Развитие координационных способностей у женской баскетбольной команды в тренировочном процессе

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ"

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: "Физическая культура и спорт"


Выпускная квалификационная работа

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЖЕНСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ


ФИЛИМОНОВ ДАНИЛА АНДРЕЕВИЧ


НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - 2014

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава I. Теоретические предпосылки развития координационных способностей

.1 Средства и методы воспитания координационных способностей

1.2 Возрастные особенности девушек студенческого возраста

.3 Особенности тренировочного процесса женской баскетбольной команды

Глава II.Методы и организация исследования

.1 Методика исследования

.2 Организация исследования

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Результаты исследования

.2 Обсуждение результатов

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие координационных способностей имеет важное значение в профессиональной и спортивной деятельности людей. Процесс овладения любыми двигательными действиями происходят более успешно, если человек имеет не только крепкие и быстрые мышцы, гибкое тело, но и высокоразвитые способности, к управлению собственными движениями, его основными характеристиками. Для спортсмена высокий уровень развития координационных способностей - это основная база овладения новыми, более сложными видами двигательных действий в спортивной деятельности. От уровня совершенства координационных способностей зависит также качество выполнения сложных технических элементов, особенно в сложно координационных видах спорта и одним из путей. В овладении координационными способностями проявляется уровень технического мастерства спортсменов [30].

В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения и их биохимической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакции к другим. Основу ловкости составляют координационные способности, которые выделяются из общего понятия "ловкость", широко распространенного в литературе по физическому воспитанию [3].

В нашем исследовании под координационными способностями понимается, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.

В научно-методической литературе довольно подробно освещаются вопросы сущности координационных способностей, исследования степени их развития и методики совершенствования у представителей разных видов спорта и возрастных групп.

Однако проблема методов и средств развития координационных способностей продолжает осваивать исключительно важной и в процессе роста спортивного мастерства и в профессионально-прикладной физической подготовке. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: "Развитие координационных способностей у женской баскетбольной команды в тренировочном процессе".

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс женской баскетбольной команды.

Предмет исследования - методика развития координационных способностей у женской баскетбольной команды.

Цель исследования - обосновать эффективность методики развития координационных способностей у женской баскетбольной команды в тренировочном процессе.

Задачи исследования:

1.Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития координационных способностей у женской баскетбольной команды.

2.Разработать методику с преимущественной направленностью на развитие координационных способностей у женской баскетбольной команды.

.Проверить опытно-экспериментальным путём эффективность использования методики на развитие координационных способностей в тренировочном процессе у женской баскетбольной команды.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты эксперимента позволили развить координационные умения при занятиях баскетболом у женщин, методика может быть использована в работе учителями и тренерами в процессе проведения тренировочных занятий баскетболом.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, литературного обзора, методики и организации исследования, результатов, выводов, практических рекомендаций, списка используемой литературы. Работа изложена на 49 страницах, имеются 7 таблицы, 6 рисунков, список литературы включает 32 наименования.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


.1 Средства и методы воспитания координационных способностей


Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счёт изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счёт внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая её подвижность в упражнениях на равновесие; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

В качестве средств развития координационных способностей могут использоваться самые разнообразные упражнения, если их выполнение связано с преодолением координационных трудностей, либо требуют от исполнителя точности, быстроты, рациональности, находчивости в осуществлении сложных в координационном отношении двигательных действий.

Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют координационными, направленными на развитие определённых координационных способностей. Их можно определить в три группы:

1.Общеподготовительные.

2.Специально-подготовительные.

.Обще - и специально-подготовительные.

Условно группу общеподготовительных координационных упражнений можно разделить на несколько подгрупп.

Первая подгруппа. Упражнения, обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят новые упражнения или новые их варианты.

Вторая подгруппа. Упражнения по расширению двигательного опыта (общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; относительно простые и достаточно сложные упражнения, выполняемые в изменённых условиях, при изменении положении тела или его частей). Данные упражнения, содержащие повышенные координационные требования, направлены главным образом на правильное и точное выполнение движений по амплитуде, направлению, темпу, ритму.

Третья подгруппа. Общеразвивающие координационные упражнения, подобранные по типу: "на силу", "на быстроту", "на выносливость", "на гибкость".

Четвёртая подгруппа. Упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий [9].

Группа специально-подготовительных координационных упражнений, круг которых ограничен спецификой избранного вида спорта. Её также можно разделить на подгруппы.

Первая подгруппа. Подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий.

Вторая подгруппа. Развивающие упражнения, направленные главным образом на воспитание координационных способностей, имеющих место в конкретных видах спорта.

Деление на подводящие и развивающие упражнения, весьма условно. Осваивая и закрепляя с помощью подводящих упражнений технику любого вида спорта, развиваем тем самым и соответствующие координационные способности. В свою очередь, координационные способности с помощью развивающих упражнений, создаём предпосылки и для приобретения вариативной техники движений.

Третья подгруппа. Упражнения по развитию специфических координационных способностей: способностей к ориентированию в пространстве, к ритму, к сохранению равновесия, к вестибулярной устойчивости, которые имеют особо важное значение для отдельных видов спортивной и трудовой деятельности.

Четвёртая подгруппа. Упражнения по выработке так называемых специализированных психофизиологических функций: восприятий или чувств (чувство планки, мяча); сенсомоторных реакций (в боксе, спортивных играх); мнемических (оперативная двигательная память) и интеллектуальных компонентов (быстрота и качество оперативного мышления); рече- мыслительных процессов (проговаривание действий); идеомоторных реакций (представление движений в целом или по частям).

Для сопряженного воздействия на координационные и физические способности применяют в различных сочетаниях, как уже говорилось, обще- и специально-подготовительные координационные упражнения.

Примерами такого соединения координационных способностей в их гармоническом развитии с силовыми, скоростно-силовыми способностями могут служить упражнениями: в метании малого мяча; в чередовании метании в цель при использовании снарядов разного веса; прыжки в длину и высоту с места в полную силу, в полсилы, с вращением в одну и другую стороны.

В качестве примеров соединения скоростных способностей и координационных способностей могут быть названы упражнения в чередовании: бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30-90% от максимальной [20].

В качестве примеров упражнений, соединяющих развитие выносливости и координационных способностей, можно привести упражнения: в передвижении на лыжах, езде на велосипеде.

Как координационные упражнения, в которых гармонически соединено развитие гибкости и координационных способностей, можно назвать упражнения, выполняемые с предметом, на гимнастической стенке [4].

