Яхтенный спорт в Санкт-Петербурге

Санкт - Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет искусств

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников


Курсовая работа

На тему: Яхтенный спорт в Санкт-Петербурге


Выполнила студентка 342гр.: Таюрская С.А.

Проверила: Павлова Р. И.


СПб 2011

Содержание


Введение

Из истории

Яхт-клубы Санкт-Петербурга

Современный яхтинг в Санкт-Петербурге

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Как-то так получилось, что у нас в стране незаслуженно забыта славная история отечественного парусного спорта, а ведь ей почти триста лет. К концу XIX века в Российской империи существовало более сотни официально зарегистрированных парусных яхт-клубов, причем каждый из них имел свой устав и даже свой флаг. Например, только в 1912 году в Санкт-Петербурге насчитывалось десять яхт-клубов. Подобные организации действовали и в прибалтийских городах, и в других городах России, среди которых Москва, Киев, Новгород и Варшава. Много яхт-клубов было на внутренних водоемах, а также на Черном, Азовском и Каспийском морях. Издавались свои газеты и даже журналы, которые выходили ежемесячно и распространялись по подписке.

Как написано в словаре: па?русный спорт - виды спорта <#"justify">«Особое внимание Петр I уделял развитию среди дворян парусного и гребного дела. При этом он преследовал практическую цель - пополнения офицерскими кадрами военно-морского флота. По его указанию в 1719 г. создается так называемая "Невская флотилия" и разрабатывается регламент по обучению парусному и гребному делу. В бесплатное пользование дворянам было роздано 141 судно. В определенные дни и часы они собирались на Неве и обучались управлению парусом и изучали искусство гребли. После Петра I парусное и гребное дело пришло в упадок. Екатерина I и Елизавета Петровна пытались возродить петровский регламент, но успеха они не имели. Лишь в 1846г. в Санкт-Петербурге открылся императорский яхт-клуб. Его членами состояли 125 человек, наиболее приближенных к Николаю I.»

«В те времена, впрочем, как и в нынешние, обладание роскошной яхтой было признаком финансового благополучия и могущества. История сохранила нам интересный и, пожалуй, забавный пример именно такого подхода к вопросу. Бранденбургский курфюрст в 1701 году сумел благодаря тонким политическим интригам короноваться в Кенигсберге и стать королем Пруссии Фридрихом I. Свое новое высокое звание он решил подтвердить приобретением королевской яхты. Вступив на престол, король заказал в Голландии яхту за фантастическую по тем временам сумму - 100 000 талеров. По желанию Фридриха ей дали помпезное название «Корона». Его сын и наследник «Короны» яхту использовал уже для политического подкупа. Фридрих Вильгельм I вошел в историю как создатель прусской армии. Он отличался неимоверной скупостью. Деньги из своей казны король охотно расходовал только на военные нужды, тратиться на все остальное ему было очень жаль. Содержать роскошную прогулочную яхту было достаточно дорого для скупого до болезненности Фридриха. Он нашел оригинальный выход, как избавиться от судна: подарил яхту своему соседу - русскому царю. Этим своим поступком он одновременно и решил проблему денег, и усилил к себе благосклонное расположение Петра I. Так дорогая «Корона» оказалась на Неве.

После смерти Петра I в 1725 году принудительно созданный «Невский флот» постепенно прекратил свое существование...

Детище Петра I хотя и оставило интересный след в истории парусного спорта, но практически не оказало влияния на развитие яхтинга в России. С того времени парусный спорт в Российской империи на протяжении почти 120 лет был в забвении и существовал в зачаточном состоянии.

Следующим этапом возрождения яхтинга в России можно считать 1846 год. В этом году государь Николай I издал указ об учреждении Императорского cанкт-петербургского яхт-клуба, созданного по образцу европейских клубов. Своего сына, великого князя Константина Николаевича, впоследствии ставшего командующим Военно-морским флотом Российской империи, государь назначил почетным командором клуба. В правление вновь образованного клуба вошли представители высших аристократических кругов: князь Лобанов-Ростовский, граф Шувалов, контр-адмирал Путятин, граф Апраксин и князь Голицын. Это был, по сути, закрытый клуб, в котором никогда не было более 200 человек. Вступая в клуб, новые члены обязывались приобрести в течение года яхту водоизмещением не менее 10 т. В начале своего существования в клубе насчитывалось всего пять яхт, а через два года их стало уже 16. Все эти суда ходили под императорским флагом.

