Разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы


Разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы


1. Теоретические аспекты разработки нового турпродукта как стратегии диверсификации деятельности турфирмы


.1 Проблемы и перспективы развития внутреннего познавательного туризма в России


Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма.

Роль познавательного туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми.

Развитие туризма той или иной территории обусловлено рядом политических и экономических условий, наличием и использованием природных, культурно-исторических, людских и капитальных ресурсов. Россия в этом отношении как крупнейшая по территории страна мира обладает колоссальными природными условиями и ресурсами для развития туризма. Этому благоприятствуют разнообразие природных зон и ландшафтов, наличие уникальных природных объектов (горные системы, моря, реки, озера, лесные массивы и др.), бальнеологические ресурсы мирового значения (минеральные источники Северного Кавказа, Центральной России, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока), торфяные и иловые лечебные грязи и др. [9]

Мощным привлекающим туристов фактором являются также уникальные историко-культурные ценности и достопримечательности России, исторические города, памятники зодчества, мемориальные места, шедевры изобразительного искусства, народные промыслы, музеи и театры, университеты и многое другое, отмеченное огромным национальным и конфессиональным многообразием народов России.

Оценка современного состояния внутреннего туризма страны указывает на низкий уровень его развития, как по качественным, так и по количественным показателям.

Последние 15 лет спрос на туристические услуги внутри страны постоянно растет. При этом налицо несоответствие существующего туристического продукта и современного туристического спроса.

Разнообразие ландшафта, климатических условий, богатство растительного и животного мира, а также многочисленные объекты культурного наследия создают предпосылки для развития разных форм и видов туризма в Российской Федерации. Велики запасы ресурсов познавательного туризма: с стране насчитывается 85 тыс. памятников истории и культуры, около 2000 музеев, около 600 профессиональных театров, имеется большое количество современных культурных и промышленных объектов, а также памятников природы, представляющих интерес для туристов. Согласно исследованиям, потребуется около года непрерывного участия в экскурсиях, чтобы осмотреть основные достопримечательности страны. В стране имеется 16 особо примечательных объектов глобального значения, которые включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО от России, из них 11 - по номинации культурное достояние человечества и пять - по номинации природное наследие [23, с. 45].

В настоящее время 11 объектов культурного наследия в общей сложности объединяют более 2 тыс. памятников культуры и истории: памятники градостроительства и архитектуры, монументального, инженерного и садово-паркового искусства, мемориалы и памятные места (Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Владимир, Суздаль), памятники археологии (например, сохранившиеся лабиринты на Соловках), участки культурного ландшафта (Кижи, Соловки) [23, с. 48].

Пять объектов Всемирного природного наследия, находящиеся на территории России, включают природные заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, а также охранные зоны заповедников и парков. На Урале - «Девственные леса Коми», Дальнем Востоке - «Вулканы Камчатки», Северном Кавказе - «Западный Кавказ», в Восточной Сибири - «Озеро Байкал», в Западной Сибири - «Золотые горы Алтая». Они занимают площадь более 17 млн. га, в том числе 3,3 млн. га акватории [27].

В целом ресурсы познавательного туризма весьма неравномерно размещены по территории РФ: наиболее привлекательны в этом отношении Центр европейской части страны, Северо-Западный район, северная и центральная части Поволжья, Средний и Южный Урал, большим познавательным потенциалом обладает Северный Кавказ. Однако о настоящей развитости внутреннего познавательного туризма говорить не приходится, поскольку этот сегмент туристического рынка страдает крайней нехваткой ресурса туристического продукта в комплексе.

Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего познавательного туризма, в настоящее время являются [29]:

-неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиниц туристского класса (2* - 3*) с современным уровнем комфорта;

-невысокое качество обслуживания российской туристской индустрии, низкий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики;

-несоответствие цены и качества размещения в гостиницах;

-отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктур;

-невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;

-несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам: мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает [27]:

-формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы;

-развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;

-укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

-развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке;

-разработку и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания;

-возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды. Следовательно, перед российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, Для этого необходимы четко сформулированная концепция развития, грамотное управление сферой туризма и поддержание его саморазвития, большие организационные и управленческие полномочия на местах, что позволит заинтересовать местные органы в оказании поддержки туризму [27].


1.2 Сущность стратегии диверсификации в туристской деятельности


Диверсификация - (от лат. diversus - разный и facere - делать) - расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства [18, с. 125].

Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Сформулированы основные факторы, обуславливающие выбор стратегии диверсифицированного роста:

-рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения либо же сокращения спроса на продукт вследствие того, что продукт находится на стадии умирания;

-текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса;

-новый бизнес может вызвать синергический эффект, например, за счет лучшего использования оборудования, комплектующих изделий, сырья и т.п.;

-антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли;

-могут быть сокращены потери от налогов;

-может быть облегчен выход на мировые рынки;

-могут быть привлечены новые квалифицированные служащие либо же лучше использован потенциал имеющихся менеджеров.

Основными стратегиями диверсифицированного роста являются следующие [20, с. 211]:

1) стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании дополнительных возможностей производства новых продуктов, которые заключены в существующем бизнесе. То есть существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы. Такими возможностями, например, могут быть возможности используемой специализированной системы распределения;

2) стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;

) стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.

В туризме выделяют три способа диверсификации производственной деятельности: концентрический, горизонтальный и вертикальный (конгломератный).

Концентрическая диверсификация подразумевает рост турфирмы за счет дифференциации в рамках того вида услуг, на котором специализируется фирма (предложение дополнительных услуг клиентам).

Горизонтальная диверсификация состоит в организации таких видов деятельности, которые напрямую не связаны с нынешней специализацией турфирмы (открытие новых маршрутов, направлений, освоение новых видов туризма и обслуживания и т.д.).

Вертикальная (конгломератная) диверсификация включает открытие новых видов деятельности. Например, туроператор создает свое агентство, открывает свой гараж для трансфертов, в дальнейшем строит гостиницы, рестораны, открывает свою авиакомпанию.

В мировой практике вертикальная (конгломератная) диверсификация встречается часто, но она возможна только при достижении определенного объема капитала и оборота.

Среди особых мер диверсификации туристского продукта можно особо выделить [20, с. 215]:

. Освоение новых направлений (стран). Часто меняющаяся мода на туристские путешествия, давление конкурентов и желание расширить своё присутствие на рынке обуславливают решение турфирмы разработать туры в новые страны или по новым маршрутам.

