорить о том, что риск должен иметь воздействие на результаты конкретного субъекта, чьи имущественные интересы приняты на страхование. Сам факт проявления риска еще не является достаточным основанием для вынесения суждения о наличии страхового события. Такая реализация риска должна затронуть интересы конкретного страхователя. И если сам риск носит объективный характер, то результат его проявления, который поддается страхованию, всегда субъективен, или, говоря иначе, субъектен, и проецируется в виде отрицательных последствий на конкретного страхователя.

Принцип эквивалентности гласит: по результатам определенных отрезков времени либо выделенных тарифных периодов/периодов страхования (в идеале их необходимо соотносить с периодичностью проявления мелких, средних, крупных ущербов) должен достигаться принцип экономического равенства между общей суммой страховой нетто-премии, уплаченной конкретным страхователем за тарифный период, и совокупной суммой возмещений, выплаченных страховщиком в связи с наступившими страховыми случаями за указанный период.

В доктрине и практике реализации страховых правоотношений выделяют следующие фундаментальные принципы:

) принцип наивысшего доверия сторон;

) принцип выплаты страхового возмещения в размере действительного убытка;

) принцип наличия причинно-следственной связи убытка и события, его вызвавшего;

) принцип контрибуции;

) принцип суброгации [12, c.46].

Принцип наивысшего доверия сторон известен еще и как правовая доктрина Uberrimae fidei. Принцип наивысшего доверия сторон (Utmost Good Faith), или принцип предельной честности, - основополагающий принцип любого договора страхования. Содержание данного принципа состоит в безусловной обязанности сторон договора страхования раскрывать друг другу все существенные обстоятельства, имеющие к нему отношение. Таким образом, страхователь, обращаясь за страховым покрытием в отношении того или иного риска, обязан перед заключением договора раскрыть страховщику любое существенное обстоятельство, которое ему известно в отношении риска, передаваемого на страхование. По общему правилу страхователя считают осведомленным в любом обстоятельстве, которое в обычном ходе дел он должен знать.

Принцип наивысшего доверия сторон проявляется также в институте гарантий (Warranties). В английском законодательстве положения договора традиционно подразделяются на условия и гарантии, т.е. относительно менее важные (или дополнительные) положения договора страхования, налагающие на страхователя обязанность сохранять определенное положение вещей, предпринимать или не предпринимать какие-либо действия в течение периода действия договора страхования.

В белорусском законодательстве сказано, что при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства неизвестны и не должны быть известны страховщику. При этом существенными признаются обстоятельства, которые определенно оговорены страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе. Таким образом, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику все известные ему обстоятельства, имеющие существенное значение для определения степени страхового риска, а также размера возможных убытков от его наступления, если такие обстоятельства неизвестны или не должны быть известны страховщику. При этом существенными признаются, по крайней мере, те обстоятельства, которые четко и однозначно обозначены (запрошены страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе. Таким письменным запросом, как правило, является письменное заявление на страхование, заполняемое страхователем до заключения договора страхования. Обычно такие стандартные формы заявлений разрабатываются страховщиком по каждому из видов страхования, учитывая его особенности.

Правовые последствия нарушения принципа наивысшего доверия в белорусском праве сводятся к следующему: если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное отношение к риску, принятому страховщиком на страхование, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным.

Принцип выплаты страхового возмещения в размере действительного убытка гласит: выплачиваемое страховщиком возмещение должно вернуть страхователя, потерпевшего ущерб, точно в такое же финансовое положение, в каком он был до наступления ущерба, т.е. страхование не может служить средством извлечения выгоды, а должно выполнять свою главную функцию - защитить страхователя от неблагоприятных последствий проявления застрахованных событий, выразившихся в ущербе.

