Тенденции развития деятельности Национального банка на денежно-кредитном рынке


ОТЧЕТ

о прохождении исследовательской практики

в Национальном Банке Республики Казахстан


Алматы, 2015

Содержание


Глава 1. Деятельность Национального Банка РК

1.1Основная цель и задачи Национального Банка Казахстана

1.2Организация деятельности Департамента исследований и стратегического анализа Национального Банка Республики Казахстан

1.3 Основные функции Управления стратегии и анализа

Глава 2. Макроэкономическое развитие и денежно-кредитная политика Республики Казахстан

.1 Анализ современного состояния экономики и основные макроэкономические показатели

.2 Денежно-кредитная политика и инфляционные процессы в 2014 году

2.3 Анализ инструментов денежно-кредитной политики для таргетирования инфляции

Глава 3. Тенденции развития деятельности Национального банка на денежно-кредитном рынке

3.1 Основные направления денежно- кредитной политики

3.2 Инструменты денежно-кредитной политики в 2015 году

Список использованных источников

Приложения


Введение


Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач <#"justify">Глава 1. Деятельность Национального Банка РК


.1 Основная цель и задачи Национального Банка Казахстана


Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка Развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.

Основной целью Национального Банка Казахстана является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан. Для реализации основной цели выполняются следующие задачи:

разработка и проведение политики государства в области денежного обращения, кредита, - организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития Республики Казахстан и ее интеграции в мировую экономику;содействие обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы;защита интересов кредиторов и вкладчиков банков, а также клиентов организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты, путем принятия актов, регулирующих деятельность банковских и иных организаций, и, осуществления контроля за их соблюдением.

Национальный Банк Казахстана в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет следующие основные функции:

·проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

·осуществление функции банка и агента Правительства и других государственных органов;

·осуществление контроля и надзора за деятельностью банков, а так же регулирования их деятельности;

·осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

·управление золотовалютными резервами.

·В целях проведения государственной денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана:

·регулирует объем денежной массы в обращении;

·осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в Республике Казахстан путем изменения официальных ставок.

·покупает и продает облигации, депозитные сертификаты, дисконтные и процентные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года, которые Национальный Банк Казахстана считает пригодными для обеспечения кредитов;

·осуществляет операции с производными финансовыми инструментами;

·выставляет чеки и векселя в любой валюте;

·вносит в Министерство финансов предложения по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на ликвидность банковской системы и приоритетов денежно-кредитной политики ;

·устанавливает целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы в обращении;

·устанавливает процентные ставки по своим операциям;

·осуществляет интервенции на валютном рынке;

·устанавливает норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке Казахстана в том числе с возможной дифференциацией по срокам, объемам и вилам привлеченных средств (резервные требования);

·определяет виды платежных инструментов, допускаемых к обращению на территории Республики Казахстан, и устанавливает правила их обращения.

В целях реализации функции эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан Национальный Банк Казахстана:

·определяет структуру номиналов, дизайн банкнот и монет на основе концепции, утвержденной Президентом Республики Казахстан, потребное количество банкнот и монет, обеспечиваете их изготовление;

·обладает исключительным правом выпуска наличных денежных средств организации их обращения путем продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента;

·устанавливает порядок определения платежности и обмена бывших в употреблении банкнот и монет, изъятия их из обращения, хранения и уничтожения;

·устанавливает правила учета, хранения, перевозки и инкассации наличных банкнот и монет, участвует в обеспечении перевозки, хранения и инкассации банкнот и монет, создает резервные государственные фонды банкнот и монет.

В целях осуществления функции банка банков Национальный Банк Казахстана:

·организует систему рефинансирования в Республике Казахстан;

·предоставляет кредиты на срок не более шести месяцев под обеспечение первоклассными (высоколиквидными, безрисковыми) ценными бумагами и другими активами;

·является кредитором последней инстанции для банков второго уровня, в связи с чем, вправе предоставлять им кредиты в национальной и иностранной валюте, как обеспеченные так и без обеспечения, в порядке и на сроки, установленные Правлением Национального Банка;

·определяет порядок, систему и формы расчетов в Республике Казахстан, организует функционирование платежной системы, обеспечивающей своевременное и бесперебойное проведение межбанковские расчетов в казахстанских тенге;

·имеет право бесспорного списания денежных средств со счетов клиентов и банков при установлении факта ошибочности их зачисления или средств, зачисленных на основании платежных документов с явными признаками подделки.

В структуру Национального Банка Казахстана входят:

центральный аппарат, состоящий из 11 департаментов (один департамент в г. Астане), 12 самостоятельных управлений,16 территориальных филиалов и два филиала в городе Алматы: Центр кассовых операций и хранения ценностей и Центр обеспечения деятельности Национального Банка

Представительства Национального Банка:

Представительство Национального Банка в Российской Федерации;

Представительство Национального Банка в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии;

подотчетных организации:

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан»;

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Банковское сервисное бюро Национального Банка Республики Казахстан»;

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Казахстанский монетный двор Национального Банка Республики Казахстан»;

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Банкнотная фабрика Национального Банка Республики Казахстан».


1.2 Организация деятельности Департамента исследований и стратегического анализа Национального Банка Республики Казахстан


Департамент исследований и стратегического анализа Национального Банка Республики Казахстан (далее - Департамент) является подразделением центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан (далее - Национальный Банк).

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О порядке рассмотрения обращения физических и юридичеких лиц», Положением о Национальном Банке Республики Казахстан, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан, иными актами Президента Республики Казахстан, нормативными правовыми актами Республики Казахстан и Национального Банка, постановлениями Правления и Совета директоров Национального Банка, приказами, распоряжениями и поручениями руководства Национального Банка, а также настоящим Положением.

Департамент состоит из следующих внутриструктурных подразделений:

)Управления информационно-аналитического обеспечения;

)Управления стратегии и анализа;

)Управления экономических исследований;

)Управления мониторинга предприятий.

Основные задачи, функции, права и обязанности Департамента

Задача: исследования в области денежно-кредитной политики, оценка ее влияния на состояние экономики и подготовка прогнозов основных макроэкономических показателей денежно-кредитной политики.

Функции:

)формирование совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Национального Банка основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка на среднесрочный период;

)осуществление исследований в области денежно-кредитной политики, государственных финансов;

)разработка эконометрических моделей и осуществление прогноза основных макроэкономических показателей денежно-кредитной политики, экономической конъюнктуры, финансового положения реального сектора экономики и представление их руководству Национального Банка, заинтересованным государственным органам и учреждениям;

)вынесение на рассмотрение руководства Национального Банка предложений по операциям денежно-кредитной политики, уровню официальных и других ставок Национального Банка, минимальным резервным требованиям;

)подготовка оперативной информации и краткосрочного прогноза состояния денежно-кредитного и валютного рынков на рассмотрение Технического комитета по денежно-кредитной политике Национального Банка;

)участие совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Национального Банка в разработке среднесрочных и долгосрочных планов экономического развития страны и осуществление свода информации, направляемой Национальным Банком в уполномоченный государственный орган по экономическому планированию;

)подготовка по имеющимся материалам заключения о нарушениях банковского законодательства в части выполнения банками норматива минимальных резервных требований (далее - МРТ), внесение предложений руководству Национального Банка по применению мер воздействия и санкций к правонарушителям и по согласованию с подразделением правового обеспечения Национального Банка подготовка проектов решений для вынесения материалов на рассмотрение органу или должностному лицу, уполномоченному на рассмотрение дел об административных правонарушениях;

)подготовка для заинтересованных государственных органов и учреждений, а также руководства Национального Банка информационно-аналитических и прогнозных материалов по денежно-кредитной политике, по основным экономическим индикаторам;

)формирование и подготовка к публикации издания Национального Банка «Инфляциялы? шолу», «Обзор инфляции», «Inflation report».

Задача: анализ текущего состояния экономики и перспектив развития реального сектора, финансовой системы и социальной сферы в рамках взаимодействия с центральными исполнительными органами по разработке стратегий, концепций и программ в рамках компетенции Департамента.