В преобразованном виде обще-подготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения можно проводить как игровые и соревновательные. Игровые соревновательные упражнения являются действенным средством развития координационных способностей, так как при их выполнении создаются условия для максимального и подчас неожиданного проявления координационных способностей. Разумеется, в процессе игровых и соревновательных упражнений развиваются не только координационные способности, но и физические и умственные способности, совершенствуются своеобразные навыки и умения, волевые качества. Поэтому данные упражнения являются комплексным средством развития и совершенствования самых разнообразных свойств личности.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, относительно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой чёткости мышечных ощущений и малоэффективны при наступлении утомления. Поэтому, при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки [14].

Методы воспитания координационных способностей. Для развития координационных способностей применяются различные методы. По признакам стандартизации или варьирования воздействий выделяют методы стандартно- повторного упражнения и методы вариативного упражнения.

Методы стандартно-повторного упражнения используются для развития координационных способностей при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий. Это и понятно, ибо овладеть новыми двигательными действием можно лишь после ряда повторений его в относительно стандартных условиях.

Методы вариативного упражнения, по мнению большинства практиков и исследователей, являются главными методами развития координационных способностей.

Эти методы можно представить в двух основных вариантах: как методы строго и частично регламентированного варьирования.

К методам строго регламентированного варьирования можно отнести (разумеется, условно) три группы методических приёмов.

Первая группа методических приёмов подразумевает строго регламентированного варьирование отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия. Для развития координационных способностей первой группы методических приёмов используются упражнения с изменением: направления движений, силовых компонентов, скорости или темпа движений, исходных и конечных положений при выполнении общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, пространственных границ, в которых выполняются упражнения, способы выполнения действия.

Вторая группа методических приёмов способствует развитию координационных способностей при выполнении первичных двигательных действий в непривычных сочетаниях. Применяются упражнения: с усложнением первичного действия добавочными движениями, включающими комбинированные двигательные действия в непривычных сочетаниях; с "зеркальным" выполнением движений.

Третья группа методических приёмов требует введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования. Здесь используются упражнения: с введением различных сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий; с усложнением координационных движений действиями типа жонглирования; с выполнением освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата; на совершенствование в технике двигательных действий после соответствующей физической нагрузки или на фоне утомления; в условиях, ограничивающих или исключающих зрительный контроль; с введением заранее точно обусловленного противодействия партнёра в единоборствах и спортивных играх.

Методы частично регламентированного варьирования также содержат несколько методических приёмов использования упражнений для развития координационных способностей. Применяются упражнения: связанные с варьированием использования обычных условий естественной среды, непривычных снарядов, инвентаря, оборудования; направленные на осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических действий в условиях, частично регламентирующих взаимодействия соперников или партнёров; "игрового варьирования" с использованием игрового и соревновательного методов (например, игровое соперничество в искусстве создания новых вариантов индивидуальных, групповых и командных тактических действиях в спортивных играх; выполнение упражнений на гимнастических снарядах в порядке условного соперничества с партнёрами) [2, 6].

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающих выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определённых условиях, либо определёнными двигательными действиями. Например, при проведении игры " Пятнашки" ставится задача как можно больше играющих "запятнать" за 3 мин или "запятнать" с помощью волейбольного мяча, или "запятнать" в определённом участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающий должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Также существует соревновательный метод - способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Соревновательный метод позволяет:

·Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

·Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

·Обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

·Содействовать воспитанию волевых качеств.

Говорить о том, что какие-то из перечисленных методических приёмов являются наиболее эффективными в развитии и совершенствовании координационных способностей нет никаких оснований. Ряд приёмов эффективны в одних условиях, другие в иных. Это зависит от решаемых задач. Важно, однако, в течение всего обучения координационными способностями обеспечивать всестороннее и целенаправленное применение указанных методов [25].


1.2 Возрастные особенности девушек студенческого возраста


Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс проанализированный в работах таких учёных, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, З. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Остановимся подробнее на физиологии. Роль женщины в производственной сфере, спорте и общественной жизни непрерывно возрастает, от укрепления их здоровья зависит развитие будущего поколения. Это делает необходимым всестороннее научное обоснование физического воспитания и спортивной тренировки женщины [30].

Морфофункциональные особенности женского организма. Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с мужчинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменениям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, некоторые болезни), меньшей детской смертностью и большей продолжительностью жизни.

Деятельность центральной нервной системы и сенсорных систем. Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщин отличает высокая способность к переработке речевой информации, овладению родным и иностранным языком, синхронному переводу, а также словесно-аналитическая стратегия решений и высокая степень речевой регуляции движений. В процессе их обучения физическим Упражнениям следует делать акцент на метод рассказа. Отмечено, что объяснение, словесный анализ движений, доведение до сознания отдельных их элементов, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков. При запоминании слов женщины превосходят мужчин, как по кратковременной, так и по долговременной вербальной памяти.

В то же время цифровая память и скорость переработки информации у женщин ниже, чем у мужчин. Они медленнее решают тактические задачи, больше времени затрачивают на арифметические вычисления. При этом женщины легче решают стереотипные, а мужчины новые задачи, особенно в условиях дефицита времени. Вместе с тем, более высокий уровень мотивации, а также лучшие показатели обучаемости женщин обусловливают достижение ими значительных успехов. Женщинам присуща более высокая эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость и тревожность по сравнению с мужчинами. Они весьма чувствительны к поощрениям и замечаниям, что необходимо учитывать при педагогических воздействиях, особенно при работе с девочками-подростками.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательной и вестибулярной сенсорных систем, тонкие дифференцировки мышечного чувства способствую развитию хорошей координации движений, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в периоде с 8 до 13-14 лет. В этом возрасте быстро совершенствуется двигательная сенсорная система, растет способность дифференцировать амплитуду движений. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координации движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическим и динамическим равновесием, формирования сложных двигательных навыков.

Женщины обладают острым зрением, высокой способностью различать цвета и хорошим глубинным зрением. Поле зрения у них шире, чему мужчин. Зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию. Все это обусловливает совершенство глазодвигательных реакций, уверенную ориентацию движений в пространстве. Способность называть цвета развивается у девочек раньше, чем у мальчиков (уже с 4 лет), нарушения цветного зрения у женщин встречаются много реже (в 0,5% случаев), чем у мужчин (в 8% случаев). К 12 годам завершается основной период развития зрительной сенсорной системы. В зрительной области коры больших полушарий устанавливается четкий ритм биопотенциалов взрослого мозга около 10 колебаний в 1 секунду [7].

