Упражнения, которыми можно измерить уровень развития координационных способностей

Содержание


Введение

Глава 1

1.1 Координационные способности и их виды

1.2 Особенности развития детей в возрасте 9-10 лет

1.3 Средства и методы развития координационных способностей школьников

Глава 2

2.1 Упражнения, которыми можно измерить уровень развития координационных способностей

2.2 Тестирование координационных способностей

2.3 Изучение уровня развития координационных способностей у детей школьного возраста

2.4 Анализ полученных данных

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Современные условия жизни и производства, например работа на компьютерах, перемещение в городах, выполнение военных операций, требуют от человека высокого уровня развития двигательных способностей, особенно координационных способностей, то есть умения быстро, точно и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени.

Ведущие специалисты в области физической культуры и спорта, гигиены, психологии и медицины отмечают, что в условиях современного малоподвижного образа жизни вегетативная нервная система организма, отвечающая за деятельность внутренних органов и систем - кровообращения, дыхания, пищеварения, размножения, выделения и др., оказывается в угнетенном состоянии. Это напрямую сказывается на состоянии всего организма. К средствам повышения функциональных возможностей вегетативной сферы относятся:

·малоинтенсивный бег;

·кроссовый бег;

·спортивные игры (в том числе футбол).

Процесс освоения двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые координационные способности: умеет управлять собой, своим телом, своими движениями. К тому же высокий уровень развития физических способностей - важный компонент хорошего состояния здоровья.

Спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной активностью. Они включают в себя разнообразные упражнения, которые выполняются в условиях взаимодействия с игроками всей команды и командами соперников. Спортивные игры оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Действия человека носят ациклический характер. Основные технические приемы игры, доведенные до степени автоматизированных двигательных навыков, облегчают действия спортсмена во время игры. Но во время игры человеку приходится выполнять и новые формы движений, которые возникают обычно внезапно и являются результатом синтеза автоматизированных технических элементов. Эта деятельность напрямую зависит от уровня развития координационных способностей спортсмена.

В общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Они проявляются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик - как качественных, так и количественных. Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

.способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

2.способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие;

.способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе зависят, в частности, от "чувства пространства", "чувства времени" и "мышечного чувства", т.е. чувства прилагаемого усилия.

Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:

·способности человека к точному анализу движений;

·деятельности анализаторов и особенно двигательного;

·сложности двигательного задания;

·уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и так далее);

·смелости и решительности;

·возраста;

·общей подготовленностью занимающихся (то есть запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и другие.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий - низкая.

В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

Подростковый возраст - переломный период в развитии двигательных функций ребенка. К 9-10 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазании и так далее. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных способностей учащихся. В этом возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике этих видов спорта основывается на приобретенных в период обучения в начальной школе двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-тактическое обучение учащихся в возрасте 9-10 лет наиболее тесно переплетается с развитием координационных способностей.

В период от 9 до 12-13 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий (чем у детей 6-7 лет), улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 12-13 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

координационная способность школьный возраст

Глава 1


1.1 Координационные способности и их виды


Ловкость - только часть координационных способностей.

Координацией является одна из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных двигательных задач.

Двигательное действие - это сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:

·интеллектуальная (когнитивная);

·чувствительная (сенсорная);

·исполнительная (моторная).

Развивать координационные способности необходимо по четырем основным причинам:

.хорошо развитые координационные способности способствуют успешному освоению физических упражнений;

2.полно сформированные координационные способности - необходимые условия подготовки школьников к жизни, труду, службе в армии;

.координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (физических способностей - силы, быстроты, выносливости) учащихся, так как точно дозированное по времени, пространству и степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергетических сил;

.разнообразные варианты упражнений, используемые для развития координационных способностей, позволяют избежать монотонности и однообразия в тренировке, приносят радость от участия в спортивной деятельности.

Выделяют пять видов координационных способностей:

.кинестетическое дифференцирование;

2.чувство ритма;

.реакция;

.равновесие;

.ориентировка в пространстве.

Все пять координационных способностей необходимо развивать и совершенствовать на всех этапах обучения в школе.

Способность к дифференцированию - это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом.

