Экономическая эффективность туризма

Содержание


Введение

Глава 1. Методология эффективности туристического бизнеса

.1Экономические основы туристской деятельности

.2Экономическая эффективность туризма

Глава 2. Анализ эффективности туристического бизнеса

.1Значение туризма для мировой экономики в целом и для Республики Молдовы в отдельности

.2Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию туристического бизнеса в Республике Молдова

.1«Винный путь Молдовы», развитие выставочных мероприятий

.2Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта

Заключение

Библиография

Приложения


Введение


Туризм в воображении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов. Менее известно, что туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.

Влияние туризма на все сферы жизнедеятельности человеческого общества огромно. По экономической, социальной и политической значимости туризм в конце XX в. вышел на лидирующее место в мире. Туризм не только расширяет торговые, научно-технические, культурные связи между странами, но и укрепляет взаимное доверие между народами, делает их более открытыми друг для друга, активно развивает международные отношения.

Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм.

Основным параметром, по которому по которому инвесторы рассматривают туристический бизнес, как очень привлекательный, является быстрый срок окупаемости вложенных средств.

В общем виде, туристический бизнес является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей предпринимательской деятельности. Доля международного туризма в общем объеме экспорта и зарубежного оборота денежных средств составляет более 7%.

Главнейшей особенность туристического бизнеса является то, что он стимулирует развитие других областей хозяйства, в частности, туристической инфраструктуры. Объем ВВП, выпадающего на некоторые европейские страны, является более 15 %. Последствием роста инфраструктуры является количество работников, занятых в обслуживании туристов. Это, безусловно, является положительным фактором, так как многие страны испытывают высокий уровень безработицы. О необходимости эффективности туризма говорят практически все, ежегодно увеличивается количество публикуемых материалов, расширяются аспекты влияния и взаимосвязи с другими отраслями для обеспечения устойчивого развития отрасли.

Эта тема является актуальной в данный период времени, так как растет спрос на туризм и туристические услуги. В свою очередь увеличивается рост компаний, которые специализируются на оказании туристических услуг, тем самым туризм оказывает эффективное влияние на развитие мировой экономики.

Целью данной курсовой работы является изучение влияния туризма и туристского бизнеса на мировую экономику, а в частности его значение на развитие экономики в Республике Молдова. Для достижения поставленной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

ØВыявить экономическое значение международного туризма.

ØИсследовать статистические данные о влиянии туризма на экономику РМ.

Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, положения рыночной экономики, материалы научных семинаров и конференций, нормативной базы страны, статистика, материалы туристических предприятий.

Исходя, из целей и задач работа структурирована, следующим образом: введение, три главы, заключение, библиография и приложения.

В первой главе рассматривается Методология эффективности туристического бизнеса, а так же изучение экономических основ туристической деятельности, исследуется эффективность туристического бизнеса в общем.

Вторая глава данной работы направлена на Анализ эффективности туристического бизнеса. Она включит в себя влияние туризма на экономику в целом и в отдельности влияние туризма на Экономику Республики Молдова. Как краткий итог, глава содержит подпункт, рассматривающий положительные и отрицательные аспекты туристической деятельности.

Третья глава рекомендует разработку мероприятий по развитию туристического бизнеса в Молдове, в которой будет представлены достопримечательности, а так же один из путей развития туризма - «Винный путь». Еще один параграф этой главы включает маркетинговые исследования потребителей туристского продукта. Этот параграф позволяет узнать, какие именно услуги желают видеть на рынке туризма потребители.

Представленная работа направлена на изучение эффективности туристического бизнеса и на понимание важности туризма в экономике, как отдельной сфере. Данная курсовая работа поможет выяснить, как и какими методами развивался туризм, а так же какие из них являются более эффективными в его развитии. Путем анализа статистических данных, нам предоставлена возможность узнать, какое влияние приобрел туристический бизнес в других странах и как он может улучшить экономику Республики Молдова.

Глава 1. Методология эффективности туристического бизнеса


1.1Экономические основы туристской деятельности


ТУРИСТИКА - термин новый, и поэтому вначале необходимо дать ему определение. При определении туристики надо исходить из ее конкретно-целевой, практической направленности - туристского обслуживания граждан.

ТУРИСТИКА - это система прикладных наук о туризме и туристском обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль и туристский хозяйствующий субъект (туристскую фирму).

Туристика на уровне отрасли в целом включает три элемента туризма:

Øорганизацию;

Øуправление;

Øэкономику.

Организация в широком плане представляет собой совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Под организацией туризма как отраслевой экономической системы понимается сочетание структуры и способов функционирования ее элементов и подсистем. Структура туризма характеризуется составом ее элементов и способом их объединения (взаимодействия).

Организационная структура представляет собой способ объединения структурных единиц элементарного уровня (турфирм, турагенств и т.п.), в результате которого образуется иерархия туризма как отраслевой экономической системы.

В организационной структуре отрасли туризма можно различить социально- экономический, материально-вещественный, технологический и информационный аспекты.

Социально-экономический аспект организационной структуры связан с формированием собственности на средства производства, с помощью которых осуществляется функционирование туризма. В зависимости от этого выделяются следующие организационно-правовые формы туризма: федеральная, муниципальная, акционерная, частная и т.п.

Материально-вещественный аспект структуры туризма как отрасли представляет собой совокупность производимых и реализуемых им туров, услуг и товаров. Этот аспект характеризуется объемами реализации туристского продукта.

Технологический аспект отрасли туризма представляет собой совокупность конкретных технологических процессов, связанных с производством, реализацией и потреблением туристского продукта.

Следующий аспект организационной структуры туризма - информационный. Чтобы справиться с управлением такой сложной системы, как туризм, необходима рациональная организация потока информации. Наиболее эффективной организацией для больших систем является иерархическая структура, то есть вертикальное членение структуры управления на несколько подчиненных друг другу ступеней. При этом управление процессом прохождения информации организуется так, что при поступлении ее от низшей степени к высшей происходит сжатие информации путем ее укрупнения или сокращения.

Управление в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществление управляющих воздействий. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Управление туризмом на уровне отрасли означает воздействие субъекта управления на объект управления.

Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе и др.

Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления.

Завершающим элементом туристики является экономика туризма.

ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ туристской деятельности - управление производственно обслуживающим процессом в туристской фирме.

Элементами любого производственно-обслуживающего процесса являются работник, орудия, предмет труда и используемая технология. Для осуществления производственно- обслуживающего процесса все его элементы необходимо скоординировать.

Таким образом, организация туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологии в едином

производственно-обслуживающем процессе туристской фирмы.

Основной задачей организации туристской деятельности является достижение целей, поставленных перед туристской фирмой при наилучшем (эффективном) использовании имеющихся в наличии рабочей силы, материальных, денежных и информационных ресурсов.

Технология туристского обслуживания представляет собой совокупность методов, форм производства и реализации туристского продукта, а также способов воздействия на процесс продвижения туристского продукта на туристском рынке.

МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ это - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производственно-обслуживающим процессом в туристских фирмах.

Интегральной функцией менеджмента является маркетинг.

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ означает комплексный подход к управлению производством, реализацией и организацией потребления туристского продукта, ориентированный на учет требований туристского рынка и активное воздействие на спрос с целью расширения объема продажи туристского продукта.

ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ - это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг (выполненных работ).

Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы ее развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между используемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объемом реализации туристского продукта и прибылью от его реализации - с другой.

Эффективность реализации этих факторов зависит от воздействия внешних и внутренних условий развития и функционирования туристской фирмы.


.2 Экономическая эффективность туризма

туристский молдова экономика выставочный

Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных.

материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном «участке» должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, «вытекать» из него.

Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

Организационная структура управления туризмом состоит из ряда звеньев:

Øсистемы как диверсифицированного межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры;

Øотрасли как самостоятельного хозяйственного звена в масштабах региона;

Øтуристского хозяйствующего субъекта (туристской фирмы).

Поэтому проблему определения народнохозяйственного критерия эффективности туризма следует рассматривать в трех аспектах: на уровне общества (народного хозяйства в целом), отрасли, отдельной туристской фирмы.

Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.

Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6%, в Швейцарии -10%. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.

Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т. д.

Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется «эффект мультипликации» или «мультипликатор».

Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.

Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.

ДОХОД - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т. д. Цикл повторяется. Часть денег, полученных от туристов, уходит на уплату налогов, создание фонда накопления, покупку импортных товаров и товаров, произведенных в других регионах, то есть представляет собой утечку денег из данного цикла.

Мультипликационное влияние туризма проявляется в том, что в результате цепной реакции «расходы - доходы» доход, получаемый от одного туриста, превышает сумму денег, израсходованных им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.

Особенностью туризма является то, что туристский продукт, производимый на экспорт, не вывозится из страны, а реализуется в этой стране. Потребитель туристского продукта сам преодолевает расстояние, отделяющего его от интересующего туристского продукта.

Туризм как торговлю услугами на мировом рынке можно назвать невидимый экспорт. Он вносит соответствующий вклад в платежный баланс страны. Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.

Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.

Показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе).

К ним относятся: конечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т.п., а также число коек, предоставляемых местными жителями; число мест в торговых залах предприятий питания для туристов; числи мест в театрах, отведенных для туристов; число ванн в водолечебницах отведенных для туристов, и т.д.

Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества проявляются в следующем:

Øувеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты; растет валовой национальный продукт;

Øсоздают новые рабочие места;

Øреформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;

Øпривлекается капитал, в том числе иностранный.

Недостатки развития туризма проявляются атом, что туризм:

Øвлияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т. д.;

Øспособствует оттоку денег за границу при туристском импорте; вызывает экологические и социальные проблемы.

Бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного населения.

Глава 2. Анализ эффективности туристического бизнеса


.1 Значение туризма для мировой экономики в целом и для Республики Молдовы в отдельности


Существует несколько точек зрения относительно состава туристической индустрии. Европейские специалисты по туризму делят всю систему предпринимательства в туризме да две части: туристическая индустрия и индустрия гостеприимства.

Туристическая индустрия, согласно данной точке зрения, включает индустрию развлечений, туроперейтинг, туристические агентства, транспорт, экскурсионно- познавательные организации. Индустрия гостеприимства включает индустрию услуг, индустрию размещения и индустрию питания. Согласно точке зрения специалиста в области гостиничного бизнеса в Австралии Линн ван дер Ваген, индустрия гостеприимства включает в себя такие отрасли, деятельность которых направлена на предоставление жилья, продажу алкогольных напитков, предоставление пищи и увеселительных мероприятий.

Ряд отечественных авторов, к основным сегментам индустрии туризма относят индустрию транспорта, туроператорскую и турагентскую деятельность, индустрию гостиничного дела, индустрию питания и развлечений.

На наш взгляд, система предпринимательства в сфере туризма должна включать в себя:

1.Основное предпринимательское ядро туризма - туроператоры и турагенты как рычаг, приводящий в действие другие факторы производства в туризме.

.Сектор транспортных перевозок, сектор размещения и питания, сектор развлечений.

Примерно такого же подхода придерживается Л. Мастни: «... по своей сути туризм остается деятельностью частного сектора, приводимой в движение в основном за счет международных гостиничных комплексов, туристических компаний и иных видов бизнеса»

Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. По некоторым оценкам, международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению . Всемирный совет по путешествиям и туризму, промышленная группа со штаб-квартирой в Лондоне оценивают экономическую деятельность в области путешествий и туризма в 2000г. в 3.6 трлн долл.. то есть приблизительно 11% валового мирового продукта, что делает ее самой крупной отраслью в мировой экономике.

Начиная с 1950 г. международный туризм показал себя «здоровым» и надежным видом экономики вопреки многим отрицательным факторам, таким как политическая и экономическая нестабильность во многих частях мира, усиление терроризма и т.д. Как правило, во время экономического спада спрос или оставался неизменным, или (вскоре после «выздоровления» экономики) возвращался на прежний уровень, однако этот процесс не распространялся равномерно между всеми туристскими центрами. Многие из них исчезли из-за того, что становились немодными или не могли обеспечивать достаточную безопасность туристам.

