Организация деятельности коммерческого банка на примере ДБ АО "Хоум Кредит Банк"

Содержание


Введение

1.Понятие и организационная структура коммерческого банка

1.1Коммерческий банк как элемент кредитной системы

1.2Организационно-экономическая характеристика ДБ АО «Хоум Кредит Банк»

.Анализ деятельности дб ао «хоум кредит банк»

2.1 Анализ депозитной политики банка

2.2 Анализ кредитной политики банка

3.Перспективы направления и развития дб ао «хоум кредит банк»

3.1Характеристика банковской системы Казахстана

3.2Механизмы улучшения банковской системы Казахстана и проблема ликвидности

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарно-денежных отношений исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Банки непосредственно и повседневно связаны с функционированием народного хозяйства на всех уровнях управления. Через них происходит удовлетворение экономических интересов участников воспроизводственного процесса.

Известно, что ведущие коммерческие банки, в том числе и казахстанские, стремятся выполнять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. При этом важно иметь в виду, что развитие банковской деятельности предполагает предоставление банковских услуг с минимальными издержками для клиентов и самого банка, использование приемлемых цен на услуги, необходимые клиентам.

Особую актуальность в условиях рыночной экономики приобретают вопросы перспектив развития банков и других кредитных институтов в нашей стране, ее практическая реализация. Становление финансово-кредитной системы независимого Казахстана вызвала к жизни новые коммерческие банки, которые с момента своего появления оказывают большое влияние на развитие экономики Казахстана.

Целью прохождения производственной преддипломной практики является анализ становления системы, функций и роли казахстанских коммерческих банков, изучение показателей их развития и разработка предложений по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели решаются задачи:

Рассматривается понятие и виды коммерческих банков;

коммерческий банк кредитный депозитный

Раскрываются принципы деятельности и функции коммерческого банка;

Анализируется процесс становления отечественной банковской системы;

Изучаются показатели деятельности коммерческих банков Республики Казахстан в 2012-2014 годах;

Раскрываются проблемы совершенствования системы коммерческих банков Республики Казахстан.

Объектом исследования является банковская система РК, а предметом служат коммерческий банк ДБ АО «Хоум Кредит Банк.

Изложенные задачи логически обусловили структуру отчета по практике, который состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

При написании отчета по практике использовалась периодическая и учебная литература таких авторов, как: Сейткасимов Г.С., Исаев Р.А., Парамонов В.В., Глушкова Н.Б., Жаркова Е.П. и др.,

В данной работе используются статистические данные Национального Банка Республики Казахстан, в частности Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка, отражающие развитие изучаемого вопроса в Республике Казахстан.

В работе также были использованы Закон "О банках и банковской деятельности Республики Казахстан" от 31 августа 1995 г. и материалы некоторых международных рейтинговых агентств.

коммерческий банк депозитный кредитный


1.Понятие и организационная структура коммерческого банка


.1Коммерческий банк как элемент кредитной системы


Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

Для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии в современных условиях характерны четырех - или трехуровневые кредитные системы.

На первом уровне находится Центральный банк. Он может быть государственным, акционерным и даже частным.

Второй уровень представлен различными видами банков: коммерческими, сберегательными, ипотечными и инвестиционными.

На третьем и четвертом уровнях находятся специализированные небанковские кредитно-финансовые институты. Особый сектор составляют страховые компании, пенсионные фонды, а специализированные кредитно-финансовые институты выступают в виде инвестиционных и трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.

Коммерческий банк - негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).

Коммерческие банки представляют, по существу, посредническую организацию, которая аккумулирует свободные денежные средства юридических и физических лиц и направляет их с учетом спроса другим участникам общественного производства. В такой посреднической роли банк одновременно выступает и как заемщик, и как кредитор. В качестве посредников коммерческие банки выступают так же как организаторы денежных расчетов между экономическими субъектами.

