Проектирование туристического продукта в современных условиях

3.2 Влияние транспорта на окружающую среду

и здоровье человека

 

Транспортные услуги в индуст­рии туризма связаны с предостав-лением таких транспортных средств, как самолеты, поезда, автобусы, такси. Транспорт - один из основных загрязнителей атмосферного возду-ха. Его доля в общем, объеме выбросов загрязняющих ве­ществ в атмос-феру от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40%. Влияние транспорта на окру­жающую среду проявляется, прежде всего, в процессе перевозок, при котором потребляются в боль-шом количестве топливно-энер­гетические ресурсы и происходит зна-чительное выделение заг­рязняющих веществ.

Следствием обычного функционирования транспорта явля­ется постоянно присутствующая экологическая опасность. Она проявляется в повышенном, по сравнению с естественным, уров­не загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвен­ного покрова и шуме вдоль транспортных магистралей. Причем наибольшая опасность появляется при переходе на аварийные режимы эксплуатации транспор-та.

Наиболее опасным является автомобильный транспорт, в про­исшествиях с участием которого очень велико количество погиб­ших и раненых. Каждые сутки в РФ происходит 450-500 ДТП. На автомобиль-ный транспорт приходится 87% общего выброса заг­рязнителей в атмос-феру в транспортно-дорожном комплексе РФ Загрязнение воздуха подвижными источниками транспорта про­исходит в результате сжигания топлива. Химический состав выб­росов зависит от вида и качества топли-ва, способа сжигания в двигателе и его технического состояния. Отрабо-тавшие газы бен­зинового двигателя с неправильно отрегулированным зажигани­ем и карбюратором содержат оксид углерода в количестве, пре­вышающем норму в 2-3 раза. Наиболее неблагоприятными ре­жимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя. Транспортные средства для своей работы использу­ют, в основном, топливо, получаемое из нефти. В состав органи­ческой массы нефтяного топлива входят: углерод, водород, кис­лород, азот и сера.

Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) содер-жат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. Среди них наиболее мно­гочисленную по составу группу составляют углеводороды. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с ток­сическими свойствами, обладают канцерогенным действием (способствуют возникновению и развитию злокачественных но­вообразований). Особой канцерогенной активностью отличает­ся бензапирен (С20Н,2). Он хорошо растворяется в маслах, жи­рах, сыворотке человеческой крови.

Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате чего образуются новые токсичные продукты - фотооксиданты, явля­ющиеся основой «смога» (от англ, smoke - дым и fog - туман). К ним относятся - озон, соединения азота, угарный газ, перекиси и др. Фотооксиданты биологи-чески активны, ведут к росту легоч­ных заболеваний людей, разрушают резиновые изделия, ускоря­ют коррозию металлов, ухудшают условия видимости.

Большую опасность представляет также свинец и его соеди­нения, входящие в состав этиловой жидкости, которую добавля­ют в бензин. В ее состав входят собственно антидетонатор-тетсяца в атмосферу попадает зимой 330 л бензина, а летом - 690 л. Таким образом, среднегодовые потери бензина из одного резер­вуара составляют около 6 т.

При движении автомобилей происходит истирание дорожных покры-тий и автомобильных шин, продукты износа которых сме­шиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающе­го к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в су­хую погоду поднимающаяся над доро-гой в воздух. Химический состав и количество пыли зависят от материа-лов дорожного по­крытия. Наибольшее количество пыли создается на грунтовых и гравийных дорогах.

На дорогах с асфальтобетонным покрытием в состав пыли кроме кварцевых частиц, оксидов алюминия, железа и кальция, дополнительно входят продукты износа вяжущих битумосодержащих материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги на полосы.

Экологические последствия запыленности отражаются на пас­сажирах транспортных средств, водителях и людях, находящих­ся вблизи от дороги.

Пыль оседает также на растительности и обитателях придо­рожной полосы. Леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются, а сельскохозяйст-венные культуры накапливают вредные вещества, содержащиеся в пыле-вых выбросах и отработавших газах.

Автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В ус­ловиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду. Доля автомобилей, использующих более чистое газовое топливо, не превышает 2%, а доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна около 13%. В середине 90-х годов XX века на долю автотранспорта в России приходилось 80% выб­росов свинца, 59% оксида углерода и 32% оксидов азота.

