Туризм в Крыму

Введение

туристический крымский полуостров

Крым обладает разнообразными целебными ресурсами, многие из которых уникальны. Наличие многообразных природных ресурсов позволило создать в регионе многогранную систему санаторно-курортного лечения и отдыха.

Туристическое дело в Крыму традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы народного хозяйства.

Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, курортные учреждения Крыма в решении общей задачи выступают как единый рекреационный комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения контроля по выполнению государственных гарантий различным контингентам населения, регламентированных рядом законодательных документов Российской Федерации.

Основной целью написания данной работы является отразить процесс управления рекреационной деятельностью в Республике Крым. Для этого были поставлены следующие задачи:

проанализировать текущее состояние рекреационной деятельности в Республике Крым

проанализировать государственную политику Республики Крым в части рекреации

сделать предложения по её возможной модернизации


1. Основные характеристики туристического потока в Республику Крым


В условиях независимости Республики Крым используемая методика подсчета туристов, в основу которой заложена оценка числа прибывших в Крым железнодорожным транспортом, в 2014-2015 годах утратила свою актуальность в связи со структурными изменениями пассажиропотока: отмечена переориентация транспортного сообщения с Республикой Крым с приоритетного ранее железнодорожного транспорта на авиатранспорт и паромную переправу. В методику подсчета туристов будут внесены соответствующие коррективы. В связи с чем, сравнение количества отдохнувших на полуострове в сезоне 2014 года с сезонами предыдущих лет в настоящих условиях независимости Крыма является некорректным.

По данным предоставленными Министерством курортов и туризма Республики Крым за 2014 год в Республику Крым прибыло 4,78 млн. пассажиров. Из общего числа прибывших в Крым пассажиров за 2014 год:

% прибыло ж/д транспортом,

% - паромной переправой,

% - авиатранспортом.

В 2013 году 66% всех отдыхающих приезжали в Крым на поездах, 10% туристов - авиатранспортом и 24% - автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу).

В предыдущих годах Республику Крым ежегодно посещало 6 млн. туристов. Динамика посещения показана на рисунке №1


Рис. 1 Динамика посещения туристами Республики Крым


Стоит особо отметить, что 20% всех туристов - это организованные отдыхающие, оставшиеся 80% - туристы, предпочитающие останавливаться в частных минигостиницах, квартирах.

Распределение потока туристов в Крыму также не однородно. (рис. 2). Среди регионов наибольшая нагрузка отмечается:

в Ялтинском регионе - отдых в регионе выбирают 34,8% туристов,

в Алуштинском - 19,2%,

в Евпаторийском - 19,2%,

в Феодосийско-Судакском - 10,4%,

в Саках - 4,9%.


Рис. 2 Распределение потока туристов в Крыму


Средняя продолжительность отдыха в Крыму составляет 10-14 дней.

Длительность сезона в Крыму составляет 5 месяцев в году (с мая по сентябрь), из которых наиболее активный курортный сезон отмечается в июле-августе.

Основной целью пребывания в Крыму в большинстве случаев является «пляжный» отдых - 55% всех туристов выбирают именно «пляжный» отдых. С целью отдыха, развлечений и путешествий на курорты полуострова приезжают 20% туристов, с целью лечения - порядка 25%.

На долю въездного туризма приходится 34,4%, тогда как в 2009 году доля иностранных граждан в общем турпотоке Крыма составляла 26,2% (рис. 3)


Рис. 3 Соотношение турпотоков в Республике Крым


По географии прибытий туристов в Крым в 2013 году доминировали туристы из Украины - 65,6% общего турпотока. 26,1% общего турпотока - это граждане Российской Федерации, 4% - граждане Беларуси (рис. 4). Поток туристов, прибывающих из других зарубежных стран, распределяется следующим образом: граждане Турции - 34%, граждане Прибалтики - 15%, граждане Германии - 15%, граждане Великобритании - 10%, граждане Израиля - 7,5%, граждане США - 6%.

Самым популярным видом транспорта (рис. 5) для крымских туристов является железная дорога - 66% всех отдыхающих приезжают в Крым на поездах, 10% туристов прибывают авиатранспортом и 24% - автотранспортом (в т.ч. через Керченскую паромную переправу). При этом наблюдается рост количества туристов, прибывающих авиатранспортом. Авиапоток за 2013 год составил 604,4 тыс. чел., что на 7,7% больше по сравнению с 2012 годом и в 1,6 раза больше, чем в 2009 году (рис. 6)


Рис. 4 Структура туристического потока по географии прибытия в Республику Крым


Рис. 5 Распределение турпотока по видам транспорта


Рис. 6 Авиапоток за 2009-2013 гг., тыс. чел.


