Этапы становления Муай-тай


Этапы становления Муай-тай

курсовая работа

Реферат


Курсовая работа 34 страниц, 11 рисунков, 1 таблица, 16 источников.

Ключевые слова: Муай Тай, Таиланд, бой, Вай Кру, техника, удар, подготовка.

Предмет исследования: Этапы становления Муай-тай

Метод исследования: Изучение исторического наследия, опыта и анализ научных литературных источников.

Цель курсовой работы: Обобщение литературных источников, изучение этапов становления Муай-тай и передача педагогического опыта по вопросу подготовки в Муай-тай.

Задачи курсовой работы:

. Выявить этапы становления и развития Муай-тай

. Определить основные традиции в подготовке бойцов Муай-тай

Практическая значимость: Данная курсовая работа может быть использована, как в практической, так и в теоретической подготовке спортсменов и студентов.

Содержание


Введение

1. История развития Муай-тай

2. Традиции

3. Техника тайского бокса

3.1 Cтойка

3.2 Передвижения

3.3 Техника ударов руками

.4 Техника ударов локтями

.5 Техника ударов коленями

.6 Техника ударов ногами

4. Сравнение вариантов кругового удара

5. Тренировки в Муай-тай

Заключение

Литература


Введение


Бокс как вид спорта имеет вековую историю. Он практиковался ещё со времён Римской империи целыми поколениями людей, принимал как формы любительского спорта, так и профессионального. Техника бокса тщательно изучалась и оттачивалась, что может показаться, будто она близка к идеалу. Своя история у муай-тай, как вид спорта постепенно завоёвывает себе мировую известность, хотя число его приверженцев всё еще относительно невелико. Мир муай-тай, до сих пор не един, так как множество организаций в мире проводят свои собственные соревнования по разным правилам. К тому же весьма тонка грань между этим видом и другими полноконтактными и полуконтактными видами единоборств. Кикбоксинг постоянно обогащается новыми идеями и приёмами из уже существующих воинских искусств и спортивных единоборств, таких как каратэ, тхэквондо, кунфу и т.д.

Жесткий характер тренировок, высокая скорость движений, активная отработка всех приемов в спарринге делают бойцов Муай Тай чрезвычайно опасными противниками в реальных уличных столкновениях. К тому же в этом виде единоборств период выработки боевых навыков очень короток. Если человек, который занимается, к примеру, Айкидо, может реально противостоять противнику в лучшем случае через пару лет ежедневных тренировок, то приемы Муай Тай можно достаточно уверенно применять на улице уже через месяц интенсивного обучения.

Тайский бокс популярен сейчас во всем мире. Достаточно сказать, что это единственный вид иностранных боевых искусств, который практикуют в Японии, и что правила китайского "сань-да" в основном скопированы с Муай Тай. В самом Таиланде Муай Тай практикуют более 120 тысяч любителей, и около 10 тысяч профессионалов, насчитывается около 2-х тысяч клубов. Это очень много для страны с населением в 55 миллионов человек.

Военнослужащие и полицейские в эту цифру не входят, так как занимаются Муай Тай в обязательном порядке.

Многие иностранцы-путешественники, не разбирающиеся в боевых искусствах, воспринимают Муай Тай просто как драку без ограничений. В этом есть некоторая доля истины, потому что по сравнению с другими видами и направлениями боевых искусств, Муай Тай наиболее эффективен в уличной драке. Или, по крайней мере, относится к числу самых эффективных

В Республике Беларусь Муай-тай начал развиватся с 1989 года.

Белорусская Федерация кикбоксинга и таиландского бокса, создана в 1992 году, с 1992 года Федерация является постоянным членом WAKO (Всемирной Ассоциации Кикбоксерских Организаций), с 1995 г. является членом - IAMTF (Международной Любительской Федерации таиландского бокса), C 2004 член WMF (Всемирная Федерация Муай тай)

БФК и ТБ имеет свои представительства во всех областях республики, тесно сотрудничает с государственными и общественными организациями, деятельность которых направлена на оздоровление и развитие физической культуры и спорта - Университетом Физической культуры и спорта Республики Беларусь. Центрами Олимпийской подготовки, Училищем Олимпийского резерва, кроме того, все спортивные соревнования по кикбоксингу и таиландскому боксу как республиканского, так и международного уровня входят в Единый календарный план спортивных мероприятий Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.

С 1999 Белорусская сборная является сильнейшей командой в Европе и 2 в мире. На чемпионате Мира 2005 года, сборная Беларуси заняла первое командное место.

муай тай бокс удар тренировка

1. История развития Муай-тай


Название "Муай Тай" появилось не сразу: в древние времена, до периода Сукотай, этот вид единоборства назывался "Май Си Сок", затем в период Аюдхайи - "Пахуйут", и только с эры Среднего Раттанакосина, после того как Сиам стал называться Таиландом, он стал называться "Муай Тай". Не существует подлинных источников, указывающих на время происхождения тайского бокса. Одной из причин этого является трёхсотлетняя кровопролитная война за независимость королевства Сиам (древнее название Таиланда) против Бирмы, в ходе которой были разграблены и сожжены произведения искусств и королевский архив Сиама. Можно только предположить, что тайский бокс существует с тех пор, как тайцы иммигрировали с Юга Китая в средние века. В те времена в битвах сражались с помощью луков и стрел, мечей и копий, а в рукопашных боях в качестве оружия использовались руки, ноги, колени и локти.