Принцип наличия причинно-следственной связи убытка и события, вызвавшего его. Определение причины возникновения ущерба важно для решения вопроса о страховой выплате. Событие, на случай наступления которого проводится страхование, является одним из существенных условий договора страхования жизни. Особенно важны четкая формулировка причины, вызвавшей наступление страхового события, а также разделение фактической и непосредственной причины его наступления. На практике для определения, является ли произошедшее событие страховым или нет, рассматривается фактическая причина его возникновения. Например, одним из наиболее часто встречающихся исключений из страхового покрытия по договору страхования жизни является смерть застрахованного в результате самоубийства или попытки самоубийства (в течение определенного периода действия полиса). Так, если застрахованный погибает в автомобильной катастрофе, то непосредственной причиной его смерти является травма, полученная в результате дорожно-транспортного происшествия, что подпадает под определение страхового случая, и страховое обеспечение должно выплачиваться. Однако в дальнейшем может выясниться, что застрахованный неоднократно пытался покончить с собой и в данном случае намеренно выехал на встречную полосу, чтобы расстаться с жизнью. Таким образом, фактической причиной его смерти явилось стремление к самоубийству, и в этом случае страховое обеспечение выплачиваться не будет.

Принцип контрибуции является естественным развитием принципа выплаты страхового возмещения в размере действительного убытка, призванного воспрепятствовать страхователю в извлечении выгод от страхования. Он призван контролировать распределение суммы возмещения между страховщиками при двойном и многократном страховании таким образом, чтобы страхователь не смог дважды или несколько раз получить возмещение по одному и тому же событию.

Действие принципа контрибуции подчиняется общеправовым нормам, которые сводятся к следующему. Чтобы говорить о применимости принципа контрибуции, должно существовать по меньшей мере два полиса, защищающих:

а) один и тот же страховой интерес;

б) в отношении одного и того же предмета страхования;

в) от одной и той же опасности.

Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость в результате страхования одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость.

Принцип суброгации, или перехода к страховщику, выплатившему возмещение, права требования (в пределах выплаченной суммы возмещения), которое страхователь имеет к виновному в убытках лицу, предполагает следующее. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, то к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.

В рамках осуществления указанного права страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства, а также сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования. Отказ от передачи документов, доказательств, сведений и т.п., либо, если осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя (выгодоприобретателя), влечет за собой освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей его части, иными словами, страховщик вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения.

Таким образом, страхование представляет собой особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам.


2Организационно-правовые формы страхования организаций


Основными законодательными актами в области регулирования страховой деятельности являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также Закон о страховании и некоторые другие законодательные акты. Указанные документы определяют основные деятельности. Важной особенностью является то, что страховая организация может организационно-правовые требования к созданию страховой компании.

Так, по правилам Закона о страховании страховщиком может быть только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Беларусь для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном законом порядке.

Согласно ГК РБ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, т.е. с момента его государственной регистрации. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Страховщик может осуществлять страхование лишь после получения лицензии на проведение страховой создаваться только для осуществления страховой деятельности. Однако страховая компания вправе быть учредителем (участником) других предприятий, фирм в той или иной организационно-правовой форме, предметом деятельности которых являются производственная, торгово-посредническая или банковская деятельность.

Целевая направленность страхования на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц, особенности формирования денежных фондов (страховых фондов) из уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) обусловливают определенные экономические нормативные требования к созданию и деятельности страховых организаций. Соблюдение этих требований обеспечивает финансовую устойчивость, платежеспособность страховщиков, доверие к ним страхователей.

Основными из этих требований являются следующие:

. Требования к минимальному размеру уставного фонда страховой компании. Минимальный размер уставного фонда, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009 года «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», устанавливается в сумме, эквивалентной:

а) 1млн. евро - для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни;

б) 2млн. евро - для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

в) 5млн. евро - для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность.

. Гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховой компании. Согласно Закону РБ «О страховании» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

. Нормативные требования к формированию и инвестированию страховых резервов. В соответствии с Законом о страховании для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.

Страховые резервы не подлежат изъятию в республиканский бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

Страховые резервы носят обязательный характер, это основа финансовой устойчивости и гарантия платежеспособности страховщика. Резервы, назначение которых вытекает из экономической сущности категории страхования, имеют специфику на стадии формирования и использования.

Существуют два вида страховых резервов:

) Технические резервы. Формирование происходит с помощью средств вычислительной техники, при использовании актуарной математики, математической статистики и с учетом теории вероятности.

На практике формируются в основном следующие виды технических резервов:

а) незаработанной премии;

б) заявленных, но не урегулированных убытков;

в) произошедших, но не заявленных убытков;

г) катастроф.

) Математические резервы представляют собой разность между текущей стоимостью обязательств страховщика (предстоящие страховые выплаты по действующим договорам страхования) и текущей стоимостью обязательств страхователя (страховые взносы, которые должны в будущем уплатить страхователи по действующим договорам страхования).