Двигательный аппарат и развитие физических качеств. У женщин меньше, чему мужчин, длина тела в среднем на 10 см, и его масса на 10 кг. Меньшим размерам тела соответствуют и меньшие размеры внутренних органов и мышечной массы. Имеются отличия и в пропорциях различных частей тела: конечности у женщин короче, а туловище длиннее, поперечные размеры таза больше, а плечи уже. Эти особенности строения тела обусловливают более низкое общее положение центра масс, что способствует лучшему сохранению равновесия, например, в гребле, упражнениях на бревне и т. п. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движений при локомоциях. Благодаря хорошей подвижности позвоночника и эластичности связочного аппарата возможна значительная амплитуда движений, большая гибкость. Сравнительно легче выполняется поперечный шпагат. Красоте и эффективности движений способствует и то, что у женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие. Леворукость встречается в 3 раза реже, чем у мужчин. Заметно преобладает по сравнению с мужчинами правосторонняя асимметрия сочетание преимущества правой руки, ноги и глаза.

Для женского организма характерны специфические особенности проявления и более раннее развитие физических качеств в процессе индивидуального развития (онтогенеза).

Абсолютная мышечная сила у женщин меньше, чем у мужчин, так как у них тоньше мышечные волокна и меньше мышечная масса (примерно 30-35% массы тела, тогда как у мужчин порядка 40-45%). Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах не зависит от пола. Несмотря на меньшие значения абсолютной силы мышц, относительная сила у женщин благодаря меньшей массе тела, почти достигает мужских показателей, а для мышц бедра даже превосходит их. Максимальная произвольная сила более слабых мышц руки, плечевого пояса и туловища составляет у женщин 40-70% от показателей у мужчин, более сильных мышц ног 70-80%.

В ходе индивидуального развития наибольший прирост абсолютной силы у девочек-подростков наблюдается в 12-14 лет. Это наиболее благоприятный возраст для ее развития. Максимальные показатели силы достигаются в 15-16 лет (у мужчин в 18-20 лет). Относительная сила по мере увеличения массы тела может практически не увеличиваться или даже снижаться. У юных спортсменок более быстрый рост абсолютной силы и сравнительно меньшее увеличение массы тела способствуют нарастанию относительной мышечной силы.

Скоростно-силовые возможности в наибольшей мере совершенствуются в 10-14 лет. В этот период особенно заметно растет прыгучесть.

Женщины отличаются меньшим развитием качества быстроты по сравнению с мужчинами. Больше времени затрачивается у них на обработку поступающей в организм информации. В связи с этим и больше продолжительность зрительно-двигательной реакции.

Время двигательной реакции резко сокращается к 10-13 годам. Этот период наиболее благоприятен для развития быстроты у девочек. Максимального значения скорость зрительно-двигательных реакций достигает у женщин в 13 лет (у мужчин - в 15 лет). Быстрота движений растет до 14 лет. У женщин, не занимающихся спортом, она затем снижается, а у спортсменок возрастает и далее. Максимальная скорость и частота движений интенсивно нарастают в период 11-16 лет. У взрослых женщин максимальная скорость движений на 10-15% ниже, чем у мужчин.

Женщины обладают хорошей выносливостью к длительной циклической работе аэробного характера. Другими словами, они имеют высокую общую выносливость. Однако при меньших размерах тела женщины имеют и меньшие размеры сердца и легких. Характерна для них также меньшая концентрация гемоглобина и кислорода в артериальной крови. Соответственно, более низкими являются аэробные возможности. Это определяет у них меньшую скорость стайерского бега по сравнению с мужчинами. Вместе с тем, большие запасы жира и способность его использования в качестве источника энергии определяют приспособленность женщин к циклической работе большой и умеренной мощности [32].

Менее благоприятна реакция женского организма на длительные и мощные статические нагрузки, которые вызывают в организме, в частности, в сердечнососудистой системе, значительные изменения из-за несовершенства моторно-висцеральных рефлексов. Такие нагрузки рекомендуется тщательно дозировать и сочетать с динамическими, особенно у девочек-подростков. Наибольшую статическую выносливость у мужчин имеют мышцы - сгибатели туловища, а у женщин - мышцы-разгибатели туловища. При локальной аэробной работе руками (на уровне 80% МГК) мужчины и женщины с равными МПК не различаются по выносливости. Максимальных показателей общая выносливость достигает у женщин в возрасте 18-22 лет, скоростная выносливость - к 14-15 годам, статическая выносливость - к 15-20 годам.

Уже с ранних лет для девочек характерна хорошая гибкость в суставах, обусловленная большой подвижностью позвоночника и высокой эластичностью мышц и связочного аппарата. Наиболее благоприятным возрастом для ее развития считается период 11-14 лет. У девушек, не занимающихся спортом, гибкость снижается уже с 16-17 лет, а у спортсменок она сохраняется и после 17-летнего возраста.

Проявления ловкости уже достаточно выражены в 8-11 лет, с 14-15 лет это качество постепенно снижается, если его специально не тренировать [28].

Энерготраты, анаэробные и аэробные возможности. Для женщин характерен более низкий, чем у мужчин, уровень основного обмена (примерно на 7%). Экономичность основного обмена определяет более высокую выживаемость женщин в определенных условиях (например, при голодании).

В среднем, ежедневное потребление энергии у высококвалифицированных спортсменов составляет 3500 ккал, у спортсменок 2800 ккал. Для женщин характерна более совершенная терморегуляция. У них наиболее равномерно расположены на поверхности тела потовые железы, кожа богаче капиллярами и эффективнее отдает тепло при работе. В связи с этим потоотделение у женщин более экономно. Свойство поддерживать постоянную температуру тела при изменениях температуры внешней среды нарастает вплоть до пожилого возраста.

Способность женщин выполнять работу за счет анаэробных источников энергии (анаэробные возможности) ниже мужской. Причем у женщин меньше как мощность анаэробных процессов (измеряемая с помощью эргометрического теста Маргария), так и их емкость (по показателям максимальной концентрации молочной кислоты и максимальному кислородному долгу). Максимальная величина кислородного долга также сравнительно ниже.

В процессе индивидуального развития анаэробные возможности. Развиваются у девочек позже, чем аэробные, и снижаются в зрелом возрасте раньше (уже с 35-40-летнего возраста).

Аэробные возможности женщин, оцениваемые по показателю Максимального потребления кислорода, в среднем меньше на 25-30%, чем у мужчин. Особенностью работы женщин в аэробных условиях является их более высокая по сравнению с мужчинами способность утилизировать жиры. Запасы жира в женском организме значительнее. Общее количество жировой ткани у них в среднем около 30% (а у мужчин - около 20%) массы тела, больше и абсолютное количество жира. По мере расходования запасов углеводов во время работы спортсменки легче переходят на утилизацию жировых источников энергии, чем спортсмены. Однако, это означает менее экономное расходование кислорода и лимитирует выполнение работы, связанной с дефицитом кислорода.