Термин "Коммерческий банк" возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю (commerce), товарообменные операции и платежи. Иначе говоря, термин "коммерческий банк" утратил свой смысл. Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода их деятельности.

В Республике Казахстан банковская система является двухуровневой. Первый уровень банковской системы Казахстана представлен Национальным Банком Республики Казахстан. Все банки, функционирующие в Казахстане, кроме Национального банка РК, представляют собой второй уровень банковской системы и поэтому получили название "банки второго уровня". Юридической основой деятельности банков второго уровня является Закон "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" от 31 августа 1995 г. №2443.

В соответствии с Законом банк второго уровня в Казахстане является юридическим лицом, осуществляющим независимо от собственности, коммерческую деятельность, основная цель функционирования которого - получение прибыли.

Банки второго уровня вправе открывать свои дочерние банки, филиалы и представительства, как на территории Казахстана, так и за его пределами.

Деятельность банков регулируется Конституцией и Законодательством Республики Казахстан, а также нормативными правовыми актами Национального банка РК.

Сущность деятельности банков проявляется в выполнении ими определенных функций, которые отличают их от других органов.

Банковскую услугу можно охарактеризовать как выполнение банком определенных действий в интересах клиентов. В основе любого банковского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности.

К основным традиционным услугам в настоящее время по-прежнему относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов.

Сегодня универсальные банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности и финансовых услуг. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.

Сеть коммерческих банков способствует становлению денежного рынка, экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение краткосрочных потребностей экономики и населения. Коммерческие банки практически занимаются всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

Банки могут выполнять следующие функции: 5

Привлечение депозитов на платной основе;

Ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов, их кассовое обслуживание;

Предоставление юридическим и физическим лицам краткосрочных и долгосрочных кредитов на условиях возвратности, срочности и платности;

Финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

Выпуск собственных ценных бумаг (чеков, векселей, аккредитивов, депозитных сертификатов, акций и других долговых обязательств) в порядке, предусмотренном законом;

Покупку, продажу и хранение платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

Выдачу поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

Приобретение права требования поставок товара и оказания услуг, принятие риска исполнения таких требований и инкассации этих требований (факторинг);

Оказание брокерских услуг по банковским операциям, выступать в качестве агента клиентов по риску;

Услуги по хранению документов и ценностей для клиентов (сейфовый бизнес);

Финансирование коммерческих сделок, в т. ч. без права продажи (форфейтинг);

Доверительные операции по поручению клиентов (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами);

Оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью;

Осуществление лизинговых операций.

При наличии специальной лицензии Национального Банка банки могут осуществлять другие банковские операции, в т. ч. проведение операций с иностранной валютой; привлечение денежных вкладов населения; оказание услуг по пересылке денег (инкассация).

Группируя эти функции коммерческих банков, можно укрупнить их таким образом:

Аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений (депозитные операции);

Кредитование экономики и населения (активные операции);

Организация и проведение безналичных расчетов;

Инвестиционная деятельность;

Прочие финансовые услуги клиентам.


1.2Организационно-экономическая характеристика ДБ АО «Хоум Кредит Банк»


ДБ АО «Банк Хоум Кредит» занимает лидерские позиции на рынке финансовой розницы Казахстана и входит в топ 10 по объемам потребительского кредитования населения.