Математические резервы - основной вид резервов по операциям страхования жизни и соответствуют резервам премий и резервам убытков, используемым для видов страхования, «кроме жизни».

Наряду со страховыми техническими и математическими резервами страховщики формируют фонд предупредительных (превентивных) мероприятий. Он предназначен для финансирования мероприятий, которые создают условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья граждан, предупреждающие повреждение и гибель застрахованного имущества. Кроме того, страховщики в соответствии с уставом формируют фонды, необходимые для хозяйственной деятельности: уставный, резервный, накопления и потребления, амортизационный.

В страховании могут также создаваться резервы за счет чистой прибыли, однако они не связаны со страховой деятельностью, являются собственным капиталом и используются страховщиком на приватные нужды.

В условиях цивилизационного страхового рынка страховые резервы представляют собой важный элемент финансовых гарантий наряду с собственным капиталом страховщика. Достаточные страховые резервы необходимы страховщику для покрытия страхового риска, а собственный капитал - для гарантии выполнения обязательств в изменившихся экономических условиях (инфляции, девальвации, свободная конкуренция).

Собственный капитал страховщика включает в себя: уставный фонд, резервный и добавочный капитал, фонды накопления и потребления, нераспределенная прибыль.

Уставный фонд формируется страховыми организациями в соответствии с законодательством, а также учредительными документами. К моменту регистрации страховой организации уставный фонд должен быть обязательно оплачен. Кроме денежных средств в национальной валюте вклад в уставный фонд может вноситься в иностранной валюте и имуществом.

Обязательным условием для акционерного общества и одним из требований законодательства является создание резервного фонда за счет чистой прибыли путем отчислений в размерах, установленных законодательством.

Фонды экономического стимулирования (фонды накопления и потребления) формируются из чистой прибыли, если это предусмотрено уставом страховщика. Их создание вызвано необходимостью строгого учета и контроля средств, направляемых на развитие страховой организации, приобретение имущества, материальное поощрение коллектива.

В целях активизации инвестиционной деятельности и создания условий, благоприятных для обновления и технического перевооружения основных фондов, страховые организации создают амортизационный фонд. Он может использоваться как источник инвестирования для обновления и технического перевооружения основных фондов.

В целях обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности страховые организации должны инвестировать (размещать) страховые резервы, руководствуясь принципами диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Для соблюдения страховщиками этих принципов Правилами размещения страховых резервов установлены требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

. Требования к организационной структуре страховой компании. Организационно-правовая форма страховых организаций регулируется нормами ГК РБ. Согласно общим положениям это могут быть хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере, коммандитное товарищество) и хозяйственные общества (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), государственные и муниципальные унитарные предприятия, общества взаимного страхования.

Однако при выборе организационно-правовой формы создаваемой страховой организации учредители не могут не учитывать влияния этой формы на степень доверия к страховщику потенциальных страхователей, требования к минимально необходимому размеру уставного капитала для различных видов страховой деятельности, а также количество учредителей и участников (акционеров). Порядок создания, реорганизации, прекращения деятельности, а также принципы управления, права, обязанности и ответственность учредителей и участников юридического лица любой организационно-правовой формы регулируются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь.

С организационной точки зрения на рынке страховых услуг выделяют следующие типы страховых компаний:

·акционерные страховые компании;

·компании взаимного страхования;

·кэптивные компании;

Акционерные страховые компании. Подобного типа компании объединяют индивидуальные капиталы пайщиков (акционеров) в один ассоциированный капитал. Акционерами таких компаний (обществ) могут быть не только индивидуальные лица, но и корпорации, банки и другие организации. По обязательствам акционерная компания отвечает только принадлежащим ей имуществом. При образовании акционерного общества каждый акционер должен внести в его уставный капитал определенный денежный вклад, который составляет значительную сумму. Участие каждого акционера в акционерной компании выражается во владении акциями, которые дают право на получение пропорциональной доли доходов.

Основным капиталом общества является акционерный капитал, формируемый за счет выпуска (эмиссии) и реализации акций.

