Методика совершенствования гибкости бобслеистов 18-26 лет

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт физической культуры, спорта и туризма


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

в форме дипломной работы

Методика совершенствования гибкости бобслеистов 18-26 лет


Руководитель - Николаева О.О.

Студент гр. ФК09-01С - Буряков П.С.


Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Глава I Теоретический анализ состояния и резервы совершенствования гибкости в подготовки бобслеистов

1.1 Оптимизация построения тренировочного процесса в совершенствовании гибкости

1.2 Целенаправленность в подборе средств совершенствования гибкости

1.3 Особенности методики развития гибкости

1.4 Средства и методы воспитания гибкости

Глава 2 Организация и методы исследования

2.1 Методы исследования

2.2 Организация исследования

Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования в сфере спорта высших достижений бобслей по количеству возможных призовых мест и медалей занимает первое место. Несмотря на свой богатый практический опыт, накопленный в данном виде спорта, сборная команда России показывает на соревнованиях результаты ниже своих возможностей. Развитие бобслея в России сдерживается слабостью отечественной материально-технической базы и отсутствием доступных научно обоснованных методических разработок в области специальной физической подготовки бобслеистов. Уровень специальной физической подготовленности бобслеистов, основанный на высоком потенциале и проявлении скоростно-силовых качеств, является наиболее значимым фактором достижения высоких спортивных результатов в бобслее . Однако говоря о гибкости то здесь отметим что это тема мало изучена так таковая и требует изучения в развитии специальной физической подготовки в бобслеи.

Актуальность нашего исследования обусловлена осознанием необходимости решения данной проблемы и устранения выявленных противоречий в системе совершенствовании гибкости в подготовки бобслеистов.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Методика совершенствования гибкости бобслеистов 18-26 лет».

Объектом нашего исследования является гибкость как физическое качество.

Предмет исследования - условия совершенствования уровня гибкости у бобслеистов.

Цель исследования -охарактеризовать методику совершенствования гибкости бобслеистов 18-26 лет.

Задачи исследования:

. Выявить и теоретически обосновать необходимые организационно-педагогические условия совершенствования гибкости в подготовки бобслеистов.

. Разработать систему тренировочного процесса, обеспечивающую реализацию организационно-педагогических условий совершенствования гибкости подготовки бобслеистов.

. Проверить в педагогическом эксперименте эффективность реализации организационно-педагогических условий совершенствования гибкости бобслеистов.

Гипотеза - предполагается что, для методика совершенствования гибкости, с использованием статических упражнений для бобслеистов, будет способствовать позитивной динамике их физического, психического и функционального развития.

Методологическую основу исследования составили труды по теории и методике спортивной подготовки (Ю.В. Верхошанский; В.М. Дьячков, В.М. Зациорский, В.В. Кузнецов, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, 1986-А.Ф. Шарипов, 2003).

Теоретическая значимость. Результаты работы дополняют знания о методических путях оптимального построения тренировочного процесса, применения эффективных режимов, средств, методов при подготовке спортсменов скоростно-силовых видов спорта.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и внедрении в учебно-тренировочный процесс системы тренировки бобслеистов на общеподготовительном этапе, руководствуясь которой можно обеспечить создание оптимальных условий для развития позитивных тенденций духовной общности «тренер-спортсмен», совершенствования гибкости, повышения уровня подготовленности, реализации потенциала спортсменов в соревновательной деятельности и роста спортивных результатов.

Полученные в ходе исследования данные могут использоваться в области физической культуры и спорта при обучении студентов образовательных учреждений, служить основой для разработки учебно-тренировочных программ в скоростно-силовых видах спорта, применяться спортсменами высокого класса, тренерами сборных команд и спортивных организаций в качестве методических рекомендаций в учебно-тренировочном процессе.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.


Глава I Теоретический анализ состояния и резервы совершенствования гибкости в подготовки бобслеистов


.1 Оптимизация построения тренировочного процесса в совершенствовании гибкости


Научная организация процесса планирования подготовки в спорте высших достижений предполагает его оптимизацию - выбор в конкретных условиях наилучших методик, вариантов тренировки, ведущих к высоким спортивным результатам. Задача оптимального построения тренировки состоит именно в том, чтобы, опираясь на объективные закономерности тренировочного и соревновательного процессов, придать им формы, наиболее полно обеспечивающие решение намеченных целей и условия их реализации [16].

Современный спорт характеризуется непрерывным ростом спортивных результатов [13]. Между тем, требует разрешения имеющееся на этапе спортивного совершенствования противоречие между замедлением темпов прироста результатов и увеличением объёма времени подготовки спортсменов [9]. Динамика роста спортивных результатов является следствием совершенствования организации тренировочного процесса [18]. Анализ динамики мировых спортивных достижений позволяет утверждать, что эффективность системы подготовки спортсменов продолжает возрастать [19]. Система подготовки спортсменов по мере её совершенствования оказывает всё более существенное влияние на повышение общего уровня спортивных достижений (рекордов) [16].

Современные тенденции управления спортивной подготовкой в различных видах спорта характеризуются упорядочением процесса восхождения по этапам спортивного мастерства [43]. На этапе спортивного совершенствования в различных видах спорта успешно осуществляется использование принципов программно-целевого управления [13]. Анализ литературы указывает на целесообразность планирования тренировки в соответствии с конкретным спортивным направлением [24]. Требования эффективности управления подготовкой спортсменов предполагают её поэтапные ориентиры с учётом заданных целей [34]. Целевая направленность построения и управления тренировочным процессом в конкретном виде спорта позволяет создавать необходимые тренировочные и соревновательные эффекты. Направленность вида спорта обусловлена в первую очередь физиологической характеристикой спортивных движений, учитывающей особенности управления движениями, характер усилий, мощность мышц. Физиологические предпосылки, на которых основана общая классификация движений в спорте, являются существенной базой учебно-тренировочного процесса [17]. Достичь высокого мастерства в избранном виде спорта возможно, добиваясь высокого качества выполнения соревновательного движения на основе внутри и межмышечной координации мышц и мышечных групп.