Функции:

)в рамках выработки макроэкономических индикаторов социально-экономического развития осуществление исследований в области развития банковской и накопительной пенсионной систем, фондового и страхового рынков, международного опыта в развитии финансовой системы;

)участие в выработке предложений по дальнейшему развитию финансовой системы;

)участие в подготовке предложений по вопросам развития исламского финансирования в Республике Казахстан;

)участие в рассмотрении вопросов развития государственно-частного партнерства и проектного финансирования в Республике Казахстан;

) осуществление анализа состояния отдельных секторов экономики, используемого для подготовки руководству Национального Банка краткого информационно-аналитического обзора о состоянии экономики Казахстана и включения его в издание «Обзор инфляции» и в годовой отчет Национального Банка;

) представление в пределах компетенции Департамента аналитической и иной информации в подразделение финансовой стабильности и управления рисками Национального Банка в целях анализа вопросов финансовой стабильности;

) координирует деятельность акционерных обществ, собственником акций которых является Национальный Банк, в соответствии с распоряжением, регламентирующим данный порядок.

Задача: обеспечение информационно-аналитическими материалами по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

Функции:

1)подготовка докладов, презентаций и других информационных и справочных материалов для мероприятий руководства Национального Банка по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

2)подготовка и выпуск пресс-релизов о текущем состоянии финансового рынка, изменении официальных ставок Национального Банка и иной информации в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка и поручениями руководства Национального Банка;

3)формирование и подготовка к публикации издания Национального Банка «?аза?стан ?лтты? Банкіні? экономикалы? шолуы», «Экономическое обозрение Национального Банка Казахстана» и участие в подготовке к выпуску официальных изданий Национального Банка «?аза?стан ?лтты? Банкіні? хабаршысы», «Вестник Национального Банка Казахстана»;

4)подготовка и представление в подразделение международных отношений и связей с общественностью Национального Банка по мере необходимости информации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента в рамках информационно-разъяснительной работы Национального Банка;

)организация и координация разработки стратегического плана Национального Банка, участие в разработке операционного плана Национального Банка;

6)участие в разработке соглашений с государственными органами Республики Казахстан по индикаторам Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума;

)осуществление свода аналитических материалов, поступающих от подразделений центрального аппарата Национального Банка, и подготовка квартальных, полугодового и годового отчетов Национального Банка для представления Президенту Республики Казахстан, а также подготовка годового отчета Национального Банка для последующей публикации;

)подготовка и представление в установленном порядке Совету директоров Национального Банка отчета о проделанной Департаментом работе;

9)разработка стратегического прогноза развития и текущего плана работы Департамента.

Задача: проведение мониторинга предприятий, анализ и оценка финансового состояния и платежеспособности эмитентов векселей.

Функции:

1)организация и контроль проведения филиалами Национального Банка мониторинга предприятий реального сектора экономики;

)проведение консультаций и обучения работников филиалов Национального Банка по вопросам мониторинга предприятий;

)проведение анализа и оценки макроэкономических тенденций в реальном секторе экономики на основе результатов мониторинга предприятий;

)подготовка аналитических материалов по результатам опросов и представление их руководству Национального Банка, в Правительство Республики Казахстан, а также для публикации в официальных изданиях Национального Банка и в средствах массовой информации;

5)расчет общего лимита средств на проведение операций по переучету векселей, лимитов переучета векселей на первоклассных эмитентов, оценка платежеспособности эмитентов векселей и предоставление соответствующих материалов на рассмотрение Технического комитета по денежно-кредитной политике и Правления Национального Банка.

1.Задача: управление структурой, наполнение и обновление информационных материалов на официальном интернет-ресурсе Национального Банка.

Функции:

1)управление структурой, согласование и размещение на официальном интернет-ресурсе Национального Банка информационных, аналитических материалов, подготовленных подразделениями Национального Банка на государственном, русском и английском языках в пределах своей компетенции;

)ведение работы по расширению функциональных возможностей официального интернет-ресурса Национального Банка;

)ведение работы по соответствию официального интернет-ресурса Национального Банка требованиям Методики оценки эффективности применения информационных технологий по полноте и качеству информации интернет-ресурсов центральных государственных органов.

Права и обязанности Департамента:

1)сотрудничает с подразделениями центрального аппарата, филиалами, представительством и организациями Национального Банка по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

)получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения возложенных задач от подразделений центрального аппарата, филиалов, организаций Национального Банка, государственных органов Республики Казахстан, физических и иных юридических лиц, а также международных финансовых организаций, центральных банков зарубежных стран и других организаций;

)осуществление ведения баз данных по показателям, необходимым в работе в рамках вопросов компетенции Департамента;

)отклонение публикации данных, не соответствующих требованиям по оформлению материалов для размещения на официальном интернет-ресурсе Национального Банка, а также контроль сроков размещения материалов подразделениями центрального аппарата, филиалов, представительства Национального Банка;

)координация работ по соблюдению критериев Методики оценки эффективности применения информационных технологий по полноте и качеству информации интернет-ресурсов центральных государственных органов и требований законодательства Республики Казахстан подразделениями центрального аппарата, филиалами Национального Банка;

)направление запроса в подразделения центрального аппарата, филиалы Национального Банка о предоставлении информации для наполнения и обновления официального интернет-ресурса Национального Банка;

)выполнение возложенных на Департамент нормативными правовыми актами Республики Казахстан задач, в том числе в период форс-мажорных обстоятельств;

)рассмотрение поступающей корреспонденции, подготовка ответов на письма и запросы подразделений центрального аппарата, филиалов, представительства, организаций Национального Банка, государственных органов Республики Казахстан, а также обеспечение своевременной и качественную подготовки ответов на обращения физических и иных юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

)составление планов мероприятий и координация работы подразделений центрального аппарата Национального Банка по реализации поручений Президента Республики Казахстан, программных документов Администрации Президента и Правительства Республики Казахстан, подготовка информации о ходе их исполнения для соответствующих государственных органов и учреждений в рамках функций, возложенных на Департамент;

)разработка и участие в разработке и согласовании проектов актов и других документов Национального Банка по вопросам, относящимся к компетенции либо касающимся деятельности Департамента, внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан и актов Национального Банка;

)сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, с подразделениями центрального аппарата, филиалами, организациями и представительством Национального Банка, финансовыми и другими организациями, государственными органами Республики Казахстан, а также международными финансовыми организациями и центральными банками зарубежных стран в целях информационного обмена и совершенствования инструментов денежно-кредитного регулирования;

)участие в деятельности межведомственных и образуемых в Национальном Банке комитетов (комиссий) и рабочих групп;

)оказание, в рамках предоставленных полномочий, методической и консультативной помощи подразделениям центрального аппарата, филиалам, Национального Банка, банкам, другим учреждениям и организациям по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

)проведение совместно с подразделением международных отношений и связей с общественностью Национального Банка разъяснительной работы в средствах массовой информации в порядке, установленном актом Национального Банка, регулирующим вопросы взаимодействия подразделений Национального Банка со средствами массовой информации, а также подготовка публикаций в официальных изданиях Национального Банка в пределах компетенции Департамента;

)осуществление постановки задач и участие во внедрении новых информационных технологий, обеспечивающих автоматизацию функций Департамента, осуществление эксплуатации информационных систем, используемых в Департаменте;

)подготовка предложений по плану обучения и повышения квалификации работников и участие в проведении мероприятий по повышению квалификации работников Национального Банка;

)участие в подготовке кадров для финансовой системы Республики Казахстан;

)разработка мероприятий, направленных на обеспечение непрерывности осуществления бизнес-процессов и соответствующего плана их восстановления в случае наступления форс-мажорных обстоятельств;

)разработка и участие в подготовке контрактов (договоров, соглашений) по вопросам, касающимся деятельности Департамента;

)предоставление в подразделение внутреннего аудита информации об исполнении мероприятий по результатам аудиторских проверок внутреннего и внешнего аудита;