Ежегодно в структуре турпотока по автотранспорту на долю туристов, прибывших в Крым паромной переправой «Крым-Паром», приходится порядка 28% - ежегодно прибывает более 350 тыс. чел. Однако уже в 2014 году наблюдается рост пассажиропотока через паромную переправу (в 2-2,5 раза).

1.1 Крымские объекты размещения и туристские предприятия Крыма


На территории Республики Крым расположено 825 санаторно-курортных и гостиничных учреждений. Из них 467 учреждений предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение или услуги оздоровительного характера, остальные 358 учреждений - услуги по временному размещению.

Из 467 крымских здравниц 151 учреждение предоставляет специализированное санаторно-курортное лечение, 316 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера.

С позиции развития туризма особый интерес представляет категория здравниц, в которых представляются различные оздоровительные и медицинские услуги. Данная категория представлена следующими основными типами объектов размещения: санатории, пансионаты с лечением, детские санатории, гостиницы с лечением, медицинские реабилитационные центры, лечебно-оздоровительные центры, оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные комплексы (рис. 7).

Кроме этого, с позиции развития туризма Республики Крым интерес представляет категория учреждений, предоставляющих услуги оздоровительного характера. Данная категория состоит из 224 объектов (пансионаты, туристско-оздоровительные комплексы, туристско-оздоровительные центры, гостиницы), в которых предоставляется первичная консультация врача, SPA-услуги, программы диетического питания, есть пляж, бассейн, сауна и др.


Рис. 7 Классификация крымских объектов размещения


Кроме того, в Крыму насчитывается 92 детских оздоровительных лагеря (рис. 8).


Рис. 8. Распределение детских оздоровительных лагерей по регионам Крыма


Также отдельно насчитывается 31 детский санаторий. В итоге, суммарное количество детских учреждений в Крыму - 123.

По принципу круглогодичности в Крыму функционируют 315 круглогодичных объектов (из них 128 - санаторно-курортных), 510 сезонных (из них 465 - санаторно-курортных).

Территориальное распределение здравниц по регионам Крыма выглядит следующим образом:

в Ялтинском регионе расположено 168 объектов,

в Феодосийском - 112,

в Алуштинском - 107,

в Евпаторийском - 103,

в остальных 12-ти регионах - 335 объектов размещения (включая города Симферополь, Старый Крым и Советский район).

Отличительной особенностью территориального расположения специализированных санаториев является их концентрация в Ялтинском районе - 33 (44% от общего количества). При этом 70% детских санаториев сосредоточено в Евпатории.

В крымских здравницах осуществляется лечение бронхо-легочных, неврологических, опорно-двигательных, сердечнососудистых, гинекологических и других заболеваний. Кроме этого, на территории Республики функционируют 4,5 тысяч домовладений, предоставляющих услуги по временному размещению, и 14 тыс. квартиросдатчиков (частный сектор). Особенность этого сектора заключается в том, что он принимает свыше 80% всего туристского потока (более 4 млн туристов в год).

В Крыму осуществляют туристическую деятельность 208 туроператоров. В реестр специалистов туристского сопровождения внесено 1147 специалистов туристского сопровождения (экскурсоводов и гидов-переводчиков). В базу экскурсионных туров и маршрутов, разработанных субъектами предпринимательства, включено около 200 маршрутов.

В Крыму функционирует 21 туристско-информационный центр в 10 регионах полуострова: гг. Керчь, Саки, Симферополь, Ялта, в Судакском, 9 Евпаторийском, Феодосийском регионах, а также в Бахчисарайском, Черноморском и Ленинском районах. Из них 11 являются круглогодичными.


1.2 Функционирование пляжей Республики Крым


Общая протяженность пляжей Республики Крым составляет 517 км.

По состоянию на 1 апреля 2014 года на территории республики насчитывается 560 пляжей, из которых по функциональному назначению 69 являются лечебными (пляжи санаториев), 58 - оздоровительными (пляжи других лечебно-оздоровительных учреждений), 71 - детскими (пляжи детских оздоровительных учреждений), 332 - пляжами общего назначения, функциональное назначение 30 пляжей в настоящее время определяется (рис. 9).