Этот вид рукопашного боя и стал началом Муай Тай. Наиболее популярным Муай Тай стал во времена правления Пра Чао Сыа (1703 - 1709 гг.). Ни один праздник не обходился без боёв боксёров, сам же король был страстным поклонником Муай Тай и тайно участвовал на праздниках в провинциях в боях с местными чемпионами за вознаграждение. Когда Аюдхайа пала в 1767 году нашей эры, многие тайцы стали военнопленными. С этим временем связана известная легенда. 17 марта 1774 года в Рангуне король Бирмы Лорд Мангра организовал семидневное празднование в честь пагоды Чеди, где хранятся останки Будды, с разными видами развлечений и праздников. Туда были включены и боксёрские поединки перед троном. Принять участие в поединке привели военопленного Най Каном Дтома. Перед боем в ринге тайский боксёр начал танцевать, что удивило бирманских зрителей. Тогда рефери объявил, что танец является тайской традицией, благодаря которой боксёр оказывает почтение и уважение своему наставнику.

Когда бой начался, Най Каном Дтом бросился вперёд, нанося удары противнику, пока последний не свалился с ног. Однако рефери не присудил победу тайцу, так как посчитали, что бирманский боксёр был сбит с толку танцем. Так, тайскому боксёру пришлось драться против других девяти бирманцев, которым он нанёс поражение. Король Бирмы был так очарован тайским боксёром, что предложил ему выбрать для себя награду - деньги или прекрасных жён. Най Каном Дтом без колебаний выбрал жён и с двумя бирманками из племени Мон уехал в Таиланд. Так Най Каном Дтом стал легендой, а 17 марта ежегодно отмечается праздник в его честь. С тех дней вплоть до первых лет ХХ века бойцы, особенно бойцы в провинциях, использовали полоски из лошадиных шкур, а позднее из конопли вместо перчаток. Отсчёт времени осуществлялся плаванием кокосовой скорлупы, в которой проделывалось отверстие. Когда кокос тонул, били в барабан, сигнализируя об окончании раунда. Во время правления короля Рама Пятого поединки по муай Тай были очень популярны, боксёрские матчи проводились для удовольствия короля, а хорошие боксёры получали от короля титулы, например, Муен Муай Ман Мад из Лопбури, Муен Чан-нгад Ченг Чок из Кората.

Также в этот период создавались боксёрские лагеря. Члены королевской семьи рассылали талантливых разведчиков, вербуя потенциальных боксёров из внутренних районов страны и организовывали поединки между лагерями. Победители получали деньги и ценные подарки. Этот период можно назвать Золотым веком Муай Тай. Во времена правления короля рама Шестого поединки по Муай Тай получили ещё большее распространение. Бои, которые раньше проводились на импровизированных рингах, стали проводиться на стандартных поднятых рингах, окружённых канатами. Первый ринг был построен в 1921 году в Суван Кулапе. Несмотря на то, что бои уже стали проводиться на стандартных рингах, боксёры до сих пор бинтовали руки верёвкой.

В 1929 году были введены боксёрские перчатки. Ранее в парке Лумпини филлипинский боксёр давал показ международного стиля бокса в перчатках. Позднее перчатки также стали использоваться на студенческих боксёрских поединках, называемых "Муай Фаранг" ("иностранный бокс") и в профессиональном международном боксе между тайскими и иностранными боксёрами. Это организовывалось для того, чтобы посмотреть, будут ли перчатки менее опасны, чем бинтование верёвками. Они решили, что перчатки будут позаимствованы в Муай Тай, но удары локтями, коленями и ногами по-прежнему будут разрешены. Также были приняты многие изменения и усовершенствования, например, тип ринга, разбивание боя на раунды, использование минутной системы отсчёта времени.

Во времена правления короля рама Шестого поединки по Муай Тай получили ещё большее распространение. Бои, которые раньше проводились на импровизированных рингах, стали проводиться на стандартных поднятых рингах, окружённых канатами. Первый ринг был построен в 1921 году в Суван Кулапе.Несмотря на то, что бои уже стали проводиться на стандартных рингах, боксёры до сих пор бинтовали руки верёвкой. В 1929 году были введены боксёрские перчатки. Ранее в парке Лумпини филлипинский боксёр давал показ международного стиля бокса в перчатках. Позднее перчатки также стали использоваться на студенческих боксёрских поединках, называемых "Муай Фаранг" ("иностранный бокс") и в профессиональном международном боксе между тайскими и иностранными боксёрами. Это организовывалось для того, чтобы посмотреть, будут ли перчатки менее опасны, чем бинтование верёвками. Они решили, что перчатки будут позаимствованы в Муай Тай, но удары локтями, коленями и ногами по-прежнему будут разрешены. Также были приняты многие изменения и усовершенствования, например, тип ринга, разбивание боя на раунды, использование минутной системы отсчёта времени.

Во время правления короля Рама Седьмого, в революционный период, и в Бангкоке, и в провинциях создавались стационарные боксёрские стадионы, однако они понемногу исчезли во время второй мировой войны.