)обеспечение соблюдения надлежащего режима секретности и конфиденциальности в своей деятельности;

)обеспечение текущего хранения законченных делопроизводством дел, связанных с деятельностью Департамента, с дальнейшей их передачей в ведомственный архив в соответствии с нормативным правовым актом Национального Банка;

)изучение международных стандартов, касающихся деятельности Департамента, и внесение предложений руководству Национального Банка о целесообразности их применения и внедрения;

)представление информации для формирования и корректировки бюджета (сметы расходов), прогноза доходов и затрат, плана государственных закупок товаров, работ и услуг, пояснительной записки об исполнении бюджета (сметы расходов), и прогнозов доходов и затрат, плана государственных закупок;

«24-1) осуществление работ в сервисах Интранет-портала государственных органов Республики Казахстан по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

-2) выявление, анализ и управление рисками, присущими деятельности Департамента;

-3) разработка основных направлений развития и текущего плана работы Департамента;

-4) подготовка и размещение (обновление) в информационной системе «Внутренний корпоративный портал Национального Банка Республики Казахстан» (далее - Корпоративный портал Национального Банка) информационных материалов, относящихся к компетенции Департамента;

-5) подготовка и предоставление в установленном порядке Совету директоров Национального Банка отчета о проделанной Департаментом работе;

25)осуществление иных функций в соответствии с актами Национального Банка, постановлениями органов Национального Банка, приказами, распоряжениями и поручениями руководства Национального Банка по вопросам, относящимся к компетенции Департамента.


.3 Основные функции Управления стратегии и анализа


В рамках взаимодействия с центральными исполнительными органами проводит по вопросам компетенции Департамента анализ развития финансового рынка в увязке с макроэкономическими индикаторами социально-экономического развития;

2) в процессе разработки отраслевых концепций и программ развития реального сектора, финансовой системы и социальной сферы проводит экономические исследования и осуществляет подготовку для руководства Национального Банка и заинтересованных государственных органов и учреждений аналитических материалов по следующим направлениям:

влияние тенденций на внешних финансовых рынках на финансовый сектор Казахстана;

развитие банковской и накопительной пенсионной систем, фондового и страхового рынков;

макроэкономические взаимосвязи между основными секторами экономики;

международный опыт в развитии финансовой системы;

состояние и перспективы сегментов финансового рынка;

) осуществляет анализ состояния отдельных секторов экономики, используемый для подготовки руководству Национального Банка краткого информационно-аналитического обзора о состоянии экономики Казахстана, включения в издание «Обзор инфляции» и в годовой отчет Национального Банка;

4) осуществляет подготовку для руководства Национального Банка проектов докладов и выступлений по вопросам развития финансового рынка, экономического развития стран дальнего и ближнего зарубежья, мировым рынкам и другим вопросам, относящимся к компетенции Управления;

) участвует в подготовке предложений по вопросам развития исламского финансирования в Республике Казахстан;

) осуществляет работу по анализу текущего состояния, дальнейшему развитию и совершенствованию накопительной пенсионной системы;

7) участвует в рассмотрении вопросов развития государственно-частного партнерства и проектного финансирования в Республике Казахстан;

8) осуществляет координацию работы по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан, подготавливает информацию в Правительство Республики Казахстан о ходе ее реализации;

) принимает участие в разработке среднесрочных и долгосрочных планов развития Республики Казахстан и Национального Банка, осуществляет свод информации, направляемой Национальным Банком в уполномоченные государственные органы;

10) составление планов мероприятий и координация работы подразделений центрального аппарата Национального Банка по реализации поручений Президента Республики Казахстан, программных документов Администрации Президента и Правительства Республики Казахстан, подготовка информации о ходе их исполнения для соответствующих государственных органов и учреждений в рамках функций, возложенных на Управление;

11) формирует материалы о текущем состоянии финансового рынка и иной информации в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка и поручениями руководства Национального Банка;

) организует ведение базы данных по показателям накопительной пенсионной системы и осуществляет мониторинг сегментов финансового рынка;

) осуществляет сопровождение базы данных по размещению государственных ценных бумаг Министерства финансов Республики Казахстан и краткосрочных нот Национального Банка, подготавливает еженедельную информацию по их погашению для Технического комитета по денежно-кредитной политике Национального Банка;

14) участвует в формировании пресс-релизов о текущем состоянии финансового рынка и иной информации в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка и поручениями руководства Национального Банка;

) участвует в подготовке аналитической информации для квартальных, полугодового и годового отчетов Национального Банка;

) подготавливает ответы на письма и запросы подразделений центрального аппарата, филиалов, организаций и представительства Национального Банка, государственных органов Республики Казахстан, а также обеспечивает своевременную и качественную подготовку ответов на обращения физических и иных юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

17) взаимодействует с международными организациями, в том числе финансовыми, по подготовке отчетных и обзорных аналитических материалов по развитию финансового сектора Республики Казахстан;

) координирует деятельность акционерных обществ, собственником акций которых является Национальный Банк, в соответствии с распоряжением, регламентирующим данный порядок;

) представляет в пределах компетенции Управления аналитическую и иную информацию в подразделение финансовой стабильности и управления рисками Национального Банка в целях анализа вопросов финансовой стабильности;

) проводит лекции по темам, касающимся вопросов экономического положения, развития финансового сектора;

21) представляет информацию для формирования и корректировки бюджета (сметы расходов), прогноза доходов и затрат, плана государственных закупок товаров, работ и услуг, пояснительную записку об исполнении бюджета (сметы расходов), и прогнозов доходов и затрат, плана государственных закупок по Управлению;

) осуществляет работу в Интранет-портале государственных органов в рамках компетенции Департамента;

) участвует в подготовке (обновлении) информационных материалов на Корпоративном портале Национального Банка в соответствии с его структурой и в пределах компетенции Департамента;;

) работает с секретными документами и документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, обеспечивает соблюдение надлежащего режима секретности и конфиденциальности в деятельности Управления.

. Основные функции Управления информационно-аналитического обеспечения:

1)проводит анализ макроэкономических тенденций и формирует материалы для включения в аналитические обзоры текущего состояния экономики;

2)формирует и подготавливает к публикации пресс-релизы о текущем состоянии финансового рынка, изменении официальных ставок Национального Банка и иной информации в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка и поручениями руководства Национального Банка;

3)подготавливает аналитическую информацию для встреч и выступлений руководству Национального Банка;

4)осуществляет анализ и свод материалов об экономическом развитии и текущем состоянии сегментов финансового рынка в региональном разрезе, представляемых филиалами Национального Банка;

5)осуществляет свод аналитических материалов, поступающих от подразделений Национального Банка, подготовку квартальных, полугодовых и годовых отчетов Национального Банка для представления Президенту Республики Казахстан, а также подготовку годового отчета Национального Банка для последующей публикации;

6)участвует в выработке предложений по интеграционным вопросам в рамках Евразийского экономического союза, Таможенного союза, Единого экономического пространства, Евразийской экономической комиссии, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества;

7)составляет планы мероприятий и координирует работу подразделений Национального Банка по реализации поручений Президента Республики Казахстан, программных документов Администрации Президента и Правительства Республики Казахстан, а также подготавливает информацию о ходе их выполнения для соответствующих государственных органов и учреждений:

по годовому отчета Национального Банка;

по Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года и Стратегии развития Казахстана до 2030 года;

по Стратегии «Казахстан - 2050»;

по реализации Посланий Президента Республики Казахстан;

8)формирует и подготавливает к публикации издание Национального Банка «?аза?стан ?лтты? Банкіні? экономикалы? шолуы», «Экономическое обозрение Национального Банка Казахстана»;

9)участвует в подготовке к выпуску издания «?аза?стан ?лтты? Банкіні? хабаршысы», «Вестник Национального Банка Казахстана»;

)управляет структурой официального интернет-ресурса Национального Банка;