Новый клуб свои первые гонки организовал 8 июля 1847 года в Финском заливе, на замкнутой треугольной трассе протяженностью 12 миль. В той памятной гонке приняли участие всего семь яхт. Яхты-участницы по конструкции, водоизмещению и парусности сильно отличались друг от друга. Самая крупная яхта той гонки - «Королева Виктория» - была водоизмещением 257 т, а самая легкая - «Ученик» - весила всего 51 т. В качестве экипажа яхт привлекались в приказном порядке офицеры и матросы Балтийского флота. Победа в этой первой гонке досталась 107-тонной яхте «Варяг». Владелец яхты получил главный приз, учрежденный императором, - серебряную вазу. Подобные гонки обычно устраивались дважды в год.

Петербургские яхты тогда же впервые стали отправляться в зарубежные походы, заходя в Стокгольм и другие порты на Балтийском побережье. Естественно, с ответными визитами в Санкт-Петербург вскоре прибыло много финских, шведских, немецких и даже английских яхт. Например, в гонке 1852 года официально приняли участие 11 яхт из Англии. В том же году из Петербурга в Севастополь, обогнув Европу, впервые прибыла российская яхта. Перезимовав в Крыму, она успешно вернулась в северную столицу.

Яхтсмены Российской империи на яхте «Рогнеда» одними из первых в мире, в 1853 году, сделали попытку совершить кругосветное путешествие. Они достигли Рио-де-Жанейро, но затем Крымская война спутала их планы, яхту пришлось продать, а экипаж возвратился в Россию.

Таким образом, Императорский санкт-петербургский яхт-клуб по своей сути был скорее туристическим светским объединением, но отнюдь не спортивным. Свою последнюю гонку он провел в 1859 году. Это мероприятие стало завершением активной деятельности элитного закрытого яхт-клуба. Изобретение паровых двигателей и вытеснение ими парусов на судах сильно охладило увлечение яхтами в высших слоях общества. Однако это совсем не означало, что пропал интерес к парусному спорту в Российской империи. После реформ 1861 года возникли новые экономические условия, и эстафету развития парусного спорта в России продолжили энтузиасты уже из других сословий.»

«Во время Великого посольства, в Англии, Петр I рассчитывал на помощь и поддержку в изучении морского дела со стороны английского короля Вильгельма III Оранского, с которым лично познакомился еще в Голландии. При встрече король подарил русскому царю (небывалый случай!) небольшую элитную (22,86м) 20-пушечную яхту "Ройял Транспорт" ("Royal Transport"), построенную по чертежам адмирала лорда Кармартена. Яхта отличалась не только красивым убранством и внутренней поистине королевской отделкой, но и прекрасными мореходными качествами. В 1698 году яхта пришла в Архангельск. Большой нужды в Архангельске в ней не было, и в 1715 году Петр приказал передать яхту окрепшему Балтийскому флоту, в том числе и для того, чтобы иметь ее поблизости в Петербурге. При переходе морем она попала в шторм и разбилась у Норвежских берегов.

"Пусть заводятся и на других озерах, реках и прибрежьях вашей обширной России другие такие же потешные эскадры. В этих флотилиях и эскадрах лежит будущность нашего флота..." («Сын отечества», 13 сентября 1863 г.). Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков малые суда. В частности, «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании» Петр I в 1713 г. учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот» - прообраз всех современных яхт-клубов, отечественных и зарубежных.

Организация Невского флота завершилась в 1718 г., когда по указу Петра различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и буера с одним лишь условием - содержать их в порядке. Все они были построены на специально созданной для этой цели «Партикулярной верфи». Во главе Невского флота Петр поставил одного из лучших моряков - стольника Ивана Потемкина, прозванного впоследствии «Невским адмиралом». Невский флот имел четкую, хорошо продуманную организацию и свои, утвержденные Адмиралтейств-коллегией, устав и флаг.

Составленный лично Петром I Устав строго регламентировал деятельность Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем также практические указания по производству эволюции во время совместного плавания, таблица необходимых сигналов и т. п.»

Придавая большое значение деятельности Невского флота, Петр лично участвовал почти во всех его выходах к Ладоге или к острову Котлин.