Рис. 9 Крымские пляжи по состоянию на 01.04.2014


Наибольшее количество пляжей расположено в Ялтинском регионе - 123, Евпаторийском регионе - 96, Алуштинском регионе - 87, Феодосийском регионе - 77.

В 2013 году на территории республики 10 пляжей получили сертификаты «Голубой флаг» Фонда экологического образования (FEE), тем самым подтвердив соответствие международным требованиям безопасного и комфортного отдыха.


1.3 Развитие туризма в Крыму


Основой для развития туризма является особое географическое положение, разнообразный климат (климат Южного берега Крыма - субтропический средиземноморского типа) и огромный природный потенциал: Черное и Азовское моря, Крымские горы, около 900 пещер, самые крупные - Красная, Мраморная, Узунджа, Эмине-Баир-Хосар, 1657 рек и временных водотоков общей длиной 5996 км, 30 естественных озер и 1554 искусственных водоемов, 15 водопадов, самые значительные из них Учан-Су и Джур-Джур, 6 заповедников (Крымский, Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Карадагский, Казантипский, Опукский).

На территории Республики Крым расположено свыше 11,5 тыс. памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям и религиям. Здесь находится 26 месторождений лечебной грязи и рапы, более 100 источников минеральных вод различного химического составах. В Крыму насчитывается 6 государственных заповедников, 33 заказника (в том числе 16 общегосударственного значения), 87 памятников природы (13 - общегосударственного значения), 10 заповедных урочищ, 850 карстовых пещер (из них 50 признаны специалистами пригодными для обустройства и посещения туристами), шахт, колодцев и более 30 парков - памятников садово-паркового искусства общегосударственного и мирового значения.

В Крыму развиваются следующие виды туризма:

культурно-познавательный (в Крыму действуют 17 государственных музеев, более 300 общественных и ведомственных музеев. Только в фондах государственных музеев хранится около 800 тыс. экспонатов);

событийный (в Крыму ежегодно проводится более 100 различных фестивалей: музыкальные и винные, военные и хореографические, театральные и кинематографические, спортивные и фольклорные. Многие из них стали уже традиционными для Крыма - это фестивали «Война и мир», «Казантип», «Генуэзский шлем», «Театр. Чехов. Ялта», «Великое русское слово», Международный телекинофорум «Вместе» и другие);

пешеходный (в горно-лесной зоне Крыма расположено 84 туристские стоянки, 39 мест массового отдыха населения, 284 туристских трасс); 11

велосипедный (разветвленная сеть туристских троп и сельских дорог создают условия для езды на велосипедах. Наиболее разнообразен для горного велотуризма Юго-Западный Крым);

автотуризм (на территории Крыма действует более 40 автокемпингов, около 100 автостоянок и парковок с общим количеством мест более 3,5 тыс., свыше 250 автозаправок, а также более 110 станций технического обслуживания и более 210 придорожных кафе);

подводный (локальный дайвинг, дайв-круизы, школы обучения, детские лагеря с обучением подводному плаванию);

конный (на территории Крыма расположено более 20 конных клубов, которыми разработаны одно- и многодневные маршруты конных прогулок для туристов);

этнографический (на полуострове проживают представители 115 национальностей, расположено 92 этнографических объекта, на основе которых разработаны культурно-этнографические маршруты);

сельский (в Крыму насчитывается более 80 объектов сельского туризма);

спортивный (международные соревнования по дельтапланерному спорту, воздухоплаванию на тепловых аэростатах и другие);

круизный (прием круизных судов в Крыму могут осуществлять четыре морских порта, расположенных в городах Ялта, Севастополь, Керчь, Евпатория. В 2013 году в Крым зашло рекордное количество круизных судов

144, что на 45% больше количества судозаходов навигации 2012 года. Количество туристов составило 63009 человек (в 2012 году - 62984 человек).

Традиционным лидером среди портовых городов Крыма является Ялта, 2013 году было обслужено 108 океанских лайнеров и 16 круизных судов класса «река - море»).

