Якутские настольные игры – часть культуры народа Саха

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МОБУ «НПСО школа №2» г. Якутска


Реферат на тему

«Якутские настольные игры - часть культуры народа Саха»


Выполнила: Семенова Айталина

ученица 9 «б» класса

МОБУ«НПСОШ №2»

г. Якутска

Руководитель

Кривошапкина Лидия Дмитриевна


г. Якутск 2013

Введение


Актуальность данной работы определяется важной ролью этноспорта в культуре народа Саха, в сохранении самобытности нации.

Цель работы: раскрыть тему: «Этноспорт: якутские настольные игры - часть культуры народа Саха».

Задачи:

. Изучить историю и традиции якутского национального спорта, в частности якутских настольных игр.

. Провести анкетирование учеников 9 «Б» класса МОБУ «НПСО школы №2» г.Якутска по изучению знаний якутских национальных спортивных игр и анализ участия учащихся в этноспортивных мероприятиях Якутии.

. Изучить и проанализировать план проведения спортивных мероприятий «НПСОШ №2» и в МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр»

. Провести анкетирование в МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр» по изучению знаний якутских национальных спортивных игр и анализ участия детей в этноспортивных мероприятиях Якутии.

Министр спорта Российской Федерации, Виталий Леонтьевич МУТКО, в своем выступлении говорил:

«Народные национальные виды спорта могут объединять не только одну эту нацию или народность, но и при разумной политике они могут явиться сплачивающим фактором всего российского многонационального общества».


1. Народные игры - история этноса


Мы согласны с мнением, что народные игры - это отражение этноса в целом и история его развития.

Это важная составная часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью.

Национальные виды спорта актуальны и сегодня, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш техногенный век. Они могут способствовать сплочению российского многонационального общества.

В настоящее время, в республике сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва.

Большим результатом работы можно назвать признание якутского хапсагая и масс-рестлинга (мас тардыhыы) видом единоборств FILA - Всемирного комитета объединенных стилей борьбы.

По этим двум видам единоборств народа Саха проведены чемпионат Европы (Шяуляй,Литва,19-29 июля 2011 г.) и чемпионат Азии (Пуна,Индия,19-23 декабря 2011 г.) среди взрослых, чемпионаты мира среди кадетов (Сан-Паулу,Бразилия,18-22 апреля 2012 г.).


2. Якутские настольные игры


Наверное, нет ни одного человека, который не попадал бы в неприятную ситуацию: пришли с друзьями домой в надежде провести время, посмотреть кино, или посидеть за компьютером, а дома, как назло, отключили свет. Вечер испорчен. На самом деле выходов из сложившейся ситуации очень много! Один из них - настольные игры.

Эти игры не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей. Это - игра небольшим набором предметов, которые могут разместиться на столе или в руках играющих.

Многие думают, что настольные игры это забава для детей. Но, существует множество настольных игр, которые увлекательны и для взрослых. Подобные игры развивают логику, смекалку, некоторые бытовые знания (например, основы экономики), ловкость, быстроту. И таких игр великое множество.

История настольных игр насчитывает не менее 5500 лет. В современных исследованиях настольных игр есть мнение, что их история была общей. Так, Дэвид Парлетт, автор «Оксфордской истории настольных игр», считает, что все, даже самые современные настольные игры имеют общие корни.

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни. Они были широко распространены еще с XVI-XVII веков.

В XX веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты.

С переменой сфер нашей жизни, в связи с перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В 90-х годах появился интерес к ним. Началась работе по пропаганде игры в общеобразовательных школах и других культурных учреждениях. С тех пор количество участников растет.

В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость.

Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.

В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.

Все больше и больше участников вовлекаются в национальные настольные игры. Федерация подготовила организаторов, квалифицированных судей и первых мастеров спорта. Это - Д.Я. Федотов, А.К. Чириков, М.В. Павлова, Н.В. Троева (Егорова). Все они родом из Верхневилюйска. В последние годы абсолютными чемпионами различных турниров становились А.И. Донской, Н.К. Терентьев, М.М. Петров, К.М. Алексеева.

Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах.

Федерация настольных игр существует уже двадцать лет и главной задачей ее является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Вместе с ГБУ «РЦНВС им. В. Манчаары» Федерация национальных настольных игр активно пропагандирует настольные игры хабылык и хаамыска среди населения. Ежегодно проводятся республиканские турниры по этим играм среди взрослых и детей школьного возраста, игры включаются в программу республиканских соревнований «Игры предков». Школы города тоже активно включаются в пропаганду этих игр.