Оптимизация совершенствования гибкости в бобслее заключается в приведении на научной основе в соответствие с режимами и характером работы мышц и мышечных групп взаимосвязанных компонентов: средств, методов, интенсивности дифференцированных по направленности тренировочных нагрузок, количества подходов, повторений упражнений в подходе и рассматривается как один из основных резервов в подготовки бобслеистов. В соответствии с общей классификацией движений в спорте [17] спортивные движения, совершаемые бобслеистами, относятся к стереотипным, управление которыми хорошо укладывается в схему динамического стереотипа и сводится к точному воспроизведению заранее известной и строго заученной формы движений. Данные движения являются циклическими локомоциями и оцениваются в количественных мерах времени конечного результата их выполнения на этапе разгона спортивного снаряда. Подготовка квалифицированного бобслеиста представляет собой целостную динамическую систему, в которой на каждом этапе совершенствования его спортивного мастерства решаются специфические задачи по развитию двигательных качеств, технического мастерства, выбору средств, методов и величин тренировочных воздействий с учётом уровня подготовки спортсмена и скоростно-силовой направленности данного вида спорта - бобслея.

Оптимизация совершенствования гибкости в бобслее предполагает разработку и практическое применение модели общеподготовительного этапа тренировочного процесса - совокупности структуры, содержания и методического обеспечения подготовки в микроциклах, несущих информацию об основных её компонентах: преимущественной направленности, средствах, методах, интенсивности, и методических подходов с учётом заданных целей.

Увеличение объёма упражнений соревновательного характера Современные виды спорта в основном базируются на скоростно-силовой подготовленности и умении проявлять её в условиях тренировки и соревнований, выполняя спортивные двигательные действия. Высокий уровень развития скоростно-силовых способностей способствует достижению высоких спортивных результатов в различных видах спорта [55].

Проблеме совершенствовании гибкости уделяли внимание многие исследователи: [6], [10], [15], [17, 18], 31], И. О. Ганченко [33]. Т. А. Глазько [36], [41], [47].

Делая вывод, отметим что, гибкость важна при выполнении многих двигательных действий . Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта в том числе и бобслеи.


1.2 Целенаправленность в подборе средств совершенствования гибкости


В тренировочном процессе спортсменов бобслеистов каждое локальное упражнение должно иметь целевую направленность, которая определяется спецификой соревновательной деятельности на той или иной дистанции. Частое использование соревновательного упражнения в качестве средства подготовки требует больших затрат нервной и физической энергии, поэтому в тренировках различных видов спорта применяют упражнения, воздействующие с различной степенью на отдельные параметры соревновательного движения [17], тщательно подбирая средства с учётом специфичности и локальности воздействий [20].

Традиционная подготовка бобслеистов в микроциклах общеподготовительного этапа основана на использовании упражнений, укрепляющих преимущественно те группы мышц, которые развивают абсолютную силу, быстроту, выносливость,гибкость. Традиционные тренировки на общеподготовительном этапе с использованием серии беговых упражнений на длинные дистанции развивают исключительно силовую выносливость. Перегруженность беговыми упражнениями отрицательно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств [12].

В зависимости от выбора пути развития гибкости [22] в тренировках используют: упражнения, сходные с соревновательными, с целью совершенствования межмышечной координации; - упражнения с большими отягощениями 1 ч- 6 ПМ (повторный максимум) для совершенствования внутримышечной координации; - упражнения с применением отягощений в пределах 7 ч- 13 ПМ с целью совершенствования собственной реактивности мышц. При исследовании состава мышц тела, несущих основную нагрузку при выполнении специализируемого упражнения, доказана необходимость целенаправленного применения тренировочных средств, правильного подбора упражнений, способных обеспечить увеличение скоростно-силовых возможностей определённых мышечных групп, а также проявление этих возможностей в кратчайшее время. В тренировочной деятельности различных видов спорта используются средства с проявлением максимальных усилий для образования координационных связей, позволяющих прогрессировать в основном упражнении [34]. Так, необходимым условием применения силовых упражнений в беге является их соответствие спортивной деятельности и сохранение общих черт внешней и внутренней структуры спортивного упражнения [36].

Учитывая, что в стартовых действиях бобслеиста основная нагрузка приходится на группу мышц бедра, целенаправленное использование в тренировках упражнения "высокое бедро" является одним из средств совершенствования стартового разгона и повышения уровня подготовленности спортсмена.

Основным методическим условием различных комплексов локальных упражнений с отягощениями (сопротивлениями) также является их структурное и функциональное сходство с ведущими элементами соревновательного вида в целях избирательного воздействия на специфические мышечные группы [36, 43].

В бобслее на общеподготовительном этапе решаются задачи развития гибкости бобслеиста. При построении тренировочного процесса на данном этапе очевидна целесообразность соревновательной направленности тренировочных нагрузок. При выборе средств общей и специальной физической подготовки необходимо использовать упражнения локального воздействия, близкие по характеру к мышечным усилиям, проявляемым при разгоне спортивного снаряда. Тщательный подбор специальных локальных упражнений с учётом их структурного и функционального сходства с ведущими элементами спортивного упражнения в целях избирательного воздействия на специфические мышечные группы, несущие основную нагрузку в соревновательном движении, является одним из резервов совершенствования подготовки бобслеиста.