На территории Республики Крым функционирует 6 аквапарков:

. Аквапарк «Банановая республика «Аквапаркос» (Сакский район)

. Аквапарк «Миндальная роща» (г. Алушта)

. Аквапарк «Зурбаган» (г. Севастополь)

. Аквапарк «Голубой залив» (п. Симеиз, Б. Ялта) 12

. Аквапарк «Водный мир» (г. Судак)

. Аквапарк «Коктебель» (п. Коктебель, г. Феодосия)

Ежегодно в Крыму проводится более 100 фестивалей и событийных мероприятий. Кроме уже всем известных - «Генуэзский шлем», «Война и мир», «Джаз-Коктебель», более 30 (праздники искусств народов, ремесленное, кулинарное мастерство) проводятся в период «бархатного сезона», что собирает большие целевые аудитории и является привлекающим фактором


2. Особенности управления туристической деятельностью


Актуальность теоретико-социологического осмысления управления в туристской отрасли на современном этапе обусловлена как практикой функционирования туристской отрасли, испытывающей растущую потребность в систематизации знаний по организации деятельности субъектов управления туризмом, так и необходимостью определения путей совершенствования управления туризмом, поиска оптимального вектора развития отрасли с учетом баланса интересов всех участников процесса: потребителей, поставщиков услуг, органов государственной власти и местного самоуправления.

Управление в туризме имеет ряд особенностей, обусловленных специфическими свойствами услуг, предоставляемых туристскими организациями. Как интегрированный вид деятельности, туризм включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелен на достижение различных результатов. Вопросы организации эффективного взаимодействия между участниками должны находиться в центре внимания всех субъектов управления туризмом, заинтересованных в координировании своих действий и реализации совместных программ развития отрасли.

Во-первых, особенность управления в туристской отрасли заключается в большой глубине проникновения и сложности взаимосвязей между составными элементами туристской отрасли: управление множеством туристских организаций должно складываться единую систему управления, включающую в себя как регулирующую деятельность со стороны органов государственной власти, так и самоуправление на уровне фирм и их объединений.

Во-вторых, специфика управления в туристской отрасли отображается в том, что она по своей сущности является антропоцентричной - человек, с его потребностями, системой ценностей, ментальностью, предстает в качестве стержня всей этой системы. Именно от этого следует отталкиваться субъектам управления в отрасли.

В-третьих, не менее важной особенностью управления в области туризма является его сезонность. Предложение туристских услуг отличается негибким производством, они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион, не могут приспособиться в пространстве и времени к изменению спроса. Данное обстоятельство обязательно должно учитываться руководителями туристских предприятий, поскольку колебание спроса может существенно ухудшить условия функционирования всего туристского комплекса.

В четвертых, управление в туристской отрасли отличается своей двухуровневостью, соединением в единую систему двух качественно различных состояний социальной реальности - искусственно спланированной и сознательно организованной деятельности людей ради решения определенных задач, и складывающейся системы отношений между участниками совместной деятельности как отношений самоуправления и самоорганизации. Это соотношение намеренного и стихийного компонентов составляет основное социальное качество социокультурного «тела» управления. (Тихонов, 2001 г.)

В-пятых, особого внимания требует учет такой особенности, как непервичность туристской услуги. Туристский продукт не является товаром первой необходимости, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, а потому изменение покупательской способности населения сказывается на туристских услугах, и своевременное получение информации позволит скорректировать объемы и цели управления.

В-шестых, это специфика маркетинга в туризме. Для управления в туристской отрасли большее значение имеет маркетинг. Продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец, как это практикуется при реализации товаров, должен найти возможность продемонстрировать преимущества своего товара - услуги, что можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга. Потребитель, как правило, не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само потребление осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.

Кроме того, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, то есть эта функция менеджмента приобретает особую значимость. Одна и та же туристская поездка может быть по-разному оценена двумя разными людьми. Сама же туристская услуга уникальна, повторить ее во всех аспектах не представляется возможным. В связи с этим управление в туристской отрасли должно быть сосредоточено на направлении создания системы сбора, обработки и распространения информации.

В-седьмых, эффективность функционирования туристской отрасли проявляется не сразу, как справедливо отмечает Э. Шереметьева, а с временной задержкой, обусловленной длительным периодом отдачи инвестированных средств, причем если цель развития носит социальный характер, то эффект не будет выражаться в стоимостной форме. (Шереметьева Э, 2008 г.)