. Указанные выше обстоятельства также вынуждают турфирмы обратиться к использованию новых видов туризма, например, автобусных и круизных, экзотически и других путешествий

. Общий интерес для всех туристских фирм представляет увеличение специальных туристских путешествий в несезонный период, когда количество поездок по традиционным маршрутам и видам туризма резко сокращается. В этих целях туристские фирмы вынуждены осваивать осеннее зимние направления и соответствующие виды туризма (туры для горнолыжников, туры на встречу нового года и на Рождество, туры в тропические страны, фестивальные и специализированные туры и др.).


1.3 Технология разработки нового турпродукта


Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Турпродукты можно разделить на индивидуальные, когда для конкретного клиента создается специальная программа, учитывающая его интересы и массовые, когда один и тот же определенный набор услуг продают разным людям. Чаще всего массовым турпродуктом является тур-пакет, который заказчик может расширить, необходимыми для него товарами и услугами, в том числе, непосредственно, на месте их реализации. Кроме того, турпродукты можно классифицировать по стоимости, сезонности, виду туризма, к которому они принадлежат (санаторно-курортный, рекреационный, экологический, спортивный и пр.), по транспорту (автобусный, автомобильный и пр.), по массовости, по временной продолжительности и т.д. [8, с. 120]

Туристский продукт несет в себе следующие основные потребительские свойства (см. табл. 1.1).


Таблица 1.1 - Основные потребительские свойства туристического продукта

НазваниеХарактеристикаОбоснованностьПредоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и соответствующими условиями, основанными на потребностях туристаНадежностьСоответствие реального содержания продукта рекламе, достоверность информацииЭффективностьДостижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороныЦелостностьЗавершенность продукта, его способность полностью удовлетворять туристские потребностиЯсностьПотребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналуГибкостьСпособность продукта в системе обслуживания приспособиться к другому типу потребления и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персоналаПолезностьСпособность служить достижению одной или нескольких целей (например, отдыха и познания), удовлетворять те или иные потребности туриста

В процессе разработки тура надо взаимодействовать с такими объектами внешней среды как потребители, конкуренты, партнеры и поставщики. К внешней среде также относятся правительственные и иные государственные учреждения и организации, общественные и профессиональные объединения, представительства иностранных государств, союзы и иные объединения потребителей.

Основным видом туристского продукта является тур.

Туром называется совокупность определенных туристических услуг и товаров туристического назначения.

Туры можно классифицировать по различным признакам [16, с. 141].

. В зависимости от вида заявки туры могут быть групповые и индивидуальные.

Групповые туры, или туры с сопровождением, характеризуются относительно невысокой стоимостью и, следовательно, доступностью массовому туристу, однако недостатком для потребителей может стать требование подчинения общему расписанию и порядку поездки.

Такой тур предусматривает предварительное планирование, осуществляется в сопровождении профессионального гида, постоянно находящегося с группой, происходит предварительный заказ и оплата авиабилетов, гостиниц и питания.

Индивидуальные туры, или туры без сопровождения, независимые туры, предполагают самостоятельную поездку туриста по спланированному маршруту. Такой тур характеризуется большей трудоемкостью, чем групповые туры, так как бронирование, диспетчеризация и другие необходимые услуги оказываются в отдельности каждому туристу.

В индивидуальных турах туристу предоставляется больше самостоятельности, но они, как правило, более дорогие, так как стоимость предоставляемых услуг оплачивается только этим туристом, тогда как стоимость туристических услуг при групповом туре складывается из вложения всех участников в группе.

. В зависимости от услуг, входящих в тур, туры могут быть: пэкидж-тур и инклюзив-тур.

В пэкидж-тур входят комплексные тур услуги: питание, проживание, экскурсионное-развлекательное обслуживание, спортивно-оздоровительные, бытовые, медицинские и т.д.

Инклюзив-тур включает отдельные туристические услуги по выбору и желанию туриста: дополнительное питание, экскурсионное, развлекательное обслуживание, транспорт и др.

На практике такой вид тура пользуется большой популярностью, так как турист заказывает набор основных услуг, необходимый и достаточный туристу по его усмотрению, в дальнейшем он приобретает дополнительные услуги по мере возникновения потребности в них. Такие туры удобны и выгодны туристам, предпочитающим самостоятельно планировать свой отдых.

После того, как фирма определила турпродукт, который она планирует реализовать на рынке, необходимо проанализировать уровень потребительского спроса на данный тур. Данное исследование может проводиться маркетологом туристической фирмы или консалтинговыми фирмами, которые могут организовать определенные маркетинговые исследования с целью изучения ситуации на рынке тур услуг и описания перспектив ее изменения.

Если спрос на данное предложение существует, фирма приступает к детальной разработке тура: составлению подробного маршрута путешествия, расписания поездки и т.д. Фирма также должна приступить к оформлению необходимых документов и договоров по разрабатываемому турпродукту.

Проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов.

Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (или краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды.

Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать [8, с. 149]:

-описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;

-характеристики процессов обслуживания туристов;

-требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;

-необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;

-договорное обеспечение обслуживания;

-гарантии обслуживания туристов;

-согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.

Конкретные требования к процессу обслуживания туристов не могут быть ниже требований действующих нормативных документов.

Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляется по отдельным этапам предоставления услуги и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и пр.).

Проектирование услуги «туристское путешествие» предусматривает два этапа [14, с. 150]:

) проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;

) проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.

При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать возможности предприятия - исполнителя услуги.

Краткое описание услуги «туристское путешествие» составляется на основе изучения потребностей и платежеспособности населения, спроса на виды туристских путешествий, а также на основе изучения возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе. Оно конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов.

При разработке программы обслуживания определяются:

-маршрут путешествия;

-перечень туристских предприятий - исполнителей услуг;

-период предоставления услуг каждым предприятием - исполнителем услуги;

-состав экскурсий и достопримечательных объектов;

-перечень туристских походов, прогулок;

-комплекс досуговых мероприятий;

-продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

-количество туристов, участвующих в путешествии;

-виды транспорта для внутренних перевозок;

-потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;

-необходимое количество транспортных средств;

-порядок подготовки рекламных, информационных материалов, форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

Результатом проектирования тура является правильное содержание:

а) технологической карты туристского путешествия;

б) графика загрузки предприятия - поставщика услуг;

в) информационного листка к туристской путевке;

г) программы обслуживания туристов.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта. Например, при затратах у туроператора по формированию и реализации турпродукта в размере 400 руб. и продажной цене туристской путевки 500 руб. прибыль от реализации одной путевки составит 100 руб.

