Тур выходного дня по гродненскому региону

ВВЕДЕНИЕ


Развитие туризма является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь.

Просвещение, а так же культурное познание - неотъемлемая часть и своего рода фундамент в жизни и деятельности народа. Зная особенности этого процесса, можно сделать определенные выводы о степени культуры и духовного развития народа. В условиях возрастания интереса к истории национальной культуры в современном белорусском обществе объектом оживленного общественного и научного обсуждения стали и вопросы развития познавательных процессов и культурного развития белорусского общества.

Познание истории и культуры своего народа - это одно из самых важных и актуальных направлений в сфере туризма. Интерес к теме организации тура выходного дня по гродненскому региону, является актуальной и перспективной в жизни общества. Культурное развитие и огромный исторический потенциал данного региона - ключевой фактор в выборе региона отдыха и познавательного туризма.

Целю курсовой работы является подготовка материала для разработки тура выходного дня по гродненскому региону.

Задачи курсовой работы:

.Какую роль играет изучение культурно - исторического потенциала регионов нашей страны.

.Систематизация закрепления и расширения теоретического материала в сфере организации туров.


. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА


В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.

Туризм в современном мире проявляется в различных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.

Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.

Выделяются следующие типы туризма:

внутренний, т.е. путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране;

въездной, т.е. путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

выездной, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой (рис. 1.1), образуя следующие категории туризма:

туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной туризм;

международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране, так и к туристскому региону. При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран.

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:

рекреационный;

лечебный;

познавательный;

деловой;

религиозный;

этнический;

транзитный.

. Туристская мотивация в официальных документах, учебной и научной литературе трактуется очень широко. Для оптимизации статистического учета посетителей ВТО разработана стандартная классификация целей поездок, основными из которых являются:

досуг, рекреация и отдых (посещение культурных и спортивных мероприятий, рекреационные и культурные виды деятельности, участие в любительских спортивных соревнованиях, походы, отдых на пляже, круизы и т.п.);

посещение знакомых и родственников (поездки к родственникам или знакомым, уход за ними во время болезни или оказание им помощи по дому, отпуск с выездом на место прежнего проживания и т.п.);

деловые и профессиональные цели (участие в совещаниях, конференциях или конгрессах, выставках и ярмарках; поощрительные поездки для сотрудников; выступление с лекциями или концертами; организация туристских путешествий, заключение договоров на размещение и транспорт, работа в качестве гидов и других специалистов по туризму; участие в профессиональных спортивных мероприятиях; государственные командировки; оплачиваемая учеба, образование и исследовательская деятельность; монтаж оборудования и т.п.);

лечение (посещение курортов, клиник, оздоровительных санаториев, центров здоровья; грязетерапия и прочие виды оздоровления и лечения);

религия и паломничество (поездки для участия в религиозных мероприятиях);

прочие цели (например, транзит).


.1 ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ И ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС УСЛУГ


Туристский продукт - результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг.

Тур - комплекс различных видов услуг, объединенных главной целью путешествия и предоставляемых в определенный срок по определенному маршруту с заранее установленной программой. Такой комплекс воспринимается потребителем как единый продукт и приобретается в совокупности всех его компонентов.

Принимая во внимание разнообразие потребностей туристов, туры могут иметь различную целевую направленность. В частности, выделяются следующие их виды:

познавательные, предназначенные для ознакомления туристов с образом жизни населения туристских регионов, их историей, природой, архитектурными достопримечательностями;

рекреационные, преследующие цели отдыха, восстановления и развития физических, психических и эмоциональных сил человека;

оздоровительные, направленные на предотвращение или профилактику различных заболеваний;

развлекательные, ориентированные на реализацию желаний туристов «хорошо развлечься», для организации которых туристская индустрия предлагает комплексы активных игр (гольф, боулинг, крикет), посещение аттракционов (тематических парков, дельфинариев, зоопарков), ресторанов, дискоклубов, казино и т.д.;

любительские, предлагаемые потребителям, стремящимся использовать путешествие в соответствии со своими интересами (рыбалка, охота, сафари, сбор лекарственных трав, ягод, грибов и т.д.);

специализированные, призванные реализовать специфические запросы людей во время путешествия (частные случаи - конгрессный, научный, деловой, профессиональный, археологический, искусствоведческий, фольклорный, гас-трономический, ностальгический, религиозный, экскурсионный, молодежный, школьный, подростковый, семейный, спортивный, обучающий туры, шоп-тур и др.);

ознакомительные, организуемые туроператором или транспортной компанией для ознакомления с условиями путешествия.

Тур-это пакет туристических услуг.

Туристские услуги - целесообразная производственная деятельность, удовлетворяющая потребности туристов и не принимающая, как правило, материальной формы. В соответствии с этим определением данные услуги можно охарактеризовать как невидимый товар особого рода.

К туристским относятся услуги:

по размещению туристов;

перемещению туристов из страны (места) постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания! и обратно;

обеспечению туристов питанием;

перевозке туристов от места их прибытия в страну (место) их временного пребывания до места размещения и обратно (трансфер), а также по любой другой перевозке в пределах страны (места) временного пребывания, предусмотренной условиями путешествия;

удовлетворению культурных потребностей туристов (экскурсии, посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, памятников истории и культуры, парков, заповедников, фестивалей, спортивных соревнований и т.д.);

удовлетворению деловых и научных интересов (участие; в конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.);

информационные (о туристских ресурсах того или иного региона, таможенных и пограничных формальностях, курсах валют, видах транспорта, ценах и т.д.);

средств связи (пользование Интернетом, междугородной и международной связью, факсом);

организационные (оформление паспортов, виз, страхование, предоставление гидов, переводчиков и т.д.);

торговых предприятий, как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.п.);

посреднические (бронирование мест в гостиницах, билетов на различные виды транспорта, отправка и доставка корреспонденции, приобретение подарков, сувениров);

бытовые (ремонт одежды, обуви, химчистка, прокат и т.п.);

спортивно-оздоровительные (пользование бассейнами, спортивными сооружениями, охота и рыбная ловля по лицензиям и т.д.).

. ТУР ВЫХОДНОГО ДНЯ ПО ГРОДНЕНСКОМУ РЕГИОНУ


Гродно - Коробчицы - Лида - Мурованка

день. Встреча группы. Завтрак. Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Гродно.