Вегетативные функции. Особенности размеров и состава тела определяют и специфические черты вегетативных функций женского организма.

Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов и емкостей легких, более высокими частотными показателями. Жизненная емкость легких у женщин меньше, чем у мужчин, примерно на 1000 мл. Глубина дыхания, как в покое, так и во время работы меньше, а частота - выше. Это определяет более низкую эффективность дыхательной функции у женщин. Минутный объем дыхания у женщин в покое около 3-5 л/мин, а при работе он достигает 100 л/мин - и более, составляя примерно 80% от МОД у мужчин. При этом повышение МОД достигается менее выгодным соотношением частоты и глубины дыхания и сопровождается более выраженным утомлением дыхательных мышц. Мужчины превосходят женщин также по абсолютной и по относительной (в расчете на 1 кг массы тела) величине максимальной легочной вентиляции.

В процессе индивидуального развития уже с 7-8 лет у девочек начинается переход от брюшного типа дыхания к грудному, который вполне формируется к 18 годам. У девочек наиболее заметный прирост этих показателей отмечается в возрасте 11 лет. Максимальные значения достигаются в 15 лет, а после 35 лет начинается их снижение.

В системе крови у женщин отмечена более высокая кроветворная функция, что обеспечивает хорошую переносимость больших потерь крови и является одной из защитных функций женского организма. При одинаковом у лиц обоего пола числе лейкоцитов и тромбоцитов женский организм характеризуется сниженным количеством эритроцитов, гемоглобина и миоглобина. В крови у женщин содержится 4-5 10-12 г/л эритроцитов и 120-140 г/л гемоглобина. Меньше у женщин и объем циркулирующей крови на 1 кг массы тела.

Более низкая (на 10-15%) концентрация в крови гемоглобина обусловливает меньшую кислородную емкость крови. Каждые 100 мл артериальной крови связывает у женщин в среднем 16,8 мл кислорода, ау мужчин - 19,5 мл.

Женское сердце по объему и массе уступает мужскому. Абсолютный объем сердца у не занимающихся спортом женщин составляет в среднем 580 см³, у спортсменок - 640-790 см³. Меньшим объемам сердца и его желудочков соответствует меньшая величина сердечного выброса. Это компенсируется более высокой частотой сердечных сокращений и большей скоростью кровотока. Систолический (ударный) объем крови в покое составляет у женщин примерно 57 мл, а при работе повышается до 120 мл и более. У спортсменок, тренирующихся на выносливость, систолический объем увеличен, что обеспечивает рост максимальной величины сердечного выброса при работе до 140-160 мл. Минутный объем крови у женщин порядка 4 л/мин в покое. Максимальное его увеличение до 25 л/мин наблюдается при работе в зоне субмаксимальной и большой мощности. Рабочее увеличение МОК достигается менее эффективным путем - за счет повышения частоты сердечных сокращений. Наиболее значительное нарастание ЧСС происходит у юных спортсменок. В состоянии покоя ЧСС у женщин порядка 72-78 уд/мин. При тренировке на выносливость у спортсменок развивается брадикардия, но выраженная более умеренно, чем у спортсменов. При выполнении одинаковой работы в аэробных условиях ЧСС у спортсменок выше на 20-40 уд/мин, чем у спортсменов, но ниже, чем у нетренированных Женщин. Отмеченные у женщин менее совершенные механизмы адаптации кардиораспираторной системы к нагрузкам снижают их аэробные возможности и общую работоспособность.

На функциональное состояние и работоспособность женщин сильное влияние оказывают курение, употребление алкоголя и наркотиков, Привыкание к алкоголю у женщин идет значительно быстрее, чем у сильного пола. Последствия вредных привычек катастрофичны не только для состояния самой женщины, но и для сохранения здоровья ее детей.

Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают значительные перестройки всех функций организма. При выборе средств и методов повышения общей и специальной работоспособности в различных видах спорта и массовых формах физической культуры необходим учет особенностей организма женщин. При этом основное внимание должно уделяться сохранению их здоровья и детородной функции [23].


1.3 Особенности тренировочного процесса женской баскетбольной команды


Баскетбол - игра увлекательная, динамичная, требующая от игроков хорошей физической подготовленности и технико-тактического мастерства. В основе игры на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение мяча и т.п.

Подготовка спортсмена и спортивная тренировка в целом вызывают сложный комплекс биологических и. психологических изменений, которые приводят ко все более высокому уровню тренированности, подготовленности и спортивной формы [22].

Спортивная тренировка как педагогическое явление - это специализированный процесс физического воспитания, непосредственно направленный на достижение высоких спортивных результатов. Иными словами, это есть процесс физического воспитания "через спорт", посредством спорта. Важно при этом иметь в виду, что спорт в педагогическом отношении не самоцель, а средство воспитания, оздоровления, подготовки к жизни. Можно сказать, что спортивная тренировка представляет основную форму (способ осуществления) подготовки спортсмена. Спортивная тренировка охватывает в той или иной мере все разделы подготовки, но не исчерпывает их; к ней относится та основная часть подготовки, которая непосредственно осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями. Наиболее полно в спортивной тренировке представлены физическая подготовка, а также практические разделы спортивно-технической, тактической и морально-волевой подготовки спортсмена [8].

Специфика двигательной деятельности игры в баскетбол способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).

Баскетбол - игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды. Особенности женского организма должны учитываться преподавателями, как при выборе задач, так и при проведении самих занятий.

Содержание занятий для женщин, прежде всего, должны содействовать всесторонней физической подготовке. Частные задачи решаются с учетом особенностей женского организма, с учетом влияния на него применяемых упражнений. Так, например, применяя в занятиях общеразвивающие упражнения, следует особо выделить те из них, которые непосредственно оказывают положительное влияние на специфические функции организма женщины, специально укрепляют мышцы и связочный аппарат тазовой области, мышцы спины, живота, ног. Подбирая упражнения, тренер должен знать, что при получении любых физических нагрузок и особенно упражнений, в которых активно участвуют мышцы туловища (преимущественно брюшного пресса), оказывается влияние на мускулатуру и связочный аппарат внутренних половых органов женщины [1, 5].

При подборе упражнений следует учитывать и большую склонность женщины к мягким, плавным движениям, чем к резким силовым.

Работая с женщинами над изучением или совершенствованием технических приемов, следует помнить, что, как правило, период образования двигательного стереотипа у них несколько больший, чем у мужчин. В практике ведется обучение девушек тем же элементам, что и юношей, отводя для этого несколько больше времени.