При воспитании способности дифференцировать различные параметры, следует использовать такие методические приемы, как включение зрительного анализатора, задание на точность, "сближаемые" и "контрастные" задания.

При воспитании точности движений используется метод "контрастных" заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с ближних дистанций и дальних и тому подобно. Указанные приемы намного эффективнее, чем многократное повторение.

В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать вариативную методику, а не стабильную.

Сущность вариативного метода заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одно и тоже расстояние. Разница во времени вариативной и стабильной методик проявляется уже на первом занятии.

Воспитание у детей способности точно реагировать величины силовых усилий содействуют упражнения, имеющие предметно обозначенную цель и количественно оцениваемый результат. Например, метание малого мяча в цель, броски мяча в корзину, вращение на одной ноге в заданной плоскости (начерченный на полу круг с разметкой) и так далее.

Использование этого метода позволяет повысить активность и интерес детей, достичь более полного осмысления, обстановки применения изучаемых действий, добиваться более быстрого образования координационных связей во взаимных движениях.

При воспитании дифференцировки временных интервалов используют звуковые сигналы, которые выступают как источники срочной информации. Добиваясь точного согласования действий со звуками и сигналами, воспитатель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе.

Для ознакомления детей с основными временными понятиями в обучении выполнять движения в медленном, среднем и быстром темпе, формирование длительности темпа выполнения упражнений рекомендуется применять следующие задания:

. коллективный подсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установленного на частоту 60 и 120 ударов в минуту;

. выполнение общеразвивающих упражнений в медленном и быстром темпе (наклон на один счет и затем на четыре счета и тому подобное);

. ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом на быстрый (по 8 шагов в каждом темпе);

. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков - быстро, 8 - медленно) и другие.

Ритмическая способность - это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями.

Средствами развития ритмической способности являются физические упражнения, выполняемых в различных временных и пространственных соотношениях, танцы, танцевальные шаги.

Для создания представления о ритме можно применять музыку, счет и другие звуки (хлопки, удары в бубен и другие), они могут предшествовать и сопутствовать выполняемым движениям.

Наиболее рациональное формирование ритмической способности проходит при попеременном выполнении упражнений под музыку и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности).

Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют сообща или держась за руки, и их движения четко согласуются с музыкой.

В содержании занятий необходимо включать ритмическую ходьбу, фигурное марширование, несложные перестроения, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.

Способность к реагированию - это способность быстро и точно начать движения соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы

Способность к реагированию совершенствуется методом упражнений в самых разнообразных движениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей ситуации. Этот метод довольно скоро дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнований и игровой метоп позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей делать задания быстрее и точнее.

Для воспитания способности к реагированию следует применять:

свободный бег, дополнительный заданиями, на внезапные остановки, возобновление и изменение передвижений, выполнение поворотов, преодоление препятствии (линий и невысоких предметов);

бег из усложненных стартовых положений (лежа на спине, на животе стоя спиной к направлению движения, стоя на одном или двух коленях, из приседа, седа и тому подобное);

интенсивность движения, ее изменения: ходьба обычная - бег быстрый, бег медленный - бег ускоренный;

упражнения с короткой и длинной скалкой (вбегать и выбегать).

При выполнении всех перечисленных выше упражнений постепенно усложняются условия, в которых выполняется задание. Оно выражается в увеличении скорости реагирования, в требовании реагировать на неожиданные различные громкости неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и повышения требований к точности.

Способность к равновесию - это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают:

·статическое;

·динамическое равновесие.

В этом отношении полезны упражнения, связанные с вращением в различных плоскостях головы, конечностей, туловища. К ним относятся повороты, кувырки, перевороты, повороты или комбинации упражнений.

Первыми применять так называемые упражнения на "равновесия", то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.

Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).

Фактором, который влияет на устойчивость равновесия в условиях опоры, относятся:

.положение общего центра тяжести по отношению к плоскости опоры;

2.высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость;

.скорость движения тела, его равномерность и другие.

Для совершенствования способности к статическому равновесию необходимо использовать следующие методические приемы:

.удлинение времени сохранения позы;

2.временное исключение зрительного самоконтроля;

.уменьшение площади опоры;

.включение предварительных и сопутствующих движений;

.введение противодействий.