Создана образовательная программа по настольным играм хабылык и хаамыска для детей младшего и среднего возраста, пересмотрены и обновлены нормативы на присвоение спортивных званий и разрядов по этим играм. Эти проекты являются стимулом для развития настольных игр в республике. Таким образом, хабылык и хаамыска с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, в детских оздоровительных лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.

В настоящее время перед Федерацией стоит задача популяризации этого вид спорта за пределами региона. Принимают участие в организации занятий и соревнований по якутским играм среди гостей из зарубежья во время МСИ «Дети Азии». Мастера обучают их исконной игре хабылык и хаамыска.


.«Лучинка (хабылык)» - якутская игра


Самой древней игрой является хабылык. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Со временем правила этой игры усложнялись и, сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты

Хабылык - якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени.

Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап»- хватать, схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающее сверху (например, подхватывать рукою мяч); переносно: клевать (о рыбе). В «Словаре якутского языка» О.К.Перкарского указаны сравнительные параллели с тюркскими «кап»-хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе.

С присоединением аффикса имени действия «-ыы» к динамической глагольной основе «хап», образуется имя действия «хабыы» с широким значением, обозначающим действие, процесс, результат действия, свойство, величину и предмет. Например, «хабыы»-схватывание, подхватывание; ловля на лету чего-либо (процесс и результат действия).

К имени действия присоединяется именной, но очень продуктивный аффикс «-лык» (ылык) /от «хабыы+лык/, обозначающий название предмета. Кстати заметим, что в настоящее время модель основа якутского глагола и аффикс «-лык» авторами терминологических словарей широко используется для создания терминов-новообразований, обозначающих:

а) названия инструментов и деталей машин и механизмов. Типа «сабылык»- засыпка; «суругуулук»-поршень, «угулук»-втулка (См.: «Краткий русско-якутский толковый словарь научно-технических терминов» под ред. Кн. первая- Якутск, 1991г. - 200с.; Кн. Вторая- Якутск, 1991г. -248с.);

б) названия абстрактных терминов неологизмов, типа «тиhилик»-система; «ко5улук»- депрессия; «ыгылык»-стресс (См.: «Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии». Научный руководитель доктор психологических наук А.Н.Оконешникова.-Якутск,2006г.)

Итак, название национальной игры хабылык представляет собой исконно якутское (тюрское) слово, обозначающее:

) палочки, лучинки, сделанные для игры подхватывания;

) игра на лучинках, которые подбрасываются вверх и подхватываются на лицевую сторону руки.

«Хап» - корень слова «лови», «лык» - приложение, «ы» - соединение. Все звери, птицы путем ловли добывают пропитание. Человек учится у матушки-природы. Он тоже научился «ловить».

Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как в междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминаются в фольклоре случаи, когда обученные боотуры подхватывали на лету между пальцами стрелы противников. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили специальные демонстрации-соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька.

Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его на спину.

Есть народная пословица: «Над собой белую птицу не пропустит, под собой серую мышь не пропустит». Все мы знаем, как нужны в повседневной жизни ловкость рук, зоркий глаз, острый ум.

Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно-единственное.

Пока есть народ Саха, хабылык будет распространяться повсеместно, всюду, приобщая все больше людей,особенно молодежь.


4. Игра «пятью камешками» - хаамыска


В XVI I веке появилась игра под названием хаамыска (камешки).

Игра «пятью камешками» - одна из самых распространенных в мире. Эта игра имела межнациональные корни. Ареал этой игры, начиная с Греции, охватывает Россию, Среднюю Азию, Монголию, Корею.

Русские казаки, освоившие новые земли, научили якутов играть камешками, которые в изобилии лежали по берегам реки. Игра получила широкое распространение, и в наши дни ее популярность не утрачена. Позже стали играть деревянными кубиками, но название «камешки» сохранилось.

Каждый народ считает эту игру своей. По продолжительности ее бытования в нашем краю, распространенности в народе мы тоже считаем хаамыска своей игрой. Если в других странах играют речными камешками, то наш народ использует деревянные кубики. Много похожего между играми «пятью камешками» и хаамыска. Но в отличии от других стран, только наша хаамыска развита как спортивный вид и популярна среди населения.