Работая с девушками, нельзя увлекаться ранней специализацией, даже если видно, что в группе имеются будущие центровые или разыгрывающие игроки. Нужно уделить особое внимание физической подготовке баскетболисток.

Для достижения высоких спортивных результатов в любом виде спорта немалую роль играет уровень развития физических (двигательных) качеств спортсмена. Эта истина не является новой, однако проблема развития физических качеств спортсмена в каждом конкретном виде спорта и в частности в баскетболе на сегодняшний день остается по-прежнему далеко не решенной [18].

Анализируя специальную литературу по баскетболу до 50-х гг., можно отметить, что на страницах печати лишь упоминалось о том, что спортсмену в тренировочном процессе необходимо применять специальные упражнения, развивающие качества, присущие баскетболисту.

Позднее, в начале 60-х и до конца 70-х годов, в литературе стали обращать внимание на необходимость развития тех качеств, к которым в игре предъявляются особенно повышенные требования, и предлагался соответствующий перечень физических качеств, необходимых баскетболисту.

В 70-х годах в учебниках и пособиях по баскетболу стали появляться определения таких физических качеств, как сила, быстрота и др., но эти определения освещены в ряде учебников и раскрывают качества, присущие любому виду спорта, но не характерные, специфичные для какого-либо конкретного вида спорта, в том числе и для баскетбола [12].

В специальной литературе и до сегодняшнего дня каждый автор или группа авторов предлагают свой комплекс факторов, акцентов, определяющий высокий уровень физической подготовленности баскетболиста [29].

В современной системе спортивной тренировки раздел физической подготовки занимает одно из ведущих мест.

В спортивной тренировке, в плане реализации физической подготовки, необходимо осуществлять три частных задачи. Первая - используя широкий комплекс средств и мероприятий укреплять состояние здоровья и повышать сопротивляемость организма к различным заболеваниям, особенно инфекционным и простудным и "профессиональную" устойчивость организма против травм опорно-двигательного аппарата. Главный критерий оценки здоровья баскетболиста - не должно быть никаких отклонений в функционировании систем организма в целом. Вторая задача физической подготовки связана с формированием телосложения и должна осуществляться по двум направлениям. Одно направление - это использование разнообразных физических упражнений, обеспечивающих формирование общепринятых норм человеческого тела. Второе направление основано на формировании специальных для баскетбола тотальных размеров, пропорций и конституции тела и, прежде всего, топографии силы мышечной системы. Наиболее важной является третья задача физической подготовки, связанная с развитием и совершенствованием физических качеств. Этот раздел физической подготовки вносит основополагающий вклад, в рост спортивно-технического мастерства обеспечивая необходимый уровень функциональных возможностей и работоспособности баскетболиста [24].

Процесс физической подготовки должен определяться: во-первых, закономерностями возрастного развития организма и его биологического возраста и, во-вторых, особенностями многолетнего построения и содержания спортивной тренировки, быть тесно связан со спортивной специализацией.

Чтобы методически правильно осуществлять физическую подготовку баскетболиста, необходимо иметь в виду, что это одна из сторон спортивной тренировки, где более всего проявляется действие биологических факторов. И тренер должен уметь ответить на вопрос: как надо тренировать, чтобы повысить уровень силы, скоростных, скоростно-силовых и других качеств? Отсюда вытекает два ответа. Во-первых, необходимо знать, что следует тренировать. Во-вторых, почему надо тренировать у баскетболистов развитие физических качеств именно так, а не иначе.

Физическая подготовка представляет многокомпонентный длительный процесс, направленный на эффективное развитие и совершенствование скоростных и скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах, ловкости баскетболиста. В связи с этим тренер должен разрабатывать тренировочные программы, которые бы эффективно и при меньших физических и нервных затратах способствовали росту физических качеств и, как следствие, спортивных результатов. Такие разнонаправленные тренировочные программы, связанные с развитием и совершенствованием физических качеств, должны действовать параллельно и последовательно в условиях тренировочного процесса. При этом программы могут вступать в различные виды взаимодействия от "сотрудничества", когда усиливают друг друга (положительный) до "помех", когда тормозит одна программа другую (отрицательный перенос) [13].

Например, при развитии скоростных качеств и выносливости на начальном этапе годичного цикла, оба этих качества могут совершенствоваться последовательно в микроцикле тренировки. Однако, по мере усиления тренировочных воздействий на последующих этапах тренировки, одна более сильно действующая программа может отрицательно влиять на двигательный эффект другой. В данном случае неправильно спланированное использование упражнений на выносливость может существенно подавлять и сдерживать темпы развития скоростных качеств. Следовательно, важным обстоятельством является не только подбор и использование специфических средств для развития или совершенствования физических качеств, но и использование эффективной связи их взаимодействия и рационального распределения в тренировочном занятии, микроцикле, этапе, годовом цикле.

В настоящее время классифицированы следующие физические качества: скоростные, сила, выносливость, гибкость и подвижность в суставах, ловкость. Как известно, развитие и совершенствование физических качеств должно осуществляться в плане общей и специальной физической подготовки. координационный баскетбольный женский тренировочный

Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем, слаженность их проявлений в процессе мышечной деятельности. Общая физическая подготовка должна связываться не формально с всесторонним развитием вообще, а должна быть направлена на постоянное совершенствование физических качеств, влияющих на рост спортивного мастерства и эффективность учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим под общей физической подготовкой понимают длительный и направленный процесс развития физических качеств положительно влияющих на максимально возможные достижения в баскетболе и повышающей качество учебно-тренировочного процесса.

Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие и совершенствование специальных физических качеств строго в соответствии с биомеханическими и морфофункциональными требованиями, предъявляемыми спецификой движений, особенностями соревновательной деятельности, которые непосредственно определяют достижения в баскетболе [12].

Как отмечалось выше, физическая подготовка в баскетболе является одной их важнейших частей спортивной тренировки и представляет собой процесс, направленный на развитие до требуемого уровня физических качеств. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, оказывающих положительное влияние на достижения в спортивной деятельности баскетболиста и эффективности тренировочного процесса. Она ориентирована на создание специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств, технико-тактической подготовки. Высокий уровень функциональной подготовленности дает возможность баскетболисту выполнять тренировочную работу большого объема и интенсивности, быстрее восстанавливаться после тренировочных нагрузок, а разнообразие средств улучшает координационные способности и облегчает процесс построения, совершенствования технико-тактического мастерства за счет приобретения новых двигательных навыков. Корригирующее значение общей физической подготовки заключается в исправлении недостатков телосложения, препятствующих овладению рациональной техникой игровых действий.