Дальнейший прирост акционерного капитала осуществляется путем капитализации прибыли и эмиссии новых акций. Сравнительно быстрый прирост акционерного капитала страховых обществ за счет капитализации прибыли обусловливается тем, что такая прибыль образуется не только от непосредственного проведения страховых операций, но в основном за счет инвестирования свободных средств от собранной страховой премии в обеспечивающие высокий доход ценные бумаги (акции, облигации), помещение этих средств на долгосрочные банковские вклады и т.п.

Существует два вида страховых акционерных обществ:

закрытые акционерные общества (ЗАО), акции которых распределяются только между акционерами и даже могут быть именными (такие акции не служат объектом купли-продажи и, как правило, могут переуступаться другим лицам с разрешения правления общества);

открытые (или публичные) акционерные общества (ОАО), акции которых свободно покупаются и продаются, котируются на бирже.

Наряду с частными страховыми обществами, во многих странах действуют государственные страховые компании, капитал которых может полностью принадлежать государству. Держателями акций такого рода компаний (но не контрольного пакета) могут быть также различные государственные организации и частные юридические и физические лица. В развивающихся странах государственные страховые и перестраховочные компании создаются обычно с целью предотвращения утечки валюты по каналам страхования и особенно перестрахования. В развитых зарубежных странах государственные компании или компании со смешанным капиталом создаются для особо опасных или специфических рисков (военные, атомные, космические, кредитные и т.п.).

Акционерные компании применяют твердые тарифы на свои услуги.

Общества взаимного страхования. Помимо государственного и коммерческого (негосударственного) страхования взаимное страхование является одной из форм страховой защиты.

В соответствии с Законом о страховании юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, которые определяются федеральным законом о взаимном страховании [6, c.88].

В современной зарубежной (европейской, американской, японской) системах страховой защиты взаимное страхование в ряде отраслей (особенно в страховании жизни, пенсионном страховании) занимает ведущее место. В частности, в Западной Европе насчитывается более 2 тыс. обществ взаимного страхования. В Японии общества взаимного страхования занимают около 90% рынка страхования жизни. Сбор страховой премии обществами взаимного страхования в 1997 г. по крупнейшим страховым рынкам мира составлял от 42 до 70% всех страховых платежей. По итогам того же года среди десяти крупнейших страховых организаций мира шесть были обществами взаимного страхования, собравшими около 1,4 трлн долл. страховой премии.

В чем же секрет долговечности обществ взаимного страхования? Ответ на этот вопрос может дать, в частности, проводимое в литературе сравнение страхования, основанного на взаимности, и страхования, осуществляемого акционерной страховой компанией. Так, акционерное общество создается путем покупки акций (вложения в акции), средства от которой зачисляются в уставный капитал. Единственная цель акционеров - получение доходов по акциям в виде дивидендов. Предметная деятельность общества для акционера вторична (как правило, безразлична, лишь бы деятельность не была слишком рискованной).

Целью общества взаимного страхования (ОВС) является исключительно страхование рисков самих членов общества и создание членами общества взаимной системы страховой защиты имущественных интересов друг друга по наиболее приемлемой для всех членов общества цене и на наилучших для них условиях.

ОВС контролируется администраторами из числа самих же членов общества, избираемых на общем собрании, а не администраторам - собственниками или уполномоченными собственниками уставного капитала. Страхование в ОВС производится по тарифам, которые наиболее приемлемы для всех членов общества, а не для интересов предпринимательства в данный момент (извлечения наибольшей прибыли). Кроме того, секрет долговечности ОВС заключается также в побудительном мотиве создания общества подобного типа.

Анализ существа взаимного страхования позволяет выделить ряд его преимуществ по сравнению с другими формами организации страховой защиты.

Взаимное страхование является наиболее надежной системой страховой защиты, так как страхованием здесь управляют не инвесторы, хозяева капитала, преследующие получение наибольшей прибыли, а непосредственно сами страхователи в целях создания страховой защиты, удовлетворяющей именно их интересы.

Взаимное страхование является самым дешевым, так как цена страховой услуги (страховой тариф) состоит из прямых затрат на собственно страховую защиту, ведение дела, и не включает прибыль. Образующееся в силу специфики страховых операций превышение страховых взносов над произведенными страховыми выплатами остается в распоряжении членов общества - страхователей, а не растворяется "в недрах" чужой организации.