Основой совершенствования способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. К важным средствам воспитания динамического равновесия относится подвижные и спортивные игры, в которых резко меняется направление движения.

Ориентационная способность - это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта. Например, выход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.


1.2 Особенности развития детей в возрасте 9-10 лет


Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.

Исследователи обнаружили связь между физической активностью и развитием мозга у детей в возрасте 9-10 лет: у тех, кто ведет более подвижный образ жизни часть головного мозга, отвечающая за память - гиппокампус, больше, а следовательно они лучше справляются с зданиями, проверяющими память, чем их менее физически активные сверстники.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7 - 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16 - 30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 - 45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере - на 50 - 70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 - 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений.


Таблица 1. Двигательная активность учащихся младших классов при разных видах мышечной деятельности (по Н.Т. Лебедевой)

Вид мышечной деятельностиПродолжительность, мин. Объем движений, шагимальчикидевочкиУтренняя гимнастика (дома) 10400-500500-700Гимнастика на уроке (в школе) 10200-300300-400Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе 3120-150150-200Подвижные игры на переменах: больших 15 700-1000 800-1200малых5400-500500-600на уроках физ. культуры451200-32401200-3240на открытом воздухе60-903000-40004000-5000Лыжная тренировка906840-91206840-9120

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2,0 часа провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов (В.Ф. Ломейко, В.И. Лях и другие).


Таблица 2. Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 7-10 лет (%)

СуставыГибкостьактивнаяпассивнаямальчикидевочкимальчикидевочкиПодвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных 4,9 3,2 1,9 0,1Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах5,56,2-8,7-9,5Подвижность различных разделов позвоночного столба: тазобедренный сустав при сгибании туловища 18,8 6,6 нижнегрудной поясничный отдел 8,6 17,2 верхнегрудной отдел22,9-6,2--шейный отдел17,022,2--

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

У детей школьного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Хотя условные рефлексы и вырабатываются быстро, но закрепляются они не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, то есть образования двигательного стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей. Таковыми раздражителями являются физические упражнения, проводимые по определенному плану.

Создание условий для свободной двигательной деятельности детей при проведении специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка.

При систематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей от 7 до 10 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности (таблица 3).

Физическое развитие в раннем и школьном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей - роста, веса, окружности головы, грудной клетки.


Таблица 3. Показатели физического развития детей, занимающихся и не занимающихся дополнительно физической культурой

ВозрастБег на 10 м с/хПрыжок в длину с местаДлина пробегаемой дистанциизанимающиесяНЕТзанимающиесяНЕТзанимающиесяНЕТ 7М2,62,979,362,5740,6463,1Д2,93,072,360,3620,2377,7 8М2,32,595,983,01502,0601,3Д2,32,595,373,91146,6454,0 9М2,22,3104,088,81765,7680,7Д2,32,596,679,71249,3659,1 10М1,92,1122,5105,62387,2937,4Д2,02,2120,9103,71836,0715,0

Положительное влияние физических упражнений сказывается не только на уровне физического развития детей, но и на улучшении телосложения - увеличивается количество детей с гармоничным физическим развитием.

Отмечается возрастная перестройка и адаптация функции дыхания к мышечным нагрузкам. Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30-35 в минуту, к концу третьего - 25-30, а в 7-10 лет - 22-26. С возрастом нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция в 2-2,5 раза, потребление кислорода - почти в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.

В процессе тренировки совершенствуются ответные реакции дыхательной системы. При мышечных нагрузках увеличение легочной вентиляции происходит за счет углубления дыхания, а не его учащения.

Деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем с возрастом становится более экономной. Это определяется не только особенностями возрастного развития, но и повышением функциональных возможностей при занятиях физическими упражнениями. Так, пульсовая стоимость единицы работы (количество пульсовых ударов на 1 кг/мин работы) у детей с 7 до 10 лет снижается в 2 раза, а у тренированных - в 2,5 раза, кислородное обеспечение 1 кг/мин работы - соответственно в 1,5 и в 1,8 раза.