)согласовывает и размещает на официальном интернет-ресурсе Национального Банка информационные, аналитические материалы, подготовленные подразделениями центрального аппарата, филиалами Национального Банка на государственном, русском и английском языках в пределах своей компетенции, а также ведет работу по расширению функциональных возможностей официального интернет-ресурса Национального Банка;

)участвует в работе рабочих групп по разработке Концепции функционирования и развития официального Интернет-ресурса Национального Банка, по разработке дополнительных динамических модулей для официального интернет-ресурса Национального Банка, по развитию, доработке и внедрению программного обеспечения официального интернет-ресурса Национального Банка;

)осуществляет работу по обеспечению соответствия официального интернет-ресурса Национального Банка требованиям Методики оценки эффективности применения информационных технологий по полноте и качеству информации интернет-ресурсов центральных государственных органов;

)формирует информационно-аналитические материалы (таблицы, аналитическую информацию, пресс-релизы, отчеты Национального Банка, другие публикации и т.д.) для размещения на официальном интернет-ресурсе Национального Банка;

)организует и координирует разработку стратегического плана Национального Банка, участвует в разработке операционного плана Национального Банка;

)осуществляет ведение баз данных (государственные ценные бумаги, официальные ставки Национального Банка, а также социально-экономическая, денежно-кредитная и банковская статистика для представления в центральные банки стран СНГ, ЕврАзЭС (по обмену информацией);

17)участвует в разработке соглашений с государственными органами Республики Казахстан по индикаторам Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума;

18)координирует взаимодействие Национального Банка и Министерства финансов Республики Казахстан по исполнению соглашения об информационном обмене;

19)подготавливает ответы на письма и запросы подразделений центрального аппарата, филиалов, организаций и представительств Национального Банка, государственных органов Республики Казахстан, а также обеспечивает своевременную и качественную подготовку ответов на обращения физических и иных юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

)проводит работу по выявлению, анализу, управлению рисками, присущими деятельности Департамента, ежегодно составляет и представляет в подразделение финансовой стабильности и управления рисками Национального Банка отчет по рискам согласно установленной форме;

)представляет информацию для формирования и корректировки бюджета (сметы расходов), прогноза доходов и затрат и плана государственных закупок товаров, работ и услуг по Департаменту, а также пояснительную записку об исполнении бюджета (сметы расходов) и прогноза доходов и затрат, плана государственных закупок в установленные нормативными правовыми актами и другими документами Национального Банка сроки и осуществляет контроль за их исполнением;

22)подготавливает предложения по вопросам, связанным с деятельностью Магистратуры Национального Банка;

23)разрабатывает предложения по плану обучения и повышения квалификации работников Департамента;

24)осуществляет процедуры по организации перевода документов Департамента с/на иностранные языки;

25)актуализирует информацию во внутреннем информационном ресурсе Национального Банка;

26)осуществляет подготовку отчета Департамента о проделанной работе и информации по исполнению Департаментом поручений руководства Национального Банка, Совета Директоров и Правления Национального Банка;

27)работает с секретными документами и документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, обеспечивает соблюдение надлежащего режима секретности и конфиденциальности в деятельности Управления.

таргетирование инфляция кредитный


Глава 2. Макроэкономическое развитие и денежно-кредитная политика Республики Казахстан


.1 Анализ современного состояния экономики и основные макроэкономические показатели


Экономика Казахстана характеризовалась стабильным развитием на фоне неопределенной конъюнктуры на мировых финансовых и товарных рынках.

По данным Всемирного банка, мировая экономика в 2014 году выросла на 2,6%. Рост экономики США составил 2,4%. В Еврозоне наблюдался незначительный экономический рост в 0,8% в 2014 году против спада на 0,4% в 2013 году.

В странах с формирующимся рынком также наблюдалось замедление экономической активности, за исключением экономики Китая, где рост в 2014 году составил 7,4%. В экономике Российской Федерации, одного из основных торговых партнеров Казахстана, наблюдается замедление темпов роста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) до 0,6% в 2014 году. Рост уровня инфляции в России составил 11,4%.

По данным МВФ, рост мирового ВВП в 2014 году составил 3,3% при первоначальном прогнозе 3,7%, а в 2015 году повысится до 3,5%.

На этом фоне, экономическая активность в Казахстане замедлилась. В 2014 году по предварительной оценке Министерства национальной экономики рост ВВП Казахстана составил 4,3%.

При этом, темп роста промышленного производства в 2014 году составил 0,3% за счет увеличения производства продукции в обрабатывающей промышленности на 1,0%, в том числе производства продуктов питания - на 2,9%, легкой промышленности - на 3,7%, нефтепереработки - на 2,5%, минеральной продукции - на 3,5%, черной металлургии - на 8,6%.

Рост производства валовой продукции сельского хозяйства составил 100,8%.

Рост производства товаров в 2014 году составил 1,0%, услуг - 6,0%. Рост услуг обеспечен за счет значительного увеличения объемов торговли - на 9,0%, информации и связи - на 8,5% и транспорта и складирования - на 7,0%.

Инвестиции в основной капитал выросли на 3,9% за счет роста собственных средств предприятий на 22%, на долю которых приходится 58% общего объема инвестиции и средства государственного бюджета - 20,1%.

Положительные тенденции в экономике позволили сохранить социальную стабильность в стране и обеспечить благополучие граждан.

В январе-ноябре 2014 года среднемесячная номинальная заработная плата выросла на 10,7% и составила 117,5 тыс. тенге. Реальные доходы населения выросли на 3,0%, реальная заработная плата - на 3,8%. Уровень безработицы в 2014 году составил 5,0%.

Поступательный рост доходов населения и заработной платы, а также благоприятный уровень безработицы способствовали увеличению потребительской активности. Рост внутреннего потребления послужил одним из главных факторов роста экономики в 2014 году

Внешнеторговый оборот Казахстана за 2014 год сократился на 10,5% и составил 119,4 млрд. долларов США за счет снижения импорта на 15,6% в результате корректировки курса тенге и снижения экспорта на 7,8%.

По результатам 9 месяцев 2014 года положительное сальдо счета текущих операций составило около 5,2 млрд. долларов США или 3,6% к ВВП по сравнению с 1,0 млрд. долларов США за 9 месяцев 2013 года.

Относительное улучшение счета текущих операций за три квартала 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года произошло за счет увеличения профицита торгового баланса на 3,7 млрд. долларов США до 30,0 млрд. долларов США. Экспорт товаров за три квартала 2014 года составил 61,8 млрд. долларов США (снижение на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года), а импорт товаров - 31,8 млрд. долларов США (сокращение на 14,4%).

Финансовый счет (за исключением операций с резервными активами Национального Банка) за 9 месяцев 2014 года сложился с отрицательным сальдо в 6,4 млрд. долларов США. Увеличение чистого притока капитала или «чистого заимствования из остальных стран» на более чем 4 млрд. долл. США по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, обеспечено операциями 3 квартала, когда в результате заметного сокращения краткосрочных внешних активов на фоне продолжающегося роста обязательств по прямым инвестициям, отрицательное сальдо финансового счета достигло 5,2 млрд. долларов США.

Международные резервы страны в 2014 году увеличились на 7,3% и составили 102,4 млрд. долларов США, из них активы Национального фонда Республики Казахстан - 73,5 млрд. долларов США, золотовалютные резервы Национального Банка - 28,9 млрд. долларов США.

Снижение мировых цен на нефть сорта Brent на 50% с 112 долларов США за баррель (июнь 2014 года) до 56 долларов США за баррель (декабрь 2014 года), а также на металлы, которые являются основными товарами казахстанского экспорта, будет оказывать отрицательное влияние на состояние платежного баланса страны в ближайшей перспективе.

Изменение конъюнктуры на внешних рынках также отразилось на кредитовании и сбережениях в экономике. При этом, замедление деловой активности обусловлено как внутренними, так и внешними причинами. Завершение программы количественного смягчения в США, переток капитала из рынков развивающихся государств в развитые страны, прежде всего в США, оказывают влияние на региональную и отечественную экономику. С учетом данных обстоятельств в Казахстане сохраняются повышенные девальвационные ожидания, что отражается на деловой активности.