В 1941 тогдашний премьер-министр фельдмаршал П.Пибулсонгкрам отдал распоряжение о постройке боксёрского стадиона на Рачадамнен Авеню. Распоряжение вышло через два года после того, как правительство издало Акт о экспроприации у собственников земли, согласно которому они должны были сдавать свои владения вдоль Рачадамнен Авеню с тем, чтобы правительство могло построить свои административные здания в соответствии с планом города. Сначала стадион хотели построить на площади сада Мисакаван, на пересечении Питсанолоке Роуд и Рачадамнен Нок Авеню. Позднее выбранное поначалу место было перенесено на теперешнее место, так как участок земли был слишком мал для постройки стадиона. Стадион Рачадамнен сейчас до сих пор стоит на том же месте, расположен на Рачадамнен Нок Авеню на углу Паниенг Роуд напротив военной академии Чулачомклао. Контракт на строительство стадиона получили фирма Imprese Italiane All'Estere-Oriente. 1 марта 1941 года был заложен фундамент и началось строительство, которое, не будучи завершённым, было остановлено во время второй мировой войны из-за отсутствия ассигнований. После окончания второй мировой войны в августе 1945 года строительство было возобновлено. Для его завершения потребовалось всего 4 месяца и 23 декабря национальный боксёрский стадион был готов к своему первому поединку. Поединки на стадионе проходили под открытым небом до 1951 года, когда было завершено строительство крыши и добавочных мест.

В течение 7 лет стадион, управляемый фирмой Crown Property, терпел убытки. Менеджер стадиона Чалем Чеосакул предложил позволить посторонним организациям управлять стадионом и 24 мая 1953 года основал Рачадамнен К' Лтд., которая до сих пор организует боксёрские поединки на этом стадионе.Одиннадцать лет спустя после открытия стадиона Рачадамнен, 8 декабря 1956 г., был открыт второй крупнейший боксёрский стадион - Лумпини. Были составлены правила, а позже обычные бои были разбиты на 5 раундов по 3 минуты каждый с 2-минутным перерывом между раундами. Вес записывался в камнях как скаковые лошади, а позже переводился в килограммы. Каждой весовой категории были даны международные названия, такие как вес петуха, лёгкий вес и т.д. Матчи организовывались для того, чтобы выявить чемпиона в каждой категории, следуя международному стилю. Муай Тай развивается и по сей день, но что остаётся без изменений, так это использование флейт и барабанов в качестве музыкального аккомпанемента поединков, и это считается уникальной характеристикой Муай Тай.

Наибольшее распространение Муай Тай получил в Голландии, где пионерами были Ян Плаас ("Мейджиро-джим") и Том Харинк ("Чакурики"). Не случайно 15 января 1984 года в Амстердаме была создана Европейская (ЕМТА) и Всемирная (WMTA) Ассоциации Муай Тай. Но их деятельность не имела должного развития, как и других двух организаций - Международной Ассоциации Муай Тай (IMTA) и Международной Федерации Муай Тай (IMF), созданных позже в Таиланде. Поэтому в 1995 г. в Бангкоке был создан Всемирный Совет Муай Тай (WMC), который попытался объединить все международные и национальные профессиональные организации Муай Тай.

Любительский Муай Тай получил развитие с 1971 г. Первые соревнования были проведены в Бангкоке с участием боксёров из пяти институтов: Университета Сринакарин, колледжей физического образования Чиангмая, Махасаракама, Йалы и Удорнтани. С целью предотвращения травм в правила были введены защитные приспособления для туловища и головы. Впервые Муай Тай был введён в программу национальных игр Таиланда в 1993 г. в Кон Кэне.Первый чемпионат мира был проведён по версии IFMA в декабре 1994 г. в Чонтобури (Таиланд). В нём приняли участие команды из 20 стран.

2. Традиции


Муай Тай иногда называют "бой с помощью духов". Ритуальный танец бойцов (Рам Муай), неизменно предваряющий поединок, напоминает шаманскую пляску северных народов или вызывание духов, при котором боец входит в своеобразный транс, изменённое состояние сознания.

Неотъемлемой частью боёв является музыкальное сопровождение ритуального танца и самого боя.

На Западе используется записанная музыка. В Таиланде же соревнования проходят под аккомпанемент живой музыки, где темп и тон музыки меняются в зависимости от событий, происходящих в ринге, тем самым, вовлекая зрителей и участников боя в общее действие.

Как известно, ритм освобождает сознание от бремени формальной логики, расковывает психику и приводит её, как это часто бывает на концертах рок-музыки, в состояние транса. В истории всех народов подобные схватки под музыку - реликтовое наследие тех времён, когда мужчины сражались за женщину в брачном поединке.

В Таиланде по самым мелким деталям танца болельщики подчас определяют уровень техники бойца, и даже кто победит.

Тайцы верят в магические силы с древних времён. Немногие другие народы могут сравниться с ними в этом отношении. В группах и кругах по всей стране люди до сих пор верят всем сердцем в эти силы.

В древние времена тайские воины в сражениях были одеты в рубашки с магическими знаками и символами, имели татуировки по всему телу, веря, что это даёт им сверхъестественные защитные силы. Вера в защитные чары, описанные ниже, сохранились и до наших дней.

Тайцы считают, что магические силы оказывают влияние, прежде всего на самую высокую часть человеческого тела - голову, поэтому практикующие врачи Муай Тай придумали монгкон. Монгкон состоит из узкой полоски ткани, содержащей магические знаки и символы, которая туго сворачивается в верёвку толщиной с палец и затем завязывается обыкновенной нитью или священной защитной нитью Сай Син. После этого полученная верёвка обворачивается второй полоской ткани, освящённой человеком, владеющим магическим искусством. Затем она изгибается в кольцо и концы связываются вместе, формируя таким образом косичку, которая, когда монгкон одет на голову боксёра, находится с задней части головы.