Физическая работоспособность детей зависит от особенностей физического воспитания. Различные по своей интенсивности двигательные режимы обеспечивают различный уровень физической работоспособности детей.

Применение физических упражнений требует от организма ребенка значительных напряжений и согласованности действий всех основных систем, поэтому на каждом возрастном этапе следует учитывать особенности развития, соответственно организовывать двигательную деятельность детей и строго дозировать физическую нагрузку (например, длительность занятий, число повторений упражнений, их трудность и так далее).

Знание особенностей морфофункционального развития детей на каждом возрастном этапе позволит более эффективно использовать средства физического воспитания для совершенствования организма ребенка и повышения его умственной и физической работоспособности.

Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила - нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива.

Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15 - 16 годам.

Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14 - 16 годам.

Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длительное время выполнять упражнения сидя.

Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все Физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, пост и развитие всех систем и органов.

Детям 9-10 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики:

·ходьба;

·бег;

·лазанье по наклонной поставленной скамейке;

·гимнастической стенке;

·лестнице;

·перелазание через препятствие высотой до 1 м.;

·бросание и ловля мячей;

·метание в цель;

·переноска набивных мячей;

·упражнения в равновесии;

·прыжки (в длину, в высоту до 80 см);

·акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках (для 3 класса).

При обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий, указыванию на то, как их выполнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Дети 9-10 лет склонны к подражанию, поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации. Учителю рекомендуется говорить: "Делай, как я".

Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У детей 9-10 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 11-13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков, необходимо изучаемое упражнение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения, в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.

Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.


1.3 Средства и методы развития координационных способностей школьников


При воспитании координационных способностей решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании детей. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной активности.

Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой выбранного вида спорта, а во втором - избранной профессией.

В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и другие), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, скоростном спуске на лыжах, горном и водном слаломе и тому подобное. Где в обстановку действия преднамеренно вводятся препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных движений на другие.

В указанных видах спорта стремятся довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.

Воспитание координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке.

Многие существующие и вновь возникающие в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

Включение человека в сложную систему "человек - машина" ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени.

Исходя из этого, определены следующие задачи по развитию координационных способностей:

·улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);

·развитие координации движений не ведущей конечности;

·развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, прежде всего на занятиях с детьми школьного возраста приводит к тому, что они:

·значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

·постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и другими);

·приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной активности;

·испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий:

.изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;

2.изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и тому подобное;

.комбинируя двигательные навыки;

.сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это физические упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей. В разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений:

·бега;

·различных прыжков (в длину, высоту, опорных прыжков);

·метаний;

·лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную активность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат:

·подвижные и спортивные игры;

·единоборства (бокс, борьба, фехтование);

·кроссовый бег;

·передвижение на лыжах;

·горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяются две группы таких средств:)подводящие, способствующие усвоению новых форм движений того или иного спорта;

b)развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и другие).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях, двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

.обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей;

2.воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно изменившейся обстановки. Этот методический подход так же находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборства;

.повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта и профессионально - прикладной физической подготовке;

.преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнения) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в 2 формах:

.Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать:

·упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

·разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;

·плавание;

·массаж, сауну, тепловые процедуры.

2.Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления). Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

·в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупреждает появление ненужной напряженности;

·применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних групп мышц с напряжением других;

·контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению;

·выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и другие.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используют следующие приемы:

·стандартно-повторного упражнения;

·вариативного упражнения;

·игровой;

·соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно - повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях. Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

·строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движения и пр.);

·изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: сидя, стоя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);

·изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и тому подобное);

·"зеркальное" выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов "не ведущей" рукой и тому подобное);

·выполнение освоенных двигательных реакций после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

·выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и тому подобное. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.


Глава 2


2.1 Упражнения, которыми можно измерить уровень развития координационных способностей


Упражнения с мячами.

Эти упражнения - важное средство развития и совершенствования координационных способностей у младших школьников, в том числе в игре. Упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у детей разнообразных навыков при письме, рисовании, лепке и так далее. Уже первые упражнения в ловле, передаче и ведении мяча требуют от учащихся младших классов развития координационных способностей. Работа с мячами на уроках положительно сказывается на развитии координационных способностей у детей.