Калькулирование полной себестоимости турпродукта - это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпродукта. В основе этого метода лежит группировка расходов по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг.

Состав затрат, учитываемых при калькулировании турпродукта, определен Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью.

Все затраты туроператора подразделяются на производственные (связанные с формированием турпродукта) и коммерческие (связанные с его продвижением и продажей).

Производственные затраты в зависимости от способа их включения в себестоимость турпродукта делятся на:

прямые - это затраты, которые можно непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования;

косвенные (накладные) - затраты, связанные с деятельностью фирмы в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов (распределяются).

Прямые расходы включают:

А) Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта. Это расходы на услуги:

-гостиниц (иных организаций по размещению и проживанию туристов);

-перевозчиков;

-организаций общественного питания;

-экскурсионных бюро и иных аналогичных организаций по экскурсионному обслуживанию;

-медицинских учреждений, санаториев и профилакториев по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;

-связанные с оформлением визы и иные затраты по оформлению поездки;

-организаций культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;

-по страхованию туристов в период поездки;

-гидов, сопровождающих;

-иные услуги, используемые при производстве турпродукта.

Б) Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала. Сюда можно отнести:

-затраты на оплату труда менеджеров, включая вознаграждение персонала, которое выплачивается по договорам гражданско-правового характера;

-страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

-затраты, связанные со служебными разъездами в пределах пункта нахождения турфирмы или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта работников.

В) Затраты подразделений туристической организации, участвующих в производстве турпродукта. К ним относят:

-имеющиеся на балансе гостиницы, дома отдыха и т.д.;

-спортивные сооружения;

-транспортные средства (например, экскурсионные автобусы) и т.д.

Накладные затраты включают такие статьи, как:

-оплата труда работников аппарата управления;

-командировочные расходы;

-расходы на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного и хозяйственного назначения;

-расходы на коммунальные услуги, обслуживание офисной техники;

-расходы на пожарную и сторожевую охрану помещений;

-расходы на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта;

-амортизация основных средств;

-затраты, связанные с разработкой новых направлений;

-стоимость услуг связи;

-расходы на канцтовары, приобретение бланков строгой отчетности;

-расходы на информационные, юридические, аудиторские услуги, а также затраты, связанные с услугами сторонних организаций по подбору кадров;

-затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

-представительские расходы;

-прочие затраты, связанные с производством турпродукта.

К коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей турпродукта, относятся:

-расходы, связанные с деятельностью точек реализации в качестве подразделений организации, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс;

-затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям;

-затраты на рекламу, организацию или участие в выставках, направленных на продвижение турпродукта.

В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы.

При организации групповых туров обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции - до 10%, по срокам и продолжительности - до 5%, в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10%. С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, в других местах пребывания туристов. Нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламирует таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производиться при предварительной оплате туристского обслуживания. В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20%.

Общие требования к туристской услуге, изложенные в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования», подразделяются на обязательные и рекомендуемые.

Обязательные - безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туристов и охрана окружающей среды.

При проектировании услуг в туризме обязательно должны быть предусмотрены методы контроля качества обслуживания туристов.

Проектирование контроля качества включает:

-определение ключевых моментов в процессе обслуживания, существенно влияющих на характеристики услуги;

-определение методов корректировки характеристик услуги;

-определение методов оценки контролируемых характеристик.

Методами контроля могут быть: визуальные (осмотр маршрутов и объектов); аналитические (анализ документации); социологические (опрос туристов, персонала) и др.

Завершающим этапом проектирования услуги является анализ проекта, направленный на выявление и своевременное устранение в нем несоответствий. Он осуществляется представителями соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Результат анализа проекта - правильное содержание технологической документации туристского предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком. Изменение проекта допускается только в обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и утверждается руководителем туристского предприятия [25, с. 177].


2. Анализ деятельности ООО «Туррителла»


.1 Общая характеристика фирмы


Фирма «Туррителла» была создана в 2006 году в форме общества с ограниченной ответственностью целях оказания туристических услуг жителям Вологды и Вологодского района.

Фирма расположена по адресу: г. Вологда, ул. Благовещенская, 26, офис 301.

Деятельность ООО «Туррителла» включает предоставление туристических услуг как в направлении внутреннего, так и в направлении выездного туризма.

Услуги в области внутреннего туризма включают в себя экскурсионные туры для индивидуальных туристов, а также индивидуальные туры (бронирование гостиниц, пансионатов и др.).

Услуги в области выездного туризма включают в себя стандартные туры всех направлений: пляжный отдых, лечение, экскурсионные туры, горнолыжные туры, круизы, шоп-туры, туры на обучение, а также бизнес-туризм.

Дополнительные туристические услуги, оказываемые ООО «Туррителла», включают:

-страхование;

-оформление виз;

-заказ авиа- и ж/д билетов;

-«отдых в кредит».


.2 Анализ внутренней среды


В ООО «Туррителла» используется прямой канал продаж, когда менеджер турагентства лично общается с клиентом и осуществляет продажу.

Рассмотрим, как организована работа по обслуживанию клиентов в турагентстве «Туррителла».

При имеющемся спросе на какой-либо тур менеджеры турагентства информируют клиента о ценах, условиях проживания, особенностях страны, дают информацию об отелях, а также рекомендации и советы, предоставляют буклеты и рекламные проспекты.

Затем при клиенте делается заявка туроператору для получения информации о наличии мест. При утвердительном ответе клиент должен оплатить выбранное путешествие в размере 50% от стоимости путешествия или же целиком. Сотрудник агентства посылает оператору заявку на бронирование и в течение 3 дневного срока получает подтверждение тура. Деньги за тур отправляются оператору после подтверждения тура за минусом процента комиссионных. В ответ присылается конверт, содержащий ваучер на проживание, авиабилеты (ж/д билеты, в зависимости от выбранного тура), медицинскую страховку. Также выдается путевка, между туристическим агентством и клиентом заключается договор.