Монгкон одевается перед боем во время исполнения ритуала Вай Кру, в котором боксёр исполняет Рам Муай или боксёрский танец. После завершения Рам Муай перед началом первого раунда монгкон снимается с головы боксёра тренером или секундантом. Также монгкон может быть сделан путём скручивания прядей священной нити в верёвку чуть толще большого пальца руки, длина которой достаточна для того, чтобы сформировать овальное кольцо, подходящее по размеру голове боксёра. Эта верёвка затем обворачивается полоской ткани, содержащей магические знаки, для закрепления. Концы такого монгкона торчат с задней части головы боксёра как фитиль свечки. Тайцы верят, что монгкон, сделанный одним из вышеописанных способов, даёт бою благоприятность и защищает бойца от разных опасностей. Его использование, имеющее свои особенности в каждой местности, давало возможность узнать из какого района боец, посмотрев всего лишь его танец Рам Муай и на монгкон, одетый у него на голове, так как определяющие признаки того или иного боксёрского лагеря были известны всем. Но эти особенности постепенно исчезают, более того, сейчас невозможно даже отличить монгкон или пратьят отдельного тренировочного лагеря или конкретного боксёра.

В настоящее время Международной любительской федерацией Муай Тай введена цветовая классификация монгконов и пратьятов в соответствии с уровнем боксёра.

Пратьят - это ещё один защитный амулет. Он одевается вокруг одного или обоих бицепсов боксёра и находится на его руке на протяжении всего поединка. Пратьят состоит из тонкой высококачественной белой ткани. Иногда она бывает красной, однако это зависит от предпочтений учителя по боксу или особенностей защитного амулета самого по себе.Как правило, пратьят содержит знаки или символы, которым приданы магические силы учителем или человеком, владеющим магическим искусством. Написание этих знаков или символов на пратьяте сопровождается церемонией, в которой повторяются магические формулы и заклинания. Древние художники запечатлели, как в прошлом тайские воины часто одевали пратьят на руки или головы, когда они вступали в битву, для того, чтобы защитить себя и отвратить опасность. Тогда это был кусок ткани, содержащий магические символы и рисунки, свёрнутый в кольцо и одетый вокруг или поверх головы во время поединка. Во время правления короля Рама Первого Чаем, настоятель монастыря Чалонг в Пукете, готовил пратьят для своих сторонников, чтобы повязать их головы во время борьбы с тайными китайскими обществами.

В наше время боец Муай Тай одевает пратьят вокруг верхней части руки.

Вай Кру - это танцевальные движения, отображающие чувство благодарности в уме каждого тайского боксёра. Они предназначены для того, чтобы отблагодарить их отцов, матерей, учителей и всех тех, кого они уважают, за заботу и любовь. Танец Вай Кру также является методом разминки мышц тела.

Тайский бокс - искусство самозащиты, передающееся из поколения в поколение с древних времён. Раньше было очень трудно овладеть этим мастерством. Обращение за обучением было довольно деликатным процессом. Заниматься тайским боксом самим по себе было тем более трудно. В период временного проживания в доме учителя ученик должен был помогать учителю всеми возможными способами, и это считалось видом платы за обучение.

В прошлом исполнение Вай Кру как таковое служило признаком стиля отдельного лагеря тайского бокса. Каждый лагерь имел свой собственный стиль и едва различимые вариации. Вай Кру не исполнялся только лишь для того, чтобы показать умение танцевать, а для много большего.

В свете вышесказанного Вай Кру в прошедшую эпоху предназначался для:

засвидетельствования почтения учителям и всем тем, кому боксёры благодарны;

благословения исполнителя, поднятия боевого духа и защиты от волнения и страха;

того, чтобы показать происхождение боксёра и то, к какому лагерю он принадлежит.

В прошлом после окончания поединка победитель для выражения своей радости и восторга исполнял танец снова. Позднее такая практика была отменена из опасения, что проигравшая сторона может рассматривать такой танец Вай кру как осмеивающие и оскорбительные телодвижения.

Вай Кру представлен в различных стилях и вариациях, зависящих от того, какой школой они приняты. Мастера тайского бокса в различных частях страны обучают идентичным стилям Вай Кру, однако каждый лагерь создаёт свою собственную версию хорошо известного танца. Здесь приводится широко распространённый стиль танца Вай Кру в движении королевского приветствия.

