SWOT-анализ турфирмы

УДК

Османова З.Р.

СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО ГК "Ялта-Интурист" НА 2003 ГОД

 

Специфика современной жизни требует от субъектов экономических взаимоотношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов, дабы обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов и качественное удовлетворение потребительских требований. Ситуационный анализ помогает проанализировать внутреннюю и внешнюю сферы деятельности  гостиничного предприятия, что позволяет выработать конкурентную стратегию развития предприятия в  условиях рыночной экономики.

Ситуационный анализ – важнейший метод маркетинговых исследований.

Цель SWOT-анализа – предоставить выводы о сильных и слабых сторонах деятельности организации в связи с внешними возможностями и угрозами.

1. SWOT-анализ

Цель SWOT-анализа – предоставить выводы о сильных и слабых сторонах деятельности организации в связи с внешними возможностями и угрозами.

1.1. Сильные стороны  гостиницы:

· Месторасположение (почти центр города,  близость моря)

· Развитая инфраструктура гостиницы

· Долгий срок работы в сфере гостиничного бизнеса

· Забота  об охране жизни и имущества клиента

· Широкий перечень предоставляемых услуг

· Благоприятный имидж гостиницы  на туристских рынках Украины и Ближнего зарубежья

· Возможность проведения выставочных мероприятий и конференций международного уровня, банкетов, встреч и т.д.

· Наличие формы договора для корпоративных клиентов

· Гибкая ценовая политика

· Привлечение туристов на week-end («пакеты» со скидками)

· Скоординированная работа со всеми службами гостиницы

· Наличие собственного  веб-сайта

· Использование новейшей современной системы управления гостиницей Фиделио (более 500 отчётов для различных служб гостиницы)

· Возможность определения доходных индивидуальных и групповых туристов

· Возможность выявления частоты приездов  гостей отеля

· Возможность сегментирования клиентов по интересам и т. д.

· Получение полной информации о гостях (пол, возраст, город прибытия, цели прибытия, определения VIP-кода  и др.  необходимые данные) для  определения маркетинговой ниши гостиницы и сегментации

· Проведение постоянных маркетинговых исследований

· Индивидуальный подход к клиентам (максимальное удовлетворение  потребностей, запросов и нужд клиента, например, поздравления с Днём рождения на момент проживания клиента в гостинице)

· Применение системы мотивации работы персонала гостиницы и Дирекции маркетинга в частности

·  Постоянное повышение уровня квалификации персонала

· Участие персонала в тренингах, семинарах, обучающих программах по повышению качества обслуживания клиентов

Слабые стороны деятельности:

· Недостаток информации по поводу стратегических направлений развития гостиницы (в каком сегменте рынка наиболее заинтересованы).

·  Зависимость загрузки гостиницы от сезонов года

· Дальнее расположение гостиницы от аэропорта и железнодорожного вокзала

· Громоздкая форма типового туристского договора (мнение привередливых клиентов)

· Неважное оснащение некоторых номеров для гостиницы такого класса

· Не работает принцип единоначалия (много руководителей)

· Система принятия решений – централизована, что затрудняет оперативность выполнения производственных задач своевременно. Недостаток полномочий у руководителей служб, от которых требуется быстрая степень реагирования

· Полномочия Дирекции маркетинга, как основного структурного подразделения, разрабатывающего стратегию и тактику отеля, ограничены

· Не определены критерии постоянного клиента ( по данным мировой статистики и накопленному опыту лучших гостиниц мира 80 % дохода приносят 20% постоянных клиентов)

· Цены выше среднего уровня цен курортных комплексов региона Большая Ялта

· Больший процент приходится на  индивидуального клиента ( гостиничный комплекс ориентирован на корпоративного клиента, исходя из количества мест и имеющихся выставочных площадей и комнат переговоров)

· Отсутствие e-marketing  плана и штатной единицы – Интернет-маркетолога

Возможности:

· Реконструкция

· Расширить ассортимент предоставляемых услуг

· Выход на рынки  СНГ

· Перспектива выхода на рынок развлекательного туризма (казино, развлекательный комплекс)

· Перспектива выхода на рынок бизнес-туризма (семинары, конференции)

· Привлечение различных групп туристов в off-peak Season за  счёт гибкой ценовой политики

· После проведённой реконструкции должно быть благоприятное сочетание положительного имиджа, высокой категорийности при низком уровне цен

· Повышение уровня квалификации всего персонала

· Поощрение постоянных клиентов гибкой ценовой политикой, предоставлением дополнительных услуг,  нацеленное на налаживание  и развитие взаимоотношения с клиентом (“word of mouth” – реклама)

· получение статуса 4 – «звёзд» (при возможном отсутствии  в регионе конкурентов в этой рыночной нише с таким количеством номеров и такими производственными площадями, например, рестораны, конференц-залы, выставочные площади и т.д.).