Обучение владению мячом разной тяжести и формы можно начинать с первого класса, и эти умения закрепляются и совершенствуются год от года. На уроках можно применять следующие упражнения:

·передача мяча из рук в руки, стоя в шеренге (перед грудью, за спиной);

·передача мяча из рук в руки, стоя в колонне (над головой, между ногами);

·броски мяча вниз и ловля его двумя руками;

·броски мяча вверх и ловля его двумя руками стоя, сидя, ноги врозь;

·удары мячом в пол двумя руками и одной рукой (спереди, справа, слева) с последующей ловлей двумя руками;

·передача и ловля мяча двумя руками снизу от груди, из-за головы, в парах;

·подбрасывание правой, левой рукой с последующей ловлей двумя руками;

·броски мяча в стену с последующей ловлей двумя руками;

·ведение мяча на месте, вокруг туловища, правой, левой рукой в ходьбе и беге;

·перебрасывание мяча через сетку;

·эстафеты и подвижные игры: "Мяч в корзину", "Быстро и точно", "Попади в обруч", "Перекати мяч", "Передача мяча", "Гонка мячей по кругу", "Овладей мячом", "Мяч ловцу", "Борьба за мяч".

Игровые единоборства.

Координационные способности хорошо развиваются в игровых единоборствах. К ним относятся подвижные игры:

·"Бой петухов";

·"Часовые и разведчики";

·"Перетягивание каната";

·"Перетягивание в парах";

·"Выталкивание из круга", а в старших классах - все спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол) и другие.

Подвижные игры.

Развитие координационных способностей также успешно осуществляется в таких играх и эстафетах, как:

·"Третий лишний";

·"Голова и хвост";

·"Все за ведущим!";

·"Удержись на корточках!";

·"Кто быстрее?";

·"Салки с мячом";

·"Дружные тройки";

·"Скрытый пас";

·"Эстафета с гимнастической палкой";

·"Отними мяч после поворота!";

·"Эстафета с прыжками по кочкам";

·"Челночная передача мяча" и так далее.

Спортивные игры.

Спортивные игры больше, чем другие виды спорта, содействуют развитию координационных способностей, воспитанию у детей чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, а также учат ребят управлять своими эмоциями, совершенствуют их основные физические качества. Современные спортивные игры - сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Рассмотрим несколько примеров.

Урок волейбола.

Верхняя прямая подача.

При обучении подаче мяча в волейболе можно применить следующие упражнения для совершенствования координационных способностей:

·многократное принятие и. п. для верхней подачи мяча, передвигаясь вдоль боковых и лицевых линий;

·многократное подбрасывание мяча левой рукой вверх с замахом бьющей руки;

·многократное подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мячу);

·упражнение в парах. Занимающиеся располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один игрок выполняет верхнюю прямую подачу в направлении партнера, другой, поймав мяч, выполняет то же задание;

·верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7-9 м, которая должна быть выполнена не ниже линии, проведенной на стене на высоте, соответствующей верхнему краю стенки;

·подача мяча через стенку с расстояния 7-9 м;

·выполнение верхней подачи мяча с расстояния 7-9 м от сетки в правую и в левую часть площадки.

Нападающий удар.

При изучении нападающего удара можно применять следующие упражнения для совершенствования координационных способностей:

·имитация нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево при наличии стационарного одиночного блока;

·метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо и влево;

·выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока;

·нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования;

·нападающие удары с переводом из зоны 3 после передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования.

Урок легкой атлетики.

На уроках легкой атлетики можно использовать много различных способов бега, в том числе челночного (3.10 м, 4.9 м, 6.5 м, 10.10 м, 5.10 м), прыжки, метание, эстафеты, упражнения с предметами и без предметов.

При изучении разных способов передвижения, остановок и поворотов применяют следующие упражнения для совершенствования координационных способностей:

·рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию;

·бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной ногой, двумя ногами;

·рывки из разных и. п. (лежа, сидя и т.д.);

·прыжки в чередовании с бегом;

·бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого;

·бег с преодолением препятствий;

·бег с перекладыванием различных предметов;

·эстафета с прыжками с ноги на ногу ("по кочкам").