В этих условиях общий объем кредитования банками экономики за 2014 год достиг 12,1 трлн. тенге, увеличившись с начала 2014 года на 7,2%. При этом кредитование в национальной валюте увеличилось на 7,9% до 8,6 трлн. тенге, в иностранной валюте - на 5,5% до 3,5 трлн. тенге.

В 2014 году было принято решение выделить из активов Национального фонда Республики Казахстан средства на поддержание экономики. При этом, предназначенные 100 млрд. тенге на кредитование через банки субъектов малого и среднего бизнеса банками полностью были освоены. Кроме того, 250 млрд. тенге направлено на пополнение уставного капитала АО «Фонд проблемных кредитов» для работы с неработающими кредитами банков. Уровень кредитов с просрочкой свыше 90 дней в 2014 году снизился с 33% до 23,5% на 1 января 2015 года.

В 2014 году Национальным Банком были приняты меры по ограничению избыточного роста потребительского кредитования. В результате, темпы роста потребительского кредитования замедлились с 46,4% в 2013 году до 17,3% в 2014 году.

Депозиты резидентов за 2014 год увеличились на 15,9% до 11,7 трлн. тенге. Депозиты небанковских юридических лиц выросли на 18,1% до 7,3 трлн. тенге, физических лиц - на 12,6% до 4,4 трлн. тенге.

Депозиты в национальной валюте за 2014 год снизились на 17,7% до 5,2 трлн. тенге, в иностранной валюте - увеличились на 72,2% до 6,5 трлн. тенге. Соответственно, доля депозитов в иностранной валюте достигла 55,6%.


.2 Денежно-кредитная политика и инфляционные процессы в 2014 г.


Основной целью Национального Банка в 2014 году было обеспечение стабильности цен и удержание инфляции в пределах 6-8%. По итогам 2014 года инфляция составила 7,4% (в 2013 году - 4,8%), что соответствует установленному целевому коридору.

Ускорение инфляции в первом полугодии 2014 года было связано с корректировкой обменного курса национальной валюты в феврале 2014 года и удорожанием импортируемых товаров, а также сезонными факторами. Однако, воздействие корректировки тенге на ценообразование было кратковременным и ограниченным. В феврале 2014 года уровень инфляции составил 1,7%, в марте 2014 года - 1,0%. Начиная с апреля 2014 года, уровень месячной инфляции снизился и соответствовал тенденциям прошлых лет. Снижению уровня инфляции способствовали также меры Правительства Республики Казахстан по сдерживанию необоснованного роста цен и тарифов.

Повышение цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке в августе 2014 года привело к некоторому увеличению уровня инфляции во втором полугодии 2014 года.

К концу 2014 года наблюдалось снижение уровня инфляции, связанное со снижением предельных розничных цен на бензин и дизельное топливо в декабре 2014 года из-за падения мировых цен на нефть. Кроме того, на замедление темпов инфляции оказало влияние снижение темпов роста цен на промышленную продукцию казахстанских производителей, а также удешевление импортируемых из Российской Федерации товаров из-за ослабления обменного курса российского рубля.

В 2014 году Национальный Банк проводил операции по предоставлению тенговой ликвидности. В феврале 2014 года была проведена корректировка обменного курса тенге с установлением коридора колебаний на уровне 185 тенге за доллар США ±3 тенге. В целях повышения привлекательности тенговых инструментов в феврале 2014 года были повышены ставки по привлекаемым депозитам сроком на 7 дней с 0,5% до 2,75%, с 15 декабря 2014 года - до 3,05%, операции по привлечению депозитов сроком на 1 месяц были приостановлены. Уровень официальной ставки рефинансирования в 2014 году оставался неизменным и составлял 5,5% в годовом выражении.

Ситуация на денежном рынке в отдельные периоды 2014 года значительно отличалась. В январе-феврале Национальный Банк предоставлял краткосрочную тенговую ликвидность банкам посредством операций обратного РЕПО. В начале 2014 года ставки денежного рынка характеризовались высокой волатильностью, что было связано с девальвационными ожиданиями и проведенной корректировкой курса тенге. Начиная с апреля 2014 года, ситуация на денежном рынке стабилизировалась и рыночные ставки находились на низком уровне, за исключением отдельных периодов налоговых выплат.

В июле 2014 года Национальный Банк начал предоставлять банкам тенговую ликвидность посредством операций долгосрочных валютно-процентных свопов, что повлияло на ситуацию на денежном рынке и способствовало снижению волатильности рыночных ставок. Ставки денежного рынка представлены в нижеуказанном графике.


Рис. 1. Ставки денежного рынка

Источник: Национальный Банк Республики Казахстан


Ситуация на валютном рынке оставалась стабильной и наблюдалась тенденция укрепления обменного курса тенге к доллару США. В сентябре 2014 года Национальный Банк расширил коридор колебаний обменного курса тенге по отношению к доллару США и установил ассиметричный коридор 185 +3/-15 тенге.

Увеличение волатильности рыночных ставок и их резкий рост на межбанковском рынке в октябре-декабре 2014 года вызваны девальвационными ожиданиями, связанными со снижением цен на нефть и резким ослаблением обменного курса российского рубля. В этих условиях Национальный Банк предоставлял краткосрочную тенговую ликвидность посредством операций обратного РЕПО и валютных свопов.

В 2014 году в отдельные периоды наблюдался избыток краткосрочной ликвидности, который регулировался Национальным Банком за счет проведения операций по привлечению депозитов и выпуска краткосрочных нот. Объем привлеченных депозитов за 2014 год составил 4608,7 млрд. тенге (в 2013 году - 2916,6 млрд. тенге). Объем размещенных краткосрочных нот Национального Банка за 2014 год составил 81,4 млрд. тенге.

Нормативы минимальных резервных требований в 2014 году оставались неизменными: по внутренним краткосрочным обязательствам - 2,5%, по внутренним долгосрочным обязательствам - 0%, по внешним краткосрочным обязательствам - 6,0%, по внешним долгосрочным обязательствам - 2,5%. Действие нормативов минимальных резервных требований в 2014 году было направлено на ограничение внешних заимствований банков.

Структура резервных активов в 2014 году постепенно изменилась: снизилась доля корреспондентских счетов банков в тенге (с 55,4% на 30 декабря 2013 года до 44,5% на 29 декабря 2014 года). Несмотря на снижение объема резервных активов (снижение с начала года на 2,1% по состоянию на 29 декабря 2014 года), в 2014 году резервные активы превышали необходимый объем резервирования в среднем в 2,2 раза в целом по системе.


2.3 Анализ инструментов денежно-кредитной политики для таргетирования инфляции


На торжественном собрании, посвященном Дню независимости Республики Казахстан, президент страны Нурсултан Назарбаев поставил перед Правительством и Национальным Банком еще одну важную задачу: переход к инфляционному таргетированию.

Многие центральные банки стали применять инфляционное таргетирование как прагматический ответ на неэффективность других методов денежно-кредитной политики, а не как проявление нового экономического мышления. В последние два десятилетия теория и практика развивались одновременно, и в настоящее время существует значительный объем научной литературы, посвященной инфляционному таргетированию. центральный банк великобритании.

Для обеспечения стабильности цен денежно-кредитной политике необходим номинальный якорь. Под номинальным якорем мы понимаем фиксирование номинальной переменной для привязки снижения уровня цен в долгосрочной перспективе. Традиционно номинальным якорем, использовавшимся центральными банками, являлся золотой стандарт или привязка местной валюты к другой сильной валюте. Крах Бреттонвудской системы фиксированных валютных курсов в 1970-х гг. в сочетании с высоким уровнем инфляции привел к поиску новых якорей, в частности, денежной массы в обращении. В 1980-х гг. монетаризм являлся доминирующей ортодоксальной концепцией денежно-кредитной политики, поскольку центральные банки пытались контролировать цены, контролируя предложение денег в экономике. Это зависело от наличия стабильного отношения между номинальными расходами и количеством денег, известного как количественная теория денег. Милтон Фридман создал свою количественную теорию и утверждал, что спрос на деньги предсказуемо зависит от ряда макроэкономических переменных. Таким образом, центральные банки могли контролировать величину совокупных расходов и инфляцию, изменяя предложение денег в экономике.