Только общество взаимного страхования может наиболее полно учесть конкретные страховые потребности лиц, так как условия страхования разрабатываются и утверждаются самими страхователями - членами ОВС, исходя из их интересов, а не интересов сторонней страховой организации. Ни одна страховая организация - ни находящаяся в центре (так называемая федеральная), ни работающая в регионе - не может предложить условий страхования лучше, чем те, которые утвердят сами страхователи, объединившиеся в общество взаимного страхования.

При страховании на взаимной основе не распыляются и не утрачиваются средства страховых взносов, уплачиваемых страхователями различным (а в нашей действительности - зачастую сомнительным) страховым компаниям.

Все страховые платежи находятся в собственности и управлении самих страхователей - членов ОВС. Формируемые обществом взаимного страхования резервы и иные общественные фонды используются исключительно в интересах членов общества: формами такого использования могут быть долгосрочные инвестиции, ссуды и займы членам общества, совместные инвестиционные операции и т.п. [2, c.167].

Для создания и функционирования обществ взаимного страхования в Республике Беларусь имеются все необходимые законодательные основания. Это и уже упоминавшийся Закон о страховании, и нормы ГК, иных законодательных актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций. Отсутствие специального закона о взаимном страховании не является препятствием для создания ОВС. Согласно ГК такой закон определяет лишь особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности. Кроме того, нормы о введении в действие второй части ГК и самого ГК не содержат запрета на создание ОВС до принятия указанного закона.

Кэптивная страховая компания. Учреждение кэптивной (от англ. captive - букв, зависимый от чего-либо) страховой компании является одним из вариантов создания фонда самострахования предприятия. Аналогом данного понятия в белорусской экономике является термин "дочерняя компания". Название довольно точно передает основную особенность такого типа компаний, которая заключается в их полной юридической и реальной зависимости от учредителя. Кэптивная страховая компания (КСК) - дочерняя по отношению к организации (или группе организаций), не являющейся страховой компанией, и ее первоочередная функция заключается в обслуживании страховых интересов родительской организации и ее филиалов.

Успешное функционирование КСК зависит от выполнения ряда требований и связано с дополнительной ответственностью. Тем не менее, количество организаций, использующих такую форму управления риском, во всем мире непрерывно увеличивается, особенно за, последние 10-20 лет. Развитие страхового дела в Республике Беларусь также привело к созданию и развитию КСК, функционирующих, как правило, при крупных финансово-промышленных группах.

Рост числа КСК, присутствующих на развитых страховых рынках, в частности в США и Европе, сопровождается размещением многих из них в так называемых офшорных зонах (offschorelocation). Для США наиболее популярное месторасположение таких компаний - Бермуды. Но и другие центры, такие, как Каймановы острова, остров Мэн, Гибралтар, Люксембург, Гонконг, Сингапур и другие, привлекают внимание предпринимателей как подходящее место для учреждения таких компаний. Если существующее законодательство затрудняет организацию офшорных компаний, то КСК располагаются там же, где и родительские компании (например, как в Германии). Иногда законодательство страны создает условия, облегчающие их учреждение (например, в Вермонте и некоторых других штатах США).

Создание кэптивной страховой организации дает возможность предприятию установить уровень затрат на страхование на основе собственного опыта и ожидаемого уровня убытков. Это позволяет разработать долгосрочную структуру тарифов, которая в значительной степени не зависит от причуд страхового рынка, и обеспечить приемлемый уровень планирования затрат на покрытие рисков. По сравнению с обычным страхованием все это может оказаться весьма привлекательным.

Принцип страхования заключается в распределении убытков некоторых участников страхового фонда, созданного в рамках выбранной страховой компании, среди всех остальных членов этого фонда. В то же время тарифы страховых премий рассчитаны на основе среднестатистических убытков. И если у одной организации статистика убытков и потерь существенно ниже средней, а у других организаций, участвующих в страховом фонде, убытки существенно превышают средние, то, естественно, ее участие является, по существу, субсидированием данных участников фонда. Понятно, что предприятию хотелось бы выбрать такого страховщика, который учитывал бы именно его конкретный опыт прошлых потерь и назначил бы страховую премию, соответствующую реально существующему уровню риска.


3Вопросы совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе


Страховой рынок, являясь частью финансово-кредитной системы, затрагивает практически все аспекты деятельности общества и относится к важнейшим национальным приоритетам, поскольку призван способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы.