Следующей, восьмой, особенностью является то, что в силу того, что туристская среда, несмотря на свою социальную направленность, имеет преимущественно коммерческий характер, большинство субъектов туристского бизнеса основной целью своей деятельности определяет, безусловно, получение прибыли. А потому, на наш взгляд, особо существенным представляется осознание субъектами управления тех последствий, в том числе экономических, которые могут появиться в результате неэффективного взаимодействия между всеми представителями туристского рынка (например, в случае несвоевременной подачи документов на визу, возможна аннуляция всего пакета туристских услуг; в случае изменения расписания авиаперелетов - изменения вносит и принимающая сторона). Именно личная заинтересованность в эффективной организации взаимодействия субъектов управления в туризме в ходе выработки управленческих решений способна мотивировать туристские предприятия искать взаимовыгодные варианты сотрудничества, признавая приоритет общих интересов над индивидуальными. Грамотно выстроенная, отлаженная и надежная сеть коммуникаций между всеми партнерами позволяет каждому отдельно взятому субъекту туристского рынка защитить себя, своих потребителей и партнеров от нестабильности внешней среды и кризисных последствий.

В-девятых, особенностью управления в туристской отрасли является зависимость от макросреды (природная, политическая и экономическая обстановка, форс-мажорные обстоятельства), что, во-первых, находит отражение в эластичности спроса; во-вторых, подчеркивает необходимость доверия при предоставлении туристских услуг, поскольку отношения между всеми поставщиками отдельных услуг, составляющими цельный туристский продукт, и потребителями услуг строятся именно на доверии, так как оценить качество самого туристского продукта можно только в процессе потребления.

Рассматривая туристскую отрасль, необходимо отметить, что она является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, характерных именно для туризма. Риск присутствует на всех стадиях оказания туристских услуг и охватывает всех субъектов туристской отрасли. В туристской отрасли риск наступления нежелательных событий и их негативных последствий особенно велик еще и потому, что сам характер оказания услуг часто связан с пребыванием туристов в различных экзотических, экстремальных и непривычных для них местах, где трудно предусмотреть наличие неблагоприятных для здоровья туристов факторов. Кроме того, при взаимодействии большого числа деловых партнеров (зарубежные туроператоры, консульские службы, отели, транспортные и экскурсионные компании) согласованность их действий затрудняется, что также объясняет значимость и актуальность категории «доверие» для туристской сферы.

Современный туризм подвержен процессам глобализации, что означает усиливающуюся взаимозависимость государств и отдельных регионов, образующих мировое сообщество, их постепенную интеграцию в общую систему с едиными для всех правилами и нормами экономического, политического и культурного поведения, а потому вопрос о повышении уровня доверия между субъектами управления и укреплении партнерских отношений представляется особенно актуальным.

Глобализация в туризме характеризуется единым информационным пространством для субъектов рынка, наличием потребителей услуг в разных точках мира, международными представительствами субъектов туристского бизнеса и каналами распространения продукции, размещением производства с учетом максимально возможной реализации конкурентных преимуществ, экономией, получаемой от международного масштаба деятельности, высокими издержками на развитие продукции и быстро меняющимися технологиями, государственным регулированием отрасли (введением единых стандартов оказания услуг, стимулированием и поддержкой определенных видов туризма, защитой прав потребителей).

Рынок насыщен предложениями различной направленности и ценового уровня. На национальных рынках конкурируют местные и международные перевозчики. Следует также отметить, что туристская отрасль является открытой по отношению к внешнему воздействию, находящемуся за пределами контроля субъектов туристской деятельности. Как следствие, между ними активно развивается сотрудничество в форме координации и интеграции интересов партнеров для реализации совместных проектов и укрепления позиций на рынке. В перспективе конкурентные преимущества будут обеспечены только тем организациям индустрии туризма, которые будут способны на равных конкурировать за потребителя с иностранными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Глобализация порождает взаимозависимость участников туристского рынка - на сегодняшний день изменение спроса на рынке одной страны способно стимулировать или же, напротив, сдерживать рынок другой. Эта взаимосвязь объясняет необходимость развития системы мер, направленных на придание туристской отрасли стабильности. Особую роль для субъектов туризма начинают играть категории «доверие» и «риск», без которых отрасль не может существовать на сегодняшний день.

Таким образом, перечисленные особенности управления в туристской отрасли свидетельствуют о том, что необходимо создание благоприятного климата для ее функционирования и развития, и это возможно только при тесном сотрудничестве всех заинтересованных субъектов - туристских организаций, потребителей и государства, проведения государственной политики в отношении сферы туризма на основе признания его не только перспективной экономической отраслью, но и значимой составляющей социальной сферы, реализующей в своей деятельности целый ряд важнейших социальных функций. Указанные факторы актуализируют вопрос об эффективности функционирования системы управления в туристской отрасли. Однако в настоящее время, как показывает анализ управления, этой деятельности недостает системности, управление характеризуется фрагментарностью.