К основным средствам общей физической подготовки относятся неспециализированные упражнения, среди которых основное место отводится общеразвивающим упражнениям и упражнениям из других видов спорта - кроссовый бег, упражнения с отягощениями, спортивные и подвижные игры, плавание и др. Упражнения из других видов спорта применяются для общего физического развития соответственно специфике [15].

Для развития общей выносливости и улучшения здоровья используются кроссы, плавание, ходьба на лыжах и т.п., для укрепления мышечной системы - упражнения с отягощениями различного веса, для приобретения быстроты - спринтерский бег, а для развития ловкости и координации движений - различные спортивные и подвижные игры и упражнения на гимнастических снарядах. Общеразвивающие подготовительные упражнения с различными предметами (палки, скакалки, гантели и др.) и без них, а также на снарядах и тренажерах предназначены для всестороннего физического развития, в первую очередь для новичков и мало подготовленных баскетболистов. С их помощью повышается подвижность в суставах и улучшается умение спортсмена координировать свои движения. Эти упражнения используются также для исправления дефектов телосложения и физического развития. Все эти упражнения выполняются в самых разнообразных условиях - в лесу, на стадионе, в специализированных залах гимнастики, штанги и пр.

На высших этапах спортивного мастерства, как правило, складывается ситуация, когда уровень развития как специализированных (специальных), так и неспециализированных (общих) качеств у спортсмена достигает очень высоких показателей. Дальнейшее удержание их на достигнутом уровне, а тем более повышение, связано с предельной мобилизацией ресурсов организма. В этой связи, в тренировках высококвалифицированных баскетболистов неспециализированные упражнения должны составлять сравнительно небольшую часть общей тренировочной программы, обеспечивая поддержание их на необходимом уровне. Однако этого нельзя сказать о тренировке баскетболистов низкой квалификации. Для них повышенный объем неспециализированных упражнений служит тем фундаментом, на котором возможно совершенствование технико-тактического мастерства и специальных физических качеств [12].

Специальная физическая подготовка. В спортивных играх умения и навыки представляют собой сложнейшие по координации двигательные действия и выполнение их предъявляет специфические требования к развитию физических качеств спортсмена. Одним из важнейших качеств для баскетболиста является прыгучесть, которая реализуется в скоростно-силовых проявлениях сократительных способностей мышц нижних конечностей. Важное значение имеет специальная выносливость к циклическим и ациклическим движениям, которая сопряжена в первом случае с многократным выполнением разнообразных по интенсивности прыжков при бросках и подборах, выполнении предельно сильных прыжковых движений, а во втором - с разнообразными перемещениями на площадке. Все это осуществляется на фоне высоких психических напряжений. Сенсомоторика баскетболиста - способность к тонким мышечным ощущениям и дифференцировке, являются одним из главных свойств качественных проявлений двигательной деятельности. Проявляется она в целевой точности - точности перемещений по площадке, выбора места при подборе, разбеге и отталкивании при броске и, как итог - при всех взаимодействиях с мячом: передачах, подборе, бросках, перехватах. Такой комплекс двигательных способностей баскетболиста носит специфический характер и тесно связан с различными проявлениями психомоторики - уточняющими реакциями на движущийся объект, объемом внимания и поля зрения, точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью [31].

Если на первых этапах многолетней подготовки, относительно большой процент физической подготовки состоит из общей физической подготовки, то далее, определяющими факторами спортивного мастерства становятся точность выполнения технических действий на фоне возрастающей скорости, в связи, с чем средства специальной физической подготовки становятся определяющими в подготовке баскетболиста.

Современные тенденции игры определяют направленность технической подготовки. Хороших результатов можно достичь только при высоком уровне подготовленности игроков. Для этого баскетболист должен:

1.Владеть известными на данный момент приемами игры и уметь применять их в разных условиях;

2.Уметь сочетать различные приемы в любой последовательности в различных условиях игры;

.Владеть комплексом наиболее часто используемых приемов, уметь эффективно применять их;

.Постоянно совершенствовать владение различными приемами, улучшая общую согласованность и скорость их выполнения [21].

Итак, подготовка спортсмена - многогранный разносторонний процесс. Все его стороны тесно взаимосвязаны. Так, физическая подготовка создает предпосылки и условия для решения задач в области технической и тактической подготовки. В свою очередь, от технической и тактической подготовки существенно зависят и сам процесс, и окончательный эффект физической подготовки. На определенных этапах тренировочного процесса, как будет видно в дальнейшем, эти стороны подготовки в значительной мере совпадают.

Столь же тесная взаимосвязь существует и между другими разделами подготовки. Особо большое значение в этой связи имеет морально-волевая подготовка, поскольку она определяет отношение спортсмена к своей деятельности в целом.

Спортивная тренировка, не исчерпывает всего содержания и всех форм подготовки спортсмена. Она постоянно дополняется другими формами подготовки и органически включена в общую систем [27].


Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


.1 Методика исследования


В нашей работе были использованы следующие методы исследования:

. Анализ научной литературы.

. Педагогическое наблюдение.

. Педагогическое тестирование.

. Педагогический эксперимент.

. Метод математической статистики.

По изученной проблеме была проанализирована научная и научно-методическая литература, что позволило нам спланировать тестирование.

Педагогическое наблюдение: проводилось непосредственно в условиях тренировочного процесса. Это позволило оценить структуру и содержание тренировочных занятий в ФОКе, определить место специальных упражнений в тренировочном процессе.

Педагогические контрольные испытания, характеризуют уровень физической подготовленности.

Результаты были взяты из проведенного нами тестирования.

Мы выбрали 6 тестов, которые по нашему предположению отражают уровень наиболее значимых физических качеств, для баскетболисток, координационные способности:

. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).

Испытуемый становится у контрольной линии, по сигналу "марш" (в этот момент(в этот момент включают секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5шт).

Испытуемый обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега [19].

. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).

Испытуемый встаёт в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги - и пытается при этом сохранить равновесие. Испытуемый выполняет задание с открытыми глазами. Время удерживания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат [19].

. Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).

Испытуемый принимает исходное положение (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает мяч диаметром 15-20 см как можно больше количество раз. Испытуемому предлагается сделать две попытки. Фиксируется лучший результат [19].

. Отбивание мяча от пола (тестируется ловкость, скорость реакции, устойчивость позы).

Испытуемый стоит в исходном положении (ноги на ширине плеч) и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с места. Даются две попытки. Фиксируется лучший результат из двух попыток [19].

. Прыжки через скакалку (тестируется ловкость, гибкость, выносливость). Принимается исходное положение: ноги вместе, руки внизу, в руках скакалка. Затем испытуемый прыгает вперёд через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делается две попытки, засчитывается лучший результат.

