Характеристика, оценка и контроль тренировочных нагрузок в полиатлоне

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

Институт физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики спортивных дисциплин


КУРСОВАЯ РАБОТА

ХАРАКТЕРИСТИКА, ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ПОЛИАТЛОНЕ


Исполнитель:

Евдокимов А.С.


Тамбов - 2013

Содержание


Введение

. Нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов

. Контроль и учет в процессе спортивной тренировки спортсменов

. Тренировочные нагрузки в летнем полиатлоне, оценка и контроль

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

Актуальность - в настоящее время в полиатлоне для того, чтобы составлять конкуренцию на соревнованиях, необходим большой прирост спортивных результатов, а для этого необходимо правильно оценивать и контролировать тренировочную нагрузку спортсменов-многоборцев.

Объект исследования - тренировочные нагрузки в полиатлоне.

Предмет исследования - характеристика, оценка и контроль тренировочных нагрузок в полиатлоне.

Цель исследования - рассмотреть особенности характеристики, оценки и контроля тренировочных нагрузок в летнем полиатлоне.

Задачи нашей работы:

.Охарактеризовать нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов.

.Провести анализ контроля и учета в процессе спортивной тренировки спортсменов.

.Раскрыть тренировочные нагрузки в летнем полиатлоне, их оценку и контроль.

В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа научно-методической литературы.


.Нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов


Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы; г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих компонентов в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражнения могут быть подразделены на три основные группы: глобального, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - до 1/3 всех мышц. С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повышения функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегетативных функций в условиях соревновательной деятельности. Диапазон использования упражнений регионального и локального воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упражнения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

Интенсивность нагрузки. Она в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии.

Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощностью выполнения упражнений, скоростью передвижения в видах спорта циклического характера, плотностью проведения тактико-тактических действий в спортивных играх, поединках и схватках в единоборствах.

В разных видах спорта проявляется следующая зависимость - увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным возрастанием требований к энергетическим системам, несущим преимущественную нагрузку при выполнении этих действий.

Данные о реальной интенсивности работы при выполнении различных упражнений должны постоянно находиться в поле зрения тренера и спортсмена, так как даже незначительное на первый взгляд снижение скорости передвижения или уменьшение числа двигательных действий в единицу времени (снижение плотности занятий) может обернуться резким уменьшением нагрузки.

Объем работы. В процессе спортивной тренировки используются упражнения различной продолжительности - от нескольких секунд до 2-3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельное упражнение или их комплекс.

Например, продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при большом количестве кратковременных упражнений.

Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжительность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную направленность. Продолжительность пауз отдыха следует строго планировать с учетом периода восстановления после применяемых упражнений и отдельных тренировочных занятий.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки.

При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать 3 типа интервалов:

Полные (ординарные) - гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.

Напряженные (неполные), при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.

«Минимакс» интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.

При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные нагрузки сочетаются обычно с полными и "минимакс" интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интервалов отдыха.

По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при активном - заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоинтенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих упражнений.


2. Контроль и учет в процессе спортивной тренировки спортсменов


Сущность педагогического контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаются данные о физическом состоянии, технико-тактической подготовленности и количественных достижениях спортсменов. Кроме этого, систематически проверяется эффективность применяемых средств, методов и организационных форм, выясняется характер затруднений и неудач в учебно-тренировочном процессе, волевая устойчивость и работоспособность спортсменов. Эти данные позволяют точнее планировать и корректировать учебно-воспитательный процесс, тем самым способствуя улучшению его качества и эффективности. Данные контроля и учета используются также при подведении итогов за определенный период времени.

В педагогическом контроле очень важным является анализ устанавливаемых фактов, выяснение связей между ними, осмысливание их, и на этой основе - определение заключений и выводов, принятие соответствующих решений. Тем самым достигается повышение сознательности, ответственности и творческой активности в работе тренера, уход от шаблонности, формализма и стихийности.

Таким образом, значение хорошо поставленного контроля заключается в том, что он, во-первых, является важнейшим элементом управления педагогическим процессом; во-вторых, оказывает существенное воспитательное влияние как на тренера, так и на занимающихся; в-третьих, от него зависит полноценность отчетных документов.

Ведущим фактором в осуществлении педагогического контроля является обеспечение полноценной информации о предпосылках, развертывании и результатах педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являются: своевременность и объективность, точность и достоверность, полнота и информативность, простота и наглядность.