Начало 1980-х гг. ознаменовалось спадом в мировой экономике, который стал причиной сокращения международных путешествий вплоть до 1984 г. Этот и следующий (1985) год стали рекордно удачными для европейских туристских центров, однако авария на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., а также террористические акты ливийских экстремистов, ослабление американского доллара по сравнению с валютами других стран привели к сокращению туристских потоков в мире.

Во второй половине 1980-х гг. положение нормализовалось. В этот период некоторые страны Тихоокеанского бассейна (Австралия, Гонконг, Таиланд и Китай), а также страны Европы (Португалия и Турция) испытали бурный рост, а другие, наоборот, спад (например, некогда процветавший и славившийся своей индустрией туризма Ливан).

Девяностые годы также начались неблагоприятно для развития международного туризма: главную роль сыграла война в Ираке, названная «Буря в пустыне». Вскоре после начала войны были прекращены путешествия в этот регион, а также на восточное Средиземноморье и в Северную Африку, тем самым замедлив темпы роста международного туризма. Последующий экономический спад, охвативший многие индустриальные страны, еще больше усугубил положение.

Статистика ВТО показывает, что за 20 лет число международных туристов почти утроилось: со 160 млн человек в 1970 г. до 460 млн в 1990 г. Однако в 1991 г. международный туризм потерпел значительную неудачу, и рост прибытий туристов составил всего 1,5%. Очередной подъем наблюдался в 1992 г., когда рост прибытий составил 8 %. При этом общее число прибытий туристов в этом году составило 504 млн человек, в 1993 г. 518 млн, а в 1994 г. 546 млн человек.

Годовые поступления средств от международного туризма (не включая поступлений от транспорта) начали возрастать в 1980-х гг. и в 1996 г. достигли 423 млрд долл. США. Поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире, но это связано не столько с инфляционными процессами, происходящими в мире, сколько с повышением эффективности отрасли.

Современные доходы от туризма оценивают в триллионы долларов США, что сопоставимо с ВНП «великих» держав.

Место доходов от международного туризма в структуре ВНП отдельных стран (по данным на конец 1990-х гг.)


Таблица 1.

№Наиболее популярныеПоступления вДоля доходов отДинамика ростап/птуристическиемлрд. долларахтуризма в ВНП,1995-2020гг, %направленияСША%1США71,31,03,52Франция29,93,01,83Италия29,83,02,24Испания29,75,82,45Великобритания21,02,03,06Германия16,41,2нет данных7Китай12,60,48,08Австрия11,28,0нет данных9Канада9,41,5нет данных10Мексика7,91,03,611Швейцария7,85,2нет данных12Австралия7,31,9нет данных

Развитие туризма в Республике Молдова

Республика Молдова является небольшой страной в Юго-Восточной Европе, которая граничит на востоке с Украиной, а на западе - с Румынией. Ее прошлое имеет богатую историю, полную тревожных и драматических событий.

Начиная с XIV века, она является составной частью Молдавского воеводства, расположенного между Восточными Карпатами и Днестром и граничащего на севере с Хотином, а на юге с Черным морем.

Благодаря процессу реструктуризации, начатому в странах Центральной и Восточной Европы, 23 июня 1990г. Молдова заявляет о своем суверенитете, а 27 августа 1991г. - о государственной независимости. 2 марта 1992г. Республика Молдова становится членом Организации Объединенных Наций.

Правовой основой туристической деятельности являются Конституция РМ, Закон об организации и осуществлении туристической деятельности в РМ, международные договоры, стороной которых является Республика Молдова, другие нормативные акты, регулирующие отношения в области туризма.

·В развитии национального туризма четко выделены: экологический туризм; винный туризм; культурный туризм и религиозный туризм.

Основные показатели туристической деятельности, зарегистрированные в Республике Молдова:

Общее число внутренних и иностранных туристов составило 21384 человек, что на 3,2 % выше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Общие доходы от международной туристической деятельности составили 46526 тыс. лей. Доход от туристической деятельности составил 6523,7 тыс. лей, что на 49 % выше по сравнению с I полугодием прошлого года.

Количество внутренних туристов составило 7370 человек.

Средний срок пребывания составил 11,2 дней на одного туриста.

Доход от внутренней туристической деятельности составил 18815,9 тыс. лей, или на 1831,4 тыс. лей (10,8%) больше в сравнении с прошлым аналогичным периодом.

Количество иностранных туристов прибывших в Республику Молдова в I полугодии составил 14076 человек.

География иностранных туристов прибывших в Молдову Румыния - 24,8 %, за которой следует Турция -16,2 %, Россия - 14,3 %, Украина - 8,1 %, Италия - 5,2 %.

В зависимости от цели визита, прибытия в Молдову структурируются следующим образом: Бизнес и профессиональный - 63,3%; Восстановление и отдых - 35,1%.

В результате участия на международных выставках и продвижения Республики Молдова в качестве туристического направления, поток иностранных туристов увеличился на 15,9 %.

Количество молдавских граждан посетившие другие страны за составило 10814 человек: 54,3 % из общего числа людей посетили в Румынию; 8,9 % - в Россию; 7,7 % - в Болгарию; 7,1 % - на Украину; 6,9 % - в Египт.

Согласно данным, предоставленным Национальным Бюро Статистики, в январе-июне 2013 года туристические агентства и туроператоры оказали туристические услуги 80,9 тыс. туристам и экскурсантам, что на 1,6% больше, чем в соответствующем периоде 2012 года.

В январе-июне 2013 года, по сравнению с январем-июнем 2012 года, увеличилось количество туристов и экскурсантов, участвовавших во въездном и выездном туризме, соответственно на 6,1% и 4,4%, в то же время во внутреннем туризме их число уменьшилось на 10,6%.

В 2012 году, по сравнению с 2011 годом, увеличилось количество туристов и экскурсантов, участвовавших во въездном и выездном туризме, соответственно на 18,6% и 7,9%, в то же время во внутреннем туризме их число уменьшилось на 9,0%.