Анализ страхового рынка позволяет выделить ряд основных проблем, препятствующих развитию страхового сектора.

. Низкая степень охвата белорусского рынка страхованием.

. Отсутствие средств у основной массы потенциальных клиентов и низкая страховая культура населения и руководства предприятий.

Высокая инфляция, девальвация в 2011 году также оказали негативное влияние на спрос на страховые услуги. Повышение страховой культуры населения в настоящее время происходит в основном за счет его участия в отношениях со страховыми компаниями по поводу обязательных видов страхования.

. Приоритетное развитие обязательных видов страхования (более 50%).

За анализируемый период (2009-2013 гг.) наблюдается тенденция к снижению доли обязательного страхования в общем объеме страховых взносов, однако оно несущественно. Следует расширить перечень добровольных видов страхования, которые могут включаться в себестоимость (например, страхование предпринимательских рисков), а также создать привлекательные условия добровольного страхования для населения.

. Недостаточная капитализация страхового рынка.

Необходимы стимулы к повышению капитализации страховой отрасли. Первый шаг в этом направлении был сделан путем увеличения требований к минимальному уставному фонду страховщиков. Далее следует обеспечить доступ иностранных инвесторов к накопительным рисковым видам страхования (страхование жизни и дополнительной пенсии), а также отменить либо увеличить норматив расходов по обслуживанию полиса (в настоящее время он составляет 35% от суммы собранных страховых премий), так как этих средств не всегда достаточно для покрытия расходов. Страховые организации вынуждены покрывать эту разницу за счет собственной прибыли, а не списывать на затраты, что приводит к снижению уровня рентабельности.

. Неравные условия ведения бизнеса для государственных и частных страховщиков.

Требуется создать условия добросовестной конкуренции для страховщиков как государственной, так и частной формы собственности. Равные условия для ведения бизнеса приведут к росту конкуренции, повышению качества обслуживания страхователей, приходу иностранных инвесторов и, следовательно, к росту самого страхового рынка. А для этого необходимо провести дальнейшую либерализацию страхового законодательства.

В Республике Беларусь разработана Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011- 2015 годы в целях определения с учетом мирового опыта механизмов обеспечения устойчивого и динамичного развития национального рынка страховых услуг, позволяющего в полной мере удовлетворять потребности экономики и общества.

Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь в 2011 - 2015 годах будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны.

Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики предполагается осуществить путем достижения следующих стратегических целей:

-развитие страхового рынка и укрепление устойчивости его функционирования;

-повышение доверия к страховым организациям со стороны национальных и иностранных инвесторов;

максимальное приближение к международным стандартам осуществления надзора за страховыми организациями, определенным Международной ассоциацией органов страхового надзора (IAIS).

Достижению указанных целей будет способствовать решение основных задач, включающих:

повышение капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников;

-обеспечение стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования;

формирование среды добросовестной конкуренции;

совершенствование законодательства о страховании;

переход на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций на основе принципов, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора;

развитие инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий.

Важная роль в достижении намеченных целей будет отведена Белорусской ассоциации страховщиков, призванной объединять участников страхового рынка в целях тесного взаимодействия с государственными органами по вопросам развития и устойчивости функционирования страхового рынка, разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты по проблемным аспектам страховой деятельности.

Одним из важнейших условий обеспечения устойчивого развития и функционирования страхового рынка, роста его емкости является увеличение собственного капитала страховых организаций [20].

Капитализация страховых организаций будет повышаться за счет внутренних и внешних источников. Внутренними источниками увеличения капитала страховых организаций будут их прибыль и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь. Внешние источники увеличения капитала отечественных страховых организаций - инвестиции нерезидентов Республики Беларусь [11, с. 44].

В возмещении ущерба и смягчении последствий наступления чрезвычайных событий должны участвовать лица, ответственные за причиненный вред, страховые организации и государство. Для этого необходимо выстроить систему взаимодействия между ними, распределив доли ответственности за причинение вреда между участниками этой системы и определив размеры выплат, которые могут быть произведены с учетом наличия договора страхования и размера выплаты (ущерба).

Одним из приоритетных направлений современной экономической политики государства является обновление основных производственных фондов. Наряду с инвестированием в основные фонды субъектами хозяйствования - резидентами Республики Беларусь активно привлекаются иностранные инвестиции в рамках осуществления инвестиционных проектов.

