Страхование в системе туризма

Введение


Подвергая себя опасностям, необходимо рассчитывать не только на свои силы, но и на помощь специалистов . Для этого предусмотрено страхование .

Это нужно для уверенности, что в любом случае вы получите необходимую помощь. Даже самому опытному путешественнику приятно осознавать, что он может рассчитывать на поддержку в трудной ситуации.

Данная тема является актуальной, в связи с тем, что специфическое страхование туристов в России только начинает набирать популярность. Основная цель работы - изучение особенностей страхования, в частности в активном туризме.

Объект исследования - система страхование туристов, занимающихся активными или экстремальными видами туризма.

Предметом исследования является технология действий при возникновении страхового случая, а также технология расчета стоимости страховых услуг в активном туризме.

Основой написания данной работы является изучение современных литературных источников, нормативно - методических материалов, материалов из Интернет-ресурсов.

Творческая работа состоит из введения, заключения, 2-х глав. В первой главе изложена теоретическая сторона вопроса страхования в туризме. Во второй главе представлен анализ страховых компаний.


Специфические виды и схемы страхования туристов


В настоящее время страховая отрасль в сфере туризма предоставляет более десятка видов услуг страхования. Турист, посещающий иную местность или страну, и, на много больше местных жителей подвержен воздействию неблагоприятных факторов риска. Прежде всего, страхуется здоровье туриста и затем его имущество. Рассматриваются и иные неблагоприятные факторы риска.

Следует отметить, что далеко не все приключившиеся обстоятельства признаются страховой компанией для отнесения данного случая к страховому, и оплачиваются .

К числу обязательных видов страхования в соответствии с действующими документами относятся:

.страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

. страхование транспортных путешествий.

Так же, для ряда стран, наличие медицинской страховки является одним из обязательных условий для въезда в страну.

Дополнительными (добровольными) видами страхования могут быть:

- страхование расходов вследствие отмены поездки за границу (страхование от невыезда);

страхование гражданской ответственности лиц, занимающихся активными видами спорта;

страхование персональной гражданской ответственности выезжающих за рубеж и другие виды страхования.

Турфирма может гарантировать оказание неотложной медицинской помощи своим клиентам только в том случае, если заключен договор страхования и оформлен страховой медицинский полис. Согласно ст. 5 Закона РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховой медицинский полис - это документ, который подтверждает право туриста на получение медицинской помощи [2].

Туристские фирмы как юридические лица пользуются рядом услуг страховых компаний. Однако в туристском бизнесе существуют дополнительные виды добровольного и обязательного страхования. Страхование в системе туризма классифицируется на следующие виды:

. страхование туриста и его имущества;

. страхование рисков туристских фирм;

. страхование туристов в зарубежных поездках;

. страхование иностранных туристов;

. страхование гражданской ответственности;

. страхование гражданской ответственности владельцев

автотранспортных средств;

. страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских

расходов [8].

Страхование туриста и его имущества включает в себя ответственность за утрату или повреждение имущества туристов. Действие такого договора начинается с момента выезда застрахованного с постоянного места жительства и заканчивается в момент его возвращения. Застраховать по такому договору можно туристское и личное имущество, которое туристы имеют при себе. Под багажом подразумеваются зарегистрированные и незарегистрированные вещи туриста. Кроме того, страхованию подлежат вещи, находящиеся на его одежде и теле, а также приобретенные во время зарубежной поездки .

Виды страховой ответственности: аварии, пожары, взрывы, стихийные явления природы, грабежи, хищения и другие преднамеренные и злоумышленные действия, военные действия и др.

При заключении договора страхования страховая сумма выбирается в соответствии со страной назначения и классифицируется в зависимости от необходимости минимального покрытия.

Ещё один весьма распространённый вид страхования при поездке за рубеж - страхование гражданской ответственности автовладельца «Зеленая карта». На данный момент в систему «зеленая карта» входят 45 стран из Европы, Азии и Африки - все страны Европы включая Россию (с 1 января 2009 года), а также Турция, Израиль, Марокко, Тунис и Иран [21].

Страхование от несчастных случаев с туристом за рубежом обычно осуществляется в пределах согласованных в договоре страховых сумм, а возмещение выплачивается при наступлении:

. инвалидности 3 группы - 50% страховой суммы;

. инвалидности 2 группы - 75% страховой суммы;

. смерти - 100% страховой суммы [21].