Знакомство с памятниками города-музея, архитектурные ансамбли различных эпох и стилей, самый монументальный Фарный костел, Рыночная площадь, многочисленные монастыри, а также особняки знати и рядовая застройка. Экскурсия по Замковой горе, находящейся на высоком крутом берегу Немана, посещение Коложской церкви 12 века. Королевский готический замок , сыгравший значительную роль в истории государства, Новый замок, где проходил раздел Речи Посполитой . Посещение музея в Новом замке. Заселение в гостиницу. Обед (доп. плата) Посещение загородного туристического комплекса Коробчицы, стилизованного под белорусско-польскую усадьбу ХХ века, с прекрасными ландшафтами, прудами, живописными постройками, вольерами с животными. Возвращение в Гродно. Свободное время, прогулки по Старому городу, покупка сувениров. Ночлег.

день. Завтрак. Выселение из гостиницы. Автобусная экскурсия в Лиду. Город Лида по праву гордится самым монументальным в Беларуси замком, заложенным почти семьсот лет тому назад великим князем Гедимином, который за свою историю выдержал множество битв и осад . Посещение замковой башни и боевых галерей позволят погрузиться в глубины прошлого.

Затем дорога приведет в деревню Мурованку, где сохранилась уникальная церковь-крепость оборонного типа начала ХVI столетия, в честь Рождества Богородицы. Возвращение в Гродно или отъезд группы.

гродненский туристический город


2.2 КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ


День.

Добрый день, уважаемые туристы. Сегодня начинается тур выходного дня и первым городом, с которым мы познакомимся поближе- это город в котором мы сейчас находимся-это город Гродно.

Гродно - уникальный и единственный в своём роде город Беларуси. Это один из старейших и прекраснейших городов Беларуси. В разные времена этот город назывался по разному - Гродно, Городен, Городня. Первое упоминание об этом городе относится к 1005 г. Официальной датой основания города считается 1128 год - первое упоминания в Ипатьевской летописи.

В XVI-XVII вв. в городе бурно развивались торговля и ремёсла. После объединения православных и католических церквей в Унию в Гродно обосновались монашеские ордена иезуитов, кармелитов и бригиток. К концу XVIII века в городе было 9 костёлов и 2 униатских монастыря.

Первым нашим объектом является жемчужина не только города Гродно, но и всей Беларуси - Борисо-Глебская церковь, или как её называют в народе Каложа.

Начну я свой рассказ с легенды о возникновении одной из самых старых церквей в Беларуси.

Было это ещё тогда, когда Гродно называлось не Гродном, а Городней. Произошел страшный пожар. «Божие наказание это!» - кричали напуганные люди.

Не находил себе места и гродненский князь Борис. В своей светлице, которая находилась почти под самой крышей княжеского дворца, осталась отрезанная огнём княжна - Гражина.

Рвался князь в пламя, чтобы спасти дочь, но подданные изо всех сил сдерживали его. Боялись, что и княжне не поможет, и сам погибнет. И вскоре, расталкивая горожан, кто-то кинулся туда, где был слышен крик о помощи. Ещё мгновение - и незнакомец вынес княжну с огня.

Это был Пётр Миланег. И когда князь спросил, что он может сделать для него за спасение дочки, он ответил, что не надо мне князь, твоего вознаграждения. А профессия моя - зодчий и учился я мастерству в самой Византии. Много наслышан про то, какой красивый твой город. Так позволь мне восстановить сожжённый храм, что бы ни исчезла его красота.

На эту просьбу князь Борис ответил согласием.

Место для будущего храма Пётр выбрал на самом крутом берегу реки. Хотел, чтобы с его колокольни было видно всё вокруг. А ещё хотелось Миланегу, чтобы храм был таким красивым, как и княжна, которую он спас. Потому что полюбил Миланег Гражину с первого взгляда. Полюбил, понимая, что на взаимность ему рассчитывать нельзя.

Но, на своё удивление, Пётр начал замечать, что и Гражина тянется к нему. Всё чаще и чаще видел её вместе с отцом, когда тот приходил посмотреть, как строится храм.

Однажды, когда Гражина осталось одна, Миланег подошёл к ней, но не знал, с чего и начать разговор, но княжна первая заговорила. Она сказала ему, что часто о нём думает и, чтобы не он, меня б уже не было в живых.

Но всё же наступил день, когда Гражина сообщила ему, что быстро приедут сваты из Полоцка. На прощание они вместе обошли храм, который был уже построен. После поднялись на колокольню. Но произошло страшное.

По улицам Гродно неслись чужие всадники. Первым спохватился Пётр. Он кинулся к большому колоколу, чтобы предупредить горожан об опасности.

Несколько всадников приблизились к самому храму. Один с них прицелился и быстро достал стрелу. Пётр ничего не успел понять, только почувствовал на себе тяжесть тела Гражины. Княжна первая заметила опасность и прикрыла его собой.

От сильного толчка они не удержались на колокольне и полетели вниз, туда, где протекал Неман. Это заметила дружина князя Бориса, которая отбивались от чужаков.

Когда выловили их тела из воды, было поздно - оба уже не дышали. Князь Борис, прибежав сюда, удивился, что их тела рассоединили с трудом. Одна стрела пронзила их насквозь.

Князь Борис всё понял, поэтому и приказал похоронить Гражину с Милонегом. И не на кладбище, а возле храма.

Когда их тела опускали в могилу, горожане увидели, как у нового храма появились крылья. Правда, длилось это лишь мгновение. Люди говорили, что эта в камни храма переселилась крылатая душа его зодчего Миланега.

Правда и то, что она освещена в честь святых Бориса и Глеба. И зодчий Пётр Миланег был в действительности. Какой Борисо-Глебская церковь была раньше, можно только догадываться по раскопкам археологов.

Строилась церковь в 1180-е гг. Для её строительства не привозили заморские материалы - и не только потому, что в то время торговля развивалась ещё слабо. Хватало и своих материалов: кирпич, камни, известь.

Первоначально церковь имела три полукруглые алтарные апсиды, что выступали с её восточной стороны. Слово апсида с греческого переводится как подвал. В апсиде располагается алтарь, отведённое место для высших духовных и светских особ. Для прокладки стен использовалась плинфа.