Типичными и общепринятыми видами контроля являются: периодический (поэтапный), текущий, оперативный.

Периодический (поэтапный) педагогический контроль предназначен для определения состояния спортсменов, условий предстоящего учебно-тренировочного процесса и его достижений. Этапный контроль проводится как правило дважды в году (в начале и в конце сезона). Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки.

К минимальному набору показателей физического развития юных полиатлонистов следует отнести: длину тела, обхват груди, массу тела, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), кистевую и становую динамометрию.

В комплекс тестов для оценки общей физической подготовленности входят: бег с ходу и со старта на 30 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, бег 600-1000 м, челночный бег 3×10 м.

Текущий контроль и учет осуществляются в течение нескольких месяцев, недель (микроцикла, мезоцикла). Он помогает оценить качество учебно-тренировочного процесса, установить степень решения поставленных на данный промежуток времени задач, а также выявить повседневные изменения в состоянии спортсменов.

Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.

В качестве дополнительных показателей оценки текущего состояния спортсмена целесообразно использовать показатели самоконтроля - самочувствие, сон, аппетит, субъективную оценку настроения, желания тренироваться, физической работоспособности, наличие положительных и отрицательных эмоций. Важным показателем является частота пульса, измеряемая ежедневно в стандартном положении утром, после сна. Более точную информацию предоставляют ортостатическая и клиностатическая пробы.

Ортостатическая проба - спортсмен лежит неподвижно не менее 5 мин, подсчитывает ЧСС, после чего встает и снова считает ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение ЧСС на 10-12 уд./мин, до 18 уд/мин - удовлетворительно, свыше 20 уд./мин считается неудовлетворительным показателем, указывающим на неадекватную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Клиностатическая проба наоборот оценивает замедление частоты пульса при переходе из положения стоя в положение лежа. Урежение ЧСС более чем на 4-6 ударов свидетельствует о повышенном тонусе вегетативной нервной системы.

Оперативный контроль проводится в рамках одного занятия. Они предназначены для получения информации об изменении состояния занимающихся непосредственно во время выполнения упражнений. Эти сведения нужны педагогу для рационального управления деятельностью занимающихся на уроке. Простейшими показателями оперативного состояния занимающихся являются изменения ЧСС, дыхания, скорости выполнения упражнений, параметров техники движений по ходу занятия. Большинство информации, получаемой в процессе текущего и оперативного контроля, фиксируется в личном дневнике педагога.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения. Известно, что тренировочное упражнение вызывает неодинаковые биохимические сдвиги не только у различных спортсменов, но также и при изменении состояния у одного и того же индивидуума. В тренировке высококвалифицированных спортсменов все чаще используются прямые физиологические и биохимические измерения (потребление кислорода, уровень молочной кислоты к крови, параметры кислотно-щелочного равновесия и т.п.). Определенную информацию о «нагрузочной стоимости» тренировочного занятия в целом можно получить, оценивая восстановления частоты пульса через 10-15 мин после его окончания.

Критерием готовности к выполнению следующей тренировочной серии обычно считается снижение частоты пульса до значения 120 уд./мин.

Симптомами, указывающими на чрезмерную величину нагрузки, являются: резкое покраснение, побледнение или синюшность кожи; резкое учащение дыхания (оно становится поверхностным и аритмичным); значительное ухудшение техники и нарушения координации, дрожания конечностей; жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту и рвоту.

Основными задачами медико-биологического контроля являются следующие:

·определение состояния здоровья и уровня функционального состояния юных спортсменов для занятий полиатлоном;

·систематические наблюдения за изменениями в состоянии физической и функциональной подготовленности, происходящими под влиянием регулярных занятий, и определение индивидуальных норм нагрузок.

Контроль за состоянием здоровья юного спортсмена осуществляется врачом детско-юношеской спортивной школы и специалистами врачебно-физкультурного диспансера.

Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят два раза в год, в конце подготовительного и соревновательного периодов. Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинические анализы крови и мочи. Обследование у врачей-специалистов: хирурга, невропатолога, окулиста, отоларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога (для девушек).

В случае необходимости, по медицинским показателям, организуется дополнительная консультация у других специалистов. К занятиям полиатлоном допускаются юные спортсмены, отнесенные к основной медицинской группе.