Страхование расходов туристов при несовершенной поездке реализуется на основании согласованной в договоре страховой суммы (страхового возмещения), которая выплачивается полностью или частично, когда невозможность осуществления поездки наступила по следующим причинам:

. внезапное расстройство здоровья или смерть туриста, или членов его семьи, или близких родственников;

. повреждение имущества туриста в результате воздействий окружающей среды или действий третьих лиц;

. участие туриста в судебном разбирательстве в момент предполагаемой поездки;

. получение вызова для выполнения воинской обязанности;

. неполучение въездной визы при выполнении всех требований по оформлению документов;

. другие причины, признаваемые в договоре.

Так же, дополнительными видами страхования в туризме являются:

страхование на случай несвоевременного вылета;

страхование на случай плохой погоды в месте временного пребывания,

страхование от неполучения визы,

страхование на случай «неловли рыбы» или «неотстрела зверей на охоте»;

возмещения штрафных расходов при аннуляции тура (в случае заболевания туриста или близкого родственника, судебных разбирательств и т. п.) [23].

Конкретные правила страхования туристов по каждому виду страхования разрабатываются каждым страховщиком самостоятельно - в рамках существующего законодательства и нормативных актов. Поэтому, прежде чем заключить договор со страховой компанией, потенциальный турист должен изучить эти условия и неукоснительно соблюдать их в поездке .

При занятиях различными видами туризма в основном применяются две схемы страхования туристов, как по отдельности, так и вместе. По первой схеме (компенсационной) при наступлении страхового случая турист сам расплачивается за оказанную медицинскую, юридическую, административную или иную услугу, а, возвратившись на родину, предъявляет необходимые документы (страховой акт, счета, чеки и т. п.) страховой компании, с которой был заключен договор страхования . И если страховой случай подтверждается подлинными документами и соответствует правилам (условиям) данного вида страхования, страховая компания принимает решение о страховой выплате. При отказе в страховой выплате окончательное решение может быть принято общегражданским судом.

Главным недостатком компенсационной схемы страхования является то, что турист должен всегда иметь запас валютных средств «на всякий случай». Второй недостаток - отсутствие гарантий в том, что турист получит страховую выплату по возращении на родину. Страховщики могут найти причину, чтобы не произвести выплату страхового обеспечения или страхового возмещения (это нарушение условий страхования).

При второй (сервисной) схеме страхования, заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию и потерпевшему будет оказана необходимая помощь [28].

Сервисные услуги оказывают, в основном, компании Ассистанс - Assistance - особый вид страхования туристов, командированных специалистов за рубежом в целях оказания им помощи на месте в денежной или иной форме. Более подробная информация о сервисных компаниях представлена во второй главе.


Особенности и виды страхования в активном туризме


Активный туризм - это форма путешествий в слабоизмененной природной среде с использованием активных способов передвижения.

Активный туризм подразделяется на: приключенческий; спортивный; экстремальный; оздоровительный.

По способу передвижения активный туризм дифференцирован на: водный, горный, пешеходный и т.д.

Активный туризм в России может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики.

Опция страхования - «активный отдых» предусматривает страхование расходов во время путешествия за рубеж или по России во время занятий различными видами активного отдыха. Это могут как одиночные страховки, так и групповые - условия страхования зависят от конкретного вида отдыха и страны пребывания.

Страхование туристов на активном маршруте является обязательной и неотъемлемой частью. Кроме традиционных программ страхования туристов, страховые компании предоставляют возможность застраховаться любителям активного туризма: автомобильного туризма, виндсерфинга, горного туризма, каньонинга, катания на санях, рафтинга, сафари, скалолазания, спелеологии, спелестологии.

Многие наивно полагают, что полис страхования, полученный в процессе подготовки выезда за пределы России, рассчитан на все случаи жизни. На деле же все иначе. Обычно в страховом договоре есть фраза о том, что стандартный полис не покрывает риски, связанные с занятиями любительским или профессиональным спортом. Для тех, кто отправляется кататься на лыжах или нырять с аквалангом, страховщики рекомендуют оплатить "спортивное расширение". Его стоимость может варьироваться в зависимости от вида любительского спорта.

Так, из-за повышенного риска, стоимость полиса для увлекающихся горными лыжами, будет выше в полтора раза, для желающих погрузиться под воду, полетать на параплане, заняться скалолазанием, спуститься в пещеру или покататься на велосипеде - в два раза [17].