Наш народ создал различные варианты игры в хаамыска. Играют не только пятью, но и семью, девятью хаамыска. Различаются варианты игры по-таттински, по-сунтарски, по-вилюйски, в центральных улусах играют в «умсаах (нырок)».


5. Неустанный пропагандист настольных игр Андрей Иванович Донской


Андрей Иванович Донской - энтузиаст, пропагандист настольных игр, неоднократный чемпион республиканских турниров по национальным настольным играм, рассказывал удивительные истории о своем увлечении игрой хаамыска и хабылык.

Во времена его детства ребята, собираясь вечерами, часто состязались после тяжелого труда. Игра их взбадривала, отгоняла усталость. Играли при свете камелька, выигрывал тот, кто поймал наибольшее количество лучинок. Победителю доставался очень желанный приз - родители отламывали кусочек лепешки, который выигравший съедал сам. Какое счастье тогда испытывал игрок! Остальным же оставалось только мечтать и упорно тренироваться дальше. Маленькому Андрею так хотелось играть, что он просил отца изготовить ему хабылык. В то время у отца было плохое зрение, поэтому хабылык получился не как у всех. Так он начал играть с пяти лет. Играли, собираясь семьями. Все, у кого был хабылык, всегда носили с собой в кармане, а вечером когда ложились спать, клали его под подушку. Позднее выигравшим стали давать деревянные фигурки рогатого скота и лошадей. Эту фигурку вставляли в дверь, чтобы отпугивать абаасы. Таким образом, кто удостоился такой чести, мог спокойно спать, не боясь злых духов.

Позднее, когда учился в школе, стал играть в хаамыска. Когда он рассказывал об этом, в его глазах вспыхивает огонек азарта, любви к этой игре. Настолько азартно играли в эту игру, что ломать до крови ногти было обычным делом. Играли на больших столах. Именно углы столов являлись так называемой игровой зоной. И на многих столах образовывались выемки от постоянного постукивания. Играл он девятью камушками. Никто не мог выиграть у него, поскольку за время одного броска, всего за несколько мгновений полета «петуха», он успевал, отстучав, подхватить все восемь камушков.

Единственным своим достойным соперником в ту пору он считал учителя математики Далырской средней школы Верхневилюйского района Игната Алексеевича Николаева. Тот тоже подхватывал за раз до восьми камушков.

Чтобы по-настоящему познать все азы хабылык и хаамыска, игроку предстоит решать сложные варианты задач. Андрей Иванович показывал сложнейшие приемы ловли, когда играл в хабылык.

Каждый раз, когда он показывал приемы игры, люди поражались, как он в возрасте далеко за 80 лет легко двигается, без лишних движений ловко выхватывает каждую лучинку и как по-детски радуется.

А когда играл в хаамыска, Андрей Иванович спокойно успевал, отстучав, подхватить за раз четыре камушка. Умело подхватывал, расставляя хаамыска по-разному. Как сложно это сделать, знает только настоящий игрок. А какие советы он давал, будто предвидит будущее этой игры.

Всей душой и сердцем болел Андрей Иванович Донской за то, чтобы наши народные игры становились более массовыми.

В такое переходное и финансовое неустойчивое время известный спортсмен-учитель Андрей Иванович Донской своевременно возрождал всем доступные и подвижные настольные игры хабылых и хаамыска. Они жизненно необходимы и общедоступны. Андрей Иванович повсеместно, неустанно пропагандировал возрождение в каждой семье любимых якутских игр, особенно среди подростков и детей, что заслуживает всяческой похвалы. Старый педагог глубоко понимал неоценимое значение этих игр в эмоционально-духовном, физическом и социальном саморазвитии молодежи.

Вот почему А.И. Донской не считаясь с личным временем и здоровьем, пропагандировал хабылык и хамыска в учебных и дошкольных заведениях, интернатах, выступая с показательными играми, обучая детей. Кроме этого, писал учебные пособия, рабочие программы.

А.И. Донской мечтал ,чтобы игра хабылык , как и известный вид спорта перетягивание палки, дойдет до общероссийского и международного уровней.

Такие одержимые неустанной идеей энтузиасты, инициаторы и вдохновители национальных игр, как Андрей Иванович Доноской, вносят лепту в возрождение культуры народа саха, внедряют в жизнь новые течения.


. Результаты анкетирования


В ходе исследования, с целью выявления у детей знаний якутских национальных видов спорта, а также анализ участия детей в этноспортивных мероприятиях нами было проведено анкетирование.