Углубленное обследование спортсмена проводится совместно с врачом, тренером, педагогом в местах тренировок, соревнований, отдыха и учебы занимающихся. Такие наблюдения играют в большинстве случаев решающую роль в индивидуализации тренировочного процесса, в правильном его планировании и осуществлении.

Заключение по результатам углубленного обследования содержит: оценку состояния здоровья и физического развития; биологический возраст и его соответствие паспортному; уровень функционального состояния; рекомендации по лечебно-профилактическим и восстановительным мероприятиям и режиму.

Контроль за уровнем физической работоспособности и функционального состояния организма спортсмена проводится в рамках этапного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей юного спортсмена, динамики уровня тренированности, соответствия выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок, физическим и функциональным возможностям организма.

Для получения объективной оценки уровня физической работоспособности и функционального состояния юного спортсмена необходимо стандартизировать методику тестирования. Для этого режим дня, предшествующий тестированию, должен строиться по одной схеме, в нем исключаются средние и большие нагрузки, но могут проводиться занятия восстановительного характера. Разминка перед тестированием должна быть стандартной. Схема выполнения теста не изменяется и остается постоянной от тестирования к тестированию. Спортсмен должен стремиться показать в тесте максимально возможный результат.

Для определения физической работоспособности в условиях кабинета используются различные модели физических нагрузок. Наиболее распространено определение работоспособности по тесту PWC170.

Текущий контроль проводится по заранее намеченному плану либо после того, как спортсмен приступил к тренировкам после перенесенного заболевания, либо по заявке тренера. Его цель - выявить, как переносит спортсмен максимальные тренировочные нагрузки (одно тренировочное занятие, недельный цикл и т.д.). Минимальный комплекс включает измерения частоты сердечных сокращений, артериального давления, электрокардиограммы и адаптации к дополнительной нагрузке.

Результаты текущего контроля осуществляются простыми методами для охвата наибольшего количества занимающихся. В этом случае врач: 1) проводит на занятиях наблюдения за внешним видом учащихся, который дает представление о степени утомления; 2) проводит хронометраж занятий; 3) изучает физиологическую кривую тренировки; 4) при необходимости проводит индивидуальные наблюдения за отдельными спортсменами, используя при этом легкодоступные, необременительные методы исследования.

Врач и тренер анализируют тренировочные нагрузки и находят оптимальную их дозировку в соответствии с состоянием организма спортсмена.

Наряду с указанным выше при проведении текущего обследования полиатлонистов дополнительно используются методы, характеризующие дыхательную систему: минутный объем дыхания (МОД); максимальную вентиляцию легких (МВЛ); максимальное потребление кислорода (МПК).

Врачебный контроль предусматривает также: медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, болезни или травмы; врачебно-педагогические наблюдения с использованием дополнительных нагрузок; спортивную ориентацию и отбор; санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок и соревнований; контроль за питанием и использованием восстановительных средств и мероприятий.

Контроль за состоянием здоровья и переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок позволяет своевременно принимать необходимые лечебно-профилактические меры. Следует отметить необходимость сознательного участия в самоконтроле самого спортсмена. В этой связи необходимо ознакомить юного спортсмена с описанием признаков утомления и оценкой самочувствия.

Результаты медицинских обследований спортсменов заносятся в протоколы, и на их основе дается заключение о переносимости тренировочной нагрузки; указывается, какое воздействие оказывает проведенное занятие, соответствует ли нагрузка периоду подготовки; дается оценка уровня функциональных возможностей; вносится коррекция в планы тренировок.

Таким образом, система комплексного контроля в спорте высших достижений - это совокупность упорядоченных определенным образом, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом подсистем педагогического, медико-биологического, психологического контроля, объединённых общей целью, объективной оценки подготовленности спортсмена-полиатлониста на различных этапах подготовки.

спорт полиатлон физический многоборец

3.Тренировочные нагрузки в летнем полиатлоне, оценка и контроль


Надо ли говорить о важной роли контроля за ходом подготовки многоборцев и учета всех получаемых показателей. Без этого невозможен анализ оценки и выработки новых решений.

Для контроля и учета используются следующие взаимосвязанные формы:

. Педагогический контроль и учет.

. Дневник и ежедневный самоконтроль спортсмена.

. Медицинский и научный контроль.