Толщина стен достигала более 1 м. Большие разноцветные гранитные камни, включенные в кирпичную кладку стен фасадов, а также фигурные керамические плитки делали геометрические фигуры и кресты непохожие одна на одну. Это делало впечатление, что для украшения использовались не простые материалы, а драгоценные камни. Аналогов Борисо-Глебской церкви в тогдашней восточнославянской архитектуры нет. Это ещё одно доказательство высокого мастерства строителей, а также того, что в Гродно в 12 веке сложилась своя первобытная архитектурная школа. Со вт. пол. 15 века при Борисо-Глебской церкви существовал монастырь.

Борисо - Глебскую церковь ещё называют Коложской, или Коложей. Дело в том, что в 1405 г. великий князь литовский Витовт поселил в местности, где находится Борисо-Глебская церковь, пленных коложан.

Брало своё и время. Берег, который за годом подмывала вода, начал падать. В 1840 г. в стенах появились трещины, а позже из-за разлива Немана обвалилась часть стены. И только в конце 19 века всё же спохватились и начали укреплять берег подпорой, опавшие стены заменили на деревянные.

Опасность существования Борисо - Глебской церкви, к сожалению, существует и по сегодняшний день. Предлагаются разные варианты её сохранения. Но в одном согласны все - храм, который стоит на очереди в список ЮНЕСКО быть названным памятником архитектуры всемирного значения, обязательно нужно сохранить.

А сейчас мы с вами поднимемся на Замковую гору.

Откуда бы ни начинал своё знакомство с городом впервые приехавший турист, рано или поздно он окажется на берегу Немана, где возвышаются два замка - Старый и Новый. Сейчас мы находимся на территории Старого замка. Старый замок (также известен как Дворец Стефана Батория) - первое оборонительное сооружение, построенное русскими князьями в XI веке.

Гродненский Старый замок был лакомым кусочком для всевозможных захватчиков - все-таки он оберегал богатый город. Штурмовали крепость крестоносцы Мазовии и Тевтонского ордена в 1284, 1296, 1305, 1306 и 1311 годах. Рыцари Ливонского ордена, собрав войска со всей Европы, в феврале-марте 1364 года также безуспешно пытались овладеть замком.

Впрочем, что не удалось чужакам, по сути, сделали свои - в 1390-м году во время междоусобицы князей Витовта и Ягайлы войска последнего взяли замок, и, в конце концов, замок был сожжен. В огне пожара едва не погиб сам Витовт с семьей.

В XIII веке Гродно вместе с замком перешло во владение Литвы, а с начала следующего столетия стал целью многочисленных нападений крестоносцев. В 1391 году замок стал одной из главных резиденций Витовта. Однако после очередного пожара в 1398 году великий князь Витовт построил на этом месте готический пятибашенный Верхний замок, позднее названный Старым.

Представление о замке Витовта и системе его укреплений дает известная гравюра Гродно 1568 г. К восточной стене замка между двумя башнями - круглой и угловой - примыкал двухэтажный дворец. Его архитектура, как и архитектура всего замка Витовта, имела готические черты. О конструкциях стен можно судить только по сохранившимся остаткам кирпича и камня-валуна. Кирпич в кладке стен использовался для выравнивания рядов камня, в башнях - как облицовочный материал.

На протяжении почти пяти столетий замок не раз переделывали. На сегодняшний день аутентичность времен Витовта сохранили лишь некоторые стены первого этажа Старого замка.

В 1445 году великий князь литовский Казимир IV Ягеллончик принял здесь польского посла, предлагавшего ему корону, а в 1492 году умер в замке. Стефан Баторий очень любил Гродно и достаточно часто останавливался в Старом замке. По сути именно он сделал Гродно третьей столицей Речи Посполитой.

В 1576-1586 годах Верхний замок стал резиденцией короля Стефана Батория и был перестроен заново: от крепости, построенной Витовтом, остались лишь стены и некоторые башни. Перестройкой твердыни занимался пармский архитектор Скотто, который привнес в замковый ансамбль дух ренессанса. Брутальный замок превратился в богато декорированный дворец.

Внутренняя отделка нижнего этажа была выполнена из кирпича: королевские комнаты второго этажа отделаны шлифованным гипсом, украшены изразцами и резьбой. Пол был выложен мрамором и керамическими плитками.

В 1579 году здесь проходило заседание сената, на котором обсуждали вклад Речи Посполитой в Ливонскую войну. Сам же Баторий проводил в замке немало времени. В последний раз король прибыл в Гродно 6 сентября 1586 года. 7 декабря он потерял сознание, а 12 декабря сердце короля остановилось. Баторий завещал похоронить его в Гродно, однако, нарушив волю короля, его похоронили в Кракове, где покоятся все польские монархи.

В 1655 году во время русско-польской войны замок очень сильно пострадал, его и весь город фактически полностью разрушили русские войска.

Второе рождение замок вместе с новой реконструкцией получил в 70-ых годах XVII века. Канцлер Великого Княжества Литовсккого и гродненский староста Кшиштов Зигмунд Пац взял на себя бремя финансирования строительства. Окна при реконструкции потеряли свое обрамление и были увеличены. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик.

С 1678 года в Старом замке начали проходить сеймы Речи Посполитой. Гродно принимал каждый третий сейм.

Во время Северной войны 1700-1721 годов замок был разрушен шведами. Пожар 1735 года практически уничтожил то, что еще оставалось от замка. До наших дней дошли дворец, фрагменты оборонительных стен, руины Нижней и Верхней церквей, княжеских покоев, мост и замчище.

Как раз в это время началось строительство Нового замка на противоположном холме. Его строительство было завершено к середине XVIII века.

В 1925 году в бывшей королевской резиденции открылся историко-археологический музей, который и по сегодняшний день находится в стенах замка. Фонд музея содержит около 190 000 предметов.

Кроме музейной экспозиции на территории Замковой горы можно осмотреть руины памятника гродненской архитектурной школы XII века - Нижней церкви и руины стен Верхнего замка.

В середине 12 века началось активное каменное строительство, которое продолжалось до 1180-1190-ых годов. Резко изменилась и оборонительная система. На смену деревянным оборонительным конструкциям пришли каменные сцены из плинфы.