Важно правильно подобрать скакалку для каждого испытуемого. Если скакалка выбрана правильно, то испытуемый встаёт обеими ногами на середину скакалки и натягивает её, концы скакалки достают до подмышек [19].

. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).

Тест проводится двумя тестирующими. Испытуемый становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки).

Задание: наклониться вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из тестирующих). Второй тестирующий по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся испытуемый кончиками пальцев. Если испытуемый не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. [16,17].

Результаты исследования подвергались нами обработке методами математической статистики

Мы использовали пакеты прикладных программ Excel для Windows, определяли средние арифметические значения, ошибки средней арифметической по t-критерию Стьюдента.


2.2 Организация исследования


Наше исследование проходило в 4 этапа:

1)работа с научно-методической литературой;

2)выборка и подготовка тестов для проведения;

)организация и проведение экспериментального исследования подготовки женской баскетбольной команды ;

)анализ результатов исследования.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что в баскетболе большую роль играют такие физические качества, как координационные способности.

Исходя из выше сказанного, мы подобрали тесты, которые в полной мере показывают развитие данного качества.

Для проверки эффективности выбранных нами тестов мы организовали и провели тестирование.

В тестировании приняли участия девушки баскетбольной команды , в возрасте 18-21 года и в количестве 15 человек.

Первый этап тестирования проходился в следующие сроки:

октябрь 2013 г;

апрель 2014 г;


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


.1Результаты исследования


Контроль за уровнем координационных способностей у женской баскетбольной команды , имеет большое значение не только для занимающихся, но и для тренера по баскетболу, который анализируя результаты в контрольных упражнениях, вносит коррективы в учебный процесс, с целью более успешного развития координационных способностей на каждом этапе программы [33].

В исследовании принимали участие женская баскетбольная команда , в группе 15 человек. Результаты координационных способностей женской баскетбольной команды приведены в табл.1.


Таблица 1

Исходный уровень координационных способностей женской баскетбольной команды

№Контрольные упражненияИсходные данные1Челночный бег 3*109,942Статическое равновесие7,23Подбрасывание и ловля мяча37,134Отбивание мяча от пола36,065Прыжки через скакалку13,466Гибкость1,33

Исследование, проведенное в начале эксперимента, показало, что начальный уровень координационных способностей у женской баскетбольной команды находиться на среднем уровне.

Результаты упражнений свидетельствуют о приблизительно равных показателях координационных способностей женской баскетбольной команды .

Исходные и конечные данные:

) Челночный бег 3*10 м на начальном этапе тестирования 9,94 с, в конце - 9,62 с, что на 0,32 лучше, чем в начале тестирования.


Рис. 1. Показатели результата челночного бега 3*10 м


) Статическое равновесие - 7,2 сек, в конце тестирования - 7,38 сек, что на 0,18, лучше чем на начальном этапе тестирования.


Рис. 2. Показатели результата теста статическое равновесие

) Подбрасывание и ловля мяча - 37 раз, в конце тестирования - 40 раз, что на 3 раз лучше, чем в начале тестирования.


Рис. 3. Показатели результата теста подбрасывания и ловли мяча


) Отбивание мяча от пола в начале тестирования - 36 раз, в конце - 38 раз, что на 2 раз лучше, чем в начале тестирования.


Рис.4 Показатели результата теста отбивание мяча от пола


) Прыжки через скакалку на начальном этапе - 13 раз, в конце тестирования - 16 раз, что на 3 раза лучше чем на начальном этапе.


Рис. 5. Показатели результата теста прыжки через скакалку


) Гибкость - 1,33 см, в конце тестирования - 2,73 см, что на 1,4 см лучше чем в начале тестирования


Рис. 6. Показатели результата теста на гибкость


.2 Обсуждение результатов


Сопоставляя результаты, полученные, при тестировании в конце эксперимента показывают, что результаты в группе улучшились.

Это объясняется тем, что в группу были взяты спортсмены со специальной физической подготовкой.

Полученные данные исследования свидетельствуют о том, что результат улучшился.

Мы считаем, что прирост результатов обусловлен правильным тренировочным процессом [11].

. Определить наличие взаимосвязи между показателями тестирования челночного бега 3*10 м, в октябре 2013 и апреле 2014 года.

Xi = октябрь 2013 г Yi =апрель 2014 г

. Среднее арифметическое - челночный бег 3*10 м.


Таблица 1

Сравнительные результаты эксперимента

ГруппыЭтапСреднее арифм.QmTpXiТест9,950,180,050,47<0,05YiРетест9,620,180,05

Вывод: Так как tp < tkp, то различия не достоверны.


. Определить наличие взаимосвязи между показателями тестирования статического равновесия в октябре 2013 и апреле 2014 г.

Xi = октябрь 2013гYi =апрель 2014


Таблица 2

ГруппыЭтапСреднее арифм.QmTpXiТест7,210,830,22-0,06<0,05YiРетест7,380,830,22

Вывод: Так как tp < tkp, то различия не достоверны.

. Определить наличие взаимосвязи между показателями тестирования подбрасыванием и ловлей мяча октябрь 2013 и апрель 2014г.

Xi =октябрь 2013г Yi =апрель 2014


Таблица 3

ГруппыЭтапСреднее арифм.QmTpXiТест37,135,211,4-1,5<0,05YiРетест39,934,61,24Вывод: Так как tp < tkp, то различия не достоверны.

. Определить наличие взаимосвязи между показателями тестирования отбивания мяча от пола в октябре 2013 и апреле 2014г.

Xi = октябрь 2013г Yi =апрель 2014


Таблица 4

ГруппыЭтапСреднее арифм.QmTpXiТест363,91,05-1,8<0,05YiРетест38,463,060,83

Вывод: Так как tp < tkp, то различия не достоверны.

. Определить наличие взаимосвязи между показателями теста прыжки через скакалку октябрь 2013 и апрель 2014 г.

Xi = октябрь 2013 г Yi =апрель 2014


Таблица 5

ГруппыЭтапСреднее арифм.QmTPXiТест13,462,10,56-3,83<0,05YiРетест16,261,80,48

Вывод: Так как tp < tkp, то различия не достоверны.

. Определить наличие взаимосвязи между показателями тестирования на гибкость октябрь 2013 и апрель 2014г.