Реализация на практике выявленных резервов совершенствования гибкости на основе оптимального построения тренировочного процесса, увеличения объёма упражнений соревновательного характера, удельного веса специальной силовой подготовки, целенаправленного подбора средств, позволяющих прогрессировать в спортивном упражнении, может повлиять на повышение уровня подготовленности разгоняющих и рост спортивных достижений. Способность спортсмена проявлять в кратчайшее время максимальные мышечные усилия при одновременном сохранении специфической структуры спортивного движения имеет большое значение [50].

В бобслее успешность выступления на соревнованиях зависит от уровня развития не только скоростно-силовых качеств и степени использования упражнений по совершенствованию гибкости. При этом исследования теоретического и практического характера в бобслее ещё не стали достоянием науки и практики, отдельные разработки носят частный характер и не имеют широкого распространения, вопросы развития гибкости в них не рассматриваются [14].

Специальные упражнения, близкие по своей структуре и характеру нервно-мышечных усилий к основным движениям вида спорта, являются наиболее эффективным средством развития гибкости [22].

При всём многообразии показателей двигательной активности ведущая роль в бобслее отводится не только скоростно-силовым способностям, которые характеризуют спортивное мастерство бобслеистов но и также гибкости. Однако проблема вывода на новый уровень возможностей спортсменов в настоящее время не решена. В научно-методической литературе вопросы совершенствования гибкости не рассматриваются.

Практический опыт показывает, что в бобслее традиционная подготовка спортсменов на общеподготовительном этапе характеризуется высокими объёмами общефизических упражнений локального воздействия на отдельные группы мышц.

1.3 Особенности методики развития гибкости


Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3-4 месяца, то рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических.

Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8-10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 1.

Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата.

Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки [12].

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях - 4-6 с.

Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

По вопросу о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2-3 раз в неделю; другие убеждают необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день.

Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах [15].

Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на10-12%.

При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

Подведем итог выше сказанному итак.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения[14]. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.) [17].


1.4 Средства и методы воспитания гибкости


В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание [14].

При воспитании гибкости важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах. При этом особое внимание следует обратить на те звенья опорно-двигательного аппарата, которые имеют наибольшее значение в овладении прикладными жизненно необходимыми действиями (плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти). Основные средства воспитания гибкости - это упражнения на растягивание (махи руками, ногами, супинация и пронация конечностей, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц). К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся пассивные движения, выполняемые с помощью партнера, с отягощением, с помощью эспандера или амортизатора, с использованием собственной силы, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения служит вес собственного тела). Используются также активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой с предметами и без них, а также статические упражнения (удержание конечности в отведенном до предела положении в течение 3-6с.). Все эти упражнения обеспечивает прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность [20].

Величина подвижности существенно зависит от силовых возможностей человека. Добиться повышения активной подвижности можно путем увеличения пассивной подвижности и максимальной силы. Большой эффект также дает метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения, какого- либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой. Причем достигается она не сразу: в начале увеличивается, достигнув же максимума, держится на одном уровне и затем уменьшается. Применяются также упражнения с внешним сопротивлением (вес предметов, противодействие партнера).

Силовые упражнения и упражнения на растягивание нужно использовать комплексно. Полезно включать в занятия и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению и растягиванию [11].

При воспитании гибкости первостепенное значение имеет дозировка нагрузок. Число упражнений и их дозировка должны не только обеспечивать развитие подвижности, но и способствовать поддержанию ее на достигнутом уровне. Общее правило для развития подвижности в суставах: выполнять движения до максимальной амплитуды плюс 8-10 движений.

Основным методическим условием является разминка перед выполнением движений на растягивание. Разминка готовит организм к предстоящей работе, «разогревает» мышцы, увеличивая их растяжимость. Лучше всего «разогревание» производить до появления пота. При выполнении упражнений на растягивание нужно ставить перед учащимися конкретную цель: коснуться определенной точки или предмета.

Специалистами разработаны ориентировочные рекомендации по количеству повторений, темпу движений: до 15-25 повторений в плечевых и тазобедренных суставах в 7-8 летнем возрасте и до 30-45 в 13-17-летнем. Темп при активных упражнениях- в среднем 1 повторение в секунду, при пассивных-1 за одну-две секунды; выдержка в статических положениях -три-шесть секунд. В процессе развития гибкости необходимо не только повторять упражнения, но и постепенно увеличивать их количество и число повторений. Нагрузка увеличивается и в периодах тренировки- за счет большего количества занятий в неделю. Подвижность в суставах сохраняется и совершенствуется, если упражнения повторяются, и уменьшается при бездействии [13].

Непосредственно с дозированием упражнений связана и величина интервалов отдыха. Длительность их должна быть оптимальной, чтобы обеспечивать повторение той же работы без снижения амплитуды движений. Время фазы восстановления зависит и от числа повторений.

Нагрузка в упражнениях на гибкость определяется числом повторений, необходимых для достижения в данном занятии предельной амплитуды движений. В динамических упражнениях это достигается благодаря увеличению количества повторений движения до 20раз, в статических- за счет увеличения времени выдержек до 4-6 и более секунд.

Темп выполнения для развития активной гибкости составляет в среднем одно повторение в секунду. Для развития пассивной гибкости темп выполнения упражнений несколько ниже. Упражнения для развития пассивной гибкости и статические упражнения целесообразно применять тогда, когда с возрастом существенно возрастет масса мышц и связочному аппарату будет меньше угрожать деформация.