В настоящее время вклад туризма в национальную экономику относительно незначительный. Низкий качественный уровень возможностей размещения и- доход, полученный от туристской деятельности, определяет Республику Молдова среди стран, в которых туризм слабо развит. В последние 10 лет динамика туристского оборота в Республике Молдова проявляет относительную тенденцию к снижению числа туристов в связи с негативными явлениями, происходящими в социально-экономической сфере.

Несмотря на то, что общее число туристов сократилось с 140,4 тыс. в 1993 году до 115,9 тыс. в 2002 году, все же наблюдается тенденция к росту данного показателя начиная с 1999 г. Так, число туристов в 2002 г. возросло на 55,5 тыс.по сравнению с 1998 г. Динамика туристского оборота в рамках международного организованного туризма отражает ту же тенденцию. В 1995-2002 гг. снизилось число как прибывающих, так и отбывающих туристов. Данные, приведенные в диаграмме 1.5.2, отражают тенденцию к снижению числа иностранных туристов, приезжающих в Республику Молдова, с 104,1 тыс. в 1995 году до 71,8 тыс. в 2002 году, а соотношение прибывающих и отбывающих туристов подтверждает тот факт, что Республика Молдова в рамках международного туризма стабильно выступает в качестве выпускающей страны. Однако все же следует отметить тенденцию к росту числа туристов в рамках внутреннего туризма в 1995-2002 гг.

Число посетителей в рамках внутреннего организованного туризма возросло с 16,4 тыс. в 1995 году до 44,1 тыс. в 2002 году, а их доля в общем числе посетителей увеличилась с 13,6% в 1995 году до 38,1% в 2002 году. Эта тенденция отражает повышение спроса населения на внутренний туризм. Оценка туристской деятельности, исходя из поступлений от туристской деятельности, позволяет отметить относительный вклад туризма в развитие национальной экономики.

Сравнительный анализ динамики поступлений от туризма в Республике Молдова за последние десятилетия позволяет наблюдать положительную тенденцию, характерную после 1998 года, когда общий объем поступлений от туризма увеличился с 20,9 млн. леев до 98,6 млн. леев в 2002 году, несмотря на то, что общий объем поступлений от туризма в 2001 году составил лишь 0.3% ВВП.Следует отметить, что нет информации о лицах, посещающих Республику Молдова в индивидуальном порядке. Приведенные данные относятся к поездкам, организованным туристскими фирмами Республики Молдова для местных и иностранных туристов. Данные таблицы отражают число прибытий в Республику Молдова посетителей из стран, с которыми она имеет визовый режим.


Таблица 2.

Число виз на въезд в Республику Молдова, выданных в 2000-2002 гг.

200020012001/200020022001/2002Страна, выдавшая визуЧисло визУдел. вес (%)Число визУдел. вес (%)Разница( %)Число визУдел. вес (%)Разница %)Австрия6631,57941,7+0,26381,3-0,4Беларусь8882,01 0912,3+0,39051,9-0,4Бельгия1 0242,31 2262,6+0,31 3472,8+0,2Болгария1 4953,31 4993,2-од1 6953,5+0,3Китай1 2612,88751,8-1,03040,4-1,4Швейцария2840,62550,5-1,03220,7+0,2Франция1 0752,41 1122,409151,9-0,5Германия4 67410,54 5339,6-0,94 5029,4-0,2Израиль3 1107,03 7848,0+1,03 3757,1-0,9Италия1 382зд1 5933,4+0,31 3322,8-0,5Польша730,28071,7+1,51 0372,2+0,5Румыния1 7373,91 5823,3-0,61 4863,0-0,3Россия5241,26901,5+0,33260,7-0,8Турция7 38116,55 06910,7-5,84 4659,3-1,4Украина6571,56341,3-0,26111,30Венгрия2930,75331Д+0,46901,4+0,3США3 5958Д3 3457,1-1,03 4037Д0Узбекистан62од36од010од0Выдано на границе1445632,41786037,7+5,32071343,1+5,4Всего:4463410047318100+6,048076100+1,6

Как следует из таблицы, число въездных виз в последние годы увеличилось на 6% по сравнению с 2000 годом, а в 2002 году - на 1.6%. Такой рост в значительной мере обусловлен введением визового режима для стран Центральной Европы. Данные страны при выполнении формальных процедур, связанных с вступлением в Европейский Союз, ввели визовый режим для граждан Республики Молдова, а в результате Республика Молдова ввела на основе паритета тот же режим. Одновременно в последнее десятилетие наблюдается увеличение пассажирских перевозок через Международный аэропорт Кишинэу (таблица 3).


Динамика пассажирских перевозок через Международный аэропорт Кишинэу

Таблица 3.

ГодПеревезено пассажиров (тыс.)Темпы по сравнению с пред. годом2009116457ВысадкаВсего2010140518133003265907-6,0116812233269-12,3273775+7,7+9,02011150325294615+7,62012144290

Данные таблицы демонстрируют рост числа посетителей в рамках международного туризма. Изменения, произошедшие в выполняемых аэропортом рейсах по странам еще более значительны: в 1998 году существовало 15 маршрутов в страны СНЕ, которые сократились до 10. Доля пассажирских перевозок по маршрутам СНЕ в общем числе перевозок через аэропорт составляла 44%, а в 2001 число пассажиров сократилось почти в 2 раза по сравнению с истекшим периодом и составило 23% от общего числа перевозок. Данное сокращение было компенсировано значительным увеличением пассажирских перевозок на Запад и с Запада. Одна из причин снижения числа прибывающих в Республику Молдова посетителей была обусловлена изменением конъюнктуры на рынках туризма и отсутствием инвестиций в инфраструктуру туризма страны. Маркетингу также не придавалось значение, и Республика Молдова, таким образом, не была эффективно представлена на международных рынках туризма. В настоящем число посетителей возросло вследствие модернизации Международного аэропорта Кишинэу, увеличения возможностей приема, числа рейсов и авиакомпаний.