Частный банк «FTD» был создан в 1993 году и впоследствии переименован в Банк «Алма- Ата» в декабре 1994 года. В декабре 1995 года Банк был перерегистрирован в открытое акционерное общество «Международный банк «Алма-Ата». В связи с изменениями в законодательстве, в ноябре 2004 года Банк был перерегистрирован в акционерное общество. 4 ноября 2008 года АО «Международный банк «Алма-Ата» был переименован в АО «Хоум Кредит Банк». В январе 2013 года, ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее - ООО «ХКФ Банк») - банк, зарегистрированный в Российской Федерации, выкупило Банк, в связи, с чем 4 апреля 2013 года последний был переименован в Дочерний банк акционерное общество «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (сокращенно - ДБ АО «Банк Хоум Кредит). Основной деятельностью Банка является предоставление розничного кредитования, привлечение депозитов и ведение счетов клиентов, предоставление гарантий, осуществление расчетно-кассового обслуживания и операции с иностранной валютой. Деятельность Банка регулируется Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (далее, «Комитет»). Банк имеет лицензию на осуществление банковской деятельности №1.1.188 от 14 мая 2013 года. Юридический адрес головного офиса Банка: 050059, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Фурманова, 248. Банк имеет 10 филиалов. По состоянию на 30 июня 2013 года 100% акционером Банка является ООО «ХКФ Банк», зарегистрированный в Российской Федерации. По состоянию на 31 декабря 2012 года акционерами Банка являлись Рихард Бенишек (90.01%) и компания Home Credit B.V. (9.99%). В январе 2013 года ООО «ХКФ Банк» исполнило опцион на право приобретения 90.01% акций Банка у Рихарда Бенишек и прибрело 9.99% акций Банка у компании Home Credit B.V., став, таким образом, единственным акционером Банка. Конечным собственником Банка является Петр Келлнер, осуществляющий контроль над ООО «ХКФ Банк» через компанию ППФ Групп Н.В., зарегистрированную в Нидерландах. Деятельность Банка осуществляется, в основном, в Казахстане. Соответственно Банк подвержен рискам, присущим экономическим и финансовым рынкам Казахстана, которые демонстрируют характеристики страны с развивающейся рыночной экономикой. Правовая система, налоговая система и законодательная база продолжают развиваться, но подвержены различным интерпретациям и частым изменениям, которые наряду с другими правовыми и финансовыми препятствиями усиливают проблемы, с которыми, сталкиваются организации, осуществляющие деятельность в Казахстане. Прилагаемая промежуточная сокращенная финансовая отчетность отражает оценку руководством Банка возможного влияния существующих условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности на результаты деятельности и финансовое положение Банка.


. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДБ АО «ХОУМ КРЕДИТ БАНК»


2.1 Анализ депозитной политики ДБ АО «Хоум Кредит Банк»


Депозитная политика - это система мер, направленных банком на привлечение свободных денежных ресурсов юридических физических лиц с последующим их размещением на взаимовыгодной основе. В рамках депозитной политики банк определяет виды депозитов, предельные сроки и хранения, основные правила совершения операций и другие условия.

Основными элементами депозитной политики являются: [12, с.22]

определение целей задач банка в данной области;

разработка правил совершения операций по вкладам;

определение оптимального сочетания различных видов вклада и предельных сроков их хранения;

разработка правил открытия и закрытия счетов по вкладам;

определение режима пользования счетом.

В данном параграфе ведется анализ депозитного портфеля АО "Хоум Кредит Банк".

Проанализировав депозитную политику АО "Хоум Кредит Банк" за 2011 и 2012 год можно сказать по каждому году в частности: анализируя данные по банковскому сектору Республики Казахстан можно сказать, что по состоянию на 31 декабря 2011 года, банк является лидером банковского сектора по объему средств клиентов, доля составляет 23,4%. банку, за счет грамотной стратегии, удалось эффективно использовать свой потенциал и нарастить депозитную базу, что также свидетельствует о доверии к банку со стороны клиентов.

За 2011 год объем средств клиентов вырос на 232,4 млрд. тенге (на 1 618 млн. долларов) или на 18,0%, и составил по состоянию на 31 декабря 2011 года 1508,9 млрд. тенге (10216 млн. долларов). Увеличение объемов произошло, как по корпоративному, так и по розничному сектору.