В части развития добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, в первую очередь требуется дальнейшее совершенствование системы налогообложения, мотивирующей граждан на страхование жизни и юридических лиц - на осуществление страхования жизни сотрудников.

Совершенствование системы налогового стимулирования предусматривает изучение вопросов возможности применения налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, заключивших долгосрочные договоры добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, а также рассмотрение возможности отмены ограничений по включению в состав затрат на производство товаров (работ, услуг) страховых взносов по долгосрочным договорам добровольного страхования жизни, добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным нанимателями в пользу своих работников.

Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования, являются:

совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;

внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;

совершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;

информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;

повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.

Развитие страхового законодательства должно осуществляться путем создания единой системы законодательных актов в сфере страхования, определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставления всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.

Рост роли страхования будет сопровождаться повышением требований к надежности и устойчивости страховых организаций. При этом основное внимание должно уделяться степени их подверженности рискам, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Главная задача развития страхового надзора, обеспечивающего повышение финансовой стабильности страхового рынка, - расширение системы требований, определяющих допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.

Основные направления реализации задачи перехода на риск-ориентированный надзор и оценку уровня достаточности капитала страховых организаций:

определение ключевых рисков, присущих страховому рынку, с учетом изучения основных подходов и методов их анализа в соответствии с международными нормами;

сбор и систематизация данных, необходимых для определения показателей, позволяющих количественно оценить уровень подверженности страховых организаций рискам;

поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности;

разработка методологической базы по расчету показателей финансовой устойчивости;

внедрение в практику анализа специальных методов и алгоритмов оценки рисков на страховом рынке (стресс-тестирование);

оценка уровня достаточности собственных средств на основе рискового подхода и расчета экономического капитала (с использованием принципов платежеспособности, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора) [20].

Кроме того, предусматривается повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования.

Рост объемов полученных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться соответствующим развитием его инфраструктуры, повышением квалификации специалистов страхового дела, а также совершенствованием информационных технологий.

Развитие информационных технологий в страховании будет направлено на повышение эффективности деятельности страховых организаций, а также на расширение спектра страховых услуг, предоставляемых клиентам [11, с. 46].

Реализация Республиканской программы позволит:

создать эффективный и конкурентный страховой рынок,

способствующий достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь;

повысить спрос на страховые услуги, преимущественно на добровольные виды страхования;

сформировать на страховом рынке здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых организаций;

обеспечить к 2016 году среднегодовые темпы роста поступления страховых взносов по всем видам страхования в размере 129 - 131 процента, в том числе по видам добровольного страхования - 140 - 142 процентов;

достичь в 2015 году роста суммы страховых взносов, приходящейся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза;

обеспечить в 2015 году отношение страховых взносов к ВВП 1,2 - 1,3 процента (при приросте номинального ВВП в 2011 - 2015 годах на 140 процентов);

достичь в 2015 году отношения активов страховых организаций к ВВП 2 - 2,5 процента [20].

Таким образом, можно сделать вывод, существует ряд проблем, которые препятствуют развитию отечественного страхового рынка. Развитие страховой деятельности будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества. Разработанной Республиканской программой предусматривается внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества страховых услуг, предоставление равных прав на осуществление деятельности для страховых организаций всех форм собственности, планируется усовершенствовать систему налоговых стимулов для потребителей страховых услуг. Дальнейшее развитие получат добровольные виды страхования. Особое внимание предстоит уделить добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов.

При условии экономического роста страны, привлечения внутренних и внешних инвестиций, совершенствования законодательства, регулирующего страховую деятельность, все цели, обозначенные в Программе, могут быть достигнуты. Развитие страхового рынка, в свою очередь, будет способствовать развитию экономики страны в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате исследования, проведенного в курсовой работе, были сделаны следующие выводы:

. Страховой рынок Беларуси в последние время развивается достаточно динамично. Темпы его роста были в значительной степени обусловлены совершенствованием законодательства, регулирующего страховую деятельность, эффективностью проводимой государством денежно-кредитной, налоговой политики; повышением уровня доходов населения и т.д. Нормативное регулирование деятельности страховых посредников в нашей стране определяется общими нормами Гражданского кодекса, а также Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, отдельными постановлениями Минфина.