Острая конкурентная борьба за потребителя, глобализация и интеграция туристского бизнеса ставят перед организациями индустрии мирового туризма задачу совершенствования методов принятия и реализации решений, повышения эффективности их деятельности, которые условно можно разделить на две категории: технические приемы, направленные на повышение потребительского спроса, и организационно-управленческие, связанные с уменьшением инвестиционных рисков путем оптимизации управления и внедрения новых организационных форм управления (стратегических альянсов).

Как справедливо отмечает Дуран Т.В., совместность производительной деятельности позволяет компенсировать слабости каждого отдельно взятого субъекта, поэтому и зависимость от других для осуществления совместной деятельности можно назвать компенсационной связью. Субъект - субъектная связь отражает зависимость индивидов друг от друга в силу разных оснований: они либо осуществляют общую деятельность, хотя при этом выполняют разные функции, либо обмениваются результатами деятельности (Дуран, 2011 г.)

Опираясь на вышесказанное, можно предложить 3 теоретические модели взаимодействий в рамках оказания туристских услуг:

Односторонне направленная модель, характеризующаяся воздействием одного из субъектов туристской отрасли (потребитель услуг, орган государственной власти, субъект туристской деятельности) на других, в целях удовлетворения своих интересов;

Двусторонне направленная асимметричная модель, характеризующаяся взаимодействием двух акторов для достижения общих целей с учетом интересов друг друга при отсутствии согласования интересов со стороны третьего;

Двусторонне направленная симметричная модель, характеризующаяся взаимодействием указанных субъектов туристской отрасли в процессе достижения общих целей с учетом интересов друг друга.

Выявленные особенности управления в туристской отрасли приводят нас к выводу о том, что в туризме имеет смысл двусторонне направленная симметричная модель, обусловленная пониманием значимости и необходимого доминирования компенсационных связей в силу взаимозависимости субъектов. На практике же преобладает разнонаправленность действий и стихийность управления, результатом чего становятся банкротства предприятий, их неспособность противостоять кризисным явлениям и форс-мажорным ситуациям, что влечет за собой незащищенность потребителей услуг и нарушения законодательства в отношении защиты их прав.

Из теоретических моделей на практике в большей или меньшей степени встречаются три модели управления.

Первая модель предполагает отсутствие центрального государственного администрирования, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации», т.е. решения относительно развития отрасли принимаются на основании интуитивности, не реализуется единая концепция развития национального туризма, вследствие чего сфера туризма развивается стихийно и бессистемно. Модель саморегуляции была избрана США в 1997 г., однако в настоящее время США пересмотрели принципы государственного регулирования туристской сферы, признавая, что туризм - значимый компонент национальной экономики, и он может успешно развиваться только при существенной поддержке со стороны государства.

Вторая модель предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, контролирующего деятельность отрасли на основе принципов партнерства государства и туристского рынка. Данная модель («партнерская») предполагает признание сферы туризма значимым сектором национального хозяйства, обеспечивает существенную государственную поддержку высоких темпов роста национального туристского производства.

Центральная государственная туристская администрация активно взаимодействует с местными властями и частным бизнесом. Еще одна существенная составляющая такой модели - четкое разделение органов государственного турадминистрирования на две ветви. Одна ветвь занимается глобальными вопросами государственного управления: нормативно-правовой базой для отрасли, обработкой статистической информации, координацией деятельности регионов, международным сотрудничеством на межгосударственном уровне. Вторая ветвь - маркетинговая. В ее компетенцию включено все, что необходимо для создания образа страны за границей: участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом. Для реализации партнерской модели требуются определенные условия: большие финансовые вложения в индустрию туризма, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Основной целью такого взаимодействия является уменьшение роли центральной исполнительной власти в экономических процессах и снижение государственных расходов за счет привлечения финансовых ресурсов (инвестиций) из частного бизнеса. Кроме туристских администраций и национальных туристских организаций, как правило, включающих в себя представительства за рубежом, на процессы регулирования туристского бизнеса существенное влияние оказывают многочисленные отраслевые ассоциации. Партнерская модель на протяжении многих лет является затратной, но эффективной, реализуется в таких государствах, как Испания, Италия, Франция (Саак, 2007 г.)