Боксёр садится на колени, колени врозь, правая ступня поверх левой. Руки сложены вместе перед грудью. Из этой позиции боксёр опускает сначала правую, затем левую ладони на пол, наклоняясь к полу, касается их лбом. Затем разгибается, вытягивая руки, подносит их ко лбу и повторяет наклон ещё два раза. После того, как наклоны выполнены боксёр ставит левую ногу на пятку, правая нога находится на колене, ступня отрывается от пола, и переносит вес тела вперёд, делая вращательные движения кулаками перед грудью, затем разводит руки в стороны и снова сводит их перед грудью, садясь на правую ногу, выпрямляя левую, носок левой ноги тянется на себя. Это движение делается по три раза в каждую сторону, - сначала разворачиваясь назад через правое плечо, на пятку встаёт правая нога, затем влево, на пятку встаёт левая нога и потом опять на 180* через правое плечо, на пятку встаёт правая нога. После того, как эти движения будут выполнены в четыре стороны, боксёр встаёт, разворачивается назад и движениями на три шага доходит до канатов. Там он встаёт на левую ногу, правая нога отводится назад, руки делают круговые движения перед грудью, затем разводятся в стороны. Затем разворачивается в обратную сторону через правое плечо и доходит до противоположных канатов и делает предыдущие движения на правой ноге. Далее он разворачивается назад через левое плечо, доходит до середины, поворачивается налево, доходит до канатов, делает опять-то же движение на левой ноге. После этого поворачивается назад через правое плечо, доходит до противоположных канатов и на правой ноге совершает те же действия. Затем разворачивается через левое плечо, доходит до середины ринга и совершает поклон, сложив руки перед грудью.

В наши дни, когда тайский бокс превратился в один из видов спорта, где в первую очередь важен результат традиции и ритуалы утеряли своё первоначальное значение и являются скорее одним из способов завоевания симпатий судей и зрителей.

3. Техника тайского бокса


Техника тайского бокса - это различные приёмы, атакующие и защитные действия с применением кулаков, ног, коленей и локтей. Первоначально большинство из них входило в число тридцати основных приёмов Муай Тай - пятнадцати мастерских и пятнадцати дополнительных. Некоторые приёмы включали в себя захваты руками, броски и другие действия, запрещаемые современными правилами. Сейчас с введением перчаток и новых правил, многие из них были забыты, а от некоторых отказались.

Условно весь технический арсенал тайского бокса можно разделить на четыре основных раздела:

перемещения по рингу;

ударная техника;

приёмы защиты;

комбинационная техника.

При описании тех или иных приёмов за основу взята типичная левосторонняя стойка и все движения рассматриваются исходя из этой позиции.

Каждому, кто пожелает приступить к занятиям тайским боксом, следует хорошо усвоить, что вся система подготовки сводится к умению вести бой по спортивным правилам. Поэтому в книге приведены лишь те приёмы, которые разрешены современными Правилами.

Сразу же хочется разочаровать тех, кто, веря в миф о непобедимости тайцев, попытается найти описание каких-то "сверхсекретных" ударов. В наше время, когда спорт стал предметом изучения со стороны специалистов и на эту тему написано немало научных трудов - никаких секретов нет. Есть тренер, есть боец, есть спортивная карьера - всё остальное не в счёт.

3.1 Cтойка


Исходное положение, из которого боксёр начинает боевые действия и в которое возвращается после них, называется боевой позицией или боевой стойкой.(Рис.1)

Боевая позиция - это основа в тайском боксе. Если она естественна, боксёр ощущает себя свободно и уверенно, если же она не отвечает его физическим особенностям, он чувствует себя скованно. К ней нельзя приспосабливаться, её нужно "подгонять" под себя. Поэтому на ринге невозможно найти двух противников с абсолютно одинаковой стойкой - у каждого та, какая ему удобнее. Это часть индивидуальности боксёра, по которой можно определить манеру ведения боя. И если, положим, сказать, что боксёр работает в правосторонней стойке, то это значит не сказать о нём ровно ничего.

Боевая позиция, как и техника нанесения ударов, претерпела некоторые изменения за последние несколько десятилетий, и в зависимости от индивидуальных качеств боксёра она может иметь некоторые различия. Существуют две основные позиции, определяющие стиль ведения боя: наступательная и оборонительная.


Рисунок 1.Стойка бойца Муай-тай.


Левая нога находится впереди, правая - сзади, расстояние между ними равно примерно ширине плеч, ступня передней ноги направлена на противника. Ноги слегка согнуты в коленях, так, чтобы они были достаточно эластичными, чтобы принять удар ногой противника и достаточно пружинистыми с тем, чтобы выполнять какую-либо работу ногами в связи с внезапными изменениями в ходе боя. Вес тела равномерно распределён на обе ноги. Пятки ног слегка приподняты. Тело развёрнуто примерно на 2/3 фронтальной позиции по направлению к противнику. Кулак передней руки, согнутой в локте, находится приблизительно на уровне глаз. Локоть прикрывает левую сторону туловища, при этом отходит от него примерно на расстояние в две ширины кулака. Кулак правой руки, согнутой также в локте, находится на уровне.

Эта позиция удобна в том случае, если боксёр работает в защите или на контратаках, т.е. работает "вторым номером". Она позволяет легко маневрировать и останавливать атаки соперника. От предыдущей она отличается тем, что основной вес тела переносится на правую ногу. Таким образом, свободная левая нога ритмично пружинит на носке.


3.2 Передвижения


В процессе выполнения своих задач в ринге боксёру постоянно требуется передвигаться, то есть выполнять работу ногами по передвижению и перемещению. Правильная работа ступней обеспечивает сохранение устойчивого равновесия тела при всех его основных движениях - ударах и защитах. В тех моментах, когда равновесие потеряно, эти действия не могут быть эффективными. Кроме того, передвижение по рингу предполагает умение уходить из угла от канатов и лишать противника возможности маневрировать, навязать ему свой тактический рисунок боя.

