Система страхования вкладов: российский и зарубежный опыт

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Система страхования вкладов: российский и зарубежный опыт

Специальность 080105 Финансы и кредит


Научный руководитель: к.э.н., доцент И.А. Разумова


Санкт-Петербург 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

.1 Понятие и виды систем страхования вкладов

.2 Особенности функционирования системы страхования вкладов в Российской Федерации

.3 Обязательное страхование вкладов как необходимое условие функционирования современной сберегательной системы в Российской Федерации

. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

.1 Анализ современной системы страхования вкладов в России

.2 Системы страхования вкладов: обзор зарубежной практики и современное состояние

.3 Анализ антикризисных мер, принятых в области страхования депозитов в различных странах в период 2008-2009 годов

. ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИИ

.1 Оценка соответствия российской системы страхования вкладов мировым стандартам

.2 Направления развития системы страхования вкладов

ЗАКЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Основными задачами современной российской экономики в условиях кризиса являются сохранение капитализации банковской сферы, увеличение объемов инвестиций и долгосрочного кредитования реального сектора экономики, развитие ипотечного кредитования. В решении этих задач важнейшее значение имеет привлечение в банковскую сферу свободных денежных средств граждан. Поэтому задача увеличения мобилизации финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны первостепенное значение.

Не привлеченные в хозяйственный оборот накопления населения теряют свою покупательную способность в результате инфляции и лишают предприятия необходимых кредитных и инвестиционных ресурсов. По мнению большинства отечественных экспертов, занимающихся данной проблемой, главным фактором, препятствующим решению этой задачи, является низкий уровень доверия граждан к коммерческим банкам.

Таким образом, чтобы повысить доверие населения к банковской системе страны, развивать рынок банковских услуг, необходимо введение различных способов обеспечения исполнения банками обязательств перед гражданами - вкладчиками.

Для этого Банк России и Правительство РФ реализуют различные мероприятия. Одним из основных можно назвать принятие в 2003 году Федерального Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», который в целом положительно повлиял на развитие сберегательного дела в современной России. Этот закон устанавливает организационные основы системы страхования вкладов и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.

Привлечение средств юридических и физических лиц, проведение операций по депозитным счетам традиционно являются одними из основных видов деятельности для банковских учреждений. Однако мировой практике известны также случаи банкротств банков, приводящие к полной либо частичной потере вкладчиками своих денег.

Проблема сохранности вкладов и депозитов, размещенных в банках, является актуальной в особенности для стран с переходной экономикой, к которым относится и Российская Федерация. В разные периоды времени с этим вопросом сталкивались практически все государства. Как следствие практически во всех развитых странах были разработаны в различной форме гарантийные системы компенсации банковских депозитных вкладов, представляющие собой комплекс мер, обеспечивающих защиту вкладов на случай невыполнения коммерческими банками обязательств по возврату привлеченных денег.

По данным Международного Валютного Фонда, страхование банковских вкладов принято более чем в 70-ти странах: США и Канаде, всех европейских, 10 африканских, 12 латиноамериканских и 8 азиатских государствах, на Украине, в Казахстане и Армении. По мнению экспертов Всемирного банка, страхование вкладов направлено на защиту интересов мелких вкладчиков и укрепление стабильности банковской системы: гарантируя сохранение сбережений вкладчиков, механизм страхования вкладов поощряет их доверять свои сбережения банкам и предотвращает массовое изъятие вкладов в случае кризиса.

Целью исследования дипломной работы является анализ зарубежного и российского опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и определение основных направлений ее развития в РФ.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

)Исследовать основные понятия и виды системы страхования вкладов;

)Проанализировать зарубежный опыт, выявив его элементы, пригодные для использования в условиях экономики России;

)Исследовать организационные основы функционирование системы страхования вкладов физических лиц в России;

)Оценить современное состояние и основные направления развития системы страхования вкладов в России и способы ее совершенствования.

Объектом исследования дипломной работы является система страхования вкладов Российской Федерации. Предметом исследования является функционирование системы страхования банковских вкладов.

В дипломной работе использована теория и методология, изложенная в нормативных документах Российской Федерации, статьях российских авторов, а также в справочной литературе, статьях периодической печати, данных статистической отчетности.

Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ


.1 Понятие и виды систем страхования вкладов


Система страхования вкладов - это комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства финансового учреждения.

Система страхования вкладов (ССВ) - механизм защиты вкладов физических лиц в банках путем их страхования (гарантирования).

Основная идея работы ССВ заключается в проведении быстрых выплат вкладчикам из независимого финансового источника (например, специального фонда) в случае прекращения деятельности банка (отзыва у него соответствующей лицензии). Тем самым, не дожидаясь начала ликвидационных процедур, вкладчики гарантированно получают доступ к своим средствам.

Опыт большинства экономически развитых стран мира показывает, что система страхования (гарантирования) банковских вкладов является эффективным инструментом для решения комплекса социальных и макроэкономических задач. Прежде всего, она позволяет предотвращать панику среди вкладчиков, обеспечивая тем самым стабильность работы банковской системы и сокращая общественные издержки на преодоление последствий кризисных явлений. Кроме того, наличие ССВ повышает доверие населения к банковской системе, создавая предпосылки к долгосрочному росту частных депозитов.

В настоящее время ССВ в различных формах существует в 104 странах мира. Более половины всех страховщиков входят в Международную ассоциацию страховщиков депозитов (МАСД или IADI).

Система обязательного страхования базируется на следующих принципах:

-обязательность участия в системе страхования вкладов;

-снижение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае, когда банки не выполняют своих обязательств;

-прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

-накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных взносов банков-участников системы страхования вкладов.

Основная задача системы обязательного страхования банковских вкладов - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в банках.

Защита финансовых интересов граждан является одной из важных социальных задач во многих странах мира. Система страхования вкладов обязательна во всех государствах-членах Европейского Сообщества, она действует в США, Японии, Бразилии, а также в странах СНГ - на Украине, в Казахстане и Армении.

Система страхования вкладов работает следующим образом. Если банк прекращает работу и у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций, его вкладчикам незамедлительно производятся фиксированные денежные выплаты.

Все существующие системы страхования вкладов в мире можно классифицировать по ряду признаков.

.По способам организации систем страхования существуют два основных вида, которые выделяются согласно методологии Международного валютного фонда:

-система положительно выраженных гарантий - система законодательных гарантий (чаще именуемая, как страховая система);

-система не выраженных прямо гарантий - система общих государственных гарантий (называемая гарантийной).

Для первого типа систем характерно наличие законодательно установленной процедуры возмещения потерь вкладчикам при банкротстве банка, который входит в систему страхования вкладов. Клиенты банка заранее знают, какова страховая сумма, на которую они могут рассчитывать. Такая система создает уверенность вкладчиков в сохранности своих средств благодаря ее предсказуемости, а также способствует аккумулированию свободных денежных ресурсов в банках.

Второй вид систем характеризуется отсутствием четкого законодательства, определяющего способы защиты вкладов, но при этом предполагается, что государство гарантирует вложенные в банки денежные средства. Возможность получить возмещение и его сумма будут зависеть от сложившейся ситуации, от принятого государственными органами решения, которое определяет сроки, суммы и другие условия выплат. В основу этого вида систем положено доверие граждан к государству, что характерно для стран с жестким централизованным управлением и с сильной зависимостью банков от государственных структур.