За последние годы государство значительно усилило внимание к страхованию как важному с точки зрения социально-экономического развития страны виду деятельности. Это еще раз подчеркивает тот факт, что отечественный страховой рынок является динамичным и обладает большим потенциалом для дальнейшего устойчивого развития.

. Существует ряд проблем, которые препятствуют развитию отечественного страхового рынка. Развитие страховой деятельности будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества. Разработанной Республиканской программой предусматривается внедрение новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества страховых услуг, предоставление равных прав на осуществление деятельности для страховых организаций всех форм собственности, планируется усовершенствовать систему налоговых стимулов для потребителей страховых услуг. Дальнейшее развитие получат добровольные виды страхования. Особое внимание предстоит уделить добровольному страхованию жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов.

При условии экономического роста страны, привлечения внутренних и внешних инвестиций, совершенствования законодательства, регулирующего страховую деятельность, все цели, обозначенные в Программе, могут быть достигнуты.

Развитие страхового рынка, в свою очередь, будет способствовать развитию экономики страны в целом.

страховой правовой финансы конкуренция


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1Амарин В. Результаты роста белорусской экономики / В. Амарин // Финансы, учет, аудит. - 2012. - №3. - С. 20 - 22.

Архипов, А.П., Гомеля, В.Б., Туленты, Д.С. Страхование. Современный курс: Учебник / Под ред. Е.В. Коломина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 416 с.: ил.

Ахвледиани, Ю.Т. Страхование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 543 с.

4Белорусская ассоциация страховщиков [Электронный ресурс] / Страховая статистика. - Режим доступа: <http://www.belasin.by/default.aspx>. - Дата доступа: 08.01.2014.

Бондарик, Б. Отчетность в Белгосстрах: новая форма / Б. Бондарик // Финансы, учет, аудит. - 2012. - №4. - С. 24 - 25.

Годин, А. М., Фрумина, С.В. Страхование: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 480 с.

Грищенко, Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 352 с.: ил.

Ефимчик, В. Посредничество: правовые аспекты / В. Ефимчик // Финансы, учет, аудит. - 2012. - №1. - С. 26 - 28.

Зайцева, М.А. Страховое дело: Учеб. пособие / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; Под общ. ред. М.А. Зайцевой, Л.Н, Литвиновой. - Мн.: БГЭУ, 2001. - 286 с.

Ивассенко, А.Г. Страхование: учебное пособие / А.Г. Ивассенко, Л.И. Никонова. - М.: КНОРУС, 2009. - 320 с.

Лукашевич, И. Страховой рынок Беларуси: проблемы и перспективы развития / И. Лукашевич // Финансовый директор. - 2012. - №6. - С. 42 - 46.

Мерзлякова И. Страховой рынок Беларуси: парадигма развития / И. Мерзлякова // Финансы, учет, аудит. - 2009. - №12. - С. 14 - 16.

Никулина, Н.Н. Страховой маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» / Н.Н. Никулина, Л.Ф. Суходоева, Н.Д, Эриашвили. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 503 с.

Орланюк- Малицкая, Л.А, Янова, С.Ю. Страхование: учебник / под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. - М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. - 828 с. - (Университеты Росии).

Осенко, С. Страховая деятельность в Беларуси: стратегические цели развития / С. Осенко // Финансы, учет, аудит. - 2010. - №10. - С. 43 - 45.

Скамай, Л.Г, Страховое дело: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА - М, 2010. - 324 с. - (Высшее образование).

Сплетухов, Ю.А., Дюжиков, Е.Ф. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 312 с. - (Высшее образование).

Федорова, Т.А. Страхование: учебник / под ред. Т.А. Федоровой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2008. - 1006 с.

Шахов, В.В., Ахвледиани, Ю.Т. Страхование: учебник для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Ю.Т. Ахвледиани и др.]; под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 511 с.

Щербаков, В.А. Страхование: учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 312 с.

Якубицкий, С. Белгосстрах: современный вектор развития / С. Якубицкий 2012. - №5. - С. 31 - 34.


Теги: Финансы в страховании Республики Беларусь  Курсовая работа (теория)  Банковское дело
Просмотров: 17356
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Финансы в страховании Республики Беларусь
Назад