Для развития гибкости наиболее целесообразны маховые движения с постепенным увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами, приседания, наклоны.

Особенно полезны эти движения с опорой о снаряд и с помощью партнера.

При малой подвижности предпочтение следует отдавать динамическим упражнениям, так как они наряду с растягиванием «тормозящих» мышц способствуют развитию силы их антагонистов, благодаря укреплению которых и происходит увеличение амплитуды движений. В этом случае целесообразно также использовать и смешные (динамико-статические) упражнения, которые по эффективности очень близки к динамическим.

Чтобы достичь большой подвижности, нужны ежедневные упражнения. Поэтому, кроме уроков физической культуры, рекомендуется включать упражнения на гибкость в другие формы физического воспитания школьников, в частности в ежедневную утреннюю гимнастику.

Оптимум развития гибкости определяется величиной, которая должна несколько превосходить максимальную амплитуду движений в изучаемых двигательных умениях и навыках. После достижения необходимой величины гибкости количество упражнений на гибкость следует уменьшить, при этом сохранив достигнутую амплитуду движений. Если же не соблюдать это условие, то гибкость у детей быстро уменьшится. Уже после недельного перерыва в занятиях гибкость начинает снижаться и быстро достигает исходных величин [6].

Основная задача упражнений на растягивание состоит в том, чтобы увеличить длину мышц и связок до степени, соответствующей нормальной анатомической подвижности в суставах.

Гибкость должна быть в оптимальном соотношении с мышечной силой. Недостаточное развитие мышц, окружающих сустав, может привести к чрезмерной подвижности их и к изменению статики человеческого тела.

С анатомической и практической точки зрения целесообразна большая подвижность в тазобедренных суставах при сгибании вперед и меньшая при разгибании назад. Эффективность упражнений на растяжение будет большей при длительном воздействии относительно малой интенсивности. Исследованиями доказано, что упражнения на растягивание целесообразно выполнять два раза в день. Для сохранения гибкости можно выполнять их реже. Сочетание силовых упражнений с упражнениями на растягивание способствует гармоничному развитию гибкости: растут показатели активной и пассивной гибкости, причем уменьшается разность между ними. Именно этот режим работы можно рекомендовать спортсменам всех специализаций для увеличения активной гибкости, проявляющейся в специальных упражнениях.

Если выполнять только силовые упражнения, то способность мышц к растягиванию уменьшается. И, наоборот, постоянное растягивание мышц (при исключении мощных сокращений) ослабляет их. Поэтому в ходе тренировочного занятия следует предпочитать частое чередование упражнений на гибкость с силовыми упражнениями. Такая методика обеспечивает одновременное повышение силы и гибкости в работе не только с квалифицированными атлетами, но и с подростками[1].

Для развития гибкости используются различные приёмы:

Применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания.

Выполнение движений по возможно большей амплитуде.

Использование инерции движения какой-либо части тела.

Использование дополнительной внешней опоры: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельной части тела с последующим притягиванием одной части тела к другой.

Применение активной помощи партнера.

Последнее время распространяется активно-силовой метод развития гибкости, в основу которого положен феномен А.А.Ухтомского - самопроизвольное отведение прямой руки после 30-60-секундного изометрического напряжения мышц. Например, рука непроизвольно отводится в сторону после попытки выполнить это движение, стоя вплотную боком к стенке.

Аналогичное явление наблюдается при выполнении равновесия и растягивании свободной ногой резинового амортизатора. Обычно в этом случае спортсмену не удается поднять ногу на привычную для него высоту. После снятия амортизатора нога непроизвольно поднимается значительно выше уровня, обычного для данного спортсмена.

При активно-силовом методе развития гибкости увеличивается сила мышц в зоне «активной недостаточности» и амплитуда движений. (2)

Существуют два основных метода тренировки гибкости - метод многократного растягивания и метод статического растягивания.

Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. В начале спортсмены начинают упражнение с относительно небольшой амплитудой, увеличивая её к 8-12-му повторению до максимума.

Высококвалифицированным спортсменам удается непрерывно выполнять движения с максимальной или близкой к ней амплитудой до 40 раз. Пределом оптимального числа повторений упражнения является начало уменьшения размаха движений. Наиболее эффективно использование нескольких активных динамических упражнений на растягивание по 8-15 повторений каждого из них. В течение тренировки может быть несколько таких серий, выполняемых подряд с незначительным отдыхом или вперемежку с другими, в том числе и силовыми, упражнениями. При этом необходимо следить, чтобы мышцы не «застывали».

Активные динамические упражнения могут включаться во все части учебно-тренировочного занятия. В подготовительной части эти упражнения являются составной частью общей и специальной разминки. В основной части занятия такие упражнения следует выполнять несколькими сериями, чередуя их с работой основной направленности. Если же развитие гибкости является одной из основных задач тренировочного занятия, то целесообразно упражнения на растягивание сконцентрировать во второй половине основной части, выделив их самостоятельным «блоком».

Метод статического растягивания основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности. Сначала необходимо расслабиться, а затем выполнить упражнение, удерживая конечное положение от 10-15 секунд до нескольких минут. Для этой цели наиболее приемлемы разнообразные упражнения из хатха-йоги, прошедшие многовековую проверку. Эти упражнения обычно выполняются отдельными сериями в подготовительной и заключительной частях занятия, или используются отдельные упражнения в любой части занятия. Но наибольший эффект дает ежедневное выполнение комплекса таких упражнений в виде отдельного тренировочного занятия. Если основная тренировка проводится в утренние часы, то статические упражнения на растягивание необходимо выполнить во второй половине дня или вечером. Такая тренировка обычно занимает до 30-50 минут. Если же основное тренировочное занятие проводиться вечером, то комплекс статических упражнений на растягивание можно выполнить и в утреннее время.