Некоторые страховые компании, руководствуясь собственной практикой урегулирования убытков, выделяют опасные и неопасные виды спорта и активного отдыха. Так, активным отдыхом считается катание на водных скутерах, водных горках, квадрациклах, игра в пляжный волейбол. Опасными видами спорта признаются горные лыжи и сноуборд, рафтинг, альпинизм, авиаспорт. Занятия дайвингом, как и участие в спортивных соревнованиях страхуются с применением повышающих коэффициентов.

Страховые компании устанавливают более высокие тарифы страхования различных видов активного туризма, что связано с более высокими рисками. К сожалению, страховщики не включают в свои полисы покрытие расходов по организации поисковых и спасательных работ. В отдаленных районах страховые компании часто вообще не имеют возможности оказать действенную помощь заболевшим или получившим травму на маршруте из-за отсутствия там сервисных компаний. Как правило, такие работы организуются уполномоченными органами стран, на территории которых произошло происшествие. В нашей стране это МЧС.

Отдельная опция - это горнолыжный отдых. Страхование этой категории обеспечивает организацию медицинских услуг при наступлении страхового случая во время занятий горнолыжным спортом, в том числе, при необходимости, с использованием санавиации.

Также можно застраховать «активный отдых» в форме «добровольного страхования». Под понятием «активный полис» подразумеваем полис, в условиях которого предусмотрено покрытие расходов на лечение в случае занятий экстремальными видами спорта или связанных с повышенной опасностью, например: дайвинг, рафтинг, горные лыжи, прыжки и тому подобное.

Травмы при наступлении страхового случая бывают весьма сложными и требуют максимально быстрого реагирования, потому наличие в страховой компании оперативного центра реагирования - большой плюс «активного» полиса. При наступлении страхового случая полис предусматривает обращение в ассистанс, контактный телефон которого указан в полисе. После получения информации о страховом случае сервисный центр должен оперативно организовать оказание необходимой помощи или оплатить связанные с этим расходы.


Проблемы страхования в туризме


С началом рыночных преобразований в России медленно, но верно развивается и коммерческое страхование. В различных отраслях народного хозяйства это происходит по-разному. Туризм, особенно международный, в силу своей специфики относится к тем сферам деятельности, где страхование довольно быстро завоевало надлежащую позицию.

Толчком для развития страхования в российском туризме послужили требования ряда стран об обязательном наличии у российских граждан полиса медицинского страхования на время пребывания на их территории. Условие вполне справедливое и разумное, как с точки зрения зарубежного государства, так и со стороны российского туриста. Государственные органы страны посещения снимали с себя нелёгкое бремя ответственности за здоровье посещающих их иностранцев, а российские граждане получали в случае необходимости доступ к получению медицинской помощи. Посольства и консульства таких стран, а это, например Германия, Франция, Нидерланды, Финляндия, Чехия, Эстония и некоторые другие, не выдают российским гражданам въездную визу без предъявления соответствующего полиса. Казалось бы, хотя бы здесь всё в порядке, но проблемы имеют место и в данной сфере.

Выезжающий за рубеж гражданин России имеет возможность застраховаться от несчастного случая, застраховаться на случай вынужденной отмены поездки и, наконец, застраховать свой багаж и купить полис автомобильного Ассистанса. Проблема в том, что все эти виды страхования не являются даже условно обязательными, а потому большинство страховщиков их и не предлагают. В связи с их малой распространённостью условия разных страховщиков различаются ещё в большей степени, чем условия медицинского страхования. А такие виды как страхование багажа, на случай отмены поездки и автомобильный Ассистанс сопровождаются ещё и значительным числом существенных оговорок [27].

Если страхование туристов при выезде за рубеж имеет в России уже десятилетнюю историю, то страхование туристов, путешествующих по России, во всех своих проявлениях развито гораздо меньше. Российские граждане не склонны позаботиться о себе на время поездки по России, да и в большинстве своём просто не подозревают, что это возможно. Страховые организации также в свою очередь не слишком настойчиво предлагают свои услуги по данному направлению, да и делают это очень незначительная часть страховщиков. Вызвано такое отсутствие интереса, во-первых, спадом количества путешествующих по России, а во-вторых, отсутствием надёжно и повсеместно работающих сервисных служб.