В середине 12 века был построен православный храм, который получил название Нижняя церковь. Согласно летописи он был уничтожен во время пожара в 1183 году. Храм был 6-столпный,3-нефный,3-апсидный, длинной 18.4 см, шириной 11.7. Фундамент храма был сложен из мелких камней. Фасад и интерьер был украшен плоскими лопатками. Здание возведено из плинфы - тонкого кирпича. Пол представлял собой роскошный маёликовый ковёр. Он был сложен из плиток разной формы в виде сложного геометрического орнамента. Фресок в ходе раскопок не было зафиксировано. Для большего акустического эффекта в стены были вмурованы кувшины-голосники. Наиболее характерным элементом сцен храма были шлифованные валуны, которые располагались от самого фундамента до верхнего края сцены. В ходе расчистки алтарной части храма были выявлены остатки деревянной алтарной перегородки кусочки медных пластин от её с разными орнаментальными узорами и изображениями святых.

В 1932-1933 годах во время раскопок Ю. Ядковский открыл руины ещё одной постройки - княжеского дворца. Существует мнение, что он был 2-ух этажный.

Пожар в 1183 году привёл к уничтожению Нижней церкви. После пожара руины церкви частично разобрали и на этой площади построили каменный храм -Верхнюю церковь. Произошло это в 13-14 веке. Это был небольшой храм, квадратный в плане с одной выступающей апсидой. Здание напоминало план Нижней церкви. Накрыт храм был в 15-16 веке красной черепицей. Просуществовал храм до последней четверти 16 века и был разобран во время строительства дворца Стефана Батория.

Самый древний в Беларуси каменный мост соединяет Старый замок с другим королевским дворцом - Новым замком, который был построен в 1737-1742 гг. (перестраивался в XIX-XX вв.). А сейчас давайте познакомимся с историей Нового замка.

Новый замок является новым королевским дворцом, который был построен в период с 1734 по 1751 годы в городе Гродно в качестве летней резиденции в стиле рококо (позднее барокко). Сооружен этот замок по проекту Карла Фридриха Пеппельмана. Сюда в XVIII веке съезжались кареты королей, сенаторов, послов. В Новом замке проходили генеральные сеймы Речи Посполитой.

По традиции в Гродненском дворце под одной крышей разместились апартаменты короля, а также зал сената, палата представителей и другие государственные учреждения. Дворец Августа III, называемый Новым замком, своей монументальностью поднял ранг светской архитектуры Гродно. Резиденция короля представляла собой ансамбль, состоящий из двухэтажного дворца П-образной формы, к которому со стороны сада по проекту архитектора И.Д .Яуха была достроена часовня; длинного здания кухни, где на втором этаже находились помещения для королевской гвардии; и отдельного здания канцелярии. Главные въездные ворота были украшены колоннами с фигурами сфинксов. Перед дворцом была сформирована парадная площадь. В сегодняшнем здании с трудом угадываются черты некогда роскошного королевского дворца под красной черепичной крышей. Интерьеры часовни, Сенаторского, Посольского и Круглого залов были украшены живописными плафонами, панелями, скульптурой. Сюжетные сцены рисовал декоратор Маньковский. Королевский дворец был свидетелем и пышных балов.

В 1789 году он был реконструирован архитектором Джузеппе Сакко. Таким образом, боковые здания образовывали парадный двор, замыкающийся двумя флигелями.

В ноябре 1793 года в Новом замке прошел знаменитый «немой» сейм, на котором был утвержден второй передел Речи Посполитой - событие, окончательно определившее судьбу ее существования. А два года спустя здесь же отрекся от престола последний король польской державы - Станислав Август Понятовский.

В 1941 году этот замок был практически полностью уничтожен из-за военных действий.

В 1952 году перестроен и восстановлен архитектором В. Вараксиным, правда, уже в другом, классическом стиле. Оригинальный вид сохранился только у въездных ворот и скульптуры сфинксов.

С 1950 по 1990 годы здесь размещался Гродненский областной комитет КПБ.

В наше время у Нового замка в Гродно проходят археологические раскопки, которые принесли свои плоды. На территории этого великолепного замка были обнаружены предметы, которым уже более 100 лет, например, кафель, каменная дорога и т.д.

Сегодня в стенах Нового замка размещается историко-археологический музей (композиция которого обновляется достаточно часто) и областная библиотека имени Карского.

И дальше мы проходим в самое сердце нашего города-на Советскую площадь.

Советская площадь в Гродно - относительно новый градостроительный элемент, возникший в послевоенное время. В специальной литературе часто её неправильно отождествляют с гродненским Рынком, гродненской Рыночной площадью (Парадной)площадью. Фактически исторический гродненский Рынок - это небольшое прямоугольное пространство для торговли(примерно совпадает со «сквером» напротив Фарного костела), замощенное булыжником ещё в 16 веке. На акварели Напалеона Орды 1865 года это пространство огорожено на манер деревянного загона для скота, отчего горожане 19 века называли это место в просторечии «телятник».

К площадке для проведения ярмарок и воскресной торговли с начала 16 века примыкал комплекс городской ратуши, изображение которой есть на гравюре Т. Маковского 1600 года.

Границей исторического гродненского Рынка с юга служила застройка (позднее, в 17-18 века юриздика князей Радивилов) между улицами Батория (Великая, Мещанская) и Мостовой. Застройка эта непрерывно продолжалась в 19 - первой трети 20 века и соединялась с застройкой улицы Подгорной и Подольной.

В 19 веке - первой декаде 20 века застройка нынешней Советской площади и прилегающих улиц изменялась только в силу естественных причин - перестройка старых зданий и постройка новых на частных участках. На казенных участках были случаи разборки старой застройки на улице Мостовая в связи с постройкой казарм и моста через Неман. Первая мировая война не принесла большого урона застройке этого квартала, если не считать разрушенного моста и небольших повреждений казарм на улице Мостовой. В сентябре 1939 года также были повреждены казармы. В июне 1941 года повреждения были значительными, прежде всего от авиаударов. Военные действия лета 1944 года принесли огромный урон - немецкая артиллерия разрушила и повредила более 70 процентов застройки.

На центральной площади города находится Дом купца Муравьёва, который был построен в 1914 году. Архитектура здания решена в стиле «модерн». Как купеческий дом, имел богатейшие интерьеры (росписи, лепка, витражи, камины, резьба и др). На данный момент находится на реставрации.