Эти упражнения необходимо использовать и в подготовительной части занятия, начиная с них разминку, после чего выполняются динамические специально-подготовительные упражнения, с постепенным наращиванием их интенсивности. При таком проведении разминки, в результате выполнения статических упражнений, хорошо растягиваются мышцы и связки, ограничивающие подвижность в суставах. Затем при выполнении динамических специально-подготовительных упражнений разогреваются и подготавливаются к интенсивной работе мышцы.

Комплексы статических упражнений на растягивание можно выполнять и с партнером, преодолевая с его помощью пределы гибкости, превышающие те, которых можно достигнуть при самостоятельном выполнении упражнений[1].

В каждом целостном действии отдельные мышечные группы не только сокращаются и растягиваются, но и расслабляются. Наиболее выгоден такой режим мышечной работы, при котором система процессов возбуждения и торможения обусловливает работу двигательного аппарата с наименьшими энергетическими затратами. Это возможно лишь в том случае, если во время работы в состоянии деятельного возбуждения будут находиться только мышцы, которые действительно должны участвовать в выполнении данного движения (позы). Остальные мышцы в это время расслабляются.

С помощью упражнений на расслабление занимающиеся научатся сознательно и произвольно расслаблять отдельные мышечные группы и смогут скорее овладеть техникой упражнений.

Процесс торможения и связанное с ним расслабление мышц благоприятствуют протеканию восстановительных процессов.

Поэтому упражнения на расслабление используются также для улучшения кровообращения в мышцах или в качестве отвлекающих упражнений, в особенности после сильных напряжений статического характера.

Чтобы уметь произвольно расслаблять мышцы, необходимо развить способность воспринимать изменяющееся состояние мышцы, т.е. различную степень расслабления. Для решения этой задачи используются такие упражнения, с помощью которых занимающиеся могут научиться:

Четко различать ощущения напряженного и расслабленного состояния мышц по отношению к обычному, сильному и незначительному напряжению;

Расслаблять одни группы мышц при одновременном напряжении других;

Поддерживать движение расслабленной части тела по инерции путем использования активного движения других частей тела;

Самостоятельно определять в цикле движения фазы отдыха и соответственно им максимально расслаблять мышцы. (2)

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности, занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используется также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т. д.) [5].


Глава 2 Организация и методы исследования


2.1 Методы исследования


В работе использованы следующие методы исследования:

.Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы

.Тестирование

. Педагогический эксперимент;

. Методы математической статистики.

.Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.

Теоретический анализ и обобщение. Изучение литературных данных проводилось для оценки состояния проблемы, определения задач исследования и сопоставления имеющейся информации с результатами экспериментальных исследований. Перечень изученных источников представлен в списке литературы, изложенной в курсовой работе.

Изучение динамики физического состояния. Физическое состояние и работоспособность юных борцов изучались методом специальных контрольных упражнений, наблюдения, хронометража. Испытание уровня физической подготовленности проводилось с целью оценки степени развития физических качеств, а также для анализа эффективности воздействия средств и методов тренировки в целях роста спортивных результатов бобслеистов.

. Тестирование. В эксперименте были использованы контрольные тесты для измерения гибкости у бобслеистов.

Тест, определяющий уровень подвижности тазобедренного сустава

Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Наклон вперед

Для этого испытуемый, стоя на ступеньке или столе, к которому вертикально приставлена линейка с сантиметровыми делениями, выполняет наклон вперед. Гибкость оценивается расстоянием от кончиков пальцев руки до опоры. Нормальной считается гибкость, оцениваемая в 0 очков: в этом случае испытуемый достигает кончиками пальцев до опоры. Если, не сгибая коленей, удается дотянуться ещё ниже, гибкость оценивается тем или иным положительным числом очков. У человека, не достающего опоры, оценка гибкости отрицательная.

Мостик

Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент был организован и проведен на третьем этапе в рамках учебно- тренировочного процесса.

. Методы математической статистики. Широко применяется для обработки полученных в ходе исследования данных, их логический и математический анализ для получения вторичных результатов, т.е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.

При обработке полученных результатов вычислялись следующие показатели:. Показатели среднего арифметического Х

В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины для каждой группы в отдельности:


где Хi - значение отдельного измерения; n - общее число измерений в группе.. Дисперсию по формуле:


. Формулу для вычисления стандартной ошибки среднего арифметического значения (m) по формуле:


. Для оценки достоверности различий средних показателей использовался:критерий Стьюдента -



где;- объем выборки,

сумма,

х, у - экспериментальные данные, Sy -дисперсии.

С помощью методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом.


2.2 Организация исследования


Исследования проводились на базе СДЮСШОР по санным видам спорта г. Красноярске. Предметом исследования явился поиск новых путей развития гибкости у бобслеистов.

Для применения методики была выбрана учебно-тренировочная группа бобслеистов 18-22 лет. Данная группа была поделена на две подгруппы, по 10 человек в каждой. Подбор групп осуществлялся на основе результатов полученных бобслеистами во время сдачи контрольных нормативов в 2013 учебно-тренировочном году и по дополнительной рекомендации тренера.

Применение нашей экспериментальной методики было направлено на подготовительный и соревновательный периоды годичного тренировочного цикла.

Разработаны комплексы упражнений двух видов: избирательной и комплексной направленности. Упражнения подбирались с учетом специфики беговых видов легкой атлетики: основное внимание уделялось голеностопным, коленным, тазобедренным суставам и гибкости во всех отделах позвоночника, а так же эластичности мышц передней, задней поверхностей бедра, икроножной мышцы и ахилового сухожилия.