Цена на услуги, предлагаемые ООО «Туррителла», определяется в первую очередь ценовой политикой туроператоров, с которыми работает компания. В зависимости от условий агентских договоров, ООО «Туррителла» получает комиссионное вознаграждение за реализацию туров в размере от 8 до 15%.

В агентстве действует система скидок при предварительном бронировании тура, условия которой определяются туроператорами.

В рамках ценовой политики ООО «Туррителла» также предлагает своим клиентам продажа туристических путевок в кредит. Для этого у агентства заключено соответствующее соглашение с двумя банками: Вологжанин и Меткомбанк, которые предоставляют кредиты на следующих условиях (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Условия реализации туров в кредит в турагентстве «Туррителла»

УсловиеБанк «Вологжанин»Банк «Меткомбанк»Сумма кредитаот 10 000 до 500 000 рублейот 20 000 до 300 000 рублейСрок кредитадо 60 месяцевот 3-х месяцев до 12 месяцев (с шагом в 1 месяц)Кредитная ставкаот 17% годовыхот 27% годовыхКомиссияОтсутствуетОтсутствуетПервоначальный взносОтсутствуетОтсутствует или любая суммаПоручительсупруг (при отсутствии - другое лицо)нетНеобходимые документыСправка о доходах заемщика и поручителя по форма 2-НДФЛ Военный билет для мужчин моложе 28 летПаспорт гражданина РФ

Доход турагентства «Туррителла» формируется из агентского вознаграждения, выплачиваемого туроператором. Стандартный размер агентского вознаграждения составляет 10%. У ряда операторов предусмотрены дополнительные бонусные вознаграждения, выплачиваемые при достижении агентством определенных количественных показателей отправления туристов.

В целях повышения эффективности работы в компании в турагентстве «Туррителла» установлен программный комплекс TourManager для турагентства, имеющий следующие возможности:

-единая база сделок в рамках одного агентства;

-генерация отчетов, позволяющих оценивать различные аспекты работы;

-автоматическая печать документов («Договор», «Тур-1», «Приходный ордер» и т.д.), с заполненными данными клиентов, а также создание шаблонов для печати собственных форм;

-база клиентов и контрагентов;

-взаимодействие с поисковой системой TourIndex;

-подбор цены туроператора в режиме реального времени и экспорт параметров заявки в программу;

-внесение данных клиентов из базы программы в форму бронирования поисковой системы.

В таблице 2.2 представим анализ основных технико-экономических показателей работы турагентства «Туррителла».

Из данных таблицы 2.2 видно, что в 2011 году по сравнению с предыдущим 2010 годом турагентству удалось увеличить доходы на 184 тыс. руб. или на 23%. Причиной стало как увеличение количества отправленных туристов почти на 14%, так и рост средней стоимости приобретаемого тура.

В 2012 году было отмечено снижение уровня доходов на 100 тыс. руб. или на 10% по причине сокращения количества отправленных туристов на 21 человека или почти на 7%, а также уменьшения средней стоимости приобретаемого тура. Динамика расходов турагентства имела аналогичный характер: в 2011 году было отмечено их увеличение на 173 тыс. руб. или на 25%, а в 2012 году произошло снижение на 91 тыс. руб. или на 10%. В результате выявленных тенденций в динамике доходов и расходов прибыль турагентства «Туррителла» выросла на 13% в 2011 году и сократилась на 9% в 2012 году.


Таблица 2.2 - Анализ основных технико-экономических показателей работы турагентства «Туррителла»

Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Отклонение 2011/2010Отклонение 2012/2011+/-%+/-%Доходы, тыс. руб.786,38970,32870,09183,9423,39-100,23-10,33Расходы, тыс. руб.699,54872,42781,25172,8824,71-91,17-10,45Прибыль, тыс. руб.86,8497,988,8411,0612,74-9,06-9,25Количество отправленных туристов, чел.2743122913813,87-21-6,73Средняя сумма дохода на 1 туриста, тыс. руб.2,873,112,990,248,36-0,12-3,86Средняя сумма прибыли на 1 туриста, тыс. руб.0,320,310,31-0,0032-0,99-0,0085-2,71Уровень затрат на рубль дохода, руб.0,890,900,900,011,070,00-0,13Рентабельность продаж, %11,0410,0910,21-0,95-0,12-

В целом за три года был отмечен незначительный прирост прибыли, однако в расчете на одного отправленного туриста ее сумма сократилась.

Уровень затрат в расчете на рубль дохода составляет примерно 90 копеек, за три года он незначительно вырос, что повлекло за собой снижение рентабельности продаж на один процентный пункт.

Более половины клиентов турфирмы проявляют интерес туризму с целью отдыха. Еще 14% заинтересованы в лечебном туризме. 12 и 11% соответственно выезжают в учебных и деловых целях.

Наиболее популярными туристическими направлениями среди клиентов турагентства «Турителла» являются Египет, Турция, Греция, Таиланд, Испания, Кипр, Франция, Италия, ОАЭ, Болгария, Чехия и Черногория. На данные страны приходится более 90% продаж.

Для привлечения клиентов, формирования спроса и стимулирования сбыта агентство «Туррителла» использует различные средства продвижения своих услуг:

-наружная вывеска;

-собственный интернет-сайт;

-объявления в бесплатных рекламно-информационных газетах

-визитки и буклеты.


.3 Анализ внешней среды


Анализ макросреды

Далее обратимся к анализу ситуации в отрасли.

Рынок услуг туризма это явление общественно-экономическое, которое объединяет спрос и предложение для выгодной купли-продажи какого-либо определенного туристского продукта (путевки).

Туристический рынок услуг в России, как и любой другой, не имеет одинаковых позиций. В его структуре можно выделить как рынки небольшого, так и крупного масштаба. Вот почему в маркетинге туристических услуг существует довольно много классификаций туристического рынка. Но более важными типами этого рынка являются:

.По пространственным характеристикам выделяют:

-пригородный туризм (путешествия горожан за пределы города на период отпуска и в выходных дней);

-внутрирегиональный туризм (поездки в рамках регионов);

-внутригосударственный туризм (поездки, ограниченные государственной границей страны);

-международный туризм (путешествия вне страны)

. По содержанию и особенностям маркетинговой деятельности, выделяются такие рынки, как:

-целевой (где туристическое агентство, собирается осуществить или уже реализует свои цели);

-бесплодный (не имеет перспектив в осуществлении услуг туризма);

-дополнительный (где дочерним предприятием осуществляется главная часть услуг);

-растущий (тот, что имеет реальную возможность для роста продаж путевок);

-прослоечный (тот, на котором встречается частая коммерческая нестабильность, но есть и перспективы превратиться в активный рынок).