Третья модель организации управления туристским комплексом - «административная модель» - представляет собой включение задач управления на уровне центральных органов исполнительной власти в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства. Данная модель предполагает признание туристского сектора в качестве приоритетной отрасли национальной экономики. При реализации этой модели очень важно выбрать эффективные схемы взаимодействия федеральных и местных органов власти. По вертикали складывается цепочка ответственности за выполнение мероприятий в рамках федеральных программ развития туризма. В данном случае преобладают административные рычаги макроэкономического регулирования, а именно законы, федеральные программы развития туризма, лицензирование, сертификация и другие механизмы правовой регламентации туристского бизнеса. Важная роль отводится и экономическим инструментам: льготное налогообложение, государственные кредиты и прочее. Административная модель распространена в ряде стран с высокой туристской посещаемостью - Турции, Египте, Тунисе, Китае (Евдокимов, 2004 г.)

Практика мирового туризма подтверждает, что ни одна страна не в состоянии обеспечить успешное развитие туризма без активного и постоянного сотрудничества между разработчиками правовых актов и практиками туристского бизнеса. Подготовка нормативных актов по развитию и регулированию туристской деятельности, осуществляемая без предварительного научного анализа, также не является оптимальной.

В современных условиях, учитывая сокращение туристских прибытий в Россию на протяжении последних лет и недостаточную развитость национального туристского рынка, осмысленное вмешательство государства в туристский бизнес является, на наш взгляд, необходимым рычагом повышения эффективности функционирования отрасли. По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления. В то же время следует учитывать, что взаимодействие органов власти, частного сектора и ассоциаций - представителей туристского бизнеса не достигло европейских масштабов ни по вопросам государственного управления, ни в сфере маркетинга.

Туристская отрасль стала одной из первых, ощутивших на себе последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. В то же время кризис обнажил преобладание ситуационной модели управления, несогласованность действий участников управления и слабость планирования, а также необходимость согласованного регулирования отрасли всеми субъектами управления, так как большая часть туристского рынка потерпела значительные убытки в результате сложившейся ситуации. В таких условиях стабильность функционирования отрасли могла быть обеспечена только при условии выстраивания модели социального партнерства между всеми субъектами управления в сфере туристских услуг - органами государственной власти, представителями туристских организаций, их ассоциациями и потребителями услуг.

В российской туристской индустрии большинству компаний пока не свойственен системный технологичный подход к управлению брендом - все больше характерны стихийные процессы, направленные на закрепление фирмы на рынке, в связи с чем современная ситуация, сложившаяся в туристской отрасли, требует разработки приемов и способов управленческих воздействий, адекватных новым реалиям.


3. Государственное управление туризмом в Республике Крым


Соединения факторов туристического спроса и предложения должны осуществляться путем регулирования сферы туризма и путешествий в интересах развития страны в целом или региона.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Среди туристских предприятий РФ - 350 зарубежных компаний или компаний со стопроцентным иностранным капиталом, которые занимаются в основном выездным туризмом.

Объективные и субъективные экономические и политические обстоятельства в последний год вызвали сокращение въездного потока туристов в Республику Крым. К этому следует добавить нестабильность развития внутреннего туризма Российской Федерации. В частности, спрос на санаторно-курортные и туристско-экскурсионные услуги в РФ существует, а предложение этих услуг за последние годы резко сократилось. Современная сеть туристских учреждений (1,4 млн. мест), вместе с санаторно-курортными учреждениями, пансионатами, домами и базами отдыха, в значительной степени нуждается в реконструкции. Уровень цен, сложившийся на рынке внутреннего туризма, настолько высок, что практически не отличается от зарубежного предложения. Это во многом определяет выбор потребителей не в пользу отечественного предложения.

Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

Социальный туризм - путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Социальный тур - минимально необходимый набор туристских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации.

Базовый стандарт доступности социального тура - совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Участник социального туризма - турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма, научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.

Организация социального туризма - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10%.

Появление отмеченных негативных обстоятельств связано в основном с тем, что на современном этапе слабо действуют рыночные рычаги, обеспечивающие дальнейшее развитие туризма. Усиление действий рыночных рычагов связано с необходимостью обеспечения условий для приоритетного развития внутреннего и внешнего туризма с целью возрождения традиционных центров туризма и освоения новых туристских районов. Слабое действие рыночных рычагов и явно недостаточное социальное ориентирование в сфере туризма нуждаются в активном государственном вмешательстве.