Так же немало проблем имеются и в области страхования любителей активного отдыха и туризма. Основные проблемы таковы:

лишь немногие страховые организации предлагают услуги по страхованию альпинистов;

организаторы самодеятельных (то есть без участия туристских фирм) туров плохо осведомлены о деятельности страховщиков в сфере страхования туристов и путешествующих, включая приверженцев так называемого экстремального туризма;

не скоординированная работа страховых компаний и сервисных служб;

любители - экстремалы зачастую плохо, либо совсем не знают, как следует вести себя при наступлении страхового случая.

Для освещения и принятия путей решения проблем в области страхования экстремалов проходят различные семинары и конференции, в том числе и на государственном уровне.

Обязательная страховка поможет компенсировать государству затраченные на спасение средства, но она не повысит безопасность туристов и не ускорит оказание им помощи.

Можно отметить, что роль государства в регулировании развития страховых отношений достаточно велика, и государство может в этом направлении сделать ещё очень многое.


Анализ страховой компании Assistance


Ассистанс - от французского "assistance" - помощь. Компания - ассистанс - сервисный центр, оказывающий информационные и организационные услуги застрахованным в страховых компаниях частным лицам (страхователям). Как правило, эти услуги оказываются гражданам, находящимся вне пределов основного места жительств.

Ассистанские компании традиционно обладают развитой инфраструктурой для предоставления клиенту максимально быстрого и легкого доступа ко всему комплексу услуг организационного и информационного характера, например, центрами обслуживания, телефонными справочными службами. Крупнейшие ассистанские компании оказывают помощь в любой точке земного шара.

Страховой ассистанс - это помощь страховой компании своим клиентам в затруднительной ситуации. Различают технический, медицинский и консалтинговый страховой ассистанс.

Технический страховой ассистанс помогает пострадавшему клиенту вызвать ГИБДД и скорую помощь, обеспечивает эвакуатор для транспортировки автомобиля, гарантирует юридическую поддержку при взаимодействии с госорганами. По дополнительному соглашению страховщик также берёт на себя расходы по осуществлению автотовароведческой экспертизы и по замене повреждённого автомобиля на исправную машину, а также на размещение пострадавших в результате ДТП водителя и пассажиров в больнице или гостинице.

Сеть оперативных центров - основа системы оказания помощи. Крупнейшие сервисные компании имеют сети, состоящие из десяти оперативных центров по всему миру. Оперативные центры должны обеспечить застрахованным оказание неотложной помощи в любой географической точке, на которую распространяется страховое покрытие, в течение 24 часов в сутки.

Процесс оказания помощи организован следующим образом.

При наступлении страхового случая застрахованный в соответствии с условиями договора страхования должен позвонить в ближайший оперативный центр и сообщить свое имя, номер полиса, местонахождение и сущность возникшей проблемы.

Оператор или инспектор оперативного центра контролирует оказание услуги. В зависимости от сложности ситуации контроль осуществляется различными методами. Если речь идет о несложном случае, достаточно телефонного звонка поставщику услуги или застрахованному. В сложных случаях, когда речь идет, например, о транспортировке больного, инспектор оперативного центра будет поддерживать постоянную связь с поставщиком услуги до момента завершения транспортировки.

В России в настоящее время существует 10 ассистанс - компаний:

AP Companies; Class Assistance; Europ Assistance Russia; Express Assist Center; Global Voyager Assistance; Лат - толькотехническийассистанс; Mondial Assistance Russia; Savitar Group; Assistance Professional Group (AP Group); Ассистанс Плюс [27].

Обзор рынка сервисных компаний, оказывающих различного рода услуги путешествующим туристам не только по России, но и по всему миру, приведен в таблице 1.


Таблица 1 Сервисные компании, оказывающие помощь путешествующим по России и за рубежом, а также иностранным гражданам