Основные правила при передвижениях:

ступни всегда должны быть непосредственно под корпусом;

нельзя делать движений, которые приводят к положениям, когда ступни оказываются близко друг к другу или делать большие шаги;

нельзя постоянно перемещать вес тела с одной ноги на другую;

ноги при передвижениях должны быть расслаблены;

ступни должны скользить как можно ближе к поверхности пола;

касание ступни пола не должо начинаться с пятки;

ноги не должны скрещиваться.

Используется для сближения с противником и непосредственно для атаки. Главная задача - заставить противника раскрыться или вызвать его на удар.

Из положения боевой стойки первой скользит левая ступня, за которой тотчас же следует правая ступня. Колени должны быть расслаблеными. Корпус на всё время движения сохраняет устойчивое положение. Увеличивая или уменьшая длину шага, боксёр регулирует расстояние между собой и противником.

Существует вариант, при котором первой скользит правая ступня, и перед самой постановкой на пол позади пятки левой ступни, движение вперёд начинает левая ступня. Сначала правая ступня ставится на пол, а затем левая, до положения боевой стойки. Это передвижение является скорее подскоком, после которого чаще следует удар ногой или коленом.

В Таиланде техника передвижения вперёд известна под названием "движение в три шага". Это один из основных элементов танца Вай Кру. Техника исполнения следующая: боксёр из положения ступни вместе делает шаг левой ногой вперёд, после этого он подшагивает правой ногой к левой на полшага и третий шаг, на то же расстояние, что и правой, боксёр делает снова левой ногой, оказываясь в боевой стойке.

Применяется преимущественно для защиты, выхода из боя и для подготовки контратаки. Это передвижение с последующим шагом вперёд с ударом ("челночное" движение, "челнок") - одно из наиболее простых и действенных средств контратаки.

Из положения боевой стойки первой скользит назад правая ступня, затем на то же расстояние скользит назад левая ступня в положение боевой стойки.

Вариант быстрого перемещения назад - когда сначала делает шаг назад левая ступня, а затем в положение боевой стойки возвращается правая ступня.

Считается одним из главных в работе ног и используется для того, чтобы свести на нет левый хук противника. Так же может быть использовано для того, чтобы встать в положение для проведения сильного правого контрудара. В то же время, двигаясь по кругу влево можно натолкнуться на встречный правый удар. Поэтому нужно знать, не только как двигаться, но и когда.

При движении влево сначала делается шаг левой ногой влево, затем до положения боевой стойки движется правая нога. Стойка должна сохраняться всё время. Левая рука должна быть немного выше обычного, чтобы быть наготове от правого контрудара.

Используется для того, чтобы уйти от более сильного правого удара и принять удобное положение для проведения левого хука и левого прямого. Это движение безопаснее, чем движение влево, но труднее в исполнении.

Движение начинается с правой ступни, затем до положения боевой стойки перемещается левая ступня. Иногда практикуется вариант, когда движение начинается с левой ноги.

Существуют также передвижения назад-влево, назад-вправо, вперёд-влево, вперёд-вправо, которые являются скорее вариантами вышеописанных передвижений.

Разворот чаще всего применяется в качестве защиты. Разворот вправо производится следующим образом: левая нога скользит влево-вперёд, затем по кругу назад-влево скользит правая нога, разворачивая корпус слева-направо. Левая нога служит как бы осью вращения. Вариантом может быть разворот без шага левой ногой. Разворот влево выполняется аналогичным образом с шагом правой ногой вперёд-вправо или без него.

Это одно из наиболее трудных движений в работе ног для начинающих. Смена ног применяется для того, чтобы подставить назад переднюю ногу для выполнения более сильного удара этой ногой.

Из положения боевой стойки вес тела немного смещается на правую ногу, левая ступня отрывается от пола и перемещается назад. В тот момент, когда она оказывается прямо под корпусом, от пола отрывается правая ступня и начинает движение вперёд. Сначала на пол на линию правой ступни становится левая ступня, а затем на линию левой становится правая ступня. Ступни при смене ног не должны отрываться высоко от пола.

Основные ошибки при передвижениях:

боксёр, передвигаясь вперёд, ставит ногу на пятку или на всю ступню;

излишне большой шаг;

передвигаясь, боксёр скрещивает ноги;

опускание рук

В классическом Муай Тай насчитывали 108 базовых приемов. Однако в современном его варианте осталось всего 30 вариантов. Попробуем их перечислить:

Маэ-май:

. Уход по диагонали;

. Птица чирикает в гнезде;

. Джава метает копье;

. Инао втыкает крис;

. Поднять гору Сумиеру;

. Старик держит дыню;

. Мон поддерживает колонну;

. Проткнуть змею копьем;

. Крокодил бьет хвостом;

. Сломать бивни слону;

11. Змея вертит хвостом;

. Кувырок птицы;

. Погасить светильник;

. Сломать шею слону;

. Великан ловит обезьяну.

Лук-май:

. Слон колет бивнями;

. Нога гладит лицо;

. Великан похищает девушку;

. Рама натягивает тетиву;

. Тигр спускается к ручью;

. Олень оглядывается назад;

. Гора рушится на землю;

. Змея устремляется в море;

. Хануман дарит кольцо;

. Рыбак забрасывает сеть;

. Тайэ поддерживает колонну;

. Сломать крыло лебедю;

. Одеть ожерелье;

. Послушник подметает пол;

. Фон режет дыню.