Основным фактором экономического роста являются инвестиции. Они необходимы для повышения конкурентоспособности и производительности труда. Сейчас нужны инвестиции с относительно длительными сроками окупаемости, инвестиции, связанные с повышением производительности труда.

В России на данный момент эти инвестиции очень низки, и, чтобы достичь их роста, необходимо изменить инфляционные ожидания и поведение экономических субъектов. Для этого же нужно повысить уровень предсказуемости экономической ситуации и обеспечить низкую инфляцию. Когда в экономике страны достигнута низкий уровень инфляции и существует доверие к политике Центрального банка по поддержанию инфляции, долгосрочные инвестиционные проекты интересны для инвесторов. Это важно как для граждан и бизнеса, так и для экономического роста всей страны.

В следующем, 2014, году в работе Центрального Банка произойдут важные измерения, так как планируется завершение перехода к инфляционному таргетированию. Согласно словам Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной, это не просто политика, которая декларирует снижение инфляции, это определенный институциональный механизм, который позволит повысить доверие населения, предприятий к политике Центрального банка, снизить инфляционные ожидания и тем самым сделать тенденцию снижения инфляции более устойчивой. Более того, применение режима инфляционного таргетирования обусловлено положительным международным опытом и необходимостью поддержания макроэкономической стабильности. Развитие инфляционного таргетирования

Все большее количество центральных банков рассматривает инфляционное таргетирование как режим своей денежно-кредитной политики. По данным на начало 2012 года 27 центральных банков считались осуществляющими полномасштабное инфляционное таргетирование и несколько других центральных банков находились в процессе его введения. В данной главе рассмотрены существенные особенности режимов инфляционного таргетирования, существующих во всех 27 центральных банках, таргетирующих инфляцию. В 2011 году произошло немного изменений в официальных режимах инфляционного таргетирования различных центральных банков. Однако центральные банки продолжали проводить нетрадиционную денежно-кредитную политику и применять новые инструменты. При этом большое внимание уделялось новым обязанностям центральных банков по поддержанию финансовой стабильности. Инфляционное таргетирование представляет собой скорее режим (систему рамочных принципов), чем строгий набор правил денежно-кредитной политики. В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» инфляционное таргетирование определяется как «режим денежно-кредитной политики, при котором установлено, что главной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности.

В рамках данного режима устанавливается и объявляется количественная цель по инфляции, за достижение которой ответственен центральный банк. Обычно в рамках режима таргетирования инфляции воздействие денежно-кредитной политики на экономику осуществляется через процентные ставки. Решения принимаются в первую очередь на основе прогноза развития экономики и динамики инфляции. При этом важным элементом данного режима является практика регулярного разъяснения общественности принимаемых центральным банком решений, что обеспечивает подотчетность и информационную открытость центрального банка».

Одно из главных преимуществ инфляционного таргетирования заключается в том, что оно сочетает в денежно-кредитной политике как «правила», так и «свободу действий» и поэтому часто называется «ограниченной свободой действий». Британский экономист, руководитель Банка Англии и член комитета по денежной политике Великобритании Мервин Кинг отмечал, что «система инфляционного таргетирования объединяет два отдельных элемента: точный среднесрочный численный таргет инфляции и реакцию на экономические шоки в краткосрочной перспективе. Таргет инфляции создает подобие основанного на конкретных правилах режима, который может быть якорем для инфляционных ожиданий частного сектора». В рамках этого режима центральный банк располагает свободой действий при реакции на шоки, например в том, насколько быстро инфляция может быть возвращена к таргетируемому уровню.

Инфляционное таргетирование - комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране. Таргетирование инфляции состоит из 4 этапов: установление планового показателя по инфляции на определенный период времени, выделение необходимых инструментов для регулирования инфляции, применение этого инструмента, анализ проделанной работы за отчетный период. Ключевым инструментом воздействия на инфляционное таргетирование является ключевая процентная ставка, которая оказывает влияние на депозитный и кредитный рынок. Понижение ключевой процентной ставки приводит к росту инвестиционной активности и повышению потребительского спроса, что благоприятно сказывается на ценах. Повышение же ставки призвано, наоборот, снизить предпринимательскую активность и склонить население к росту сбережений - в таком случае инфляция снижается.

Инфляционное таргетирование Основным фактором экономического роста являются инвестиции. Они необходимы для повышения конкурентоспособности и производительности труда. Сейчас нужны инвестиции с относительно длительными сроками окупаемости, инвестиции, связанные с повышением производительности труда. В России на данный момент эти инвестиции очень низки, и, чтобы достичь их роста, необходимо изменить инфляционные ожидания и поведение экономических субъектов. Для этого же нужно повысить уровень предсказуемости экономической ситуации и обеспечить низкую инфляцию.

Когда в экономике страны достигнута низкий уровень инфляции и существует доверие к политике Центрального банка по поддержанию инфляции, долгосрочные инвестиционные проекты интересны для инвесторов. Это важно как для граждан и бизнеса, так и для экономического роста всей страны. В следующем, 2014, году в работе Центрального Банка произойдут важные измерения, так как планируется завершение перехода к инфляционному таргетированию. Согласно словам Председателя Банка России Э.С. Набиуллиной, это не просто политика, которая декларирует снижение инфляции, это определенный институциональный механизм, который позволит повысить доверие населения, предприятий к политике Центрального банка, снизить инфляционные ожидания и тем самым сделать тенденцию снижения инфляции более устойчивой. Более того, применение режима инфляционного таргетирования обусловлено положительным международным опытом и необходимостью поддержания макроэкономической стабильности. Развитие инфляционного таргетирования.

Все большее количество центральных банков рассматривает инфляционное на начало 2012 года 27 центральных банков считались осуществляющими полномасштабное инфляционное таргетирование и несколько других центральных банков находились в процессе его введения. В данной главе рассмотрены существенные особенности режимов инфляционного таргетирования, существующих во всех 27 центральных банках, таргетирующих инфляцию. В 2011 году произошло немного изменений в официальных режимах инфляционного таргетирования различных центральных банков. Однако центральные банки продолжали проводить нетрадиционную денежно-кредитную политику и применять новые инструменты. При этом большое внимание уделялось новым обязанностям центральных банков по поддержанию финансовой стабильности.

Управляющий партнер компании Tengri Partners Ануар Ушбаев считает, что, когда основным ориентиром является фиксированный обменный курс, а единственным инструментом монетарной политики являются прямые интервенции в денежную базу через валютный канал, говорить об инфляционном таргетировании есть безнадежный популизм.

«Во-первых, у денежного рынка нет никакого backstop'а в виде предсказуемых условий предоставления ликвидности от Нацбанка РК (НБРК) в случае её нехватки (вызванной валютными интервенциями того же НБРК). Во-вторых, собственный портфель ГЦБ на балансе у НБРК относительно рынка абсолютно не существенен. В-третьих, вторичной ликвидности на рынке ГЦБ практически нет ввиду того, что все они держатся ЕНПФом и страховыми компаниями до погашения. В-четвертых, нет никаких прозрачных и постоянно доступных депозитных и кредитных аукционов НБРК, которые формировали бы эффективный коридор ставок для рынка межбанковских заимствований. Поэтому говорить о каком-то призрачном инфляционном таргетировании - профанация», - пояснил эксперт.

Более того, по мнению г-на Ушбаева, при таком высоком уровне долларизации, низком качестве и сомнительной достоверности статистических данных по инфляции, а также частой волатильности денежной базы из-за интервенций на валютном рынке, вызываемых периодическими всплесками недоверия к тенге, эффективность инфляционного таргетирования в таких условиях была бы под очень большим вопросом.