В настоящее время Молдова мало знакома миру. Хотя располагает богатыми природными ресурсами, такими как природные и научные заповедники, ботанические сады, дендрологические сады, зоологические сады, памятники природы, памятники архитектуры антропогенного происхождения, которые нуждаются в охране, являющимися национальной гордостью страны. Эти природные и культурные объекты могут послужить отличной основой для экологического туризма, международные масштабы и социально-экономическое значение, которого постоянно возрастают, а также сделать такой экологический туризм, который является экономически устойчивым и прибыльным бизнесом. Все выше перечисленные сегменты и направления международного туризма в Молдове, в том числе и экологический туризм, полагаем, требуют реализации следующих мер:

Øразработка программ туризма на государственном, региональном местном уровне;

Øширокая реконструкция и модернизация существующей туристической базы и создание оптимальных условий для иностранных туристов;

Øстроительство и ремонт дорожной сети, реконструкция железных дорог, обновление поездов международного значения и улучшение уровня обслуживания в пути как международных, так и местных туристов;

Øобеспечение безопасности туризма;

Øразработка программ по улучшению имиджа Молдовы за рубежом;

Øсоздание условий и норм по охране и защите туристских достопримечательностей;

Подготовка профессиональных кадров в различных сферах обслуживания иностранных туристов для успешной реализации программы развития международного туризма необходимо;

Øсотрудничество с учебными заведениями страны и европейских стран, с предприятиями туризма имеющих наибольший опыт в области туризма.

Считаем что, именно экологический туризм может выступить в роли средства и инструментария экологического обустройства регионов нашей страны Республики Молдова.

Агентство по туризму Республики Молдова планирует стимулировать эту отрасль в стране через развитие внутреннего и въездного туризма. Данная задача предусмотрена в проекте Стратегии развития туризма «Туризм 2020».

Генеральный директор Агентства по туризму Николай Платон отметил, что в ближайшие шесть лет основное внимание будет уделяться усовершенствованию законодательства в области туризма, освоению национального туристического потенциала, продвижению имиджа Республики Молдова как туристического направления, региональному развитию туризма, повышению уровня профессиональной подготовки в этой области и технологической модернизации индустрии туризма.

В частности, планируется содействие развитию культурного, гастрономического, социального, спортивного, автомобильного, урбанистического, ностальгического и экологического туризма, а также продвижение туров выходного дня. В перспективе также предполагается развивать академический, транзитный, водный, медицинский и экстремальный виды туризма.

«По прогнозам, внедрение этой стратегии приведет к ежегодному росту количества туристов на 3% в сфере въездного туризма и на 4% в сфере внутреннего туризма», - уточнил Николай Платон.

Затраты на внедрение стратегии составляют 167,3 млн. леев. Эти средства выделены из государственного бюджета. Что касается объема поступлений от туристской деятельности, к 2020 году прибыль будет предположительно в 6,5 раза выше, чем в настоящее время, и составит 1 млрд. 099,3 млн. леев.


.2 Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности


Тур-индустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства, и т. п. Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции в будущем во вспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупные инвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т. д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используется также и местными жителями.

Так как индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона таким образом, все общество получает экономическую выгоду.

Следующий положительный аспект развития туризма заключается в том, что туристы вынуждены платить налоги, как и большинство населения. Так как путешественники в основном приезжают из других регионов, то их расходы для правительства принимающей страны представляют собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычному налогу с продаж туристы иногда платят и менее прямые налоги. Аэропортовые сборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы - это лишь несколько примеров обычно используемых методов налогообложения туристов.

Кроме этих особых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местных жителей, повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризм повышает доходы региона, занятость, инвестиции и т. п.

Тем не менее, существуют пределы, до которых правительство принимающего региона может максимизировать прибыль от данных аспектов туризма. Эти ограничения бывают двух типов: социальные и экономические. Социальные ограничения возникают благодаря увеличению налогов, взимаемых с местных Жителей при развитии туриндустрии в регионе. А экономические ограничения представляются в форме потенциальных издержек неиспользованных возможностей (альтернативных издержек), которые возникают вследствие развития туриндустрии. Они заслуживают внимательного исследования с тем. чтобы достичь более глубокого понимания проблемы оптимизации, которая стоит перед правительством принимающей страны.

Наряду с позитивными последствиями развития туризма не следует забывать о негативном воздействии отрасли, о так называемой монокультуре туризма. В- конкурентной борьбе за землю, ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционные источники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в тур-индустрии привлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттока рабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, в то время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристским прибытиям. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный уклад жизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризма сама подрывает основы своего существования.

Разнообразие - это основа экономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономический спад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса или сглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно, вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм порой замещает сектор сельского хозяйства.

По многим причинам нежелательно, чтобы туризм стал замещающей отраслью. Во- первых, по сути своей туризм - явление сезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогда нельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм - основная отрасль в регионе, то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос на туризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов. И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами, полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайне нежелательна.

Более того, туризм порождает определенные социальные издержки и дополнительные расходы на поддержание окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона и его жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от него ставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это грозит экономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, то природные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют, придут в негодность и обесценятся. В подобном случае решение, как правило, принять довольно сложно.

Иногда правительства развивающихся стран смотрят на туризм слишком оптимистично. Они воплощают в жизнь активные инвестиционные программы, направленные на развитие туризма и носящие приоритетный характер. В определенных случаях такой подход может привести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях. Инвестиции - долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные (вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) инвестируемые на образование, здравоохранение и другие социальные нужды. Порой туризм порождает рост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают свои деньги, заработанные в другом регионе или стране, в экономику данного туристского региона. Поскольку это повышает доходы региона (как отмечалось выше), то может явиться и причиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первой необходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристских регионах особенно стремительно растут цены на землю (рост цен может достигнуть 20000 %). Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во время отпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местных жителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попросту вытесняются с рынка жилья в районах с развитой тур-индустрией.

Таким образом, хотя туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, но он не является панацеей от всех экономических недугов. Правительство должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих. Развитые страны по определению обладают здоровой экономикой, которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономики подобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы не полностью сосредоточены на развитии.

Итак, к преимуществам развития туризма для каждой страны относятся:

Øувеличение денежного потока в регион, в том числе приток иностранной валюты;

Øрост валового национального продукта;

Øсоздание новых рабочих мест;

Øреформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;

Øпривлечения капитала, в том числе и иностранного;

Øувеличение налоговых сборов принимающего региона.