Угрозы:

· Несоответствие статуса гостиницы 4-«звёзд» и уровня предоставляемого сервиса, что может повлечь за собой негативную реакцию со стороны клиента.

· Возможность прихода на рынок конкурентоспособных компаний, активизация существующих конкурентов (инвестиции в курортную сферу)

· Макроэкономические показатели деятельности государства, способные неблагоприятным образом повлиять на деятельность гостиницы.

· Политические факторы (таможенные и пограничные формальности).

Назначение маркетингового плана

Маркетинговый план – внутрифирменный документ ОАО ГК "Ялта-Интурист", определяющий основные направления, цели и задачи деятельности Дирекции маркетинга и корпоративных программ гостиницы на будущий год.

 Определение направлений деятельности Дирекции маркетинга в 2003 году:

· Определение целей маркетинга

· Составление бюджетов и смет, позволяющих достичь поставленных целей.

· Анализ  и сопоставление достигнутых результатов с прогнозируемым уровнем загрузки.

· Координация деятельности сотрудников Дирекции маркетинга

3. Цели  и задачи Дирекции маркетинга и корпоративных программ  ОАО ГК "Ялта-Интурист" в  2004 г.

В соответствии с теоретическим положением о Дирекции маркетинга и  целями деятельности Дирекции являются:

– обеспечение загрузки номерного фонда гостиницы.

– участие в разработке и продвижение нового турпродукта ОАО ГК "Ялта-Интурист"

– продвижение на рынок комплекса дополнительных услуг гостиницы.

Для  реализации указанных целей ставятся следующие задачи:

1. Обеспечение загрузки номерного фонда:

1.1. Поиск клиентов (турагенты, туроператоры, корпоративные клиенты).

1.2. Работа с турфирмами (заключение договоров, информирование о  ценовой политике гостиницы и возможностях номерного фонда), своевременное информирование об изменениях в гостинице, способных повлиять  на деятельность турфирм-партнёров.

1.3. Обмен информацией и координация деятельности со Службами гостиницы, участвующими в обслуживании туристов (Служба приёма и размещения, Бюро обслуживания, транспортный отдел, Служба гостиничного хозяйства и др.).

1.4. Разработка и реализация программ проведения семинаров и конференций.

1.5. Организация развлекательных мероприятий для гостей гостиницы.

1.6. Разработка и реализация туров («пакетов»).

2.  Внешний маркетинг:

2.1. Анализ ситуации на рынке туристских услуг Крыма  и Ближнего Зарубежья

2.1. Комплексное изучение внутренней и внешней конкурентной среды ОАО ГК "Ялта-Интурист"

2.1. Ведение базы данных потенциальных клиентов  (фирмы, компании, корпорации).

3. Внутренний маркетинг:

3.1. Контроль соответствия Стандарту гостиницы уровня  4- «звёзд»  качеству предоставляемых  услуг (номерной фонд, дополнительные услуги, объекты показа, туристско-экскурсионные  услуги).

3.2. Изучение и анализ потребностей и пожеланий клиентов гостиницы с целью  разработки и внедрения комплекса новых услуг, а также контроля качества.

3.3. Работа со Службами гостиницы с целью предоставления оперативной информации о ценовой политике, новых разрабатываемых турах, проводимых и планируемых рекламных кампаниях.

4.   Public  Relation:

4.1.   Работа с контрагентами, предоставляющими  внешней среде информацию о гостинице  с  целью обеспечения наиболее эффективного позиционирования гостиницы на отечественных и зарубежных туристских рынках.

4.2.   Разработка и реализация рекламной стратегии гостиницы, обеспечение и контроль изготовления всех видов рекламы гостиницы: СМИ, радио, телевидение,  щитовая и печатная реклама.

4.3.   Внутренняя информационная поддержка гостиницы (информация для гостей гостиницы).

4.4.   Участие в туристских ярмарках с целью поиска новых партнёров, информирование уже имеющихся партнёров гостиницы об изменениях  (новые туры,  новые услуги), поддержание благоприятного имиджа гостиницы, выявление основных тенденций на туристском рынке.

4.5.   Участие  в научно-практических конференциях сотрудников Дирекции маркетинга, являющимися аспирантами, с целью ознакомления научного  мира с деятельностью гостиничного комплекса и внедрения современных научно-теоретических разработок в практическую маркетинговую деятельность

5. Организация туристско–экскурсионного обслуживания, конференций и семинаров.