Вопрос об использовании систем гарантирования вкладов решается в каждой стране по-своему. Например, в Новой Зеландии и Австралии вообще отказались от каких-либо страховых систем, но при этом были установлены жесткие требования к раскрытию информации, что усилило экономический контроль.

.По организации участия банков в страховой системе выделяют:

-системы обязательного участия банков;

-системы добровольного участия.

Систему обязательного страхования вкладов отличает участие в ней практически всех банков, что позволяет всем кредитным организациям стать членами системы страхования и дает равные гарантии клиентам разных банков. Но в этом случае ослабевает мотивация и желание клиентов искать и выбирать надежный банк, а рост банковских издержек за счет выплат в страховой фонд увеличивает цену банковских услуг. Подобные системы существуют в США, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран. Добровольная система позволяет банкам самостоятельно принимать решение об участии в ней. Банки, не участвующие в системе страхования вкладов, обладают меньшей конкурентоспособностью на рынке банковских продуктов, так как клиенты начинают с настороженностью относиться к таким банкам и идут на риск внесения депозита, рассчитывая на получение более высокого дохода.

Поэтому привлекать клиентов в негарантированные банки приходится путем установления более высоких процентных ставок по вкладам, а банковские издержки при этом растут.

Несмотря на добровольность вступления в систему страхования, регулирующие органы предусматривают некоторые ограничения в деятельности таких банков. Например, они могут потребовать наличие страхового обеспечения, без которого не выдаются лицензии на осуществление конкретных операций, банкам отказывают стать членами банковской ассоциации и т.п. Таким образом государство старается стимулировать банки к вступлению в страховую систему на основе самостоятельно принятого решения.

.По размерам гарантий системы страхования вкладов можно разделить на три разновидности:

-полные;

-ограниченные;

-дискреционные.

Полные системы гарантируют выплаты по всем депозитам. Это повышает доверие со стороны клиентов.

Ограниченные системы обеспечивают только частичное покрытие вкладов клиентов. В основном гарантии предоставляются мелким вкладчикам, плохо ориентирующимся в обстановке на рынке, а для крупных сохраняется мотивация верного выбора банка. Для коммерческих банков такая система позволяет облегчить работу с мелкими клиентами, а благодаря снижению объемов взносов - сократить банковские издержки и не завышать цены на свои услуги. Небольшая трудность использования этого вида системы состоит в определении размера страхуемой суммы депозита. Дискреционная система представляет собой разновидность ограниченной системы, предусматривающей расширение объекта страхования в периоды кризиса банковской системы. По сравнению с другими видами она является более гибкой.

.По степени государственного участия, системы страхования депозитов могут быть:

-государственными:

-частными;

-смешанными.

Государственные системы чаще всего формируются при введении обязательного страхования вкладов. В этом случае страховая организация создается как государственная, которая действует на некоммерческой основе. Ресурсы этой организации образуются из государственных средств и взносов банков. В такой форме организованы страховые системы в США (Федеральная корпорация страхования депозитов), в Великобритании (Фонд защиты депозитов).

В частных системах страхование вкладов осуществляется специальными организациями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет взносов банков-участников, а государство не вмешивается в эти процессы. Такие системы созданы в ФРГ - Фонд страхования депозитов частных банков, во Франции - Фонд депозитного страхования «Механизм солидарности», в Люксембурге - Ассоциация страхования депозитов.

В смешанных системах страхования вкладов государство и банки в равной степени участвуют в формировании ресурсов страховой организации. Примером является страховая система Японии, где уставный капитал «Корпорации по страхованию депозитов», действующей с 1971 года, сформирован правительством, Банком Японии и частными банками равными долями.

.По организации финансирования выплат или способу аккумулирования средств страхового фонда системы разделяются:

-с финансированием;

-без финансирования.

Система страхования вкладов с финансированием предполагает, что для выплат страховых возмещений формируется специальный фонд за счет регулярных взносов банков-участников. Это способствует укреплению доверия к системе, а при наступлении страхового случая ускоряет процесс выплаты возмещения вкладчикам.

В системе страхования без предварительного финансирования необходимые для компенсации средства изыскиваются только при возникшей необходимости, к примеру, при банкротстве банка. Такой вид системы является менее предпочтительным. Во-первых, при системном кризисе, когда разоряется множество банков, собрать нужную сумму денег будет трудно или даже невозможно. Во-вторых, процесс сбора средств для выплаты страхового возмещения занимает определенное время. Это провоцирует панику среди вкладчиков, подрывает их доверие ко всей страховой системе. При этом цели системы страхования вкладов, заключающиеся в быстрой ликвидации последствий кризиса и обеспечении стабильности банковской системы, не достигаются. Однако накопленный опыт развитых стран показывает, что средств страхового фонда, особенно в случае системного кризиса, бывает недостаточно. Поэтому во многих случаях используется финансовая поддержка государства для урегулирования последствий банковского кризиса.

В настоящее время в 38 странах применяются системы страхования депозитов с предварительным финансированием. Например, в Нидерландах средства страхового фонда формируются в случае банкротства какого-либо банка и установлен верхний предел общего количества собираемых средств. Можно назвать несколько причин-целей, по которым страна вводит систему страхования вкладов, и, следовательно, чего она ждет от этой системы:

-обеспечение защиты владельцев небольших вкладов;

-укрепление доверия общества к банковской системе путем создания регламента для реструктуризации несостоятельных банков; накопление сбережений и поощрение экономического роста;

-обеспечение конкуренции между небольшими и вновь созданными банками и крупными и/или государственными банками;

-установление границ для рисков государства понести убытки при банкротстве отдельного банка или группы банков.

В России создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года.

Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения какого-либо договора: оно осуществляется в силу закона. Специально созданная государством организация - Агентство по страхованию вкладов - за банк возвращает вкладчику основную сумму его накоплений, вместо вкладчика занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем сама выясняет отношения с банком по возврату задолженности.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) - российская государственная корпорация, особый вид некоммерческой организации, созданная в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 в рамках формирования системы страхования вкладов. Полное наименование - Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Расположено в Москве. Создано в январе 2004 года.

Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках за исключением:

-средств физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица;

-вкладов на предъявителя;

-средств, переданных банкам в доверительное управление;

-вкладов в филиалах российских банков, находящихся за границей.

Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в Агентство по страхованию вкладов (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие его личность. Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения в банке конкурсного производства, которое длится, как правило, до 2 лет. Требования «опоздавших» будут удовлетворяться в исключительных случаях, например, при тяжелой болезни, длительной заграничной командировке.

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов). Возмещение по вкладам выплачивается в течение трех дней после получения от вкладчика согласия на перечисление ему конкретной суммы возмещения по его вкладам.

Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

Кроме того, с ноября 2008 года Агентство совместно с Банком России осуществляет меры по предупреждению банкротства кредитных организаций (ст. 1 Федерального закона от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»). Объем фонда Агентства по страхованию вкладов - 109,1 млрд. руб. (данные на 1 июня 2010 года). Эти деньги агентство может инвестировать в государственные облигации и в надежные небанковские корпоративные бумаги.