Существует и мировой рынок услуг туризма, что простым языком означает международные поездки, то есть отношения между странами за счет предложений и спроса. Вообще туристический рынок услуг в России отлично развит, на сегодня можно отметить не спад, а наоборот подъем спроса на туризм в СНГ.

Объем российского рынка туризма и сервисов для путешественников поступательно увеличивается на протяжении всего последнего десятилетия. В 2012 году его объем (по сравнению с 2011 годом) увеличился на 14% (или на 149 млрд руб.), превысив 1 трлн. рублей (около 1,7% ВВП РФ). При сохранении текущих темпов роста в 2013 году рынок туристских услуг достигнет 1,35 трлн руб. [28]

Пассажирские авиаперевозки формируют более половины объема рынка, четверть объема приходится на средства размещения (гостиницы, дома отдыха и т.п.), около 13% - на пассажирские перевозки ж/д транспортом.

Предпосылками положительной динамики рынка являются рост платежеспособности населения и последовательное развитие туристской инфраструктуры, рост уровня проникновения дистанционных банковских услуг, Интернета и интернет-сервисов в нашей стране.

Индустрия туризма является одним из ярких примеров внедрения, развития и активного использования ИКТ (инфокоммуникационных технологий) в мире. Бронировать билеты, выбирать и оплачивать номер в отеле в любом городе по всему миру в любое время в любом месте при помощи мобильного устройства, с использованием электронных способов оплаты становится привычным для путешественников любых возрастов с широким диапазоном уровня доходов.

В России также повышается уровень использования интернет-технологий и онлайн-сервисов основными игроками рынка. Здесь можно выделить два основных направления: внедрение современных информационных систем поставщиками услуг (наибольший потенциал - в сегменте «средства размещения») и развитие каналов дистрибуции (наибольший потенциал - мобильные каналы продаж).

В области дистрибуции туристских услуг в сети Интернет (по агентской схеме) примечательны такие проекты, как OneTwoTrip, Anywayanyday, OZON.travel, Oktogo и Ostrovok.ru, являющиеся наглядным примером успешного использования ИКТ. Из поставщиков туристских услуг наиболее заметны ОАО «ФПК» и ОАО «РЖД», внедряющие и популяризирующие технологию «электронный ж/д билет» и увеличившие долю продаваемых электронных билетов в 2012 году в два раза (с 7% до 15%). Кроме того, можно отметить высокую активность новых игроков на традиционном (офлайн) рынке дистрибуции сервисов для путешественников, где активно начали работать крупные сети мобильного ритейла (в частности, «Связной» и «Евросеть»), а также ФГУП «Почта России».

Эксперты отмечают высокую степень инвестиционной привлекательности данного сегмента российской экономики и прогнозируют появление значительного количества новых компаний (в том числе международных), привлеченных наблюдаемой в настоящее время благоприятной конъюнктурой.

Рынок туристских услуг движется в сторону большей прозрачности и доступности для конечного потребителя. Рост доли туристских услуг, оформляемых в сети Интернет, можно признать наиболее заметным трендом на российском рынке в 2012 году. Структура спроса изменяется, смещаясь в сторону самостоятельного оформления туристских услуг в сети Интернет населением (как с помощью стационарных компьютеров, так и с помощью мобильных устройств).

Повышается уровень конкуренции и в ближайшее время появятся новые претенденты на лидерство. Крупнейшим традиционным игрокам рынка, чтобы не потерять свои позиции, необходимо своевременно реагировать на происходящие в настоящее время изменения и давление со стороны инновационных ИТ решений и средств доступа к туристским услугам.

В 2013 году рынок туристских услуг в России будет поступательно развиваться, что обусловлено следующими причинами:

. Относительно благоприятной экономической конъюнктурой.

. Существенными инвестициями в отрасль со стороны государства, направленных, в частности, на формирование регионального бренда туристского региона и его продвижение за пределами РФ.

. Высокой активностью в России ведущих мировых игроков туристского рынка.

Постоянный рост уровня конкуренции будет способствовать улучшению качества и изменению схем сбыта туристских услуг. Наиболее заметными изменениями могут стать:

. Увеличение доли оффлайн- и онлайн-агентов, предоставляющих полный спектр туристских услуг. Расширение ассортимента специализированных агентств, предлагающих клиентам перевозки на всех доступных видах транспорта, бронирование отелей, заказ такси, автомобилей, трансферов, специального обслуживания, страховку, билеты на развлекательные и спортивные мероприятия и прочие услуги.

. Расширение спектра услуг, предлагаемых на веб-сайтах поставщиков (авиакомпаний, ж/д перевозчиков, гостиниц и т.п.), предложение набора дополнительных сервисов одновременно с покупкой «основной» услуги, например, при покупке авиа- и / или ж/д билета - размещение в гостинице, трансфер и страхование.

. Инвестиции (как со стороны поставщиков, так и со стороны агентов) в создание, развитие и продвижение мобильных каналов продаж: сайты, адаптированные для мобильных устройств и мобильные приложения.

. Активное вовлечение в потребление туристских услуг социальных сетей с предложением проектов, специализирующихся на таргетированных продуктах под узкие сегменты аудитории (групповые поездки для сообществ, индивидуальные туры и т.п.).

Анализ микросреды

Турагентство «Туррителла» работает в условиях достаточно жесткой конкуренции, которая является одним из сущностных признаков туристского рынка.

В настоящий момент в Вологде функционируют более 50 фирм, в той или иной мере занимающихся туристической деятельностью, при этом более 50% от общего объема рынка приходится на пять основных игроков.

Сравнительный анализ конкурентных преимуществ турагентства «Туррителла» и его ключевых конкурентов представлен в таблице 2.3.

Оценка проводилась по пятибалльной шкале с привлечением независимых экспертов.