В конце XVII века яхты стали выполнять роль придворных судов. С тех пор и до настоящего времени в состав военно-морских флотов многих государств в качестве представительских и правительственных судов входят яхты.

Более 220 лет, вплоть до 1917 года, в составе Российского военно-морского флота имелись яхты, предназначавшиеся для плаваний членов императорской фамилии. Долгое время они назывались царскими или придворными, а позже - «императорскими паровыми яхтами». Так было до тех пор, пока яхты по корабельной классификации, утвержденной в 1892 году, не. стали называться «императорскими».

«Государь Николай II особенно любил яхту «Штандарт». Построенная в Дании, она считалась лучшим из судов этого рода во всем мире. Водоизмещение ее было 4500 тонн; окрашена она была в черный цвет, с золотыми украшениями на носу и на корме. «Штандарт» имел высокие мореходные качества и устроен был с большим комфортом. Командовал яхтой контр-адмирал Ломен в качестве флаг-капитана Его Величества. Экипаж боялся его, как самого Господа Бога; Ломен, действительно, был очень требователен, а когда сердился, то становился весьма резок. Ломен утверждал, будто сам государь, находясь на яхте, был ему подчинен. Зато вне служебных отношений он был общителен и любезен.

Командовал яхтой капитан 1-го ранга Чагин и старший офицер Саблин. Они оба могли гордиться теми сердечными отношениями, которые у них были с Их Величествами. В письмах, которые государыня отправляла мужу в ставку, постоянно упоминается имя Саблина.

Чагин кончил жизнь трагически-самоубийством. По некоторым сведениям, женщина, с которой он был в связи, оказалась принадлежащей к группе эсеров-террористов. Верно ли это, не знаю.

Как только высочайшие особы поднимались на «Штандарт», каждый из детей получал особого дядьку, то есть матроса, приставленного следить за личной безопасностью ребенка. Дети играли с дядьками, устраивали им разные каверзы, дразнили их… младшие офицеры «Штандарта» мало-помалу присоединялись к играм великих княжон. Когда те выросли, игры превратились незаметно в ряд флиртов, конечно, вполне безобидных. Слово «флирт» я употребляю не в том вульгарном смысле, который ему теперь дают: офицеров «Штандарта» лучше всего было бы сравнивать с пажами или рыцарями средневековья. Во всяком случае, эти офицеры были чудесно вышколены одним из начальников, который со своей стороны, считался кавалером государыни.

Сама государыня становилась общительной и веселой, как только она вступала на палубу «Штандарта». Императрица участвовала в играх детей и подолгу разговаривала с офицерами.

Офицеры эти, очевидно, занимали очень привилегированное положение. Часть их каждый день приглашалась к высочайшему столу. Государь и его семья нередко принимали, со своей стороны, приглашение на чай в кат-компанию.

Страдали ли офицеры «Штандарта» излишней светскостью? Об этом часто поговаривали в военно-морских кругах (может быть, из зависти…), особенно после печального инцидента с аварией «Штандарта».

В один прекрасный день в финляндских шхерах внезапный толчок всполошил весь «Штандарт» в такой момент, когда этого меньше всего ожидали. Яхта дала крен. Никто не мог предугадать, чем вся эта история кончится. Государыня бросилась к детям. Собрала их вокруг себя всех, кроме цесаревича: мальчика нигде не могли найти. Можно себе представить, какое волнение пережили родители в эту страшную минуту.

Наконец яхта перестала крениться, моторные лодки окружили ее со всех сторон.

Царь побежал по палубе, крича, чтобы все искали цесаревича. Прошло немало времени, прежде чем обнаружили его местонахождения. Оказалось, что дядька Деревенько при первом же ударе о скалу взял его на руки и пошел на нос яхты, считая вполне правильно, что с этой части «Штандарта» ему будет легче спасать наследника в случае полной гибели судна.

Паника улеглась, и пассажиры сошли в шлюпки.

Возник вопрос об ответственности за происшедшее. Виноватым, очевидно, мог быть только финн лоцман, старый морской волк, ведший яхту в момент инцидента. Бросились к картам; оказалось - в этом не могло быть ни малейшего сомнения, - что скала, на которую сел «Штандарт», не была никому до сего известна.

В принципе отвечает за безопасность Их Величества флаг-капитан. Таковым являлся адмирал Нилов, царь и бог на яхте.