По решению совета директоров АСВ 10 % от фонда передается внешним управляющим. В этой роли могут выступить лишь компании, в управлении у которых находится не менее пяти фондов, не менее 2 млрд. руб., капитал не ниже 50 млн. руб., отсутствуют убытки и просроченная задолженность перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. Управляющие компании должны были иметь рейтинг агентства НАУФОР не ниже уровня АА.

Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами. Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков - участников системы.

Федеральный закон РФ от 23.12.2003 №177-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» включает в состав участников системы страхования вкладов вкладчиков; банки, имеющие разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц; Агентство по страхованию вкладов; Банк России. В правоотношениях страхования Агентство признается страховщиком, банки - страхователями, а вкладчики - выгодоприобретателями.

Помимо субъектов, названных в качестве участников системы страхования вкладов, к их числу можно причислить и Правительство РФ, которое имеет право осуществлять управление системой страхования вкладов и контроль за ее функционированием путем участия его представителей в совете директоров Агентства.

Участниками системы страхования вкладов могут являться также банки - агенты, которые, действуя от имени и за счет Агентства, осуществляют прием от вкладчиков заявления о выплате возмещения по вкладам и иных необходимых документов, а также выплаты возмещения по вкладам.

Для построения эффективно работающей системы страхования вкладов необходимо определить, какие цели преследует создание этой системы. То есть, каких результатов от ее функционирования ожидает государство, банковское сообщество и общество в целом.

Государство, в первую очередь, заинтересовано в стабильном экономическом росте, одним из условий которого является мобилизация сбережений населения, их вовлечение в инвестиционный процесс. Что касается стран с исторически сложившейся рыночной экономикой, важнейшую роль в этом процессе играют такие учреждения, как негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

В настоящее время коммерческие банки являются преимущественно частными предпринимательскими структурами, они не берут на себя решение общегосударственных или региональных экономических и социальных задач, если это не приносит им прибыль. Но от них требуется понимание того, что банковский бизнес призван нести определенную долю ответственности за социально экономическое состояние общества. То есть должны быть найдены такие формы взаимодействия государства и банков, которые будут стимулировать их к участию в реализации общественных целей.

Одним из направлений деятельности кредитных организаций является инвестиционная деятельность, в процессе которой они инвестируют не собственные, а привлеченные средства, а значит, риск подобных инвестиций полностью перекладывается на их клиентов.

Основной риск лежит на банках, поскольку именно они занимаются рискованной деятельностью. Если банк имеет крупных вкладчиков и у них возникнет необходимость изъятия своих средств, то банку придется искать источники финансирования, иначе он будет иметь большие проблемы. По различным причинам может произойти чрезмерное изъятие вкладов населением, поэтому большинство банков тщательно отслеживают состав источников финансирования.

Таким образом, банковский сектор рассчитывает, что система страхования повысит привлекательность банковских услуг для населения, закрепит доверие к российским кредитным организациям и создаст равные конкурентные условия для банков, привлекающих вклады физических лиц.

Что касается самих вкладчиков, не раз лишавшихся в той или иной форме своих сбережений, то их заинтересованность в системе страхования вкладов заключается в стремлении сохранить право собственности на свои денежные средства, внесенные в качестве вклада в банк.

Вкладчики тоже несут определенный риск. Закон о страховании банковских вкладов физических лиц не предусматривает возвращения вкладчикам всех вложенных в банк средств.

Российский закон о страховании банковских вкладов в качестве целей создания системы страхования последовательно называет цели, которые отвечают интересам населения, банков и государства:

-защита прав и законных интересов вкладчиков банков;

-укрепление доверия к банковской системе;

-стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

Конечно, только страхование вкладов не может обеспечить уверенности в том, что финансовая система будет здоровой. Задача обеспечения финансовой стабильности в стране должна решаться совместными усилиями всех заинтересованных органов: Банка России, органа банковского надзора и Агентства по страхованию вкладов. Стремление только за счет создания системы страхования вкладов разрешить проблему недоверия общества к государству и банкам, обеспечить финансовую стабильность в стране невозможно без реформирования всей правовой, финансовой и институциональной базы государства.

1.2 Особенности функционирования системы страхования вкладов в Российской Федерации


В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 95 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов.

Цели создания системы страхования в России, ее основные принципы, подходы к допуску банков, порядок и условия выплаты возмещения по вкладам, статус и основные направления деятельности Агентства по страхованию вкладов нашли отражение в законодательных документах и нормативных актах Банка России.

Основой российской законодательной базы системы страхования вкладов является закон, утвержденный Федеральным Собранием определяющий основные механизмы создания, финансирования и управления системой страхования вкладов.

Законодательством зарубежных стран обычно предусматривается страхование только вкладов в национальной валюте. В России при разработке Закона была учтена национальная специфика, а именно склонность населения к хранению значительной части сбережений в иностранной валюте. Поэтому система страхования была распространена как на рублевые, так и на валютные вклады.

Введение закона о страховании вкладов имело очень важное значение для России по следующим причинам.

.Несмотря на улучшение обстановки как в экономике, так и в банковском секторе, это еще не свидетельствует об устойчивости экономического роста. Поэтому введение закона может способствовать оздоровлению банковской системы за счет реализации более строгого контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему.

.Российские вкладчики на сегодня не имеют много альтернатив для сохранения своих сбережений. Еще недостаточно широко используется рынок ценных бумаг, а инвестиционные фонды, иногда приносящие высокие доходы, не могут обеспечить сохранение вложенных средств. Введение закона о страховании вкладов создаст полную уверенность частных клиентов банков в сохранности своих средств.

.Повышение доверия к банкам обеспечит дополнительный приток свободных денежных средств частных вкладчиков.

.Через систему страхования депозитов можно решать и другие проблемы регулирования и стимулирования развития банковского дела.

Принятый Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» по многим положениям превосходит все предшествующие варианты проектов. Закон можно охарактеризовать как социально ориентированный.

В отношении банков, выступающих в роли страхователей, страховые взносы установлены на едином уровне - в размере 0,15% от расчетной базы, в состав которой входят суммы остатков средств на страхуемых счетах физических лиц.

Особое значение в системе страхования вкладов имеет организация движения денежных средств, от эффективности которой зависит функционирование самой системы.

Основное назначение страховой системы состоит в обеспечении своевременных выплат вкладчикам обанкротившихся банков. В этом случае не будет паники среди вкладчиков, повысится доверие к банкам, так как страховая система обеспечивает выплату заранее известной суммы вклада.

Для реализации поставленной задачи Агентство, выполняющее функции страхового фонда, должно заботиться о постоянном наличии денежных средств в фонде.

Банковские кризисы, во время которых могут происходить массовые выплаты вкладчикам, случаются не часто. Поэтому в периоды стабильной работы банковской системы финансовые ресурсы страхового фонда оказываются свободными и могут быть использованы для эффективного их вложения в доходные инструменты рынка. Они должны иметь достаточную степень надежности, что проявляется в реализации принципов возвратности, прибыльности и ликвидности инвестируемых ресурсов. Такими инструментами могут быть государственные ценные бумаги, выпускаемые на федеральном уровне, ценные бумаги высоконадежных российских эмитентов, паи инвестиционных фондов, размещающих свои средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции других иностранных эмитентов.