Таблица 2.3 - Сравнительный анализ конкурентных преимуществ турагентства «Туррителла» и его основных конкурентов

Факторы конкурентоспособности КонкурентТуррителлаЕвротур1001 турБЕЛКА-ТУРМега-ТурПерекрестокУровень цен445344Удобство местоположения офиса455443Широта предлагаемого ассортимента344555Возможность индивидуального планирования тура050050Наличие собственных турпродуктов по внутреннему туризму050555Реклама, PR345444Энтузиазм и отзывчивость менеджеров545544Профессионализм менеджеров454544Наличие дополнительных услуг345544Наличие дисконтной системы005500Общий балл264038413933

Данные анализа свидетельствуют о том, что лидером вологодского рынка является туристическая компания «БЕЛКА-ТУР», которая работает на рынке с 1992 года и предлагает широкий выбор турпродуктов как по внутреннему, так и по выездному туризму.

Второе место в рейтинге конкурентоспособности занимает турфирма «Евротур», которая также предлагает как собственные туры по России и области, так и покупные турпродукты по внутреннему и выездному туризму.

Третье место занимает компания «Мега-Тур», работающая как в качестве туроператора по внутреннему туризму, так и в качестве турагента по внутреннему и внешнему туризму.

Турагентство «Туррителла» существенно уступает лидерам рынка, в первую очередь в связи с отсутствием возможности индивидуального планирования тура, отсутствием собственных турпродуктов по внутреннему туризму, а также недостаточно активной рекламно и PR. Для фирмы «Туррителла» также характерен недостаточно большой набор дополнительных услуг.

Согласно данным таблицы, маршруты, предлагаемые конкурентами турагентства «Туррителла» имеют определенные недостатки, такие как:

-слишком насыщенная программа для однодневного тура у фирмы «Евротур»;

-невозможность отправиться в тур на выходные и высокая стоимость у фирмы «БЕЛКА-ТУР»;

-высокая стоимость и отсутствие в программе посещения Белозерска у фирмы «Мега-Тур»;

-ограниченная культурная программа у фирмы «Перекресток».

Следовательно, турагентству «Туррителла» имеет смысл предложить турпродукт, который будет избавлен от данных недостатков.

SWOT-анализ

Анализ факторов конкурентоспособности, а также результаты анализа рынка позволяют провести SWOT-анализ турагентства «Туррителла» (табл. 2.4).


Таблица 2.4 - SWOT-матрица турагентства «Туррителла»

Возможности 1. Наличие потребности в услугах фирмы на потребительском рынке. 2. «Благодушие» конкурентов. 3. Увеличение темпов роста рынка.Угрозы 1. Вхождение на рынок новых сильных конкурентов. 2. Агрессивная политика действующих конкурентов. 3. Вооруженные конфликты и террористические акты в зонах туризма.Сильные стороны 1. Опыт работа на рынке более 7 лет 2. Квалифицированные кадры.ПОЛЕ «СИВ» - Квалифицированные кадры для качественного удовлетворения спроса на услуги - наличие потребностей в услугах фирмыПОЛЕ «СИУ» 1. Агрессивная политика действующих конкурентов - Обеспечение более высокого качества обслуживания за счет квалифицированных кадровСлабые стороны 1. Недостаточная известность среди жителей города. 2. Отсутствие собственных туров по Вологодской области 3. Отсутствие системы дополнительных услуг. 4. Недостаточно активная политика продвиженияПОЛЕ «СЛВ» 1. Недостаточная известность среди жителей города - увеличение темпов роста рынка и повышение известности путем проведения грамотной рекламной и PR политики. 2. Отсутствие собственных туров по Вологодской области - Возможность выхода на рынок познавательного туризма по Вологодской области в качестве туроператораПОЛЕ «СЛУ» 1. Агрессивная политика действующих конкурентов - Недостаточная известность среди жителей города. 2. Вхождение на рынок нового сильного конкурента - Отсутствие собственных туров по Вологодской области 3. Снижение темпов роста рынка - Недостаточная известность среди жителей города для обеспечения стабильных объемов продаж при падающем спросе

Таким образом, результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что в целях улучшения финансовых результатов и повышения уровня конкурентоспособности турфирме «Туррителла» имеет смысл диверсифицировать свою деятельность, выйдя на рынок познавательного туризма Вологодской области в качестве туроператора.


3. Разработка и обоснование познавательного тура «Сердце Северной Руси»


.1 Получение статуса туроператора


Для того, чтобы реализовать стратегию диверсификации и выйти на рынок внутреннего туризма Вологодской области с познавательным туром, ООО «Туррителла» необходимо получить статус туроператора.

Туроператор - это юридическое лицо, которое формирует, продвигает и реализует туристский продукт (турпродукт).

В законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а «тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия».

В настоящее время лицензирование туроператорской деятельности в России отменено, лицензию туроператора заменяет необходимость регистрации в Едином Федеральном реестре туроператоров. Это дает подтверждение о том, что в случае форс-мажорных обстоятельств, связанных с туристом за рубежом, банк или страховая компания возместит расходы, связанные с возвращением туристов и разрешением конфликтной ситуации.

Деятельность туроператора с 1 июня 2007 года должна быть обеспечена страховкой или банковской гарантией, а осуществлять туроператорскую деятельность на территории России могут только российские юридические лица.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 28.06.2009 г. №123-ФЗ «О внесении изменения в статью 17.2. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии.

Минимальный размер финансовых гарантий для туроператора по выездному туризму составляет 30 млн. руб., по въездному туризме - 10 млн. руб., по внутреннему туризму - 500 тыс. руб.

Размер страховых премий колеблется в рамках 0,4-0,8% в зависимости от опыта работы компании на рынке и ряда других факторов, определяемых специалистом страховой компании.

Таким образом, ООО «Туррителла» для того, чтобы осуществлять свою деятельность легально, необходимо:

-быть российским юридическим лицом;

-числиться в Едином федеральном реестре туроператоров;

-иметь документ о финансовом обеспечении (финансовые гарантии) - договор, заключенный со страховой компанией, имеющей соответствующую лицензию.

Для обеспечения туроператорской деятельности ООО «Туррителла» предлагается использовать страхование профессиональной ответственности в компании «Ингосстрах» на следующих условиях:

-срок страхования - 1 год;

-договор страхования на новый срок должен быть заключен не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действующего договора;

-договор страхования гражданской ответственности не может быть расторгнут досрочно;

-в случае выплаты страхового возмещения туроператор в течение 30 дней должен увеличить страховую сумму до первоначальной, заплатив дополнительную премию. В противном случае в соответствии с законодательством он может быть исключен из Федерального реестра туроператоров;

-договор страхования не предусматривает установление франшизы;

-страховой тариф для компании, впервые выходящей на рынок туроператорских услуг - 4%.