Загрязнение атмосферы подвижными источниками автотран­спорта происходит в большей степени отработанными газами через выпускную систему автомобильного двигателя, а также че­рез систему вентиляции картера двигателя и углеводородными испарениями бензина из системы питания двигателя. Испарения бензина в атмосферу возникают не только в подвижных источ­никах, но и в стационарных, к которым в первую очередь следует отнести автозаправочные станции (АЗС). Они получают, хранят и реализуют бензин и другие нефтепродукты в больших количе­ствах. В результате происходит загрязнение окружающей среды при испарении и разливе топлива. Однако еще большую эколо­гическую и пожарную опасность представляют контейнерные автозаправочные станции (КАЗС). Наибольший вред могут при­нести резервуары КАЗС, заполненные топливом на 60% и менее, так как внутри них образуется взрывоопасная концентрация па­ров бензина с воздухом.

При заполнении резервуаров АЗС объемом 20 м3 бензином в атмос-феру испаряется зимой 11 л, а летом - 23 л бензина. При ежесуточном одноразовом заполнении резервуара в течение месяца в атмосферу попа-дают зимой 330 л. Бензина, а летом - 690 л. Таким образом, средне-годовые потери бензина из одного резервуара составляют около 6 т.

Особую тревогу с точки зрения экологической безопасности вызы-вает провоз опасных грузов. По российским до­рогам провозятся опасные грузы, которые при нарушении условий перевозки и возникновении аварийных ситу­аций могут вызвать разные виды опасности: пожаро- и взрывоопасность, токсичную, радиационную, инфекционную и коррози­онную. Наиболее часто встречающимся видом опасности явля­ется пожарная, что особо характерно для российских автотрасс.

С целью защиты от техногенного загрязнения, а также не­благоприятных природных явлений (метелей, заносов) проводят­ся лесо-насаждения вдоль дорог. В настоящее время площади искусственных лесопосадок на автострадах России составляют 200 тыс. га и столько же занято есте­ственными лесами.

Автотранспорт загрязняет приземные слои атмосферы от­работав-шими газами двигателей  и верх­ние слои атмосферы на высотах крейсерского полета. В целом по России объем выбросов вредных ве-ществ в приземном слое атмосферы (до высоты 900 м) со­ставил 50 тыс. т, из них 29 тыс. т оксида углерода, 11 тыс. т несго­ревших углеводородов, 8 тыс. т оксидов азота и 2 тыс. оксидов серы. Наряду с выбросами загряз-няющих веществ, автомобили потреб­ляют в большом количестве кислород.

В автопарках накапливаются твердые и жидкие отходы потреб­ления и производства, но они в большинстве случаев не опасны в сани-тарно-гигиеническом отношении. Объемы накопления твер­дых отходов в 1998 г. составили: производственные отходы -43 тыс. т; бытовые отходы - 79,9 тыс. т.

Водоемы, ручьи и реки вблизи территорий автострад содер­жат повы-шенную концентрацию нитратов, аммония, анионов серной и соляной кислот. Концентрация свинца, хрома, кадмия, бериллия, марганца в 5-20 раз превышает природную концент­рацию.

Ряд европейских автомобильных компаний обновляют свои парки с тем, чтобы использовать те типы автотранспорта, которые в максималь-ной степени отвечают требованиям защиты окружающей среды.

Программы в области охраны окружающей среды вклю­чает мето-дики по уменьшению количества отходов, связанных с обслуживанием пассажиров на земле. Вот лишь один пример: за год служащие компании собирают та­кое количество алюминиевых банок из-под различных напит­ков, предлагаемых пассажирам, которое достаточно для произ­водства 30 т металла (это эквивалентно массе алюминия в но­вом самолете). Работа по сокращению объема отходов, разумеется, требует дополнительных затрат.

Таким образом, задача туристических организаций – использовать в своей работе наиболее экологически чистые виды транспорта, а так же проводить мероприятия по защите окружающей среды.

 


Теги: Проектирование туристического продукта в современных условиях   Диплом  Туризм
Просмотров: 25121
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Проектирование туристического продукта в современных условиях
Назад