На вопросы нашей анкеты ответили 61 человек. Это 30 учащихся 9 «Б» класса МОБУ «НПСОШ №2» и 31 воспитанников подготовительной группы МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр».

Полученные результаты позволили нам сделать такие выводы:

Мы выявили, что в МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр» работают кружки по якутским настольным играм и «обугэлэр онньуулара», где обучают детей игре хаамыска и хабылык, а также якутским прыжкам - кылыы, ыстанга и куобах.

Соответственно, регулярно проводятся соревнования по этим видам спорта. - Таким образом, все опрошенные дети детского сада знают эти виды национального спорта.

Мы узнали также, что мас-рестлинг и хапсагай по медицинским показаниям запрещено для детей дошкольного возраста. Следовательно, по результатам анкетирования эти виды спорта знают меньшее количество детей.

Мы изучили план проведения спортивных мероприятий, проводимых в «НПСОШ №2».

По результаты анкетирования большинство учащихся 9 «б» класса

Результаты анкетирования подготовительной группы МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр»

Всего участвовало в анкетировании 31 детей.


Какие якутские виды спорта вы знаете?Борьба хапсагай3Мас-рестлинг14Якутские прыжки28Якутское многоборье0Какие якутские настольные игры вы знаете?Хаамыска31Хабылык31В каких якутских видах спорта вы участвовали?Борьба хапсагай0Мас-рестлинг0Якутские прыжки10Якутское многоборье0В каких якутских настольных играх вы участвовали?Хаамыска31Хабылык31

Результаты анкетирования учащихся 9 «б» класса МОУ НПСОШ №2

Всего участвовало в анкетировании 30 учащихся.


Какие якутские виды спорта вы знаете?Борьба хапсагай16Мас-рестлинг15Якутские прыжки13Якутское многоборье9Какие якутские настольные игры вы знаете?Хаамыска7Хабылык8В каких якутских видах спорта вы участвовали?Борьба хапсагай10Масс-рестлинг11Якутские прыжки6Якутское многоборье4В каких якутских настольных играх вы участвовали?Хаамыска3Хабылык2

Заключение

якутский настольный игра этноспорт

Таким образом, изучив литературу по проблеме этноспорта в культуре народа Саха, я пришла к следующим выводам:

Мы выяснили, что большинство воспитанников подготовительной группы детского сада знают национальные виды спорта, которым обучают в кружках дополнительного образования.

Нами изучены планы проведения спортивных мероприятий детского сада. В МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр» проводятся регулярные занятия и соревнования по национальным прыжкам и настольным играм хаамыска и хабылык. Все воспитанники, посещающие кружки дополнительного образования участвовали на соревнованиях по этим видам спорта.

Таким образом, по нашему мнению, МБДОУ ЦРР- д/с №82 «Мичээр» может стать примером подражания по пропаганде национальных видов спорта Якутии.

Большинство учащихся 9 «Б» класса МОБУ «НПСОШ №2» г.Якутска, принявших участие в нашем анкетировании слабо знают виды и правила проведения якутских национальных игр, а также большинство опрошенных не участвовало ни разу, ни в одних видах якутского этноспорта. Следовательно, это говорит о слабой пропаганде национального спорта в школе. Изучив план проведения спортивных мероприятий в школе №2, мы установили, что проводится мало соревнований по национальным видам спорта. Хотя, по результатам анкетирования большинство учащихся желали бы участвовать в соревнованиях по настольным играм хабылык и хаамыска.

Следовательно, мы пришли к выводу, что необходимо увеличить спортивные мероприятия по национальным видам спорта среди учащихся всех классов школы. На наш взгляд, пропаганда народных игр поможет сохранить и развить культуру народа Саха и прежде всего, надо начать с молодежи, потому - что они - будущее нации.

Список литературы


1. Этноспорт Якутии. Автор: Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.

. Дети Азии. Составители: Алексей Соколов, Ростислав Павлов. 2012 г.

. Саха торут оонньуулара.=Народные игры и забавы Саха А.С. Федоров Якутск: Бичик,2011.-96 с.

. Якутские настольные игры. Автор: - Иннокентий Готовцев- Якутск: 2012.

. Журнал Саха Спорт 5(19)2010.


Теги: Якутские настольные игры – часть культуры народа Саха  Реферат  Туризм
Просмотров: 45245
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Якутские настольные игры – часть культуры народа Саха
Назад