Немного из истории:

Этот трехэтажный особняк из красного кирпича с внутренним двориком и каретным проездом был построен в начале ХХ века. Но еще несколько столетий до этого там уже стояло здание, сегодня видны его фундаменты, огромные подвальные своды.

Внутреннее убранство дома Муравьева впечатляло: росписи, лепнина, камины, кафельные печи, поручни с оригинальной резьбой, мраморные подоконники. Вся эта неповторимая красота сохранялась до начала 90-х годов ХХ века, пока там размещалась областная библиотека. Но как только она переехала в корпус Нового замка, здание продали местному бизнесмену.

Новый владелец там ничего не делал. Позже и вовсе отказался от приобретения. Дом остался без охраны. Все богатство, которое можно было унести, разворовали. Испортили настенную живопись, лепные карнизы, декоративную резьбу по дереву. Даже сорвали пол, разбили печи и выломали оконные рамы. И все это происходило не где-нибудь в сельской глуши, а в крупном городе, на глазах у местных руководителей.

Изуродованный дом с заколоченной дверью простоял до 2006 года. На него опять нашелся покупатель - ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд». Новый хозяин намеревался открыть «Муравьефф отель» с рестораном и восстановить по фотографиям потерянный «муравьевский» интерьер.

А теперь мы с вами стоим на месте, где раньше находилась Ратуша.

Пройдёт немного времени и, вполне, можно будет организовывать экскурсии, назвав их условно 2 ратуши Беларуси. Жаль, ратуш осталось у нас немного, но они восстанавливаются по старинным чертежам.

В Гродно первая деревянная ратуша была построена в 1496г. (именно в этом году Гродно получил Магдебурское право). Она была построена на торговой площади. Ратуша представляла собой двухэтажное здание с открытой галереей на 2-ом этаже, которое завершалось двумя башнями: высокой, в центре которой находилась смотровая площадка, и более низкой в торце корпуса. В 1807г. на Парадной площади была построена новая каменная ратуша и торговые ряда. Обе ратуши, увы, не сохранились до наших дней. В ратуши проводились заседания магистров, собирался архив, находилась городская казна и канцелярия. На башне Ратуши находились самые старинные часы в Европе, механизм которых был сделан в XVв. После того как Ратуша была разрушена, часы перенесли на башню Фарного костёла, где и сейчас мы их можем увидеть.

Следующий несохранившийся объект с которым я вас познакомлю будет Баториевка.

Баториевка построена по распоряжению С. Батория во 2-й пол. XVI в. в стиле итальянского ренессанса. Основной объём был 2-этажным, с большим вторым этажом-залом, который освещался рядом высоких окон. Крыло здания, ориентированное к костёлу иезуитов, было трехэтажным. Вход подчёркивался высоким парадным крыльцом. Предположительно в этом здании Баторий проводил гродненские сеймы Речи Посполитой и принимал послов. Здесь же 15.12.1586, на третий день после смерти Батория, для разрешения спора придворных врачей П. Симони и Н. Бучелла о причине смерти короля цирюльник Я. Зигулиц вскрыл (первое на территории бывшего СССР анатомическое вскрытие) и забальзамировал его тело (находилось в подвалах здания вплоть до отправки в Краков к месту погребения). В дальнейшем здание использовалось как королевская резиденция, но с нач. XVIII в. оно известно уже как дворец Сапегов. В 1832 здание перестроено. После пожара 1885 внешний вид и планировка Баториевки вновь были значительно изменены, его основной объём также стал 3-этажным. В начале XX в. в здании находились центральная гостиница и частная гимназия К. Барковской В настоящее время здесь находится кафедра анатомии Гродненского государственного медицинского университета.

По левую сторону от Баториевки располагается Кафедральный костёл Св. Франциска Ксаверия. Этот костёл по праву можно считать визитной карточкой города Гродно.

Кафедральный костёл Св. Франциска Ксаверия (бывший иезуитский), возвышающийся в центре города, без сомнения, является самым великолепным его украшением. Это один из выдающихся памятников стиля барокко в Беларуси. Он поражал своим великолепием иностранных туристов, стекавшихся в Гродно во время заседаний сейма и трибунала.

Учреждение гродненского иезуитского коллегиума инициировано королем Речи Посполитой Стефаном Баторием в 1584 г. Недостаток кадров в ордене и скорая смерть короля отложили реальное основание коллегиума до 1622 г.

С 1925 года при монастыре действовал коллегиум, где препода¬вались право, физика, математика, риторика, латинский, польский, немецкий и французский языки, физическое воспитание. Школа низшего уровня, в которой преподавали грамматику, открылась в 1625 г., школа поэтики - в 1633 г., риторики - в 1645 г. В 1770-1773 гг. здесь обучали математике, а также немецкому и французскому языкам.

Роль коллегиума заметно возросла после 1673 г. когда в Гродно стал собираться каждый третий сейм Речи Посполитой. Во время сеймов иезуиты проводили специальные богослужения в костеле, читали проповеди, устраивали школьные спектакли, а также сдавали помещения для послов и сенаторов. В 1687 г. основана аптека, в 1709 г. для нее построено каменное здание, а в 1763 г. надстроен второй этаж, своды которого были расписаны.

Костел Святого Франциска Ксаверия представляет собою удлиненный трехнефный крестово-купольный храм с двухбашенным фасадом и полуциркульной апсидой. Длина его 60 м, ширина 30 м; ширина главного нефа около 11 м, высота - 21,5 м; высота боковых нефов 10,5 м, фасадных башен - 53,6 м. Храм является одним из самых больших костелов эпохи барокко в Речи Поспалитой; среди иезуит¬ских храмов с ним можно сравнить лишь костелы Святых Петра и Павла в Кракове и Святого Казимира в Вильнюсе. На пересечении главного нефа и трансепта возвышается световой циркульный барабан, завершенный куполом с фонарем.

В 1752 г. в нишах фронтона и нижних ярусов башен находятся скульптуры Франциска Ксаверия и апостолов Петра и Павла (1768 г., резчик Георгий Гис). Большое окно в центре второго яруса во времена иезуитов служило выходом на балкон капеллы.