Xi = октябрь 2013 г Yi =апрель 2014г


Таблица 6

ГруппыЭтапСреднее арифм.QmTPXiТест1,331,220,33-3,4<0,05YiРетест2,730,920,25

Вывод: Так как tp < tkp, то различия не достоверны

Исследование развития координационных способностей у женской баскетбольной команды в тренировочном процессе контрольной и экспериментальной групп выявило:

1. Средние показатели в челночном беге на 30 м составили:

·в экспериментальной группе 9,62 ± 0,18; в контрольной группе 9,95± 0,18

2. Средние показатели статического равновесия:

·в экспериментальной группе 7,38±0,83; в контрольной 7,21±0,83

3. Средние показатели в подбрасывание и ловля мяча :

·в экспериментальной группе 39,93±4,6; в контрольной 37,13±5,21

4. Средние показатели отбивания мяча от пола:

·в экспериментальной группе 38,46±3,06; в контрольной 36±3,9

. Средние показатели прыжков через скакалку :

·экспериментальная группа 16,26±1,8; в контрольной 13,46±2,1

6)Средние показатели гибкости:

·в экспериментальной группе 2,73±0,92; в контрольной 1,33±1,22

Таким образом, разработанная методика улучшила показатели координационных способностей у женской баскетбольной команды. После эксперимента мы выявили прирост в челночном беге, статическом равновесии, подбрасывание и ловле мяча, отбивание мяча от пола, прыжки через скакалку, гибкость. Однако все выше перечисленные показатели не достоверны


ВЫВОДЫ


В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемый в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Так же, развитие координационных способностей имеет важное значение в профессиональной и спортивной деятельности людей. А, следовательно, и тема "Развитие координационных способностей у женской баскетбольной команды в тренировочном процессе" очень актуальна на данном этапе [26].

В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

. Изучив координационные способности у женской баскетбольной команды, можно сделать выводы, что проблемы существуют как теоретические, так и практические.

. Предложенная нами методика соответствует преимущественной направленности на развитие координационных способностей у женской баскетбольной команды .

. Проведя тестирование можно сказать, что использование дифференцированных упражнений благоприятно влияет на развитие координационных способностей в тренировочном процессе у женской баскетбольной команды. Показатели уровня развития координационных способностей улучшились, что подтверждает эффективность предложенной нами методики.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


В рамках учебного тренировочного занятия по баскетболу рекомендуется внедрить методику на развитие координационных способностей у женской баскетбольной команды, состоящих из :

)Подготовительной части (10-12 общеразвивающих упражнений, умеренная дозировка 6-8 раз) продолжительность подготовительной части - 5 минут.

)Основной части (упражнения с элементами игры в баскетбол, способствующие развитию координационных способностей). Продолжительность основной части -20 минут.

)Заключительной части (специальные упражнения для повышения координационных способностей) Продолжительность заключительной части 5 минут).


ЛИТЕРАТУРА


1.Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин. - Харьков: "Основа", 2003. - 244 с.

2.Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Амшарин. - М.: Физкультура и спорт, 2003.

.Берштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Берштейн. - М.: Физкультура и спорт, 2001.

.Булкин, В. А. Тест для оценки координации двигательной деятельности / В.А. Булкин [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №3. - С. 34-36.

.Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. - М: ФиС, 2009.

.Выдрин, В. М. Теория физической культуры / В. М. Выдрин. - Л.: ГДОИДК, 2002.

.Годик, М. А. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культ / М. А. Годик. - М., 2008.

8.Гомельский, А. Я. Управление командой в баскетболе / А. Я. Гомельский. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 215 с.

9.Донской, Д. Д. Три вида координации движений / Д. Д. Донской, В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1999.

10.Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк. - М.: Академия, 2001. - 264 с.

11.Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии / В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2002.

12.Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 28-39 с.

13.Корягин, В. М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов: автореф. дис. канд.пед.наук / В. М. Корягин. - М.: РГАФК, 2004. - 24 с.

14.Курамшина, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. Проф. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004.

15.Львова, Ю. И. Баскетбол: Физическая подготовка баскетболистов / Ю. И. Львова. - М.: Физкультура и спорт,2003. - 176 с.

16.Лях, В. И. Взаимоотношение координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №3. - С.31-36.

17.Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2000. - №4. - С. 6-12.

.Лях, В. И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовке в школе / В. И. Лях, Е. Садовский // Теория и практика физической культуры. - 1989. - №8. - С.24-28.

.Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2008.

.Маслюков, А. В. Развитие координационных способностей [Текст] / А. В. Маслюков. - М.: Изд-во "Чистые пруды", 2008.

.Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 240 с.

.Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) [Текст]: учебник / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

.Матвеев, Л. П. Введение в теорию физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2003.

24.Мацак, А. Б. Построение годичного цикла тренировки квалифицированных баскетболистов на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис. канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 2008. - 26 с.

25.Набатниковой, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 180 с.

26.Петров, А. М. Центральное программирование механизмов реализации координационных способностей спортсменов и их педагогическое обоснование / А. М. Петров. - М.: ВНИИФК, 2007.

.Пидоря, А. М. Основы координационной подготовки спортсменов / А. М. Пидоря, М. А. Годик, А. И. Воронов. - Омск, 2001.

.Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - К.: "Олимпийская литература", 2001.

29.Саблин, А. Б. Специальная физическая подготовка высокорослых баскетболистов высокой квалификации: Автореф. дис… канд. пед. наук / А. Б. Саблин. - М.: ГЦОЛИФК, 2002. - 20 с.

30.Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М., 2005.

31.Холодова, К. Ж. Теория и методика физического воспитания и спорта учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ж. К. Холодова, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

32.Шварц, В. Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В. Б. Шварц, С. В. Хрущёв. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 160 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Тестирование женской баскетбольной команды (октябрь)

№п/пЧелночный бег 3*10Статическое равновесиеПодбрасывание и ловля мячаОтбивание мяча от полаПрыжки через скакалкуГибкость19,87,84530134210,16,53932173310,27,3423915249,55,9374110159,88,329381206107,53036160710,17,4414215189,76,9344311299,98,636321311010,36,342311211110,27,74640110129,76,93937102139,98,03736162149,76,529321611510,36,63131150Среднее арифметическое9,947,237,1336,0613,461,33

Тестирование женской баскетбольной команды (апрель)

№п/пЧелночный бег 3*10Статическое равновесиеПодбрасывание и ловля мячаОтбивание мяча от полаПрыжки через скакалкуГибкость19,67,9463715429,76,7413619439,67,5453917349,36,1384113259,48,5373915269,77,7313917379,97,5434318289,67,0364313499,58,83635162109,86,54533152119,77,94642161129,47,14240153139,68,24040194149,66,63935183159,96,73435182Среднее арифметическое9,627,3839,9338,4616,262,73


Теги: Развитие координационных способностей у женской баскетбольной команды в тренировочном процессе  Диплом  Туризм
Просмотров: 17984
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Развитие координационных способностей у женской баскетбольной команды в тренировочном процессе
Назад