Компания- АssistanceУслугиПартнерыAP Companies международный холдингОрганизация амбулаторно-поликлинической помощи. Круглосуточные информационно-консультативные услуги Call Center (бесплатные телефонные линии по всему миру). Организация стационарной помощи. Вызов бригады скорой медицинской помощи. Организация транспортировки, эвакуации, медицинского эскорта. Организация репатриации тела.CIGNA International, Allianze worldwide care, AXA (CR), AGB, MAPFRE, ARC Europe, Medex, IMG, CEGA, First Assist, HTHEurop Assistance международный холдингВызов доктора. Пребывание в больнице и проведение необходимых исследований, включая операции. Сопровождение на родину оставшихся без присмотра несовершеннолетних детей. Сопровождение пациента по России, СНГ и миру (на самолете, вертолете или другим транспортом). Транспортировка на машине Скорой помощи. Эвакуация пациента санавиацией. Репатриация. Круглосуточный диспетчерский центр с персоналом, владеющим иностранными языками. Консультирование по телефону.ОСАО «Ингосстрах», ««РЕСО-Гарантия», «РОСНО», СГ «Спасские ворота», СК «Уралсиб», «Ингосстрах», «МСК», СО «ЛК - Сити», СК «Полис-Гарант», «Национальная страховая группа», СК «Прогресс», СК «Макси», СК «Москва».Class Assistance (Россия)Медицинская помощь (амбулаторный визит, стационарное обследование или лечение, помощь стоматолога, услуги «скорой медицинской помощи»); медицинская эвакуация (срочная эвакуация застрахованного из одной клиники в другую, транспортировка на родину в сопровождении медицинского персонала, поиск медицинского транспорта, оформление всех необходимых документов, подбор сопровождающего персонала); репатриация останков (транспортировка тела на родину); юридическая помощь (решение проблем с полицией или местной страховой компанией, требующие дополнительных расходов на адвокатов, представителей и переводчиков); сервисные услуги (возврат багажа, помощь при утрате документов, передача экстренных сообщений, организация визита родственников для ухода за больным, возвращение на родину зависимых детей, организация проживания в гостинице до выздоровления и многое другое).«Военно-Страховая Компания», «РЕСО-Гарантия», «СОГАЗ», «Авикос-Афес», «ЖАСО», «Югория», «Сургутнефтегаз», «КИТ-Финанс страхование», «Лексгарант», «АСК-Петербург», «Спасские Ворота» (Санкт-Петербург), Группа «Ренессанс Страхование», «Оранта», «Европейское Туристическое Страхование», «РСК», «РСЦ», ПСГ «Основа», «Росгосстрах-Северо-Запад», «Росгосстрах-Сибирь», «Цюрих.Ритейл», «ЭРГО-Русь», «Уралсиб», «Альфа-страхование жизни», «Прогресс-Гарант», «Русский Страховой Центр», «Оранта», «Национальная Страховая Группа» Express Assist CenterОрганизация постоянного медицинского обслуживания на всей территории РФ; контроль за медицинскими расходами; экспертиза медицинских расходов (экспертиза счетов медицинских учреждений); организация оказания экстренной амбулаторной и стационарной медицинской помощи; организация медицинской эвакуации к месту постоянного жительства; организация репатриации останков.СД «ВСК», «Альфа-страхование», «РЕСО-Гарантия», СК «МАСТЕР-ГАРАНТ», СГ «Согаз», СО «Россия», «ГУТА - Страхование», СГ «Спасские ворота», «Ренессанс страхование», «Assist-card», «Zurich», «МСК-Стандарт».Global Voyager Assistance (GVA) международный холдинг Круглосуточный медицинский диспетчерский пульт. Медицинский совет в неотложной ситуации. Направление в медицинское учреждение. Медицинский мониторинг. Медицинская транспортировка. Отправка врача, доставка медикаментов Репатриация тела (останков). Помощь в урегулировании оплаты медицинских счетов.AXA Assistance (AXA, IPA), Inter Mutuelle Assistance, MAPFRE, ARC Transistance (ADAC, ANWB, AA), Medex, Vanbreda, Allianz Worldwide CareMondial Assistance Russia международный холдинг Разработка комплексных страховых продуктов для путешествующих; обеспечение оказания необходимой помощи при внезапном заболевании; необходимая помощь при возникновении внештатных ситуаций (потеря или задержка багажа, задержка рейса, потеря документов, несчастный случай); оказание необходимой помощь в любом уголке земного шара.AGF , Allianz GroupSavitar Group РоссияМедицинские услуги путешествующим. Медицинская эвакуация больного и репатриация. Лечение, госпитализация за рубежом. Организация лечения в России. Перевод медицинской документации."Евро-Центр" (холдинг самостоятельных ассистанс-компаний)Ассистанс Плюс международный холдинг Выезд врача к туристу в гостиницу или на дом. Выезд врача к туристу в гостиницу или на дом. Доставка медикаментов к туристу в гостиницу или на дом. Организация госпитализации. Возвращение детей, оставшихся без присмотра за рубежом на Родину. Визит родственников к заболевшему туристу за рубеж в чрезвычайной ситуации.


Теги: Страхование в системе туризма  Контрольная работа  Туризм
Просмотров: 34239
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Страхование в системе туризма
Назад