Объем средств корпоративного сектора по состоянию на 31 декабря 2011 года составил 1 055,4 млрд. тенге (7155 млн. долларов). Банк продолжает участвовать в программах по государственной поддержке экономики - в сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе, ипотеке, строительной отрасли. Общая сумма средств АО ФНБ "Самрук-Казына", ФРП "Даму" и АО "Фонд стрессовых активов" на счетах клиентов на 31 декабря 2011 года составила 182,5 млрд. тенге.11 год:

Анализируя данные по банковскому сектору Казахстана можно сказать, что по состоянию на 31 декабря 2012 года, Банк является одним из ведущих в банковском секторе по объему средств клиентов, доля составляет 19,8%. Несмотря на снижение процентной ставки по депозитам, вклады клиентов от населения увеличились, что также свидетельствует о безусловном доверии к Банку со стороны клиентов.

Доля вкладов клиентов корпоративного сектора составила 66,2% в 2012 году в сравнении с 74,0% в 2011 году. Как в 2011-м, так и в 2012-м году Банк продолжает участвовать в программах по государственной поддержке экономики в сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе, ипотеке, строительной отрасли.

В результате растущего доверия населения к Банку, доля вкладов розничного сектора в общем депозитном портфеле Банка увеличилась на 8,7% и составила 38,7% по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Объемы средств клиентов, представленных в тенге, увеличились на 12,5% или 97,8 млрд. тенге. Их доля в валютной структуре также увеличилась и составила на конец 2012 года 60,3% от общего объема средств клиентов Банка, по сравнению с 52,1% на начало года. Объемы средств клиентов, представленных в иностранной валюте уменьшились на 19,6% или 141,5 млрд. тенге, их доля в валютной структуре депозитного портфеля снизилась с 47,9% на начало 2012 года до 39,7% на конец года.

Средства клиентов (срочные вклады и вклады до востребования) продолжают удерживать наибольшую долю в общей базе фондирования, увеличившись за период на фоне снижения объемов внешних заимствований.


2.2 Анализ кредитной политики ДБ АО "Хоум Кредит Банк"


Кредитная политика банка - это стратегия и тактика банка по привлечению средств и направления их на кредитование клиентов банка (заемщиков) на основе принципов: возвратности, срочности, целевого использования, обеспеченности, платности.

Основными этапами разработки кредитной политики банка является:

Анализ кредитной деятельности банка в предыдущем периоде, имеющий целью определения динамики объема, состава и уровня эффективности этой деятельности, а именно, анализируют:

общий объем кредитного обращения;

оборот и уровень использования кредитного потенциала;

структуру кредитного обращения по отдельным формам и видам кредита;

удельный вес невозвращенных кредитов;

средний уровень процентных ставок в целом и в том числе по формам и видам кредита и т.д.

В структуре ссуд, выданных Хоум Кредит Банком физическим лицам, основную долю занимают кредиты на потребительские цели. Доля потребительских кредитов на 31 декабря 2012 года составила 34,9%, против 31,4% на начало года. Опираясь на исторический опыт, Банк придерживается более жесткой политики по выдаче новых ссуд.11

Мировой опыт по вопросам кредитования, в особенности ипотечного, диктует применение более консервативных методов по определению платежеспособности клиентов. Данное обстоятельство нашло отражение в снижении объемов ипотечного кредитования розничного сектора - по состоянию на 31 декабря 2012 года они составили 127,5 млрд. тенге, показав снижение по сравнению с началом года на 16,7 млрд. тенге, их доля в общем портфеле розничного кредитования снизилась на 0,9 пунктов.

Кредиты, предоставленные Банком, подразделяются по качеству в зависимости от соблюдения заемщиком сроков платежей по кредиту, положения заемщика, взаимоотношений банка с заемщиком, кредитной историей обеспечения кредита и степени его надежности и ликвидности, на следующие группы: Объем "надежных" и "потенциально надежных" кредитов, по состоянию на 31 декабря 2012 года составил 682,4 млрд. тенге (4599 млн. долларов), по сравнению с 800,9 млрд. тенге (5429 млн. долларов) на конец 2011 года.


3. Перспективы развития банковской системы в республике Казахстан


.1 Характеристика банковской системы Казахстана


Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма.

Современная банковская система Казахстана сложилась в результате различных преобразований, приведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей республике с 1987 года.

