Франчайзинг в туризме как вариант развития бизнеса

Введение


Сегодня, когда по общепризнанной статистике из 100 вновь открывшихся предприятий через пять лет остается только 5, а остальные закрываются, предпринимателям приходится искать новые пути в бизнесе.

Достаточно часто одним из способов уменьшения влияния факторов риска на рынке называется участие в совместном предприятии, которое уже продемонстрировало успех на рынке, либо объединение с фирмой, которая создала продукт или услуги, принимаемые на рынке, и которая создала надежную систему финансового контроля и производства этого продукта. Речь идет о франчайзинге.

С середины пятидесятых годов ХХ века франчайзинг в корне изменил темпы развития сотен и тысяч фирм - сначала в США, а затем и более чем в 100 странах мира.

Так, в 1999 году в США в 65 отраслях экономики было зарегистрировано более 600000 франчайзинговых фирм. Они обеспечивали 8 млн. рабочих мест и около 42 процентов розничных продаж по стране.

Франчайзинг как метод расширения сети продажи товаров и поддержки малого бизнеса широко распространен в Европе, Австралии и других странах мира.

Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров-франчайзи, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг.

В России успехи по распространению этой самой надежной и перспективной формы развития малого и среднего бизнеса пока очень скромны. И это - одна из причин того, что малый и средний бизнес у нас развиваются медленно.

Кроме того, немаловажно, что в туристической отрасли Российской Федерации за 7-10 лет многое существенно изменилось. Появилась весьма ожесточенная конкуренция, а тех сверхприбылей, которые были когда-то, уже нет.

Российские туристы стали более разборчивы, появилось понятие «недорогие туры» и сам факт поездки за границу уже не заставляет биться сердца потенциальных покупателей турпутевок.

Из-за стагнации последних лет и появления крупных игроков многие маленькие турагентства закрылись - не выдержали конкуренции. В этой ситуации сохранить турбизнес в формате малого и среднего бизнеса по силам разве что франчайзингу.

Первой туристической компанией, предложившей франчайзинг, стал «Магазин горящих путевок», вслед за которым франшизы начала продавать сеть «Куда.ру», и потом - практически все крупные туроператоры России. У большинства из них просто не оставалось другого выбора: слишком весомое конкурентное преимущество давал франчайзинг. В среднем активно работающая туристическая франчайзинговая сеть позволяет в течение трех лет на 40% увеличить оборот компании.

Однако франчайзинг имеет как серьезные преимущества, так и ряд особенностей, которые нередко являются недостатками: высокая стоимость франшизы, строгое подчинение правилам, действующим в сети.

Итак, что есть франчайзинг в туризме, каковые его особенности, преимущества и недостатки - ответы на эти вопросы будут даны в работе.

Объект исследования - комплекс теоретических практических вопросов, связанных с франчайзингом в туризме как вариантом развития в бизнесе.

В работе использованы теоретические понятия о франчайзинге, нормы законодательства, регулирующие франчайзинг в России, информация туристических компаний о предложениях франчайзинга для потенциальных клиентов и др. источники.

Работа состоит из введения, шести глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Понятие франчайзинга


Франчайзинг (от французского «franchise» - льгота, привилегия - и производного английского «franchising» - право, привилегия) - система отношений (контрактных, перманентных) между франчайзором и франчайзи, регулирующих организацию совместного бизнеса с целью удовлетворения интересов обеих сторон.

Франчайзинг - это форма длительного коммерческого сотрудничества фирм, в рамках которого фирма-франчайзор передает права на продажу своих товаров и услуг фирме-франчайзи, который получает также права на использование торговой марки фирмы-франчайзора, ее фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, бизнес-технологий.

Покупка франшизы происходит в несколько этапов, на которых франчайзи выплачивает франчайзору первоначальный взнос (стоимость франшизы), инвестиции в оборудование и материалы; ежемесячные выплаты: роялти, рекламный сбор. Взамен франчайзи получает так называемый франчайзинговый пакет, стандартно включающий права на использование торговой марки, условия поставки оборудования, материалов и обучение технологии бизнеса.