Недостатки развития туризма проявляются в том, что туризм:

Øвлияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость;

Øспособствует оттоку денег за границу при туристском импорте;

Øвызывает экологические и социальные проблемы;

Øможет наносить ущерб развитию других отраслей.

Анализ в иллюстрации демонстрирован в рисунках 1-2. (смотреть ПРИЛОЖЕНИЯ)


Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию туристического бизнеса в Республике Молдова

туристский молдова экономика выставочный

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

Республика Молдова, обладая уникальными природными ресурсами и самобытной культурой народа, имеет огромный нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном рынках.

Туристический потенциал рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Молдове гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока инвестиций в национальную экономику.

Молдавское правительство утвердило стратегию развития туризма до 2020 года.

Документ включает 5 задач на ближайшие шесть лет. Среди них, корректировка законодательства в области туризма с учетом международных стандартов, освоение национального туристического потенциала и продвижение имиджа Республики Молдова, развитие регионального туризма, повышение уровня профподготовки и качества туристических услуг, модернизация индустрии туризма на основе применения современных информационных технологий.

Будет сертифицировано 40 туристических маршрутов в Молдове, а также разработано 4 новые национальные трассы с выходом на туристические европейские трассы.

Кроме этого, отремонтируют 20 туробъектов, благоустроят 5 зон отдыха и построят 2 спорткомплекса и 50 привалов для туристов.

На внедрение стратегии туризма выделят свыше 167 млн леев. Ожидаемый доход должен превысить затраты примерно в 6,5 раз. Ежегодный рост числа иностранных туристов может составить 3%, рост внутреннего туризма - 4%.

Индустрия туризма в Молдове на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем интересе к молдавскому туристическому продукту и благоприятных тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.

Республика становится более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей экстремального отдыха.

Кроме природных достопримечательностей, Молдова богата историко-культурными памятниками, имеющими всемирное значение.


.1 «Винный путь Молдовы», развитие выставочных мероприятий


Выращивание винограда в Молдове - древняя традиция. Молдавские виноградники дают высокие урожаи столовых сортов винограда, имеющих лечебно-диетические свойства, а также сортов, из которых производятся вина, удовлетворяющие самый изысканный вкус. Каждый гость сможет отведать в Молдове, наряду с винами из известных европейских сортов винограда: Шардоне, Пино, Рислинг, Каберне, Алиготе, высококачественные вина из местных сортов - Рарэ Нягрэ, Фетяска, Плавай. Обычно вино получает свое наименование либо от сорта винограда, из которого оно изготовлено, либо от названия винодельческого хозяйства: Пуркарь, Крикова, Чумай, Ромэнешть, Кожушна, Милештий Мичь. Благодаря своему качеству, молдавские вина известны во многих странах мира и признаны самыми взыскательными ценителями. В Крикова находятся самые большие в мире винные подвалы, где турист может разъезжать по улицам настоящего подземного города виноделов. Общая протяженность подземных улиц - более 100 км. Здесь хранится одна из самых крупных коллекций марочных вин страны (более 3000000 дал.) и вместительные дегустационные залы. "Качество вина стало традицией" - утверждают местные виноделы, помогая каждому гостю понять смысл этого замечательного напитка. Мало кто из туристов, побывавших в Молдове, не посетил Криковские подвалы. Доброжелательно и гостеприимно встретят посетителя в каждом из нескольких десятков винодельческих хозяйств, внесенных в молдавский путь вина. Таким образом, каждый гость может выбрать наиболее подходящее для себя вино, потому что в Молдове ни одно вино не повторяет другое. Например вина из Милештий Мичь, хранящиеся в каменных подвалах (их протяженность около 50 км) с годами обретают благородный вкус. В другом селе - Кожушна - знатоки откроют для себя букет вин, напоминающий динамизм и утонченность молдавского танца. Знаменитые пуркарские и чумайские вина превращают дегустацию в настоящий праздник для тех, кто хотя бы на мгновение попытался проникнуть в тайны этих божественных напитков. В Молдове крепкий напиток называется дивин, обладающий неповторимым вкусом и ароматом. В результате длительного хранения в дубовых бочках, дивин приобретает янтарный цвет, свежесть утренней росы, природную чистоту, живительную силу плодородной почвы. Широкое признание получили дивины из Кишинэу, Кэлэрашь. Бардара,

Бэлць. Тирасполя и других местностей. Этот «винный путь» поможет туристу лучше понять Молдову - единственную на карте мира страну, своей конфигурацией напоминающую гроздь винограда.

Развитие Выставок Кишинев, столица Республики Молдова, в последнее десятилетие стала общепризнанным международным выставочным центром. Особой известностью пользуются международная выставка «Vin Moldova» (проводится ежегодно в феврале), Фестиваль вина (проводится ежегодно в октябре), которые посещают десятки тысяч людей из республики и из-за рубежа. В рамках этих выставок проводятся конкурсы вин, шампанских, коньяков, водки, ликеров с участием производителей из Франции, Германии, Италии, Чехии, Словакии, Румынии, России, Украины, Азербайджана, Грузии, Армении и др. Наиболее ценные напитки предлагаются для дегустации широкой публике. Здесь можно приобрести вина, победившие на конкурсе. Для зарубежных гостей организуются экскурсии на виноградники и в известные винные подвалы, в средневековые монастыри и крепости. Такие выставки являются истинными визитными карточками республики. Если турист хочет открыть для себя очарование молдавских вин, то ему не стоит упускать случай поучаствовать в этих праздниках души.