После катастрофы поведение Нилова было таковым, что государь счел нужным лично пойти за ним в его каюту. Войдя не постучав государь увидел, что Нилов рассматривает карту и держит в руке револьвер. Царь поспешил его успокоить, сказав ему, что избежать суда по закону невозможно, что суд должен, во всяком случае, быть созван; но оправдательный приговор является неизбежным, так как все сводится к слепой игре случая. Государь унес револьвер Нилова.

Инцидент с револьвером создал между царем и адмиралом род трогательной дружбы. Эта дружба всегда оставалась загадкой для тех, кто не знал ее источника и удивлялся ей, считая, что царь и адмирал были слишком не похожи друг на друга по характеру, по воспитанию и по общей культурности.

Заговор молчания создался при дворе почти немедленно вокруг аварии «Штандарта». Всякий знал, что малейшая критика по адресу офицеров яхты вызвала бы немедленный санкции по адресу критикующего.

Офицеров выбирали на яхту с таким расчетом, чтобы они умели создавать атмосферу идиллии и сказки… весьма возможно, что их технические познания были не вполне на уровне необходимого…»

Вот некоторые сведения, связанные с историей возникновения и становления яхтенного спорта в Санкт-Петербурге.

После смерти Петра Невский флот распался. Он не был яхт-клубом в современном понимании, да и понятия такого тогда не существовало. Но по своей форме (наличие специально построенных судов, свой флаг и устав, особая одежда для экипажей судов) и задачам (организация и подготовка людей для службы на море в сочетании с отдыхом и развлечениями на воде) Невский флот был прямым предшественником русских и советских яхт-клубов.


Яхт-клубы Санкт-Петербурга


«Беззаветная преданность любимому делу, меценатство и благотворительность в яхтинге дореволюционной России были основой существования большинства яхт-клубов Российской империи. К примеру, в 1859 году в Санкт-Петербурге, помимо Императорского яхт-клуба, возник и ряд других клубов любителей парусного спорта. В это время парусным спортом стали увлекаться представители высших слоев петербургских чиновников и обеспеченной интеллигенции, которым был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб. Интересную роль в истории парусного спорта в России сыграл житель Петербурга Ч. А. Кавос. В 1858 году он приобрел в Англии небольшую парусную яхту «Забава» длиной 5,2 м. Путешествуя по тихой Черной речке в окрестностях Петербурга, он вместе со своими друзьями Василием Познанским и Николаем Вилькинсом случайно увидел удобную гавань, на берегу которой сдавалась внаем дача. Место друзьям понравилось, и эта стоянка оказалась отправной точкой образования организации «Моряк на все руки». Спустя всего год в составе кружка насчитывалось более сорока петербуржцев, увлеченных парусным спортом. Он был преобразован в «Клуб невских ботиков», став объединением любителей гребного и парусного спорта. Так как количество яхт, шлюпок и гребных судов увеличивалось очень быстро, то на тихих гладях Черной речки стало тесновато, и вскоре клуб нашел себе новую удобную стоянку на Крестовском острове, на левом берегу Средней Невки.

Командором клуба был избран Василий Юрьевич Познанский, один из основателей славного парусного братства. Вскоре деятельность клуба стал поощрять великий князь Константин Николаевич, и в марте 1860 года произошло утверждение устава Санкт-Петербургского речного яхт-клуба. Этот клуб стал первым общедоступным яхт-клубом России, членом которого мог стать гражданин любого сословия. На флаге нового яхт-клуба были изображены голубой якорь и три звезды на белом поле. Этот клуб стал быстро развиваться, и уже через четыре года в его рядах насчитывалось более двухсот членов. Быстро росла и парусная флотилия клуба. Первоначально флот состоял из ботика «Забава», флагмана организации, нескольких небольших яхт для прибрежного плавания, а также парусных шлюпок и байдарок. Пополнение яхтенного флота клуба осуществлялось за счет привлечения в клуб состоятельных членов, которые покупали себе яхты, а также за счет общественной собственности. Дело в том, что морское ведомство в целях поощрения парусного спорта специально приобретало и выставляло в качестве призов на гонках парусные и гребные суда. Благодаря таким призам в гонках участвовало много экипажей, победителей поздравляли, а награда становилась общественной собственностью клуба.