Франчайзор организует обучение и контролирует работу франчайзи. Франчайзи является собственником своего предприятия, инвестирует средства на его создание и развитие, продает продукт или услуги в соответствии с правилами, установленными франчайзором, и, как правило, оплачивает помощь франчайзора.

Юридически условия сделки регулируются франчайзинговым договором (договором коммерческой концессии), который является основополагающим документом взаимодействия сторон и заключается в среднем на 3-5 лет (для России).

По договору франчайзинга правообладатель предоставляет пользователю конкретно-определенную группу ценностей, объединяемых понятием «комплекс исключительных прав» (право на товарный знак, фирменное наименование, охраняемую коммерческую информацию и др.), а также профессиональные знания, ноу-хау. Указанный договор может заключаться на определенный срок или без указания срока (на неопределенный срок). В рамках договора франчайзинга стороны имеют, как правило, противоположные интересы, разные права и обязанности. Каждый из них стремится к извлечению максимальной прибыли за счет контрагента. Вместе с тем в качестве общей цели для сторон является расширение франчайзинговой системы, привлечение к ней как можно большего числа предпринимателей путем заключения других договоров.

Субъектами договора коммерческой концессии могут выступать индивидуальные предприниматели, а также коммерческие организации. Взаимоотношения сторон в договоре франчайзинга имеет лично-доверительный характер и характеризуется установлением партнерских отношений, предполагающих особый уровень доверия, согласованные действия, высокую степень сотрудничества и кооперации сторон.

Совместная деятельность, основанная на договоре франчайзинга, представляет собой эффективную форму предпринимательской деятельности, в ходе которой одна из сторон прилагает все усилия к тому, чтобы реализовать опыт, знания, использовать технические новинки и деловую репутацию другой стороны. Франчайзинг предполагает объединение большого числа пользователей (франчайзи), связанных с головной, «родительской» компанией, то есть с правообладателем (франчайзором), на основе заключаемых между ними договоров. Это своего рода сеть, форма стратегического альянса, союз, функционирующий под общей торговой маркой и использующий единые схемы и методы управления и организации своей деятельности.

Глава 2. Франчайзинг в международном туризме


Бурное развитие и распространение франчайзинга как способа ведения бизнеса относится ко второй половине XX века и связано с переходом большинства промышленно развитых стран от эпохи индустриальной к постиндустриальной, открывшей новые схемы организации бизнеса.

Во всем мире франчайзинговые фирмы весьма развиты и доходны. В цивилизованных странах (Европа, США, Канада) уже давно большинство туристических агентств охвачены франчайзинговыми сетями.

Примерами таких крупных сетей могут служить TUI (крупнейшая мировая сеть, ей принадлежит 97 самолетов, собственный круизный и чартерный флот), Томас Кук, «Оторвись, пока не поздно».

TUI AG (Touristik Union International) (FWB <#"justify">1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. 5-е изд. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2003.

. Гражданский кодекс РФ, часть вторая, от 26.01.1996 года № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст.410.

. За путевкой - в магазин//Бизнес-журнал. 2004. № 10 (25 мая).

. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: 2001.

. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

. Минеева И. Успех и неуспех франшизы - составляющие очевидны//Бизнес-адвокат. 2000. № 6.

. Орлова О. Франчайзи партнеру не товарищ//Бизнес-адвокат. 2004. № 21.

. Свиридов К.С. Туристская деятельность в России: Понятийный аппарат и организационно-правовые основы. - Краснодар: 2002.

. Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.

10. Трудный путь TUI Travel//www.rbcdaily.ru/2007/09/04/world/290761 <http://www.rbcdaily.ru/2007/09/04/world/290761>.

. Фанчайзинг в туризме//www.fr-lib.ru/articles_13_262.php <http://www.fr-lib.ru/articles_13_262.php>. Энциклопедия франчайзинга.

. www.1001tur.ru <http://www.1001tur.ru>.

. www.bluesky.ru <http://www.bluesky.ru>.

. www.maplaza.ru <http://www.maplaza.ru>.

. www.turist.ru <http://www.turist.ru>.


Теги: Франчайзинг в туризме как вариант развития бизнеса  Диплом  Туризм
Просмотров: 25190
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Франчайзинг в туризме как вариант развития бизнеса
Назад