Каждый житель молдавского села имеет свой «дегустационный зал». Это «гырлич» - вход в погреб, где хранится вино. Винодельческие предприятия республики известны своими дегустационными залами, оборудованными со вкусом, которые сами по себе являются произведением искусства. После посещения Криковских подвалов первый космонавт Юрий Гагарин сказал: «С Криковскими подвалами расстаться труднее, чем с землей». В винных подвалах в Кожушне есть два зала, обустроенных в готическом стиле, в Милештий Мичь - три роскошных зала в византийском стиле, в Кишинэу («VISMOS», «Aroma», Национальный институт винограда и вина) - множество залов, выполненных в римском стиле или с использованием дизайна, типичного для времен великих господарей Молдовы - Штефана чел Маре, Михая Витязу, Дмитрия Кантемира. Залы впечатляющей архитектуры с коллекциями редких вин, с выставками-продажами можно увидеть в Яловень, Крикова- Акорекс, Брэнешть, Орхей, Бэлць, Кэлэрашь, Хынчешть, Бардаре, Кэрпинень, Тирасполе, Дубэсарь, Комрате, Тараклии, Чадыр-Лунге, Басарабяске, Чимишлии, Кахуле. Трифешть. Вулкэнешть, Слобозие и др. Во всех этих местах можно принять участие в ознакомительных дегустациях, которые помогут туристу приобрести навыки квалифицированной оценки божественных напитков.


.2 Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта


«Маркетинговые исследования потребителей туристического продукта - это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов. Он призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор».

В общем виде маркетинговые исследования - это сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии, а так же маркетинговой деятельности предприятия.

Как показывает практика, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать, и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определения объемов продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта. Объектами исследования являются тенденция и процесс развития рынка туристических услуг, включая анализ изменения экономических, научно-технических, законодательных и др. факторов, а так же структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка. Состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.

Основными результатами исследования рынка являются:

Øпрогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха;

Øопределение наиболее эффективных способов ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки;

Øосуществление сегментации рынков.

ØС точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:

Øцелевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;

Øбесплодный, т.е. рынок не имеющий перспектив для реализации определенных

Øуслуг;

Øосновной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;

Øдополнительный, продажа некоторого объема услуг;

Øрастущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;

Øпрослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.

Маркетинговые исследования - широкий комплекс разнообразных исследований, необходимых для выработки оптимальных стратегий и проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности».

Взгляды, потребности и желания клиентов постоянно меняются. Рассматривая туристскую индустрию нельзя не заметить, что понятия населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные места отдыха.

Основываясь на рассказах классиков русской литературы, можно сделать вывод, что в прошлом веке весьма популярными и престижными курортами была Ницца, Баден-Баден, где можно было встретить весь свет петербургского и московского общества. А в наши дни Ницца известна в основном как оздоровительный курорт и не является столь престижным местом отдыха, каковым она была в те времена. Увеличивается число деловых путешественников, взгляды и пожелания которых тоже необходимо учитывать, так как деловой туризм сейчас развивается очень динамично. Уже сейчас на долю делового туризма приходится свыше половины выручки от продаж гостиничных номеров. Поэтому, любая туристическая фирма должна постоянно следить за всеми изменениями, происходящими на рынке туристских услуг, реагировать на каждое из них: отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя тур-продукта фирме, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.

Ответы на вопросы типа: Кто пользуется услугами нашей фирмы? Почему? Зачем? Что ими движет? не только интересно, но и очень важно знать, потому что, зная ответы на эти вопросы сегодня, можно планировать деятельность фирмы, исправлять недочеты, оттачивать качество услуг, а, следовательно, привлекать большее число клиентов.

Маркетинговыми исследованиями занимаются в основном крупные фирмы, которые могут позволить себе содержать специальный отдел. В таком отделе может работать от одного до нескольких десятков сотрудников. Среди сотрудников отдела - разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по моделированию. Мелкие фирмы могут обращаться с просьбой спланировать или провести такое исследование в специальную исследовательскую фирму или кооперироваться для их проведения.

К чему стремится каждая туристическая фирма? Одной из основных задач фирмы является увеличение ее прибыли. Получение и увеличение прибыли подразумевает под собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных потребителей туристских продуктов клиентов. Однако клиентов можно привлечь и удержать, если они заинтересованы в получении услуги у данной фирмы.

Туристское предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, обусловленных многообразием отношений, складывающихся как внутри него, так и с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений во многом определяет процесс проведения маркетинговых исследований.

Для того чтобы определить цели и задачи маркетинговой стратегии и провести ее в жизнь необходимо владеть следующей информацией:

)О внутренней среде туристского предприятия, ее потенциале и тенденциях развития;

)О внешней среде, ее особенностях и месте, занимаемом в ней предприятием.

Внутренняя среда (микросреда) - это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

Øкадры (их потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение, оценка результатов труда и стимулирование; сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.);

Øорганизация управления (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения):

Øфинансы (поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей);

Øмаркетинг (маркетинговые исследования потребителей туристского продукта, анализ рынка туристических услуг и конкурентов, стратегия продвижения туристского продукта - ценовая, сбытовая и коммуникационная политика.

Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования туристского предприятия. Но она также может быть и источником проблем, если не обеспечивает необходимых условий комплексного использования концепции маркетинга.

Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:

Øмакроокружения;

Øнепосредственного окружения.

Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды нахождения туристского предприятия. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею. Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей туристского предприятия. Маркетинговые исследования должны включать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так, рынок туризма людей пожилого возраста является в настоящее время самым быстрорастущим. Международный туризм 55-летних и старше в период с 2000 г. по 2005 г. возрос на 35 %, а до 2005 г. возрос еще на 78 %. Например, на Кавказских Минеральных Водах 68% от общего числа туристов составляют путешественники зрелого возраста.

Собрав данные о тенденциях в демографических процессах, можно проанализировать возможное их влияние на деятельность туристской фирмы, определить направления приложения основных усилий и прогнозировать результаты будущей работы. Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить еще сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособный процесс населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристские услуги от уровня дохода.

Природные факторы не могут не влиять на деятельность туристского предприятия, тем более, что вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды переходят в разряд глобальных. Кроме того, природные факторы (климат, флора и фауна) - важнейший элемент побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну. Так как природопользование все больше подпадает под контроль государства, то фирмы в своей маркетинговой деятельности учитывают и данный аспект.

Маркетинговые исследования потребителей, выявление основных мотивов приобретения туристских услуг и анализ потребительского поведения вооружает руководителей и специалистов фирмы мощным арсеналом, без которого невозможна успешная деятельность на современном рынке, а именно - знанием своего клиента. «Знать своего клиента» - основной принцип маркетинговых исследований потребителей туристского продукта.