Таким образом, организуются потоки денежных средств, обеспечивающие постоянный приток денежных средств в страховой фонд, его сохранность и прирост от эффективного вложения, а также служащие основой для осуществления страховых выплат.

Оценивая принятый закон о страховании вкладов, отвечающий требованиям современной обстановки в России, предлагаются походы, которые будут способствовать совершенствованию страховой системы. В частности, единообразная основа определения страховых взносов не содержит каких-либо стимулов, которые могли бы способствовать улучшению банковского менеджмента, а также введение повышающих и понижающих коэффициентов в зависимости от размера вклада.

Одной из основных проблем, которые необходимо решить при формировании системы страхования вкладов - это установление взаимосвязи между размером страховых взносов, уплачиваемых банками, и степенью риска их деятельности. В принятом законе рискованность банковской деятельности учитывается на этапе допуска банков в систему страхования. Но это разовое мероприятие. Показатели банка, который прошел процедуру допуска в систему страхования по результатам проведенной проверки, могут измениться. Поэтому необходима постоянная система наблюдения за качеством банковской деятельности, построенная с учетом опыта других стран и с ориентацией на текущие потребности развития отечественной банковской системы.

Другой проблемой современной банковской системы России является краткосрочная ресурсная база коммерческих банков, которая осложняет взаимоотношения с реальным сектором экономики, предъявляющим спрос на длительные кредиты, и создает сложности в банковском менеджменте в связи с поиском дополнительных ресурсов.

Российские коммерческие банки используют различные формы привлечения денежных средств. Основным источником их формирования выступают депозиты. Среди депозитных источников преобладающее значение имеют вклады физических лиц.

В то же время отдельные аспекты систем страхования вкладов, широко используемые зарубежными странами, не получили распространения в России, что обусловлено спецификой задач, стоящих перед российской системой страхования вкладов в настоящий момент.

Например, при создании системы страхования вкладов в России во внимание принимались особенности структуры российской кредитной системы, наличие кредитной организации, лидирующей на рынке сбережений физических лиц - Сбербанка России.

При создании системы страхования вкладов в России также в нее не были включены вклады юридических лиц, потому что главной целью являлась защита интересов частных вкладчиков, а не юридических лиц.

Система страхования вкладов оказала положительный эффект на развитие регионального банковского сектора. Главный эффект от введения системы - рост доверия населения к банковской системе России. Введение системы страхования позволило стабилизировать рынок, внушив спокойствие части вкладчиков. Эта система снизила риски возникновения масштабной паники для банковской системы. В подтверждение этой версии говорит тот факт, что наиболее сильно эффект воздействия системы страхования вкладов проявился в отказе вкладчиков изымать деньги из банков в кризис (3% россиян или 12% «сознательных вкладчиков»). Одним из проявлений роста доверия населения к банковской системе стало увеличение числа вкладов. В Республике Дагестан, эффект в которой был максимальным, например, за период действия системы страхования вкладов с 01.07.2005 по 01.07.2010 количество застрахованных вкладов в банках выросло с 17 312 до 154 427, то есть почти в 9 раз. В рассматриваемый период выросла и сумма вкладов - с 367 до 5 142 млн. руб. (в 14 раз).

Еще одним эффектом, который в том или ином виде ощутили на себе многие региональные банки, стало выравнивание конкурентных условий. Введение системы страхования вкладов позволило им конкурировать наравне с федеральными и иностранными банками. Система страхования вкладов сделала рынок частных вкладов гораздо более, так сказать, гомогенным. То есть, если раньше была четкая ниша Сбербанка, иностранных банков, средних, крупнейших частных банков, то сейчас, в общем-то, между всеми ними идет достаточно острая конкурентная борьба. В настоящее время средства, привлеченные от физических лиц, не имеют столь существенной концентрации в Москве и в достаточной степени распределены по регионам.

В период введения в действие системы страхования вкладов в профессиональной и околобанковской среде существовали опасения, что ее непосредственным результатом может стать рост нестабильности банковской системы. Наибольшие опасения вызывала возможность перехода вкладчиков из более надежных в менее надежные банки, проводящие высокорисковую политику и предлагающих высокие проценты по вкладам. Дело в том, что с введением системы страхования вкладчикам в пределах застрахованной суммы стало нечего опасаться банкротства банка и появилась возможность ориентироваться исключительно на процентную ставку.

Однако эти опасения не оправдались. Во-первых, переток вкладчиков сегодня несущественен. Даже с учетом возможного роста числа «непостоянных» вкладчиков всех категорий, мечущихся из банка в банк в поисках лучших условий, говорить о перетоке вкладчиков как об угрозе стабильности банковского сектора сейчас не стоит. Перераспределение вкладчиков в результате появления разницы в ставках не будет массовым явлением в России. Разница в ставках не столь существенна, и, скорее всего, большинство клиентов сохранят лояльность к банкам, где сейчас обслуживаются. Тем более что расходы на перевод депозитов из одного банка в другой сопоставимы с той разницей, которая возможна по ставкам.

Во-вторых, проверки ЦБ при вступлении в систему можно оценивать в целом как достаточно тщательные. По крайней мере, в отношении банков, которые могли бы создать какую-то угрозу для стабильности сектора и способности выполнять свои обязательства. При этом проверки, очевидно, дали положительный результат - банки очистили балансы, избавились от неликвидных инструментов, сделали более прозрачной структуру собственника.

Таким образом, введение системы страхования вкладов оказало весьма позитивное влияние на развитие регионального банковского сектора. Данный положительный эффект может быть усилен. В качестве вариантов здесь можно называть увеличение страховой суммы до 800 - 1000 тыс. руб., изменение методики расчета взносов банков в фонд страхования и более активное распространение информации о системе страхования вкладов. Несмотря на то, что информации, которую распространяет Агентство по страхованию вкладов, по мнению многих, уже достаточно, целесообразно увеличить объем информации в общедоступных СМИ, таких как телевидение, общероссийские газеты, радио. Было бы хорошо, если бы информацию о системе страхования рассылали централизованно по почте, что особенно актуально для регионов.

При этом функцию информирования населения должно взять на себя Агентство по страхованию вкладов. Сами же банки, региональные в частности, принимать в этом активное участие не желают. Причина - дополнительные расходы, связанные с выпуском информационных материалов. Однако и они должны выполнять свою часть работы в данном направлении, информируя вкладчиков в соответствии с рекомендациями Агентства.

Исторически сложилось, что российская система страхования вкладов, которая изначально была создана как «платежная касса» (этим термином (в англоязычном варианте - «pay-box») принято называть системы, чьи функции ограничиваются сбором взносов с банков-участников и выплатой страхового возмещения вкладчикам при наступлении страхового случая), с течением времени стала выполнять еще две важные функции. В августе 2004 года законодатели наделили Агентство по страхованию вкладов функцией корпоративного ликвидатора банков, а в октябре 2008 года - функцией санатора кредитных организаций. Эти три функции тесно взаимосвязаны и позволяют с большей эффективностью решать задачи укрепления стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков, повышения рыночной дисциплины в банковском секторе.