В комплекс упражнений избирательной направленности были включены от 8 до 10 упражнений, помогающих воспитанию гибкости в суставах нижних конечностей и позвоночника. В комплекс упражнений комплексной направленности были включены 4-6 упражнений на повышение эластичности мышц передней, задней поверхностей бедра, икроножной мышцы, ахилового сухожилия и 3-5 упражнений на подвижность в суставах нижних конечностей.

Работа по воспитанию гибкости у бобслеистов экспериментальной группы велась в три этапа.

На первом в течение двух недель разучивались комплексы упражнений, при этом осуществлялся контроль за правильностью их выполнения, концентрацией внимания на расслаблении растягиваемых группах мышц, правильном дыхании, правильным возвращением в исходное положение. Упражнение выполнялись из различных исходных положений: лежа на спине, лежа на животе, сидя на пятках, стоя.

На втором этапе в течение трех месяцев бобслеисты занимались по разработанной нами методике в развивающем режиме. Занятия проводились ежедневно (6 раз в неделю), комплексы чередовались через день (1 день - комплексной, 1 день - избирательной направленности). На каждый комплекс затрачивалось в среднем 25-30 мин. Упражнения на гибкость выполнялись после основной или заключительной части тренировки.

На третьем этапе в течение трех месяцев занятия на гибкость проводились в поддерживающем режиме три раза в неделю через день. Выполнялись упражнения, направленные на развитие гибкости во всех группах суставов (комплексной направленности).

В контрольной группе бобслеисты выполняли упражнения на гибкость с использованием динамических активных упражнений, объединенных в блоки избирательной и комплексной направленности, выполняемые самостоятельно около опоры и без нее.

Соотношение временных параметров на общеподготовительном этапе подготовки экспериментальной группы с учётом перерывов на отдых между упражнениями составило: общая физическая подготовка - 30,2 %; силовые упражнения - 20,1 %; скоростно-силовые упражнения - 24,8 %; специализированные упражнения соревновательного характера - 24,9 %; от общего времени подготовки, а при традиционной подготовке разгоняющих контрольной группы соответственно 44,5 %; 20,1 %; 26,8 %; 8,6 % (прил. 1).

Различия в соревновательных и специально-подготовительных упражнениях, которые присутствуют в тренировочных процессах обеих исследуемых групп, состоят в том, что в экспериментальной группе изменены методы развития двигательных качеств, условия их выполнения, увеличены количество подходов (повторений), интенсивность.

Так, при выполнении специализированных упражнений соревновательного характера, силовых прыжковых, специальных упражнений скоростно-силовой направленности в ходе тренировочных занятий экспериментальной группы применён метод вариативного воздействия наряду с методами кратковременных усилий и повторным. Вариативность двигательных действий при выполнении специально-подготовительных и соревновательных упражнений разгоняющими экспериментальной группы, оптимальное количественное чередование облегчённых, соревновательных и утяжелённых сопротивлений или облегчённых, нормальных и затруднённых условий позволяют проводить тренировки в максимальном темпе, повышать до предельного уровня интенсивность выполнения указанных упражнений. Применённый при выполнении упражнений соревновательного характера метод вариативного воздействия позволил, как показали проведённые исследования, провести корректировку объёма нагрузок в сторону увеличения доли основных упражнений с тренажёром, исключая образование стойкого стереотипа на каждое сопротивление или условие в отдельности.

При разработке модели структурного образования тренировочного процесса скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих нами предложены: её методическое обеспечение, рациональный подбор и оптимальное сочетание компонентов нагрузок, состава тренировочных средств в микроциклах общеподготовительного этапа (приложения 5 -4- 20). Моделирование структуры микроциклов предполагает приоритет упражнений, развивающих скоростно-силовые качества, перед силовыми в последовательности их выполнения, интервалы тренировочных нагрузок с оптимальными для развития скоростно-силовых и силовых качеств интенсивностью и отягощением (сопротивлением).

В каждом занятии в обеих группах тренировке предшествует 40-минутная разминка. Разминка является обязательной и неотъемлемой частью каждого тренировочного занятия. Под влиянием разминки происходит подготовка мышц, связок, костного аппарата к предстоящей интенсивной тренировке спортсмена.

В контрольной группе при проведении разминки акцент делается на продолжительный медленный бег, общеразвивающие упражнения с проработкой рабочих групп мышц. С учётом особенностей разминки зарубежных десятиборцев, рекомендуемых для подготовки спортсменов на фоне меньшего двигательного объёма , разминка разгоняющих экспериментальной группы (в отличие от контрольной) более интенсивна, носит комплексный характер и заключается в чередовании общеразвивающих и специальных беговых, прыжковых и упражнений на гибкость и расслабление.


Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения

бобслеист гибкость тренировочный

Результаты тестов были обработаны по методом математической статистики и занесены в таблицы 1. Как видно из таблицы 1 показатели проведенного тестирования 15 ноября 2013года до эксперимента, тестирования контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий.


Таблица 1

Сравнение уровня физической подготовленности у контрольной и экспериментальной группы в начале эксперимента

ПоказателиКонтрольная группаЭкспериментальная группаДостоверностьX ± mX ± mtt табТест, определяющий уровень подвижности тазобедренного сустава30±1,735±1,510,692,23Наклон вперед65±1,178±1,46,722,23Мостик17±0,820±1,35,662,23

По окончанию эксперимента было проведено повторное тестирования (16 февраля 2014) участников эксперимента. Из таблицы 2 мы видим, что различия результатов контрольной и экспериментальной групп достоверны, что позволяет судить об эффективности нашей методики.