Для эффективного управления процессом подготовки полиатлонистов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления, переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Для этого вы должны проводить три вида контроля:

) оперативный или текущий (ежедневно, 2-3 раза в день, 3-5 раз в неделю), состоящий из нескольких простых тестов, упражнений, приборных измерений, позволяющих увидеть требуемую динамику;

) этапный (раз в 1-3 месяца) в конце этапа или периода и включающий в себя комплексное обследование многих сторон подготовленности спортсмена, чтобы оценить происшедшие изменения под влиянием проведенной тренировки, выявить ее эффективность, определить сильные и слабые места в состоянии и работоспособности атлета. Особенно важен этапный контроль для оценки хода адаптационных изменений и восстановительных процессов;

) итоговый (в конце большого цикла подготовки), состоящий из этапного комплекса обследования с добавлением медицинских методов для всесторонней оценки состояния здоровья спортсменов.

Для всех видов контроля выбираются средства и методы из указанных далее, которые соответствуют специфическим требованиям летнего полиатлона, подготовленности многоборца и наиболее показательны для оценки состояния и работоспособности спортсмена.

Педагогический контроль и учет.

Учет процесса тренировки и запись данных контроля осуществляются у спортсменов в дневнике, а тренером - в специальном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячной программе и затем постепенно переносится в годичный план (важно видеть общую картину выполнения плана).

Контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:

А. Фиксация фактического выполнения индивидуальной программы по объему, интенсивности, планированию и другим частям тренировочного процесса.

Б. Ежедневное определение состояния спортсмена, его работоспособности, переносимости нагрузок, восстановления, настроения, желания тренироваться, поведения и др. Осуществляется это путем опроса учеников и на основе данных самоконтроля спортсмена, а также ваших наблюдений за ходом тренировки и ее результативности, сопоставления уровней работоспособности в одном и том же упражнение ежедневно и в разные дни и т.д.

В. Измерение уровня компонентов подготовленности (силы, быстроты, выносливости, гибкости, меткости и многих других) путем контрольных упражнений, подобранных применительно к особенностям вида спорта. Это прежде всего выполнение соревновательного упражнения или части его, а также специальных упражнений. Показатели их очень конкретны и убедительны. Вот, например, результаты в контрольных упражнениях у толкателей ядра высшего класса: прыжок в длину с места - 3,40-3,50 м, тройной прыжок с места - 10,30-10,40 м, прыжок вверх с места - 95-110 см, взятие штанги на грудь - 180-190 кг, бросок ядра двумя руками назад через голову - 22-23 м, приседания со штангой - 240-280 кг 5 раз, жим штанги лежа - 230-240 кг.

Чтобы раскрыть сильные и слабые стороны подготовленности спортсмена, надо увидеть уровни различных ее компонентов. Это можно получить с помощью контрольных упражнений и тестов. Для этого необходимо проводить прикидку по ряду контрольных упражнений, результаты которых могли бы характеризовать общую и специальную физическую подготовленность, в том числе мышечную силу, быстроту движений, выносливость, гибкость и др. Здесь в наибольшей мере могут быть использованы упражнения ОФП и специальные, применяющиеся для развития физических качеств. Необходимо лишь, чтобы упражнения могли измеряться.

Важно учесть, что эти измерения надо производить всегда в одни и те же часы, поскольку уровень работоспособности на протяжении дня, как вы знаете, заметно изменяется.

Особо важную роль играют показатели силы, быстроты, выносливости, гибкости, а в ряде видов спорта еще ловкости, меткости и выразительности движений. Для этого рекомендуют провести прикидки по ряду указанных ниже простейших упражнений, не требующих предварительного обучения. В большинстве видов спорта необходимо выполнять движения очень быстро. Такая «взрывная» способность нервно-мышечного аппарата в отличие от других двигательных качеств улучшается тренировкой лишь в небольшой мере. Вот и выходит, что, прежде всего надо определить природную быстроту.

Дайте ученику небольшой камень, и пусть он постарается кинуть его как можно дальше, с любого разбега. Я. Лусис, олимпийский чемпион в метании копья, говорил: «Тому, кто бросит камень на 60 м, я поставлю «удовлетворительно», за бросок на 80 м - «хорошо», а из того, кто кинет на 100 м и дальше, можно за 3-4 года подготовить копьеметателя, способного бороться за олимпийские медали». Но фактически, обладающие хорошим броском, значит, и быстротой, могут специализироваться во многих видах спорта, тем более, если телосложение учеников подходит для этих видов.