Финансовый кризис продемонстрировал значительный потенциал системы страхования вкладов для минимизации его негативных последствий. Работа Агентства по оперативной выплате возмещения вкладчикам разорявшихся банков способствовала быстрому прекращению оттока вкладов из банков и возобновлению роста объемов средств, размещенных населением в кредитных организациях. Этому также послужило своевременное изменение ключевого параметра системы страхования вкладов - размера страхового возмещения. В октябре 2008 года он был увеличен с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. с одновременной отменой 10-процентной франшизы. Деятельность Агентства по санации 18 системно значимых банков позволила снизить уровень социальной напряженности в ряде регионов страны, предотвратить распространение проблем на более широкий круг банков.

Если говорить о перспективах развития системы страхования вкладов, то они нашли свое отражение в одобренной Советом директоров Агентства в ноябре 2010 года Стратегии развития Агентства по страхованию вкладов на период до 2015 года. В числе наиболее значимых задач, стоящих перед российской системой страхования вкладов, можно выделить: поддержание устойчивости системы страхования за счет эффективной минимизации рисков и максимальной опоры на собственные источники финансирования, обеспечение адекватной по размеру защиты сбережений вкладчиков и максимально быстрой выплаты страхового возмещения, удобство услуг АСВ для вкладчиков и иных кредиторов несостоятельных банков, прозрачность деятельности Агентства, своевременное и полное информирование всех заинтересованных лиц о его работе.

В плане развития такого направления деятельности, как санация банков, Агентство считает своими главными задачами наличие широкого набора эффективных инструментов санации, применение в своей практике современных механизмов, снижающих негативные последствия разорения банков. В числе наилучшим образом зарекомендовавших себя способов санации следует выделить передачу активов и обязательств из проблемного банка в финансово устойчивый, что позволяет обеспечить непрерывность банковского обслуживания вкладчиков и иных клиентов, а также более высокую отдачу от активов нежизнеспособных банков. Агентство намерено осуществлять постоянную работу по повышению инвестиционной привлекательности санируемых банков, а также по подготовке их эффективной продажи, призванной свести к минимуму (а лучше - к нулю) потерю средств, выделенных на санацию банков.

Развитие механизмов ликвидации несостоятельных кредитных организаций будет идти по пути повышения их эффективности и прозрачности, сокращения расходов на проведение ликвидационных процедур и обеспечения максимизации конкурсной массы и, соответственно, степени удовлетворения требований кредиторов. Важнейшей задачей Агентства в этой области является повышение рыночной дисциплины в банковском сообществе, что позволяет увеличить размер выплат кредиторам ликвидируемых банков. Если в целом оценивать эффективность российской системы страхования вкладов, следует отметить, что практически все значимые основополагающие принципы, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов, уже применяются, а после утверждения методологии, оценки соответствия систем страхования депозитов этим принципам. Агентство намерено провести детальный анализ степени соблюдения российской системой критериев, применяемых для оценки эффективности национальных механизмов защиты вкладчиков.

Следует отметить, что финансовый кризис способствовал переосмыслению многих считавшихся ранее бесспорными представлений и подходов к банковской деятельности, ее регулированию и надзору, а также механизмам защиты потребителей банковских услуг. Сегодня ведется активная работа по устранению пробелов и выстраиванию стратегии укрепления банковской системы страны, совершенствованию на основе передовых подходов и мирового опыта, как национальных систем поддержания финансовой стабильности, так и глобальной финансовой системы в целом.


1.3 Обязательное страхование вкладов как необходимое условие функционирования современной сберегательной системы в Российской Федерации


В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13 октября 2008 года №174-ФЗ возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей.

Застрахованными являются денежные средства в рублях и иностранной валюте, размещенные физическим лицом в банке во вклад или на банковский счет. Исключение составляют некоторые формы размещения денежных средств, указанные в Федеральном законе.

Не страхуются денежные средства:

)размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

)размещенные в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

)переданные банкам в доверительное управление;

)размещенные во вклады в филиалах российских банков, находящихся за границей.

Вклад в банке считается застрахованным со дня включения банка в реестр банков-участников системы страхования вкладов. Ведение этого реестра, в том числе включение в него банков, осуществляет Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Внедряемая в России страховая система является обязательной, а значит банки, имеющие лицензию от Центрального Банка, либо должны принять в ней участие, либо лишиться этой лицензии и практики работы с населением. Кроме того, предполагается, что банки, которые собираются войти в страховую систему, должны пройти отбор по определенным критериям, по которым можно судить об их финансовой устойчивости и надежности.

Суммы процентов по вкладу становятся застрахованными в том случае, если они причислены к основной сумме вклада в соответствии с условиями договора или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством с момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций срок исполнения его обязательств перед вкладчиками считается наступившим (ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Таким образом, все причитающиеся проценты по вкладу (начисленные по день, предшествующий дню отзыва лицензии) причисляются к основной сумме вклада и включаются в расчет страхового возмещения.

Выплата возмещения по вкладам производится в рублях по выбору вкладчика: либо наличными, либо путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

В настоящий момент, в реестр банков-участников ССВ включены 911 финансово-кредитных организаций, действующих на территории России. Размер фонда обязательного страхования вкладов на начало октября 2010 года превышал 117 миллиардов рублей.

При этом участие в ССВ обязательно в России для всех банков, которые принимают вклады от частных лиц. Ставка страховых взносов устанавливается агентством, она является одинаковой для всех участников ССВ, а деньги перечисляются в фонд ежеквартально.

Эти деньги не лежат мертвым грузом. Средства фонда страхования вкладов могут быть использованы, например, для приобретения государственных ценных бумаг Российской Федерации или экономически развитых иностранных государств, вложены в депозиты и ценные бумаги Банка России, в облигации и акции российских эмитентов, а также в российские ипотечные ценные бумаги. Таким образом, средства фонда страхования вкладов еще и приносят гарантированный доход, а заодно позволяют более эффективно функционировать российской экономике.

На современном этапе развития отечественной экономики возникает необходимость в изменении банковской системы Российской Федерации и, как следствие, ее модернизации.

Потребность в кардинальных реформах банковской системы является давно осознанной объективной необходимостью. Также существует мнение, что реформа банковской системы запоздала на несколько лет и необходимо принимать срочные меры по ее модернизации и развитию.

Несмотря на все принимаемые меры по улучшению банковской системы нашей страны, Банк России не всегда в состоянии адекватно оценивать ситуацию в банках и прогнозировать развитие банковской системы в целом. Необходимость коренных изменений банковской системы России вызвана целым рядом объективных проблем, среди которых можно выделить наиболее существенные:

-недостаточная капитализация банковской системы;

-отсутствие у банков с российским капиталом долгосрочных финансовых ресурсов для кредитования субъектов экономики;

-доверие населения к банковской системе России невелико.

Главная причина данного явления - финансовая ненадежность большинства существующих финансовых институтов и значительные потери населения от крушения крупнейших московских частных банков в период реформ 90-х годов.