Сравнение уровня физической подготовленности у контрольной и экспериментальной группы в конце эксперимента

ПоказателиКонтрольная группаЭкспериментальная группаДостоверностьX ± mX ± mtt табТест, определяющий уровень подвижности тазобедренного сустава32±1,337±1,78,102,23Наклон вперед68±1,084±1,111,722,23Мостик19±1,425±1,210,892,23


По результатам средних данных в тесте Тест, определяющий уровень подвижности тазобедренного сустава в начале эксперимента, в контрольной группе результат составил 30см,в экспериментальной группе-35см. В конце эксперимента результат в контрольной группе составил 32см, в экспериментальной группе-37см.


По результатам средних данных в тесте наклон вперед в начале эксперимента, в контрольной группе результат составил 65см, в экспериментальной группе-78см. В конце эксперимента результат в контрольной группе составил 68см, в экспериментальной группе-84см.



Тест - Мостик показал в начале эксперимента, в контрольной группе составил 17см, а в экспериментальной группе-20см. В конце эксперимента в контрольной группе составил-19см, в экспериментальной группе-25см.

Положительные результаты в тестах «Наклон вперед» и «Мостик» свидетельствуют о качественном воздействии комплекса статических упражнений на гибкость во всех отделах позвоночника.

Улучшение результатов при использовании данного комплекса упражнений как средства для воспитания гибкости, на наш взгляд, связано с тем, что данные упражнения наиболее качественно и всесторонне воздействуют на суставы. В результате их выполнения повышается эластичность мышц, сухожилий и связок, улучшается функциональное состояние мышц (улучшается обмен веществ), приобретается навык глубокого расслабления.

В тесте «Мостик», определяющий гибкость позвоночника, улучшение результатов незначительны, что свидетельствует о недостаточной эффективности комплекса упражнений который выполнялся в контрольной группе. На наш взгляд, это связано с тем, что во время выполнения динамических упражнений студенты часто испытывали дискомфортные ощущения, вызывающие отрицательные эмоции, что, в свою очередь, влекло за собой уменьшение амплитуды движения при продолжении тренировки.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной методики воспитания гибкости с использованием статических упражнений. Полученные результаты показали, что произошло увеличение уровня гибкости в различных суставах у бобслеистов, улучшение эмоционального состояния занимающихся, при отсутствии болевых ощущений, что соответствует принципам применения здоровьесберегающих технологий спортивной тренировки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


. Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

. В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание.

Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности, занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

.Данные педагогического эксперимента показывают значительный прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. Кроме того, обработка тестов с помощью методов математической статистики показала достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами. Это позволяет сделать вывод о том, что применение методики статических упражнений улучшить динамику физического, психического и функционального развития что и подтверждает гипотезу нашего исследования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


.Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена./ И.В. Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 350 с.

.Бальсевич, В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В. К. Бальсевич. // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 4. - С. 9-10.

3.Бердинков Г.И, - Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2004.-240с.

4.Верхошанский Ю.Р. Основы специальной физической подготовки спортсменов - М.: «ФиС», 2006.

5.Волков В.М. Тренеру о подростке - М.: ФиС, 2007.

.Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. Киев : Олимпийская литература, 2002. - 296 с.

7.Воробьев В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие. - М.,2008.-154с.

8.Выдрин В.М. Ученые записки ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта. Л., 2009, с.177.

9.Гагуа Е. Д. Тренировка спринтера / Е. Д. Гагуа . М. : Терра - Спорт, 2001.-72 с.

10.Галеева М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие. - Киев, 2005.-156с.

.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.

12.Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 2008.

13.Годик М.А. Метрологические основы контроля за физической подготовленностью спортсменов. В кн.: Спортивная метрология/Под общ.ред. В.М.Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 2006. С.192-193.

14.Грачев О.К. Физическая культура. - М: ИКЦ «МарТ», 2005 - 464с.

15.Губа В. П. Теория и практика ранней ориентации в видах спорта : монография / В. П. Губа. ? М. : Сов. спорт, 2009. ? 304 с.

16.Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. - 3-е изд. перераб. и доп. - Мн.: Вышейшая школа, 2006. - 256 с.: ил.

17.Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2004.- № 1.- С.31-37

18.Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д.Д. Донской. - М.: ФиС, 2004. - с. 86

.Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие. - Р-на-Д, Феникс, 2007. - 214 с.

20.Егер К. Г. Юным спортсменам о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 2005.-256с.

21.Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Гимнастика - М: Академия, 2001 - 448с.

.Зобков В.В. Динамика развития студентов. // Теория и практика физической культуры. 2008. №7 с. 14-15

.Зимкина Н.В. Физиология человека: Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 2004.-589с.

.Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник. - М.: Терра-Спорт, 2003.-624с.

25.Ильин Е.П. Двигательные (физические) качества. В кн.: Теория и методика физического воспитания/Под ред. Б.А.Ашмарина. - М.: Просвещение, 2009. - С. 87.

26.Карпман В. Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Исследование физической работоспособности у спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 2006. - 95 с.

.Комплексный контроль за подготовкой бобслеистов в годичном цикле. Методические рекомендации. - М., 2008.

.Лукьяненко, В.П. Физическая культура : основа знаний / В.П. Лукьяненко. - М. : Советский спорт, 2005. - 224 с.

29.Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе - М: Владос - Пресс, 2003 - 248 с.

30.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 543 с.: ил.

31.Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: Академия,2006.-372с.

.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М: ООО «Астрель», 2004 - 863 с.