Перед входом в костел в конце XIX в. вместо деревянной построена каменная двухмаршевая лестница со скульптурой Христа, несущего крест (1898 г.). Вход в костел осуществляется через кованые железные врата, реставрированные в 2000 г. Внутреннее пространство храма разделено на три нефа аркадами на шести пилонах. Стены расчленены пилястрами с резными капителями, нефы перекрыты крестовыми сводами с подпружными арками, расписанными орнаментом. Барабан купола опирается на паруса с изображениями сидящих апостолов. Карниз главного нефа и пресбитерия обегает балюстрада токарной работы. Пол выложен плитами из шведского камня.

Тринадцать алтарей воплощают в костеле единую иконографическую программу, а также синтез архитектуры и разных видов искусства в эпоху барокко.

У среднего пилона северного нефа находится памятник Антонию Тизенгаузу, выполненный в 1886-1887 гг. в Варшаве львовским скульптором Томашем Дикасом.

Башенные часы костела монастыря иезуитов, уникальный памятник средневековой техники. Первоначально, как свидетельствуют документы архива иезуитов в Риме, часы были установлены в башне здания Гродненского коллегиума иезуитов. В 19 - нач. 20 в. являлись городскими ратушными часами, содержались на средства магистрата. Часы действовали до 1-й мировой войны (из строя вышел лишь механизм боя четвертей). Во время оккупации Гродно часовой колокол вывезен в Германию, в 1922 демонтированы циферблаты. Только в 1938 году были изготовлены новые колокола. Но часы тогда так и не удалось оживить.

Почти весь XX век, наполненный потрясениями и войнами, они безмолвствовали. Лишь в 1890 году была предпринята дилетантская попытка запустить часы, в результате которой они проработали всего 6 месяцев.

В 1992 году группа питерских ученых во главе с часовых дел мастером Юрием Платоновым заинтересовалась часами гродненского Фарного костела. После тщательного изучения механизма, руководитель группы пришел к заключению, что часы являются памятником науки и техники европейского значения. Тем временем, башенными часами заинтересовался выпускник училища часовщиков, Александр Наливайко. Наконец, после 153-летнего перерыва механизм начал работать.

Часы в Гродно - старейшие маятниковые часы из известных на территории бывшего СССР. Ход часов осуществляется под действием силы тяжести груза - камня массой в 60 кг. Все колёса и шестерни ходового и боевого механизмов кузнечной работы. Часовой колокол массой в 300 кг богато орнаментирован.

Возле костёла находится одна, из самых известнейших аптек, которая действовала при самом молодом и самом влиятельном на то время католическом ордене - «Обществе Иисуса» или иезуитском. В 1687 году при коллегиуме была открыта аптека, которая первоначально предназначалась для обслуживания учеников и учителей, а также монахов. Первоначально аптека действовала в самом здании костела, и только спустя 20 лет, в 1709 года, иезуиты построили для нее специальное одноэтажное здание с выходом на рыночную площадь для более удобного доступа жителей города. Интерьер просто поражал всех посетителей аптеки своей роскошью. Пол главного зала был выложен мраморной плиткой, а в стенах имелись ниши, которые использовались в качестве шкафов. Имелся также и подвал, в котором иезуиты прятали ценные лекарства и все свои потайные секреты.

После ликвидации ордена иезуитов аптека была передана Антонию Тызенгаузу для обеспечения гродненской королевской экономии лекарствами. Затем она стала частью местной медицинской академии. Обучением учащихся в ней руководил известный французский деятель медицины Жан Жилибер, специально приглашенный в наш город из Франции. Во многом благодаря его деятельности аптека получила широкую известность.

После вхождения города в состав Российской империи аптека была передана в частную собственность. Дальнейшая ее судьба в течение нескольких десятилетий не известна.

Во время восстания 1863 года аптекой заведовал провизор Адольф Шмит. У полиции имелись сведения, что он поставлял медикаменты, а возможно и лечил, раненых повстанцев. Однако доказать его вину специально созданной военной комиссии так и не удалось. Тем не менее, он был выслан в Тамбовскую губернию, где проживал под бдительным присмотром полиции.

До 1950 года здание аптеки использовалось по своему прямому назначению, а затем ее закрыли. В разное время здесь размещались склад, салон мебели или вовсе ничего не находилось. Однако гродненцы продолжали помнить о былой славе аптеки. В 1987 году в связи с 300-летием аптеки прошла научная конференция, все участники которой приняли единогласное решение: обратиться к администрации города с просьбой «провести реконструкцию здания и создать аптеку-музей». Так и сделали - в 1996 году в нашей стране появилась первая и пока единственная аптека-музей. Правда, о своих правах на здание обоснованно заявил и Фарный костел, поэтому сегодня на первом этаже расположена аптека-музей, а на втором - канцелярия Фарного костела.

Первая временная музейная экспозиция аптеки возникла благодаря помощи горожан и просуществовала до 2004 года. После кардинальной реконструкции экспозиция представляет собой зал площадью 50 кв. м, разделенный на 3 зоны: два ансамблевых комплекса и один тематический. В первом ансамблевом комплексе воссоздан уголок старинной травяной лаборатории («уголок алхимика»), во втором - фрагмент рецептурного зала рубежа XIX - XX веках. В витринах тематической зоны в разнообразном иллюстративном материале нашла свое отражение богатая история аптеки, повествующая об основных этапах деятельности, которые неразрывно связаны с развитием медицинских и фармацевтических знаний в нашей стране.

Документальные материалы, фотографии, открытки, повествующие об истории аптеки, служат дополнением к 400 лучшим экспонатам, основная часть которых относится к XIX - началу XX столетия.7

А сейчас мы идем и располагаемся в гостинице Неман.

Уважаемые туристы сейчас мы посетим загородный туристический комплекс Коробчицы, стилизованный под белорусско-польскую усадьбу Х!Х века ,с прекрасными ландшафтами, прудами, живописными постройками , вольерами с животными.

С 2003 года, на территории размером 16,5 гектар, во всех строениях парковой зоны работники парка постарались собрать воедино то культурное и историческое наследие, которое было присуще нашим предкам.

В 2003 году началось строительства крупнейшего агро туристического комплекса в Гродненском и в Белорусском регионе в целом.

В начале на территории усадьбы была только одна конюшня и старая пилорама. Эти сооружения и сегодня находятся на территории парка.