3.3 Техника ударов руками


Удар кулаком в Муай Тай наносят как изолированно, так и в серии связок. Основной ударной поверхностью являются костяшки пальцев, а в перчатках - их "фасад". Раскрытая перчатка используется для того, чтобы накрыть прямой удар или отвести его в сторону. Удары ладонью, пальцами, тыльной стороной запястья не применяются. Техника работы кулаками похожа на технику обычного европейского бокса: хук, свинг, апперкот, прямой удар, против каждого из них используют несколько способов контратаки или блокировки.

3.4 Техника ударов локтями


Большое внимание бойцы Муай Тай уделяют локтю, считая его оружием столь же острым и опасным, как лезвие меча. Удары локтем очень сильны, их трудно остановить, они часто вызывают кровотечение. Наиболее распространенный удар локтем в Муай Тай - "сок ти", по принципу исполнения напоминающий боксерский свинг. Впрочем, удары локтем наносят практически во всех направлениях и под любым углом: снизу - вверх (сок хад), по диагонали наружу (сок чи-енг), сверху-вниз по вертикали (сок саб и сок тонг). (Рис.2 и 3). Такими ударами можно запросто сломать противнику руку или перебить позвоночник. Есть работа двумя локтями сразу, как на блок, так и на удар (сок ку), но самым сложным приемом считается удар локтем назад (сок клаб), выполняемый и по прямой, и круговым движением.


Рисунок 3 и 4.Удар локтем сверху.


3.5 Техника ударов коленями


Методов использования колена тоже немало, но в основном, это прямой удар (као тоун) и круговой, в самых разнообразных вариантах, в том числе с подпрыгиванием. Высоко поднятое колено может служить блоком при ударах ногами и в то же время позволяет проводить "колющие" удары стопой. А положение, когда мастер Муай Тай захватывает голову противника или входит в клинч в сочетании с ударом коленом, вообще может считаться визитной карточкой тайского бокса. Коленом бьют и в прыжке, даже в подбородок или в лицо (као лой), но развита и техника работы коленом в нижнем уровне, против коленей противника и против попыток подойти поближе (као ной и као кратай). Часто удары коленом применяют в сочетании с ударами локтем. Наклоны, выполняемые в моменты уклонения или в ситуациях клинча, как и в боксе, создают большие возможности для нанесения ударов коленом.


Рисунок 4 и 5. Удар коленом


3.6 Техника ударов ногами


Техника ударов ногой (точнее, стопой) разработана в меньшей степени. В ее арсенале отсутствуют подсечки и удары в прыжке. Базовый удар стопой (тэ пиен тхан) - это прямой удар, направленный в пах или в солнечное сплетение (рис 8 и 9). Боковых ударов немного, их наносят, как правило, с разворота или в круговом движении (рис 6 и 7). Есть и аналог "маваси-гэри", удар, который называется "крокодил взмахивает хвостом". Зато хорошо разработана система ударов, нацеленных в подколенную ямку и цепляющих противника за ноги (тэ пааб и тэ таад). Стопы и особенно колени столь часто используют в бою, что Муай Тай нередко называют "боем восьмируких".

Рисунок 6 и 7. Круговой удар ногой в голову


Рисунок 8 и 9. Прямой удар ногой в область груди


Рисунок 10 и 11. Удар в область бедра


Среди всех типов круговых ударов или любого подобного удара, лоукик разрешен не во всех правилах кикбоксинга и тайского бокса (рис 10 и 11). Но если уж используется, то как весьма эффективная, нокаутирующая техника. Этот удар очень быстр и очень устойчив, что позволяет его включать в любые комбинации и начинать им атаку. В то же самое время, иногда забывают про эту простую технику, не видя все разнообразие путей и моментов для ее применения. Некоторые стили каратэ и ушу преподают удары ногами только ниже пояса для реального боя.

4. Сравнение вариантов кругового удара


Далее приведена сравнительная таблица трёх типичных фаз вариантов кругового удара в различных единоборствах с акцентом каждого из ни какой-либо момент. Это всего лишь обобщение, чтобы показать, что существуют разные способы нанесения удара с различными целями, и это не означает, что указанные виды единоборств используют только эти варианты. Таб.1


Таблица 1. Сравнение вариантов кругового удара

Фулл-контакт каратэ (Кёкусин и др.) Традиционное каратэ (Сётокан и др.) Тхэквондо Муай-тай Поднимите колено. Разгибом ноги нанесите удар по противнику - голенью по телу или бедру, подъёмом по голове. Поднимите колено Выполните удар разгибом ноги подушечкой под пальцами. Тело развернуто к противнику, вы - в состоянии готовности продолжить бой. Быстро верните голень назад, чтобы избежать захвата ноги. Тело отклоняется назад, чтобы увеличить «дальность» удара. Используя хлёсткий разгиб ноги, нанесите удар подъёмом стопы. Полностью разворачивая тело, удар наносится голенью по корпусу и ногами противника, стопой - по голове. Бойцы муай-тай славятся использованием голени. Основная задача - чувствовать массу тела при вложении её в цель. Другая нога чётко закреплена на поверхности пола с целью контроля равновесия. Считается, что использование подушечки под пальцами придаёт жёсткость удару. Скорость достигается благодаря развитой гибкости, расслабленности и пружинной работе ног. Основа силы - поворот. Иногда бойцы муай-тай наностя удары прямой ногой, полагаясь только на мощь разворота. Голень - чувствительная часть тела, однако может оказаться грозным оружием, если правильно и усердно тренировать её. У некоторых представителей тайского бокса голени покрыты мозолями, словно кулаки у каратистов. СИЛАКОНТРОЛЬСКОРОСТЬ, ДИСТАНЦИЯСИЛА