«Я считаю, что очень рано говорить об инфляционном таргетировании в стране с недостаточно развитым денежным рынком, практически отсутствующем процентном канале трансмиссии монетарной политики, низком уровне мультипликатора М1 к денежной базе, жестком коридоре валютного курса и крайне низкой ликвидностью вторичного рынка государственных ценных бумаг.

Большой уровень монетизации будет возможен только при появлении хороших корпоративных заёмщиков и ликвидного фондового рынка. Фондовый рынок невозможен без ликвидности. Основные игроки - пенсионные фонды - слились в одного игрока, который сам с собой, естественно, не торгует. Не говоря о том, что он очень зарегулирован и держит 55% в низкодоходных ГЦБ.

Без ликвидного вторичного рынка ГЦБ почти невозможны основные каналы монетарной политики, используемые в развитых странах. Рынок ГЦБ не сможет стать ликвидным без реформ в регулировании портфеля ЕНПФ и более рациональной фискальной политике, при которой Минфин перестанет так агрессивно эмитировать ГЦБ», - заявил управляющий партнер компании Tengri Partners.

Если дедолларизация пройдет успешно, следом потребуются значительные реформы в архитектуре денежного рынка и принципах участия в нём НБРК. Но параллельно нужна координация со стороны фискальных властей по рационализированию расходной части бюджета и его фондирования. Это позволило бы НБРК перестать выполнять роль валютного обменника и сфокусироваться на единственном мандате - инфляции.

«Для Казахстана инфляционное таргетирование пока лежит в области теории, - отметила старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. - Пока Нацбанк достаточно успешно работает со стимулированием экономики и гибко применяет заградительно-поддерживающие меры, что позволяет ему лавировать между внешними негативными факторами».

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко придерживается иного мнения. Он считает, что считает, что переход к инфляционному таргетированию - важный шаг на пути к полностью открытой и конкурентной экономики. Также это шаг в сторону повышения роли инфляционных ожиданий, что предполагает создание в экономике институтов «длинных» денег, необходимых для важнейших инфраструктурных проектов, для долгосрочных вложений и стабильности экономики, - отметил эксперт. - Мы позитивно оцениваем данное решение Нацбанка и полагаем, что реализация этого перехода в долгосрочной перспективе приведет к снижению долгосрочных инфляционных ожиданий и позитивно скажется на кредитных ставках. Это, в свою очередь, приведет к тому, что деньги не будут лежать на депозитах, а вовлекутся в инвестиционную активность, что создаст необходимый для увеличения темпов роста ВВП страны мультипликативный эффект. В результате мы увидим позитивное влияние на темпы экономического развития страны».

По мнению аналитика компании EXNESS Сергея Кочергина, Нацбанк перейдет к режиму инфляционного таргетирования, скорее всего, не в 2015 году, а несколько позже, когда нормализуется экономическая обстановка у ее крупнейшего торгового партнера - РФ. Наихудший сценарий предполагает падение ВВП РФ в 2015-2016 годах и его выход в положительную область лишь в 2017 году.


Глава 3. Тенденции развития деятельности Национального банка на денежно-кредитном рынке


.1 Основные направления денежно- кредитной политики


Состояние мировой экономики и условия ее функционирования в настоящее время оцениваются как непостоянные и разнонаправленные. Еврозона находится на грани новой волны экономической рецессии. Китай, Россия и ряд других стран с формирующимся рынком демонстрируют замедление темпов экономического роста. Положение стран-экспортеров нефти усугубляется наблюдаемым с середины 2014 года снижением мировых цен на нефть. Кроме того, сохраняющаяся геополитическая неопределенность является еще одним фактором, способствующим ухудшению ситуации в глобальной экономике.

Таким образом, на развитие экономики Казахстана в 2015 году будут оказывать влияние неблагоприятные внешние факторы, включая волатильность на мировых финансовых и товарных рынках и связанные с этим неустойчивые потоки капитала.

В этих условиях денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет направлена на обеспечение стабильности цен. Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) планирует расширить систему инструментов денежно-кредитной политики по предоставлению и изъятию краткосрочной тенговой ликвидности, а также увеличит свое участие на внутреннем денежном рынке. Предоставление и изъятие ликвидности будет осуществляться через операции открытого рынка (по инициативе Национального Банка) и операции постоянного доступа (по инициативе банков). При этом основными операциями по предоставлению ликвидности будут операции обратное РЕПО. Национальный Банк направит усилия на повышение эффективности процентной политики путем удержания рыночных ставок и их волатильности в приемлемом диапазоне.

Валютная политика призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

Национальный Банк в зависимости от реализации возможных сценарных вариантов развития экономики будет также поддерживать баланс между основной целью денежно-кредитной политики по стабильности цен и содействием стабильности финансовой системы.

Реализация мер денежно-кредитной политики направлена на обеспечение условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и удержания инфляции в целевом коридоре.

Национальный Банк в рамках разработки Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Казахстан сформировал два сценарных варианта развития экономики страны в 2015 году, представленные в нижеприведенной таблице.


Таблица 1 Прогноз основных показателей денежно-кредитной политики на 2015 год (на конец периода)

Основные показатели2014 год Факт2015 годПрогнозпервый сценарий (цена на нефть $50)второй сценарий (цена на нефть $60)ВВП, млрд. тенге (прогноз МНЭ РК)40 258*41 30841 855Рост реального ВВП, % в годовом выражении4,3*1,52,0Инфляция, % в годовом выражении7,46-86-8Официальная ставка рефинансирования, % в годовом выражении5,56-86-8Денежная масса, млрд. тенге12 81613 15013 337Депозиты резидентов, млрд. тенге11 69412 00312 174Кредиты экономике, млрд. тенге12 10612 42312 588Уровень монетизации экономики, %31,831,831,9* по оценочным данным Министерства национальной экономики Республики Казахстан


Ключевым критерием разделения на сценарные варианты был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены два сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают среднегодовой уровень цен на нефть сорта Brent 50 и 60 долларов США за баррель, на основе прогнозов ВВП Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

Для разработки сценарных прогнозов платежного баланса была использована информация Министерства национальной экономики Республики Казахстан по физическим объемам производства товаров с учетом реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов с участием международных финансовых организаций, а также результаты мониторинга зарегистрированных в Национальном Банке валютных операций.

По оценке Национального Банка, на протяжении всего рассматриваемого периода ожидается достаточно стабильный рост объемов кредитования. Одним из источников кредитования послужат средства, выделяемые в 2015-2017 годах из Национального фонда Республики Казахстан на поддержание экономики страны. Кроме того, на объемы кредитования в среднесрочном и долгосрочном периодах будут также оказывать влияние меры Национального Банка по улучшению качества активов банков второго уровня.

В рамках деятельности по улучшению качества активов банков второго уровня и снижению объема неработающих займов банков второго уровня Национальным Банком разрабатывается проект Закона Республики Казахстан по вопросам неработающих кредитов и активов банков, направленного на снижение административных барьеров при проведении операций по улучшению качества проблемных активов, усиление прав залоговых кредиторов, создание нейтральных налоговых условий при совершении операций по передаче неработающих активов.

Национальный Банк продолжит работу по созданию благоприятных условий для повышения эффективности сотрудничества АО «Фонд проблемных кредитов» и банков второго уровня. Основной целью Национального Банка по данному направлению является достижение целевого показателя по уровню неработающих займов (займов с просрочкой платежа по основному долгу и/или вознаграждению) в 10% от ссудного портфеля банков второго уровня.

Согласно оценкам Национального Банка по итогам 2014 года ожидается сохранение профицита торгового баланса на уровне 2013 года, при одновременном снижении экспорта и импорта товаров. По другим статьям текущего счета ожидается сокращение отрицательного сальдо, обусловленного снижением импорта услуг и выплат доходов иностранным инвесторам. Таким образом, по итогам 2014 года ожидается профицит текущего счета при сохранении высокого чистого притока по прямым и другим долгосрочным инвестициям, несмотря на значительное ухудшение фундаментальных факторов в конце года.