Маентак условно разделён на 2 части. На пешеходную и дикую зону.На пешеходной зоне находятся все здания м сооружения ,в том числе: Замок Зеванны, дом Управляющего , конюшни ,небольшой зоопарк ,кафе Алюр, игровая детская площадка, дом резчика и домик кузнеца ,а также большое количество беседок, предназначенных для отдыха туристов.

Парк был построен на болотистой местности, что намного усложняло строительство, но все таки агро туристический комплекс получился очень красивым и незабываемым.

В парке проживает примерно50 лошадей различных пород, из них в том числе много породистых лошадей из Европы и Азии.

Начинается наша экскурсия с главного входа в парк.

С правой стороны находится музей, в котором выставлены на показ чучела животных живущих в наших краях. Размеры музея недостаточно велики и он не может вместить большую группу людей, но если кто-то из вас захочет его посетить, то сделать это он сможет после основной экскурсии.

С правой стороны находится кафе под названием Алюр. Алюр-это движение лошади в конном спорте, от которого и пошло название кафе.

Дальше по правой стороне мы видим дом управляющего, это место работы администраторов парка.

Уважаемые туристы дальше мы проходим в конюшню.

Как и было сказано мною ранее на территории комплекса проживает около 50 лошадей и в этой конюшне, которая является одной из первых построек парка живут самые известные лошади. Здесь есть такие пароды как: Ганноверская, Фризская, Владимирский тяжеловес и белорусская упряжная лошадь. Все лошади послушные и легко поддаются тренировкам.

Теперь мы направляемся к самой значимой и важной деревянной скульптуре парка- скульптура Святобора. По легенде и поверию славян- это бог и хранитель лесов, а также муж Зеваны- богини охоты и рыбалки.

В дереве, из которого вырублена эта скульптура когда-то ударила молния, а по повериям наших предков такие деревья считаются магическими. И в парке сложилась традиция проходить внутри скульптуры и загадывать желание, и оно обязательно сбудется.

Дальше на пути замок Зеваны, в котором находится ресторан. Ресторан сделан из бревна и камня. В замке находится самый большой витраж на территории нашей страны, он выполнен по технологии тройного стекла.

С Правой стороны находятся домики мастеров, кузнеца и резчику по дереву. В свое свободное время вы можете зайти к ним и посмотреть на специфику их работы.

Дальше мы идем к диким животным. С левой стороны живут: Вьетнамские свинки, гуси, качки, павлины, кролики, черепахи и фазаны.

Впереди мы видим озеро, где живут черные лебеди-эти птицы занесены в красную книгу Республики Беларусь.

На этом наша экскурсия по парку закончилась.

Уважаемые туристы, сейчас у вас есть немного свободного времени.

А сейчас мы возвращаемся в Гродно, где вы можете как угодно и распоряжаться со своим свободным временем.

день.

Доброе утро, дорогие туристы сейчас мы поедем и познакомимся с городом Лида.

Годом основания города считается 1380 год. Но в Гамбургской энциклопедии утверждается, что возник он на два столетия раньше, в 1180-м. Для спасения горожан от набегов татар и тевтонских рыцарей в 1323 году князем Гедимином в слиянии двух ныне практически исчезнувших рек Лидеи и Каменки на насыпном холме был возведен замок. Он стал главным сооружением города и сохранился до наших дней, являясь символом Лиды.

Город же Лида, возникнув у замка, по природно-топографическим условиям мог развиваться территориально только в одном направлении - на возвышенности между поймами небольших рек Каменки и Лидеи. Основная улица поселения с важнейшими зданиями (ратуша, торговые ряды, комплексы культовых построек) взяла свое начало от замка и протянулась по водоразделу. Теперь это главная улица города - Советская, головной, отрезок которой является стержнем исторической части города. Магдебургское право Лиде было пожаловано 17 сентября 1590 года привилеем короля Польши Жигимондом III Ваза.

Время и войны не пощадили все исторические достопримечательности Лиды. Огромные разрушения принесла с собой и война 1812 года, а также крупные пожары, которые были подлинным бедствием для Лиды. Во время одного из таких пожаров в ХІХ веке сгорела и ратуша, которая стояла на рынке. Погибла историческая застройка площади и прилегающих к ней улиц. До наших дней, кроме замка, вблизи бывшей Рыночной площади сохранился только два памятника архитектуры и истории. Монастырь пиаров с Иосифовским костелом, 1797-1825 годах (классицизм), который в 60-ыя годы был приспособленная для планетария, а в 1996 году храм стал православным кафедральным собором во имя Архистратига Михаила. И бывший фарный костел 1770 года постройки (зрелое барокко). Оба памятника располагаются в историческом центре, на ул. Советской недалеко от замка.

Многочисленные осады, которые выдерживала крепость, привели к повреждению стен, разрушению башен и полному уничтожению ее застройки внутри. Крепость заложена на насыпном холме высотой 5-6 м в окружении рва и водоемов. Ее план в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов.

Две башни, прямоугольные в основании, располагались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом находились православная церковь (в 1533 году перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что было обычным для ранних произведений монументального строительства на белорусской земле.

Большое влияние на развитие города оказала Речь Посполитая. Контакты с Польшей, теперь уже страной-соседкой, поддерживаются довольно тесные. Сегодня в городе, насчитывающем более 100 тысяч человек, поляки составляют почти 40 процентов населения. Есть "Польский дом", сохранился памятник польским пилотам.

За время оккупации в 1941--1944 годах в Лиде было уничтожено 75 процентов жилищного фонда, разрушены промышленные предприятия, культурные и административные здания.

Ныне Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками выявлены его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и отчасти художественные характеристики, что используется при восстановлении памятника.

сентября 1590 года Лида получила Магдебургское право, а вместе с ним - герб. Милостью Божьей король Польский... объявляем всем вместе и каждому отдельно, настоящим и будущим, кому это знать необходимо: Мы, Господар, желая в лучшем порядке иметь город наш Лиду, даем поданным города Лидского право магдебургское и разрешаем этим нашим письмом на все времена. К этому праву для украшения и приумножения, а также ведения дел судебных и городских, мы приказали нашим письмом присвоить печать городскую, это значит Льва и два ключа скрещенные над ним.