Переходный период, в течение которого сосуществовали старые и новые банковские структуры, оказался сравнительно непродолжительным. В результате в Республике сложилась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представляет Национальный банк, а второй или нижний уровень представляют государственные, коммерческие, совместные и иностранные банки.

Значительной вехой, определившей направление развития кредитно-банковской системы Казахстана, явилось принятие в апреле 1993 г. новых законов: "О Национальном банке Республики Казахстан, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан. Это было обусловлено рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело формирование суверенного государства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитие самостоятельной национальной банковской системы. [15, с.96]

Банковская система Казахстана сильно концентрирована на первые 5 банков: "Казкоммерцбанк", "Народный Банк Казахстана", "БТА БАНК", "Банк ЦентрКредит" и "АТФ Банк". На их долю приходится 66% всех активов и 71% всех вкладов физических лиц. До кризиса 2008 года три крупнейших банка, среди которых наиболее пострадавший от кризиса "БТА-Банк" аккумулировали 44,6% всех депозитов физических лиц и 59,6% всех депозитов юридических лиц. Доля иностранного участия в банковском секторе Казахстана сравнительно невелика. Около 20% всей банковской системы принадлежит нерезидентам.

Банковский сектор Казахстана находится в сложном состоянии. Несмотря на экономический рост и благоприятную денежно-кредитную политику, по-прежнему сохраняется обеспокоенность по поводу стоимости активов и качества капитала большинства банков.

По итогам первого полугодия 2013 года активы банков в РК выросли с начала года на 7,8% и составили почти 15 триллионов тенге. По состоянию на 1 августа активы банков приблизились к ста миллиардам долларов США в валютном эквиваленте.

Одной из основных проблем по-прежнему является большой объем "проблемных" кредитов в строительном и корпоративном секторе. "Проблемные" кредиты остаются на высоком уровне (более 37% кредитного портфеля банковской системы). Большинство банков заняты "расчисткой" своих балансов от "проблемных" кредитов. К примеру второй крупнейший банк "Народный банк Казахстана" создал "дочернюю" структуру по работе с проблемными активами родительского банка "Халык Проект".

Без учета трех проблемных банков (БТА Банк, Альянс Банк и АТФ Банк), доля кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней составила на первое сентября 2013 года 20,1%. Наиболее сложная ситуация в ипотеке, где с начала 2013 года доля стандартных займов в общем объеме выданных кредитов упала на первое сентября 2013 года с 14,7% до 12,8%.

Внешний долг банковского сектора составляет 16,5 млрд. долларов США, 10% ВВП. Из них 90% приходится на долгосрочный долг, из которого 9 млрд. долларов США в виде облигаций. Таким образом, долг банковского сектора более не является существенным фактором риска, учитывая размер международных резервов Нацбанка РК и фонда Национального Благосостояния.

Вклады в банках выросли к декабрю 2012 года с начала года на 13,1%, +10,8% юридических лиц и +17,9% физических лиц. Это является положительным фактором восстановления банковского сектора. На первое июля 2013 года прирост с начала года составлял 8,6%, на первое августа 13,7%, на первое сентября 10,1%. Кредиты домохозяйствам и нефинансовому сектору после замедления в середине года продолжили свой рост в конце года, увеличившись за 11 месяцев на 15,7%. Кредитование домохозяйств выросло на 11%, предприятий - на 17,5%.11