При реализации всех сценариев развития экономики Казахстана в 2015 году основной целью Национального Банка является удержание годовой инфляции в коридоре 6,0-8,0%.

При реализации первого сценария, при котором среднегодовая мировая цена на нефть составит 50 долларов США за баррель, темпы реального роста ВВП оцениваются на уровне 1,5%.

Реализация данного сценария в 2015 году предусматривает сокращение чистого экспорта, при снижении импорта товаров и объемов выплат доходов нерезидентам. Таким образом, в предстоящем периоде дефицит текущего счета не превысит 4,0% к ВВП.

В финансовом счете ожидается снижение притока по прямым инвестициям, в связи с преодолением пика финансирования по реализуемым проектам в предыдущие годы и возможным переносом реализации новых проектов с участием иностранных прямых инвесторов на более поздний срок.

Динамика денежного предложения будет также соответствовать динамике номинального ВВП, что обеспечит сохранение монетизации в прогнозируемом периоде на уровне 2014 года.

При реализации второго сценария ожидается, что в 2015 году среднегодовая цена на нефть будет несколько выше, чем при предыдущем сценарии, однако сложится ниже фактического уровня 2014 года и составит около 60 долларов США за баррель. В результате темпы реального роста ВВП в 2015 году составят 2,0%.

В 2015 году ожидается снижение уровня профицита торгового баланса и выплачиваемых доходов нерезидентам. В итоге, дефицит счета текущих операций в 2015 году не превысит 3,0% к ВВП.

В финансовом счете не исключается сокращение чистого заимствования частным сектором, которое может быть компенсировано за счет новых государственных займов от международных финансовых организаций и трансфертов из Национального фонда Республики Казахстан.

В 2015 году спрос на деньги при данном сценарии будет более высоким по сравнению с предыдущим сценарием. Динамика денежного предложения будет также соответствовать темпам номинального роста ВВП, что обеспечит незначительный рост монетизации в прогнозируемом периоде по сравнению с 2014 годом.

Национальный Банк считает наиболее вероятным реализацию первого сценария развития экономики Республики Казахстан. Исходя из этих предположений, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2015 г


.2 Инструменты денежно-кредитной политики в 2015 году


Национальный Банк в 2015 году для достижения целевого ориентира по инфляции будет регулировать краткосрочную ликвидность посредством операций открытого рынка, постоянного доступа, а также через механизм минимальных резервных требований.Учитывая ограниченный объем ликвидных ценных бумаг в портфеле банков, планируется расширение перечня залогового обеспечения, что обеспечит доступ банков к краткосрочной тенговой ликвидности. Кроме того, будет изучена возможность разработки механизма предоставления ликвидности банкам под залог нерыночных активов (кредитный портфель высокого качества) и возможность проведения депозитных аукционов. Основные инструменты Национального Банка по операциям открытого рынка и операциям постоянного доступа представлены в нижеуказанной таблице.


Таблица 2 Инструменты денежно-кредитной политики Республики Казахстан

НазначениеТип инструментаИнструментЗалоговое обеспечениеСрокРегулярностьПредоставление ликвидностиОперации постоянного доступа (фиксированные ставки)Обратное РЕПО (покупка ЦБ с обратной продажей)ГЦБ, другие ЦБ в тенге1 деньЕжедневноОперации открытого рынка (аукцион)Валютный СВОПИностранная валюта1/7 днейПри необходимостиОбратное РЕПО (покупка ЦБ с обратной продажей)ГЦБ, другие ликвидные ЦБ в тенге7 дней2 раза в неделюИзъятие ликвидностиОперации открытого рынка (аукцион)Прямое РЕПОГЦБ7 дней2 раза в неделюНоты НБРК28/91/182 дняЕженедельноОперации постоянного доступа (фиксированные ставки)Депозиты1/7 днейЕжедневно

В рамках операций открытого рынка по предоставлению ликвидности Национальный Банк будет проводить аукционы обратного РЕПО на срок 7 дней. На первоначальном этапе данные операции будут проводиться 2 раза в неделю.

В случае недостатка залоговых инструментов, Национальный Банк при необходимости будет предоставлять ликвидность посредством валютных свопов.

В случае возникновения избытка ликвидности основными инструментами по ее изъятию выступят аукционы прямого РЕПО на срок 7 дней 2 раза в неделю. Будет продолжен выпуск краткосрочных нот на еженедельной основе сроком 28, 91 и 182 дня.

В качестве операций постоянного доступа Национальный Банк на ежедневной основе будет предоставлять ликвидность через операции обратного РЕПО сроком 1 день. Депозиты Национального Банка на постоянной основе будут доступны на сроки 1 и 7 дней.

Национальный Банк в 2015 году продолжит проведение процентной политики, направленной на повышение привлекательности тенговых инструментов. В системе процентных ставок Национального Банка официальная ставка рефинансирования будет выполнять в большей степени индикативную роль, и отражать уровень инфляции и инфляционных ожиданий.

В рамках совершенствования механизма минимальных резервных требований как инструмента управления ликвидностью банковского сектора в целях дальнейшего дестимулирования роста обязательств банков в иностранной валюте Национальным Банком будет внедрена более детальная структура резервных обязательств путем введения разделения обязательств в тенге и иностранной валюте с сохранением принципа резидентства и срочности. Дополнительно, в целях улучшения возможности банков по управлению ликвидностью планируется изменение порядка расчета минимальных резервных требований с сохранением принципа усреднения.

Валютная политика будет направлена на обеспечение баланса между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

В частности, участие Национального Банка в торгах на внутреннем валютном рынке будет продиктовано необходимостью сглаживания резких и значительных колебаний обменного курса, которые могут дестабилизировать ситуацию на валютном рынке и оказать негативное влияние на стабильность финансовой системы.

Национальный Банк в 2015 году продолжит работу по повышению прозрачности своих действий и информированию общественности о мерах и инструментах проводимой денежно-кредитной политики.

В целом, реализация вышеуказанных мер денежно-кредитной политики направлена на обеспечение условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и удержания инфляции в целевом коридоре.


Заключение


Состояние мировой экономики и условия ее функционирования в настоящее время оцениваются как непостоянные и разнонаправленные. Еврозона находится на грани новой волны экономической рецессии. Китай, Россия и ряд других стран с формирующимся рынком демонстрируют замедление темпов экономического роста. Положение стран-экспортеров нефти усугубляется наблюдаемым с середины 2014 года снижением мировых цен на нефть. Кроме того, сохраняющаяся геополитическая неопределенность является еще одним фактором, способствующим ухудшению ситуации в глобальной экономике.

Таким образом, на развитие экономики Казахстана в 2015 году будут оказывать влияние неблагоприятные внешние факторы, включая волатильность на мировых финансовых и товарных рынках и связанные с этим неустойчивые потоки капитала.

В этих условиях денежно-кредитная политика Республики Казахстан будет направлена на обеспечение стабильности цен. Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) планирует расширить систему инструментов денежно-кредитной политики по предоставлению и изъятию краткосрочной тенговой ликвидности, а также увеличит свое участие на внутреннем денежном рынке. Предоставление и изъятие ликвидности будет осуществляться через операции открытого рынка (по инициативе Национального Банка) и операции постоянного доступа (по инициативе банков). При этом основными операциями по предоставлению ликвидности будут операции обратное РЕПО. Национальный Банк направит усилия на повышение эффективности процентной политики путем удержания рыночных ставок и их волатильности в приемлемом диапазоне.

Валютная политика призвана обеспечить баланс между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики.

Национальный Банк в зависимости от реализации возможных сценарных вариантов развития экономики будет также поддерживать баланс между основной целью денежно-кредитной политики по стабильности цен и содействием стабильности финансовой системы.

Реализация мер денежно-кредитной политики направлена на обеспечение условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и удержания инфляции в целевом коридоре.


Теги: Тенденции развития деятельности Национального банка на денежно-кредитном рынке  Отчет по практике  Банковское дело
Просмотров: 7828
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Тенденции развития деятельности Национального банка на денежно-кредитном рынке
Назад