апреля 1845 года герб города был высочайше утвержден Николаем I. Гербовое изображение представляло собой щит, разделенный на две половины. В верхней половине - герб Виленской губернии: «в червленом щите, на серебряном коне, серебряный вооруженный всадник (погонь) с поднятым мечом и со щитом, на коем осьмиконечный червленый крест.… В нижней (половине), в зеленом поле, сноп хлеба и серп, в знак того, что жители Лидского уезда занимаются исключительно земледелием».

мая 2002 года в Гербовом матриуле был зарегистрирован современный герб города: Барочный щит, рассеченный «в столб». В правом поле красного цвета расположен стоящий золотой лев, который повернут вправо, в левом голубом - два перекрещенных золотых ключа.

Духовная жизнь представлена 22 религиозными общинами 6 конфессий, в том числе 7 православных, 5 римско-католических, 1 грек католическая, 1 мусульманская, 1 иудейская, 1 евангелическо-лютеранская и 6 протестантских. Действующих культовых зданий в городе на данный момент 7, в том числе 4 католических храма, 2 церкви и 2 молитвенных дома на всех протестантов.

Уважаемы туристы, у вас есть немного свободного временя, после истечения которого мы отправимся в Мурованку, где сохранилась уникальная церковь-крепость оборонного типа начала ХVI столетия, в честь Рождества Богородицы .

В Мурованке, деревне Щучинского района, сохранился выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины XVI в. - Маломожейковская церковь. Она относится к храмам оборонного типа. Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, ведущими к бойницам, опоясывающим верхнюю часть храма. Церковь четырехстолпная, одноапсидная, завершается высокой двухскатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. Апсида занимает всю ширину храма, способствуя созданию зального интерьера.

Своеобразная конструкция перекрытий: сплетения гуртов и нервюр звездчатых сводов образуют треугольники и ромбы различного очертания и величины. Система готических сводов характеризуется изяществом и тонким рисунком. Поверхности наружных стен, фронтона и башен украшены многочисленными неглубокими нишами. Спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком близки традиционным формам декорации памятников московского каменного зодчества. Круглое окно над входом - прием, обычный для культовых памятников романской и готической архитектуры.

В целом же конструктивное и архитектурно-художественное решение храма представляет местные традиционные черты белорусской архитектуры XVI в. Во второй половине XIX - начале XX в. Маломожейковская церковь подверглась перестройке: к западному фасаду был добавлен притвор, башни надстроены.

В трех километрах от деревни Маломожейково Щучинского района Гродненской области находится один из самых уникальных архитектурных памятников Беларуси - храм Рождества Пресвятой Богородицы или как его еще называют в народе - "Мурованка". На своем веку этому удивительному объекту пришлось пережить немало разрушений и перестроек, в результате чего первоначальный вид храма "потерялся" под слоем штукатурок и многочисленными надстройками. Однако студенты-архитекторы под руководством кандидата искусствоведения, доцента архитектурного факультета БНТУ Г. А. Лаврецкого вот уже несколько сезонов подряд ведут работы по изучению памятника архитектуры и возвращению ему первоначального вида.

На вопрос, сколько лет, а точнее - веков, Мурованке, ответить пока не может ни один исследователь. Время ее строительства доподлинно неизвестно, ученым остается только строить гипотезы. Кстати, слово "гипотеза" по отношению к этому архитектурному памятнику можно применить во многих отношениях - слишком много здесь моментов, окутанных тайной.

Долгое время официальной датой строительства Мурованки считался 1407 год. Более того, необычная форма здания с высокими стройными башнями подтолкнула некоторых исследователей к мысли, что примером для Маломожейковской церкви послужили мусульманские минареты.

Позже анализ исторических документов показал, что дата 1407 г. была сфальсифицирована еще в далеком XVII столетии. Более детальное изучение памятника дало ученым основания полагать, что построена укрепленная церковь была где-то между 1516 и 1542 гг. К этому времени местность будущего строительства уже носила название Мурованка благодаря единственной укрепленной мурованной башне, которая и была позже перестроена в храм.

За свою сложную историю длиною в пять веков Маломожейковская церковь была и крепостью, и костелом, и униатским храмом. Не одну войну пережил этот уникальный памятник. Мимо проходили войска шведов, поляков, французов, немцев.

В биографии Мурованки сохранилась интересная история. В 1706 году через эти места, следуя на Полтаву, шли войска Карла XII. Храм поразил шведского короля своим необычным видом. Восхищение монарх выразил весьма своеобразно: он приказал солдатам обстрелять Мурованку, в результате чего она понесла серьезные повреждения. После этого пришла в запустение и была восстановлена только в середине XIX века. Правда, в итоге здание существенно изменило свой первоначальный вид.

И сейчас мы возвращаемся в город Гродно .До свиданья уважаемые туристы. Всего вам самого хорошего.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важным моментом в туризме является разработка актуальных, современных, интересных туров. В последнее время актуальным является новые разновидности разработки туристического продукта. К таким относятся и туры выходных дней по регионам нашей страны . Организация таких туров является очень актуальной в настоящее время, так как помогает расширить и углубить знания о своей Родине, а также узнать новые места на карте своего региона и страны в целом.

В настоящее время вопросу организации тура выходного дня уделяется большое внимание. И развитие данного направления в туризме является актуальным на сегодняшний день.

Поставленная цель работы выполнена .На основании поставленных задач можно сделать следующие выводы:

.Знания в сфере туризма и организации туров, а также специфике туристических услуг является необходимым для расширения кругозора людей. А также помогает специалистам и работникам сферы туризма правильно и продуктивно направить свою деятельность.

.Организация тура выходного дня по гродненскому региону - это важная тема в формировании туров. Тема я является актуальной и интересной. А также знания о родном крае играют важную роль в формировании патриотизма, любви к своей родине и развитии кругозора людей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ


1.Буленко, В.Ф Туризм / В.Ф.- М.: Феникс, 2008.- 416 с.

.Дурович, А. П. Организация туризма / А. П. Дурович.- М.:

новое знание, 2008.- 640 с.

.Грачева, О. Ю., Маркова, Ю. А., Мишина, Л. А. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта / О. Ю. Грачева, Ю. А. Маркова, Л. А. Мишина.- М.,2010.- 276 с.

.Егоренков, Л. И. Введение в технологию туризма / Л. И. Егоренков.- М.: Финансы и статистика, 2009.- 304 с.


Теги: Тур выходного дня по гродненскому региону  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 30825
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Тур выходного дня по гродненскому региону
Назад