Самым тяжелым последствием банковских кризисов различных стран стал тотальный кризис недоверия населения к банковской системе. Никакими административными мерами невозможно заставить население хранить свои свободные денежные средства в банках. Необходимо проведение серьезных экономических мер и создание объективного нормативно-правового обеспечения функционирования системы защиты банковских вкладов.

В России по-прежнему существуют политическая и экономическая нестабильность, которые являются следствием:

-снижения сберегательной активности и увеличения размеров потребления за счет накопительных средств при падении интереса к доходам, получаемым в виде процента по вкладам;

-снижения активности населения по вложению средств в государственные и корпоративные ценные бумаги;

-перевод средств из рублевых вкладов в валютные.

Перед современным российским государством стоят важные задачи внутреннего характера, касающиеся стимулирования экономического роста и повышения уровня защищенности прав и законных интересов человека и гражданина.

В последнее время государство нашей страны стало все больше обращать внимание на практически не задействованный ранее в России ресурс и потенциал сбережений населения. Поскольку именно банки играют роль основного посредника между инвестором и производственным сектором, то объем финансовых ресурсов, направляемых банками в реальную экономику, сильно ограничен. Именно поэтому для российского государства, перед которым стоит проблема экономического роста, очень важно вернуть доверие населения к банкам, чтобы аккумулировать сбережения физических лиц в банковской системе и впоследствии инвестировать привлеченные средства в производство.

Таким образом, экономическая задача - привлечение инвестиций, неразрывно связана с социальной проблемой - защитой интересов вкладчиков.

Страхование банковских вкладов можно определить как правоотношения по защите интересов физических лиц, заключивших с банком договор банковского вклада или банковского счета, при наступлении определенных страховых случаев за счет фонда обязательного страхования вкладов, формируемого Агентством по страхованию вкладов из уплаченных банками страховых взносов, а также за счет иных средств.

Однако вопрос о сущности страхования вкладов и его месте в системе российского права неоднозначен. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский относят его к взаимному страхованию при обязательном страховании. Аргументами в защиту этой точки зрения ученый называет специфичные цели, как укрепление доверия населения к банковской системе России и стимулирование привлечения в эту систему средств граждан; отзыв у банка, принявшего вклад, лицензии на осуществление банковских операций или введение моратория на удовлетворение им требований кредиторов как единственные виды страхового случая.

Кредитная организация несет обязанность обеспечивать сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками, обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования. Важнейшим способом законодательного обеспечения защиты прав и интересов граждан, заключивших договор банковского вклада или банковского счета является введение системы обязательного страхования вкладов физических лиц. Правовые, финансовые и организационные основы функционирования указанной системы установлены Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере. Помимо названного закона, отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными актами Банка России.

Основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение. В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения. В России при принятии Закона размер страхового возмещения соответствовал 1,34 доли ВВП на душу населения, что характеризовало национальную систему защиты вкладов как соответствующую наилучшей мировой практике.

К плюсам такой системы можно отнести простоту расчета страхового возмещения, что делает систему страхования понятной для общества. Недостатком такой системы является снижение заинтересованности вкладчиков в мониторинге финансового состояния банков.

Система страхования вкладов - это комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства финансового учреждения.

Агентство по страхованию вкладов (АСВ) - российская государственная корпорация, особый вид некоммерческой организации, созданная в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 в рамках формирования системы страхования вкладов.

Обязательное страхование вкладов в банках - это достаточно надежный способ сохранить свои средства. Подобную гарантию дает государство, т.е. если банк включен в систему обязательного страхования, то вкладчик может быть спокоен за свой денежный вклад. В случае кризиса или банкротства банка вкладчик сможет вернуть свои деньги, благодаря страхованию вклада. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13 октября 2008 года №174-ФЗ возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 000 рублей.

В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 95 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов.

Финансовый кризис продемонстрировал значительный потенциал системы страхования вкладов для минимизации его негативных последствий. Работа Агентства по оперативной выплате возмещения вкладчикам разорявшихся банков способствовала быстрому прекращению оттока вкладов из банков и возобновлению роста объемов средств, размещенных населением в кредитных организациях.

Введение системы страхования вкладов оказало весьма позитивное влияние на развитие регионального банковского сектора. Данный положительный эффект может быть усилен. В качестве вариантов здесь можно называть увеличение страховой суммы, изменение методики расчета взносов банков в фонд страхования и более активное распространение информации о системе страхования вкладов. Несмотря на то, что информации, которую распространяет Агентство по страхованию вкладов, по мнению многих, уже достаточно, целесообразно увеличить объем информации в общедоступных СМИ, таких как телевидение, общероссийские газеты, радио. Было бы хорошо, если бы информацию о системе страхования рассылали централизованно по почте, что особенно актуально для регионов.

страхование вклад сберегательный антикризисный

2. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ


.1 Анализ современной системы страхования вкладов в России


Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» создана в январе 2004 года Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в целях реализации государственной политики по защите прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

В настоящее время Агентство также осуществляет полномочия по управлению конкурсным производством (ликвидацией) в банках в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и по финансовому оздоровлению (санации) банков в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

Основные усилия Агентства в 2010 году были направлены на содействие послекризисному восстановлению российской банковской системы в условиях снижения негативного воздействия мирового финансового кризиса. С этой целью Агентство обеспечивало бесперебойное функционирование системы страхования вкладов (ССВ), управляло процедурами конкурсного производства (ликвидации) в несостоятельных кредитных организациях, сосредоточившись на формировании конкурсной массы и расчетах с кредиторами банков, ставших неплатежеспособными в результате кризиса, завершало меры финансового оздоровления ряда социально и экономически значимых банков, приступив к восстановлению стоимости активов, приобретенных в рамках санации банков, для возмещения предоставленного государством финансирования.

В 2010 году Агентство определило стратегию своего развития на среднесрочный период (до 2015 года), выделив основные направления совершенствования своих базовых функций, внедрения современных моделей управления, передовых технологий и инноваций.

Финансовая нагрузка на систему обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации в 2010 году продолжала оставаться достаточно высокой. Количество страховых случаев (16) по сравнению с кризисными годами снизилось почти в 2 раза (в 2009 году - 31, в 2008 году - 27), однако общий объем страховой ответственности Агентства по банкам, у которых были отозваны лицензии, составил 15,1 млрд. руб., существенно превысив показатель предыдущего года (5,8 млрд. руб.) и едва не достигнув уровня 2008 года (16,3 млрд. руб.).

Данное обстоятельство обусловлено тем, что в конце 2010 года на фоне общей стабилизации банковского сектора практически одновременно произошло банкротство 5 банков, связанных общим владельцем бизнеса и имеющих признаки криминальных банкротств (АКБ «Славянский Банк», АКБ «Традо-банк», КБ «Уралфинпромбанк», Банк «Монетный дом» ОАО, ОАО КБ «Донбанк»), с общей суммой страховой ответственности 10,3 млрд. руб. (страховые выплаты в 2010 году - 4,8 млрд. руб.). Без учета указанных банков динамика страховых выплат более адекватно отражает посткризисную ситуацию в банковской системе.

В рамках исследования были проанализированы структурные и финансово-экономические показатели ССВ.