Соревновательно-игровой метод.

В наши дни необходимо больше применять соревновательно-игровой метод. Он способствует как общефизической, так и специальной подготовке учащихся. К тому же такого рода задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Условия игры приучают детей подчинять свои действия интересам коллектива для достижения общей цели, действовать с максимальным напряжением сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.


2.2 Тестирование координационных способностей


На результаты контрольных испытаний, определяющих координационные способности, сильное влияние оказывают внешние условия. Поэтому необходимо дать детям возможность выполнить несколько зачетных попыток (от 2 до 5), а в метании - от 8 до 10. Тестирование проводится в первой четверти и второй раз - в конце учебного года. Также при необходимости можно использовать тесты до и после прохождения очередного раздела учебной программы.

Для определения координационных способностей лучше использовать следующие тесты:

·челночный бег 3.10 м;

·3 кувырка вперед;

·метание теннисного мяча ведущей рукой на дальность;

·метание теннисного мяча на точность из положения сидя на полу, ноги врозь;

·ведение баскетбольного мяча ведущей рукой в беге с изменением направления движения.

Тесты для определения способности к равновесию.

Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (таблица 4).

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее:

·обязательное принятие положения упора присев;

·запрещение на выполнение длительных кувырков;

·фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.


Таблица 4. Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников ("Три кувырка вперед)

Возраст, летУровень развитиямальчикинизкийниже среднегосреднийвыше среднеговысокий89,9 и >9,8 - 9,19,0 - 7,27,1 - 6,46,3 и <97,8 и >7,7 - 7,17,0 - 5,45,3 - 4,74,6 и <107,4 и >7,3 - 7,66,5 - 4,94,8 - 3,14,0 и <девочки89,4 и >9,3 - 8,58,4 - 6,76,6 - 5,95,8 и <98,8 и >8,7 - 7,67,5 - 5,35,2 - 4,24,1 и <107,7 и >7,6-7,06,9 - 5,45,3 - 4,64,1 и <

А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах.

Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования.

Вариант 1 - испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат - время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Прикасание к земле более трех раз - упражнение необходимо повторить.

Вариант - стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки. Результат - количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счет поворотов прерывается. После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.

Рекомендации для оценки представлены в Таблице 5.


Таблица 5. Нормы для оценки способности к динамическому равновесию

КлассОценкаВариант 1отличнохорошоудовлетворительнодостаточно214,016,018,521,0312,514,016,018,0511,012,514,517,5Вариант 22764,54,5386,554586,554

Так же для оценки равновесия можно использовать тест "Стойка на одной ноге".

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования. По команде "можно" испытуемый становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу, чуть выше колена и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты. Результат - время, выполненное в стойке на одной ноге.

Общие указания и замечания. Секундомер включается тогда, когда учащийся становится на одну ногу, выключается - при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола, то есть при потере равновесия; при выполнении теста учащимся необходима страховка.


2.3 Изучение уровня развития координационных способностей у детей школьного возраста


Организация и методика исследования.

Главной задачей исследования являлось выявление уровня координационных способностей детей школьного возраста.

Проведя подробный анализ психологической, педагогической и методической литературы, я пришел к выводу, что на практике развитие координационных способностей как отдельный комплекс упражнений, как правило, не выделяется.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей присутствуют практически на всех уроках физической культуры. Но цели развития этих способностей не ставится, следовательно, отсутствует систематичность и направленность работы.

В силу того, что координационные способности формируются достаточно большим количеством упражнений общеукрепляющего плана, то есть общеразвивающие упражнения силовой направленности, упражнения с предметами, акробатические упражнения, упражнения с различными предметами, можно подобрать и апробировать такие методики, которые бы позволили определить уровень сформированности координационных способностей.

Разработанный контрольный комплекс упражнений позволяет выявить уровень развития координационных способностей детей школьного возраста.

Многообразие видов координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию.

Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

·время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации, чем оно короче, тем выше координационные способности;

·время, необходимое для "перестройки" своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

·координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплекса (комбинации). В качестве заданий тестов рекомендуется применять упражнения с ассиметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

·точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

·сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

·стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо, различных предметов в мишень и тому подобное.

Контрольный комплекс упражнений:

.бег "змейкой";

2.челночный бег 3*10 м;

.челночный бег 4*9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта;

.метание мяча в цель с расстояния 10 м из положения стоя;

.метание мяча в цель с расстояния 3 м из положения вперед согнувшись;

.6 повторений упражнения (основная стойка, руки на поясе - поворот головы влево, туловища вправо).

При выполнении каждого упражнения отслеживались пять критериев:

.время освоения;

2.время перестройки двигательной деятельности;

.точность выполнения;

.сохранение устойчивости;

.стабильность выполнения.

Перед выполнением первого контрольного упражнения - бега "змейкой", учащиеся получали инструкцию следующего вида: "По команде "Марш!" из положения стоя обежать первое препятствие справа, второе слева, третье справа, четвертое слева, следующее перепрыгнуть, под последним проползти и бегом вернуться к линии старта".

Перед выполнением второго контрольного упражнения - челночного бега 3*10 м, учащиеся получали инструкцию следующего вида: "По команде "Марш!" из положения стоя добежать до черты, развернуться и вернуться на линию старта, снова развернуться и добежать до линии финиша".

Перед выполнением третьего контрольного упражнения - челночного бега 4*9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию, учащиеся получали инструкцию следующего вида: "По команде "Марш!" из положения стоя добежать до черты, взять кубик и вернуться на линию старта, снова добежать до черты, взять второй кубик и вернуться на линию старта".

Перед выполнением четвертого контрольного упражнения - метания мяча в цель с расстояния 10 метров из положения стоя, учащиеся получали инструкцию следующего вида: "По команде "Марш!" из положения стоя выполнить 10 бросков в мишень".

Перед выполнением пятого контрольного упражнения - метания мяча в цель с расстояния 3 метров из положения вперед согнувшись, учащиеся получали инструкцию следующего вида: "По команде "Марш!" из положения вперед согнувшись выполнить 10 бросков в цель".

Перед выполнением шестого контрольного упражнения - шести повторений упражнения (основная стойка, руки на поясе - поворот головы влево, туловища вправо), учащиеся получали инструкцию следующего вида: "Основная стойка, руки на поясе, на раз - повернуть голову вправо, туловище - влево, на два - принять исходное положение, на три - повернуть голову влево, туловище - вправо, на четыре - принять исходное положение. Повторить упражнение 6 раз".

Все выделенные пять критериев можно было отследить во всех шести упражнениях.

Первым критерием для всех упражнений было время, затраченное на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем короче нужное время для освоения упражнения, тем выше координационные способности.

Результат в секундах следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.


Таблица 6. Обработка данных по первому критерию

№УровеньВремя освоении, сКоличество баллов1Высокий уровень2052Средний уровень20-403-43Низкий уровеньБолее 401-2

Вторым критерием для всех упражнений было время, необходимое для "перестройки" своей двигательной деятельности в соответствии с изменившимися условиями.

Результат в секундах следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.


Таблица 7. Обработка данных по второму критерию

№УровеньВремя перестройки, сКоличество баллов1Высокий уровень552Средний уровень6-103-43Низкий уровеньБолее 101-2

Третий критерий для всех упражнений - точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники - динамическим, временным и пространственным.

Количество ошибок спортсмена следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.

Таблица 8. Обработка данных по третьему критерию

№УровеньТочность (количество ошибок) Количество баллов1Высокий уровень052Средний уровень1-33-43Низкий уровеньБолее 31-2

Четвертым критерием для всех упражнений является сохранение устойчивости при нарушении равновесия.

Количество ошибок юного спортсмена следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.


Таблица 9. Обработка данных по четвертому критерию

№УровеньУстойчивость (количество ошибок в равновесии) Количество баллов1Высокий уровень052Средний уровень1-23-43Низкий уровеньБолее 31-2

Пятым критерием для всех упражнений стала стабильность выполнения сложного в координационном плане двигательного задания.