3.2 Механизмы улучшения банковской системы Казахстана и проблема ликвидности


Наметившаяся в 2012 году позитивная динамика кредитования наблюдается на фоне отставания роста банковских активов от роста ВВП и стабилизации качества банковского портфеля на очень низких уровнях. Таким образом, набранная к концу 2011 года скорость оздоровления банковской системы Казахстана является недостаточной для кардинального улучшения ситуации. Причина этого прекращение функционирования после кризиса прежней схемы фондирования с опорой на внешние кредитные рынки. Внутренних же финансовых ресурсов недостаточно для придания нужного импульса росту банковских активов. Положительные изменения в банковской сфере в 2012 году могут быть связаны с подписанным президентом РК в конце 2011 года законом. Закон предполагает три механизма оздоровления банковской системы: 10 января 2012 года государственную регистрацию прошло АО "Фонд Проблемных Активов", созданное за счет средств Национального Банка Казахстана. Цель деятельности этого фонда, выкуп безнадежных и сомнительных активов, обеспечением по которым не является недвижимость, у банков второго уровня, по которым созданы 100% или 50% провизии, соответственно. Фонд будет привлекать денежные средства, делать оценку проблемных активов, выкупать их, управлять залоговым имуществом, продавать, получая доход. Привлекать средства Фонд будет через выпуск облигаций. Планируется выпуск облигаций на сумму 150 млрд. тенге, немногим более $1 млрд. Первый транш будет выкуплен негосударственными пенсионными фондами, второй - банками, третий - Нацбанком. При среднем дисконте в 50% от номинала Фонд сможет выкупить плохих долгов на $2 млрд., оценка бывшего председателя Нацбанка РК Г. Марченко. На первое января 2013 года сумма "плохих" долгов 5-й категории и безнадежных в ссудном портфеле Банков второго уровня равнялась 3,7 трлн. тенге, $24 млрд. Из неё на нереструктурированные банки приходится, 2/3 плохих долгов или $16 млрд. Таким образом, списание затронет порядка 13% "плохих долгов".17

Помимо вышеупомянутых существующих проблем структурного характера, следует дополнительно отметить проблемный момент, характеризующий в последнее время, согласно многим аналитикам, банковскую систему Казахстана: сокращение банковской ликвидности, наблюдаемое летом 2012 года. Так, в конце мая 2013 года в казахстанских банках отмечалась избыточная ликвидность. Однако, согласно банковской статистике на конец августа 2013 года банковская ликвидность заметно снизилась, что способствовало появлению определенного волнения среди банков второго уровня в связи с возможным ухудшением ситуации с нехваткой ликвидности.

По поводу сокращения ликвидности в банковском секторе, хотелось бы отметить, что с макроэкономической точки зрения с июня 2013 года в Казахстане наблюдается сокращение денежной массы в месячной динамике, которое прослеживается практически по всем денежным агрегатам. На микроуровне сокращение денежной массы отражается непосредственно через сводные балансы банковской системы Казахстана, в частности через сокращение депозитов юридических и физических лиц, что, конечно же, сказывается на уровне ликвидности в банковской системе. Для правильного анализа необходимо понять причины сокращения денежной массы и депозитов. С одной стороны сокращение денежной массы в этот период связано с замедлением экспортных доходов и, соответственно, с сокращением валютных депозитов и валютных резервов. С другой стороны, с учетом того, что политика Нацбанка РК была направлена на поддержку кредитной деятельности банковского сектора (снижение ставок рефинансирования в течение 2013 года) и при том, что в экономике наблюдался продолжающийся рост банковского кредитования, как в месячном, так и годовом выражении, причины сокращения депозитов и появления напряжения с банковской ликвидностью следует также искать на микроуровне. Так, при анализе сводного баланса банковской системы, действительно наблюдается сокращение совокупных активов, связанное с сокращением депозитов в пассивной части баланса, в особенности в таких банках, как "Казкоммерцбанк" и "АТФБанк", которое было связано с клиентскими выплатами налогов в бюджет и с клиентскими выплатами дивидендов. Другим фактором на микроуровне может рассматриваться реализуемый процесс реструктуризации в банковском секторе РК и наращивания собственного капитала.