Структурные показатели ССВ

На начало 2010 года в ССВ было зарегистрировано 925 банков. В течение года Агентством исключено из реестра 23 банка, из них 17 - в результате происходящих в банковской системе процессов консолидации (в связи с прекращением деятельности банков в результате их реорганизации в форме присоединения). Пять банков исключены в связи с отзывом (аннулированием) лицензии и завершением выплаты возмещения по вкладам; один - по причине прекращения права на привлечение во вклады денежных средств и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в связи с заменой лицензии и исполнением всех обязательств перед вкладчиками.

Семь банков (шесть - г. Москва и один - Республика Северная Осетия-Алания) включены в реестр, в т.ч. пять банков, обратившихся с ходатайством в связи с истечением двух лет со дня прекращения права на работу с вкладами; два банка - впервые обратившихся за получением указанной лицензии. Изменение состава банков - участников за все время функционирования ССВ отражено в таблице 2.1.


Таблица 2.1 Изменение состава банков - участников ССВ

ГодВключено в состав участниковИсключено из реестра банковЧисло банков в ССВ на конец годаСтраховые случаи в течение года200438103810200556212931120061079349200777934152008131093727200971992531201072390916

Таким образом, по состоянию на 1 января 2011 года в ССВ было зарегистрировано 909 банков, в т.ч. 77 банков, находящихся в процессе конкурсного производства (ликвидации), и 13 действующих банков, остающихся в ССВ, но утративших право на открытие новых счетов и прием во вклады средств физических лиц.

Финансово-экономические показатели ССВ В 2010 году размер страхового возмещения (700 тыс. руб.) и ставка страховых взносов банков (0,1% расчетной базы за расчетный период) оставались неизменными в связи с сохранением оптимального соотношения основных финансово-экономических показателей ССВ. Вклады, средства на которых полностью застрахованы, в 2010 году составили: по количеству - 99,7%, по сумме - 58,2% всех застрахованных обязательств банков перед вкладчиками.

Совокупный объем застрахованных вкладов на конец 2010 года составил 9 798,3 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2009 годом на 2 334,1 млрд. руб. (31%). Это говорит о том, что вкладчики предпочитают себя подстраховать и повышается роль системы страхования.

Размер страховой ответственности Агентства (потенциальные выплаты) в течение отчетного года в связи с ростом средств физических лиц в банках вырос в абсолютном выражении и на 01.01.2011 составил 6 808,9 млрд. руб. (против 5 365,8 млрд. руб. на 01.01.2010). В относительном выражении (как отношение к совокупному объему застрахованных вкладов) он незначительно снизился и составил 69,5% (в 2009 году - 71,9%). Указанное изменение произошло за счет более быстрого в первой половине года роста вкладов, размер которых превышает 700 тыс. руб.

Далее необходимо рассмотреть выплаты страхового возмещения: организацию и проведение страховых выплат, и противодействие страховым мошенничествам. Исследуем направления деятельности ССВ.

.Организация и проведение страховых выплат. В 2010 году Агентство вносило заметный вклад в устойчивое функционирование банковской системы и экономики в целом, обеспечивая быструю и четкую выплату страхового возмещения вкладчикам.

В 2010 году произошло 16 страховых случаев, по результатам которых у Агентства возникли обязательства по выплатам перед 235 тыс. вкладчиков. В декабре произошел самый крупный страховой случай - в отношении челябинского Банка «Монетный дом» (105 тыс. вкладчиков, страховая ответственность - 5,1 млрд. руб.). В 2010 году Агентство обеспечивало возможность получения страхового возмещения вкладчикам 77 банков, в отношении которых наступили страховые случаи, в том числе в предыдущие годы (из них - 36 банков зарегистрированы вне московского региона).

За выплатой страхового возмещения обратились более 43 тыс. вкладчиков 64 банков, имеющих структурные подразделения в 44 субъектах Российской Федерации (вкладчики остальных 13 банков за выплатами не обращались). В пяти банках: ООО КБ «Нефтяной», ЗАО КБ «Приволжское ОВК», ООО «Мединвестбанк», АКБ «МСБ» (ОАО), Банк «Поволжское ОВК» ОАО - завершены выплаты страхового возмещения в связи с окончанием ликвидационных процедур (всего с начала функционирования ССВ они завершены в 23 банках).

В целях своевременной выплаты страхового возмещения, в том числе для формирования в кратчайшие сроки реестра обязательств банков перед вкладчиками, представители Агентства в течение года участвовали в работе всех назначаемых Банком России временных администраций по управлению кредитными организациями, в отношении которых наступил страховой случай.

Выплата страхового возмещения по всем страховым случаям, наступившим в 2010 году, начиналась в установленные сроки (до 14 дней после отзыва лицензии), в трех случаях эти сроки были сокращены до 8-10 дней. Информация о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате страхового возмещения публиковалась в «Вестнике Банка России», печатных органах по месторасположению банка, а также размещалась непосредственно в самом банке. Каждому вкладчику по почте направлялось индивидуальное сообщение (169 тыс. почтовых отправлений).

Для обеспечения максимально удобных условий получения средств вкладчиками в 15 случаях на конкурсной основе привлекались банки-агенты, имеющие структурные подразделения в тех населенных пунктах, где до отзыва лицензии банки привлекали средства населения.

Четыре раза в выплатах возмещения участвовало по два и более банка-агента, между которыми вкладчики распределялись по территориальному признаку. Условия привлечения банков-агентов, как правило, предусматривали выплату им минимальной комиссии за услуги и авансирование ими расходов Агентства на выплату страховки.

По состоянию на 1 января 2011 года при Агентстве аккредитовано 58 банков, имеющих 28 тыс. отделений (в 2009 году - 25 тыс.) во всех субъектах Российской Федерации.

2. Противодействие страховым мошенничествам. В 2010 году была продолжена работа по предотвращению необоснованных выплат по требованиям, возникшим в результате страхового мошенничества. Такие неправомерные требования, как правило, связаны с остатками на счетах подставных физических лиц, искусственно сформированными в условиях неплатежеспособности банка непосредственно перед отзывом у него лицензии. Они оформляются техническими записями о внутрибанковских проводках со счетов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, размер остатков на счетах (вкладах) которых заведомо превышает максимальный размер страхового возмещения. Также для неправомерного формирования записей по счетам физических лиц, по сговору клиентов банка и его работников, используется имитация открытия вклада за счет одновременного снятия и внесения денежных средств через кассу банка.

Указанные действия совершаются с намерением обойти установленный законодательством порядок удовлетворения требований кредиторов в ходе ликвидационных процедур и добиться необоснованной выплаты средств за счет фонда обязательного страхования вкладов. Подобные действия квалифицируются Агентством как страховое мошенничество. По предложениям Агентства временными администрациями по управлению банками в отчетном году были исключены из реестров обязательств фиктивно сформированные остатки на счетах 1769 физических лиц (в 2009 году - 1114) на общую сумму 857 млн. руб. (в 2009 году - 632 млн. руб.). В 2010 году в Агентство поступило 497 (в 2009 году - 1593) обращений о несогласии с размером страхового возмещения. По результатам рассмотрения таких обращений и дополнительных документов в 161 случае (в 2009 году - 250) обращения вкладчиков были удовлетворены в досудебном порядке.