5.1. Предложение туристско-экскурсионного обслуживания группам туристов, индивидуалам, корпоративным туристам; информирование об имеющихся возможностях в отношении семинаров и конференций.

5.2. Работа с внештатным составом гидов и экскурсоводов. Инструктаж и контроль за их деятельностью по обслуживанию туристов.

5.3. Разработка новых туров, экскурсионных пакетов, программ и конференц-пакетов.

5.4. Оперативная работа по обеспечению туристско-экскурсионного обслуживания: приём групп в гостинице, переговоры, рекомендации в определении маршрутов групп, разработка программ пребывания, контроль уровня качества обслуживания групп на объектах показа, выявление пожеланий клиентов и их удовлетворение.

5.5. Оперативная работа по обеспечению конференц-обслуживания (контакт со Службами гостиницы, отвечающими за  обслуживание конференций, различных мероприятий, контроль их деятельности; рекомендации по проведению конференций и семинаров, координация деятельности Служб, выявление потребностей клиентов и их удовлетворение).

Средства и методы достижения поставленных целей.

Цель деятельности гостиницы  в 2003 году–  среднегодовая

45-% загрузка (подсчитано ведущими отечественными гостиничными комплексами Ялты)

  Для достижения планируемого уровня необходимо проведение системы ниже перечисленных мероприятий.

Рекламная стратегия.

 Основное требование к стратегии проведения рекламы – скоординированный и целенаправленный поток информации в регионы проживания потенциальных клиентов.

Стратегия работы с постоянными клиентами:

1.   Определение критерия постоянного клиента – индивидуала.

2.   Определение постоянного клиента – корпорации.

3.   Определение постоянного клиента – турагентства.

4.  Ведение базы данных выше перечисленных  клиентов.

5.Налаживание Relationship  marketing, посредством:  news letters, возможно оказание VIP – услуг(после реконструкции), выявление потребностей клиентов и  составление на их основе комплексного предложения услуг гостиницы.

6. Использование WEB-сайта в качестве стратегического источника информации (структура сайта, удобная для различных сегментов пользователей).

7. Использование WEB-сайта в качестве коммерческого посредника, то есть в качестве канала доставки и распространения информации, общения и маркетинга.

Ценовая  стратегия.

1. Введение более гибкой ценовой политики  для индивидуалов, корпораций и турагентств.  Для этого необходимо:

1) Владение информацией о минимальном ценовом пределе, ниже которого снижение цены не выгодно для гостиницы (Служба бронирования, Служба приёма и размещения, Служба маркетинга и продаж. Предоставление полномочий указанным Службам в выборе ценовой тактики в зависимости от ситуации).

2) Владение информацией о себестоимости или минимального порога стоимости номеров различных категорий  для более эффективной разработки турпакетов.

3) Введение бонусной системы (системы скидок) для постоянных клиентов (индивидуалы, корпорации, турагентства).

Повышение эффективности работы Дирекции маркетинга

1) Ежедневная встреча сотрудников отделов, входящих в Дирекцию маркетинга, с  начальниками отделов для обсуждения текущих вопросов.

2) Еженедельная встреча сотрудников Дирекции маркетинга с зам. Генерального директора по маркетингу для предоставления отчёта о проделанной работе, для получения рекомендаций, а также для разъяснения спорных вопросов.

3) Участие в семинарах и тренингах, проводимых ведущими гостиницами  (Крым, Киев, Москва).

4) План  работы по выпуску рекламы (какой продукт в какие месяцы рекламировать).

5) Составление плана проведения рассылки – почтовой (3-4 раза в год), электронной (еженедельно), и телефонных переговоров (ежедневно).

6) Избавление Дирекции маркетинга от выполнения заданий, не предусмотренных Должностными инструкциями (переводы с иностранных языков инструкций для различных Служб гостиницы).

4.   Методы контроля реализации маркетингового плана на 2004 год

В качестве методов контроля  предполагаются следующие: 

· Составление плана деятельности Дирекции маркетинга по месяцам. Ведение анализа эффективности  выполненных задач (сопоставление прогнозируемых результатов с достигнутыми)

· Ведение отчётности о проделанной работе за месяц в соответствии с планом деятельности Дирекции маркетинга, предоставляемой Директору Дирекции маркетинга и корпоративных программ.


Теги: SWOT-анализ турфирмы  Практическое задание  Туризм
Просмотров: 42395
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: SWOT-анализ турфирмы
Назад