За первые 50 лет существования Санкт-Петербургского речного яхт-клуба в него вступили более 2700 человек. За это же время клуб приобрел 533 яхты и организовал более 500 гонок, в которых стартовали около 3000 яхтсменов. Такая плодотворная деятельность была замечена императором, и в 1910 году клуб стал носить название «Императорский». К этому времени клуб обладал замечательной мастерской, занимавшейся строительством гребных судов и парусных шлюпок, а также хорошей ремонтной базой для обслуживания судов клуба. В стенах мастерской построили первый в стране буер «Метель», что дало толчок развитию буерного спорта в России. Вместе с мастерской развивались и мореходные классы, впервые организованные в стенах клуба в 1876 году. Здесь приобретали знания будущие штурманы и шкиперы каботажного плавания и, кроме того, специалисты по ремонту и строительству яхт и шлюпок. Попутно в клубе была собрана замечательная библиотека по парусному спорту, теории и практике судовождения.

Основу Санкт-Петербургского речного яхт-клуба составляли любители весельных шлюпок, а также водного и буерного яхтинга. Первая гонка, организованная в 1860 году, показала слабую подготовку яхтсменов. И члены клуба, засучив рукава, взялись за дело. Прежде всего были установлены правила проведения гонок, определены четыре класса яхт: два для шлюпок и два для парусных яхт. Уже за первые десять лет своего существования Петербургский речной яхт-клуб достиг огромных успехов. Он провел 122 гонки, в которых приняли участие более 500 яхт. Не забывали и о наградах: за это же время было присуждено 147 призов. В гонках принимали участие в основном гафельные шлюпы и тендеры с простым форштевнем, то есть яхты производства мастерской клуба. В Петербурге приобрел известность и популярность удачливый строитель и конструктор яхт А. Д. Родионов. Его яхта «Забава» неоднократно побеждала во многих гонках, проводимых клубом.

Совершенствовалась и классификация яхт. Например, в 1875 году установили шесть классов парусных яхт. Их различали по водоизмещению - от 2 т и более, а также по длине - от 5,5 м. Дополнительно каждый класс подразделялся на яхты с фальшкилем и швертботы.

Самой значительной в истории Петербургского речного яхт-клуба того времени была гонка 1878 года протяженностью 100 миль. Правительство для поощрения такой длинной и опасной гонки учредило дорогие призы. Например, приз Адмиралтейства 1880 года по классу яхт с водоизмещением 2 т представлял собой маленькую яхту под названием «Награда», а по классу швертботов - складной тузик.

В 1880-х годах в яхтенных кругах получил всеобщее признание талант И. А. Макарова, отличного гонщика и знатока яхтинга того времени. Он был близким родственником знаменитого и всеми уважаемого мореплавателя и изобретателя первого ледокола вице-адмирала С. О. Макарова. Яхтсмен И. А. Макаров сумел в течение трех лет, с 1879 по 1881 год, завоевать призы, учрежденные Адмиралтейством, и получить еще 49 других наград.

Парусный спорт развивался и в других петербургских клубах. Число их стремительно росло. Вслед за Императорским яхт-клубом и речным возник Петербургский парусный клуб, в 1892 году - Невский яхт-клуб, членами которого стали фабриканты и высшие офицеры, потом Гаванское парусное общество, Стрельнинский парусный клуб и др. В 1912 году в Петербурге насчитывалось уже десять яхт-клубов, и даже господа студенты обзавелись собственным яхт-клубом. Это был первый и единственный в России студенческий клуб. Вначале он ютился на Крестовском острове, вблизи Императорского речного яхт-клуба. В яхт-клубных кругах его называли «Михайловским» - по имени дворника, в ведении которого находились боны этого клуба. Естественно, по мере того как кружок юных спортсменов стал увеличиваться, членам его все чаще и чаще приходилось задумываться о легализации и утверждении устава. Однако это оказалось не просто. По иронии судьбы российские студенты того времени не имели права быть членами каких бы то ни было клубов. Таким образом, наиболее активный слой населения, из которого в Западной Европе выходили настоящие спортсмены, в России не имел доступа к серьезным занятиям парусным спортом. Однако, пройдя бесконечные пути бюрократических мытарств, устав Петроградского студенческого яхт-клуба в 1910 году наконец был зарегистрирован. Согласно этому уставу членами клуба могли быть исключительно студенты высших учебных заведений и их преподаватели. Членский взнос составлял 6 руб., а вступительный - 10 руб. После утверждения устава студенческий яхт-клуб переехал в Старую деревню, где начинали свой путь почти все петроградские яхт-клубы. К 1912 году на 60 членов клуба приходилось 30 судов, в том числе 11 парусных, 2 моторных, 8 шлюпок, 7 буеров и др.