В целом же, если рассматривать вопрос ликвидности банковского сектора с точки зрения нормативов по ликвидности, то на 1 сентября 2013 года все коэффициенты текущей и срочной ликвидности снизились по отношению к 1 января 2013 года, но одновременно их значение существенно превосходит минимальные требования, и ликвидность банковской системы Казахстана, несмотря на некоторое снижение, остается избыточной. Достаточность ликвидности ($11 миллиардов) обеспечивает банкам необходимую финансовую гибкость, чтобы разрешать проблемы с качеством активов и у государственных корпораций (ФНБ "Самрук-Казына") имеется существенная гибкость, чтобы не изымать денежные средства из банков. Наблюдаемое сокращение ликвидности на межбанковском кредитном рынке не является критичным и носит скорее временный характер.

Что же касается перспективы развития банковской системы Казахстана, то авторитетные международные рейтинговые агентства дают далеко не положительную оценку. К примеру, международное агентство Moodys Investors Service охарактеризовало прогноз развития банковской системы как "негативный".

"Негативный" прогноз обусловлен: большой долей проблемных кредитов, требующих увеличения резервов на возможные потери; слабым ростом кредитования; низким уровнем капитализации и прибыльности", - указывается в информации, распространенной во вторник.

Как отмечается в сообщении, системные риски банковского сектора Казахстана "снизились, но основные проблемы сохраняются".

В 2013 году эксперты ожидают, что рост кредитования составит около 10-12%.

По мнению аналитиков агентства, сильно обесценившиеся кредитные портфели банков требуют увеличения резервов на возможные потери. При этом доля проблемных кредитов незначительно снизится в течение последующих 12-18 мес.

В 2013-2014 годах достаточность капитала останется под негативным давлением: внутренняя способность генерировать капитал остается слабой, а значительных вливаний капитала не ожидается. Согласно сценарному анализу, способность к поглощению убытков небольшая как у всей банковской системы, так и у многих отдельных банков. Как отмечается, прибыльность останется невысокой из-за слабых доходов и расходов на создание резервов. В Moodys ожидают, что средняя по системе рентабельность усредненных активов в 2014 году не превысит 1%.

"Мы ожидаем, что в 2013 году большинство банков сохранит приемлемую позицию по ликвидности, поскольку, вероятно, продолжится рост депозитов, а рост объемов кредитования вряд ли будет значительным", - говорится в информации.

Вместе с тем высокий уровень концентрации клиентских средств в крупнейших банках является источником значительных рисков рефинансирования. В свою очередь уровень рыночного фондирования в среднем составляет 19% совокупных обязательств банковской системы и относится, главным образом, к крупнейшим банкам.

По мнению аналитиков, основными проблемами банковской системы Казахстана являются низкое качество активов и низкий уровень прибыльности.

Значительный рост кредитования необходим для генерирования высоких доходов, которые позволили бы покрыть убытки по кредитам и повысить капитализацию. Для исправления структурных недостатков банковской системы необходимо значительное совершенствование банковского регулирования и повышение качества корпоративного управления.

Что же ожидает банковскую систему РК в течении следующих нескольких лет? По мнению другого известного международного рейтингового агентства Standard & Poors (S&P), положение банковской системы в РК будут сильно зависеть от экономической ситуации в Европе. В перспективе ближайших нескольких лет возможна реализация одного из следующих сценариев:

"Негативный". Углубление Европейского долгового кризиса с выходом из зоны евро некоторых периферийных стран. Снижение мировых цен на нефть до 60-70 долларов. Полномасштабный банковский кризис в Европе, сопровождающийся оттоком капитала с развивающихся рынков и девальвацией тенге. Рост экономики Казахстана замедляется до 3-4% в год. В Казахстане падают объемы кредитования, и сокращается депозитная база банков. Это приводит к дальнейшему падению отношения активов банков к ВВП, ухудшению качества ссудного портфеля, ужесточению условий выдачи кредитов.


Заключение


Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.

С переходом экономики Казахстана к рынку в начале 1990-х годов, перед банками открылись совершенно новые горизонты. В результате приватизации и разгосударствления собственности все шире начала развиваться частная собственность, коллективные и акционерные формы собственности, кооперативное движение. Появились предприниматели, коммерсанты, соответственно имущий класс в обществе. По мере развития рыночных отношений в экономике и обществе, усиливается экономическая роль банков. В их работе на первое место взамен административно-командных выдвигаются экономические методы. Повышается значение стоимостных инструментов банковского воздействия на экономику. По состоянию на октябрь 2013 года в Казахстане работают 38 банков второго уровня.