Хорошим средством выявления очень важной способности - проявлять быстроту в кратчайшее время - является определение прыгучести по методу В.М. Абалакова. Для этого измеряется высота прыжка вверх с места толчком двух ног. К поясу испытуемого сзади прикрепляется измерительная лента (или шнурок), которая во время взлета вытягивается из кольца, прикрепленного к полу или земле. Важно перед прыжком сначала занять исходное положение - встать прямо, поднявшись на носки, и натянуть ленту (шнурок), которая у кольца отмечается зажимом, обозначая ноль. Длина вытянутой во время взлета вверх ленты - от зажима до кольца - и будет показателем прыгучести. Прыгать надо вертикально вверх, вытягиваясь в струнку; всякие прогибы туловища в воздухе, прыжки в сторону или вперед и особенно группировка в полете резко увеличивают длину вытянутой ленты, но такой показатель считать нельзя: он неправилен.

Прыжок с взмахом рук на 70-80 см для юношей и 60-70 см для девушек говорит о значительных возможностях в прыжках, метаниях, волейболе, спринте и других видах, где взрывная работа мышц решает успех. У сильнейших спортсменов, например, метателей, этот показатель на 20-30 см больше. Надо сказать, что прыгучесть - это показатель общей способности спортсмена, а не только его ног. У кого высокая прыгучесть, у того во всех движениях и действиях есть большая быстрота.

Существуют электронные устройства, в которых по силе и быстроте отталкивания от опоры определяется высота прыжка и другие его показатели.

Контрольные упражнения.

Для измерения максимальной силы в динамическом режиме:

. Упражнения классического троеборья: жим, толчок и рывок двумя руками. Определяется максимальный результат.

. Подъем из приседа со штангой па плечах. Определяется максимальный результат.

. Измерение максимальной силы в том или ином движении применительно к требованиям вида полиатлона (плавание, бег) инерционным динамометром или динамографом.

Для измерения максимальной силы в связи с быстротой:

. Прыжок вверх толчком обеих ног. Высота измеряется длиной вытягиваемого шнурка.

. Прыжок вверх, отталкиваясь одной ногой (с места и с разбега), оставляя возможно выше на стене меловой след пальцев вытянутой вверх руки. Измеряется расстояние от конца пальцев вытянутой вверх руки легкоатлета, стоящего на носках, до оставляемого» следа.

. Прыжок в длину с места.

. Бросок гири или тяжелого набивного мяча (ядра 3-5 кг) двумя руками вперед или через голову назад.

Для измерения динамической силовой выносливости:

1. Подтягивание в висе на перекладине до уровня подбородка. Определяется количество подтягиваний.

2. Приседания на одной ноге («пистолет»), держась рукой за сиденье стула. Определяется количество приседаний.

. Поднимание прямых ног до вертикали, находясь в положении лежа. Определяется число повторений.

. Поднимание туловища до вертикали, находясь в положении лежа. Руки согнуты за головой или держат набивной мяч. Определяется число повторений.

. Измерение динамической силовой выносливости в движениях применительно к требованиям избранного вида легкой атлетики. Определяется количество повторений.

Для измерения максимальной быстроты движений:

. Бросок небольшого камня (хоккейного мяча) на дальность. Определяется длина броска.

. Бег на 20-30 м с ходу и низкого старта. Определяется время пробегания.

. Плавание 25 м. с максимальной скоростью.

. Теппинг-тест. Возможно частое постукивание карандашом в течение 5 или 10 сек. Определяется число точек.

. Возможно, частый бег на месте в упоре в течение 10 сек. Учитывается количество подъемов бедра до горизонтали.

. Возможно быстрое выполнение движений или действий применительно к требованиям вида многоборья. Определяется продолжительность, ускорение, частота посредством элоктрофиксаторов н электрохронометров, спидографов и др.

Для измерения быстроты двигательной реакции:

Измерение быстроты элементарной двигательной реакции на звук, световую вспышку, прикосновение к коже и т.п. Определяется посредством контактных устройств и электромиллихронометра.

Для измерения скоростной выносливости:

. Возможно частый бег на месте в упоре с подъемом бедра до горизонтали. Определяется продолжительность выполнения упражнения до момента нарушения его правильности в результате утомления.

. Бег на 100-200 м с фиксацией кривой падения скорости вследствие нарастающего утомления. Измеряется время на отдельных отрезках.