Ежегодная сумма страховых взносов для ООО «Туррителла» составит таким образом: 500 000 х 4% = 20000 руб.


.2 Разработка программы познавательного тура «Сердце Северной Руси»


Развитие сферы туризма является одним из перспективных направлений Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 г., одобренной Постановлением Правительства области от 28 июня 2010 г. №739.

Рынок туристических услуг в Вологодской области, как и в целом по стране, значительно отстает в своем развитии от мировых стандартов, однако обладает, как показывают научные исследования, значительным потенциалом, способным внести существенный вклад в становление конкурентоспособности региона. Важно при этом осуществить вложения в улучшение туристской инфраструктуры по основным компонентам системы туристского обслуживания, (гостиничный сектор, транспортная доступность, культурно-развлекательные заведения, информационное обслуживание туристов и др.).

Вологодчина - уникальный по богатству и разнообразию историко-культурный край, привлекательный для туристов. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», по туристскому потенциалу Вологодская область занимает 9-е место в Российской Федерации.

Природа Вологодской земли чиста и живительна, насыщена множеством рек, озер, особо охраняемых территорий, таких как Дарвинский государственный заповедник, национальный парк «Русский Север» изобилует ягодами, грибами, рыбными богатствами.

В 2012 г. число участников путешествий по области составило 1,8 млн. и увеличилось по сравнению с 2010 г. на 21,6%.

Основную часть туристского потока области составляют экскурсанты (70,8% от общего числа посетителей в 2012 году), которые приезжают организованно на срок, не превышающий 24 часа. Туристы составляют 29,2% и пребывают на территории области в среднем 2,5 дня.

Наиболее посещаемыми территориями области являются города Вологда и Череповец, Кирилловский и Великоустюгский районы, на которые приходится более 70% туристов.

Доля туризма в структуре ВВП области с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 4%. В 2012 г. в бюджет Вологодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 173,0 млн. рублей. Средняя численность работников, занятых в сфере туризма и сопутствующих отраслях, составляет 17,3 тыс. человек.

Оценка влияния туристской сферы на экономику региона путем расчета «мгновенного мультипликатора» показала, что каждые 1000 рублей, потраченных туристом в Вологодской области в 2012 г., приносят экономике региона 1160 рублей, то есть соотношение составляет 1:1,16.

С каждым годом растет количество коллективных средств размещения. На 1 января 2013 г. их зарегистрировано 132, включая гостиницы, базы отдыха, туристские базы, учреждения детского отдыха, санатории. Увеличивается количество туристских организаций, которые оказывают населению услуги по организации путешествий, растут объемы оказанных услуг.

В 2 городах и 22 районах области развиваются туристские бренды. На территории муниципальных образований области разработаны и реализуются более 200 туристских маршрутов и программ.

В области сформирована система управления сферой туризма:

-принят закон области от 23 октября 2008 года №1891-ОЗ «О туризме и туристской индустрии на территории Вологодской области»;

-постановлением Правительства области от 11 августа 2008 года №1547 одобрена Стратегия развития сферы туризма Вологодской области до 2020 года;

-утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Вологодской области на 2013-2018 годы»;

-постановлением Правительства области от 14 апреля 2009 года №621 создан Координационный совет по туризму в Вологодской области.

С 2007 года в области действует ГУ «Областной центр маркетинга и продвижения туристских программ Вологодской области», который осуществляет рекламную и маркетинговую деятельность, оказывает информационно-справочные, туристские и деловые услуги приезжающим туристам. Создан и успешно функционирует интернет-портал «Туризм Вологодской области» www.vologdatourinfo.ru, консолидирующий всю информацию об участниках туристского рынка Вологодской области.

Туристский потенциал Вологодской области ежегодно представляется на крупнейших международных туристских выставках, на страницах федеральных и областных печатных изданий и в электронных каталогах, осуществляется издание полиграфической продукции и современного выставочного оборудования. С целью формирования положительного имиджа области как территории благоприятной для развития туризма публикуются информационные материалы о туристском потенциале в ведущих профильных журналах.

В целом развитие туризма для экономики региона приносит большую выгоду: клиентам - продукцию, услуги; работающему персоналу - зарплату; бизнесменам - прибыль; региону - поступления в бюджет за счет налогов и сборов.

Во-вторых, туризм активизирует потребительский спрос на разнообразные товары и услуги, предложить которые имеет возможность местная региональная промышленность.

В-третьих, увеличение туристских потоков значительно повышает спрос на сувенирную продукцию, изделия местного кустарного промысла. Продажа таких изделий приносит дополнительный доход и служит рекламой туристского центра и благотворно сказывается на возрождении и поддержании народных промыслов, традиций и фольклора.

В-четвертых, увеличиваются доходы региональных систем связи, вызываемые возрастанием объемов почтового, телеграфного и телефонного обслуживания туристов поддерживающих контакты с местом своего постоянного проживания.

В-пятых, развитие туристского бизнеса способствует расширению и модернизации объектов региональной инфраструктуры (гостиниц, торговли, общественного питания, услуг развлекательного характера). Доходы от предоставления туристских услуг способствуют сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона.

К настоящему времени в регионе формируются анклавы с ярко выраженной туристской направленностью, характеризующиеся:

-наличием уникальных историко-культурных и архитектурных объектов (особенно известен Кирилловский район, на территории которого находится Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник и музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово, а также Вологодский район с архитектурно-этнографическии музеем в п. Семенково);

-наличием объектов делового и научного сотрудничества (г. Вологда, как административный центр области и г. Череповец, как промышленный центр Северо-Запада, концентрируют высшие учебные и научные учреждения, промышленные предприятия; здесь проводятся крупные выставки, различные конференции, симпозиумы, семинары, которые собирают не только отечественных, но и зарубежных специалистов);

-наличием богатой охотофауны, недревесных продуктов леса: грибов, ягод, трав;

-наличием различных событийных мероприятий - народных праздников, гуляний, дней города.

Среди перечисленных анклавов отличаются два муниципальных образования, обладающих высоким уровнем развития туризма - Кирилловский и Великоустюгский районы.

Познавательный тур «Сердце Северной Руси» предполагает посещение городов Кириллова и Белозерска.