В конце XIX - начале XX века популярность парусного спорта росла и яхт-клубы возникли во многих прибалтийских и приморских городах России. Даже в дачных поселках стали открывать яхт-клубы.»

парусный яхтенный спорт клуб

Современный яхтинг в Санкт-Петербурге


Современный яхтинг - это конечно же Регата. Как сказано в словаре: Рега?та (итал. <#"justify">Помимо международных регат, в Санкт-Петербурге проходят ежегодные регаты среди российских яхтсменов. Ежегодное мероприятие, грандиозное по своей красоте и масштабу, не оставляет равнодушным ни одного яхтсмена. Сегодня это мероприятие квалифицируется как крупнейшая парусная гонка Северо-запада России, включенная в официальный календарь Всероссийской федерации парусного спорта. Ежегодно в ней принимает участие более 60 парусных яхт.

В регате принимают участие около 40 яхт из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода и других городов России.

30 сентября 2007 года в акватории Невы <#"justify">·Соревновательная часть - регата с награждением призёров,

·Экологическая часть - сбор мусора в акватории Финского залива <#"justify">Заключение


На сегодняшний день в Санкт-Петербурге располагаются более 10 яхт-клубов. Молодежь сама строит яхты, участвует в различных регатах и даже устанавливает мировые рекорды. Мне приятно, что мои знакомые яхтсмены, построив собственноручно яхту "Петр I", установил новый мировой рекорд, пройдя впервые северо-восточный и северо-западный проходы за одну навигацию, а также замкнул кольцо Арктической кругосветной экспедиции.

На 18-метровой яхте в "ледовую кругосветку" 4 июня отправились семь человек, в том числе одна девушка, которая к тому же является старшим помощником капитана.

Российский экипаж парусной яхты "Петр I" впервые в истории мирового мореплавания обогнул Арктику вокруг земного шара, пройдя северо-восточным и северо-западным морским путем за один сезон. До настоящего момента ни одному судну в мире не удавалось совершить подобное плавание.

Уникальность экспедиции заключалась в прохождении маршрута за одну навигацию и без помощи ледокола. Вместе с яхтой "Петр I" тот же маршрут прошел норвежский тримаран "Northern Passage", с интернациональным экипажем на борту.

Чтобы преодолеть расстояние в девять тысяч морских миль, из которых - три тысячи - суровые ледовые условия, команде потребовалось 109 дней. Экипаж выстоял семибалльный шторм в Баренцевом море, выдержал 35-дневный автономный переход из Мурманска в Тикси и две недели пробивался через непроходимый лед на северо-востоке полуострова Таймыр.

Яхта прошла через самую западную точку России в Калининградской области на Балтийской косе, а так же самую северную точку Европы - норвежский мыс Норд-Кап. Далее экспедиция проходила по Северному морскому пути России и по северо-западному проходу вдоль побережья Канады.

Учитывая такие рекорды, неудивительно, что президент Международного балтийского парусного центра отмечает повышенное внимание муниципалитета к развитию яхтинга в Санкт-Петербурге. Это говорит о том, что яхтенный спорт в Санкт-Петербурге имеет свое будущее. И это замечательно!

Список использованной литературы


1. Мосолов А.А. При дворе последнего императора. Изд. «Наука». СПб. 1992. Стр,234 гл. Яхта Государя.

. Физическое воспитание и спорт в народном быту./ Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. - М.,1982. - С.71-72

. Чередниченко С. «Парусный спорт в России».\\ «Yachting» июль-август №3(6) 2003

. Чередниченко С. «Яхт-клубы в Российской империи».\\ «Yachting» сентябрь-октябрь №4(7) 2003.

5. <http://www.seatech.ru/rus/library/yachts_history.htm>


Теги: Яхтенный спорт в Санкт-Петербурге  Реферат  Туризм
Просмотров: 8427
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Яхтенный спорт в Санкт-Петербурге
Назад