33.Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 2009

.Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование : учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / Под ред. Ю. Д. Железняка. ? М. : Академия, 2002. ? 384 с.

.Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев: Здоровье,2002.

.Платонов, В.Н. Теория спорта / В.Н. Платонов. - М.: ФиС, 2007. - с. 64

.Рябцев В.Н., Токер Д.С. Комплексная оценка физической подготовленности студентов по результатам контрольных упражнений. // Теория и практика физической культуры. 2008. №3 с. 11-13

38.Сальников В.А. Способности в сфере спортивной деятельности // Научные труды: Ежегодник. - Омск, СибГАФК, 2006. - 144 с.

39.Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие. - М.: Академия, 2005. -124с.

40.Солонкин, А.А. Развитие двигательных качеств. Сб.науч.тр.// А.А.Солонкин. - Смоленск: СГИФК, 2006. № 6.

.Суслов, Ф.П. Современная система спортивной подготовки. / Ф.П. Суслов, В.Л. Сыч, В.Н. Шустин. - М.:СААМ, 2005.

.Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта / Ф.П. Суслов. - М.: Проспект, 2007. - с. 37

43.Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. - М.: Наука, 2000. - 68 с.

44.Физическая подготовка бобслеистов. Методические рекомендации. - М., 2010.

.Филин В.П., Фомин Н.И. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт,2010. - 255с.

.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2007. - с.480.

47.Чудинова П.Р. Воспитание гибкости у детей // Физическая культура в школе. -2004. - №5. - С.7-16

.Шакина Е.А. Определение гибкости // Физическая культура в школе. -2006. - № 7. - С.15-23

49.Шашурин А.В. Физическая подготовка. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 317 с.

.Щедрина Ю.С. Физическая культура. - М.: Юнити, 2005. - 350 с.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


В целях совершенствования гибкости бобслеистов предлагается:

)тренерскому составу во взаимодействии с бобслеистами- реализовывать в тренировочной деятельности психологическое условие - личностно-ориентированный подход, мотивацию на непрерывное совершенствование, повышение уровня самосознания спортсмена на основе самопознания, самооценки; режим диалогического общения системы «тренер - спортсмен» как постоянно развивающейся общности;

- при построении тренировочного процесса на общеподготовительном этапе определить основными структурными единицами этапа мезоциклы (1 - втягивающий, 2 4 - развивающие), каждый длительностью по 4 микроцикла определённой в соответствии с поставленными задачами направленности (втягивающий, восстановительный или развивающий); проводить ежедневно одну или две тренировки в зависимости от направленности микроцикла и с учётом характера протекания процессов восстановления после занятий различной направленности; установить продолжительность каждой тренировки не более трёх часов подряд; установить время проведения ежедневных тренировок с учётом характера протекания процессов восстановления после занятий: 10 11 час. - первая тренировка, 16 19 час. - вторая тренировка; планировать силовые упражнения в конце каждой тренировки в связи с учётом различия времени восстановления силовых и скоростных показателей; осуществлять детализацию комплекса упражнений в соответствии с направленностью, общей линией текущих установок на данном этапе;

осуществлять контроль за развитием гибкости в комплексе во взаимосвязи с быстротой сообразно структуре движений в спортивном упражнении и постепенном, волнообразном нарастании объёма нагрузок от первого к последнему мезоциклу общеподготовительного этапа для улучшения формы движений и максимального развития необходимых качеств при их ведущем значении;

осуществлять контроль за выполнением всех упражнений в максимально возможном темпе независимо от величины и характера отягощения, с сохранением внешней и (или) внутренней структуры основного движения на этапе разгона;

оценивать уровень гибкости с учётом выявленных аналитических взаимосвязей, руководствуясь результатами разгона спортивного снаряда на ледовой трассе, тренажёра на эстакаде, показателей упражнений силовой, скоростно-силовой направленности, из которых определяющим является время разгона на эстакаде;

) руководству региональных центров спортивной подготовки, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

улучшить материально-техническое обеспечение региональных центров спортивной подготовки, в том числе, эстакадами и современными специализированными техническими средствами, для предоставления возможности членам сборных региональных команд по бобслею повысить объём упражнений соревновательного характера;

способствовать организации тренировочного процесса бобслеистов на основе современных средств и методов развития гибкости;

осуществлять стимулирование тренеров и спортсменов, повышающих свой профессионализм, с одновременным созданием условий, способствующих этому;


ПРИЛОЖЕНИЕ


. Результаты тестирования контрольной группы бобслеистов 18-22 лет, в начале эксперимента

№Тест, определяющий уровень подвижности тазобедренного суставаНаклон впередмостик13063162296418331621742865185306815629681673265178296616930641810326519

Результаты тестирования экспериментальной группы бобслеистов18-22 лет, в начале эксперимента

№Тест, определяющий уровень подвижности тазобедренного суставаНаклон впередмостик13379202347621336782043474205357919633751873678198378221935802210377920

Результаты тестирования экспериментальной группы бобслеистов 18-22 лет , в конце эксперимента

№Тест, определяющий уровень подвижности тазобедренного суставаНаклон впередмостик13583242378126338862643680255378323635852473887268398627937852610388423

Результаты тестирования контрольной группы бобслеистов 18-22 лет, в конце эксперимента

№Тест, определяющий уровень подвижности тазобедренного суставаНаклон впередмостик13268202316521333671943068205327019631731873265198336817932661810347019


Теги: Методика совершенствования гибкости бобслеистов 18-26 лет  Диплом  Туризм
Просмотров: 34253
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Методика совершенствования гибкости бобслеистов 18-26 лет
Назад