Результаты спортсмена следует оценивать в баллах, опираясь на следующие данные: все полученные результаты можно разделить на три группы, которые определяют уровень развития данного умения.


Таблица 10. Обработка данных по пятому критерию

№Уровень1 - 3 упражнения (результат в секундах) 4,5 упражнения (количество попаданий в цель) 6 упражнение (количество ошибок в асимметричности) Количество баллов1Высокий уровень8,7 - 8,29-10052Средний уровень9,6 - 8,66-81-33-43Низкий уровеньБолее 9,7Менее 6Более 31-2

2.4 Анализ полученных данных


В результате определения уровня развития координационных способностей были получены следующие результаты: в экспериментальной группе 9 детей на высоком уровне, 21 человек - на среднем и 10 человек - на низком (см. рис. 1).

Полученные результаты можно выразить в процентном соотношении.


Рис. 1. Уровни развития координационных способностей у детей школьного возраста.


Таким образом, как видно из рисунка 1 - 25 % детей школьного возраста имеют низкий уровень развития координационных способностей, 52,5 % детей школьного возраста - средний уровень и высокий уровень - 22,5 % детей школьного возраста.

В группе преобладает средний уровень развития координационных способностей. Четверть занимающихся имеют низкий уровень развития координационных способностей.

Заключение


Младший школьный возраст ребенка - это возраст глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.

Проблема развития координационных способностей у детей школьного возраста является актуальной в методике физической культуры и спорта.

В психологии, педагогике, методике преподавания физической культуры, имеется достаточное количество публикаций и специальных исследований, в которых определяются цели, задачи, содержание и значение развития двигательных способностей.

Актуальность вопросов развития двигательной активности и внедрения здорового образа жизни является одной из приоритетных задач на современном этапе развития общества. Особое внимание при этом уделяется знаниям о собственном организме, особенностях его развития, так как на основе этих знаний у человека появляются убеждения, складывается ответственное отношение к собственному здоровью, формируются определенные умения и навыки, вырабатываются формы поведения, то есть формируется мировоззрение.

Использование разнообразных упражнений способствует формированию и развитию координационных способностей, развитию внутренней мотивации учащихся к спортивной деятельности и концентрации их внимания на достижении оптимальной спортивной формы. В настоящее время не существует единой системы работы по развитию координационных способностей, но можно выделить некоторые группы упражнений, способствующих развитию координационных способностей.

По анализам полученных данных можно сделать вывод, что требуется разработка системы упражнений, направленных на развитие координационных способностей у детей школьного возраста.

Применение различных средств, таких как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры, позволит качественно повысить уровень координационных способностей у детей 9-10 лет.


Список используемой литературы


1. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2000 г. - 124 стр.

. Физическая культура: Практическое пособие. Москва. Высшая школа, 1989 г.383 стр.

. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры. Москва. Физкультура и спорт, 1977 г. 140-155 стр.

. Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. Москва. Физкультура и спорт, 1984 г.104 стр.

. Развитие равновесия у детей школьного возраста: Метод, рекомендации. Минск, 2001 г.

. Платонов В.Н., Булатова М.М. Координация спортсмена и методика её совершенствования: Учебно-методическое пособие. Киев, 2002 г.

. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте. Физкультура в школе. 2007 г. - № 5.

. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Москва. Физкультура и спорт, 2008 г.

. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Москва. Физкультура и спорт, 1978 г.223 стр.

. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. Москва. Физкультура и спорт, 2001 г.

. Минаева Н.А. Педагогическая характеристика проявления координационных способностей гимнастов. Ежегодник: Гимнастика. Москва. Физическая культура и спорт, 2004 г. Выпуск 1.

. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. Москва. Физкультура и спорт. 2009 г.

. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: Лекция. Омск: ОГИФК, 2001 г.

. Гогунов Е. H., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. Москва. Физкультура и спорт, 2000 г.264 стр.

. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников. Н.А. Ноткина. СПб: Образование, 2003 г.


Теги: Упражнения, которыми можно измерить уровень развития координационных способностей  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 31603
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Упражнения, которыми можно измерить уровень развития координационных способностей
Назад