Для большинства коммерческих банков в настоящее время характерна явная тенденция к универсализации, к превращению в "финансовый супермаркет", где клиенты банка могут воспользоваться практически любой денежно-финансовой услугой. В нашей конкретно-исторической обстановке первых этапов становления рыночных структур универсализация деятельности коммерческих банков представляется явной, если не единственной возможностью выживания, развития и дальнейших перспектив существования. Говоря о современных коммерческих банках, необходимо подчеркнуть, что, как и другие звенья кредитной системы, они постоянно эволюционируют, меняются формы операций, методы конкуренции, система контроля и управления.

В последние годы конкуренция в банковской сфере усилилась благодаря более широкой поддержке открытия отделений банков, появлению электронных терминалов и распространению международных банковских операций. Конкуренция усилилась и в связи с быстрым ростом других финансовых институтов (например, сберегательные учреждения и взаимные фонды денежного рынка, которые предоставляют многие услуги, обычно характерные для коммерческих банков).

Обладая значительным по размерам собственным капиталом, коммерческие банки являются крупными инвесторами, то есть самым непосредственным образом воздействуют на развитие народного хозяйства в целом, вмешиваются в структурные перестройки и даже определяют перспективу многих секторов экономики. Приобретая в довольно больших масштабах статус акционерно-правовой формы управления собственностью и формирования капитала, коммерческие банки могут превратиться в мощных финансистов и в значительной степени диверсифицировать свою деятельность на основе создания многочисленных холдингов, дочерних фирм и предприятий, а также развития различных форм участия. Казахстанские банки активно расширяют масштабы деятельности в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине и других странах СНГ, проводя транснациональные операции из головных офисов в Казахстане, а также используя приобретаемые банки и свои представительства.

В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.


Список использованной литературы


1.Закон Республики Казахстан «О Нацииональном Банке РК» от 30 марта 1995 года

.Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности Республики Казахстан» от 31 августа 1995 года.

.Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под ред. Г.С. Сейткасимова. 2-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Экономика, 1999. - 432 с.

.Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. / Н.Б. Глушкова. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2005. - 432 с.

.Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Бондарь Т.Е. Теория финансов: Учебное пособие. / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. 2-е изд. - Мн.: Выш. шк., 1998. - 368 с.

.Данилова Т.Н. Структура банка и организация управления филиальной сетью // Финансы и кредит, 2003, №8

.Сибиряков А.И. Модели организационных структур российских банков // Бизнес и Банки, 2001, № 35

.. Харланович А. Организационная структура коммерческого банка и эффективность его работы // Вестник ассоциации белорусских банков, 2002, №35

.Исаев Р.А. Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 400 с.

.Панасенко А.А., Гаджиев П.Я. Депозитная политика банка: модели, инструменты, основные элементы. - М.: Международный издательский центр "Этносоциум", 2013. - 282 с.

.Костерина Т.М. Кредитная политика и кредитные риски: Учебное пособие. / Костерина Т.М. - М.: МФПА, 2005. - 80 с.

.Банковское дело: Учебник. / Под ред. Е.П. Жарковской. 7-е изд., исп. и доп. - М.: Омега-Л, 2010. - 480 с

.Парамонов В.В. Экономика Казахстана (1990-1998). - Алматы: 2000

.Официальный сайт Национального Банка РК www.nationalbank.kz

.Информационный портал www.zakon.kz


Теги: Организация деятельности коммерческого банка на примере ДБ АО "Хоум Кредит Банк"  Отчет по практике  Банковское дело
Просмотров: 17977
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация деятельности коммерческого банка на примере ДБ АО "Хоум Кредит Банк"
Назад