Кириллов - самый посещаемый туристский центр Вологодской области. Большой популярностью пользуются теплоходные туры по рекам и каналам Северо-Двинской системы, речные круизы по Волго-Балту с остановкой в Кириллове. Живописная природа, озера и леса, наличие комфортабельных туристских комплексов, а также гостиниц, частных пансионов туристского класса обеспечивают отдых разного уровня и интересов.

/3 района входит в структуру национального парка «Русский Север», который включает в себя более 50 озер, многочисленные реки, памятники природы: гора Маура, гора Цыпина, гора Сандырева, Сокольский бор. Эколого-туристский маршрут открывает путешественникам все тайны этого природно-исторического объекта.

Желающие имеют возможность поселиться в настоящем добротном крестьянском доме и насладиться тихим отдыхом на лоне природы, сбором грибов и ягод, питьевой водой из родников и экологически чистой зеленью с грядки.

Кириллов и его окрестности называют Святой землей. Здесь в период средневековья возникли многочисленные православные обители, и местность позднее назвали Северной Фиваидой. Кириллов был провозглашен уездным городом в 1776 году из подмонастырской слободы, и в своем названии сохранил имя московского монаха Кирилла, основателя знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря (1397 г.). О начальном для монастыря времени напоминает деревянная часовня, связанная преданием с именем Кирилла. Царь Иван Грозный питал к Кирилловскому монастырю особое пристрастие, считая, что своим рождением обязан ему, трижды посещал монастырь, делал в него большие вклады.

Успенский собор (1497 год) - самое раннее каменное сооружение. Впечатляющая масштабностью и размахом территория Кирилло-Белозерского монастыря сформирована из Успенского, Ивановского монастырей и крепости Новый город, стены которой возводились в середине ХVII века. Поражает высота, мощь и протяжённость трёхъярусных укреплений с огромными гранёными башнями.

Патриарх-реформатор Никон, находившийся в ссылке на Белоозере с 1666 по 1681 годы, назвал Кирилло-Белозерский монастырь одной из трех «великих государевых крепостей» наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Соловецким монастырем. Кирилло-Белозерский монастырь - удивительный памятник строительному мастерству, хранитель духовных сокровищ, музей-заповедник.

В селе Ферапонтово, что в 18 километрах от Кириллова, находится Ферапонтов монастырь, который основан в 1398 году преподобным Ферапонтом и в 2000 году внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главное сооружение монастыря, собор Рождества Богородицы (1490 г.) с фресками Дионисия (1502 г.)

В 1911 году искусствовед В. Георгиевский открыл для мира эту стенопись. С этого времени не прекращается паломничество в Ферапонтово: тысячи людей хотят увидеть воочию бессмертное искусство Дионисия, современника Леонардо-да-Винчи, Рафаэля и Микеланджело.

В 7 километрах от Кириллова на берегу Шексны, у подножия горы Маура возрожден к монастырской жизни Воскресенский Горицкий женский монастырь, основанный в 1544 году княгиней Ефросиньей, супругой последнего удельного князя Андрея Старицкого, младшего сына Ивана III. Здесь сохранились строения XVI-XIX веков.

На территории района в 1992 году создан национальный парк «Русский Север». Общая площадь его 166,4 тыс. га

Белозерск - древний город, расположенный на берегу Белого озера. Город был крупным ремесленно-торговым центром на Севере. Расположенный на важном торговом пути, соединявшем его с верховьем Волги, Новгородом и Северо-Двинскими землями, он быстро развивался. Жители торговали с Новгородом, Ростово-Суздалем, Киевом, Средней Азией. Достоверно известно, что после Куликовской битвы (1380 год) при великом князе Дмитрии Донском Белоозеро вошло в состав Московского княжества. Для защиты его северных рубежей в 1487 году была возведена крепость, о которой ныне напоминают высокий земляной вал с глубоким рвом. Выдающиеся земляки: поэты Викулов Сергей Васильевич, Орлов Сергей Сергеевич. Белоозеро - самое древнее славянское поселение на Вологодчине. Упоминается в древнерусских летописях под 862 годом в связи с призванием в Новгород варяжского князя Рюрика, на Белоозеро его брата Синеуса, в Старую Ладогу - Трувора (ряд историков считают братьев Рюрика легендарными личностями).

Месторасположение столицы Белоозера менялось не раз, находясь в Киснеме, Крохино, а с ХIV века - в Белозерске. Белозерск - самый древний город Вологодской области, упомянутый в 862 году в «Повести временных лет», тогда, когда многие русские города еще не были основаны. Он входит в семерку самых древних городов России.

Сегодня в этих заповедных местах предлагается удивительное путешествие в былинную Русь, кульминацией которого является посещение уникального музея «Княжеская гридница». Здесь воссоздана достоверная обстановка исторического периода: резное кресло, украшенное волчьими головами, посеченные щиты, боевые топоры, доспехи русских ратников и одежды варяжских витязей. На этой экскурсии нет пассивных слушателей, все становятся участниками военного совета, дружного застолья, облачившись в исторические костюмы.

Центральная часть города состоит из крепостного земляного вала и прилегающих к нему кварталов. Здесь открыт для посетителей «Длинный дом викингов, в котором воссоздана бытовая обстановка скандинавов, бывших на Белоозере частыми гостями в эпоху раннего Средневековья, а также интерактивная кузница, где можно самому покачать мехи и изготовить кованый сувенир. А на настоящей весельной ладье «Славянка» можно с удовольствием прокатиться по озеру. Человек, неравнодушный к истории, сможет значительно расширить свои знания и просто отдохнуть, посетив Белозерск в любое время года.

Разрабатываемый турпродукт предназначен для организованных групп, в состав которых могут входить как дети в возрасте от 10-12 лет, так и взрослые.

С учетом планируемой туристической программы оптимальная численность группы составляет 20 человек. Возможно формирование групп большей численностью, что уменьшит стоимость путевки, при этом одновременно снизит качество турпродукта, так как ограничит возможности участию каждого ребенка в планируемых мероприятиях.

Тур рассчитан на два дня и одну ночь, что позволит организовывать туристические поездки каждые выходные.

Программа тура представлена в таблице 3.1.


Таблица 3.1 - Программа тура «Сердце Северной Руси»

1-Й ДЕНЬВстреча группы на автовокзале г. Вологда.7.00Транфер в г. Кириллов,7.30-10.00


Теги: Разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы  Диплом  Туризм
Просмотров: 14335
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Разработка программ познавательного туризма как стратегии диверсификации деятельности туристской фирмы
Назад