В течение 2010 года на рассмотрении судов общей юрисдикции в различных субъектах Российской Федерации находились 427 исков, связанных с выплатой возмещения по вкладам (более чем 2-кратное снижение по сравнению с 2009 года). Основанием таких споров в подавляющем большинстве случаев явился отказ Агентства в выплате страхового возмещения по фиктивно сформированным остаткам.

По 246 обращениям (58%) возражения Агентства признаны обоснованными, и суды отказали заявителям в удовлетворении исков (в 2009 году - 33%), в 171 случае (40%) требования истцов были удовлетворены (в 2009 году - 50%). Рассмотрение 10 дел продолжится в 2011 году.

По предложению Агентства в Правительстве России разрабатывается законопроект по внесению в Закон о страховании вкладов изменений, направленных на предотвращение такого рода операций.

. Проведение контрольных мероприятий в отношении банков- участников ССВ. В рамках обеспечения функционирования системы страхования вкладов, защиты прав и интересов вкладчиков Агентство принимало участие в проверках, проводимых Банком России в банках - участниках ССВ.

Цель участия в них работников Агентства - оценка выполнения обязанностей, возложенных Законом о страховании вкладов, а именно надлежащее ведение учета обязательств перед вкладчиками, способность банков сформировать реестр обязательств перед вкладчиками в течение 7 дней, своевременность и полнота уплаты страховых взносов.

Проверки банков проводились преимущественно на плановой основе в соответствии со «Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2010 год», утвержденным Банком России. В 2010 году работники Агентства приняли участие в проверках 90 банков, расположенных в 33 субъектах Российской Федерации. Суммарный объем вкладов в них составил 7% всех вкладов, размещенных в банковской системе (без учета Сбербанка России).

Всего с момента начала деятельности Агентства по вопросам страхования вкладов проверено 565 банков (в том числе банки, прекратившие впоследствии свою деятельность в результате реорганизации или ликвидации). В проверенных банках, действовавших на 01.01.2011, размещено около 85% вкладов физических лиц (без учета Сбербанка) (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Динамика количества проверенных банков в 2005-2010 годах


По результатам проверок можно констатировать, что всеми проверенными банками денежные средства физических лиц, привлеченные на основании договоров банковского вклада (счета), правильно определяются как вклады, подлежащие страхованию, и включаются в расчетную базу страховых взносов. Вкладчики проверенных банков достаточно полно информированы об участии банка в системе страхования вкладов и о порядке получения возмещения по вкладам при наступлении страхового случая. Особое внимание в ходе проверок уделялось оценке способности банка сформировать реестр обязательств, соответствующий установленным требованиям (рис. 2.2). Большинство сформированных реестров обязательств (84%) в целом им соответствовало, 9% банков сформировали реестр обязательств, полностью соответствующий установленным требованиям. Проверки показывают, что качество учета данных о вкладчиках повышается. Банки в основном переходят на современные учетные технологии, позволяющие рассматривать каждого вкладчика как «единого клиента» в рамках различных банковских продуктов и учетных систем, что способствует повышению качества данных.


Рис. 2.2. Результаты проверки качества реестра обязательств в банках, где были проведены проверки


Вместе с тем в 7% проверенных банков сформированные тестовые реестры обязательств не соответствовали установленным требованиям.

Следующим направление анализа является рассмотрение Фонда обязательного страхования. За 2010 год Фонд увеличился на 37 млрд. руб. (39,5%) и по состоянию на 1 января 2011 года составил 130,8 млрд. руб. В течение года основной рост происходил за счет поступления страховых взносов банков (31,3 млрд. руб., что на 27,2% больше, чем за предыдущий год). Фактическое расходование средств Фонда на выплаты страхового возмещения составило 9,4 млрд. руб., возврат из конкурсной массы ранее выплаченного страхового возмещения составил 1,6 млрд. руб. (по банкам, где конкурсное производство завершено, возврат средств в Фонд составил 100%).

В структуре источников Фонда страховые взносы достигли 105,3 млрд. руб. (81%), капитализированная прибыль - 17,6 млрд. руб. (13%), имущественный взнос Российской Федерации - 7,9 млрд. руб. (6%) (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Структура Фонда на 01.01.2011


В течение 2010 года банки - участники ССВ перечисляли страховые взносы за IV квартал 2009 года, а также I, II и III кварталы 2010 года. Контроль правильности уплаты страховых взносов в Фонд осуществлялся на ежеквартальной основе.

В отчетном году краткосрочную задержку платежей (на 1 день) допускали не более 0,7 - 1,3% плательщиков (от шести до одиннадцати банков за квартал). Большинство банков производило уплату страховых взносов своевременно и в полном объеме.

В 2010 году действующим банкам было направлено 30 требований о погашении задолженности на общую сумму 5,8 тыс. руб.; банкам с отозванными лицензиями - 17 требований на 10,9 млн. руб. Все требования, направленные действующим банкам, погашены своевременно и полностью.

Средства Фонда учитывались на специальном счете Агентства в Банке России. Отчет о движении денежных средств Фонда за 2010 год приведен в приложении.

Проведем оценку достаточности средств Фонда.

Агентство продолжало в 2010 году совершенствовать систему анализа рисков, позволяющую оценивать достаточность средств Фонда.

В соответствии со ст. 41 Закона о страховании вкладов был сделан расчет размера Фонда, достаточного для осуществления прогнозируемых в 2011 году выплат. На основании Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года, подготовленных Минэкономразвития России, были рассчитаны параметры системы страхования вкладов до конца 2011 года.

Для прогнозирования потоков средств Фонда применялась методика оценки финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов, использующая статистическую обработку данных бухгалтерской и иной отчетности банков, а также данные о банкротствах банков за период с 2002 по 2010 год.

Расчеты показали, что прогнозируемая на 2011 год величина Фонда будет достаточной для выплаты возмещения по вкладам. Расходования средств федерального бюджета для покрытия дефицита Фонда в 2011 году не потребуется. Данный вопрос был рассмотрен Советом директоров Агентства 15 сентября 2010 года.

Ежеквартально проводилась оценка страховых рисков ССВ на предстоящий квартал. Для этих целей наряду с эконометрической моделью Агентство использовало также модели, позволяющие оценить финансовую устойчивость банков на основании информации об их кредитных рейтингах, а также о текущих рыночных котировках ценных бумаг, эмитированных банками. Результаты оценки рассматривались Правлением Агентства.

По состоянию на 1 января 2011 года показатель достаточности Фонда (отношение размера Фонда к страховой ответственности Агентства без учета Сбербанка России) находился на уровне 4,7%. Снижение данного показателя к концу отчетного периода объясняется быстрым ростом банковских вкладов и значительным объемом выплат в IV квартале 2010 года. По оценкам Агентства, данный показатель может достигнуть значения 5,0% в середине 2011 года.

Исследуем инвестирование временно свободных денежных средств Фонда.

В целях защиты от инфляции и пополнения Фонда Агентство осуществляло размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности.


Теги: Система страхования вкладов: российский и зарубежный опыт  Диплом  Банковское дело
Просмотров: 62644
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Система страхования вкладов: российский и зарубежный опыт
Назад