. Бег с максимальной скоростью до момента начала ее снижения. Определяется длина дистанции. Начало снижения скорости выявляется с помощью методов, указанных выше, а также визуальным определением момента заметного нарушения правильности движений вследствие утомления.

. Повторное выполнение максимально быстрого бега с малыми интервалами отдыха. Например, бег 10X20 м с интервалом отдыха 5-10 сек. Определяется время выполнения каждого повторения.

. Повторное проплывание отрезков 25 - 50 м с малыми интервалами отдыха. Например, 10X25 м с интервалом отдыха 5-10 сек. Определяется время выполнения каждого повторения.

Для измерения выносливости в продолжительной работе:

1. Бег и плавание с соревновательной скоростью. Определяется длина дистанции до момента начала снижения скорости.

. Бег (2000 м - 10000 м) и плавание (200-300 м) на контрольную дистанцию. Определяется время.

. Повторное выполнение тренировочного упражнения с постоянным интервалом отдыха. Например, бег 4X1000 м с интервалом отдыха 2 мин.; плавание 6 x 100 м. Определяется время каждого повторения.

Для измерения подвижности в суставах (гибкости):

. Стоя на скамейке на выпрямленных ногах, сгибание туловища вперед как можно ниже. Измеряется расстояние от концов средних пальцев руки до уровня скамейки. Показатель ниже уровня скамейки в сантиметрах записывается цифрой со знаком «плюс», выше уровня - со знаком «минус».

. Выполнение упражнения «мост». Измеряется в сантиметрах расстояние от кистей рук до ступней.

3. Выполнение упражнений, имитирующих элементы спортивной техники, при большой амплитуде движения. Измеряются углы при максимальной амплитуде.


Заключение


Проанализировав литературу по теории и методике спорта, мы узнали, что тренировочные нагрузки определяются следующими показателями:

а) характером упражнений;

б) интенсивностью работы при их выполнении;

в) объемом (продолжительностью) работы;

г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями.

В тренировочной практике неотъемлемую часть за тренировочными нагрузками занимает контроль как педагогический, так и медико-биологический. Значение хорошо поставленного контроля заключается в том, что он, во-первых, является важнейшим элементом управления педагогическим процессом; во-вторых, оказывает существенное воспитательное влияние как на тренера, так и на занимающихся; в-третьих, от него зависит полноценность отчетных документов.

Ведущим фактором в осуществлении педагогического контроля является обеспечение полноценной информации о предпосылках, развертывании и результатах педагогического процесса. Основными требованиями к контролю и учету являются: своевременность и объективность, точность и достоверность, полнота и информативность, простота и наглядность.

Для эффективного управления процессом подготовки полиатлонистов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления, переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме. Для этого необходим другой вид контроля - самоконтроль. Учет процесса тренировки и запись данных контроля осуществляются у спортсменов в дневнике, а тренером - в специальном журнале. Фактическое выполнение плана тренировки фиксируется в месячной программе и затем постепенно переносится в годичный план.

Таким образом, система комплексного контроля в спорте высших достижений - это совокупность упорядоченных определенным образом, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом подсистем педагогического, медико-биологического, психологического контроля, объединённых общей целью, объективной оценки подготовленности спортсмена-полиатлониста на различных этапах подготовки.


Список использованной литературы


1.Гильмутдинов, Т.С. Методика подготовки многоборцев ГТО / Т.С. Гильмутдинов, В.А. Уваров - Йошкар-Ола, 1990. - 43 с.

.Ермолаев, В.М. Методика спортивной подготовки студентов в полиатлоне: метод, пос. /В.М. Ермолаев. - Казань: КГТУ, 1998. - 63 с.

.Ермолаев, В.М. Подготовка многоборцев в условиях вуза: метод, пос. /В.М. Ермолаев. - Казань: КГТУ, 1983. - 25 с.

.Ермолаев, В.М. Спортивная подготовка студентов вузов средствами полиатлона /В.М. Ермолаев. - Казань: КГТУ, 1997. - 17 с.

5.Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра - Спорт, 2000.

.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.

.Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1991. - 191с.

.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М., 1991.

9.Уваров, В.А. Полиатлон: Учебное пособие /В.А. Уваров, Т.С. Гильмутдинов. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003. - 120 с.

10.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480с.


Теги: Характеристика, оценка и контроль тренировочных нагрузок в полиатлоне  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 37156
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Характеристика, оценка и контроль тренировочных нагрузок в полиатлоне
Назад