Правильное понимание потребителей предоставляет туристской фирме возможности:

Øпрогнозировать их потребности;

Øвыявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;

Øулучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями;

Øприобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;

Øпонимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении туристских услуг;

Øвыяснять источники информации, используемые при принятии решения о покупке;

Øустанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении туристского продукта.

Заключение


Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах, в частности и в республике Молдова, туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений

Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

В ходе этой работы, мы определили, что туризм может развиваться абсолютно в любых странах и регионах, а так же, было доказано, что туристический бизнес влияет на мировую экономику и на экономику одной отдельно взятой страны. Для того, чтоб развивать этот бизнес, регион должен иметь ресурсы и отвечать на запросы туристов, которые путешествуют исходя из мотивации.

Туристическую мотивацию можно определить как побуждение к путешествию. Но что же побуждает человека отправиться в путешествие? Мотивы, которыми руководствуется турист, многообразны. Мотивы прежде всего определяются целями путешествия. Цели путешествия могут быть самыми различными: отдых, досуг, развлечение, познание, спорт, лечение, паломничество, деловые цели и т.д.

Мотивы также определяются и типом личности туриста: возраст, образование, социальная принадлежность, менталитет, вероисповедание, доход, семейное положение. Можно также выделить антимотивы - барьеры, препятствующие путешествию. К их числу стоит отнести стоимость турпродукта, дефицит времени, ограничения по здоровью, жизненный цикл семьи, дефицит интересов, страх и безопасность.

В зависимости от тех или иных мотивов путешествия, а также способов организации поездки можно различным образом классифицировать туристов: организованный, вливающийся в массу людей; массовый турист, пользующийся услугами турфирм по заранее спланированным турам; индивидуальный турист, использующий туристическую инфраструктуру, но самостоятельно организующий свою поездку; турист-исследователь, путешествующий преимущественно с познавательными целями; турист-бродяга, у которого отсутствует фиксированный маршрут и который привык рассчитывать только на себя. Не менее важно типологизировать туристов в зависимости от их национальной принадлежности и, следовательно, обычаев и пристрастий.

Так же следует знать, что в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:

.Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению деловых поездок и поездок с познавательными целями.

.Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки.

.Увеличилось число наемных рабочих и служащих в развитых странах и повысился их материальный и культурный уровень.

.Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между регионами и внутри них.

.Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

.Были ослаблены ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощены пограничные формальности .

Мировая туристская индустрия переживает сейчас настоящий бум. На прошедшей в Стамбуле конференции Всемирной туристской организации (ВТО) отмечалось, что общая численность путешественников достигла 592 миллионов человек. Это в несколько раз больше, чем в середине 80-х годов, когда планету в очередной раз охватывала туристская лихорадка. Однако, по прогнозам, уже совсем скоро Землю поразит невиданная «эпидемия» туризма. Ожидается, что в 2020 году зарубежные вояжи к памятникам истории и культуры, по известным городам и на популярные курорты совершат 1 миллиард 800 миллионов землян. Такой прогноз означает, что миллионы людей, жаждущих работы, получат ее в сфере туризма.

Таким образом, можно с уверенностью отметить что, туризм в Молдове на сегодняшний день является весьма перспективным и успешно развивающимся направлением. Этому способствуют как исходные, природно-климатические условия страны, так и ее богатое культурное наследие. Политика государства также направлена на планомерное развитие туристического сектора.

Основные цели деятельности правительства Молдовы в развитии туризма - сделать культурный потенциал страны достоянием каждого ее жителя, привлечь вливание в экономику Молдовы иностранные инвестиции, сохранить ее культурное наследие и создать привлекательный образ Молдовы для мирового сообщества.

Библиография


1.Закон Nr. 352 от 24.11.2006 об организации и осуществлении туристической деятельности в РМ // Monitorul Oficial, 2007, Nr. 14-17.

2.Азаров. В. Экономика туристического бизнеса. - Москва, 2008.

.Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма: Учебное пособие. - Москва, 2006.

.Александрова. Международный туризм. - Москва, 2001.

.Балабанов И., Балабанов А. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.Боголюбов B.C., Орловская В.П. Экономика туризма. - Москва: Академия, 2005.

.Воскресенский В.Ю. Международный туризм. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА. 2006.

.Горбылева З. Экономика туризма. - Мн.: БГЭУ, 2005.

.Дурович А. Маркетинг в туризме. - Москва: Новое знание, 2003.

.Замедлина Е., Козырева О. Экономика отрасли туризм: учебное пособие. - Москва, 2007.

.Кабушкнн Н. Менеджмент туризма. - Москва: Новое знание, 2002.

.Козырев В и др. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2007.

.Корнетова Е., Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме: учебное пособие. - Москва: Новое знание, 2002.

.Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. - Санкт-Петербург, 2006.

.Маркова В.Д. Маркетинг услуг. - Москва, 2006.

.Моисеева Н. Стратегическое управление туристской фирмой. - М.: Финансы и Статистика, 2011.

.Сергеев Т. Организация туризма. - Москва: Новое знание, 2003.

.Экономика и статистика туризма. Учебное пособие. - Москва:РДЛ, 2002.

.Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. Учебное пособие. - Москва: РДЛ, 2002.

.Яновский А. Маркетинговая деятельность на рынке тур-продукта. // Маркетинг. 2000, №4. - С.60-65.

.Статистический ежегодник РМ за 2013годю - Кишинев: Statistica Moldovei, 2013.

22.Strategia de dezvoltare durabil? a turizmului în RM. - Ch., 2012.

23.Turcov E. Politica turistic? a RM ca factor de dezvoltare economic? durabil? ?i integrare interna?ional?. - Ch., 2003.

24.Florea S. Poten?ialul turistic al RM: monografie. - Ch., 2005.

25.<#"justify">Приложение 1


Рисунок 1. Инфраструктура туристической деятельности


Приложение 2


Рисунок 2. Преимущества развития туризма


Теги: Экономическая эффективность туризма  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 28913
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическая эффективность туризма
Назад