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах «спрос - предложение» на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Государственную политику в сфере туристической деятельности в Республике Крым осуществляет Министерство курортов и туризма Республики Крым.

Министерство курортов и туризма Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Главой Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Министерство проводит государственную политику и осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в санаторно-курортной и туристской отрасли, отраслевое управление в данной отрасли, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом, а также координирует в установленных случаях деятельность иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым в санаторно-курортной и туристской отрасли

Министерство организует в пределах своих полномочий выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией, обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Совета министров Республики Крым.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны Министерства является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления крымской сферой туризма.

Конкретные задачи, которые могут быть отнесены к государственному регулированию, следующие:

принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;

разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных выше направлений;

обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

За частным сектором, как правило, закрепляется создание туристических объектов и служб (гостиниц, турагентств, ресторанов, коммерческих туристических объектов и т.д.).

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» определил принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ.

Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:

) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

) определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;

) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;

) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:

) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

) охрана окружающей природной среды;

) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

) развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;

) создание новых рабочих мест;

) увеличение доходов государства и граждан;

) развитие международных контактов;

) сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности.

Оно осуществляется путем:

создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;

прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;

развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Поскольку турист получает комплекс услуг, предоставленных ему в определенном месте, где происходит туристическое мероприятие, деятельность муниципалитетов по поддержке оказания этих услуг может иметь достаточно большое значение, как на местном уровне, так и на региональном (межрегиональном) уровне.

Туруслуги оказываются, как известно, в местах представляющих географическую территорию, которую туристы или рыночный тур, сегмент выбирают с целью путешествия. Такая территория содержит все сооружения, необходимые для пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов. Имеется налицо, таким образом, единый рынок туристического предложения, конкурентоспособная рыночная единица.

Распределение муниципальных задач по оказанию туристических услуг могут быть при этом следующими.

На местном уровне (на уровне населенных пунктов):

планирование местности для турмероприятий, инфраструктурные мероприятия;

маркетинг (рыночное предложение местности);

координация работы турфирм;

информация для туристов, их сопровождение;

организация досуга туристов;

организация собраний конгрессов туристов.

На региональном и межрегиональном уровне:

развитие области, туррегиональное планирование, мероприятия по сохранению природы и культуры;

анализ рынка, разработка концепции маркетинга;

меры по осуществлению кооперации и предоставление интересов в объединенных службах, управлениях;

профессиональные консультации, организация внутреннего маркетинга;

работа с прессой, с отечественными и иностранными турбюро, транспортными предприятиями, организация услуг предприятиями гостиничного комплекса и питания, туроператорами и посредниками.

Министерством разработана Программа развития и реформирования рекреационного комплекса Крыма 2014-2016. В соответствии с этой программой можно выделить основные направления развития туристической деятельностью в Республике Крым


Список использованной литературы


1.Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

2.Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: история и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 318 с.

.Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 175 с.

.Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - 2-е изд. - М.: Академия, 2008. - 192 с.

.Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. - изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 384 с.

.Горбылева З.М. Экономика туризма. Учеб. пособие. - Мн.: Изд-во БГЭУ, 2004. - 480 с.

.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

.Дуран Т.В. Теория социального управления: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2011. -191 с.

.Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие/ А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. - Мн.: Новое знание. - 2003. - 632 с.

.Евдокимов К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 [электронный ресурс].

.Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 208 с.

.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник/ Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.

.Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 288 с.

.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник/ В.А. Козырев, И.В. Зорин, А.И. Сурин и др. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 320 с.

.Папирян Г.А. Международные экономические отношения. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.

.Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии туризма // Социологические исследования. 2001 №2.

.Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: уч. пособие. СПб.: Питер, 2007.

.Савояров Н. Помощь в преодолении кризиса // Туризм: Практика. Проблемы. Перспективы. - 2009. - №9. С. 28 - 29.

.Ушаков Д.С. Технология выездного туризма: учеб. пособие. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 384 с.

.Черевичко Т.В. Экономика туризма. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 364 с.

.Шереметьева Э. Угличу под силу стать «российским Давосом» // Муниципальная власть. 2008. №4.

.Экономика и организация туризма: международный туризм: Учеб. пособие/ Е.Л. Драчева, ЮВ. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:КНОРУС, 2009. - 586 с.


Теги: Туризм в Крыму  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 10967
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Туризм в Крыму
Назад