5. Тренировки в Муай-тай


Занятия Муай Тай обычно начинаются с раннего детства, так что восьмилетний малыш, пинающий тяжелый мешок для набивки, вовсе не редкость. На тренировках основной упор делается на развитие скорости ударов и выносливости. Широко используется массаж. Для набивки применяют различные снаряды, преимущественно типа боксерских мешков и груш, как подвесные, так и укрепляемые на подставках. Для защиты от ударов в голову на тренировках одевают шлем-маску, в рот берут "капу" (резиновую прокладку для зубов), на пах одевают "ракушку". Ракушка обязательна и на соревнованиях, а вот шлем там не полагается. Тренировки проходят в достаточно жесткой, даже суровой манере.

Схема типичной тренировки в Муай Тай выглядит следующим образом: разминка (чаще всего это пятнадцать минут упражнений со скакалкой); пять трехминутных раундов (с минутными перерывами между ними) боя с тенью, с использованием всех типов ударов; пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) спарринг с партнером, но без ударов локтями и коленями; пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) работа на снарядах, с использованием всех типов ударов; пять трехминутных раундов (с минутными перерывами) отработка техники с тренером; силовые упражнения (особенно популярны отжимания в упоре, укрепление мышц брюшного пресса, вращения корпуса) и растяжки. По утрам рекомендуется тридцатиминутный бег и гимнастические упражнения.

Заключение


Существует много легенд о Муай Тай, повествующих о зарождении его более двух тысяч лет назад, о связях этого боевого искусства с индийскими системами рукопашного боя, о его непревзойденных достоинствах. Однако это только легенды. Достоверно известно лишь то, что со времен государства Аютия, возникшего в XVI веке, в сиамском войске существовало обучение воинов бою голыми руками и ногами. Первый дошедший до нас письменный источник по Муай Тай относится к временам короля Рамы Третьего, правившего в 1824 - 1851 годах. На традиционной тайской рисовой бумаге "кхой" изображены в рисунках основные приемы защиты и нападения.

В 1929 году традиционная обвязка рук ремнями из конской шкуры уступила место боксерским перчаткам европейского типа (шести и восьми-унцовым), хотя ноги остались босыми (впрочем, разрешается их бинтовать). Было введено разделение на семь весовых категорий, а продолжительность боя ограничили пятью раундами по три минуты каждый, с двухминутными перерывами между ними. Раньше бой шел без перерывов, вплоть до победы одного из участников.

Магическое значение имеет татуировка, в изобилии покрывающая тела профессиональных боксеров. Она изображает различные "волшебные" знаки и схемы, либо "покровительствующих" животных. Магической силой обладает, по мнению адептов Муай Тай, и головная повязка, скрученная из куска полотна с нарисованными на нем символами, и освященная специалистом по магическим обрядам.

По моему мнению, за много веков развития, Муай Тай вобрал в себя все лучшее, что необходимо боевому единоборству.

Сейчас Муай Тай распространился по всему миру, однако его лучшие мастера по-прежнему находятся в Таиланде.

Литература


1. Муай-тай-свободный бой: Метод. Пособие/О.Л. Артеменко, А.Н. Ковтик-Мн.: Современное слово,2001.-384 с.

. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом-М.: Физкультура и спорт,1971-116с.

. Громыко В.В. Тренер всегда рядом.-Омск: Омское книжное издание ,1981.-176 с.

4. А. А. Долин, Г. В. Попов .Традиции воинских искусств-М.: Физкультура и спорт,1995.-322 с.

5. И. Оранский. О Центре изучения и развития боевых искусств Китая-Москва: Эксмо,1999.-284 с.

. Н. Разумов. Техника и тактика самообороны -М.: Физкультура и спорт, 1991.-110 с.

7. Основы тайландского бокса-Мастера боевых исскуств. А.Н. Анищенко.-Ростов н/Д:Феникс,2003.-352 с.

. Поединок в тайландском боксе-Мастера боевых исскуств А.Н. Анищенко.-Ростов н/Д:Феникс,2004.-312 с.

9. Кикбоксинг: Подготовка-Техника-Поединок: Пер.с итал.\Д. Перрена, Д.Малори.-М.: ООО Издательство Астрель: ООО Издательство АСТ,2004.-159 с.

. Ребрикова Н.В. Тайланд. Социально-экономическая история.-Москва:Высшая школа,1977.-400 с.

. Филимонов В.И. Физическая подготовка боксера.-М.: Физкультура и спорт,1990.-110 с.

. Худаков Н.А. Психологическая подготовка боксера.-М.: Физкультура и спорт,1968.-220 с.

. Денисов Б.А. Техника-основа мастерства в боксе.-М.: Физкультура и спорт,1979.-384 с.

. Терехов О.А., Заяшников С.И. Тайландский бокс (Муай-тай).Новосибирск:ООО.АРС,1992.190 с.

. Заяшников С.И. Тайский Бокс. Новосибирск:ООО.АРС,1994.-312 с.

. Овчинников В.В. Избранное (Тайланд).-М.: Издательство АСТ,2002.-382с.


Теги: Этапы становления Муай-тай  Диплом  Туризм
Просмотров: 29103
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этапы становления Муай-тай
Назад